Новости из Исламских стран

Накибы в Османской империи

23.10.2020
Накибы в Османской империи

Как известно, потомков Посланника Аллаха (мир ему) называют сеидами и шерифами. Они пользовались глубоким почитанием и уважением во всем исламском мире, пишет сайт Fikriyat.

.

Во времена Аббасидов был создан институт накибов, целью которого была забота о потомках Пророка (мир ему). Институт накибов функционировал также в государствах Фатимидов, Сельджуков, Зенгидов, Аюбидов и Хулагуидов. При халифе Мамуне (786-833 гг.) появилась традиция ношения потомками Пророка (мир ему) одеяний зеленого цвета, чтобы отличаться от других людей.

В Османской империи для ведения дел сеидов и шарифов была введена должность накиб аль-ашрафа. Впервые она появилась при султане Баязиде I. Накиб аль-ашраф пользовался таким уважением, что падишах вставал при его появлении.

.

Назначал накиб аль-ашрафа султан, сеиды, шерифы и религиозные авторитеты. Он мог быть избран только из числа тех, кто происходил из рода Пророка (мир ему). Также было необходимо, чтобы накиб аль-ашраф хорошо разбирался в исламском праве – фикх. Зарплату он не получал. Хотя для обеспечения первого накиб аль-ашрафа был создан вакф, тот предпочел зарабатывать себе на жизнь изготовлением одеял. В более поздние времена для сеидов и шерифов, чье материальное положение было затруднительным, назначались специальные выплаты.

.

Накиб аль-ашраф имел разные обязанности. Он делал предупреждения тем потомкам Посланника Аллаха (мир ему), кто совершал поступки, недостойные их положения, участвовал в разделе военных трофеев. Также он следил за тем, чтобы девушки из рода Пророка (мир ему) не выходили замуж за неподходящих им мужчин, рассматривал иски между потомками Пророка (мир ему). Накиб аль-ашраф мог назначать своих наместников в разные провинции. С их помощью он составлял списки потомков Пророка (мир ему), которые назывались «шаджара-и таййиба». В них записывались имена сеидов и шерифов, их детей, место проживания и т.п.

.

Накиб аль-ашраф, помимо прочего, участвовал в различных церемониях во дворце. При восшествии на престол султана он первым приносил ему присягу, а также проводил церемонию опоясывания нового правителя мечом. В дни праздников накиб аль-ашраф первым поздравлял султана. На празднование Мавлида, проводимого падишахами 15 Рамадана в мечети Султана Ахмета накиб аль-ашраф удостаивался особого приглашения.

.

Некоторые накиб аль-ашрафы одновременно назначались шейхуль-исламами.

Резиденция накиб аль-ашрафа находилась в Стамбуле. При Абдульхамиде II (1842-1918) во дворце Йылдыз, служившем главной резиденцией турецких султанов, ему были выделены отдельные покои.

.

В Османской империи сеидов называли «эмирами», мужчины из рода Пророка (мир ему) носили зеленую чалму, а женщины – зеленое головное покрывало. Это было их отличительным знаком. Также они получали документы о своем происхождении, которые именовались «сийадет хюджети» («доказательство принадлежности к сеидам») и освобождались от налогов.

Фото: Раджаб аль-Накиб, накиб аль-ашраф Басры (между 1900 и 1918 г.)

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов