Условия неверия
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин выделил три условия, при наличии которых допустимо обвинение в неверии:
1. Знание. Всякий, кто не знал, что совершённое им является безбожием, не становится неверным, независимо от того, в какой форме оно выражалось. Всевышний сказал:
Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника.
Сура “Перенос ночью”, аят 15
Это означает, что Аллах не станет наказывать своих рабов за ослушание, если до них не дошло ясное знание об этом. Аллах также сказал:
А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путём верующих, после того, как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в ад.
Сура “Женщины”, аят 115
Поэтому тот, кто находился в заблуждении до того, как ему станет ясен прямой путь, не будет обязательно в числе адских мучеников. Аллах также сказал:
Не пристало Аллаху сбивать с пути людей, которым Он указал прямой путь, пока не разъяснит им, чего следует опасаться.
Сура “Покаяние”, аят 115
Если Мы их (то есть неверных) погубили бы наказанием до его (то есть Мухаммада) появления, тогда они сказали бы: “Почему Ты не направил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как будем унижены и опозорены?”
Сура “Та Ха”, аят 134
Каждый раз, когда туда (то есть в ад) заключают толпу людей, стражи спрашивают их: “Разве к вам не приходил увещеватель?” Они отвечают: “Да, увещеватель к нам приходил, но мы отвергли его...”
Сура “Власть”, аяты 8-9
[Мы послали] пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники.
Сура “Женщины”, аят 165
Пророк сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, любой, кто, услышав обо мне, умрёт и не уверует в то, с чем я послан, будь он из этой общины, иудей или христианин, непременно окажется среди обитателей Огня”. Этот хадис подчёркивает то, что если он не слышал о миссии Пророка Мухаммада, то может и не оказаться среди обитателей Огня.
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Я услышал, как Хишам ибн Хаким ибн Хизам читал суру “Различение” не так, как её читал я, а Посланник Аллаха обучил меня ей. Тогда я решил разобраться с ним и подождал, пока он закончит, а затем схватил его за верхнюю одежду и отвёл к Посланнику Аллаха. Я сказал: “О Посланник Аллаха! Я слышал, как он читал суру “Различение” не так, как ты меня обучил ей”. Посланник Аллаха сказал: “Отпусти его. Читай!” И он прочёл её так, как я и услышал её от него раньше. Посланник Аллаха сказал: “Именно так она и была ниспослана, - а затем обратился ко мне и сказал. - Читай!” Когда же я прочёл её, он сказал: “Именно так она и была ниспослана. Ведь этот Коран ниспослан в семи гираатах, и потому читайте тот, что легче для вас””. Из этого хадиса видно, что Умар усомнился в одном из гираатов Священного Корана, однако он не стал неверным, так как совершил это по причине неведения.
Передают, что Кудама ибн Маз‘ун выпил вино, сочтя его дозволенным, и Умар ибн аль-Хаттаб велел наказать его за это, но не обвинил в неверии. Кроме того, Абу Джундаль ибн Сухейл и несколько его сторонников считали вино разрешённым, опираясь на высказывание Всевышнего:
На тех, которые уверовали и вершили добрые дела, нет греха за то, что они ели...
Сура “Трапеза”, аят 93
Несмотря на это, учёные не сочли их неверными, а донесли до них истину, и те покаялись.
Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: “Кто-то может спросить: “Если человек совершил неверие и заявляет о том, что он не знал об этом, то принимается ли это оправдание?” Ответ на этот вопрос требует разъяснения. Если этот человек живёт в отдалённой местности, где некому научить его, то это оправдание принимается от него. Если же он живёт среди людей, обладающих знанием об этом, то оправдание незнанием не принимается. Если человек недавно принял Ислам и живёт среди язычников, поклоняющихся идолам и деревьям, пьющим вино и совершающим прелюбодеяния, и после принятия Ислама считает, что вино разрешено, то мы можем оправдать это его неведением. Если же это заявляет тот, кто живёт среди мусульман, то подобное оправдание не приемлемо, ибо оно явно противоречит очевидному”. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал о некоторых невежественных мусульманах, которые совершают многобожие: “Но по причине того, что распространилось невежество и уменьшились знания о послании среди последующих поколений, их нельзя обвинять в неверии за это (то есть за обращение с мольбой к мёртвым пророкам и праведникам), пока им не станет ясна разница между тем, с чем пришёл Посланник, и тем, что этому противоречит”. В другом своём труде шейх-уль-ислам сказал: “Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, еретик, невежда или заблудший является неверным, фасиком или даже просто грешником”. Это является важнейшим правилом в этом сложном вопросе.
2. Вторым условием является намерение. Человек не становится неверным, если он не намеревался совершить неверие. Следует внимательно вникнуть в слово “намеревался”, ибо это крайне важно! Всякий, кто намеревался совершить неверие, становится неверным и безбожником, независимо от того, в какой форме это выражалось. Важно, что он совершил это преднамеренно. Что же касается тех, кто произносит слова неверия непреднамеренно, то подобное может иметь место в нескольких случаях.
Во-первых, когда человек совершает это в состоянии сильного гнева, в результате чего затупляется его разум. Произнёсший слова неверия в таком состоянии не становится неверным, так как он сделал это непреднамеренно.
Во-вторых, когда человек ликует от радости и произносит слова неверия, не осознавая того, что говорит. Посланник Аллаха рассказывал о человеке, который отправился в путешествие в пустыне и остановился со своей верблюдицей, на которой были его еда и питьё, в опасном месте. Он укрылся в тени дерева, положил голову и заснул под ним. Когда он проснулся, то увидел, что его верблюдица ушла. Он начал искать её: подошёл к одному холму, поднялся на него, но ничего не увидел, затем подошёл к другому холму, осмотрелся и тоже ничего не увидел. Он шёл, пока жара и жажда не уморили его. Тогда он сказал: “Я возвращаюсь туда, где был, и буду спать, пока не умру”. Он пришёл к дереву и лёг спать в его тени, отчаявшись найти свою верблюдицу. Он лежал, и когда вдруг он поднял голову, то увидел, что его верблюдица стоит рядом, волоча поводья, а на ней — его провизия, еда и питьё. Он схватил её за поводья и сказал: “О мой Аллах! Ты — мой раб, а я — твой Господь”. Он произнёс эти слова от сильной радости, не намереваясь совершить неверие, и поэтому не стал неверным.
В-третьих, человек может быть принуждён совершить неверие против своей воли, и в этом случае он также не становится неверным, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:
Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принуждён к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере.
Сура “Пчёлы”, аят 106
И нет разницы, был ли он принуждён совершить неверие языком или в делах. Однако существует и хадис о человеке с мухой, который гласит, что Посланник Аллаха как-то сказал: “Из-за одной мухи один человек вошёл в рай, а другой — в Огонь”. Люди спросили: “Как это, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: “Принеси что-нибудь в жертву!” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать”. Они сказали: “Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!” Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву!” На это он ответил: “Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!” Ему отрубили голову, и он попал в рай”. Итак, что касается этого хадиса, то в нём говорится о шариате пророков до Мухаммада. В исламском же шариате дело обстоит иначе, что видно из вышеупомянутого аята и следующего хадиса Пророка, который сказал: “Поистине, Аллах простил для меня моей общине то, что мусульмане совершают по ошибке, по забывчивости и то, к чему они принуждены”. Об этом упомянул шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин.
Если же человек совершил неверие преднамеренно, насмехаясь над религией или проявляя высокомерие перед Аллахом и Его Посланником, что имело место во время похода в Табук и о чём упоминается в суре “Покаяние”, то он становится неверным.
3. Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: “Третье условие состоит в том, что для обвинения в неверии мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, о чём свидетельствует шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверным”.
Обвинение в неверии мусульман
Если человек называет кого-либо неверным или безбожником, то он берёт на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его Посланника. Поэтому тот, кто обвиняет в неверии мусульманина, совершает тяжкий грех, и в этом вопросе следует обратить внимание на два аспекта:
1. Он измышляет на Аллаха ложь, а Всевышний сказал:
Нет несправедливее того, кто измышляет на Аллаха ложь!
Сура “Пещера”, аят 15
2. Он ввергает себя в то, в чём клеветал на правоверного, ибо Пророк сказал: “Если человек называет неверным своего брата, то один из них должен быть неверным”.
В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха сказал: “Среди сынов Израилевых было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как другой грешит, он говорил ему: “Прекрати!” Однажды он вновь застал его, когда тот совершил грех, и сказал: “Прекрати!” Тот ответил: “Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?” Он же сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя”. Когда же их души покинули их тела, и были они собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: “Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?” А затем Он сказал грешнику: “Ступай и войди в рай по милости Моей”, — и повелел о другом: “Отведите его в Огонь!””. Абу Хурейра сказал об этом человеке: “Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, он произнёс одно слово, которое погубило как его мирскую, так и будущую жизни”.
Поэтому каждый мусульманин должен помнить об опасности подобных слов, ведь милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь. А сам Господь перед тем, как ввергнуть своего раба в геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его. Помни, мой дорогой брат, что лучше ошибиться, говоря о том, что Аллах простит кого-то, чем утверждать о том, что его ожидает наказание! Это становится особенно актуальным в наши дни, когда многие мусульмане совершают великие грехи, а некоторые из них по собственному невежеству даже впадают в многобожие. Но мы не должны забывать о следующем хадисе Пророка, который сказал: “Придёт время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: “Мы застали своих отцов, а они говорили: “Нет божества, кроме Аллаха””. Хузейфу ибн аль-Йамана спросили: “Им ведь не принесут пользы произносимые ими слова “нет божества, кроме Аллаха”?” Он ответил: “Они спасут их от Огня!”
