Мировые новости

Тадж Махал чей: суннитский или шиитский?

24.11.2014
Тадж Махал чей: суннитский или шиитский?

Архитектурный шедевр Тадж-Махал в индийской Агре стал яблоком раздора между суннитской и шиитской мусульманскими общинами страны – и те, и другие утверждают, что имеют больше исторических прав на мечеть-мавзолей.

«После свадьбы Мумтаз перестала быть шииткой, она стала сунниткой. Обе могилы (в мавзолее) – суннитские», – говорит председатель местной суннитской организации Аслям Курейши в интервью The Times Of India о Мумтаз-Махал, жене правителя Империи Великих Моголов Шах-Джахана, в честь которой был возведен Тадж-Махал.

Спор вокруг исторического происхождения Тадж-Махала разгорелся несколько дней назад, когда министр по делам меньшинств штата Уттар-Прадеш Азам Хан призвал передать управление делами достопримечательности совету вакфов штата. По мнению министра, доходы от этого объекта архитектуры должны идти на благо мусульман.

В свою очередь, шиитские лидеры потребовали передать Тадж-Махал их собственному совету вакфов. – «Кто сказал, что Тадж принадлежит суннитам? Монумент был сделан для Мумтаз, которая была шииткой. Монумент принадлежит нам», – заявил генсек комитета Имам-э-Реза в штате Уттар-Прадеш.

Шиитские лидеры отметили, что министр своим предложением лишь посеял раздор между последователями двух ветвей ислама, которые до этого жили в гармонии.

_______________________

Тадж-Маха́л  — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна . Построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. 

Некоторые из строителей Тадж-Махала: 

Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания.
Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — турецкий архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника.
Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков. 

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:

«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.

Все стены инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями, отчего при солнце или луне стены отражают их свет. Со всех сторон Тадж-Махал окружает, а прямо перед зданием расположен обширный мраморный бассейн, в водах, при определённом ракурсе, отражается всё сооружение.

Фото 1: Тадж Махал

Фото 2: Ворота Тадж-Махала - на них 22 купола, по числу лет, в течение которых он строился.

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов