Admin » 02 июн 2011, 19:57
Имам Абу Ханифа
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному,
Царю Судного дня! Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи: веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали гнев (Твой), и не заблудших.
Благословения и мир рабу Аллаха и Его посланнику, который был направлен к людям как учитель, руководитель, наставник и советчик, который научил людей религии Аллаха Всевышнего и Его шариату и побудил их стремиться к пониманию религии Аллаха и познанию установлений и смысла этой религии и который сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”.
Аллах Всевышний, поручившийся за то, что исламская религия сохранится в целости и неприкосновенности, останется совершенно ясной и до самого Дня воскресения будет везде служить светочем для идущих правильным путём, привёл к этой религии улемов и имамов, которые истолковали Книгу Аллаха и разъяснили её установления, сохранили сунну Его пророка, , и собрали высказывания сподвижников, да будет доволен ими Аллах, а также тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами. Они использовали своё понимание и своё знание в деле изучения Корана и сунны, а также высказываний и воззрений имамов первых трёх веков истории ислама, исследовали новые явления, на которые не было прямых указаний в Коране и сунне, и благодаря этому сформулировали соответствующие установления, оставив нам ответы на все вопросы, руководство для каждого зашедшего в тупик и установления на все случаи жизни. Кроме того, их понимание Корана и сунны позволило им разработать основоположения шариата для того чтобы, руководствуясь этими основоположениями, можно было выносить суждения о событиях и проблемах каждого периода времени и о том, что представляется новым и касается взаимоотношений между людьми. После смерти этих улемов по их стопам последовали факихи, которые занимаются этим и по сей день и будут делать это столь долго, сколько пожелает Аллах.
Предлагаем вниманию читателя рассказ об одном из крупнейших наших имамов в области фикха , который отличался крайним благочестием и религиозностью, высоко ценил знание, отдавал ему предпочтение перед мирскими благами и не скрывал истину. Речь идёт об имаме имамов из числа факихов Абу Ханифе ан Ну‘мане бин Сабите, да помилует его Аллах.
О достоинстве знания шариата
1. Первым, что ниспослал из Корана Аллах Всевышний, были айаты, в которых говорится о Знающем Творце и сотворённом человеке. Аллах Всевышний сказал: “Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, . сотворил человека из сгустка. . Читай, ведь Господь твой – Щедрейший, . Который научил (человека писать) с помощью пера, . научил человека тому, чего он не знал”.
· Аллах Всевышний оказал благодеяние Своему посланнику Мухаммаду, , ибо Он Сам учил его. Аллах Всевышний сказал: “ … и научил тебя тому, чего ты не знал. Велика милость Аллаха(, оказанная) тебе!”
· Аллах Всевышний оказал благодеяние и всем верующим, которые будут жить до самого Дня воскресения, ибо Он направил к ним последнего посланника, и этот посланник учил их тому, что способствовало их умственному развитию, и очищал их для того, чтобы образ жизни их изменялся к лучшему Аллах Всевышний сказал: “Аллах оказал благодеяние верующим, направив к ним из числа их посланника, который читает им Его айаты, и очищает их, и учит их Писанию и мудрости, хотя, поистине, раньше пребывали они в явном заблуждении”.
· Ввиду большого значения и ценности знания Аллах Всевышний велел Своему посланнику, , и верующим просить Его добавить им знания. Аллах Всевышний сказал:
– … и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”
· Аллах Всевышний выделил знающих из числа прочих и указал, что знающих нельзя приравнивать к тем, кто знанием не обладает. Аллах Всевышний сказал:
– Скажи: “…Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?”
- Говоря о тех, кто засвидетельствовал единственность Аллаха, Всевышний упомянул знающих и ангелов, а это значит, что знающие оказались в наилучшем обществе. Аллах Всевышний сказал: “Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, и что Он придерживается справедливости. Нет бога, кроме Него, Всемогущего, Мудрого ”.
· Аллах возвышает тех, кто верует в Него, и обладающих знанием над прочими людьми. Аллах Всевышний сказал: “Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание … ”
Знание подобно воде, без которой нет жизни: оно приносит пользу тем, кто предпринимает определённые действия, тогда как бездействующие погибают. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: “Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много вся ких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям”.
· Аллах наставляет в религии и дарует знание о дозволенном и запретном тому, кому Он желает блага. Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”.
· Аллах облегчает путь в рай тому, кто стремится к знанию, делает такого человека наследником знания пророка, , и делает так, что с мольбами о благе для ищущего знание обращаются к Нему ангелы и другие существа. Сообщается, что Абу д Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: “Тому, кто вступил на (какой нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел”.
Человек, обладающий полезным знанием, будет получать награду Аллаха Всевышнего и после того, как умрёт и дела его прекратятся. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаютсяза исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него”.
Имам Абу Ханифа.
Годы учёбы, учителя и ученики имама.
Имя и нисба имама
Ан Ну‘ман бин Сабит бин аль Марзубан принадлежал к знатной персидской семье и родился в столице Афганистана Кабуле. Его дед аль Марзубан принял ислам в период правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и перебрался на жительство в Куфу.
Согласно наиболее распространённому мнению, Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, родился в Куфе в 80 году хиджры, когда халифом был ‘Абд аль Малик бин Марван, да помилует его Аллах.
Имам вступает на путь обретения знания
1. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, воспитывался в Куфе в богатой, благочестивой и знатной семье и скорее всего являлся единственным сыном у своих родителей. Его отец торговал шёлком в своей лавке в Куфе, которая перешла по наследству к сыну после его смерти. Подобно некоторым другим образованным и праведным людям он ещё в детстве выучил наизусть Коран. Скорее всего он не не учился ни у кого из улемов и не посещал их кружков, а сидел в лавке своего отца, пока не повстречался с аш Ша‘би, улемом из числа последователей. Эта встреча открыла имаму, да помилует его Аллах Всевышний, путь к великому благу.
2. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Мекку и Медину для совершения хаджжа и посещения могилы пророка, , и его мечети.
3. Постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение. С этой целью он более двадцати семи раз приезжал в Басру, где вёл споры, защищая шариат от всего сомнительного и того, с чем хотели его связать заблудшие.Это продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не приобрёл большую известность, хотя было ему всего лишь двадцать лет. С этого времени в мечети Куфы стал собираться кружок его учеников, которые занимались изучением таких наук.
4. Поскольку Аллаху было угодно привести самого Абу Ханифу, да помилует его Аллах Всевышний, а вместе с ним и всех мусульман к великому благу, имам занялся изучением фикха. О причине этого упоминается в сообщении Зуфара, передавшего, что он слышал, как Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
– Я занимался каламом, пока не приобрёл большую известность. Однажды, когда мы сидели поблизости от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая то женщина и сказала: “Один человек, у которого есть жена, хочет развестись с ней в соответствии с сунной. Сколько раз он должен давать ей развод?” Я велел ей спросить об этом Хаммада, а потом вернуться и обо всём рассказать мне. Она задала этот вопрос Хаммаду и он сказал: “Он должен дать ей развод один раз после завершения месячных и не вступать с ней в половую связь. Затем ему следует подождать завершения ещё двух менструальных циклов так, чтобы вместе с первым циклом всего прошло три, и после того, как она совершит полное омовение, ей можно будет выходить замуж за другого”. Выслушав его, женщина вернулась и передала слова Хаммада мне, а я сказал: “Нет мне нужды в каламе”, после чего взял свои сандалии, подсел к Хаммаду и стал слушать вопросы, которые он разбирал, запоминая его слова. На следующий день он занимался теми же вопросами, которые я запомнил, тогда как его ученики ошибались, и он сказал: “Пусть не садится в центре круга рядом со мной никто, кроме Абу Ханифы”.
О том как Абу Ханифа неотступно следовал за своим шейхом Хаммадом, обучаясь у него фикху, и как он вёл себя в присутствии шейха
С тех пор Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, неотступно следовал за своим шейхом Хаммадом, который обучал его фикху до тех пор, пока он благодаря своей памяти и воспитанности не превзошёл своих сверстников и тех, кто присоединился к кружку шейха раньше него, благодаря чему шейх приблизил его к себе и стал сажать Абу Ханифу в центре круга. Его отношение к шейху было достойно удивления. Так, например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот не выходил на молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не протягивал ноги в сторону дома своего шейха Хаммада, когда же Абу Ханифа молился, то обращался к Аллаху с мольбами за своего шейха и его родителей.
В таком положении он провёл восемнадцать лет вплоть до самой смерти Хаммада, да помилует его Аллах Всевышний, а после его смерти ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу Ханифа и дальше они будут учиться у него, и он стал лучшим преемником прекрасного предшественника.
Шейхи имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний
У имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, было очень много шейхов. Некоторые из них перечислены ниже.
1. Ибрахим бин Мухаммад аль Мунташир аль Куфи.
2. Ибрахим бин Йазид ан Наха‘и аль Куфи.
3. Исма‘ил бин Хаммад бин Абу Сулейман аль Куфи.
4. Аййуб ас Сихтийани аль Басри.
5. Абу Хинд аль Харис бин ‘Абд ар Рахман аль Хамадани аль Куфи.
6. Раби‘а бин ‘Абд ар Рахман аль Мадани.
7. Салим бин ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
О том как он формулировал вопросы для иджтихада и записывал их
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, разработал свой метод формулирования вопросов для иджтихада, который заключался в следующем. Встречаясь со своими учениками, он предлагал знающим из их числа рассмотреть тот или иной вопрос; при этом каждый должен был представить свои доводы и привести необходимые, по его мнению, аргументы в поддержку своей точки зрения. После этого Абу Ханифа комментировал высказывания своих учеников, подкрепляя их ссылками на Коран и сунну или доводы разума и одобряя суждения тех, кто находил правильное решение, и иногда для формулирования одного такого вопроса требовалось несколько дней. Такое обучение носило свободный характер, мнения всех присутствующих выслушивались с должным уважением, а обсуждение давало пищу умам учеников и вместе с тем подчёркивало познания и достоинство учителя, и после того, как подобным методом решался тот или иной вопрос из области фикха, его было затруднительно подвергнуть критике, не говоря уже об объявлении вынесенного решения недействительным, а выводит на правильный путьи приводит к благу только Аллах.
Аль Муваффак аль Макки сказал:
– Разрабатывая положения своего мазхаба, Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, советовался со своими учениками и последователями и не действовал исключительно по собственному усмотрению. Он занимался иджтихадом, проявляя исключительную искренность по отношению к Аллаху, Его посланнику и всем верующим в целом. Рассматривая вопрос за вопросом, он всесторонне обсуждал каждый из них, выслушивал мнения своих последователей, высказывался сам и проводил в дискуссиях с ними по месяцу и более, пока не определялся с тем или иным суждением окончательно, после чего всё это записывал кади Абу Йусуф . Если же какой либо вопрос представлялся Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, трудным, он говорил своим последователям: “Причина лишь в том, что я совершил какой нибудь грех”, и начинал просить Аллаха о прощении, а иногда принимался молиться, благодаря чему он находил решение, а потом говорил:
“Надеюсь, что моё покаяние принято”. Узнав о этом, аль Фудайл бин ‘Иййад разрыдался, а потом сказал: “Это потому что грехов у него мало, а прочие не придают этому значения!”
Наиболее выдающиеся ученики Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний
Аллах Всевышний почтил имама ещё и тем, что по воле Его у Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех случаях, когда он был близок к их совершению.
В жизнеописании Йахйи бин Закарийи бин Абу Заида, которое приводится в книге шейха ‘Абд аль Кадира аль Кураши под названием “Аль джавахир аль мудийа”, сообщается, что Асад бин аль Фурат сказал:
“Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось сорок человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд ат Та’и, Асад бин ‘Амр, Йусуф бин Халид ас Самти и Йахйа бин Закарийа”.
Шейх Ахмад аль Макки аль Хорезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый из которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом, в разных краях земли.
Об уважении, которое Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, оказывал своим ученикам, и о том, как он побуждал их к поискам знания
Передают со слов ас Саймари, что кади Шурайк сказал: “Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил: “Познав дозволенное и запретное, ты обрёл самое большое богатство”. Он отличался большим умом и мало с порил с ними”.
В своей книге о достоинствах Абу Ханифы аль Кардари сообщает, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
– Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришёл мой отец и сказал мне: “О сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в нём!” – и тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знания так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а, когда увидел меня, спросил: “Что заставило тебя покинуть нас?” Я ответил: “Поиски заработка”, а когда люди вернулись и я хотел уйти, он дал мне кошелёк с сотней дирхемов и сказал: “Расходуй эти деньги, а когда они закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок”. Через некоторое время он дал мне ещё сто дирхемов, и каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне ещё, будто ему сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ничего ему не говорил, и так продолжалось до тех пор, пока я не узнал всё, к познанию чего стремился. Да будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!
В этой книге приводится также следующий рассказ:
– Аль Хасан бин Зийад, неотступно следовавший за имамом, был беден, а его отец говорил ему: “У нас есть дочери, а сына, кроме тебя, нет, так займись же ими”. Узнав об этом, имам выделил ему необходимые средства и сказал: “Занимайся фикхом, ибо, поистине, мне никогда не приходилосьвидеть нуждающегося факиха”.
Внешний вид имама и высказывания о нём выдающихся людей
Внешний вид имама
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, был смугловатым человеком выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями, по запаху которых можно было узнать о его появлении. Он отличался крайней худобой, ибо из за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.
Нравственные качества имама
Обычно нравственные качества человека являются плодом веры и указывают на то, в какой степени сердце его наполняют вера, благочестие и богобоязненность. Чем сильнее вера, чем прочнее она утверждается в сердце и чем больше наполняет его своим светом, тем более достойными будут нравственные качества человека, что окажет своё воздействие на все стороны жизни, ибо из любого сосуда выливается лишь то, что в нём есть.
Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, относился к числу улемов первых трёх веков существования ислама, которые посланник Аллаха, , назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших из наших праведных предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.
Мы считаем полезным привести несколько примеров, разделив их на две группы. Примеры, относящиеся к первой группе, показывают, как Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, поклонялся Аллаху Всевышнему и боялся Его. Что же касается прочих примеров, то они свидетельствуют о его щедрости, кротости, терпении и искреннем отношении к людям.
Поклонение Аллаху
Сообщается, что Хафс бин ‘Абд ар Рахман сказал: “Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал садаку ”.
Аль Муваффак передал, что Букайр бин Ма‘руф сказал: “Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествий, ни тогда, когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека, который отличался бы большим рвением, чем он! Днём он соблюдал пост, а ночью молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что им было трудно понять. Да окажет ему Аллах Свою великую милость!”
Таким был имам Абу Ханифа, поклонявшийся и покорявшийся Аллаху, читавший по ночам Священный Коран и сделавший его своим собеседником, страшившийся Аллаха и скрывавший всё это от людских взоров, постившийся долгие дни (а посланник Аллаха, , указывал, что ничто не сравнится с наградой за пост), ежегодно совершавший хаджж с тех пор, как отец взял его с собой в хаджж в первый раз, и ежедневно раздававший садаку.
С учётом всего сказанного неудивительно, что улемы так часто воздавали ему хвалу. Когда аль Фадль бин Сувайд прибыл в Куфу и его спросили об Абу Ханифе, он сказал: “Мы часто сопровождали его и видели, что он часто постился и молился по ночам”.
Абу Мукатиль сказал: “Я долгое время не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествий, ни когда он жил у себя дома, и я не видел, чтобы кто нибудь молился и поклонялся Аллаху больше, чем он, или отличался большим благочестием; что же касается фикха, то не видел я человека, более осведомлённого в этой области”.
‘Ата бин Джабаля сказал: “Я не встречал ни одного улема, который был бы не согласен с тем, что Абу Ханифа лучше всех разбирался в вопросах фикха, являлся самым благочестивым из людей и больше всех молился и поклонялся Аллаху”.
Сообщается, что однажды Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, читавший ночью Коран, дошёл до того айата, в котором сказано: “ … но Аллах оказал нам милость и защитил (нас) от мук огненного вихря!” , после чего повторял эти слова до тех пор, пока муаззин не возгласил призыв на утеннюю молитву. А однажды он всю ночь напролёт повторял слова Всевышнего: “ … но Час этот , который является назначенным им сроком, (окажется) ещё ужаснее и горше!” совершая молитву. Передают, что наложница Абу Ханифы, являвшаяся матерью его сына, сказала: “С тех пор, как я узнала его, он никогда не спал на удобной постели, а уделял сну время между полуденной и послеполуденной мо литвами летом; зимой же он спал на том месте, где он обычно молился, в начале ночи”.
О страхе имама перед Всевышним Аллахом
Аль Кардари передал, что Йахйа бин Са‘ид аль Каттан сказал: “Мы проводили время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, по лицу его мне было видно, что он боится всемогущего и Великого Аллаха”.
Аль Кардари передал также, что Ибн аль Мубарак сказал:
– Приехав в Куфу, я спросил людей, кто из жителей города является самым осведомлённым в вопросах фикха, и мне сказали: “Абу Ханифа”. Потом я спросил, кто из них в наибольшей мере отстраняется от мира дольнего, и мне сказали: “Абу Ханифа”, а потом я спросил, кто из них отличается наибольшим благочестием, и мне снова сказали: “Абу Ханифа”.
Примеры из жизни имама
Аль Муваффак передал, что Мис‘ар бин Кудам сказал:
– Однажды, когда я шёл по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил на ногу какому то мальчику, который сказал ему: “О шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?” – и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришёл в себя, сказал: “О Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!” – на что он ответил: “Я боюсь, что эти слова были внушены ему”.
Аль Муваффак передал, что Ибн аль Мубарак сказал:
– Однажды я сказал Суфйану ас Саури: “Сколь далёк от поношения других Абу Ханифа! Я никогда не слышал, чтобы плохо отзывался даже о своём враге”, на что он ответил так: “Клянусь Аллахом, он слишком умён для того, чтобы предоставлять власть над своими добрыми делами тому, что уничтожит эти дела”.
Аль Муваффак передал, что ‘Абд ар Раззак сказал: “Когда бы ни смотрел я на Абу Ханифу, я всегда замечал на его глазах и щеках следы слёз”.
Аль Муваффак приводит слова Дирара бин Сурада, передавшего, что он слышал, как Йазид бин аль Кумайт, которого Дирар считал одним из лучших людей, сказал:
– Абу Ханифа очень боялся Аллаха. Однажды во время вечерней молитвы муаззин ‘Али бин аль Хасан, позади которого находился Абу Ханифа, прочитал нам суру, в которой сказано: “Когда сотрясена будет земля … ” Когда мы закончили молиться и люди разошлись, я взглянул на Абу Ханифу, который сидел на своём месте, размышляя и вздыхая, и сказал: “Уйду ка я, чтобы не отвлекать его”. Уходя, я оставил там светильник, в котором было только немного масла, а, когда вернулся незадолго до зари, увидел, что он стоит, держась за свою бороду и произнося такие слова: “О Тот, Кто воздаст благом за совершение благого весом с пылинку и воздаст дурным за совершение дурного весом с пылинку, защити раба Твоего ан Ну‘мана от огня и того дурного, что приближает к огню, и окажи ему милость Твою!” После этого я произнёс слова азана и увидел, что светильник горит, а он стоит, а когда я вошёл внутрь, он спросил меня: “Ты хочешь забрать светильник?” Я сказал: “Я уже призвал на утреннюю молитву”. Он попросил: “Никому не рассказывай о том, что ты видел”, после чего совершил добровольную молитву в два раката и сидел, пока я не объявил о начале молитвы обязательной, которую Абу Ханифа, совершивший предыдущее омовение в начале ночи , совершил вместе с нами”.
О благочестии имама, да помилует его Аллах Всевышний, и степени его отречении от мира
Аль Муваффак передал, что аль Файд бин Мухаммад ар Ракки сказал:
– Направляясь в Куфу и находясь в Багдаде, я встретился там с Абу Ханифой, который сказал мне: “Найди Хаммада и передай ему от меня следующее: “Ты ведь знаешь, что за месяц я съедаю савика на два дирхема, а ты задерживаешь его”, и поторопи его”.
Аль Муваффак сказал: “Возможно, что это было в то время, когда Абу Ханифа находился в Багдаде в заключении из за отказа занять должность кади. В силу своего искреннего благочестия он отказывался от еды, которую присылал ему халиф, и просил, чтобы еду ему присылали из Куфы”.
Аль Муваффак приводит рассказ Хафса бин ‘Абд ар Рахмана, являвшегося компаньоном Абу Ханифы, который снабжал его товаром. Хафс рассказывал, что однажды Абу Ханифа прислал ему товар, предупредил, что в какой то из одежд имеется недостаток, которые он назвал, и велел ему указать на это покупателям, если тот будет продавать её. Хафс продал товар, но забыл указать на эти недостатки и ничего не сказал тому, кто купил у него это, когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги, а было там тридцать тысяч дирхемов.
Шейх Мансур бин Шайба сказал: “О достоинствах имама, да будет доволен им Аллах, свидетельствует то, что, когда умер его отец Сабит, оставивший ему двести тысяч дирхемов, не считая имущества, он всё израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а сам тратил на себе на еду по два дирхема в месяц”.
Шейх Мансур бин Шайба передал также, что Сахль бин Музахим сказал: “Мы часто приходили к Абу Ханифе, но не видели в его доме ничего, кроме циновок”.
О взаимоотношениях имама с людьми.
О щедрости и великодушии Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний
Имам аль Халяби, Ахмад аль ‘Аскари и ас Саймари сообщают, что Мис‘ар сказал: “Когда Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, покупал что нибудь для своих детей или когда ему доставляли первые фрукты, он всегда покупал это и для шейхов из числа мухаддисов, расходуя на них больше, чем он расходовал на своих детей и на самого себя, и он всегда проявлял великодушие в торговых делах и своих взаимоотношениях с людьми”.
Хафиз ас Сулами сказал:
– Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, занимался торговлей, а когда в конце года собирал деньги, полученные в качестве прибыли, то покупал на них то, в чём нуждались мухаддисы, после чего отдавал оставшиеся дирхемы им же, и он говорил беднякам: “Воздавайте хвалу Аллаху Всевышнему, ибо то, что досталось вам, является частью Его достояния, а которое Он даровал вам, и это – прибыль с ваших товаров, которую Аллах направляет к вам через меня».
Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
– Не приходилось мне встречать никого щедрее Абу Ханифы, которому я часто говорил: “Не видел я никого щедрее тебя”, на что он отвечал: “А что бы ты сказал, если бы увидел Хаммада?” Абу Ханифа кормил меня самого и всю мою семью в течение десяти лет, и не встречал я никого, в ком соединилось бы столько достойных качеств.
Сердечность и доброта имама к людям
Сердечность отношения к людям выражается в желании им добра, и вся жизнь имама, да помилует его Аллах Всевышний, являла собой пример именно такого отношения, ибо он всегда желал добра всем. Мы уже привели примеры проявления им доброты по отношению к его бедным ученикам и рассказали о том, как он расходовал на них свои средства в течение многих лет и какое уважение оказывал своим шейхам и тем из них, которые являлись мухаддисами, требуя от них лишь того, чтобы они благодарили Аллаха за то, что что Он послал им через него. И мы рассказали о том, что все его собрания были посвящены поклонению, приобретению нового знания и повторению пройденного, а также о том, что он никогда ни о ком не отозвался плохо и никого не обидел, даже если кто то плохо говорил о нём самом.
С учётом сказанного неудивительно, что за это с похвалой об имаме, да помилует его Аллах Всевышний, отзывались лучшие улемы, характеризовавшие его как человека редкой доброты, доброжелательности и благочестия, что является милостью Аллаха, котору Он оказывает, кому пожелает.
Сообщается, что Са‘дан бин Са‘ид сказал: “Абу Ханифа был врачевателем этой общины, ибо невежество является наихудшей болезнью, а знание является наилучшим лекарством, и Абу Ханифа дал этому знанию окончательное толкование, благодаря которому невежество исчезло”.
продолжение следует: