Завии в Алжире — это религиозные заведения, связанные с суфизмом. На протяжении веков они играли важную роль в сохранении культурной и религиозной самобытности алжирцев.
История завий в Алжире связана с историей суфийских тарикатов. Будучи обителями таких братств, они издавна служили центрами распространения ислама. В XV веке с упадком мусульманских государств Магриба, наступлением раздробленности и утраты крупными городами их влияния, регионам пришлось взять на себя сохранение мусульманского культа. Эта роль была возложена на завии, которые возводились в каждой конфедерации племен, превратившись в центры получения религиозного образования. Они также устраивали чтение Корана, проводили мероприятия, связанные с Мавлидом и другими мусульманскими праздниками. Но в центральном регионе Магриба, который позже стал Алжиром, их роль не ограничивалась только этим.
Являясь интегрированными религиозными институтами, помимо своей образовательной роли, завии внесли решающий вклад в сохранении национальной идентичности алжирцев, в частности, в борьбу с различными типами колониализма.
Завии в Алжире были связаны с концепцией рибатов – укреплений, которые строили на границах исламских земель. Впоследствии такие крепости часто превращались в суфийские обители. История противостояния завий колонизаторам восходит еще ко временам испанцев. В боях за освобождение Орана от испанской оккупации приняли участие завии из вилаятов на западе страны, а тысячи талабов (учеников завий) отдали за это жизнь. Известно о шейхе завии в городе Эль Абиодх Сиди Шейх в современном вилаяте Эль-Баяд, который погиб в 1616 г. в результате ранения, полученного во время боя за Оран.
Под предлогом оскорбления своего консула французы напали на Алжир и захватили его в июне 1830 года. В последующие годы завоевание распространилось вглубь страны, сопровождаясь политикой «выжженной земли». От 500 000 до 1 000 000 из примерно 3 миллионов алжирцев были убиты в первые три десятилетия завоевания. В 1834 году Алжир стал французской военной колонией, а согласно Конституции 1848 года, он был объявлен неотъемлемой частью Франции.
Алжирский народ организовал сопротивление колонизаторам. С начала оккупации и до войны 1954-1962 годов, приведшей к обретению независимости, его возглавляли деятели из различных алжирских суфийских братств, такие как Шейх Си Заамум, Шейх Ларби Бенмусса, Шейх Буамама, Эль Мокрани, Зааташи, Шейх Амуда. Эмир Абд аль-Кадир, национальный герой Алжира, вырос в завии своего отца Мухйи ад-Дина – шейха тариката кадирия. Следует отметить, что это братство первым проявило яростную волю к сопротивлению французскому вторжению.
После вхождения Алжира в состав Франции шейхи поддерживали восстания против оккупантов. Когда Мохаммед Эль-Мокрани в 1871 году призвал алжирцев к оружию, то Шейх Ахаддад (Эль-Хаддад) из тариката рахмания, несмотря на свой возраст (80 лет), благословил его и предоставил 100 000 своих последователей и сторонников в его распоряжение. После того, как восстание потерпело поражение, Шейх Ахаддад предстал перед судом. Когда у него спросили, почему он призвал своих последователей к борьбе, хотя знал, что алжирцы потерпят поражение, он ответил: «Я хотел навсегда вбить клин между нашими детьми и Францией, чтобы они не смешивались с ними и не становились похожими на них. Если бы между нами не пролилась кровь, пришло бы время, когда нельзя было отличить мусульманина от христианина. Я посадил дерево горечи (по-кабильски илили, олеандр), обязательно поливайте его и не позволяйте ему высохнуть».
В настоящее время в Алжире насчитывают более 1600 завий. Они и сейчас сохраняют свою роль, продолжая служить обществу.
ВСЕ НОВОСТИ