106 – Глава: Женщина не восполняет молитву (пропущенную по причине) менструаций.[1]
262 - عَنْ مُعَاذَةَ أَنَّ امْرَأَةً سَأَلَتْ عَائِشَةَ أَتَقْضِى الْحَائِضُ الصَّلاَةَ فَقَالَتْ أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ لَقَدْ كُنَّا نَحِيضُ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَلاَ نَقْضِى وَلاَ نُؤْمَرُ بِالْقَضَاءِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
262 - Передают со слов Му’азы о том, что одна женщина спросила у ‘Аиши:
«Должна ли женщина восполнять молитвы (пропущенные по причине) менструаций?» Она ответила: «Ты что, харуритка?[2] При (жизни) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у нас бывали менструации, но мы не восполняли (молитвы) и нам не велели восполнять их».[3]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Ибн Хиббан и Абу ‘Авана в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/13.
[1] То есть не восполняет те молитвы, которые она пропустила в те дни, когда у неё были менструации. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] Харура – город располагающийся недалеко от Куфы. Харуритами называли мятежников, которые выступили против халифа ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Они считали, что после очищения женщина должна возместить все пропущенные ею молитвы. Прим. пер.
[3] Также этот хадис передали Ахмад 6/231-232, аль-Бухари 321, Муслим 335, Абу ‘Авана 1/324, ат-Тирмизи 130, ан-Насаи 1/191, Ибн Маджах 631, Ибн Хиббан 1349, аль-Байхакъи 1/308.
[4] См. «Ирвауль-гъалиль» 1/220.
263 - عَنِ ابْنِ الْمُبَارَكِ عَنْ مَعْمَرٍ عَنْ أَيُّوبَ عَنْ مُعَاذَةَ الْعَدَوِيَّةِ عَنْ عَائِشَةَ بِهَذَا الْحَدِيثِ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَزَادَ فِيهِ فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ وَلاَ نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلاَةِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
263 – Передают со слов Ибн аль-Мубарака, сообщившего со слов Ма’мара, передавшего от Аййуба со слов Му’азы аль-‘Адавиййа, которая передала этот же хадис со слов ‘Аиши.
Абу Дауд сказал: «(Ма’мар передал от Аййуба) с дополнением: “И нам велели восполнять пост и не велели восполнять молитву”»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным. Муслим и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/14.
[1] Также этот хадис передали Муслим, Абу ‘Авана, ан-Насаи 1/319,
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 256, «Ирвауль-гъалиль» 200.
107 – باب فِى إِتْيَانِ الْحَائِضِ. (106)
107 – Глава: Совокупление с женщиной в тот период, когда у неё менструация.
264 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم- فِى الَّذِى يَأْتِى امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ قَالَ « يَتَصَدَّقُ بِدِينَارٍ أَوْ نِصْفِ دِينَارٍ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
264 - Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о мужчине, который вступил в половую связь с женой во время менструации:
«Пусть раздаст динар[1] или полдинара в качестве милостыни/садакъа/».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков, отвечающей условиям аль-Бухари, передали авторы одноименных сборников «ас-Сунан», Ахмад 1/229, ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (3/14/1, 146/1 и 148/2), Ибн аль-‘Араби в своем произведении «аль-Му’джам» (15/1 и 49/1), Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтакъа» 58, ад-Дарими 1105, ат-Тирмизи 136, ан-Насаи 1/153, Ибн Маджах 640, аль-Хаким 1/278, аль-Байхакъи 1/314, ад-Даракъутни 3790. Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной, и с ним согласились аз-Захаби, Ибн аль-Къаттан, Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, Ибн ат-Турукмани, Ибн аль-Къаййим, Ибн Хаджар аль-‘Аскъалани, что я и разъяснил в книге «Сахих Сунан Аби Дауд» (256). С ним также согласился Ибн аль-Муляккъин в книге «Хулясат аль-Бадр аль-Мунир». Имам Ахмад раньше упомянутых выше ученых признал надежной цепочку рассказчиков этого хадиса и считал необходимым придерживаться его смысла. Абу Дауд в «аль-Масаиль» (26) сказал: «Однажды я слышал, как имама Ахмада спросили о мужчине, совокупившимся с женой во время менструации. Ахмад сказал: “Как же хорошо об этом (т.е. об этом мужчине) сказано в хадисе ‘Абд аль-Хамида!” Я спросил: “Ты придерживаешься этого мнения?” Ахмад ответил: “Да. Это – искупление”. [Я спросил]: “Так динар или полдинара?” Он ответил: “Как угодно”».
Многие другие праведные предшественники, имена которых аш-Шаукани приводит в «ан-Нейль аль-Аутар» (1/244), считали необходимым поступать в соответствии со смыслом данного хадиса. Аш-Шаукани также признал цепочку рассказчиков этого хадиса надежной.
Выбор между динаром или половиной динара, вероятно, зависит от того, каково материальное положение подателя милостыни, на что явно указывает одна из версий данного хадиса, пусть даже цепочка ее рассказчиков и является слабой. А лучше всего об этом известно Аллаху. Такой же слабой является и другая версия данного хадиса, в которой делается различие между совокуплением, совершенным в момент выделения крови, и совокуплением, совершенным после того, как женщина очистилась от менструации, но не искупалась[3].
[1] Динар – золотая монета, которая во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, весила один мискаль. Это эквивалентно 4,25 г чистого золота. – Прим. пер.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 197.
[3] См. «Этикет бракосочетания согласно причистой Сунне». Пер. Д. Хайруддин.
265 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ إِذَا أَصَابَهَا فِى أَوَّلِ الدَّمِ فَدِينَارٌ وَإِذَا أَصَابَهَا فِى انْقِطَاعِ الدَّمِ فَنِصْفُ دِينَارٍ
قال الشيخ الألباني: صحيح موقوف
265 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:
«Если он совокупится с ней в начальный период менструаций, пусть раздаст (в качестве милостыни) динар. А если совкупится с ней в конце, то пусть раздаст полдинара»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный прерванный хадис/сахих маукъуф/»[2].
[1] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 1/318, а аль-Хаким 1/172 передал его по другому пути.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 258.
266 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – قَالَ « إِذَا وَقَعَ الرَّجُلُ بِأَهْلِهِ وَهِىَ حَائِضٌ فَلْيَتَصَدَّقْ بِنِصْفِ دِينَارٍ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَكَذَا قَالَ عَلِىُّ بْنُ بَذِيمَةَ عَنْ مِقْسَمٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – مُرْسَلاً وَرَوَى الأَوْزَاعِىُّ عَنْ يَزِيدَ بْنِ أَبِى مَالِكٍ عَنْ عَبْدِ الْحَمِيدِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ « آمُرُهُ أَنْ يَتَصَدَّقَ بِخُمْسَىْ دِينَارٍ ». وَهَذَا مُعْضَلٌ.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
266 - Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если мужчина вступит половую связь со своей женой в то время, когда у неё менструации, пусть раздаст в качестве милостыни/садакъа/ полдинара»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый/да’иф/»[2].
Его иснад слабый из-за передатчиков Шарика и Хусайфа у которых была плохая память. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/109.
Абу Дауд сказал: «Такой же хадис в форме “мурсаль” передал и ‘Али ибн Базима со слов Микъсама, который сообщил его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: С непрерывным иснадом этот хадис передал аль-Байхакъи (1/316) и он является слабым и отосланным/мурсаль/. Достоверным же риваятом этого хадиса является тот, что передается с текстом, как об этом сказал автор: “Раздаст в качестве садакъи динар или полдинара”, что является предпочтительным». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/110.
