Сочинения представителей армянской диаспоры представляют большой научный интерес для освещения взаимоотношений между народами Османской империи. Одним из таких трудов являются «Путевые заметки» польского армянина Симеона Лехаци.
.
Недавно мне наконец удалось вырваться на «блошиный рынок» в пригороде Баку – поселке Сабунчи. Побродив добрых три часа по рынку, я натолкнулся на одну пожилую женщину, продававшую старые, еще советского времени, занавески, простыни, наволочки.
.
Рядом с целым ворохом старых, но очень чистых, местами аккуратно, можно даже сказать, любовно заштопанных вещей, стояла стопка книг, на которые никто даже не обращал внимания. И в отличие от других посетителей рынка, именно эта стопка вызвала мой интерес. С первой же снятой книгой я понял, что не зря прожил этот день.
.
«Путешествие Ун-Амуна в Библ» – издание древнеегипетского папируса с предисловием и примечаниями советского египтолога Коростовцева – эта книга еще с момента издания в 1960 г. стала редкостью. Что говорить о сегодняшнем дне! В этой стопке (которую я выкупил целиком, за какие-то 10 манатов (представляете, 6 редчайших книг за 10 манатов!!!) была и та книга, с которой я хочу сейчас познакомить вас, мои читатели.
.
Это труд армянского путешественника, уроженца Польского королевства, Симеона Лехаци, родившегося в 1584 г. в небольшом ныне западноукраинском городке Замостье, куда родители его переселились во второй половине XVI в. из Кафы. Когда ему исполнилось 20 лет, он отправился в путешествие, которое длилось 12 лет и результатом которого явились его «Путевые заметки», изданные Академией наук СССР в 1965 г. В них Лехаци приводит крайне интересные сведения о межэтнических и межконфессиональных отношениях в Османской империи.
.
Он отмечает, что армяне под властью Блестящей Порты благоденствовали. В Константинополе, превращенном в Стамбул, было 8 армянских церквей, главную из которых – "св". Геворга в Сулуманастре – отнял у греков и передал армянам султан Мехмет II Завоеватель, и она до 1641 года оставалась резиденцией армянских патриархов Стамбула.
.
«И если посмотреть, то от Молдавии до Стамбула и от всей Румелии до великой Венеции нет города, села или поместья, где не было бы армянина, ибо, погрязнув в грехах наших, мы подобно пыли рассеялись по лицу земли. Господи, помилуй нас!» – пишет Лехаци.
.
«Племя мусульман столь милосердно и добродетельно, что в начале каждой улицы сооружен источник и поставлено много посуды со сладкими и приятными напитками, да еще туда кладут лед, чтобы прохожие пили и получали удовольствие. Точно так же во многих безводных и безлюдных местах для путников поставлена холодная вода. Иные же или возят ее на ослах, или носят повсюду на плечах и выкрикивают: «Из любви к богу испейте холодной воды», и никого не различают – ни гявуров, ни евреев», – описывает он социальную политику султана и заботу о горожанах.
.
Цитируемый нами автор дает и описание межконфессиональных отношений в Османской империи. Турки-мусульмане относились практически одинаково ко всем христианским конфессиям и иудеям. Но вот греки презирали и ненавидели армян.
.
«Греки тех мест были… злейшие враги армян. При виде нас они плевали и кричали: «ишкил», что значит «собака» и «еретик», и, если кто-нибудь [из армян] ел или пил из их посуды, тотчас разбивали ее, даже если она была дорогая. И это неудивительно, ибо греки – исконные враги армян», – свидетельствует армянский путешественник.
В этой книге он также описывает, как армяне смогли завоевать доверие мусульман.
.
«Наш святой патриарх Саак отправился к Мехмету и поручил нас ему, освободив армян от коварного и вероломного племени греков, наших древних врагов», – рассказывает Лехаци.
Тут я считаю необходимым дать небольшой экскурс в историю.
.
Армянский путешественник говорит о католикосе Сааке III Дзоропореци (677—703), который в начале арабских завоеваний сразу же перешел на сторону новых хозяев, потому что Византия была намерена положить конец существованию Армянской церкви. А его преемник Элия в 702 г. написал донос на Албанского патриарха о контактах того с византийскими духовными и светскими властями. И тогда халиф издал указ о подчинении Албанской церкви Армянской.
Но вернемся к дневнику Симеона Лехаци. Он абсолютно прав, говоря о том, что греки запрещали армянам селиться в черте города.
.
«Я прочел также у наших историков, что во все время владычества греков ни один армянин не вступил в Стамбул и не то чтобы поселился там, но даже и купцов не пускали. Но когда Стамбул взяли турки, тогда они с приглашениями и уговорами привезли из многих областей армян, так же как [было] в Польше и других местах. Точно так же турки отобрали у греков большие и великолепные церкви и передали армянам», – гласит армянский источник.
.
И поэтому не нужно удивляться, чем же армяне заслужили такую нелюбовь греков в указанный период.
Отметим, что по сведениям русских дипломатов и путешественников XIX века, подобное отношение к армянам со стороны греков сохранялось и в то время.
Автор: Rizvan Bunturk
ВСЕ НОВОСТИ