Admin » 01 июн 2011, 19:29
Доказательства того, что Коран является речью Аллаха и не был сотворен
89. Нас могут попросить обосновать утверждения о том, что Коран является несотворенной речью Аллаха.
Доказательством этого является следующее высказывание Великого и Могучего Аллаха: «Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле» (Сура «ар-Рум», аят 25). Воля Аллаха выражается в Его словах и речах. Он повелел небесам и земле держаться, и они выполняют Его повеление и не падают друг на друга. Они держатся в таком положении по Его воле.
Великий и Могучий Аллах также сказал: «Несомненно, Он творит и повелевает» (Сура «аль-Араф», аят 54). В этом аяте речь идет о сотворении любых творений, потому что таков очевидный смысл этого откровения, и мы не имеем права отказываться от его очевидного смысла без убедительных доводов и доказательств. Аллах упомянул о Своих повелениях после упоминания о творениях, и это свидетельствует о том, что повеления Аллаха не сотворены.
Кто-то может возразить и привести в пример следующее высказывание Всевышнего: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (Сура «аль-Бакара», аят 9.
Мы говорим, что коранические откровения имеют исключения, если это подтверждается единым мнением мусульман и доказательствами. Великий и Могучий Аллах упомянул о Себе и всех ангелах, кроме Джибриля и Микаила, а затем упомянул об этих двух ангелах. Вначале Он помянул всех ангелов, кроме этих двух, а затем упомянул о них в отдельности. Что же касается аята «Несомненно, Он творит и повелевает», то священные тексты не свидетельствуют о том, что здесь речь идет не обо всех творениях Аллаха. Напротив, вначале Аллах поведал о сотворении всех творений, а затем отдельно упомянул о своих повелениях. Безусловно, повелениями Аллаха являются Его слова, из чего следует, что слова Аллаха не сотворены.
Великий и Могучий Аллах также сказал: «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого» (Сура «ар-Рум», аят 4). Это означает, что повеления Аллаха существовали до сотворения мира и будут существовать впоследствии, что также свидетельствует о том, что повеления Аллаха не сотворены.
90. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством в пользу того, что речь Аллаха не является творением, является следующее высказывание Великого и Могучего Аллаха: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Сура «ан-Нахль», аят 40). Если бы Коран был творением, то он возник бы после того, как Аллах сказал бы ему: «Будь!» И в этом случае слово «Будь!» также было бы словом. Из этого можно сделать только два вывода: либо мы соглашаемся с тем, что слово Аллаха не является творением, либо мы сталкиваемся с бесконечной последовательностью повелений, каждое из которых порождает последующее. Безусловно, второй вывод является невероятным, и это убеждает нас в том, что речь Великого и Могучего Аллаха не является творением.
91. Кто-то может сказать, что высказывание Аллаха «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» означает, что слово Аллаха и есть творение.
В ответ мы скажем, что очевидный смысл этого откровения состоит в том, что Аллах произносит слово: «Будь!» Не может быть, чтобы повеления Аллаха, обращенные к творениям, были теми же самыми творениями, потому что из этого следует, что все творения должны представлять собой не что иное, как слова Великого и Могучего Аллаха. Утверждающий подобное говорит величайшую ложь, потому что из этого следует, что люди, лошади, ослы и все другие существа во вселенной являются словами Аллаха. Безусловно, это – заблуждение!
Из всего сказанного становится ясно, что слово Аллаха «Будь!», обращенное к творениям, не является теми же самыми творениями. Следовательно, речь Великого и Могучего Аллаха не сотворена. Если же человек утверждает обратное, то получается, что Аллах не говорит и не разговаривает. Это воззрение порочно и неправильно. То же самое можно сказать о воззрениях людей, которые считают знание Аллаха сотворенным, потому что в таком случае Аллах был бы просто лишен всякого знания. Однако в действительности Великий и Могучий Аллах всегда был и будет Знающим, и не может быть, чтобы Он когда-нибудь был лишен знания. Вот почему не может быть, чтобы Аллах когда-нибудь был лишен способности говорить. Отсутствие речи означает либо молчание, либо порок, также как и отсутствие знаний означает либо невежество, либо сомнение, либо порок. Мы не можем приписывать Аллаху отсутствие знаний и не можем говорить, что Аллах безмолвствует или лишен способности говорить. Напротив, Он изначально обладает даром речи и изначально обладает знанием.
