Времена намазов
В течение суток совершается пять намазов: каждый – в свое определенное время. Нельзя выполнять намаз ни раньше, ни позже положенного для него времени. Несвоевременное чтение намаза без уважительной причины является большим грехом. Сказано в Священном Коране, означающее: «Воистину, намаз для верующих предписан в строго определенное время»24.
Время утреннего намаза Ас-Субх - с начала истинного рассвета, т.е. появления на горизонте светлой полосы и до появления верхнего края диска солнца.
Время полуденного намаза Аз-Зухр - с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада, и тень начинает увеличиваться, и продолжается до тех пор, пока длина тени не будет равняться одной или двум длинам предмета.
Время послеполуденного намаза Аль-Аср начинается, как только заканчивается намаз Аз-Зухр, и подолжается до полного захода солнца (до момента, когда солнечный диск скроется за линией горизонта).
Время вечернего намаза Аль-Магриб начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката.
Время ночного намаза Аль-Иша начинается с окончанием времени намаза Аль-Магриб, продолжается до наступления времени намаза Ас-Субх.
Время намаза Аль-Витр - время ночного намаза; намаз Аль-Витр читается после намаза Аль-Иша.
Время намаза Аль-Джума - время намаза Аз-Зухр пятничного дня.
Время намаза Ат-Таравих - время намаза Аль-Иша в месяце Рамадан.
Время праздничного намаза – спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не будет в зените.
Время, когда читать намаз нельзя
В течение суток есть времена, когда намаз не читается:
1. Восход солнца.
2. Когда солнце находится в зените.
3. Заход солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз Аль-Аср этого же дня, если он не был выполнен.
Виды намаза
1. Фард - обязательный намаз.
2. Ваджиб – намаз, близкий к обязательному.
3. Нафиль – дополнительный намаз.
Фард-намазы
1.Ежедневный пятикратный намаз:
- намаз Ас-Субх: 2 ракаата фард,
- намаз Аз-Зухр: 4 ракаата фард,
- намаз Аль-Аср: 4 ракаата фард,
- намаз Аль-Магриб: 3 ракаата фард,
- намаз Аль-Иша: 4 ракаата фард.
2. Джума - пятничный намаз (обязателен для мужчин)
3. Намаз Джаназа (по усопшему) - фард кифайа25 (обязателен для мужчин)
Ваджиб-намазы
1. Намаз Витр: 3 ракаата.
2. Празничные намазы (праздников Аль-Фитр и Аль-Адха): 2 ракаата.
Нафиль-намазы
Нафиль-намазы намазы делятся на:
1) намазы, которые совершаются дополнительно к намазам-фардам:
- сунна-намазы, которые совершаются до или после выполнения пяти фард-намазов; они делятся на:
а) сунна муаккада, т.е. намазы, которые Пророк Мухаммад выполнял постоянно; их желательно выполнять всегда;
б) сунна гайримуаккада, т.е. намазы, которые Пророк Мухаммад выполнял иногда;
- сунна-намаз Ат-Таравих, который совершается каждую ночь месяца Рамадана;
2) намазы, которые совершаются независимо от фардов (эти намазы называются также мустахабом или мандубом); они совершаются в любое (кроме запрещенного) время с намерением получения саваба.
Вот некоторые из них:
- намаз Ад-Духа. Совершается через 40 минут после окончания времени утреннего намаза. Он может включать от 2-х до 12-ти ракаатов;
- намаз Ат-Тахаджуд. Совершается после полуночи (желательно в последнюю треть ночи); этот намаз может включать от 2-х до 12-ти ракаатов;
- намаз Ат-Тахият-уль-масджид. Совершается при посещении мечети и состоит из 2-х ракаатов.
Фарды намаза
Есть 12 фардов: 6 из них вне намаза - они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов в намазе - это рукны намаза.
Чтобы намаз был правильным, необходимо соблюдать все 12 фардов без исключения.
Условия намаза:
1. Очищение от хадас26 – посредством совершения вуду и гусль.
1. Очищение от наджасы - это удаление всякого рода нечистот с тела, одежды и места моления.
2. Прикрытие аурата, т.е. частей тела, которые не должны видеть посторонние люди27.
1. Направление на Киблу. Чтение намаза в сторону Киблы. Кибла - это направление, в котором принимается намаз. В настоящее время Киблой является Кааба - первое Священное здание в Мекке, построенное для поклонения Аллаhу . Первым строителем Каабы был Пророк Адам, мир Ему. Во время Великого Потопа древний храм был разрушен, и восстановили его Пророки Ибрахим и Исмаил, мир Им.
2. Время. Это совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени (не совершенный своевременно намаз остается как када (долг).
3. Намерение. Следует знать, какой намаз совершается, и вспомнить о нем сердцем. Произнесение вслух намерения - сунна28.
Рукны намаза:
1. Такбират-уль-Ифтитах. Это произнесение Такбира29 при вступлении в намаз.
2. Кыям. Стояние во время намаза (для тех может).
3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.
4. Рукуа. Поясной поклон. Руки находятся на уровне колен.
5. Саджда. Земной поклон, т.е. касание земли одновременно коленями, руками и лбом.
6. Каида. Это – сидение в конце намаза на протяжении времени чтения Ат-Тахията.
Азан - это призыв людей к выполнению очередной обязательной молитвы. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени (см. Прил.1 текст 2).
Если азан был прочитан в мечети города или района, то в этом случае людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. Им достаточно будет прочесть только икамат. После азана читается дуа (см. Прил.1 текст 3).
Икамат - это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением фард-намаза (см. Прил.1 текст 4). Людям, слышащим азан и икамат, желательно (в отношении азана даже обязательно), повторять «про себя» всё, что говорит призывающий к молитве. Исключением являются слова “хайя аляс-саля” и “хайя аляль фалях”. При произношении этих слов следует произнести слова (см. Прил.1 текст 31)
Произносить азан и икамат является сунной для мужчин и макрухом для женщин.
Место моления должно быть чистым от наджасы, не желательно, чтобы на нем имелось изображение одушевленных предметов. Обычно используют специальный молельный коврик (намазлык), но можно читать намаз на любом пригодном материале (ткань, бумага т.д.). В естественных природных условиях (в лесу, поле и т.п.) разрешается читать намаз просто на земле.
ТАСЯТТУР
То, что должно быть прикрыто у мужчин и женщин, называется «тасяттур». То, на что запрещено смотреть у другого человека, называется «аурат». Сказано в Коране: «О, дети Адама, мы ниспослали вам одеяния для прикрытия ваших постыдных мест и одежду, которая украшает вас, а лучшая одежда для вас – богобоязненность»30.
Целью прикрытия аурата является скрывание тела от чужих взглядов и воздержание от запретных желаний. Чувство порядочности и стыда обязывает человека прикрывать аурат. Но главная цель прикрытия аурата у верующих мужчин и женщин — исполнение повеления Аллаhа.
Одежда не должна быть облегающей ни для женщин, ни для мужчин. Читать намаз в облегающей одежде является макрухом, но намаз принимается. Одежда не должна быть прозрачной, т.е сквозь нее не должны быть видны цвет волос, кожи, а также силуэт фигуры. В прозрачной одежде намаз не принимается, т.к. она не прикрывает аурат.
Как нужно прикрывать аурат
Прикрытие аурата является одним из условий выполнения намаза. И поэтому надо быть внимательным, в этом вопросе.
Тасяттур для мужчин. Мужчины перед другими мужчинами и женщинами (кроме своей жены), и во время намаза должен прикрывать часть тела от пупка до колен включительно. Колени тоже являются ауратом.
Тасяттур для женщин. У женщины-мусульманки перед чужими мужчинами ауратом является все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног.
1. Перед другими женщинами ауратом считается часть тела от пупка до колен; а перед женщинами-мушриками31, аурат такой же, как и перед чужими мужчинами.
1. Женщина перед такими родными как отец, брат, сын или приемный сын (за которых она не может выйти замуж никогда, этих родных называют «махрам») может показать руки, волосы, шею, голень, уши, и они могут смотреть на эти части, т.к. это не запрещается.
Тасяттур для детей. У детей до 4-х летнего возраста можно смотреть и касаться мест аурата. С 4 лет до возраста мукалляф ауратом является половые органы, их следует прикрывать.
Тасяттур для мужа и жены. Понятия аурат между супругами не существует: они могут смотреть на любые части тела друг у друга..
Тасяттур при лечении или при необходимости. В целях лечения или при необходимости женщина может дотрагиваться до чужого мужчины, мужчина до женщины. Но женщине лучше обращаться к врачам женщинам, мужчинам – к врачам мужчинам; но если нет возможности, то можно обращаться к врачам противоположного пола.
Порядок совершения намаза
1. Человеку следует встать в направлении к Кибле так, чтобы расстояние между стопами ног было шириной в 4 пальца. Смотреть следует на место, куда совершается суджуд.
2. Намерение: «Намерился выполнить …(количество) ракаатов … (сунна или фард)… (какого по времени) намаза ради Аллаhа».
3. Совершается Такбират-уль-Ифтитах, т.е. произносятся слова «Аллаhу Акбар» (см. Прил.1 текст 5).
4. Одновременно с этим мужчина поднимает руки, ладонями в сторону Киблы, так чтобы большие пальцы были на уровне ушных мочек (см.Прил.2 рис.2). Женщины – тоже открытыми ладонями к Кибле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч (см.Прил.2 рис.1).
5. Кыям, т.е. стояние после Такбира. Мужчинам следует положить ладонь правой руки на левую руку, при этом мизинцем и большим пальцем обхватить кисть левой руки и держать в таком виде на животе ниже пупка (см.Прил.2 рис.4). Женщины складывают руки на уровне груди правой ладонью поверх левой ладони, но, не обхватывая ее пальцами правой руки (см.Прил.2 рис.3)
6. Кыраат - чтение. В положении «стоя», последовательно «про себя»32 читается «Субханака…», «А’узу билляhи…», и сура «Аль-Фатиха» (см. Прил.1 текст 6-7) и какая-нибудь короткая сура (но без чтения «Бисмилляhи…»).
1. Рукуа - поясной поклон. Со словами «Аллаhу Акбар» совершают поясной поклон и в этом положении читают «Субхана Раббияль-Азым» 3 раза (см. Прил.1 текст 10). Мужчины во время рукуа разведенные пальцы кладут на колени, ноги и спину держат прямыми под углом 90 градусов (см. Прил.2 рис.6); у женщин колени и спина чуть согнуты, соединенные пальцы рук ложатся на чуть согнутые колени(см.Прил.2 рис.5).Выпрямляются со словами «Самиаллаhу лиман хамидаh» (см. Прил.1 текст 11); поднявшись из поклона, говорят: «Раббана ва лякаль-хамд» (см. Прил.1 текст 12).
2. Саджда – земной поклон. Сказав «Аллаhу Акбар», касаются пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между рук, ноги не отрываются от земли и глаза смотрят на крылья носа. В этом положении повторяют 3 раза: «Субхана Раббияль-А’ля» (см. Прил.1 текст 13). Мужчины локтями не касаются земли и своих ребер. Стопы держат ровно, касаясь земли согнутыми в направлении Киблы пальцами ног (см.Прил.2 рис.8). У женщин локти прижаты к ребрам и земле, ноги в том же положении, что и у мужчин (см.Прил.2 рис.7).
3. Сидение между суджудами. Со словами «Аллаhу Акбар» отрывают лоб от земли. Садятся на колени, руки кладут на уровень колен, смотря на свои бедра. Находиться следует в состоянии покоя столько, чтобы успеть сказать «Субханаллаh». Мужчины садятся на левую ногу, а согнутые пальцы правой ноги направлены в сторону Киблы (см.Прил.2 рис.11); женщины садятся на землю, сложив обе ноги под себя в правую сторону (см.Прил.2 рис..9).
4. Со словами «Аллаhу Акбар» совершается второй земной поклон и 3 раза читается «Субхана Раббияль-А’ля».
5. Встают со словами «Аллаhу Акбар», при этом сначала отрывают от земли голову, затем руки, затем, положив руки на бедра, отрывают от земли колени. На этом заканчивается первый ракаат.
* Чтение 2-го, 3-го и 4-го раакатов намаза происходит аналогично чтению первого ракаата с небольшими отличиями:
а) в начале рааката не делается намерение о совершении намаза и не совершается Такбират-уль-Ифтитах,
б) в положении «стоя» сразу читают суру «Аль-Фатиха», начиная с «Бисмилляh…». При этом не произносят «Субханакя…» и «А‘узу…»,
в) если читают фард-намаз, то в 3-м и 4-м ракаате после суры «Аль-Фатиха» вторая сура не читается. Если же читается сунна-намаз, то вторая сура читается во всех ракаатах.
6. После выполнения второго ракаата, сказав «Аллаhу Акбар», следует подняться из саджда и сесть так же, как это описывается в п.10 (сидение между 2-мя суджудами). Сидя прочитать «Ат-Тахият» (см. Прил.1 текст 15), при этом в момент произнесения слов «Ля иляhа» следует приподнять указательный палец правой руки (см.Прил.2 рис.10) Со словами «илляллаh» указательный палец возвращается в исходное положение. Это является первым сидением в намазе. После него поднимаются и совершают 3-й и 4-й ракаат (количество ракаатов в каждом намазе см. в Прил.4).
7. После выполнения последнего ракаата намаз завершается последним сидением. Сказав «Аллаhу Акбар», следует подняться из суджуда и сесть так же, как это описывается в п.10 (сидение между 2-мя суджудами). Сидя по порядку читать:
8) Ат-Тахият (как описано в п.13),
9) Ас-Салават (см. Прил.1 текст 16),
10) Дуа «Раббана атина...» (см. Прил.1 текст 17)
11. Затем дается «Салям»: cначала голову поворачивают направо, глаза смотрят на плечи, и произносят: «Ас-саляму ‘аляйкум уа Рахматуллаh» (см. Прил.1 текст 18), затем, повернув голову налево, также произносят: «Ас-саляму ‘аляйкум уа Рахматуллаh». На этом заканчивается чтение намаза.
12. После намаза читаются дуа (см. Прил.1 тексты 19 - 26).
Примечание. Если намаз состоит из 2-х ракаатов (например, Ас-Субх), то после выполнения 2-го ракаата следует завершить намаз последним сидением, как это описано в п.14.
Намаз Витр
Намаз Аль-Витр читается после намаза Аль-Иша, состоит из 3 ракаатов и имеет несколько отличный от других намазов порядок чтения 3-его ракаата:
1. Стоя, последовательно читают «Аль-Фатиху» и другую суру из Корана.
2. Совершают Такбир «Кунут», т.е., сказав «Аллаhу Акбар», руки поднимают, как во время Такбират-уль-Ифтитах, затем руки вновь смыкают.
3. Читают дуа «Аль-Кунут» (см. Прил.1 текст 27). Тот, кто не знает дуа «Аль-Кунут», читает дуа: «Раббана атина…»(см. Прил.1 текст 17).
НАМАЗ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Мусульманин совершает намаз, ибо это веление Аллаhа Всевышнего. В повелениях Всевышнего много мудрости и пользы, а Его запреты касаются лишь того, что приносит вред человеку. Никакая другая религия, кроме Ислама, не уделяет так много внимания здоровью человека. Главный обряд поклонения в Исламе – намаз – предписан человеку до конца его жизни. Однако, совершающий намаз, несомненно, получает пользу и для своего здоровья. Вот некоторые из полезных эффектов (подтвержденных медицинскими данными) имеющихся в выполнении намаза:
1. Движения, совершаемые в течение намаза, медленны и не утомляют сердце. Они совершаются в различное время суток, что способствует постоянному пребыванию человека в состоянии бодрости.
2. К мозгу того, кто склоняет голову в земном поклоне, ритмично и обильно приливает кровь. Благодаря хорошему питанию клеток мозга, у совершающих намаз реже встречаются нарушения памяти. Эти люди ведут более здоровый образ жизни и не подвергаются недугу слабоумия, называемому в медицине “demans senil” .
3. У совершающего намаз человека, благодаря постоянным наклонам и подъемам, более активно происходит кровообращение в глазных яблоках. Внутри глаз давление не повышается, обеспечивается постоянный обмен влаги в передней части глаз. Это служит профилактикой заболевания катарактой.
4. Изменение положения тела в процессе намаза способствуют хорошему перевариванию пищи в желудке и нормальному выделению желчи, тем самым не допуская скопления желчи в желчном пузыре; способствуют нормальному функционированию поджелудочной железы и играют большую роль в профилактике запоров. Встряска почек предотвращает образование в них камней, а также способствуют полноценному процессу мочевыделения.
5.Ритмичные движения тела в процессе пятикратного намаза предупреждают возникновение артроза и известковых отложений в суставах, а также способствуют сохранению эластичности кровеносных сосудов.
6. Медицинская практика показывает, что для здоровья человека большое значение имеет движение тела, производимое в определенное время суток. Время начала каждого из пяти ежедневных намазов наиболее соответствует оптимальным срокам обновления кровообращения и оживления дыхания.
7. Совершение намаза способствует регуляции сна; статическое электричество, накапливаемое в теле, удаляется из него посредством земных поклонов, и тело вновь обретает бодрость.
8. На теле человека имеется более 700 биологически активных точек, из них 66 наиболее активных расположены в зонах обязательного омовения (вуду). Таким образом, каждый раз при омовении мусульмане совершают комплексную процедуру, включающую в себя гидромассаж этих точек, температурное и физическое воздействие на них. При этом очередность активизации и раздражения этих точек также является оптимальной.
9. Чистота тела является одним из условий здоровья человека. Вуду и гусуль позволяют ее сохранять. Сам же намаз есть воплощение чистоты, ибо он способствует духовному и физическому очищению.
Пять столпов Ислама
Каждый человек, не зависимо от пола или национальности, полностью отвечает за свои действия перед Аллаhом Всевышним в Судный День и обязан исповедовать Ислам, если он является мукаллафом, т.е. человеком, соответствующим следующим условиям:
1. Слышал об Исламе. Достаточно, чтобы слышал хотя бы: «Ля илаха илла-ллаhу Мухаммадун расулуллаh» или знает значение этого на другом языке: «Нет божества, кроме Аллаhа, Мухаммад – Его Пророк»
2. Является совершеннолетним, т.е. достиг половой зрелости, или по достижении 14,5 лет (независимо от половой зрелости).
3. Является дееспособным, т.е. является психически здоровым и полноценным человеком.
Ислам основывается на пяти столпах:
1. Свидетельство, что нет божества кроме Единого Бога и Мухаммад Его Посланник. Значение первого свидетельства «Ашхаду ан ла илаха илла-ллаhу»: я говорю, признаю и верю, что нет другого божества, кроме Аллаhа, что Он - Единый Создатель, что истинно мы покорны Ему и только Ему поклоняемся.
Значение второго свидетельства «Ашхаду анна Мухаммадан расулу-ллаh»: я говорю, признаю и верю, что Мухаммад сын Абдуллаха, сына Абдуль-Мутталиба, сына Хашима, сына Абдуль-Манафа из племени Курейш послан Богом как последний Пророк и Посланник ко всему миру, включая людей и джиннов. Он родился в Мекке, где началось Его пророчество. Затем совершил переселение в Медину, где в последствие умер и был похоронен. В это свидетельство входит также и вера в Пророков Бога и Его Ангелов, в Священные Книги, в Судный День, а так же в Предопределение добра и зла.
2. Ежедневное совершение пятикратного намаза (молитвы). Самое лучшее для человека – вера в Аллаhа Всевышнего и Его Пророков, а после этого – соблюдение обязанности намаза.
3. Выдача закята (пожертвования в пользу нуждающихся). Закят – это строго определенная часть от того имущества, которая остается у мусульманина сверх его потребности. Закят выделяется добровольно 7-ми категориям мусульман, которые указаны в Коране. Существует четыре вида закятного имущества: золото и серебро, предметы торговли, крупный и мелкий рогатый скот, продукты земледелия.
4. Соблюдение поста в месяц Рамадан (по мусульманскому календарю). Пост – это воздержание от приема пищи или питья, половой близости со времени начала рассвета и до полного захода солнца.
5. Совершение Хаджа (паломничества), если есть на то материальная и физическая возможность. Хадж – это паломничество к Священному Дому (Каабе) в городе Мекка. Каждый мусульманин, если он здоров и располагает средствами сверх того, что необходимо для содержания семьи и на дорогу туда и обратно, обязан совершить один раз в жизни Хадж. Пророк Мухаммад, сказал: «Кто совершил Хадж без нарушений, тот стал чистым от грехов подобно новорожденному». Источник средств, потраченных на паломничество, должен быть в соответствии с Шариатом.
КАК ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
Ислам принять очень легко: для этого не нужны какие-либо предварительные действия (например, омовение) или подготовка. А следует сразу же, как возникло намерение стать мусульманином, сделать следующее:
с искренним намерением о принятии Ислама произнести слова двух Исламских свидетельств на арабском языке («Ашhаду алля иляhа илляллаhу уа ашhаду анна Мухаммадар-Расулюллаh») или же – их значение на русском языке («Я знаю, верю всем сердцем и подтверждаю на словах, что нет божества, кроме Единого Бога – Аллаhа, и я знаю, верю всем сердцем и подтверждаю на словах, что Мухаммад – Посланник Аллаhа»).
Это свидетельствование основано у мусульманина на понимании того, что есть Единый Бог, Один для всех людей. Поклонения достоин только Он, и нельзя поклоняться людям, предметам, картинам, животным. Исповедующий Ислам верит во всех Пророков, посланных к нам Всевышним, от первого человека и Посланника Адама до последнего из Пророков и Посланников Всевышнего – Мухаммада, мир Ему. Он также верит в Ноя, Авраама, Исмаила, Давида, Моисея, Иисуса, и во всех остальных Божьих Пророков (всего их было 124000 человек), да благословит Их всех Аллаh. Мусульманин признает и верит в то, что у всех Пророков была одна единая вера – это покорность и поклонение Единому Создателю (что на арабском языке называется «Ислам»), признает в чистом виде все, переданные нам Божьими Посланниками Священные Писания, такие как Псалтырь, Тора, Евангелие и Коран (в настоящее время в неизменном виде существует только последнее из Священных Писаний – Коран).
После искреннего произнесения слов Исламских свидетельств человек без сомнения становится мусульманином. Окружающие человека мусульмане также должны знать об этом, поэтому ему необходимо свидетельствовать перед двумя мусульманами-мужчинами, соблюдающими обязанности перед Аллаhом, удерживающими себя от совершения грехов (чтобы в случае смерти человека он был похоронен по мусульманскому обряду). Для этого надо произнести перед ними слова 2-х Исламских свидетельств, но на этот раз не для принятия Ислама, а с намерением воспоминания об Аллаhе.
То, что человек принял Ислам, - это величайший дар Создателя ему, и теперь он должен будет сберечь свою веру, свои правильные убеждения. А этому способствует получение знаний по религии. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки. А Имам Али, да будет доволен им Аллаh, сказал, что знания лучше, чем деньги, так как человек охраняет деньги, а знания - охраняют его. Поэтому, став мусульманином человеку очень важно обратиться к образованному учителю по религии для получения необходимых минимальных знаний по Исламу.
Мусульмане желают всем людям придти к Истинной Вере – покорности и поклонения только Создателю.
Исламские ученые передали: если человек, который раньше никогда не был мусульманином, принимает Ислам, то Всевышний по Милости Своей прощает ему все прегрешения, и такой человек становится чистым, как новорожденный.