Абу Дауд сказал: «Также аль-Ауза’и передал от Язида ибн Абу Малика, со слов ‘Абд-аль-Хамида ибн ‘Абду-р-Рахмана, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Повелеваю ему раздать в качестве милостыни пятую часть динара”[3]. Этот (хадис относится к категории) му’даль[4]».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: С непрерывным иснадом этот хадис передал ад-Дарими от аль-Ауза’и, который изложил его с таким текстом: “У ‘Умара ибн аль-Хаттаба была жена, которая чувствовала отвращение к половому акту. Когда он желал совершить с ней половое сношение, она в качестве отговорки говорила, что у неё месячные. (Однажды) он совершил с ней половой акт в то время, когда у неё действительно были месячные, после чего он (‘Умар) явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который велел ему …”, и до конца хадиса. Аль-Байхакъи сказал: “Этот хадис является прерванным и-за разрыва между ‘Абд-аль-Хамидом и ‘Умаром”.
Я говорю: Этот хадис является слабым из-за пропуска передатчиков в иснаде. Правильным же из риваята ‘Абд-аль-Хамида является хадис с текстом: “Раздаст в качестве садакъи динар или полдинара”, как об этом было сказано в предыдущем и его иснад является достоверным». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/111-113.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 1/272, ат-Тирмизи 136, Ибн Маджах 650, ад-Дарими 1/254, аль-Байхакъи 1/316.
[2] См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 724, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 139, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 19.
[3] Также этот хадис передали ад-Дарими 1/255, аль-Байхакъи 1/316.
[4] Му’даль – хадис, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд. Подробнее см. М. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.
108 – باب فِى الرَّجُلِ يُصِيبُ مِنْهَا مَا دُونَ الْجِمَاعِ. (107)
108 – Глава: О мужчине, который ласкает жену (у которой менструации), не вступая с ней в половую близость.
267 - عَنْ مَيْمُونَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – كَانَ يُبَاشِرُ الْمَرْأَةَ مِنْ نِسَائِهِ وَهِىَ حَائِضٌ إِذَا كَانَ عَلَيْهَا إِزَارٌ إِلَى أَنْصَافِ الْفَخِذَيْنِ أَوِ الرُّكْبَتَيْنِ تَحْتَجِزُ بِهِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
267 - Передают со слов Маймуны:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ласкал одну из своих жен, у которой были менструации, если на ней был изар[1] доходивший до бёдер или колен, которой она прикрывается».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Этот хадис является достоверным и тоже самое сказал Абуль-Хасан ас-Синди. Ибн Хиббан подтвердил его достоверность, Ибн аль-Къаййим усилил его, а аль-Мунзири назвал его хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/25.
[1] Изар – кусок материи, которым опоясываются вокруг пояса. Прим. пер.
[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/335, ан-Насаи в «Книге очищения», 1/151-152 и в «Книге месячных», 1/189, ад-Дарими 1057, Ибн Хиббан 1365, Ибн Абу Шейба 17101, аль-Байхакъи 1/313, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 24/12, ат-Тахави 2/21.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 260.
268 - عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – يَأْمُرُ إِحْدَانَا إِذَا كَانَتْ حَائِضًا أَنْ تَتَّزِرَ ثُمَّ يُضَاجِعُهَا زَوْجُهَا وَقَالَ مَرَّةً يُبَاشِرُهَا.
قال الشيخ الألباني: صحيح
268 – Сообщается, что ‘Аиша сказала:
«Когда у одной из нас были менструации, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал ей заворачиваться в изар, а затем ложился рядом с ней».[1]
Один раз (Шу’ба[2]) сказал: « … прикасался к ней[3]».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Ибн Хиббан и Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/27.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/134, 175, аль-Бухари 300, Муслим 293, ат-Тирмизи 132, ан-Насаи 1/151 и в «Сунан аль-Кубра» 278, Ибн Маджах 636, ад-Дарими 1047, Ибн Хиббан 1367, Ибн Абу Шейба 17081, аль-Байхакъи 1/310, ат-Таялиси 1375, Абу Я’ля 4810, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 3/36.
[2] Один из передатчиков этого хадиса. Прим. пер.
[3] В «ан-Нихайа» сказано: «Под прикосновением в данном случае подразумевается половая близость. Глагол “башара” (“прикасаться”) происходит от существительного “башара” (“кожа”) и означает соприкосновение кожи мужчины с кожей женщины. Этот глагол часто используется в значении “иметь половое сношение”, как во влагалище, так и вне него». Совершенно очевидно, что этот глагол использован в данном хадисе в значении «иметь половое сношение вне влагалища». Этого мнения придерживалась и сама ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах. Ас-Сахба бинт Карим рассказывала: «Однажды я спросила у ‘Аиши: “Что дозволено мужчине, когда у женщины менструация?” ‘Аиша ответила: “Все что угодно, кроме совокупления”». Это высказывание ‘Аиши передал Ибн Са’д (8/485). Также достоверно известно о том, что она придерживалась аналогичного мнения и в отношении постящегося. Об этом подробно говорится в книге «Сильсиля ас-сахиха» (том 1, хадисы № 220 и № 221). См. «Этикет бракосочетания согласно пречистой Сунне». Пер. Д. Хайруддин.
[4] См. «Сильсиля ас-сахиха» 1/384, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4653.
269 - عَنْ خِلاَسًا الْهَجَرِىَّ قَالَ سَمِعْتُ عَائِشَةَ – رضى الله عنها – تَقُولُ كُنْتُ أَنَا وَرَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – نَبِيتُ فِى الشِّعَارِ الْوَاحِدِ وَأَنَا حَائِضٌ طَامِثٌ فَإِنْ أَصَابَهُ مِنِّى شَىْءٌ غَسَلَ مَكَانَهُ وَلَمْ يَعْدُهُ ثُمَّ صَلَّى فِيهِ وَإِنْ أَصَابَ – تَعْنِى ثَوْبَهُ – مِنْهُ شَىْءٌ غَسَلَ مَكَانَهُ وَلَمْ يَعْدُهُ ثُمَّ صَلَّى فِيهِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
269 - Сообщается, что Хиляс аль-Хаджари сказал:
«Я слышал, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила:
“Я проводила ночь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одной рубахе[1] (в то время, когда) у меня были менструации. И если на неё[2] попадало что-нибудь от меня,[3] то он отмывал именно то место, которое было поражено, и затем совершал молитву в ней, а если попадало что-то на его одежду, то он стирал то место, куда оно попадало, не преступая предел в этом, а затем молился в ней”».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Этот иснад является достоверным, все передатчики заслуживащие доверия, от которых передавал хадисы аль-Бухари, кроме Джабира ибн Субха. Ибн Ма’ин сказал: «Надёжный», а Ибн Хиббан упоминал о нём в «ас-Сикъат». Аль-Мунзири после того, как привёл этот хадис сказал: «Он хороший». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/28.
[1] То есть в одной рубахе без изара. Прим. пер.
[2] То есть на рубаху.
[3] Имеется в виду менструальная кровь. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[4] Также этот хадис передали ан-Насаи 1/150-151, 1/188, 2/73 и в «Сунан аль-Кубра» 276, аль-Байхакъи 1/313, Абу Я’ля 4802.
[5] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 262.
270 - عَنْ عُمَارَةَ بْنِ غُرَابٍ أَنَّ عَمَّةً لَهُ حَدَّثَتْهُ أَنَّهَا سَأَلَتْ عَائِشَةَ قَالَتْ إِحْدَانَا تَحِيضُ وَلَيْسَ لَهَا وَلِزَوْجِهَا إِلاَّ فِرَاشٌ وَاحِدٌ قَالَتْ أُخْبِرُكِ بِمَا صَنَعَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – دَخَلَ لَيْلاً وَأَنَا حَائِضٌ فَمَضَى إِلَى مَسْجِدِهِ – قَالَ أَبُو دَاوُدَ تَعْنِى مَسْجِدَ بَيْتِهِ – فَلَمْ يَنْصَرِفْ حَتَّى غَلَبَتْنِى عَيْنِى وَأَوْجَعَهُ الْبَرْدُ فَقَالَ « ادْنِى مِنِّى ». فَقُلْتُ إِنِّى حَائِضٌ. فَقَالَ « وَإِنْ اكْشِفِى عَنْ فَخِذَيْكِ ». فَكَشَفْتُ فَخِذَىَّ فَوَضَعَ خَدَّهُ وَصَدْرَهُ عَلَى فَخِذَىَّ وَحَنَيْتُ عَلَيْهِ حَتَّى دَفِئَ وَنَامَ.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
270 - Передают со слов ‘Умáра ибн Гъурáба о том, что его тетя по отцовской линии рассказывала ему, что она спросила ‘Аишу:
«Что делать, если у одной из нас месячные, и у нее с мужем только одна постель?» Она ответила: «Я расскажу тебе то, что сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды ночью он зашел ко мне в то время, когда у меня были менструации, и прошел к своему месту молитвы. И он не вернулся, пока я не заснула глубоким сном, и пока сам он не почувствовал боль от холода. Он сказал: “Подойди ко мне”. Я сказала: “У меня менструация”. Он сказал: “Тогда обнажи свои бедра”. Я обнажила свои бедра, а он положил свою щеку и грудь на мои бедра, и я наклонилась на него, пока он не согрелся и не заснул».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/»[1].
Его иснад является слабым. ‘Абду-р-Рахман ибн Зияд, а он Ибн Ан’ум аль-‘Ифрикъий является слабым передатчиком из-за его плохой памяти. Его шейх ‘Умара ибн Гъураб ещё слабее, и о нём Ахмад сказал: «Он ничто». Его тётя по отцовской линии является неизвестной. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/114.
[1] См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 44.
271 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا قَالَتْ كُنْتُ إِذَا حِضْتُ نَزَلْتُ عَنِ الْمِثَالِ عَلَى الْحَصِيرِ فَلَمْ نَقْرُبْ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – وَلَمْ نَدْنُ مِنْهُ حَتَّى نَطْهُرَ.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
271 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:
«Когда у меня начиналась менструация, я оставляла ложе и ложилась на циновку. И мы не приближались или не подходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока мы не очистимся».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/»[1].
Его иснад является слабым. Положение одного из передатчиков этого хадиса Абуль-Ямана является неизвестным. Поэтому данный хадис является отвергаемым, так как противоречит тому, что достоверно передаётся от Аиши, которая сказала: «Когда у одной из нас были менструации, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал ей заворачиваться в изар, а затем ложился рядом с ней». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» и приводится в другой книге (Сахих Сунан Абу Дауд – прим.пер.) по пути передачи от неё под №№261, 263 и 264. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/114.
[1] См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 45, «Мишкат аль-масабих» 556.
272 - عَنْ عِكْرِمَةَ عَنْ بَعْضِ أَزْوَاجِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم- كَانَ إِذَا أَرَادَ مِنَ الْحَائِضِ شَيْئًا أَلْقَى عَلَى فَرْجِهَا ثَوْبًا.
قال الشيخ الألباني: صحيح
272 – Сообщается, что ‘Икрима со слов некоторых из жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел что-то[1] от той, у которой менструации, он накидывал на их половые органы одежду»[2].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (1/321) сказал: «Его иснад сильный». Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: «Его иснад является достоверным», как об этом передаётся в «Файдуль-Къадир. «См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/29.
[1] То есть поцеловать или ласкать их. Прим. пер.
[2] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 1/314.
[3] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4643.
273 - عَنْ عَائِشَةَ – رضى الله عنها – قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – يَأْمُرُنَا فِى فَوْحِ حَيْضِنَا أَنْ نَتَّزِرَ ثُمَّ يُبَاشِرُنَا وَأَيُّكُمْ يَمْلِكُ إِرْبَهُ كَمَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- يَمْلِكُ إِرْبَهُ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
273 - Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда у нас начинались менструации, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам надеть изар и затем прикасался к нам. И кто же из вас способен сдерживать свое желание, как был способен сдерживать свое желание посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?»[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». Аль-Хаким назвал его достоверным в соответсвии с условиями аль-Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/29-30.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/33, аль-Бухари 302, Муслим 293, ат-Тирмизи 132, ан-Насаи 286-287, Ибн Маджах 635, аль-Хаким 1/279, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби, Ибн Абу Шейба 17082, аль-Байхакъи 1/310.
[2] См. «Сильсиля ас-сахиха» 1/384.
109 – باب فِى الْمَرْأَةِ تُسْتَحَاضُ وَمَنْ قَالَ تَدَعُ الصَّلاَةَ فِى عِدَّةِ الأَيَّامِ الَّتِى كَانَتْ تَحِيضُ. (108)
109 – Глава: О женщине с хроническим кровотечением и о том, кто сказал, что она должна оставить молитву в те дни, когда у неё менструация.
274 - عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ زَوْجِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – أَنَّ امْرَأَةً كَانَتْ تُهَرَاقُ الدِّمَاءَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَاسْتَفْتَتْ لَهَا أُمُّ سَلَمَةَ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَقَالَ « لِتَنْظُرْ عِدَّةَ اللَّيَالِى وَالأَيَّامِ الَّتِى كَانَتْ تَحِيضُهُنَّ مِنَ الشَّهْرِ قَبْلَ أَنْ يُصِيبَهَا الَّذِى أَصَابَهَا فَلْتَتْرُكِ الصَّلاَةَ قَدْرَ ذَلِكَ مِنَ الشَّهْرِ فَإِذَا خَلَّفَتْ ذَلِكَ فَلْتَغْتَسِلْ ثُمَّ لْتَسْتَثْفِرْ بِثَوْبٍ ثُمَّ لْتُصَلِّ فِيهِ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
274 - Передают со слов Умм Салямы, жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у одной женщины было кровотечение и Умм Саляма обратилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он вынес для нее решение, и он сказал:
«Она должна отсчитать количество ночей и дней в месяце, в течение которых у неё была менструация, до того, как она поражена этим[1] и перестанет молиться на этот период. А когда это пройдет, она искупается, затем обвяжет материей половые органы, и после этого помолится в ней».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, и тоже самое сказал ан-Навави в «аль-Маджму’» (2/415). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/31.
[1] То есть этой болезнью.
[2] Также этот хадис передали Малик 136, Ахмад 6/320, ад-Дарими 780, ан-Насаи 1/119 и 1/182, Ибн Маджах 623, ‘Абду-р-Раззакъ 1182, аль-Байхакъи 1/332, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 23/272, ад-Даракъутни 855, Абу Я’ля 6894, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 9/157.
[3] См. «Мишкат аль-масабих» 559.
275 - عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ أَنَّ امْرَأَةً كَانَتْ تُهَرَاقُ الدَّمَ. فَذَكَرَ مَعْنَاهُ قَالَ « فَإِذَا خَلَّفَتْ ذَلِكَ وَحَضَرَتِ الصَّلاَةُ فَلْتَغْتَسِلْ ». بِمَعْنَاهُ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
275 - Передают со слов Умм Салямы о том, что у одной женщины было кровотечение». (Далее) он[1] привел хадис с таким же смыслом[2] сказав:
«А когда это завершится и настанет (время) молитвы пусть искупается»[3].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
[1] Аль-Лейс – один из передатчиков данного хадиса. Прим. пер.
[2] То есть со смыслом вышеупомянутого хадиса. Прим. пер.
[3] Также этот хадис передали ад-Дарими 1/199 и аль-Байхакъи 1/333.
[4] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 266.
276 - عَنْ سُلَيْمَانَ بْنِ يَسَارٍ عَنْ رَجُلٍ مِنَ الأَنْصَارِ أَنَّ امْرَأَةً كَانَتْ تُهَرَاقُ الدِّمَاءَ فَذَكَرَ مَعْنَى حَدِيثِ اللَّيْثِ قَالَ « فَإِذَا خَلَّفَتْهُنَّ وَحَضَرَتِ الصَّلاَةُ فَلْتَغْتَسِلْ ». وَسَاقَ الْحَدِيثَ بِمَعْنَاهُ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
276 – Передают со слов Сулеймана ибн Ясара, что один человек из числа ансаров рассказывал о том, что «у одной женщины было кровотечение», и (далее) он упомянул смысл хадиса ал-Лайса, в котором он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«А когда это завершится и настанет (время) молитвы пусть искупается» [1]. И далее он привел хадис с таким же смыслом.
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
[1] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 1/333.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 267.
277 - عَنْ نَافِعٍ بِإِسْنَادِ اللَّيْثِ وَبِمَعْنَاهُ قَالَ « فَلْتَتْرُكِ الصَّلاَةَ قَدْرَ ذَلِكَ ثُمَّ إِذَا حَضَرَتِ الصَّلاَةُ فَلْتَغْتِسِلْ وَلْتَسْتَثْفِرْ بِثَوْبٍ ثُمَّ
تُصَلِّى ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
277 - Со слов Нафи’а передают хадис со смыслом и иснадом (хадиса) аль-Лейса, в котором сообщается, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Пусть она оставит молитву, на тот период. Затем, когда настанет время молитвы, пусть она искупается, обвяжет материей половые органы и затем совершит молитву»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
[1] Также этот хадис передали аль-Байхакъи по пути передачи Абу Дауда и ад-Даракъутни (стр. 80) по другому пути от Ибн Махди. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/34.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 268.
278 - عَنْ سُلَيْمَانَ بْنِ يَسَارٍ عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ بِهَذِهِ الْقِصَّةِ قَالَ فِيهِ « تَدَعُ الصَّلاَةَ وَتَغْتَسِلُ فِيمَا سِوَى ذَلِكَ وَتَسْتَثْفِرُ بِثَوْبٍ
وَتُصَلِّى ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ سَمَّى الْمَرْأَةَ الَّتِى كَانَتِ اسْتُحِيضَتْ حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ عَنْ أَيُّوبَ فِى هَذَا الْحَدِيثِ قَالَ فَاطِمَةَ بِنْتَ أَبِى حُبَيْشٍ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
278 - Передают со слов Сулеймана ибн Ясара от Умм Салямы этот же рассказ, в которой он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Она оставит молитву (в это время) и искупается, а в остальное время она обвяжет органы материей и совершит молитву»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/35.
Абу Дауд сказал: «Хаммад ибн Зайд сообщил, что Аййуб в этом хадисе сказал: “Женщину у которой было кровотечение, звали Фатима бинт Абу Хубайш”».
Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является подвешенным/му’аллакъ/. Однако ад-Даракъутни привёл его с непрерывным иснадом и его иснад является достоверным». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/36.
[1] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 1/334 и ад-Даракъутни 809.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 269.
279 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا قَالَتْ إِنَّ أُمَّ حَبِيبَةَ سَأَلَتِ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم- عَنِ الدَّمِ – فَقَالَتْ عَائِشَةُ فَرَأَيْتُ مِرْكَنَهَا مَلآنَ دَمًا – فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – «امْكُثِى قَدْرَ مَا كَانَتْ تَحْبِسُكِ حَيْضَتُكِ ثُمَّ اغْتَسِلِى ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
279 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:
«(Однажды) Умм Хабиба спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (менструальной) крови. И ‘Аиша сказала: “И я видела её тазик наполненный кровью и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: “Жди столько, сколько тебя удерживали (от молитвы) твои менструации, а затем искупайся”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, и его передали в своих «Сахихах» Муслим и Абу ‘Авана. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/37.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/222, Муслим 334, Абу ‘Авана 1/322, ан-Насаи 1/119, 182 и в «Сунан аль-Кубра» 208, аль-Байхакъи 1/331.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 271.
280 - عَنْ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ أَبِى حُبَيْشٍ حَدَّثَتْهُ أَنَّهَا سَأَلَتْ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَشَكَتْ إِلَيْهِ الدَّمَ فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « إِنَّمَا ذَلِكَ عِرْقٌ فَانْظُرِى إِذَا أَتَى قُرْؤُكِ فَلاَ تُصَلِّى فَإِذَا مَرَّ قُرْؤُكِ فَتَطَهَّرِى ثُمَّ صَلِّى مَا بَيْنَ الْقُرْءِ إِلَى الْقُرْءِ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
280 - Передают со слов ‘Урвы ибн аз-Зубайра о том, что Фатима бинт Абу Хубайш рассказала ему, что она спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пожаловалась ему на кровотечение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей:
«Поистине, это вена[1]. Посмотри, и когда появится менструация, не молись. А когда у тебя закончится менструация, очищайся и затем совершай молитву между двумя менструальными периодами».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Хадис является достоверным и его достоверность подтвердил ‘Абдуль-Хакъ (аль-Ишбили) в «аль-Ахкамуль-Кубра» (521). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/38.
[1] Имеется в виду, что это кровь из вены, а не менструальная кровь. Прим. Пер.
[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/420, 436, ан-Насаи 1/116, 1/121, 1/123, 1/183-185, 2/211, Ибн Маджах 1/214, аль-Байхакъи 1/331.
[3] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2363.
281 - عَنْ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ حَدَّثَتْنِى فَاطِمَةُ بِنْتُ أَبِى حُبَيْشٍ أَنَّهَا أَمَرَتْ أَسْمَاءَ – أَوْ أَسْمَاءُ حَدَّثَتْنِى أَنَّهَا أَمَرَتْهَا فَاطِمَةُ بِنْتُ أَبِى حُبَيْشٍ – أَنْ تَسْأَلَ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَأَمَرَهَا أَنْ تَقْعُدَ الأَيَّامَ الَّتِى كَانَتْ تَقْعُدُ ثُمَّ تَغْتَسِلُ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَاهُ قَتَادَةُ عَنْ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ عَنْ زَيْنَبَ بِنْتِ أُمِّ سَلَمَةَ أَنَّ أُمَّ حَبِيبَةَ بِنْتَ جَحْشٍ اسْتُحِيضَتْ فَأَمَرَهَا النَّبِىُّ – صلى الله عليه وسلم – أَنْ تَدَعَ الصَّلاَةَ أَيَّامَ أَقْرَائِهَا ثُمَّ تَغْتَسِلَ وَتُصَلِّىَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ لَمْ يَسْمَعْ قَتَادَةُ مِنْ عُرْوَةَ شَيْئًا. وَزَادَ ابْنُ عُيَيْنَةَ فِى حَدِيثِ الزُّهْرِىِّ عَنْ عَمْرَةَ عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ أُمَّ حَبِيبَةَ كَانَتْ تُسْتَحَاضُ فَسَأَلَتِ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – فَأَمَرَهَا أَنْ تَدَعَ الصَّلاَةَ أَيَّامَ أَقْرَائِهَا.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَهَذَا وَهَمٌ مِنَ ابْنِ عُيَيْنَةَ لَيْسَ هَذَا فِى حَدِيثِ الْحُفَّاظِ عَنِ الزُّهْرِىِّ إِلاَّ مَا ذَكَرَ سُهَيْلُ بْنُ أَبِى صَالِحٍ وَقَدْ رَوَى الْحُمَيْدِىُّ هَذَا الْحَدِيثَ عَنِ ابْنِ عُيَيْنَةَ لَمْ يَذْكُرْ فِيهِ « تَدَعُ الصَّلاَةَ أَيَّامَ أَقْرَائِهَا ».
281 - Передают со слов ‘Урвы ибн аз-Зубайра:
«Фатима бинт Абу Хубайш рассказала ему, что она велела Асме (бинт ‘Умейс) или Асмаъ рассказала мне, что Фатима бинт Абу Хубайш велела ей спросить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он велел ей (Фатиме) воздержаться (от молитвы) в эти дни, а затем искупаться».
Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал Къатада со слов ‘Урвы аз-Зубайра, который сообщил, что Зайнаб бинт Умм Саляма рассказывала: “У Умм Хабибы бинт Джахш было хроническое кровотечение, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей оставить молитву в эти дни, а затем искупаться и совершать молитву”».
Абу Дауд сказал: «Къатада не слышал от ‘Урвы ничего. Ибн ‘Уейна добавил в хадисе аз-Зухри со слов ‘Амра от ‘Аиши о том, что: “У Умм Хабибы было хроническое кровотечение, и она спросила (об этом) у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он велел ей оставить молитву в эти дни”».
Абу Дауд сказал: «И это ошибка Ибн ‘Уейны, поскольку этого нет в хадисе знатоков хадисов, переданного со слов аз-Зухри кроме того, о чем упомянул Сухайль ибн Абу Салих и как передал этот хадис аль-Хумайди от Ибн ‘Уейны и не упомянул в нём (слова) “оставить молитву в эти дни”»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Хадис Фатимы и Асмаъ – достоверный/сахих/; хадис Умм Хабибы – достоверный с предыдущим; хадис от ‘Аиши – достоверный». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/41-43.
[1] С непрерывным иснадом его передали Муслим 1/181, Абу ‘Авана 1/322, ан-Насаи 1/45, ат-Тахави 1/60. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/43.
110 – باب مَنْ رَوَى أَنَّ الْحَيْضَةَ إِذَا أَدْبَرَتْ لاَ تَدَعُ الصَّلاَةَ. (109)
110 – Глава: О том, кто сообщил, что женщина с менструациями не оставляет молитву после их завершения.
282 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ أَبِى حُبَيْشٍ جَاءَتْ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَقَالَتْ إِنِّى امْرَأَةٌ أُسْتَحَاضُ فَلاَ أَطْهُرُ أَفَأَدَعُ الصَّلاَةَ قَالَ « إِنَّمَا ذَلِكِ عِرْقٌ وَلَيْسَتْ بِالْحَيْضَةِ فَإِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ فَدَعِى الصَّلاَةَ وَإِذَا أَدْبَرَتْ فَاغْسِلِى عَنْكِ الدَّمَ ثُمَّ صَلِّى ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
282 - Передают со слов ‘Аиши о том, что однажды Фатима бинт Джахш пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала:
«Поистине, я женщина, у которой хроническое кровотечение и я не очищаюсь[1], так не оставить ли мне молитву?» Он сказал: «Поистине – это вена, а не менструальная кровь. Когда приблизится время менструаций, оставь молитву, а когда они завершатся, смой с себя кровь[2] и затем совершай молитву».[3]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/51-52.
[1] То есть это у меня не проходит. Прим. Пер.
[2] То есть после того, как ты искупаешься после завершения менструаций. Прим. пер.
[3] Также этот хадис передали Малик 135, Ахмад 6/194, аль-Бухари 306, Муслим 333, Абу ‘Авана 1/319, ат-Тирмизи 125, ан-Насаи 1/116 и в «Сунан аль-Кубра» 217, Ибн Маджах 620, ад-Дарими 774, Ибн Хиббан 1350, аль-Хаким 4/62, Ибн Абу Шейба 1353, ‘Абду-р-Раззакъ 1165, аль-Байхакъи 1/343, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 24/357, ад-Даракъутни 801, Абу Я’ля 6894, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/102.
[4] См. «Сильсиля ас-сахиха» 301, аль-Ирваъ» 109, «Мишкат аль-масабих» 557.
283 - عَنْ هِشَامٍ بِإِسْنَادِ زُهَيْرٍ وَمَعْنَاهُ وَقَالَ « فَإِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ فَاتْرُكِى الصَّلاَةَ فَإِذَا ذَهَبَ قَدْرُهَا فَاغْسِلِى الدَّمَ عَنْكِ وَصَلِّى».
قال الشيخ الألباني: صحيح
283 - Со слов Хишама передают (хадис) Зухайра с иснадом и смыслом (предыдущего), в котором он сказал:
«Когда начнутся менструации, оставь молитву, а когда они завершатся, смой с себя кровь и совершай молитву»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, а аль-Бухари и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/51-52.
[1] Также этот хадис передали Малик 1/79-80, аль-Бухари 306, ан-Насаи 366.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 282.
111 – باب مَنْ قَالَ إِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ تَدَعُ الصَّلاَةَ. (110)
111 – Глава: О том, кто сказал: «Когда начнутся менструации, следует оставить молитву».
284 - عَنْ بُهَيَّةَ قَالَتْ سَمِعْتُ امْرَأَةً تَسْأَلُ عَائِشَةَ عَنِ امْرَأَةٍ فَسَدَ حَيْضُهَا وَأُهَرِيقَتْ دَمًا فَأَمَرَنِى رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- أَنْ آمُرَهَا فَلْتَنْظُرْ قَدْرَ مَا كَانَتْ تَحِيضُ فِى كُلِّ شَهْرٍ وَحَيْضُهَا مُسْتَقِيمٌ فَلْتَعْتَدَّ بِقَدْرِ ذَلِكَ مِنَ الأَيَّامِ ثُمَّ لْتَدَعِ الصَّلاَةَ فِيهِنَّ أَوْ بِقَدْرِهِنَّ ثُمَّ لْتَغْتَسِلْ ثُمَّ لْتَسْتَثْفِرْ بِثَوْبٍ ثُمَّ لْتُصَلِّى.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
284 – Абу ‘Акъиль передал, что Бухаййа сказала:
«Я слышала, как одна женщина спросила ‘Аишу о женщине, у которой было расстройство менструального цикла, и у неё было хроническое кровотечение. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне посоветовать ей, чтобы она посмотрела, какое количество дней у неё бывали менструации, и когда у неё были нормальные менструации. Затем она должна сосчитать дни равные отрезку времени, в которые у неё протекают менструации, после чего оставить молитву в течение этого времени. Затем она должна искупаться, обвязать половые органы материей и затем совершать молитву».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/»[1].
Иснад этого хадиса является слабым. Аль-Мунзири сказал: «Абу ‘Акъиль – это Яхйа ибн Мутаваккиль аль-Мадини, и на его хадисы не опираются. Говорят, что только он передавал (хадисы) от Бухаййи». Я говорю: Она неизвестна. Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Она является неизвестной». Аз-Захаби сказал: «Абу ‘Акъиль был единственным, кто передавал от неё». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/121.
[1] См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 47.
285 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ أُمَّ حَبِيبَةَ بِنْتَ جَحْشٍ خَتَنَةَ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَتَحْتَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ اسْتُحِيضَتْ سَبْعَ سِنِينَ فَاسْتَفْتَتْ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « إِنَّ هَذِهِ لَيْسَتْ بِالْحَيْضَةِ وَلَكِنْ هَذَا عِرْقٌ فَاغْتَسِلِى وَصَلِّى ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ زَادَ الأَوْزَاعِىُّ فِى هَذَا الْحَدِيثِ عَنِ الزُّهْرِىِّ عَنْ عُرْوَةَ وَعَمْرَةَ عَنْ عَائِشَةَ قَالَتِ اسْتُحِيضَتْ أُمُّ حَبِيبَةَ بِنْتُ جَحْشٍ – وَهِىَ تَحْتَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ – سَبْعَ سِنِينَ فَأَمَرَهَا النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ « إِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ فَدَعِى الصَّلاَةَ وَإِذَا أَدْبَرَتْ فَاغْتَسِلِى وَصَلِّى ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَلَمْ يَذْكُرْ هَذَا الْكَلاَمَ أَحَدٌ مِنْ أَصْحَابِ الزُّهْرِىِّ غَيْرَ الأَوْزَاعِىِّ وَرَوَاهُ عَنِ الزُّهْرِىِّ عَمْرُو بْنُ الْحَارِثِ وَاللَّيْثُ وَيُونُسُ وَابْنُ أَبِى ذِئْبٍ وَمَعْمَرٌ وَإِبْرَاهِيمُ بْنُ سَعْدٍ وَسُلَيْمَانُ بْنُ كَثِيرٍ وَابْنُ إِسْحَاقَ وَسُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ وَلَمْ يَذْكُرُوا هَذَا الْكَلاَمَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَإِنَّمَا هَذَا لَفْظُ حَدِيثِ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَائِشَةَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَزَادَ ابْنُ عُيَيْنَةَ فِيهِ أَيْضًا أَمَرَهَا أَنْ تَدَعَ الصَّلاَةَ أَيَّامَ أَقْرَائِهَا. وَهُوَ وَهَمٌ مِنَ ابْنِ عُيَيْنَةَ وَحَدِيثُ مُحَمَّدِ بْنِ عَمْرٍو عَنِ الزُّهْرِىِّ فِيهِ شَىْءٌ يَقْرُبُ مِنَ الَّذِى زَادَ الأَوْزَاعِىُّ فِى حَدِيثِهِ.
قال الشيخ الألباني: ( حديث : ” إن هذه ليست بالحيضة …. ” ) صحيح ، ( حديث : ” إذا أقبلت الحيضة فدعي …. ” ) صحيح ،
( زيادة رواية ابن عيينة ) صحيح ، تقدم ( 281 )
285 - Передают со слов ‘Аиши о том, что у Умм Хабибы бинт Джахш, которая являлась родственницей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и женой ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, были хроническое кровотечение в течение семи лет. Она спросила об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, это не менструальная кровь, а венозная, поэтому, искупайся и совершай молитву».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Он передал его в своём “Сахихе” с иснадом автора (Абу Дауда – прим.пер.). аль-Бухари и Абу ‘Авана передали его в своих “Сахихах”, а также аль-Хаким, который сказал: “Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима”, и с ним согласился аз-Захаби». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/54.
Абу Дауд сказал: «В риваяте этого хадиса, который передал аль-Ауза’и со слов аз-Зухри, от ‘Урвы и ‘Амра со слов ‘Аиши, добавлено, что она сказала:
«У Умм Хабибы бинт Джахш, которая являлась женой ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, было хроническое кровотечение в течение семи лет, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей: «Когда у тебя начнутся менструации, оставь молитву, а когда они завершатся, искупайся и совершай молитву».
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным иснадом этот хадис привёл Абу Авана в своём «Сахихе», Ахмад в «Муснаде» и другие. Он является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, и тоже самое сказал аль-Хаким и с ним согласился аз-Захаби». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/56.
Абу Дауд сказал: «Никто из товарищей аз-Зухри не упоминал об этом, кроме аль-Ауза’и, и он передал этот хадис от аз-Зухри, ‘Амра ибн Хурайса, аль-Лейса, Юнуса, Ибн Абу Зиъба, Ма’мара, Ибрахима ибн Са’да, Сулеймана ибн Касира, Ибн Исхакъа и Суфьяна ибн ‘Уейны и не упомянул эти слова».
Абу Дауд сказал: «Это – текст хадиса Хишама ибн ‘Урвы, переданного от его отца со слов ‘Аиши».
Абу Дауд сказал: «Также Ибн ‘Уейна передал этот хадис с дополнением: “Он велел ей оставить молитву во время кровотечения”. Это ошибка Ибн ‘Уейны. В хадисе Мухаммада ибн ‘Амра от аз-Зухри, есть что-то схожее с тем, что привёл в дополнение к своему хадису аль-Ауза’и».
Шейх аль-Албани сказал: «Хадис с дополнением Ибн ‘Уейны был приведён ранее (Сахих Абу Дауд №275) и он достоверный. Ибн ‘Уейна не ошибся в нём, как об этом мы говорили выше». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/58.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/83, 187, 237, аль-Бухари 327, Муслим 334, Абу ‘Авана 1/321-322, ад-Дарими 1/200, ат-Тирмизи 129, ан-Насаи 1/116, Ибн Маджах 626, аль-Байхакъи 1/348, аль-Хаким 1/173, ат-Тахави 1/59, ат-Таялиси 1439.
286 - عَنْ فَاطِمَةَ بِنْتِ أَبِى حُبَيْشٍ أَنَّهَا كَانَتْ تُسْتَحَاضُ فَقَالَ لَهَا النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم-
« إِذَا كَانَ دَمُ الْحَيْضَةِ فَإِنَّهُ دَمٌ أَسْوَدُ يُعْرَفُ فَإِذَا كَانَ ذَلِكَ فَأَمْسِكِى عَنِ الصَّلاَةِ فَإِذَا كَانَ الآخَرُ فَتَوَضَّئِى وَصَلِّى فَإِنَّمَا هُوَ عِرْقٌ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ قَالَ ابْنُ الْمُثَنَّى حَدَّثَنَا بِهِ ابْنُ أَبِى عَدِىٍّ مِنْ كِتَابِهِ هَكَذَا ثُمَّ حَدَّثَنَا بِهِ بَعْدُ حِفْظًا قَالَ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرٍو عَنِ الزُّهْرِىِّ عَنْ عُرْوَةَ عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ فَاطِمَةَ كَانَتْ تُسْتَحَاضُ. فَذَكَرَ مَعْنَاهُ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَقَدْ رَوَى أَنَسُ بْنُ سِيرِينَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ فِى الْمُسْتَحَاضَةِ قَالَ إِذَا رَأَتِ الدَّمَ الْبَحْرَانِىَّ فَلاَ تُصَلِّى وَإِذَا رَأَتِ الطُّهْرَ وَلَوْ سَاعَةً فَلْتَغْتَسِلْ وَتُصَلِّى. وَقَالَ مَكْحُولٌ إِنَّ النِّسَاءَ لاَ تَخْفَى عَلَيْهِنَّ الْحَيْضَةُ إِنَّ دَمَهَا أَسْوَدُ غَلِيظٌ فَإِذَا ذَهَبَ ذَلِكَ وَصَارَتْ صُفْرَةً رَقِيقَةً فَإِنَّهَا مُسْتَحَاضَةٌ فَلْتَغْتَسِلْ وَلْتُصَلِّى.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَى حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ عَنِ الْقَعْقَاعِ بْنِ حَكِيمٍ عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ فِى الْمُسْتَحَاضَةِ إِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ تَرَكَتِ الصَّلاَةَ وَإِذَا أَدْبَرَتِ اغْتَسَلَتْ وَصَلَّتْ. وَرَوَى سُمَىٌّ وَغَيْرُهُ عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ تَجْلِسُ أَيَّامَ أَقْرَائِهَا. وَكَذَلِكَ رَوَاهُ حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَى يُونُسُ عَنِ الْحَسَنِ الْحَائِضُ إِذَا مَدَّ بِهَا الدَّمُ تُمْسِكُ بَعْدَ حَيْضَتِهَا يَوْمًا أَوْ يَوْمَيْنِ فَهِىَ مُسْتَحَاضَةٌ. وَقَالَ التَّيْمِىُّ عَنْ قَتَادَةَ إِذَا زَادَ عَلَى أَيَّامِ حَيْضِهَا خَمْسَةُ أَيَّامٍ فَلْتُصَلِّى. قَالَ التَّيْمِىُّ فَجَعَلْتُ أَنْقُصُ حَتَّى بَلَغْتُ يَوْمَيْنِ فَقَالَ إِذَا كَانَ يَوْمَيْنِ فَهُوَ مِنْ حَيْضِهَا. وَسُئِلَ ابْنُ سِيرِينَ عَنْهُ فَقَالَ النِّسَاءُ أَعْلَمُ بِذَلِكَ.
تحقيق الألباني : ( حديث فاطمة بنت أبي حبيش ) حسن ، ( قول ابن عباس ) صحيح ، ( قول مكحول ) لم أره ، ( قول سعيد بن المسيب : إذا أقبلت الحيضة تركت … ) صحيح ، ( قول سعيد بن المسيب : تجلس أيام أقرائها ) صحيح
286 – Сообщается, что у Фатимы бинт Абу Хубейш были хроническое кровотечение, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей:
«Если будет менструальная кровь, то она темная и ее можно определить (без труда). Когда будет выделяться такая кровь, то воздерживайся от молитвы. А когда будет выделяться другая[1] кровь, то совершай омовение и молись, так как она из вены».[2]
Абу Дауд сказал: «Ибн аль-Мусанна сказал: “Нам рассказал его[3] Ибн Абу ‘Ади из своей книги таким образом. Затем он рассказал нам его после этого по памяти, сказав: “Нам рассказал Мухаммад ибн ‘Амр со слов аз-Зухри, передавшего от ‘Урвы, сообщившего со слов ‘Аиши о том, что у Фатимы было хроническое кровотечение, и далее он привел суть этого хадиса”»[4].
Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является хорошим. Аль-Хаким сказал: “Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима” и с ним согласился аз-Захаби. Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм в “аль-Мухалля” (2/199) и ан-Навави в “аль-Маджму’” (2/403), а до них это сделал Ибн Хиббан (1345)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/59-60.
Абу Дауд сказал: «Анас ибн Сирин передал со слов Ибн ‘Аббаса, который о женщине с хроническими кровотечениями сказал: “Если она увидит обильную кровь, пусть не молится, а если увидит чистую кровь хотя бы на час, пусть искупается и совершает молитву”[5].
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным иснадом соответствующим условиям аль-Бухари и Муслима, его привёл ад-Дарими (1/203). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/63.
Макхуль сказал: “Для женщин не секрет, что у женщины с менструацией кровь бывает черной и густой. А если она исчезает и принимает желтый оттенок, то это хроническое кровотечение, и (в этом случае) ей следует искупаться и совершить молитву”».
Шейх аль-Албани сказал: «Я не нашёл того, кто привёл бы это сообщение с непрерывным иснадом». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/122.
Абу Дауд сказал: «Хаммад ибн Зайд сообщил со слов Яхйи ибн Са’ида, который передал от Къа’къа’а ибн Хакима, сообщившего, что Са’ид ибн Мусаййиб сказал о женщине с хроническим кровотечением: “Когда у нее начнется менструация, она оставит молитву, а когда прекратится – искупается и совершит молитву”».
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным иснадом его передали ад-Дарими (1/201) и аль-Байхакъи (1/230). Этот иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Автор привёл его с непрерывным иснадом по другому пути и он будет приведён позже (№319)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/64.
Абу Дауд сказал: «Сумайй и другие передали от Са’ида ибн Мусаййаба: “Она прекратит (молитву) в те дни, когда у нее кровотечение”».
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным достоверным иснадом, который соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, его передал ад-Дарими (1/205)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/64.
Абу Дауд сказал: «Юнус передал от аль-Хасана: “Если у женщины задерживается кровотечение день или два, удерживающее её (от молитвы) значит у нее хроническое кровотечение”».
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным достоверным иснадом, который соответствует условиям Муслима, его передал ад-Дарими (1/210)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/65.
Ат-Тайми передал от Къатады: “Если у нее после менструального цикла кровотечение продолжится свыше пяти дней, то пусть совершает молитву”. Ат-Тайми сказал: “И я сократил количество дней, пока не достиг двух и он[6] сказал: “Если (кровь) будет (течь дополнительно) два дня, то это из её месячного цикла”. У Ибн Сирина спросили об этом и он сказал: “Женщины знают об этом лучше”».
Шейх аль-Албани сказал: «С непрерывным достоверным иснадом похожее сообщение передал ад-Дарими (1/202)». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/66.
[1] То есть кровь алого цвета. Прим. Пер.
[2] Также этот хадис передали аль-Бухари 228, Муслим 333 (похожие хадисы), ан-Насаи 1/116 и 185, а Ибн Хиббан 1348 и аль-Хаким 1/281, назвали его достоверным. Также его передали аль-Байхакъи 1/325, ат-Тахави в «Мушкиль аль-асар» 3/306.
[3] То есть вышеупомянутый хадис.
[4] См. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 765.
[5] Также это сообщение передали Ибн Хазм 2/166 и аль-Байхакъи 1/340.
[6] То есть Къатада.
287 - عَنْ إِبْرَاهِيمَ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ طَلْحَةَ عَنْ عَمِّهِ عِمْرَانَ بْنِ طَلْحَةَ عَنْ أُمِّهِ حَمْنَةَ بِنْتِ جَحْشٍ قَالَتْ كُنْتُ أُسْتَحَاضُ حَيْضَةً كَثِيرَةً شَدِيدَةً فَأَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- أَسْتَفْتِيهِ وَأُخْبِرُهُ فَوَجَدْتُهُ فِى بَيْتِ أُخْتِى زَيْنَبَ بِنْتِ جَحْشٍ فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّى امْرَأَةٌ أُسْتَحَاضُ حَيْضَةً كَثِيرَةً شَدِيدَةً فَمَا تَرَى فِيهَا قَدْ مَنَعَتْنِى الصَّلاَةَ وَالصَّوْمَ فَقَالَ « أَنْعَتُ لَكِ الْكُرْسُفَ فَإِنَّهُ يُذْهِبُ الدَّمَ ». قَالَتْ هُوَ أَكْثَرُ مِنْ ذَلِكَ. قَالَ « فَاتَّخِذِى ثَوْبًا ». فَقَالَتْ هُوَ أَكْثَرُ مِنْ ذَلِكَ إِنَّمَا أَثُجُّ ثَجًّا. قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « سَآمُرُكِ بِأَمْرَيْنِ أَيَّهُمَا فَعَلْتِ أَجْزَأَ عَنْكِ مِنَ الآخَرِ وَإِنْ قَوِيتِ عَلَيْهِمَا فَأَنْتِ أَعْلَمُ ». فَقَالَ لَهَا « إِنَّمَا هَذِهِ رَكْضَةٌ من رَكَضَاتِ الشَّيْطَانِ فَتَحَيَّضِى سِتَّةَ أَيَّامٍ أَوْ سَبْعَةَ أَيَّامٍ فِى عِلْمِ اللَّهِ ثُمَّ اغْتَسِلِى حَتَّى إِذَا رَأَيْتِ أَنَّكِ قَدْ طَهُرْتِ وَاسْتَنْقَأْتِ فَصَلِّى ثَلاَثًا وَعِشْرِينَ لَيْلَةً أَوْ أَرْبَعًا وَعِشْرِينَ لَيْلَةً وَأَيَّامَهَا وَصُومِى فَإِنَّ ذَلِكَ يُجْزِئُكِ وَكَذَلِكَ فَافْعَلِى فِى كُلِّ شَهْرٍ كَمَا تَحِيضُ النِّسَاءُ وَكَمَا يَطْهُرْنَ مِيقَاتَ حَيْضِهِنَّ وَطُهْرِهِنَّ وَإِنْ قَوِيتِ عَلَى أَنْ تُؤَخِّرِى الظُّهْرَ وَتُعَجِّلِى الْعَصْرَ فَتَغْتَسِلِينَ وَتَجْمَعِينَ بَيْنَ الصَّلاَتَيْنِ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ وَتُؤَخِّرِينَ الْمَغْرِبَ وَتُعَجِّلِينَ الْعِشَاءَ ثُمَّ تَغْتَسِلِينَ وَتَجْمَعِينَ بَيْنَ الصَّلاَتَيْنِ فَافْعَلِى وَتَغْتَسِلِينَ مَعَ الْفَجْرِ فَافْعَلِى وَصُومِى إِنْ قَدَرْتِ عَلَى ذَلِكَ ». قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « وَهَذَا أَعْجَبُ الأَمْرَيْنِ إِلَىَّ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَاهُ عَمْرُو بْنُ ثَابِتٍ عَنِ ابْنِ عَقِيلٍ قَالَ فَقَالَتْ حَمْنَةُ فَقُلْتُ هَذَا أَعْجَبُ الأَمْرَيْنِ إِلَىَّ. لَمْ يَجْعَلْهُ مِنْ قَوْلِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- جَعَلَهُ كَلاَمَ حَمْنَةَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَعَمْرُو بْنُ ثَابِتٍ رَافِضِىٌّ رَجُلُ سَوْءٍ وَلَكِنَّهُ كَانَ صَدُوقًا فِى الْحَدِيثِ وَثَابِتُ بْنُ الْمِقْدَامِ رَجُلٌ ثِقَةٌ وَذَكَرَهُ عَنْ يَحْيَى بْنِ مَعِينٍ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ سَمِعْتُ أَحْمَدَ يَقُولُ حَدِيثُ ابْنِ عَقِيلٍ فِى نَفْسِى مِنْهُ شَىْءٌ.
تحقيق الألباني حديث حمنة بنت جحش إلى قوله صلى الله عليه و سلم : ” و هذا أعجب الأمرين إلي ” ) حسن ، ( رواية عمرو بن ثابت عن ابن عقيل قال : فقالت حمنة : هذا أعجب الأمرين …. جعله من كلام حمنة ) ضعيف
287 – Передают со слов Ибрахима ибн Мухаммада ибн Тальхи, что его дядя ‘Имран ибн Тальха сообщил со слов своеё матери Хамны бинт Джахш, которая сказала:
«У меня было очень сильное хроническое кровотечение, и я пришла за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нашла его в доме своей сестры Зайнаб бинт Джахш и сказала: “О посланник Аллаха, поистине, я женщина, у которой сильное хроническое кровотечение, что ты думаешь об этом? Это удерживает меня от молитвы и соблюдения поста”. Он сказал: “Я расскажу тебе о курсуфе[1], поистине, она удаляет её”. Она сказала: “Её намного больше”. Он сказал: “Тогда используй одежду”. Она сказала: “Её намного больше, она у меня поступает обильно”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда я велю тебе сделать одно из двух, что бы из них ты не сделаешь, этого будет достаточно. Тебе видней, которое из них ты сможешь сделать”. И он сказал ей: “Это – один из ударов шайтана. Считай, что у тебя регулы в течение шести или семи дней, это ведомо Аллаху, а затем искупайся так, пока не будешь уверена, что ты очистилась. После того как ты очистишься, совершай молитву в течение двадцати трех ночей или двадцати четырех ночей и дней, соблюдай пост, и этого для тебя вполне достаточно. А также в каждый месяц делай то, что делают остальные женщины[2]. Если ты сможешь повременить полуденную молитву и перенести вперед послеполуденную, то искупайся и объедини полуденную и послеполуденную молитвы, а также откладывай закатную молитву и переноси вперед вечернюю молитву, после чего искупайся и также объединяй эти две молитвы. Сделай это и искупайся на рассвете и соблюдай пост, если же сможешь так сделать”». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из двух способов этот мне нравится больше».[3]
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/».
Его иснад является хорошим, а все передатчики заслуживающие доверия. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис. Я спросил об этом хадисе Мухаммада (т.е. аль-Бухари) и он сказал: “Это хороший достоверный хадис”. Тоже самое сказал и Ахмад». Ибн аль-‘Араби (как об этом сказано в «Нейль аль-Аутар» 1/238) и ан-Навави («аль-Маджму’» 2/377 и 397) назвали хадис достоверным, а Ибн аль-Къаййим усилил его. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/67.
______________________________________________________________________
В комментарии к этому хадису аль-Хаттàби сказал, что это – для женщины, которая является «новичком» и не знает в какие дни у нее проходят менструации. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей действовать согласно общепринятой практике, и считать себя как имеющей менструации только один раз в месяц, как это обычно бывает у женщин. У женщин одинаково проходят процессы, которые касаются менструации, беременности, зрелости и других дел». См. «Фикх-ус-Сунна» 1/88.
Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал ‘Амр ибн Сабит со слов Ибн ‘Акъиля, который сказал: “И Хамна сказала: “Я сказала: “Из двух способов этот мне нравится больше”, передав их ни как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а как слова Хамны».
Абу Дауд сказал: «‘Амр ибн Сабит являлся рафидитом и был дурным человеком. Однако он был правдив в этом хадисе, а Сабит ибн Микъдам человек надежный», и он рассказал об этом от Яхйи ибн Ма’ина.
Абу Дауд сказал: «Я слышал, как Ахмад (ибн Ханбаль) говорил: “У меня есть сомнения на счет хадиса Ибн ‘Акиля”».
Шейх аль-Албани сказал: «Правильным является то, что слова “Из двух способов этот мне нравится больше”, восходят к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (а не являются словами Хамны), как об этом сказано в риваяте Зухайра ибн Мухаммада. А (передатчик по имени) ‘Амр ибн Сабит является слабым, о котором аль-Мунзири сказал: “На него не опираются”». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/123.
[1] Одна из разновидностей ваты.
[2] То есть соблюдение (дней) регулов и очишение от них.
[3] Также этот хадис передали Ахмад 6/381, 439-440, ат-Тирмизи 128, Ибн Маджах 622 и 627, ат-Тахави в «Мушкиль аль-асар» 3/299, ад-Даракъутни 844, аль-Хаким 1/172, а от него аль-Байхакъи 1/338.