С конца XVIII до XIX века шло фактическое вытеснение крымских татар из Крыма. Обезземеливание и русификаторская политика – таковы были основные причины массовых эмиграций крымских татар.
.
Самая масштабная эмиграция последовала вскоре после окончания Восточной войны – в 1856-1862 годах. Крым покинуло около 193 тысяч крымских татар. Как справедливо отмечал публицист XIX века М.Гольденберг : «Причины этой эмиграции уже могут быть прямо отнесены к той политике, которой мы придерживались по отношению к завоеванному народу».
.
В результате обезлюдения полуострова 8 ноября 1861 года были приняты утвержденные царем Александром II «Правила заселения частных земель в Крыму иностранными выходцами». Началось целенаправленное заселение полуострова крестьянами внутренних губерний России, а также переселенцами из Германии, Чехии, Эстонии, Италии.
.
Политика выдавливания коренного народа Крыма – крымских татар – продолжалась и в последующие годы. Из государствообразующего этноса крымские татары всего за несколько десятилетий превращались в меньшинство на исторической родине.
.
В этих условиях крымскотатарскому интеллектуалу Исмаилу Гапринскому удалось невозможное – начать издание газеты «Терджиман», женского журнала «Алем-и-Нисван», реформу школьного образования. Как писал востоковед Владимир Гордлевский , «Исмаил бей Гаспринский с 1881 года превратил уездный городок Бахчисарай в центр умственной жизни мусульманского мира».
.
Вскоре после Февральской буржуазной революции 25 марта 1917 года в Симферополе был созван Всекрымский Мусульманский Курултай (съезд). Он избрал Временный Крымско-Мусульманский исполнительный комитет во главе с Номаном Челебиджиханом . На прошедшем в ноябре-декабре 1917 года Первом Курултае крымскотатарского народа рассматривались вопросы государственного устройства Крыма, политики правительства, выработки законов, определявших различные сферы общественной жизни.
.
Курултай провозгласил создание Крымской Народной Республики, принял Конституцию, государственную символику и объявил себя парламентом. Председателем парламента стал Асан Сабри Айвазов , правительство возглавил муфтий Крыма Нoман Челебиджихан.
.
Большевики не признали Крымскую Народную Республику. После кровопролитных боев в январе 1918 года национальное правительство было свергнуто, в феврале арестован и жестоко убит Номан Челебиджихан. Согласно сообщениям прессы, его тело было изрезано на куски и выброшено в море.
В ноябре 1920 года в Крыму была окончательно установлена советская власть, а 18 октября 1921 года постановлением ВЦИК и СНК образована Крымская Советская Социалистическая Республика – автономия в составе РСФСР. Была принята Конституция республики. Согласно ей, государственными языками стали крымскотатарский и русский.
.
Были созданы аппараты государственной власти (местные советы, Центральный Исполнительный комитет) и управления (Совет Народных комиссаров, которому подчинялись комиссариаты: внутренних дел, просвещения, юстиции, здравоохранения, финансов, земледелия, труда, продовольствия).
.
1920-30 годы – неоднозначный период в развитии крымскотатарского народа. В это время началось изучение истории и культуры крымских татар, существовали национальные школы, театр, издавались книги, газеты, журналы, выходили детские издания на крымскотатарском языке.
.
Как и в других автономных республиках, в Крыму провозглашались принципы приоритетного развития коренных народов. Синонимом политики «коренизации» в Крыму была «татаризация». Так, в докладе «О национальном строительстве в Крыму» в 1931 году влиятельный партийный функционер Иван Козлов , освещая суть национального вопроса в Крыму, отмечал: «Не вызывает никаких разногласий в парторганизации то положение, что нацстроительство в Крыму – это в основном вопрос, связанный с коренной национальностью Крыма… Это вытекает из того положения, которое татары занимали и занимают в Крыму. Многовековая история существования Крыма неразрывно связана с историей татарского народа. Татары имеют свою собственную историю, наиболее полно сохранившуюся и развивающуюся культуру, свой язык, национальные особенности быта».
.
Но одновременно уже со второй половины 1920-х шли перманентные репрессии под лозунгом борьбы с местным «национализмом». Картина народного бедствия будет неполной, если не вспомнить о катастрофических последствиях голода в Крыму 1921-1923 годов, унесшего около 100 тысяч человеческих жизней, из них около 80 тысяч крымских татар.
.
Увы, в 1930-х годах сталинский курс дрейфовал к возрождению великодержавности. И в значительной мере логическим завершением этого курса стала депортация крымских татар в 1944 году и упразднение автономии. 30 июня 1945 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», а 25 июня 1946 года Верховный Совет РСФСР своим законом утвердил это решение.
.
Потом были долгие годы самоотверженной борьбы крымскотатарского народа за возвращение в Крым. И всегда активистами национального движения провозглашалось в качестве национальной идеи возвращение на родину и воссоздание государственности. Во всех ключевых документах крымскотатарского национального движения есть пункт о восстановлении государственности крымских татар. Уже в первом из известных обращений во власть – письме пяти крымскотатарских коммунистов от 7 сентября 1956 года, адресованном членам Президиума ЦК КПСС, – ставился вопрос о возвращении крымских татар на родину и восстановлении Крымской автономии в составе УССР.
.
На Втором Курултае крымскотатарского народа (1991) первым из принятых документов стала Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа. Некоторые комментаторы, не пытаясь разобраться в сути этого документа, в превратном свете представляют сам факт его существования. Приведем лишь одну цитату. Декларируя: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международно-правовых актах, признанных мировым сообществом», – при этом заявлено, что «отношения между крымскими татарами и национальными и этническими группами, проживающими в Крыму, должны строиться на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, должно обеспечиваться строгое соблюдение политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав всех людей независимо от их этнической принадлежности».
К сожалению, Украинское государство игнорировало государственнические устремления крымскотатарского народа, считая их сепаратистскими. В результате сегодня Крым де-факто стал российским, а единственной проукраинской силой на полуострове оказались крымские татары.
Крымские татары и сегодня говорят о том, что их цель – крымскотатарская автономия в составе Украины. И ждут, что наконец будут услышаны и поняты Украинским государством, политиками и обществом.
Фото: депортация крымских татар
ВСЕ НОВОСТИ