Новости из России

По поводу Шайтана во время намаза

16.01.2018
По поводу Шайтана во время намаза

Обращение к Аллаhу за защитой от Шайтана:

أعـوذ بالله من الشيـطان الرجيـم

«Прибегаю к Аллаhу от проклятого шайтана!» Слова поминания Аллаhа и чтение Корана.

Всевышний Аллаh I нам в суре «аль-Бакара», в аяте 208 говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Аллаhу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас - явный враг!» (2:208)

Посланник Аллаhа . сказал: «Не превращайте дома свои в могилы! Поистине, Шайтан боится того дома, в котором читают Писание Всевышнего. Кроме того, Шайтана отгоняют слова поминания Аллаhа, произносимые по утрам и вечерам, слова поминания, произносимые перед сном и после пробуждения, слова поминания, произносимые при входе в дом и при выходе из него, слова поминания, произносимые при входе в мечеть и при выходе из неё».

Этот мир подобен болоту. Человек, не подозревая о том, что перед ним болото, делает шаг — нога погружается в болото. Он начинает дергаться, стараясь вызволить ногу - засасывает тело, дальше — больше, и, в конце концов, человек тонет. А чтобы не попасть в это болото необходимо держаться подальше от него.

У одного человека, заболевшего смертельной болезнью, спросили: «Может быть ты чего-то хочешь? Какого-нибудь имущества? Земли?» На что он ответил: «Мне ничего не нужно в этом мире!» Сможем ли мы так говорить всегда? Например, сейчас?

Ибо есть хадис: «В мире этом будь, как сирота! Или, как странник, собирающийся в дорогу! Или знай себя из усопших!»

Конечно, имущество необходимо для человека. Но оно не должно стать нашей целью. Оно должно быть средством для совершения добрых дел. Мир земной и мир загробный подобно востоку и западу. Приблизившийся к одному, отдалится от другого. Невозможно приблизиться к обоим одновременно. Есть

история по этому поводу однажды спросили старца, который шёл по дороге, когда к нему подошли молодые люди и попросили наставления. И он подошёл к длинной балке, находящейся поблизости. Сначала он взялся за один конец балки, поднял и опустил. Затем он взялся за другой конец балки, снова поднял и опустил. Затем он подошёл к середине балки и попытался поднять её, держась за середину, но, несмотря на все усилия, не смог. Оставив попытки, он продолжил свой путь. Молодые люди побежали за ним с восклицанием: «Мы из этого ничего не поняли. Объясните!» И он разъяснил: «Эти два конца являются миром земным и миром загробным. Тот, кто хочет поднять только один из них, справится. Но тот, кто захочет поднять сразу оба, не поднимет. Однако, если он выберет мир загробный, то этот мир итак придёт за ним».

Поэтому нам необходимо готовить свою жизнь в этом мире для жизни будущей и правильно исполнять наши Ибадаты. Часто приходится слышать разговоры братьев, которые говорят о Шайтане, всячески мешающему совершить молитву (намаз), если будешь стоять во время намаза, не выровняв ряды и не соприкасаясь плотно телами друг друга.

Также среди мусульман ходит упорный хадис о Шайтане, который может пройтись между молящимися во время намаза, если мусульмане не выравнивают ряды и оставляют между собой хотя бы немного щели и стоят во время намаза не плотно соприкасавшимися телами.

Абдуллаh Ибн Умар передал, что Посланник Аллаhа . сказал: «Выравнивайте ваши ряды, встаньте плечом к плечу, и закройте пустоты, и не отталкивайте руки брата. Не оставляйте пустот для Шайтана. Тот кто заполнит ряд, того Аллаh  наградит, а кто прервет ряд, Аллаh оставит его».

Когда человек отвлекается от основной цели молитвы, то он сам приглашает Сатану похозяйничать в своем поклонении, и тогда, конечно же, на молящегося сваливаются всевозможные наущения и отстраненные мысли вроде широко я ноги раздвинул, они коснулись щиколоток рядом стоящего соседа.

Пророк Мухаммад . сказал:

فَإِذَا صَلَيْتُمْ فَلَا تَلْتَفَتُوا فَإِنَّ اللهَ يَنْصَبُ وَجْهَهُ لِوَجْهِ عَبْدِهِ فِي صَلَاتِهِ مَا لَمْ يَلْتَفَتْ

«Когда вы молитесь, то не поворачивайтесь, воистину Аллаh устремляет Свой Лик к лику Своего раба, когда он пребывает в молитве, до тех пор, пока он не начнёт поворачиваться». (Тирмизи, Ахмед)

Аллаh всегда будет обращать Лик к рабу Своему, до тех пор, пока тот будет сосредоточен на своей молитве, но если молящийся начнёт отворачивать своё сердце от молитвы или бросать взоры по сторонам, то и Аллаh отворачивается от такой молитвы.

Пророка Мухаммада . спросили о поворотах, которые человек совершает в молитве, и он сказал:

هُوَ اِخْتِلَاسٌ يَخْتَلَسَهُ الشَّيْطَانُ مِنْ صَلَاةِ الْعَبْدِ

«Это ловкая кража совершаемая Шайтаном из молитвы раба божьего». (аль-Бухари)

Человека, который вертится в молитве, можно сравнить с тем, кого позвал к себе царь, затем усадил его напротив себя и начал говорить с ним. В это время приглашённый не обращает внимания на правителя, смотрит по сторонам, отвлекается, думает о своих делах, и вообще не понимает, с кем он сейчас разговаривает. Как вы думаете, какое мнение будет у правителя об этом человеке, и насколько хорошо он будет расположен к такому подданному?! В лучшем случае такой человек покинет резиденцию царя, находясь под его гневом и недовольством.

Разве сравнится нерадивый молящийся с тем, кто обращается к Аллаhу с полным смирением, направив все свои помыслы к Нему, наполнив сердце своё осознанием, что стоит перед Господом миров?! Чувства искреннего молящегося переполнены ощущением величественности Господа, сознание пребывает в покорности одному Аллаhу, он стесняется даже подумать о ком-то или о чём-то другом помимо Аллаhа.

Разницу между этими двумя молитвами хорошо описал табиин Хассан бин `Атыйя, он сказал: «Возможно, два человека совершают одинаковую молитву, однако разница в степенях между ними, как между небом и землей. Это потому, что один обратил сердце своё к Аллаhу, а другой молится небрежно и невнимательно. Ведь если даже человек обратится к кому-то из творений Аллаhа с речью, в то время как их будет отделять какая-то завеса, то восприятия между ними не будет, и они не смогут сблизиться. Так что же вы думаете об общении с Творцом?!»

Если молящийся обратится к своему Создателю, и будет говорить с ним через завесу бесполезных мыслей и неуместных желаний, то душа будет занята лишь этой завесой. Как же человек может быть сосредоточен на своей молитве, если наущения увлекли его сердце и овладели разумом, не оставив там места для общения с Аллаhом?!

Мы часто видим тех мусульман, которые во время намаза настойчиво расставляет ноги так, чтобы касаться ступни соседа всей внешней боковой частью своей ступни (лодыжкой), излишне широко раздвигая и искривляя ноги. Это – новшество, которое было кем-то введено как важная составляющая молитвы (на что нужен весомый и достоверный аргумент), а другие просто начали бездумно повторять (таклид). Всякий вправе поступать как пожелает, прислушиваться к тем, кто ему по душе, но если человек создает неудобства своему соседу во время молитвы, на каждом рак`ате при вставании раздвигая ноги, то ему следует задуматься над тем, какой же смысл он вкладывает в этот «молитвенный» ритуал: потеряв приоритеты, забыв о других, о себе, он отдался всей душой и сознанием формальным внешним неважным элементам. Т.е. у этого человека мысли направлены на ноги, а мы говорим, чтобы наши мозги думали об Аллаhе.

Богословы всех четырех мазхабов (не только основатели, но и продолжатели) высказались о свободе выбора в данном вопросе, дав при этом желательные практические рекомендации:

богословы-ханафиты: оптимальное расстояние между ступнями молящегося во время стояния в молитве – в четыре пальца (кисти), это ближе к проявлению покорности пред Богом.

– богословы-шафииты: оптимальным является расстояние в одну пядь (22,5 см). Нежелательно объединять ступни (макрух), если нет на то особой причины.

– ученые маликитсткого и ханбалитского мазхабов: ступни следует поставить свободно (усреднённо), не соединяя и не расставляя, безобразно раздвигая их.

А теперь перейду к этому хадису: мы все знаем, что Аллаh I наделил Шайтана многими способностями до Судного Дня! Шайтан может принять облик человека, собаки, скорпиона, может полностью видоизменятся, превращаясь во многие создания. Также одним из способностей Шайтана и джинов является передвижение по кровеносным сосудам человека! В теле одного человека могут находится иногда до 15-20 джинов. Поэтому раз Шайтан захочет, то может и между ваших ног пройтись или через ваши головы перепрыгнуть, в воздухе парить над вами, несмотря на ваши старания плотно соприкасаться друг другу. Думаю, что это слишком сомнительный хадис и не стоит приводить в дальнейшем.

Учитывайте, что тогда ещё не было сегодняшних ровных полов и паласов, рисунком своим очерчивающих ряды. Пророк и сподвижники молились на песке,

что затрудняло ровность ряда и единения направленности всех молящихся в одну сторону. Основным в вопросе выстраивания рядов перед совершением молитвы-намаза является их ровность и сплоченность, когда никто из молящихся не выступает телом вперед или не остается слегка позади ряда. Вот хадисы по этому поводу:

1. Пророк Мухаммад, обращаясь к молящимся, призывал: «Выравнивайте ряды, пусть каждый ряд превратится в ровную линию! Ровность рядов способствует полноте молитвы-намаза».

2. Анас  передал: «Когда прочитали икамат (люди встали на молитву), Пророк Мухаммад . повернулся к нам лицом и сказал: «Выстройте ряды выровняйте их так, чтобы все были направлены в одну сторону и стойте сплоченно, а не каждый как-то отдельно, сам по себе, я вижу вас, хотя стою к вам во время молитвы спиной».

3. Посланник Всевышнего Мухаммад  однажды спросил: «Разве вы не хотите стоять пред Господом так, как стоят пред Ним ангелы?» Его спросили: «А как это?» Он ответил: «Заполняют ряды, начиная с первого, и смыкают их (стоят в ряду плотно, сплоченно)».

4. Абу Мас‘уд передал: «Перед молитвой Пророк порой касался своей рукой наших плеч подравнивал тех, кто выходил из ряда и говорил: «Стойте ровно туловищем обратитесь в одно направление, не разворачивайтесь в разные стороны, иначе придёте к тому, что и сердцами своими разбредётесь потеряете сплоченность и взаимопонимание”.

5. От Ну’ман Ибн Башир, да будет доволен Аллаh ими обоими: «Я слышал, как Посланник Аллаhа . говорил: «Клянусь Аллаhом, либо вы будете выравнивать ваши ряды, либо Аллаh посеет раздор между вами!»» (Бухари)

6. В риваяте Муслима: «Посланник Аллаhа . выравнивал наши ряды, словно проверял ровность стрел (нашими рядами), до тех пор, пока не увидел, что мы поняли его. В один день, он вышел к нам (на молитву) и выравнивал наши ряды, вплоть до такбира (начала молитвы). В этот момент, он увидел мужчину, грудь которого выдавалась вперёд, и сказал: «Рабы Аллаhа! Клянусь Аллаhом, либо вы будете выравнивать ряды, либо Аллаh посеет раздор между вами!»»

А теперь перейду к этому хадису: мы все знаем, что Аллаh наделил Шайтана многими способностями до Судного Дня! Шайтан может принять облик человека, собаки, скорпиона, может полностью видоизменятся, превращаясь во многие создания. Также одним из способностей Шайтана и джинов является

передвижение по кровеносным сосудам человека. Поэтому раз Шайтан захочет, то может и между ваших ног пройтись или через ваши головы перепрыгнуть, в воздухе парить над вами, несмотря на ваши старания плотно соприкасаться друг другу.

Шейх Бакр Абу Зайд сказал: «Мы видим, как некоторые люди совершают то, что не имеет оснований в шариате: они стараются выровнять ряд относительно стоящего справа, если они стоят в правой части ряда, или относительно стоящего слева, если они стоят в левой части ряда, и они выворачивают ступни для того, чтобы щиколотки соприкоснулись».

Это то, у чего нет довода из шариата и это приводит к чрезмерности в применении Сунны. И это неправильно по двум причинам:

Выравнивание рядов должно начинаться с центра ряда там, где стоит имам. Стоящий в правой части ряда, должен выравниваться смотря на тех, кто с левой стороны (т.е. стоящего ближе к имаму). Таким образом, ряд будет прямым и пустоты заполнены. Выравнивание выполняется выравниванием шей, плеч и щиколоток и заполняя передний ряд.

Но очевидной ошибкой и чрезмерностью в соблюдении Сунны является попытка изогнуть стопу так, чтобы коснуться своей щиколоткой щиколотки соседа. Это приводит к беспокойству и это не предписано в шариате, и напротив увеличивает пустоты между стоящими в ряду.

Нам важно знать, как говорится в хадисе, когда человек совершает намаз, к нему подходит Шайтан и внушает ему разные мысли. Чтобы отвлечь внимание молящегося от Аллаhа, Шайтан вкладывает в его голову такие мысли, о которых человек даже и не задумывается вне намаза. Посланник Аллаhа . сказал в хадисе:

إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاَةِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ، وَلَهُ ضُرَاطٌ، حَتَّى لاَ يَسْمَعَ التَّأْذِينَ، فَإِذَا قَضَى النِّدَاءَ أَقْبَلَ، حَتَّى إِذَا ثُوِّبَ بِالصَّلاَةِ أَدْبَرَ، حَتَّى إِذَا قَضَى التَّثْوِيبَ أَقْبَلَ، حَتَّى يَخْطِرَ بَيْنَ المَرْءِ وَنَفْسِهِ، يَقُولُ: اذْكُرْ كَذَا، اذْكُرْ كَذَا، لِمَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ لاَ يَدْرِي كَمْ صَلَّى

«Когда произносится азан, шайтан отворачивается и убегает, испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва. Когда азан завершен, он снова подступает — до начала икамата. Когда икамат завершен, он снова подступает и вводит в человека разные мысли. Он внушает ему (молящемуся): «Вспомни о том-то и том-то». Он заставляет человека подумать о таких вещах, о которых он раньше и не думал. Вплоть до того момента, когда человек настолько сбит с толку, что не помнит, сколько рак`атов он совершил». (Сахих аль-Бухари, хадис №608, передал Абу Хурайра)

Просим Аллаhа I, что бы Он укрепил наши сердца, увеличил наши знания, направил нас ко всему праведному в словах, делах и помыслах. Просим Аллаhа защитить нас от происков шайтана, искоренить из наших сердец высокомерие, очистить наши дела от показухи, а слова от неугодных Ему речей. И просим вести  нас путём праведности и упокоить нас покорными Ему, мусульманами. Аминъ.

Автор: Муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль-Хазрат Панчеев

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов