Новости из России

По следам шейха в Баишево

07.01.2013
По следам шейха в Баишево

Актив Тюменского казыята ежегодно использует первые дни января для поездок по заболотным деревням, до которых летом не добраться, кроме как по воздуху, и в отдаленные вагайские леса. На этот раз глава Казыятского управления Фатых Гарифулин с коллегами проехался, намотав около 1000 км, по старинным аулам Тобольского и Вагайского районов вплоть до деревни Баишево, известной из сибирских летописей и сачара, как место упокоения атамана Ермака и шейха Хаким-ата. 

Мечеть Баишево расположена у самого въезда в аул. В деревне нет имама, и джума здесь не проводится, но мечеть не всегда под замком. Шейх Хаким-ата, чья астана (некрополь) находится на кладбище Баишево, считается самым почитаемым в крае суфием, и тропа к его могиле не зарастает летом, и не заносится снегом зимой. На хатымах в сибирских аулах, вознося дуа и, отдавая дань уважения местным шейхам, первым всегда произносят имя Хакима-ата.

Иногда в Баишево наведываются целыми группами. Гости проводят аш (трапезу с чтением Корана и дуа) в мечети, оставляют садака (пожертвования).

- Приезжали к нам даже из Москвы, - рассказала нам смотрительница астаны шейха Нурикамал апа Кучашева. – Из Омской, Новосибирской областей, из Казахстана приезжали.

- Вот, - продемонстрировала она новое офисное кресло. - Купила на садака для будущего имама мечети.

Откинув скатерть, смотрительница астаны показавала новые полированные столы, приобретенные для мечети на пожертвования гостей.

 На встречу с гостями из Тюмени пришло около пятнадцати человек. В Баишево около 40 домов. Нет ни школы, ни магазинов, ни каких-либо других объектов социокультурного значения. Мечеть – единственное общественное место. Местная мусульманская община под руководством председателя Рината Шихова является религиозной группой Казыятского управления. Ринат Шихов - один из немногих мужчин аула, имеющих постоянную работу по месту жительства. Глава общины возит на автобусе детей на учебу в школу соседнего села. 

Жители Баишево работают на лесозаготовках, ездят на вахту в северные автономные округа. Большинство населения живет за счет личного подсобного хозяйства. В свое время смотрительница астаны Нурикамал апа (в прошлом зоотехник местного совхоза) держала 18 коров, но, говорит она, доходы не оправдывали расходов, молоко приходилось сдавать за бесценок, а корма покупать по высокой цене, поэтому пришлось сократить поголовье до двух голов и распрощаться с мечтой о фермерском хозяйстве.

Баишево раскидано вдоль берега Иртыша, в лесах много брусники и дичи. Постепенно, говорят местные, народ возвращается к занятиям предков, живших натуральным хозяйством.

 Начало строительству мечети в Баишево было положено в 1996 году. Первые средства внесла тогдашняя смотрительница астаны пенсионерка Салиха Кучашева-Шихова. В феврале сего года этой старейшей жительнице деревни должно исполниться 100 лет. Должность хранителя астаны издавна в сибирских аулах передается по наследству. С ухудшением здоровья С.Хучашевой-Шиховой обязанности смотрителя перешли ее дочери Анисе Шиховой, которая и возглавила процесс сбора средств и строительства мечети. Через четыре года, в июне 2000 года, мечеть торжественно открылась при большом стечении мусульман со всей области. Некоторое время имамом ее прослужил лидер тюменских суфиев, ныне покойный Рафаель Валишин. 
Хранительницы астаны Хакима-ата: слева Аниса Шихова, справа Нурикамал Кучашева

В разговоре с активом общины муфтий Гарифуллин предложил направить кого-либо из молодых людей на учебу в областной центр, где хотя и нет медресе, но во всех мечетях работают курсы по основам ислама. Один из юношей изъявил желание приехать на учебу. Фатых Гарифуллин поинтересовался, как в деревне обстоит дело с «зеленым змием», на что местные отвечали, что, Субхан Аллах, народ в Баишево трезвый, как и должно быть в «астаналы» ауле, т.е. в населенном пункте, где есть астана шейха. Глава Казыята заметил, что неспроста села и деревни, где есть некрополи средневековых шейхов-миссионеров, называют в народе «астаналы жир»: жители их осознают ответственность, и не допускают харама.

Шейх Хаким ата известен из старинных источников «сачара», повествующих о принятии ислама тюрками Сибири, как один из «потомков имама Шафиги рахматуллахи». Астана его представляет собой шестиугольный сосновый сруб, длина грани – 6 метров. По данным тюменского краеведа Ришата Рахимова, некрополь обновлялся в 1954 г., после того, как сгнили старые бревна, затем в 1990 году. Несколько лет назад сруб обнесли железной изгородью.

Где-то тут на Баишевом кладбище должен покоиться и атаман Ермак, если верить Ремезовской летописи, которая сообщает, что татары, найдя тело атамана в водах Иртыша: "...погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе… Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю"...

 Из летописей известно, что хан Кучум лично распорядился похоронить атамана с почестями. Где именно на Баишевском кладбище лежит Ермак, никто не знает: кудрявых берез за столетия на кладбище выросло много. Местные говорят, что все это сказки, нельзя верить летописям, Ермака в Баишево не было, и нет. Однако, что написано пером, не вырубить топором. Поэтому и не зарастает тропа к Хакиму ата. Посещают астану не только правоверные, но и православные из поклонников Ермака, подозревая, что на самом деле здесь покоится атаман, погребенный по мусульманскому обычаю. 

 На встрече в Баишевской мечети гости из Тюмени узнали, что экс-председатель мусульманской общины Аниса Шихова в связи с возрастом и состоянием здоровья передала должность хранителя астаны родственнице Нурикамал Кучашевой, председателем же избран Ринат Шихов. Фатых хазрат и коллеги в знак уважения посетили старейшую жительницу Баишево, без считанных дней 100-летнюю Салиху Кучашеву, и пожелали ей увидеть прапраправнуков. В мечети Баишево гости провели проповедь.

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов