Джума-мечети и квартальные мечети провинции Касым вновь приняли молящихся на утреннюю молитву после того как запрет проведения пятничных и коллективных молитв был отменён, и мечети возобновили работу на фоне мер предосторожности, предпринимаемых филиалом Министерства по делам Ислама, призыва и наставления, муниципалитетом провинции во исполнение указаний правителей Королевства, да хранит их Аллах.
А правильно ли это... не сомкнутые ряды?
Выпрямление рядов в коллективной молитве имеет большое значение в шариате. Поэтому в хадисах данная практика объясняется как необходимое условие для полноты и завершенности намаза.
Сунан Абу Дауд передает от Абдуллах бин Умара, который передал слова Пророка (ﷺ): "Выпрямляйте ряды, равняйте ваши плечи, заполняйте пустоты и помогайте друг другу, т.е. помогайте друг другу в организации и выпрямлении рядов и не оставляйте пустоты для шайатын (шайтана). Кто заполнит пустоту, на того снизойдет милость Аллаха, а кто оставит место в ряду, того Аллах лишит своей милости" (Сунан Абу Дауд С.97, Т.1).
Бара бин Азиб передает: "Пророк (ﷺ) ходил по рядам, с одного конца на другой, выпрямляя их. Он проводил руками по нашим грудям и плечам и говорил: "Не разделяйтесь, иначе ваши сердца будут разобщены". Он также говорил: "Всевышний Аллах посылает благословение тем, кто стоит в первом ряду, и ангелы просят для них прощения» (Сунан Абу Дауд, С.97. Т.1). Анас бин Малик передает, как Пророк (ﷺ) сказал: "Сомкните ваши ряды и не раскрывайте их и держите ваши головы ровно, поскольку на Его руки опирается душа Мухаммада, поистине я вижу, как пустоты в рядах заполняют шайтын (шайтан) будто маленькие овцы» (Сунан Абу Дауд, С. 97., Т. 1).
.
Было передано, что Умар бин Аль-Хаттаб назначил специального человека для выпрямления рядов и никогда не начинал молитву без предупреждения о том, что ряды выпрямлены. Также передается о том, что Али бин Аби Талиб и Усман бин Аффан всегда с точностью выполняли эту практику (назначения человека для выпрямления рядов перед молитвой). Али бин Аби Талиб говорил: «Шаг вперед! Так, шаг назад! Вот так (Тирмизи, С.53, Т.1). Малик бин Аби Амир Аль-Ансари передает, что Усман бин Аффан говорил во время пятничной проповеди: «Когда наступит время молитвы, выпрямляйте свои ряды и равняйте плечи» (Муватта Имам Мухаммад, С. 86).
.
Из вышеупомянутых хадисов становится ясно, что Пророк (ﷺ) учил своих сподвижников (сахаба) держать плечи на одной линии для того, чтобы выпрямить ряды. Также он проводил руками по их грудям и плечам, выпрямляя ряды. Но пророк (ﷺ) ничего не говорил своим сподвижникам относительно присоединения их стоп к стопам рядом стоящих во время молитвы и никого не заставлял это делать.
Нужно ли соединять стопы?
Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: "Согласно точке зрения, принятой имамами всех четырех основных правовых школ Ислама, двое не должны оставлять между собой пустот, которые могут быть заполнены третьим лицом. Кроме того, вопрос о присоединении стопы со стопой стоящего рядом человека во время намаза является нововведением со стороны определенных людей». (Файдуль-Бари, С.236, Т.2).
.
Алляма Зафар Ахмад Усмани говорит: "Очевидно, что присоединение стопы со стопой рядом стоящего, а также плеч и лодыжек является чрезвычайно сложным на практике, особенно, когда это необходимо выполнять в течение всего намаза. В дополнение к этому, чрезвычайно сложные ситуации и практики были исключены из Шариата посредством четких текстов. (Флааус-Сунан, С. 360, Т.4).
Если кто-либо после рассмотрения хадисов из «Сахих Бухари» говорит о необходимости присоединения стоп и лодыжек рядом стоящих людей во время намаза, тогда те хадисы из этого сборника, предполагающие присоединение плеч рядом стоящих людей, также необходимо принять во внимание. Данное действие возможно только в том случае, если все люди, стоящие в ряду, одного роста. По этой же аналогии, присоединение стоп рядом стоящих людей возможно только в случае, если размеры ног у всех одинаковые. Эти два условия, как правило, не выполнимы.
.
Авторитетный специалист по хадисам Мухаммад Закария пишет: «Имам Бухари упомянул о присоединении плеч и стоп в заголовке одной из своих глав, указав, таким образом, на то, что данное действие предполагает их близость и выпрямленность, тогда как буквальное выполнение этого действия не представляется возможным.
.
Ученый Зафар Ахмад Усмам пишет: «Соединение этих частей тела в прямом смысле этого слова является невозможным, если люди, совершающие намаз, имеют разный рост. Таким образом, смысл этих хадисов будет сводиться к выравниванию по ряду частей тела. (Иляус-Сунан С.360 Т.4).
.
Ученый Анвар Шах Кашмири говорит: "Соединение стопы со стопой рядом стоящего человека, наряду с соединением плеч является невозможным даже после беспокойных и утомительных попыток. Поэтому эта практика будет классифицироваться как новшество, часть которого не прослеживается в поступках праведных предшественников" (Файдуль-Бари, С.337 Т.2).
Кроме того, содержание хадиса требует соединения лодыжек. Но на самом деле выполнение этого действия представляется крайне неловким и затрудненным, даже невозможным. Шейх Гангохи пишет: «лодыжки двоих человек могут быть соединены, если они имеют широкое телосложение верхней части туловища, и узкое - нижней части. (Фатава Рашидийя,С.363).
Маулана Абу Убайдуллах Кади Шамс-Уддин пишет: В Муснаде Ахмада С.276 Т.4 передается о том, что лодыжка должна соединяться с лодыжкой и плечо - с плечом. Поэтому, заявление, сделанное некоторыми современниками относительно расположения лодыжек и плеч таким образом, чтобы они не соединялись, является безосновательным (Ильхамуль-Бухари Фи Халли Мушкилятиль-Бухари, С.50) .
.
Рассказывает аль-Бухари в своем «сахихе», что Анас бну Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Каждый из нас соединял свои плечи с плечом рядом стоящего, и свою стопу со стопой [рядом стоящего]». Рассказал Абу Давуд с достоверной цепочкой передатчиков, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Выстраивайте ряды, выравнивайте плечи и заполняйте просторы…» и также он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Уплотняйте ряды сближайте их и выравнивайтесь шеями». Таким образом, от совершающих коллективную молитву требуется: выстроить плотно ряды, начиная от плеч и до стоп ног, так чтобы бок [туловища] молящегося плотно прилегал к боку [туловища] стоящего с ним рядом. Здесь речь не об отдельном смыкании лишь стоп. Наоборот смыкание отдельно стоп отдаляет, разделяя бока молящихся. Если ты посмотришь на такие ряды, то обнаружишь их бока отделенными сверху и соединенными только снизу, в месте смыкания стоп. Такой метод является ошибочным и противоречащим наставлению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И как часто молящийся старается, сомкнуть свои стопы, со стопами стоящего рядом, максимально раздвинуть свои ноги тем самым, противореча сунне, открывая между собой и соседом пространство которое приравнивается к [одному] метру. Делая так, он думает что выполняет обязательство «тарасса» – смыкания о котором повелел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Воистину смысл «тарасса» – смыкания рядов – это полное смыкание туловища с туловищем, плечи, бока, ступни и выравнивание по шеям. А не только лишь в смыкании стоп, ведущее к образованию пространства и препятствующего смыканию рядов верующих.
.
Автор: Доктор Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути; Книга: «Ма`а ннас» часть 2, стр.20
Расстояние между верующими в намазе:
.
Несколькими хадисами установлено, что саф (ряд) должен быть абсолютно ровным и в нем не должно оставаться пустых мест между молящимися. И есть некоторые люди, настаивающие на том, что стопы и лодыжки ног стоящих рядом людей должны соприкасаться друг с другом. Реально ли стоять в такой позе?
.
Те, кто молится таким образом, опираются на хадис, передаваемый Нуъманом ибн Баширом (р.а.а). Он сказал: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.в) повернулся к нам и сказал: «Выпрямите ваши ряды». Так он повторил трижды, и затем сказал: «Клянусь Аллахом, вы, конечно, должны выровнять ваши ряды или же Аллах разъединит ваши сердца». После этого я (т.е. Нуъман) увидел людей, которые соединяли между собой плечи и лодыжки» (Абу Дауд, «Сахих ибн Хузаймы»).
.
Богословы всех четырех мазхабов (не только основатели, но и продолжатели) высказались о свободе выбора в данном вопросе, дав при этом желательные практические рекомендации:
– богословы-ханафиты: оптимальное расстояние между ступнями молящегося во время стояния в молитве – в четыре пальца (кисти), это ближе к проявлению покорности пред Богом.
– богословы-шафииты: оптимальным является расстояние в одну пядь (22,5 см). Нежелательно объединять ступни (макрух), если нет на то особой причины.
– ученые маликитсткого и ханбалитского мазхабов: ступни следует поставить свободно (усредненно), не соединяя и не расставляя, безобразно раздвигая их.
.
А теперь перейду к этому хадису: мы все знаем, что Аллах наделил шайтана многими способностями до Судного Дня! Шайтан может принять облик человека, собаки, скорпиона, может полностью видоизменятся, превращаясь в многие создания. Также одним из способностей шайтана и джинов является передвижение по кровеносным сосудам человека! В теле одного человека могут находится иногда до 15-20 джинов. Поэтому раз шайтан захочет, то может и между ваших ног пройтись или через ваши головы перепрыгнуть, в воздухе парить над вами, несмотря на ваши старания плотно соприкасатся друг другу! Думаю, что это слишком сомнительный хадис и не стойт приводить в дальнейшем!
.
Учитывайте, что тогда еще не было сегодняшних ровных полов и паласов, рисунком своим очерчивающих ряды. Пророк и сподвижники молились на песке, что затрудняло ровность ряда и единения направленности всех молящихся в одну сторону. Основным в вопросе выстраивания рядов перед совершением молитвы-намаза является их ровность и сплоченность, когда никто из молящихся не выступает телом вперед или не остается слегка позади ряда. Вот хадисы по этому поводу:
Пророк (ﷺ), обращаясь к молящимся, призывал: “Выравнивайте ряды, пусть каждый ряд превратится в ровную линию! Ровность рядов способствует полноте молитвы-намаза”.
Шейх Бакр Ауб Зайд сказал: Мы видим как некоторые люди совершают то, что не имеет оснований в шариате: они стараются выровнить ряд относительно стоящего справа, если они стоят в правой части ряда, или относительно стоящего слева, если они стоят в левой части ряда, и они выворачивают ступни для того, чтобы щиколотки соприкоснулись.
ВСЕ НОВОСТИ