В августе в ставропольском Невинномысске снесли недостроенное здание мечети. Хотя по всему краю насчитывается 104 молельных места для мусульман, в его главном городе - Ставрополе - мечети отсутствуют вовсе с 1930 года. Эксперты отмечают, что нехватка мечетей – не единственная проблема, с которой сталкивается исламская община региона.
.
В городской администрации указали, что строение, принадлежавшее главе дагестанской общины Гасану Тагзирову, по документам являлось складом. Однако по факту на участке строилась мечеть. В результате разрешение на строительство было отозвано. После дополнительных проверок и заключений здание приговорили к демонтажу.
.
Кадры разрушения недостроя попали в сеть и вызвали негативную реакцию у мусульманской общественности. Комментируя ситуацию в Невинномысске, религиозный блогер Расул Тавдиряков назвал Ставрополье "исламофобским регионом": по его мнению, местные власти намеренно противятся строительству культовых сооружений.
.
"Похоже, кто-то старательно пытается вбить клин между последователями двух российских конфессий - православия и мусульманства", - заявил Тавдиряков на своей фейсбук-странице.
.
А муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов согласен с мнением арбитражного суда о сносе здания. В беседе с Кавказ.Реалиями он выразил мнение, что недостроенная мечеть была снесена не из-за нежелания властей города иметь на своей территории мечеть, а по причине обычных ошибок в оформлении документации на строительство.
.
"Проблема - в нас, потому что мы иногда строим мечеть или молитвенный дом, не думая о документах, поэтому мы нарушаем законодательство, - рассказал муфтий. - В Невинномысске здание снесено окончательно, здесь уже ничего не сделаешь. В дальнейшем мы будем встречаться с чиновниками и договариваться о выделении нам земли под законное строительство".
.
Речь не идет о том, что власти города или даже края препятствуют возведению культовых сооружений, уверен Рахимов. В качестве примера он приводит строительство мечети Юсуп-Кулак в Ипатовском округе края, которое ведётся в данное время. Религиозный объект возводится в селе Нижний Барханчак на законных основаниях - разрешение получено, остальные документы тоже в порядке.
.
И всё же потеря здания в Невинномысске - болезненное событие для ставропольских мусульман. Община края достаточно ограничена в выборе мест для проведения богослужений: в регионе всего 104 молитвенных дома и мечети, ровно по количеству общин и религиозных групп. Больше всего не достает места верующим из крупных городов, таких как Ставрополь, Пятигорск, тот же Невинномысск.
.
В Ставрополе полноценной мечети нет с 1930 года. Именно тогда для верующих закрылась соборная мечеть на улице Морозова, а здание занял государственный архив. Сегодня в исторических стенах расположилась галерея пейзажей художника Павла Гречишкина. Долгое время велись споры о том, нужно ли вернуть её в руки верующих, отправлялись соответствующие запросы в администрацию города. Сегодня решение этой проблемы звучит так - мечеть должна открыться, но уже в другом месте.
.
"Дело в том, что там (в бывшей мечети - ред.) мало места как снаружи, так и внутри. По сути она не сможет вместить всех желающих, возникнет проблема с парковками и т.д. Нам нужно более свободное место, - поясняет Мухаммад-хаджи Рахимов. - В городе есть молитвенные дома, они вмещают достаточное количество верующих, но мы хотим договориться с властями о выделении нам земли под строительство полноценной мечети".
Хиджаб вне закона
Другая проблема, которая мешает религиозной практике мусульман Ставропольского края - запрет на ношение хиджабов для школьниц-мусульманок. Он был установлен в 2012 году в рамках запрета религиозной одежды в государственных образовательных учреждениях.
.
"Известны случаи, когда в 2012 году жители поселка Кара-Тюбе Нефтекумского района возмущались тем, что их дочерей-мусульманок не допускали до занятий в школе из-за ношения хиджабов. В том же году в качестве альтернативы хиджабу муфтий предложил обычную косынку. Однако в 2013 году в посёлке Юсуп-Кулак на территории средней школы №19 одну из учениц-мусульманок (дочь имама) предупредили о невозможности надевать даже косынку на занятия. Девочка перестала носить хиджаб задолго до этого случая (из открытых источников – из опасений негативных последствий и преследований)", - комментирует научный сотрудник Южного научного центра РАН, эксперт РСМД российский совет по международным делам Евгения Горюшина.
.
По мнению Горюшиной, ношение платка на территории школы не нарушает ничьих прав, но не соответствует правилам краевых образовательных учреждений.
"Я не согласна с тем, что происходит исключительная дискриминация мусульман в Ставропольском крае. Но не стану отрицать, что важно учитывать религиозную и этническую специфику края, который не отличается однородностью и требует более продуманной политики (из 2,8 млн человек около 2% называют себя мусульманами, впрочем, неофициальная цифра больше)", - поясняет собеседница Кавказ.Реалий.
.
Как рассказывает муфтий Рахимов, имеют место небольшие проблемы, связанные с несогласием учащихся отказываться от хиджаба: "Мы решаем их на местах - имамы ходят в школы, объясняют. Те, кто не желает ходить без головного убора, переходят на индивидуальное образование".
Фабрикация дел о терроризме
Еще одна скользкая тема, с которой сталкиваются мусульмане Ставропольского края, - фабрикация дел о терроризме. Ситуация касается жителей отдалённых сёл, мало знакомых со своими конституционными правами, не имеющими возможности себя защитить. Им зачастую инкриминируются преступления, совершённые в очень отдаленный период времени – время войн в Чечне в 1990-х – 2000-х.
.
"Меня, как человека, а не адвоката, тоже не устраивало бы, если бы террористы разгуливали на свободе. Но совсем другое дело, когда берут и к этим же самым делам «подшивают» обычных людей, которые никогда в жизни не ездили в те места, никогда не были связаны с этими событиями. Берут и обвиняют их в тех преступлениях. Ситуация патовая. Получается, что любого человека можно взять, подставить его фамилию имя отчество к делу и сказать - вот ты был там то в таком-то году. Пойди и вспомни реально, что ты делал 20 лет назад в те 2-3 недели августа", - рассказывает адвокат Нарине Айрапетян.
.
В основном от такой несправедливости страдают люди, которые посещают мечеть, и которых можно обвинить в том, что они проповедуют радикальный ислам, добавляет адвокат. Всего ей известно о 20 людях, попавших под подобную фальсификацию.
.
Однако фабрикация дел о терроризме не всегда связана с религиозной принадлежностью обвиняемых, считает кандидат политических наук, главред издания "Акценты" Антон Чаблин.
.
"Мне кажется, в корне неверно сводить те или иные процессы, инициированные силовиками, исключительно к религиозной или этнической принадлежности, - говорит он Кавказ.Реалиям. - То есть далеко не всегда то, что воспринимается как «преследование мусульман», связано именно с тем, что жертва такого преследования - мусульманин, салафит. Так, в сентябре 2016 года был убит Равиль Кайбалиев, имам одного из ногайских сел. Сразу в блогосфере зазвучали лозунги «исламоцид», «истребление мусульман», «искоренение ислама»..
ВСЕ НОВОСТИ