Новости из Исламских стран

Турция очищается от Ататюрка

22.06.2013
Турция очищается от Ататюрка Турция поразительно меняется. Это заметно даже на таком бытовом уровне, как мужская небритость. Молодежь уже открыто отпускает бороды и носит щетину, отказываясь от неизменных турецких усов эпохи кемализма. Еще недавно это было большим вызовом: борода – не менее знаковая проблема для Турции, чем многострадальный хиджаб.

Но еще более я был удивлен, когда, будучи не так давно в Стамбуле, на стене лобби отеля вдруг увидел не только неизменный портрет Кемаля Ататюрка, основателя Турецкой республики, но и герб Османской империи. Причем располагались они рядом, на одном уровне.

По мне, наличие этих двух совершенно разных символов – примерно тоже самое, что повесить рядом Ленина и двуглавого орла. Но было очевидно, что никто из сотрудников гостиницы не видит в этом ничего, мягко говоря, необычного.

Образ Ататюрка, его всевидящее око, взирающее на вас в Турции, где бы вы не оказались, – квинтэссенция базовых проблем государства, того, каким оно будет, и в какую сторону будет развиваться. Портреты и памятники Кемалю – это символ незыблемости его принципов, прежде всего радикального секуляризма (лаицизма), вокруг которого ведется острая открытая и закрытая дискуссия все годы существования республики.

Турции в это 10-летие, наверное, предстоит большая общественная дискуссия о роли и месте Ататюрка (примерно, тоже, как у нас пытаются понять и определить фигуру Сталина, Грозного, Петра и других титанов и тиранов). Если премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган доведет до логического решения хиджабный и курдский вопрос, то затем настанет очередь Кемаля.

Нельзя сказать, что турки стремятся во что бы то ни стало зачеркнуть и забыть основателя республики – они не такие глупые, чтобы с каждой реформой переписывать свою историю. Тем более, что многим очевидно: при всех вопросах к Ататюрку вычеркивание его нанесет мощный удар по легитимности их собственного государства.

Как ни крути, Кемаль-паша сумел в сложный период истории мобилизовать силы народа и отстоять независимость. Скорее всего, без него Турция не сложилась бы, тем более, турецкий народ не сохранил бы контроль над всей территорией, которой сегодня обладает.

Скорее, речь идет о том, чтобы воспринимать свое прошлое во всей его полноте и сложности, и отдать должное всем тем, кто по-своему болел за Турцию и ее народ. Да, Ататюрк многое сделал, но он был не один, и не все его методы государственного строительства и развития были верны, что самое главное, эффективны и адекватны сегодня.

Мустафу Кемаля, наверное, немного сместят, скорректируют, поправят в том, в чем он был не прав с сегодняшних позиций. Его «руководящую и направляющую» роль разбавят, в том числе посредством укрепления значения для современной турецкой идентичности таких, например, фигур, как Энвер-паша, Саид Нурси и др.

Спор титанов

Тот спор различных групп в числе республиканцев оказался ключевым для развития государства. И Нурси, и Ататюрк, и Энвер-паша были сторонниками республики, и много сделали для ее становления, были хорошо знакомы и в каком-то смысле на определенном этапе оказались даже сподвижниками.

Разошлись бывшие сподвижники в вопросе о месте религии. Как известно, Кемаль, если и не стремился вообще избавиться от Ислама (скорее всего, он понимал, что при всем желании это невозможно), то все сделал для того, чтобы максимально его отодвинуть, в том числе огнем и мечом, на периферию жизни. Другие, напротив, видели духовность и религиозную культуру в основе республики и современного демократического строя.

В этом они намного определили свое время, когда повсеместно торжествовали светский национализм и радикальный секуляризм. Только сегодня исламский мир нащупывает тот механизм, о котором говорили еще в начале 20 века.

На примере ПСР мы видим, что вековой спор тех титанов завершается. В конце концов, Турция из двух проектов республики – радикал-секуляристского или, как его называют в Турции, лаицистского, и гражданского мусульманского – выбирает тот, что был предложен ученым и мудрым старцем, а не военным реформатором.

За годы правления Эрдогана выросло целое поколение турок, для которых развитие, экономический рост и успехи страны на мировой арене ассоциируются с исламистами-технократами. При Партии справедливости и развития Турция соперничает с Китаем и Сингапуром в экономике и серьезно укрепила свои позиции на мировой политической арене. Точка невозврата в эволюции Турции к посткемализму пройдена.

Это уже другое государство, новый этап развития, но который не перечеркивает кемалистский 20 в., а отталкивается от него и от всего предыдущего наследия.

«Турецкое исламское чудо»

Для постлаицистской неоосманской Турции совершенно логично и естественно не противопоставлять портреты Кемаля и османский герб, а ставить их рядом. Это все наше, это часть нашего опыта, со всеми его великими достижениями и ошибками, это основа для движения вперед – на этом сходится массовое сознание.

Тут и секрет «турецкого исламского чуда», когда такие сложные процессы, связанные с религией и политикой, проходят мирно, без крови и потрясений, как у соседей, и причины крайней слабости экстремистских течений под исламскими лозунгами.

Как и в России, по ту сторону Черного моря сейчас много говорят о модернизации. Мэр Стамбула Кадир Топбаш увязывает ее с духовностью. По его словам, успешная модернизация невозможна без опоры на мораль и духовность. В Турции такую модель называют «консервативная демократия».

Интересно, что Эрдоган публично даже богослова Нурси, который сначала был близок к Ататюрку, а потом всю жизнь провел в тюрьмах, называет «совестью нации», без которого «нет турецкой духовности и морали». По словам главы государства, «семена, брошенные мыслителем, взошли сегодня».

Этот же самый процесс (формирование общественно-политической системы, адаптировавшей ислам к современности, или наоборот, кому как больше нравится), который сегодня сотрясает арабские страны, в Турции идет мягко, эволюционно, по сравнению с соседями, бархатно. Это не может не привлекать внимание и симпатии, как арабского Востока, так и всего мира.

На рубеже веков к власти в Турции пришла ПСР и ее харизматичный лидер. Что ни говори, но значительная часть старой элиты их приняла, не разделяя их идей, но интуитивно понимая, куда дует ветер истории.

В это же время в Египте, ключевой арабской стране, Мубарак колебался, пустить ли таких же, как Эрдоган, умеренных исламистов, в политику или нет. В конце концов, партия «Васат» не состоялась. А пойди история по-другому, Мубарак считался бы сегодня мудрым реформатором, приведшим страну к консервативной мусульманской демократии, а не лежал бы парализованный в клетке, проклинаемый своим народом.

Соль земли

Как-то в Стамбуле я видел удивительный пример того, какой эффект может иметь вера в жизни отдельного человека. Один бизнесмен после сытного ужина на полном серьезе достал книгу по Исламу и начал с нами обсуждать на ее основе философские категории «бытия», «материи», «души», «творения», «эманации» и т. д. Оказывается, это одно из его любимых времяпрепровождений. В этом его удовольствие от жизни.

Слушая его, я думал о том, что цивилизация, в которой люди часами готовы с таким удовольствием обсуждать не футбол и женщин, а толкование Священной Книги – непобедима. На таких людях, как этот бизнесмен, стоит Ислам, они – соль уммы. И чтобы не происходило, такая цивилизация, набивая шишки, падая и вставая, будет всегда выворачивать на правильную дорогу.

То, что происходит в Турции, – пример для многих мусульманских стран, где идеи Ататюрка пользуются популярностью. Большими поклонниками самых радикальных кемалистских идей были глава Пакистана Мушарраф, свергнутый тунисский диктатор Бен Али. В постсоветских республиках Средней Азии, запрещая хиджабы, также ссылаются на Анкару. В свете того, что происходит в самой Турции, все это представляется каким-то плохим анекдотом.

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист
wordyou.ru ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов