Новости из мусульманских республик

Исхак Лотфуллин: жизнь во имя служения

05.06.2016
Исхак Лотфуллин: жизнь во имя служения

Первый документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен легендарному религиозному деятелю, имаму Закабанной мечети (Казань) Исхаку хазрату Лутфуллину. Его жизнь - пример того, как вера, заложенная в детстве, несмотря на все перипетии истории, войны и тоталитаризм, меняет не только самого человека, но и окружающих.

Он родился в 1942 году в татарской деревне Елхово, в то время, когда всем приходилось тяжко, и страна боролась за выживание. Его детство прошло в послевоенные годы, и, не смотря на суровое время, он научился читать и писать на арабском языке. Он рос религиозным мальчишкой и в его душе были молитвы, обращенные к Богу. Он жил мечтами, что после школы поступит учиться в единственное медресе того времени в Советском Союзе – в Бухаре. Но его мечты рухнули, когда советская власть воспротивилась его желанию. Ему пришлось отучиться в Бугульминском нефтяном училище, а в 1965 году поступить в Пензенское Высшее Артиллерийское училище и, с тех пор, он связывает свою жизнь с Советской армией, в которой служит целых 27 лет. Все это время, с ним находилась его жена – Галия ханум, с которой он познакомился после учебы в Артиллерийском училище.

Военная служба его вместе с семьей бросала то на Дальний Восток, то в Германию. Все эти годы он в душе хранил веру во Всевышнего Творца и ждал возможности воплотить в жизнь свою мечту – отучиться в медресе. Такая возможность ему представилась в 1989 году, когда Талгат Таджуддин в Уфе открывает медресе. Оставив военную карьеру в ранге подполковника, он отправляется туда на учебу и за год экстерном его оканчивает. Военная хватка, характер воли и стремление внести свой вклад в возрождение традиционных ценностей татарского народа помогают ему в дальнейшем: он приезжает в Казань и с группой своих единомышленников учреждает махаллю, а затем, возвращает историческую мечеть – Закабанную. Когда был организован приход и мечеть заработала, он при ней открывает и первое медресе в Татарстане – Казанское Высшее Мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама. Его роль в создании медресе, которое окончили много известных нынешних российских хазратов и имамов, безусловно, огромна. В начале 90-х годов прошлого столетия, это стало важным этапом в развитии духовного состояния общества, после долгих лет атеизма и коммунизма. С возрождением религиозного самосознания, у татарского народа просыпаются и националистические чувства. Исхак хазрат сумел объединить в своей личности и борца за религию, и борца за права татарского народа и их идеи. Поэтому его судьба тесно переплеталась с национальными движениями до самых последних дней.

Эрудированность и жизненная позиция  

Стремление к религиозным знаниям, также как и к общим знаниям, в нем были заложены с детства. Он очень сильно любил историю, много читал. Его жена, Галия ханум рассказывает, что он не ставил на полку книгу, пока полностью ее не прочитывал. Он много читал. Больше всего его интересовала история тюркских народов, любил посещать музеи. Студенты, обучавшиеся в его медресе, могли застать его за чтением книги в магазине при мечети. Если там появлялась какая-нибудь новая книга для продажи, то он с нетерпением знакомился с ней первым. Он также был хорошим собеседником, и главное, мог поддерживать разговор на любые темы – был эрудированным и владел ситуацией лучше всех.

«Я вспоминаю, - говорит Ильяс хазрат Зиганшин, нынешний ректор медресе имени 1000-летия принятия Ислама, - как он, после прочтения обеденной молитвы – Зухр, вставал около минбара и начинал рассказывать студентам о политической ситуации в стране, об истории татар, и вы знаете, студенты его слушали с интересом, он был неким проводником для них в мир новостей, иногда его речь затягивалась на час с лишним».

Он очень переживал за свой народ, за его национальное и религиозное самосознание. Все студенты, которые учились у него в медресе, в обязательном порядке участвовали в «Хатер коне» - в митинге Дня памяти. Это было важное событие в его жизни. Казалось, что на переживаниях за свою нацию – и основывалась его жизненная позиция.

История его дел и политические баталии  

Приехав в Казань, Исхак Лутфуллин сразу же влился в общественную жизнь Татарстана. Он стал активным членом Татарского Общественного Центра (ТОЦ). Его деятельность на этом поприще, приносит ему не только известность, но и славу ярого борца за суверенитет и независимость Татарстана. Он словом и делом доказывал народу переживания за его судьбу, участвуя в митингах, пикетах, голодовке и других мероприятиях, проводимых активистами ТОЦ.

Многие сегодня не знают, но именно благодаря его усилиям в Казани верующим были возвращены несколько зданий мечетей - Азимовская, Султановская, Апанаевская, Галиевская, Голубая, Розовая, Бурнаевская, Иске таш, Ак таш, Ак мачет, медресе «Мухаммадия» и конечно его детище – Закабанная мечеть. Он умел смело разговаривать с властью и у него это получалось. Именно он содействовал установке полумесяца на башне Сююмбике, которая сегодня является одним из символов татарского народа.

Исхак хазрат – один из инициаторов и создателей в 1993 году муфтията Татарстана, помощник первого муфтия Габдуллы Галиуллина. Нехотя, но в те годы ему пришлось участвовать в расколе татарского мусульманского духовенства России. От ЦДУМ начали уходить регионы и на олимп мусульманской власти начали подниматься новоиспеченные муфтии.

«Муфтий Талгат Таджуддин часто приезжал в Казань и обязательно посещал медресе. Исхак эфенде был шакирдом Талгат хазрата, потому, исключительно его уважал, – рассказывает Альбир Крганов, муфтий ДУМ Чувашии и муфтията Москвы. – Тогда были бурные времена. Помню, перед его неожиданной кончиной, я как-то заехал к нему в мечеть. Исхак хазрат, в своем кабинете на втором этаже мечети, угощая меня чаем и рассуждая о жизни, сказал: «Альбир я очень хочу увидеться с Талгат хазратом Таджуддином, у меня есть очень много того, что мне нужно обсудить с ним, мне необходимо его понимание и прощение. Мы тогда были неправы, идя против него, мы заблуждались».

Он искренне переживал за те события, но живя в Татарстане, он должен был плыть в одной лодке с теми, кто его окружал.

В 1998 году Исхак хазрат принимал активное участие в создании единого муфтията Татарстана – ДУМ РТ. Тогда муфтием был избран Гусман хазрат Исхаков. Хоть и впоследствии, в их взаимоотношениях не все было гладко, однако стоит отметить, что на первом этапе он очень активно помогал в становлении деятельности ДУМ РТ.

Возрождение Ислама в 90-х годах прошлого столетия привлекало в Татарстан множество заграничных миссионеров, насаждающих свои, чуждые татарам национальные обычаи и традиции. Почти всему духовенству, чтобы выжить, приходилось идти на их поводу, тем более они предлагали хорошее финансирование. В 1997 году представители благотворительного фонда «Ибрахим аль-Ибрахим» предложили Исхак хазрату взять медресе на полное обеспечение, дабы вести обучение на своих правилах. На что получили ответ: «Я открыл медресе для того чтобы готовить богословов по нашим традициям, по мазхабу Имам Агзама абу Ханифы. Это цель моей жизни. И если хотите помогать – помогайте, но на наших условиях». Им пришлось с этим смириться.

«90-е годы прошлого столетия вносили свои коррективы в обыденную действительность – вспоминает то время Ильяс хазрат Зиганшин. – Но он всегда оставался верным традициям татарского народа. Разъяснял студентам учение Абу Ханифы, выступал против различных сект».

Нельзя не упомянуть и о том, что он помогал регистрации приходов – махаллей по всему Татарстану. «В этом вопросе он был юридически подкован, даже я сам познакомился с ним, когда была необходимость создать махаллю у себя в родной деревни в Тетюшском районе – говорит Ильяс хазрат. – К нему за советом по этому вопросу приезжали многие имамы».

К слову, он принимал активное участие в открытии мечетей в Казани: «Булгар», «Рамазан», «Ризван», а также в Нижнекамске, Альметьевске, Лениногорске, Верхнем Услоне и других городах и районах Татарстана.

«Помню слова Исхак хазрата, когда он наставлял меня на работу в мечети «Сулейман» - вспоминает его Илдар хазрат Баязитов. Исхак хазрат долгие годы был его наставником и во многом помогал. – В те годы, в начале 2000-х, мы вместе с ним пришли в эту мечеть, которая пустовала. Он тогда сказал: «В городе любой сможет спокойно работать, ты попробуй здесь, в поселке, наладить работу махалли».

Рассказывая о его личности, Илдар хазрат говорит о его широкой доброте. «Он мог последнее отдать на развитие ислама, или для оказания помощи нуждающимся – рассказывает Илдар хазрат Баязитов. – Он старался помочь каждому, кто к нему обращался. Это был человек сильный духом, который не боялся трудности жизни. Вся его жизнь прошла в искреннем служении своему народу. У него были разные времена в жизни, но он не изменял своим принципам».

Об этой личности можно писать бесконечно. В новейшей истории ислама о нем еще не раз будут вспоминать. Такая личность как Исхак хазрата Лотфуллин требует к себе внимания. Ибо без него не возможно представить полную картину религиозного возрождения, которое происходило в Казани в 90-х годах прошлого столетия и в начале 2000-х.

 Автор: Ахмад Халиков

ВСЕ НОВОСТИ

Администрация, владелец данного сайта (домена), форума и редакция сайта за содержание статей, скопированных с других сайтов, газет, журналов, ЖЖ, интернет форумов, а также и высказывания пользователей на главной странице сайта, Форуме и Гостевой книге, ответственности не несут. Мы (администратор, владелец, редакция сайта) не согласны с мнением авторов публикаций, перепечаток, гиперссылок и на все события имеем свою точку зрения. Наше мнение, может не совпадать с мнением авторов