Admin » 20 июн 2015, 12:59
Любовь и секс в Исламе. Развод.
Нормы расторжения брака по Шариату
Слово талак обозначает ‘развязывание узла’, ‘разрешение проблемы’, и используется в Шариате для объявления развода.
Всевышний Аллах предписывает: "О Пророк [и его община], когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок [очищение после трех менструальных периодов], и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего!.." (1:65). А в 34-м аяте суры 4 говорится: "...И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!"
Условия развода
Исходя из предписаний, мужчинам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует Аллаха. Более того, играть словом "развод", а потом каяться, или использовать дозволение Шариата в угоду своим амбициям – это все равно, что играть с огнем или подбрасывать над собой обоюдоострый меч. Для того чтобы уберечь семейное счастье, Всевышний Аллах установил формы наказания для тех, кто использует опасное слово талак (развод) не подумав о последствиях.
Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в Исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно Шариату, то есть совершили никях. Ни о каком талаке не может идти речь, если это условие не соблюдено.
Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никях) и находится в состоянии дееспособности.
Желательным действием в Исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие Шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы. Если же мужчина не может исполнять свои мужские обязанности ввиду полового бессилия, то по просьбе жены он обязан дать ей развод. Если муж при объявлении развода произнес "инша Аллах", то это не будет считаться талаком, даже если он говорил с намерением развода и даже если отдал жене причитающийся ей махр.
Развод по Шариату разрешен только при наличии веских причин для этого. В таких случаях, согласно Сунне, мужу рекомендуется объявлять жене первый талак после очищения от менструации, до возобновления супружеских связей, если муж и жена имели близость до этого.
Виды развода
1. Ат-талак ар-радж'и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда (см. ниже), то их никях будет аннулирован, так как предварительный развод перерастет в полный, и для возобновления супружеских отношений будет необходим новый никях. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене "Я тебя освобождаю" или "Ты свободна". Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если произнося или написав эти слова, открыто указывающие на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводиться, то все равно будет считаться, что объявлен ат-талак ар-радж'и.
По всем четырем мазхабам при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания – идда. При этом нет необходимости для совершения нового никяха.
По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно при этом сказать: "Возвращаюсь к прежнему никяху", свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять жену, или поцеловать ее, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никяху.
По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при возврате к прежнему никяху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. При этом нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины.
2. Ат-талаку аль-баа'ин – полный развод: Этот вид развода объявляется мужем с намерением полного разрыва супружеских отношений. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Если же период идда проходит в состоянии ат-талаку аль-баа'ин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по Шариату запрещено в это время прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый никях.
Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно Шариату. Обычно этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никяха. Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений, или если объявит ей сразу троекратный развод.
Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший жене первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод. Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по Шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.
После объявления первого или второго ат-талаку аль-баа'ин, наступает малый развод (аль-байнунату-с-сугра). Малый развод не является окончательным в том смысле, что после первого или второго полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив никях сразу или через какое-то время. Если же ат-талаку аль-баа'ин был объявлен три раза или объявлен один раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратного полного развода, то этот вид развода является последним и называется аль-байнунату-ль-кубра.
После этого возобновление никяха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в Шариате предусмотрена и эта возможность (см. ниже).
3. Ат-талаку-с-салясий – третий вид развода. Это окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе три раза или более, то окончательный развод можно считать состоявшимся. Муж может объявить талак три раза подряд; или может сказать жене: "Я освобождаю тебя трижды"; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-талаку-с-салясий вступает в силу.
После такой формы развода (объявленного трижды) мужчина может жениться на этой же женщине согласно Шариату только после процедуры хулла.
Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.
Возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий:
- выдержан срок идда;
- заключен никях с другим мужчиной;
- разведена после нахождения с ним в супружеских отношениях;
- выдержан новый срок идда.
Несмотря на то, что Аллах наделил мужчин правом на развод, Он, хвала Ему, также предписал им эту сложную процедуру возврата жены для того, чтобы женщины не оказывались в их руках игрушкой. Учитывая весьма сложный процесс возвращения в дом разведенной жены, любой мужчина тысячу раз подумает, прежде чем дать развод любимой женщине, матери своих детей. Поэтому так редки разводы в мусульманских семьях. Благочестивые мусульмане даже и не заикаются о разводе без основательной причины, учитывая большую опасность прохождения через процесс хулла.
В книге Мухаммада Маукуфати говорится, что предпочтительно объявлять первый развод после очищения жены от менструации, не возобновляя с ней половых отношений. Во время первого срока воздержания (идда) объявлять второй талак нельзя. Дождавшись второго очищения, объявляют второй талак, и лишь после третьего очищения – третий.
Имам Ибн-и Абидин (1198–1252/1784–1836) пишет, что запрещено объявлять три или два талака подряд или в разное время при одном очищении.
Недозволенным новшеством, а стало быть и грехом, будет объявление талака после половой близости с женой после очищения, а также объявление талака во время менструации. Муж, объявивший жене талак во время менструации или при послеродовом кровотечении, должен немедленно покаяться для избавления от греха, и, если намерение о разводе было твердым, объявить ей это после очищения от кровотечения.
По прошествии срока воздержания (идда) временный развод становится полным. Если муж при объявлении талака уточнил намерение полного развода, то возникнет ат-талаку аль-баа'ин, то есть никях будет нарушен. Новый никях можно будет заключить только после срока идда. Но после трехкратного объявления любого талака для совершения нового никяха с бывшей женой необходима процедура хулла. Как было уже сказано, для нового никяха с бывшей женой, с которой мужчина разводился трижды, необходимо, чтобы она вышла замуж за другого человека и имела бы с ним
близость.
Если при никяхе в качестве махра (см. раздел "Никях") было отдано жене менее суммы минимального махра, который равен стоимости 33,6 г серебра (или 4,8 г золота), то опекун в любое время может ходатайствовать о расторжении такого брака.
Развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: а) если муж после никяха сразу даст развод;
б) если муж станет отступником;
в) если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.
Такой развод называется фиркат. В этом случае муж должен будет отдать жене половину махра. Если в разводе повинна жена (к примеру, станет отступницей или будет уличена в интимных отношениях со своим пасынком), то муж не выплачивает махр, а если махр был уже выплачен, то он должен быть целиком возвращен мужу.
В книге "Нигмат-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. 1332/1914) говорится: "Если муж объявит своей жене, с которой находился в супружеской близости, о разводе в совершенно ясной, открытой форме, то сразу возникнет один ат-талаку ар-радж'и. Если муж скажет отцу своей жены: "Я отказываюсь от твоей дочери. Пусть выходит замуж за кого хочет"; или, когда жена просит разрешения пойти погулять, а муж скажет ей: "Я что, привязал тебя? Иди, ты свободна", или скажет ей: "Наш никях пропал", или "Дорога открыта, иди на все четыре стороны", – если подобные выражения были сказаны без намерения развода, то талак не возникает. Не возникнет талак и в том случае, когда муж обратится к своей жене словами: "Мама, дочь моя, сестра". Но если он скажет жене: "С сего момента будь мне сестрой", то возникнет один ат-талаку
аль-баа'ин".
Если при объявлении жене одного из двух разновидностей талаков, не было сказано (или не будет показано на пальцах) их количество, то считается, что объявлен один талак. Если при этом было сказано или указано число 3 или более, то будет считаться, что развод состоялся по объявлению трех талаков.
В книге "Маджмуат-уз-Зухдиййа" Ахмад Зухди-паша (ум. в 1319/1901) пишет: "Талак – это развязывание узла. При объявлении ат-талаку аль-баа'ин, никях сразу прекращает свое действие. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока идда. При объявлении ат-талаку ар-радж'и никях прекращает свое действие по истечении срока идда (муж может возобновить супружеские отношения с женой до истечения этого срока в любое время). Никях становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от веры (станет вероотступником) и объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения. (Следовательно, если супруги развелись
после прекращения действия никяха по этой причине, то для нового никяха им надо вновь принять Ислам. Необходимость хулла в этом случае отпадает)".
После объявления развода муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода идда. Сюда входит обеспечение ее питанием, одеждой и жильем.
Что такое идда
Термин идда применяется для обозначения промежутка времени, определенного Священным Кораном, в течение которого вдова или разведенная
женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак. Период идда необходим для определения
возможной беременности и установления последующего отцовства. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. Количество
дней периода идда может быть больше или меньше в зависимости от состояния женщины на момент развода. Например:
- если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то идда заканчивается после родов;
- если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для нее идда заканчивается через 4 месяца и 10 дней;
- для разведенной небеременной женщины идда заканчивается после троекратного очищения (после трех менструальных периодов);
- для разведенных женщин, свободных от менструаций, идда заканчивается через 3 месяца (надо помнить, что при упоминании дней, месяцев,
лет в Исламе подсчет ведется по лунному календарю. Количество дней в году по лунному календарю на 11 дней меньше и составляет 354 дня).
На протяжении всего периода идда, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днем, ни ночью. Муж (если он жив), в свою очередь, обязан содержать разведенную жену все это время. По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам этот промежуток времени исчисляется от начала первого очищения до начала четвертого. По шафиитскому и маликитскому мазхабам он заканчивается после трех очищений.
Если развод был дан окончательный (ат-талаку аль-баа'ин), то мужу запрещено входить в дом (квартиру, комнату), где жена соблюдает срок идда. Если развод объявлялся менее трех раз, то по окончании срока идда мужу дозволено заключить новый никях с этой женщиной.
Мухаммад Кок-Коз
Нежелательность развода
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд). Мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только лишь потому, что она перестала ему нравиться. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к
верующей. Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть" (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. "Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам" (Тирмизи). Однако Ислам – это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль
над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях?
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульман избегать использования крайних мер кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким, и если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. "Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их в постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им" (Тирмизи).
Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: "Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас" (Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи" (Тирмизи). Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: "Я пришла к Пророку и сказала: "Абуль Джам и Муавийа ищут моей руки". Пророк сказал: "Муавийа беден, а что до Абуль Джама, то он бьет женщин" (Муслим).
Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет: "И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] – лучше"
(4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).
Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к двум мерам – отказывать в близости или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать дурно поступающего супруга, затем запретить ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.
Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Неслучайно поразительно большое число долгожителей перешагнули столетний рубеж вместе со своими женами. "Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья", – советуют
швейцарские медики. Они установили, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей "сильного пола" чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.
Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется, в соответствии с Кораном, делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то супругам рекомендуется расстаться дружески
и мирно.
*****
Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.
Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего: "А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).
Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает столь высокий уровень морального совершенства, которого человеческие сообщества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, запрет
на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не только неэффективно, но и неразумно. Неудивительно, что весь христианский мир в итоге добился разрешения на развод.
Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того,
как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел"
(Второзаконие, 24:1–4).
Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный", "непристойность", "отвращение", упомянутых в них. В Талмуде отражены эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а–б).
Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и ребе Акиба.
Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой веской причины на это.
Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины:
"Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина – источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).
Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина и после которых муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, – в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).
Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): "Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод" (Е., 64а).
Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Их немного. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или невозможность выполнения мужем своих супружеских обязанностей и т. п.
Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать жене требуемое разводное письмо. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод, и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она останется с неясным статусом: незамужней и не разведенной. Супруг же имеет право жениться
на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые, в соответствии с иудейским правом, будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом, и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.
Женщина, находящаяся в таком положении, называется "агуна" ("связанная"). В США сегодня по приблизительным данным до полутора тысяч таких женщин, а в так назывемом государстве "Израиль" их около 16 тысяч. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих "связанных" жен за дачу разводного письма по иудейскому закону.
Ислам сравнительно с христианским и иудейским законами занимает среднюю позицию в отношении развода. Брак по Исламу является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет иного выхода.
Ислам признает развод как крайнее средство, но призывает избежать его всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения развода (талак), и, в отличие от Иудаизма и Христианства наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием хула (надо: хул’).
Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, врученные ей в качестве свадебного дара. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (4:20).
Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для супруга, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как она оставила его.
Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (то есть без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, установленные Аллахом. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, – нечестивцы" (2:229).
Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?" И она сказала: "Да". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).
В некоторых случаях мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т. п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.
Иными словами, в Исламе женщине предлагается равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула (надо: хул’).и может добиться развода. Муж не сможет упрямством привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводило к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам, пытаясь предотвратить их обращение в мусульманские суды.
Еврейские женщины, жившие в христианских странах, не обретали и этих привилегий, поскольку практика разводов на территориях распространения Римского права была не более привлекательна для них, чем практика еврейского права.
Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется, в соответствии с Кораном, делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.
"Праведная мусульманка"
Действия, близкие к разводу
С целью предохранения супругов от ошибок рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет права заключать брак. Зихар происходит, например, когда муж скажет супруге: "Ты для меня подобна спине моей матери (или сестры и т. п.)". Однако зихар не происходит тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет права заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж с намерением оказать свое почтение скажет жене: "Ты мне как мать", то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать таких выражений.
Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему, при этом он не приравнивается к разводу. В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (ок. 600 г пшеницы) каждому.
Обет – это когда муж клянется в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, например, муж говорит жене: "Не буду приближаться к тебе", то этот обет действителен в течение четырех месяцев. В этом случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или произнес приведенную выше формулу по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж вступил с ней в интимную связь, или через имама потребовать развода. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять-таки совершает каффара. В данном случае произойдет один талак радж'ий (первый и второй развод, после которого муж имеет право вернуть жену без заключения нового брачного договора).
"Подарок новобрачным"
Развод по инициативе жены
Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него Шариат. Она при этом возвращает мужу махр. Подробности процесса можно узнать у местного имама. Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она не почует запаха Рая.
"Подарок новобрачным"
Муж может передать свое право на развод жене тремя способами.
1. Тафвид, безвозвратная передача. Этот способ предусматривает вариант развода, когда муж оставляет совершение этого акта на усмотрение жены. Например, он говорит ей одно из следующих выражений: "Разводи себя сама"; или "Оставляю право развода тебе"; или "Если хочешь, ты свободна". С этого момента женщина может сама принять решение о разводе. Мужчина не сможет отказаться от своих слов. Женщина, в этом случае, не может освободить мужа, сказав: "Ты свободен". Для совершения развода ей необходимо сказать: "Я освобождаю себя".
В книге "Нигмат-и Ислам" говорится: "Если мужчина предложит жене развестись "Когда она сама захочет", то она будет иметь право лично выбрать время для развода. То есть в таком случае предложение мужа принимается в буквальном смысле. Если женщина при заключении никяха поставит условие, что выходит замуж с условием оставления за собой права на развод в любое время по собственному желанию, и мужчина примет это условие, то такой никях будет считаться действительным, а женщина получит требуемое право.
Если муж решит перепоручить право на развод жене, сказав: "Ты свободна от нашего брака, когда захочешь", а жена скажет в ответ: "Мне этого права не надо", то право на развод все равно останется за женой и она может им воспользоваться когда захочет, объявив временный развод, который вступает в силу с момента объявления".
В книге "Фатава-и Кадыхан" Фахруддина Хасана ибн Мансура (Кадыхан; ум. в 592/1196) говорится: "Абу-л-Лейс-и Самарканди пишет, что если при никяхе жених скажет невесте: "Беру в жены с условием передачи тебе права на развод", то он будет действительным, но жена не получит права на развод по собственному желанию. Жена может получить право на развод по собственному желанию, если при никяхе скажет: "Выхожу за тебя замуж при условии передачи мне права на развод", а жених ответит ей, что согласен. Это потому, что в первом случае передача права на развод происходила до совершения собственно никяха".
2. Тавкиль, доверительство. В этом случае муж может назначить жену своим доверенным лицом для совершения развода. Этот способ передачи права на развод отличается от первого тем, что муж в любое время может лишить ее права быть своим доверенным лицом.