Посланник Аллаха рассказывал о человеке, который перед смертью сказал: “Когда я умру, то сожгите моё тело, превратите его в прах и рассейте по морю, ибо, клянусь Аллахом, если Аллах сможет воскресить меня, то он накажет меня так, как не наказывал никого из миров”. Пророк сказал: “С ним сделали это, и Аллах [воскресил его и — Ред.] спросил его: “Что заставило тебя поступить так?” Он ответил: “Страх пред Тобой”. И Аллах простил его”.
Свят Всевышний Господь! Он простил раба, который усомнился в Его могуществе, а что может быть ещё большим грехом?.. Однако этот раб поступил так по причине своей невежественности, и поэтому Аллах смилостивился над ним.
Из этих хадисов становится ясной порочность убеждений хариджитов, которые считают, что мусульманин, совершающий грехи становится неверным. Известно ли тебе, мой брат, кто такие хариджиты? Об их появлении нас предупреждал святой Пророк, который сказал: “В моей общине появятся люди, которые будут молиться так, что вы сочтёте свою молитву жалкой по сравнению с их. Они будут читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела пронзает дичь...” Хариджиты появились в конце эпохи праведных сподвижников Пророка и существуют и по сей день. Они произносят свидетельство единобожия, совершают много молитв, читают Коран и представляют себя правоверными, подлинно приверженными дороге Пророка, однако наряду с этим некоторые учёные признают их убеждения неверием, ибо они сеют смуту среди мусульман и объявляют их безбожниками и неверными. А Пророк сказал о них: “Если вы встретите их, то убивайте их, ибо убивший их найдёт в День воскресения вознаграждение у Аллаха”. Именно так поступили Али ибн Абу Талиб и его сторонники, которые сражались с хариджитами и одержали над ними верх. Каждый мусульманин должен помнить об этом и избегать того, чтобы обвинять в неверии мусульман, даже если они и совершают великие грехи.
В этом состоят убеждения праведных салафов — последователей Пророка Мухаммада, одним из которых является имам Ахмад ибн Ханбаль. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа упоминал о том, как имам Ахмад относился к заблудшим мусульманам. Он сказал: “Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахмиты, считали Коран сотворённым, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни, и т.п. Они проповедовали это среди людей, подвергали их мучениям, наказывали тех, кто не отвечал на их призыв, обвиняли в неверии тех, кто не следовал за ними. Схватив пленного, они не отпускали его, пока он не признавал их убеждения в том, что Коран сотворён, и пр. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств закята. Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха смилостивиться над ними и простить их, так как он знал, что им ещё не ясно то, что они опровергают Посланника. И хотя они и не отрицали того, с чем он пришёл, они ошибочно толковали это и слепо следовали за теми, кто научил их этому”.
Мой дорогой брат, это является очень важной стороной исламского шариата, знать и придерживаться которой должен всякий, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника. Будь милостив к окружающим тебя в этом мире людям, и Аллах будет милостив к тебе в мире ином. Помни о человеке, который усомнился во всемогуществе Аллаха и которого Аллах простил. Знай, что неграмотный мусульманин, который стремится к милости Господа и повиновению Посланнику, но заблуждается, ещё более заслуживает этого прощения. Не спеши называть человека неверным, но спеши разъяснить ему истину с мудростью и добрым наставлением, и да поможет всем нам Аллах!
Пречист Господь, Господь величия, от того, что нечестивцы приписывают Ему! Мир Его посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!
Из хадисов Посланника Аллаха
Посланник Аллаха сказал: “...Ко мне пришёл Джибриль и сказал: “Всякий из твоей общины, кто умрёт, не приобщая никого к Аллаху, войдёт в рай”. Я спросил его: “Даже если он совершал прелюбодеяния и воровал?” Он ответил: “Даже если он совершал прелюбодеяния и воровал””.
Аль-Бухари и Муслим
Как-то Пророк привёл мужчину, который выпил вино, и сказал: “Бейте его!” Абу Хурейра рассказывал: “Мы побили его, кто рукой, кто сандалиями, кто рубахой. А когда он уже уходил, некоторые из нас сказали: “Да опозорит тебя Аллах!” Тогда Пророк сказал: “Не говорите так — не помогайте в этом шайтану!””
Аль-Бухари
Как-то Пророк проходил мимо двух могил и сказал: “Эти двое сейчас получают наказание. [Они считают, что] их наказывают за небольшие грехи. Но, поистине, это — великие грехи: один из них распространял клевету, а второй — не оберегал себя от [брызг] мочи”.
Аль-Бухари и Муслим