92. Еще одно доказательство.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море» (Сура «аль-Кахф», аят 109). Если бы моря превратились в чернила для записи слов Аллаха, а деревья – в письменные трости, то моря бы высохли, а письменные трости сломались до того, как иссякли бы слова Аллаха. Слова Великого и Могучего Аллаха не имеют предела, также как и Его знания. Тот, чьи речи заканчиваются, умолкает и перестает говорить, и это является недостатком, который неприемлем в отношении Великого и Могучего Господа. Воистину, Он всегда умел и будет уметь говорить. В противном случае это означало бы, что Он изначально безмолвствует и обладает недостатками. Пречист Аллах и превыше того, что приписывают Ему джахмиты!
93. Воззрения джахмитов похожи на воззрения христиан. Последние полагают, что Аллах поместил свое слово во чрево Марьям. Джахмиты пошли еще дальше и решили, что слово Аллаха было сотворено и воплощено в дереве, в результате чего дерево заключило в себе слово Аллаха и обрело дар речи. Они решили, что, когда пророк Муса услышал слова: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура «Та ха», аят 14), это были слова простого дерева, одного из творений Аллаха. Представьте себе, что слова Аллаха воплотились в дерево, которое сказало пророку Мусе, что оно является Аллахом, и что людям надлежит поклоняться ему.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!» (Сура «ас-Саджда», аят 13). Великий и Могучий Аллах сам произносит свои слова. Не может быть, чтобы слово Аллаха было сотворено в дереве. И не может быть, чтобы знание Аллаха было сотворено в любом другом творении. Пречист Аллах и превыше всего этого!
94. Мы считаем невозможным, чтобы воля Великого и Могучего Аллаха была сотворена в каком-либо творении. Мы также считаем невозможным, чтобы слово Аллаха было сотворено в каком-либо творении. Если бы воля Аллаха была сотворена в одном из творений, то происходящее было бы волеизъявлением творения, а это невероятно. И если бы слово Аллаха было сотворено в каком-либо творении, то это творение говорило бы вместо Аллаха, и тогда слова Его были бы фактически словами творения.
95. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством безосновательности взглядов джахмитов является высказывание Великого и Могучего Аллаха о том, что многобожники говорили о священном Коране: «Это – не что иное, как слова людей» (Сура «аль-Муддассир», аят 25). Всякий, кто считает Коран сотворенным, фактически называет его речью человека, хотя именно за это Аллах упрекнул язычников.
Кроме того, если бы Аллах не мог разговаривать до сотворения творений, то все сущее должно было бы появиться не по Его слову и повелению. Это означало бы, что Аллах не говорил своим творениям: «Будь!» – и это явно противоречит священному Корану и единому мнению мусульман.
96. Помните, и да смилостивится над вами Аллах, что джахмитские воззрения о сотворении Корана подразумевают, что изначально Аллах не мог разговаривать, подобно каменным истуканам, которые не обладают даром речи. В истории о пророке Ибрахиме говорится: «Они сказали: «О Ибрахим (Авраам)! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?» Он сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать» (Сура «аль-Анбийа», аяты 62-63). Пророк Ибрахим подчеркнул, что истуканы, которые не обладают даром речи, не могут быть богами. Бог не может быть лишен способности говорить и не может безмолвствовать. Каменные истуканы не являются богами, хотя Аллаху не составляет труда вдохнуть в них жизнь и одарить их даром речи. Почему же тогда некоторые люди утверждают, что изначально Аллах не мог разговаривать? Пречист Аллах и превыше всего этого!
Не может быть, чтобы до сотворения мира Аллах не умел разговаривать, подобно каменным истуканам. Следовательно, Аллах изначально мог говорить.
97. Еще одно доказательство.
Всевышний Аллах поведал о том, что Он скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» В хадисе [1] сообщается, что не будет никого, кто бы ответил Аллаху, и тогда Он скажет: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Сура «Гафир», аят 16). Великий и Могучий Аллах произнесет эти слова, когда не будет ни людей, ни ангелов, ни других живых тварей, ни джиннов, ни деревьев, ни глины. И это означает, что слова Великого и Могучего Аллаха не относятся к творениям. В тот час не будет никого и ничего, кроме Аллаха.
98. Еще одно доказательство.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)» (Сура «ан-Ниса», аят 164). Арабское слово «таклим» используется для обозначения устной беседы, и не может быть, чтобы слова того, кто ведет беседу, были сотворены в каком-то ином творении. То же самое можно сказать о знании.
99. Еще одно доказательство.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему» (Сура «аль-Ихлас», аяты 1-4). Как может быть Коран творением, если в нем упомянуты имена Аллаха? Если бы Коран был сотворен, то и прекрасные имена Аллаха были бы сотворены. А это означало бы, что единство, знание и всемогущество Аллаха также сотворены. Пречист Аллах и превыше всего этого!
100. Еще одно доказательство.
Всевышний Аллах сказал: «Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и великодушием!» (Сура «ар-Рахман», аят 7. Творение не может быть всеблагим (табарака), и это означает, что имена Аллаха не являются творениями. Всевышний также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Сура «ар-Рахман», аят 27). Лик Аллаха не может быть творением, и то же самое можно сказать о Его именах.
101. Еще одно доказательство.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» (Сура «Аль Имран», аят 1. Если Аллах произносит это свидетельство, то Он непременно должен слышать его. Если же Аллах слышит, как это свидетельство произносят Его творения, то это нельзя назвать Его свидетельством. Из всего сказанного следует, что Аллах сам произнес это свидетельство. Это могло произойти до сотворения мира и после этого.
Предположим, что Аллах свидетельствовал, что Он является Единственным Богом, после сотворения мира и не делал этого до сотворения мира, то получается, что никто не свидетельствовал о единобожии до сотворения вселенной. Если до сотворения вселенной никто не свидетельствовал о единобожии, то мы не можем утверждать, что единобожие существовало вообще. В этом случае мы также не можем утверждать, что до сотворения мира Аллах был единственным, кто достоин поклонения. Невозможно доказать существование того, что нельзя засвидетельствовать. Следовательно, Аллах свидетельствовал о том, что Он является Единственным Богом, еще до сотворения мира. А поскольку свидетельство Великого и Могучего Аллаха является Его речью, нам становится ясно, что Его речь не сотворена.
102. Еще одно доказательство.
О порочности джахмитских воззрений о сотворенности Корана также свидетельствует то, что из Корана взяты многие имена Аллаха. Великий и Могучий Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, который сотворил все сущее и всему придал соразмерность» (Сура «аль-Аля», аяты 1-2). Имя Всевышнего Господа, Который сотворил сущее, не может быть творение, также как и величие Господа не может быть сотворенным. Аллах поведал, что сонмище джиннов сказало: «Величие нашего Господа превысоко» (Сура «аль-Джинн», аят 3). Мы не утверждаем, что величие Аллаха сотворено, и не должны утверждать того, что творением является Его речь.
103. Еще одно доказательство.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает» (Сура «аш-Шура», аят 51). Если бы слова Аллаха были всего лишь творениями, заключенными в других творениях, то упоминание о перечисленных выше условиях было бы бессмысленным. Джахмиты предполагают, что слова Аллаха являются творениями и появляются вне Него. Это значит, что любой человек способен услышать их, и что пророки не имеют никаких преимуществ над остальными людьми.
Джахмиты предполагают, что слова Аллаха, обращенные к пророку Мусе, были сотворены в дереве. Но ведь услышать слова Аллаха от ангела или пророка лучше, чем услышать их от дерева, как это произошло с пророком Мусой. Люди слышали эти слова от своего пророка, а он не слышал их от Великого и Могучего Аллаха, а слышал их от дерева. Следовательно, иудеи, которые слышали слова Аллаха из уст своего пророка, превзошли в этом отношении пророка Мусу, сына Имрана, который слышал лишь слова, произнесенные деревом. Если слова Аллаха были сотворены в дереве, то это значит, что Аллах не разговаривал со своим пророком через завесу. В этом случае люди и джинны, которые могли находиться в том же самом месте, также могли услышать эти слова. Следовательно, если мы предположим, что Аллах не разговаривал с Мусой через завесу, то пророк Муса при получении откровения ничем не отличался от других людей.
104. Если следовать джахмитским представлениям о том, что во время беседы с Мусой Великий и Могучий Аллах сотворил свои слова в дереве, то получается, что при ниспослании откровения пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, Аллах мог сотворить Свои слова в бараньей ноге, когда она сказала ему: «Не ешь меня – я отравлена». [2] Из их воззрений получается, что слова, услышанные пророком, мир ему и благословение Аллаха, могли быть словами Великого и Могучего Аллаха. И если они не согласны с тем, что эти слова были словами Аллаха, почему тогда они утверждают, что Аллах сотворил Свои слова в дереве? Они считают, что, разговаривая, Аллах творит Свои слова. А это значит, что слова бараньей ноги также могли быть словами Аллаха, которые Он сотворил в ноге.
Если они согласятся с этим, то получается, что Великий и Могучий Аллах сказал: «Не ешь меня, потому что я отравлена». Пречист Аллах и превыше этой великой клеветы!
Если же они скажут, что слова Аллаха не могут быть сотворены в бараньей ноге, то с таким же успехом мы можем сказать, что слова Аллаха не могут быть сотворены в дереве.
105. Спросите их о словах, которые по воле Аллаха произнес волк, [3] который рассказал о пророческой миссии пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Если Великий и Могучий Аллах разговаривает посредством других творений, то почему они не соглашаются с тем, что слова, произнесенные волком, в действительности были словами Аллаха? Волк заговорил, и это чудесное событие уже может свидетельствовать о том, что его слова были словами Всевышнего Аллаха. Волки обычно не разговаривают человеческим голосом, и деревья тоже обычно не разговаривают человеческим голосом. Если признать воззрения джахмитов правильными, то это означает, что слова волка в действительности были словами Великого и Могучего Аллаха. Однако джахмиты считают, что эти слова были словами волка. Почему же тогда они не говорят, что слова, которые Аллах сотворил в дереве, также были словами дерева? И как они объясняют то, что простое творение сказало: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура «Та ха», аят 14)? Пречист Аллах и превыше всего этого!
106. Мы должны спросить у них: «Если слова Великого и Могучего Аллаха сотворены в творениях, то откуда нам знать, что слова, которые мы слышим, не являются в действительности словами Аллаха?»
Они могут сказать, что обычные деревья не способны разговаривать, потому что даром речи обладают только одушевленные существа.
Если следовать этому предположению, то мы должны сказать, что сотворение речи Аллаха в дереве просто невозможно, потому что любое существо, которое будет наделено даром речи, станет одушевленным. Если же мы предположим, что Аллах творит Свою речь в неодушевленных творениях, то почему эти творения не могут заговорить?
И вообще, почему они считают, что неодушевленные творения не способны разговаривать, если Великий и Могучий Аллах сообщил, что небеса и земля сказали: «Мы придем по доброй воле» (Сура «Фуссылат», аят 11).
107. Мы также должны спросить у них: «Разве Великий и Могучий Аллах не сказал Иблису: «И проклятие Мое пребудет над тобой до Дня воздаяния» (Сура «Сад», аят 7? Безусловно, они ответят утвердительно. Если слова Аллаха являются творениями, которым суждено исчезнуть, как и всем остальным творениям, то это означает, что после исчезновения всего сущего проклятие, которое пало на Иблиса, также исчезнет. Из этого следует, что Иблис перестанет быть проклятым, что несовместимо с мусульманской религией и противоречит словам Аллаха: «И проклятие Мое пребудет над тобой до Дня воздаяния».
Великий и Могучий Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» День воздаяния – это день воскресения и воздаяния. Проклятие, которое легло на Иблиса, продлится до наступления Судного дня и останется на нем вечно в огненной преисподней. Это проклятие было словами Великого и Могучего Аллаха, которые никогда не исчезнут, а это значит, что они не являются творениями. Все творения могут прекратить свое существование, но слова Великого и Могучего Аллаха не могут исчезнуть, потому что они не сотворены.
108. Если мы соглашаемся с тем, что гнев и благоволение Аллаха не сотворены, то почему мы считаем таковыми слова Аллаха? Если же кто-либо считает гнев и недовольство Аллаха сотворенными, то это означает, что когда-то Аллах перестанет гневаться на неверующих и проявлять благоволение к ангелам и пророкам. Это также означает, что рано или поздно Аллах уже не будет доволен праведниками и перестанет сердиться на своих врагов, что никоим образом несовместимо с мусульманской верой.
109. Пусть они выскажут свое суждение о словах Великого и Могучего Аллаха: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Сура «ан-Нахль», аят 40). Неужели они считают, что слово «Будь!» является творением?
Если они ответят отрицательно, то почему они не хотят согласиться с тем, что Коран также не является творением Аллаха?
Если же они скажут, что слово «Будь!» является творением Аллаха, то им следует еще раз напомнить высказывание Аллаха: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается». Мы оказываемся перед дилеммой: либо слово «Будь!» не сотворено, либо мы сталкиваемся с бесконечной последовательностью повелений, каждое из которых порождает последующее, что является невероятным.
Если они скажут, что некоторые слова Аллаха не являются сотворенными, то их следует спросить, почему они отрицают тот факт, что желание Аллаха сделать избранных людей верующими не является творением?
И вообще, на каком основании они говорят, что слово «Будь!» не относится к творениям Аллаха?
Они могут сказать, что Аллах не говорит своим словам «Будь!» Тогда им следует сказать, что Коран все-таки не является творением, потому что также является словом Аллаха и не нуждается в повелении «Будь!»
110. Опровержение джахмитов.
Мы должны спросить их: «Разве Аллах изначально не знал своих праведных рабов и своих врагов?» Вне всякого сомнения, они ответят утвердительно.
Тогда их следует спросить: «Считаете ли вы, что Аллах изначально желал провести различие между праведниками и Своими врагами?»
Если они ответят утвердительно, то мы должны сказать: «Если желание Аллаха существовало изначально, то оно не является сотворенным, и почему мы должны считать таковым слова Аллаха?»
Если же они не согласятся с тем, что Аллах изначально желал провести различие между праведниками и своими врагами, то получается, что Аллах не хотел того, что произошло. Тем самым они припишут Аллаху недостатки. Аллах же бесконечно далек от ошибочных взглядов кадаритов!
111. Мы также должны сказать им, что творения либо являются существами, обладающими телой и формами, либо являются качествами или деяниями этих существ. Слова Аллаха нельзя назвать существом, обладающим формой, потому что существа кушают, пьют, женятся. Подобные качества не присущи словам Великого и Могучего Аллаха. С другой стороны, слова Аллаха нельзя назвать качествами или деяниями сотворенных существ, потому что последние проявляются и тотчас исчезают. Если бы это было так, то слова Аллаха должны были уже исчезнуть. Таким образом, они не являются ни сотворенными существами, ни их качествами или деяниями, и все потому, что они просто не являются творениями.
Сотворенные существа умирают, и если кто-либо называет слова Аллаха сотворенным существом, то он фактически заявляет о том, что слова Великого и Могучего Аллаха смертны. Воистину, такое невозможно!
Также невозможно, чтобы слова Аллаха были сотворены в другом творении или были качеством или деянием другого творения. А если бы слова Аллаха были сотворены в творениях и произносились творениями, то их невозможно было бы отличить от слов самих творений, потому что и те, и другие слова принадлежали бы творению. То же самое можно сказать о божественном знании, которое не может быть сотворено в одном из Божьих творений.
112. Если бы слова Аллаха были творениями, то они были бы либо существом, либо качеством или деянием какого-либо существа. Если бы они были существом, то это существо было бы наделено даром речи. А поскольку Аллах способен превращать одни существа в другие, то получилось бы, что Аллах может превратить Коран в человека, джинна или дьявола. Слова Великого и Могучего Аллаха превыше этого!
А если бы они были качеством или деянием сотворенного существа, то получилось бы, что Аллах, Который может придать качествам форму и обличие, может превратить Коран в телесное существо, которое ест и пьет, или в смертного человека. Воистину, это никоим образом несовместимо со словами Аллаха. Пречист Он и превыше этого!
[1] Абд б. Хамид, Абу Йала, аль-Бейхаки в книге «аль-Баас ва ан-Нушур», а также ат-Табарани в книге «аль-Мутаввалат» передали длинный хадис о роге Исрафила, рассказанный Абу Хурейрой, в котором сообщается, что после первого дуновения в рог все живые твари умрут, и не останется никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Тогда Он скажет: «Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка!» Затем Он громко скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» Никто не ответит Ему, и тогда Он скажет: «Аллаху, Единственному, Могущественному». См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 450; Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 4, стр. 95. Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения всевышний и всеблагой Аллах возьмет рукой землю и свернет небеса своей десницей, а затем скажет: «Я есть Царь! Где же земные правители?» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 701.
[2] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Некая иудейка угостила пророка отравленным бараном. Он отведал его, а затем к нему привелу эту иудейку. Люди спросили его: «Не казнить ли нам ее?» Он ответил: «Нет». А следы яда так и не сошли с язычка пророка». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 7, стр. 433.
[3] Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды волк подкрался к пастуху и схватил одну овцу. Пастух напал на него и вырвал овцу из его пасти. Волк поднялся на холм, сел, поджал хвост и сказал: «Я лишь пытался найти пропитание, которое создал для меня Великий и Могучий Аллах, а ты отнял его у меня». Пастух сказал: «Клянусь Аллахом! Я никогда прежде не видел волка, который умеет разговаривать». Волк сказал: «А вот я удивляюсь человеку, который живет среди тех пальм, что расположены между двумя Хиррами, и рассказывает вам о том, что уже произошло и что произойдет после вас». Этот пастух был иудеем. Он пришел к пророку и поведал ему о случившемся. Пророк подтвердил правдивость его слов и сказал: «Это – один из признаков Судного дня. Близок тот час, когда человек будет выходить из дома, а по возвращении его обувь и кнут будут рассказывать ему о том, что делали члены его семьи в его отсутствие». Этот хадис передал Ахмад, и Ахмад Шакир назвал хадис достоверным. См. аль-Вабиль, «Ашрат ас-Саа», стр. 206-207.