3. Тамлик, передача мужем права на развод жене через третье лицо или письмом. Жена, получив это сообщение, сразу же получит и право на развод. Тамлик также предусматривает развод при возникновении определенной причины, оговоренной мужем, после которого жена окажется разведенной, как если бы муж объявил ей временный развод. Например, если муж скажет жене: "Если я нарушу (то-то), то ты свободна", то при первом же нарушении того, что было оговорено, жена получит временный развод. Если при предупреждении жены муж имел в виду полный развод или он говорил ей: "Если я нарушу (то-то), то пусть дозволенное (халяль) станет мне запретным (харам)", то при нарушении состоится полный развод.
Мухаммад Као-Коз
Возобновление брака
Доктору Кардави однажды пришлось столкнуться со следующей ситуацией. Женщина, имеющая четырех детей, любит и уважает своего мужа, но тот, поссорившись с ней по какой-то причине, дал ей развод – третий и окончательный. Разведенные муж и жена пожелали вновь вернуться к супружеской жизни, для чего жена заключила с неким мужчиной брак сроком на неделю, чтобы она имела законные основания заключить новый брак со своим бывшим мужем, и таким образом вернуться к нему и своим детям.
Ученый анализирует ситуацию с целью дать ответ, является ли подобный брак законным, с точки зрения Шариата.
Юсуф аль-Кардави:
Ислам скрепляет бракосочетание крепкими узами, основывает супружескую жизнь на прочном фундаменте стабильности и на всех необходимых условиях для ее процветания. Для заключения брака Ислам создает прелюдию, определенные основы и условия, говорящие о том особом месте, которое занимает брак пред Аллахом.
Для расторжения брака Ислам также создает прелюдию, определенную поэтапность и условия, цель которых в своей совокупности оградить супружескую жизнь от разрушения, вызванного проявлениями ограниченности ума, ярости и причуд со стороны тех людей, которые не осознают всей ответственности и серьезности жизни. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорит, что "самый ненавистный Аллаху вид дозволенного – это развод". Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава". Здесь под "дурным нравом" (риба) подразумевается самая его крайняя, противоестественная форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение. Мы не хотим удлинять данную тему хадисами, которые порицают развод и побуждают мужчину сохранить брак со своей женой даже в том случае, когда он питает к ней антипатию. "И если они неприятны вам, то, возможно, вам неприятно что-то, а в этом Аллах создал для вас большое благо" (4:19).
Мы приведем хадис, на основании которого исламские ученые сделали вывод о том, что произведенный в состоянии гнева развод не имеет силы: "...развод, данный в гневе – недействителен". Под "гневом" (иглак) понимается психическое состояние человека, при котором он совершает непредумышленные действия. Ибн Аббас, названный "толкователем Корана", поясняет, что "развод (зависит) от цели". В арабском языке "цель" (ватар) обозначает замысел, с которым связано стремление человека, и для реализации которого он изыскивает все доступные ему средства.
В свете этого важного пророческого смысла нам становится очевидным, что любой развод, произведенный вследствие вспышки ярости или возникшей ссоры, не имеет никакой силы – при условии, что прежде человек не связывал с ним свои стремления, не замышлял план развода, предварительно подготавливая для его осуществления необходимые условия и предпосылки.
В данной ситуации мы считаем, что если причиной развода был гнев, то развод не имеет силы. Жена является дозволенной для своего мужа. И нет смысла задумывать использование запретных средств, обходя закон для возобновления супружеской жизни, поскольку она не была прервана и не нуждается в восстановлении. Соответственно, любой подобный развод, который прежде имел место в жизни супругов, не является действительным. Если предыдущие данные два развода были такого же рода, то они не берутся в расчет, и, таким образом, между супругами развод не имел места.
Развод мог произойти вследствие условия, поставленного мужем своей жене. Например, если жена будет разговаривать с таким-то мужчиной, или посетит дом такой-то женщины, или выйдет из дома, или сделает что-то, то она получает развод. Если после этого жена заговорила с ним, или посетила ее дом, или сделала то, что он запрещал, то развод также не действителен. Если муж дал клятву развестись, то эта клятва является пустопорожней: она не требует исполнения обещанного или своего искупления, и, соответственно, вследствие нее развод не происходит.
К сожалению, большинство случаев развода, которые имеют место в жизни супругов, относятся именно к такому разряду развода, который никоим образом не расторгает брачный союз. Хотя мы и не знаем обстоятельств, при которых произошел этот мнимый развод, но, тем не менее, мы склоняемся к тому, что он относится именно к тому виду развода, который, с точки зрения Шариата, не имеет силы.
При этом мы хотели бы выяснить у супругов, произошел ли развод во время менструального цикла или во время межменструального периода, в котором они имели соитие? Если муж дал развод жене во время ее менструального цикла или во время межменструального периода, в котором он имел с ней соитие, то развод был произведен с нарушением Сунны. А развод, совершенный с нарушением Сунны, не установлен Исламом, и большое число исламских правоведов не признают его действительным.
Мы рекомендуем супругам проанализировать свой мнимый развод как в этот раз, так и в предыдущие оба раза. Произошел ли развод во всех этих случаях целенаправленно, то есть через внутреннее стремление и после того, как их ситуация была подвергнута тщательному рассмотрению, а попытки примирения не увенчались успехом, так что необходимость расторжения брака стала очевидной. И если вопрос развода был подвергнут рассмотрению и было вынесено решение развестись, то был ли развод произведен в соответствии с Сунной или с ее нарушением?
Мы должны рассматривать их развод через призму всего изложенного. Если же развод все три раза произошел целенаправленно и в соответствии с Сунной, то жена получает окончательный развод и бывший муж имеет право заключить с ней новый брак только после того, как она выйдет замуж за другого мужчину и получит от него развод.
Что касается брака, заключаемого разведенной женой с другим мужчиной с той целью, чтобы на ней после развода снова мог жениться ее первый муж, то он является запрещенным и приравнивается к прелюбодеянию. Пророк (мир ему и благословение) проклял второго мужа (мухаллиль), с которым женщина заключает брак для того, чтобы после этого развестись, и первого мужа (мухалляль ляху), ради которого его бывшая жена заключала брак. Мужчину, который согласился играть роль фиктивного мужа в комедийном образе мухаллиля, Пророк (мир ему и благословение) называет "козлом, взятым напрокат". Поэтому брату, задавшему вопрос, как и любому другому, не дозволяется совершать этот презренный проступок.
Если же какой-то их развод прошел в соответствии с Сунной, а другой – с нарушением Сунны, то признавать действительным необходимо только тот развод, процесс которого соответствовал Сунне. Что касается любого иного развода, то его не следует брать в расчет.
При всем этом данный вопрос содержит в себе много невыясненных для нас обстоятельств, что не позволяет нам дать однозначную фетву касательно их развода. Единственное, о чем мы можем говорить однозначно, – это о запрете брака, заключаемого с целью возобновления брака бывших супругов. Всевышний Аллах говорит: "И если муж с женой развелся [в третий раз], то в жены она не дозволена ему [опять], пока не вступит в брак с другим мужем" (2:230).
Здесь Всевышний Аллах не говорит: "пока не вступит в брак с другим мужчиной". Он недвусмысленно называет его "мужем". А мужчина именуется "мужем" только тогда, когда он заключает законный брак при условии, что он имеет намерение вступить в постоянный, не временный брачный союз и реализовать в жизни наказ Всевышнего Аллаха: "И из его знамений – то, что он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе..." (30:21). Именно поэтому муж готовит брачный дар, прилагает усилия, чтобы приготовить дом для будущей жены и все остальное, что входит в понятие настоящего супружеского брака, с которым увязываются его цель и стремление.
Разумеется, муж, задавший вопрос, не рассматривает второй брак его жены в таком ключе, поскольку он для него является только лишь средством для заключения повторного брака со своей бывшей женой. Несоответствие же этого брака с установленными законами Аллаха, как мы выяснили, является очевидным фактом.
продолжение следует: