Мечети в мире.

Тема о мусульманах, мусульманских именах, о быте, количестве мусульман в мире и т.д.

Модератор: Hanifa-Sunnat

Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 19:38

Первая мечеть в Японии построена татарскими эмигрантами

В августе этого года исполняется 70 лет со дня официального открытия первой мечети Японии, ознаменовавшее начало важного этапа в развитии исламско-японских и турко-японских связей, по сути, начало официального признания ислама в Японии. У истоков этого процесса стояли эмигранты - казанские татары, или тюрко-татары, как в то время называли иммигрантов-тюрков из России.
Несмотря на то, что татарский политический деятель Рашид Ибрагимов получил поддержку в вопросе строительства мечети в разговоре с представителем военных кругов Такелши Охара еще в 1909 году, а бывший имам мусульманских полков в армии Колчака и атамана Семенова Мухамед Габдулхай Курбангалиев, возглавив махаллю "Исламия" в Токио, начал строительство мечети в столице Японии в 1928 году, первая мечеть появилась в Кобе лишь в августе 1935 года.
Несомненно, это было связано и с заинтересованностью японского правительства в использовании тюрко-мусульманской эмиграции для осуществления его стратегических планов в Восточной Азии, появившейся с началом создания в Маньчжурии японского протектората Маньчжоуго в начале 1930-х гг., и с отсутствием необходимых средств для строительства у самих эмигрантов, и конфликтом между двумя татарскими национальными лидерами М.-Г.Курбангалиевым и Гаязом Исхаки, прибывшим в Японию в конце 1933 года из Германии. В Токио мечеть открылась в 1938 году, в период проведения Первого всемирного конгресса последователей ислама.
Название японского города "Кобе" переводится на русский язык как "врата богов". И кажется совсем неслучайным появление первой мечети именно в этом городе. Кобе был, пожалуй, самым крупным из портовых городов - "врат" в Японию для иностранцев. Мусульманские купцы из Индии обосновались в Японии давно, но только после Первой мировой войны мусульманское сообщество задумалось о строительстве мечети как центра махалли. Тем не менее прошло еще много времени до появления в Кобе в 1928 году индуса Махмуд Габделькарим Бочия, который стал инициатором создания городского исламского комитета по строительству мечети.

Однако только после присоединения к мусульманскому сообществу в Кобе многочисленной общины тюрко-татар, эмигрантов из России в Кобе появилась полноценная махалля, которая организовала регулярное чтение пятничного намаза, построила школу для национально-религиозного воспитания своих детей. Несколько лет обязанность имама тюрко-татарской махалли исполнял выпускник медресе "Буби" Габдалар Хамат Карим.
Эмигранты-татары активно поддержали инициативу индийских мусульман С.А.Ахмеда и М.Г.Бочия, которые уже собирали средства на строительство мечети. В 1934 году на собранные средства за 11 тыс. йен было выкуплена территория в 400 м2. После отъезда Г. Карими имамом махалли был избран Модиар (Мунир) хазрат Шамгуни. А отношения между татарскими и индийскими мусульманами стали поддерживаться через Гали Гафара, который вскоре вошел в качестве секретаря в комитет по строительству мечети.
Строительство, разрешение на которое было получено от императора, началось в апреле 1934 года. От комитета его контролировал Вали Нурмухамед. В это же время тюрко-татарская община активно готовилась к проведению в Кобе в мае учредительного съезда для объединения тюрко-татарских эмигрантов Дальнего Востока.
Церемония закладки камня в основание мечети в Кобе 30 ноября 1934 году была проведена с особенной торжественностью. На собрании мусульман города избрали комиссию во главе с Гали Гафаром. На собрание были приглашены: посол Афганистана Х.Е.Хабибулла Тарзи, египетский консул в Кобе М.Фаузи, представители японской власти и журналисты газет и радио - всего около 400 гостей. Около половины из них были специалисты-востоковеды, в том числе профессор К.Окубо и молодой ученый Кобаяши из Токио.

С приветственной речью выступили: имам Модияр Шамгуни, экс-президент Всеиндийской мусульманской лиги и президент церемонии открытия мусульманской мечети в Кобе Миан Абдул Азиз, профессор Токийской школы иностранных языков (ныне университет) Н.Х.Берлас, секретарь Общества культуры тюрко-татар Идель-Урала в Японии Газиз Гали и президент общества Г.Исхаки. По словам Г.Исхаки, "эта мечеть, построенная в великой азиатской стране, Ниппон, будет первым камнем, заложенным в дорогу дружеских отношений мусульманских стран с Японией. Более того, эта мечеть не только место поклонения, но и первый исторический факт начала взаимопонимания мусульманских стран и Японии...".
Профессор университета Кома-зава в Токио Окубо Кожи отмечал важность поддержки тюрко-татарского движения японцами: "В широком смысле тюрков более чем 50 миллионов. Только 17 миллионов из них проживает в Республике Турция, которая является единственным независимым государством представителей этой нации (это тюрки в узком смысле). Около 30 миллионов проживает в Советской России. Таким образом, факт, что три пятых тюркской расы проживают в российской колонии, явно демонстрирует важность их национального движения. Следует особо отметить, что идель-уральские тюрко-татары, начавшие национальное движение в начале XX в., наиболее культурные из них...".
Начало строительства первой мечети в Японии освещалось в японской печати. Об этом событии рассказывало местное радио. Строительство мечети обошлось в 118,7 тыс. йен.
Торжественное открытие мусульманского храма состоялось в пятницу 2 август а 1935 года. Церемонию открытия вел главный спонсор строительства индус Ферразутдин. Собрались представители Индии, России, Германии, Маньчжу-Ди-Го, Китая, Туркестана, Явы, Японии, Египта и Афганистана. На церемонии присутствовал мэр г.Кобе Гинджиро Катцуда, который в своей приветственной речи назвал город японской Меккой, заметив, что мечеть будет привлекать последователей ислама со всей страны, а также способствовать развитию мусульмано-японских отношений.
Первый пятничный намаз был прочитан Ферразутдином. С этого дня до настоящего времени еженедельно в мечети проводится пятничная служба.

В связи с тем, что август - месяц праздника "обон" в Японии, немногие из приглашенных сумели принять участие в церемонии открытия мечети. Поэтому торжественное собрание по случаю ее открытия в Кобе было перенесено на 11 октября 1935 года, когда в мечеть было приглашено около 600 гостей, среди которых: мэр Кобе, японские чиновники, английские и французские консулы, мусульмане городов Кобе, Нагои, Хиросимы и Осака, делегаты различных мусульманских и тюрко-татарских эмигрантских обществ со всей Восточной Азии. В частности, Токийское общество тюрко-татар Идель-Урала представлял его председатель Гали Дашки и банкир Заки Садык. Из Кумамото приехали председатель общества Хусаин Беглец и члены общества Хасан Саидгали и имам Хусаин Баймухаммат. От татар города Нагои в собрании участвовал Давлет Сезган - председатель общества в Нагоя, а также Тимербай Хамидулла, Саид Минай, Файзрахман Габдерахман, от Хиросимы - Нигматулла Еники.
Собрание открыл председатель комитета по строительству мечети П.М.Мастер на английском языке. Принимал дела мечети председатель Всеиндийской мусульманской лиги Миан Абдул Азиз, который на английском языке поздравил всех мусульман Кобе с этим историческим днем. Затем от имени женщин выступила на хинди приехавшая из Токио мусульманка Барнас. Четвертым поздравившим на татарском стал имам М.Шамгуни. За ним последовали Г.Мустафа и Г.Карими. Так как Гаяз Исхаки вследствие болезни не смог приехать на церемонию, секретарь Общества культуры тюрко-татар Идель-Урала в Японии Газиз Гали зачитал его поздравление. За ним выступил Г.Карими от имени Идель-Уральского общества тюрко-татар Дальнего Востока.
Присутствующих поздравили: от мусульман Японии - А.Аруга, Маньчжурии - М.Хасбиулла, Китая - Кинк-Суи-Чин, Индии - Дас эфенде, от мусульманского общества Кобе - Жунас эфенде. Затем Исмагилом Акчурой были зачитаны поздравительные телеграммы. Всеми выступавшими на собрании было признано, что одной из главных проблем, стоящих перед мусульманами Японии, является признание ислама японским правительством наряду с другими религиями. Собрание завершилось чтением Корана. На прощание всем гостям были розданы фото-письма в честь открытия мечети. Вечером собравшиеся были приглашены в гостиницу "Top" (Tor Hotel) на банкет. Ввиду отсутствия в Японии Бочия и Ферразутдина, провести прием было поручено председателю Всеиндийской мусульманской лиги Миан Абдул Азизу.

Немного о судьбе тех, кто строил мечеть.

Махмуд Габделькерим Бочия скончался через год после открытия мечети - 21 июля 1936 года в 50-летнем возрасте. Татарские эмигрантские издания - журнал "Яна Милли Юл", издаваемый в Берлине, и газета "Милли Байрак", издаваемая в Мукдене, выразили соболезнования по поводу его смерти, высоко оценив его деятельность по распространению ислама, с благодарностью за материальную поддержку тюрко-татарской прессе.
Первый имам первой мечети Японии Модияр Шамгуни родился 10 октября 1874 года в Уфимской губернии в семье Мамалдин Аль-Шамгуни Оглы, получил начальное образование в школе брата отца Абзис Хиралдина. После окончания оренбургского медресе "Хусаиния" в возрасте 21 года он возвращается на родину, где учительствует и в 1900 году становится имамом. В 1905 году совершает хадж. После революции 1917 года активно участвует в мусульманских съездах в Казани и Оренбурге. Весной 1919 года вместе с дочерью иммигрирует в Харбин. В 1921-22 годах служит имамом в иммигрантской общине тюрко-татар в Шанхае. С 1928 года в Кобе, с 1934 года имам общины мусульман в Кобе и преподаватель в школе тюрко-татар. В 1934 году на курултае тюрко-татарских Идель-Урала, проживающих в Японии, избирается руководителем религиозной комиссии членом комиссии по делам образования Центрального комитета. В феврале 1935 года на первом курултае тюрко-татар Дальнего Востока, прошедшем в Мукдене, избирается председателем комиссии по делам религии Центрального комитета и, таким образом, становится духовным лидером тюрко-татарских эмигрантов на Дальнем Востоке. Он скончался накануне Второй мировой войны, 18 июня 1939 года после продолжительной болезни. Модияр хазрат Шамгуни похоронен на исламском кладбище города Кобе.
...К счастью, мечеть в Кобе в годы Второй мировой войны не пострадала в отличие от полностью сгоревшей мечети города Нагоя, несмотря на то, что вокруг нее выгорели практически все здания.
Сегодня мечеть открыта для посещения, более того, считается одной из туристических достопримечательностей города. Она трехэтажная, с двумя минаретами, построена по проекту пакистанского архитектора и напоминает Тадж Махал. Первый этаж - для мужчин, второй - для женщин. Третий этаж используется для проведения крупных собраний или мероприятий в дни мусульманских праздников. Исламский культурный центр - в пристрое к мечети. Почти все сохранено так, как задумывалось при строительстве: на первом этаже - зал для собраний обществ, на втором - женская мечеть вместительностью до тысячи человек, отдельное здание для школы. Верхний этаж предполагалось отдать под шестиклассную школу на сто детей. Мусульмане в 1930-е гг. планировали строительство общежития и комнат для комитетов, но не реализовали эти планы.

Лариса УСМАНОВА, Япония
"Татарские новости" №8 (133) 2005г
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 19:50

Зэнгэр мэчет

Другое название - `Четвертая соборная`. Построена в 1815-1819 гг. казанским купцом Ахметом бин Исхаком бин Аитом (Замановым). В 1864 году казанский первой гильдии купец Габдельманнан Биккинеевич Мустакимов (1808-1809), пожертвовав частью собственного земельного участка, расширил мечеть в южном направлении и соорудил вокруг нее ограду по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный объем был расширен на величину зала. На южном фасаде выступал прямоугольный михраб. На первом этаже под залом предусматривалось складское помещение, перекрытое крестовым сводом. В 1907 году казанский первой гильдии купец Габдрахман Ахметович Ишмуратов (1857-1922) увеличил михрабную часть здания, а также расширил кладовую мечети (ныне Нариманова, 100).

В начале 1930-х годов мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики, минарет разобран. В 1993 возвращена государством общине верующих. Здание относилось к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. По объемно-планировочному решению и фасадам в стиле строгого классицизма была близка к мечетям `Иске Таш`, ? 11 в Казани и мечети в д. Ташкичу Арского района. В 1907 году к южному фасаду мечети был сделан двухэтажный пристрой, выступающий с западной и восточной сторон. На южном фасаде вместо прямоугольного михраба возвели полукруглый. Здание приобрело `Т`-образную форму в плане. Утончающийся кверху трехъярусный восьмигранный минарет располагался в центре прежнего объема и опирался на толстую поперечную стену между залами. В толще стены располагалась лестница на минарет. Вход в мечеть расположен с северной стороны. Помещения первого этажа имели хозяйственно-складское назначение. По лестнице в правой части вестибюля попадали на второй этаж в анфиладно связанные залы. Первоначальный объем мечети выдержан в стиле строгого классицизма. Четырехпилястровый портик в три окна на продольных фасадах завершался ныне утраченным треугольным фронтоном с большим полукруглым окном. В советское время (30-е годы) разрушен минарет. Пристрой в южной части мечети был увеличен на полэтажа и его второй этаж разделен на два уровня с пробивкой новых окон на фасадах. Вместо четырехскатной над ним сделана двускатная крыша. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле строгого классицизма. Отличительная особенность его в `Т`-образной южной части объема.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Нариманова, 98

"Иске Таш" мэчете

Другие названия - `Старокаменная`, `Большая каменная`, `Девятая соборная`. Построена в 1801-1802 гг. купцом первой гильдии Габдуллой бин Абдулсалямом бин Утямышем аль-Маскарави (ум. 1832). Кыйблу -направление на Мекку - установил выдающийся богослов-реформатор Габдельнасир Курсави. Предположительно, в 1830-1840-х гг. была расширена и перестроена но проекту А.К.Шмидта. По легенде, мечеть поставлена на месте братской могилы воинов-мусульман, защитников Казани в 1552 году. Могила была обозначена большим старым камнем (Иске Таш), сохранявшимся долгие годы и после строительства мечети перед ее восточным фасадом.

С начала XIX в. имам-хатибами здесь служили представители династии Амирхановых. Среди них видный богослов и историк Хусаин Амирхан (1816-1893) - мулла мечети в 1847-1889 годах; его сын, педагог-новатор и просветитель Мухамстзариф Амирхан (1853-1921)- имам мечети в 1875-1921 годах. В семье этого священнослужителя родился выдающийся татарский писатель Фатих Амирхан (1886-1926). Кроме того, в мечети `Иске Таш` в 1893-1932 годах исполнял обязанности второго, а затем и старшего муллы поэт Мухаметсадык Шагиахметович Иманкулов (1870-1932). Мечеть была закрыта по постановлению ЦИК Татреспублики в конце 1930-х гг. В 1994 году возвращена общине верующих. Относится к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. Кирпичное прямоугольное в плане здание с молельными залами на втором и складами на первом этажах. Вход в мечеть расположен с северной стороны. Вестибюльная часть, отделенная от молельных залов поперечной стеной, занимает пятую часть объема мечети. В вестибюле левая часть на обоих этажах занята служебным помещением. Справа от входа расположена трехмаршевая лестница на второй этаж, где анфиладно размещены молельные залы, разделенные толстой, почти двухметровой, стеной. В толще этой стены расположена узкая лестница на минарет. Залы имеют плоское перекрытие, устроенное, вероятно, при реконструкции мечети в первой половине XIX в. по проекту А. К. Шмидта. Первый этаж мечети использовался под склады, которые перекрыты высокими крестовыми сводами. Один из сводов опирается в центре на большой квадратный столп. Подобные конструкции перекрытий, распространенные в XVIII в. и ранее, сохранились от мечети начала XIX и не подвергались дальнейшим реконструкциям. Фасады мечети решены в стиле строгого классицизма. Продольные фасады раскрепованы центральным ризалитом. Строгое решение фасадов мечети подчеркивается четырехъярусным минаретом, установленным на мощной поперечной стене между залами. Формы минарета ассоциируются с минаретами древнего г. Булгара и г. Касимова (Рязанская обл. РФ). Вероятно, он возведен при реконструкции мечети в первой половине XIX века. Мечеть `Иске Таш` - памятник татарской культовой архитектуры с сочетанием традиционного объемно-планировочного решения, классицистического оформления фасадов и романтических форм минарета, восходящих от булгарской культовой архитектуры.
Расположена по адресу: Казан, ул. Гафури, 34 А

"Ислам" мэчете

Построена в 1996 году по проекту архитектора Р.Н. Билялова. Относится к типу двухзальной мечети с минаретом на крыше. Одноэтажное с цокольным этажом `Н`-образное в плане здание. В южной части размещен основной молельный зал, связанный через более узкий второй зал с вестибюлем, который занимает северную часть здания. В полуподвальном этаже расположены санузлы, комнаты для омовений, учебные и служебные помещения. В центре крыши повышается четырехгранный двухъярусный минарет на низком основании. Вокруг более узкого второю яруса устроен восьмигранный балкон азанчи. Распластанный, хорошо освещенный объем мечети контрастирует с глухим минаретом. Современное мусульманское культовое сооружение с распространенным составом помещений.
Расположена по адресу: г. Казан, пос.Дербышки

"Тынычлык" мэчете

Построена в 1998-99 годах по проекту архитектора Г.А.Бакулина.
Кирпичная двухэтажная однозальная с антресолью мечеть с минаретом с северного торца.
Вход в мечеть - с северной стороны в основании минарета, фланкированного двумя небольшими помещениями. По небольшой лестнице попадаем в вестибюль. Из вестибюля спускаемся вниз по двум боковым лестницам на полуровня (1,2 м) в мужской и женский холлы с гардеробами, за которыми расположены служебные помещения. В женский вестибюль есть самостоятельный вход с западной стороны. Из холлов по лестницам спускаемся еще на полуровня в сантехнические помещения, расположенные под основным вестибюлем. Из итого вестибюля по центральной одномаршевой лестнице поднимаемся в основной молельный зал с пятигранной михрабной нишей. По двум сторонам от этой лестницы размещены узкие одномаршевые лестницы, ведущие на антресоль, расположенную над вестибюлем и предназначенную для женщин. С антресоли можно попасть на винтовую лестницу в стволе минарета, ведущую на световой фонарь азанчи с выходом на круговой балкон. На западном фасаде устроена наружная лестница в молельный зал. В оформлении фасадов мечети использованы плоские ниши с ломано-стрельчатыми завершениями и тимпанами из красного кирпича. Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным объемно-планировочным решением и неоромантическими мотивами в оформлении фасадов.
Расположена по адресу: г.Казан, п.Мирный

Казан мэчете

Первая кирпичная мечеть в Новотатарской слободе г. Казани была построена в 1801-1805 годах купцом Габдрахимом бин Валидом бин Мусалимом бин Мамяшем аль-Урнашбаши (ум. 1850), известным среди мусульман города под прозвищем `Ракый бай`. И 1904-1917 годах имам-хатибом мечети был видный религиозный и общественный деятель, педагог, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман, редактор журнала `Исламский сборник` Кашшафетдин Киямутдинович Тарзиманов (Кашшаф Таржимани, 1877-1940). Мечеть #11 была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 11-12 апреля 1929 года. Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом в центре крыши. Двухэтажная кирпичная мечеть была традиционно зонирована на верхний культовый и нижний складской этажи. На втором этаже располагались вестибюль с лестницей, большой и малый молельные залы. Позднее с западной стороны мечети был пристроен двухэтажный объем лестничной клетки. Малый зал был расширен на величину прежнего вестибюля и сравнялся по площади с основным молельным залом. На первом этаже размещались складские помещения. В толще стены между залами была устроена узкая лестница на минарет. Пропорции здания, оформление фасадов, расположение и пропорции окон аналогичны мечети `Иске Таш`. Вероятно проекты обеих мечетей были разработаны одним, оставшимся неизвестным, архитектором или при их возведении использовали один проект или прототип. Отличались мечети различным решением минаретов. Здесь трехъярусный, под высоким коническим завершением минарет был установлен на квадратный в плане четверик, опиравшийся на мощную поперечную стену. Из трех ярусов нижний был решен восьмериком, одинаковой ширины с четвериком. На восьмерике были установлены два уменьшающихся в диаметре и по высоте цилиндрических яруса. Причем нижний из них был окружен восьмигранным балконом на деревянных консолях.

Фасады основного объема были решены в четких формах строгого классицизма. К сожалению, в 1930-е годы разобран минарет мечети, сделаны перепланировка здания и пристрои к восточному и южному фасадам.
Мечеть 11 является памятником татарской культовой архитектуры, в котором при традиционном объемно-планировочном решении использованы стилизованные формы средневековой булгарской, татарской народной архитектуры и элементы архитектуры классицизма.
Расположена по адресу: Казан, ул. Кызыл Tатарстан, 12

Эжем мэчете

По утверждению Ш.Марджани, возникновение прихода относится к 1810 г., когда юго-западная сторона города в районе д. Плетени стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевых, Китаевых. Тогда на средства хаджи Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 г. На ее месте один из самых богатых купцов прихода, глава татарской городской Ратуши Мостафа Назирович Азимов (1780-1865) выстроил новую деревянную мечеть с минаретом. В 60-е годы XIX века сын М.Н.Азимова Муртаза Мостафич Азимов (1812-1887) - купец 1-й гильдии, владелец двух китаечных фабрик, располагавшихся рядом с храмом, сломав прежнее, сооружает новое, более просторное здание мечети.

18 марта 1887 г. казанский мещанин Шагиахмет Иксанович Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством "о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет".
Получив 22 апреля 1887 г. разрешение губернского правления, купец приступил к строительству существующего здания мечети, которое было завершено к 1890 г., но уже без участия самого Азимова. Автор ее проекта неизвестен.
С историей Азимовской мечети тесно связана династия священнослужителей Абдулгафаровых. Родоначальник ее Абдулвали Абдулгафаров (ум. 1891), прослужил на должности имам-хатиба в этой мечети с июня 1849 г. по ноябрь 1888 г., где его затем сменил сын Хисаметдин Абдулвалиевич Абдулгафаров (1849-1923).

Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году возвращена общине верующих. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Р.В.Билялова в 1992 году. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.
Расположена по адресу: Казан, ул. Фаткуллина, 12

Апанай мэчете

Двухэтажное кирпичное здание мечети построено в 1768-1769гг. на средства купца Якупа Султангалеева. С ее возникновением образовался второй официально зарегистрированный мусульманский приход в г.Казани. Первоначально здание было в пять окон по фасаду. В 1872г. прихожане, собрав 5000 рублей, сделали к нему с северной стороны двухэтажный в три оконных оси кирпичный пристрой с лестницей (архитектор П.И.Романов). Через десять лет, в 1881г., коммерции советник Исхак Губайдуллович Юнусов возвел вокруг мечети кирпичную ограду и построил в ней одноэтажную лавку , которую уже в 1887г. купец М.М.Апанаев расширил и надстроил вторым кирпичным этажом.
Одним из первых имамов Апанаевской мечети был Салих Сагитов, учившийся в Саудовской Аравии и Бухаре. Он учредил во втором приходе медресе и прославился как высокообразованный мударис (преподаватель).

Апанаевская мечеть относилась к самой богатой махалле города, родовому гнезду знаменитой купеческой фамилии Апанаевых. Поэтому содержание храма и его священнослужителей считалось здесь одним из лучших в городе. Кроме того, оно подерживалось доходами от лавки в ограде мечети в размере 400 рублей в год, арендной платой за использование ее кладовых, процентами с капитала, завещанного купцами Усмановыми и А.А.Апанаевым и другими источниками.
Апанаевская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры второй половины XIX века с утраченными интерьерами залов и минаретом

Борнай мэчете

Другое название - "Третья соборная".Памятник татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектуры.
В 1799 г. купец Салих Мустафин построил деревянную мечеть, которая служила храмом для шакирдов самого крупного тогда в городе Апанаевского медресе. В 1831 г., когда С.Мустафин умер, эта мечеть перешла мусульманам, проживавшим неподалеку от нее, которые и образовали новый, третий по счету магометанский приход в Казани.
Бессменным попечителем махалли на протяжении почти полувека был почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии Мохаметсадыйк Курбангалиевич Бурнаев (1826-1898). Он начал заниматься торговлей в 1857 году и очень скоро стал крупным предпринимателем, сбывавшем на местном рынке сырье, пушнину, а также продукцию своего мыловаренного завода. В 1872 г., когда старая деревянная мечеть сгорела, М.С.Бурнаев на ее месте выстроил новое кирпичное здание (архитектор П.И.Романов), а в 1895 г. он же возвел над этим зданием кирпичный минарет (архитектор Ф.Н.Малиновский).
М.К.Бурнаев был щедрым попечителем, однако долгое время ему "не везло" со священнослужителями. В 1860 г. эту должность занял Шихабетдин Фахретдинов - высокообразованный мударис с крайне непредсказуемым характером. В результате, из-за разногласий с прихожанами и не всегда достойного поведения, он был удален из Бурнаевской мечети. Затем, после уговоров и просьб известного богослова, знатока восточных языков Салахетдина Исхакова, М.С.Бурнаев согласился отдать ему освободившееся место. Для нового муллы купец построил на свои средства двухэтажный деревянный дом, а также определил денежное содержание. Но тот через несколько месяцев, бросив ее, перебежал в другую, более престижную и богатую махаллю Апанаевской мечети. Следующий имам Камалетдин Сайфутдинов (1838-1861), прослужив всего год, умер. Лишь с назначением в 1881 г. Шакира Абдулжаббаровича Кулеева (р. 1851), положение стабилизировалось. Он исполнял обязанности имам-хатиба вплоть до революции 1917г.
Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х гг. В 1994 году возвращена общине верующих.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Ахтямова, 7

Галиев мэчете

Другое название - `Пятая соборная`. Построена в 1798 -1801 годах купцом Мусой бин Муслимом бин Мамяшем ас-Сердави (ум. 1812). В 1882 - 1917 годах имам-хатибом мечети был выдающийся богослов, педагог-реформатор, общественный и религиозный деятель, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Галимжэн Мохаммэтжэнович Галиев (Баруди, 1857-1921). Вместе со своим отцом, купцом М.И. Галеевым он учредил при 5-й соборной мечети медресе `Мохаммадия`. Закрытие мечети, приуроченное к XI годовщине Советского Татарстана, состоялось согласно решению ЦИК Татреспублики 25 октября 1931 года. С 1997 используется по назначению.

Двухэтажное кирпичное здание расположено на участке под углом к застройке улицы. Ограда участка возведена в XIX в. из кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем.
Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом на крыше. В настоящее время после многократных перестроек она представляет собой протяженное прямоугольное в плане здание со срезанными углами в южной части и пристроем с северной стороны. В конце XVIII в. была выстроена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала, и примыкавший к ним с северной стороны более узкий по ширине вестибюльный объем. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Вестибюльный объем и залы были покрыты двускатными крышами.

В 1882 году на средства купца второй гильдии Ибрагима Оагитовича Уразаева (р. 1825) мечеть была расширена путем пристройки с южной стороны здания (архитектор П.И.Романов). В 1897 году купцы второй гильдии Мохаметзян Ибнаминович Галиев (1832-1908) и Исмагыйл Гобайдуллович Иманкулов (1834-1899) расширили мечеть с северной и южной сторон. Тогда же мечеть была перекрыта многоскатной крышей, увенчанной несколько видоизмененным трехъярусным минаретом на прежнем месте и небольшой восьмигранной башенкой с шатровым завершением над южным пристроем. Оформление фасадов пристроем было выдержано в стилевом единстве с фасадами первоначального объема мечети.

В 1930-е годы сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей. Интерьеры не сохранились.
Памятник татарской культовой архитектуры конца XVIII-XIX вв. Одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.
Расположена по адресу: г.Казан, ул. Тукая, 40

Кабан куле арты мэчете

Другие названия - `Юбилейная`, `Тысячелетия принятия ислама`.
Построена в 1924 - 26 годах в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье на народные средства по проекту инженера-архитектора А. Е. Печникова, разработанному в 1914 году. В 1930-е годы была закрыта. В 1991 году передана общине верующих. Расположена на восточном берегу озера Кабан. Отсюда одно из названий. Относится к типу однозальной антресольной мечети с угловой постановкой минарета. В прямоугольный двусветный объем мечети попадаем через тамбур в основании минарета. Первоначально в левой части молельного зала на трех колоннах был устроен балкон. Лестница на балкон располагалась в правой части вестибюля. Зал освещался высокими стрельчатыми окнами и квадратными окнами второго света. В советское время зал был разделен на два этажа. В настоящее время на первом этаже расположен молельный зал, а на втором - учебные комнаты. Высокий четверик минарета несет восьмигранный ствол, переходящий в цилиндр светового фонаря с круговым балконом. Стрельчатый купол с резным карнизом венчает минарет. Стрельчатые порталы, архивольты окон, ступенчатые и криволинейные наличники окон, аркатурные пояски в сочетании с формами минарета формируют своеобразный облик мечети с мотивами арабо-мавританской средневековой архитектуры в модерновой интерпретации. Сочетание краснокирпичных стен с оштукатуренными деталями и керамическими вставками зеленого цвета дополняют общую картину. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле романтического модерна с восточно-мусульманскими мотивами.
Расположена по адресу: Казан, ул. Такташа, 26

"Булгар" мэчете

Кирпичное здание построено в 1991-1993 годах по проекту архитекторов В. П. Логинова и Е. И. Прокофьева. Мечеть расположена в центре участка на пересечении улиц Мусина и Чуйкова.
Участок огорожен ажурной металлической оградой на кирпичных столбах и цоколе. Относится к типу двухэтажной двухзальной купольной мечети с диагонально-асимметричной постановкой минарета. Общая композиция мечети построена на сочетании разновеликих объемов, врезанных один в другой по диагональной оси с юго-запада на северо-восток. Мужской и женский входы в мечеть - в северо-западном и юго-восточном углах среднего объема. Через угловые тамбуры попадаем в мужской и женский вестибюли, комнаты для омовения и санузлы, расположенные на первом этаже. На первом этаже под основным залом расположен женский молельный зал. Четырехмаршевая лестничная клетка связывает мужской зал и женскую часть мечети. По нейтральной лестнице из мужского вестибюля поднимаемся в основной купольный молельный зал и вспомогательные помещения мечети. Со второго этажа четырехмаршевая лестница ведет на трехъярусный минарет высотой 35 м (с полумесяцем).

Объемной доминантой мечети является развернутый по диагональной оси высокий сомкнутый четырехгранный купол, раскрытый в интерьер мужского зала. Плоские перекрытия других объемов мечети скрыты за парапетами. Узкие, от пола до потолка, окна освещают молельные залы. Остальные помещения мечети освещены на первом этаже квадратными, а на втором - высокими прямоугольными окнами. Стены из силикатного кирпича раскрепованы широкими филенками.
К сожалению, декоративное оформление интерьеров залов, предусмотренное по проекту, не выполнено. Современное мусульманское культовое сооружение в формах рационалистической архитектуры с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин

"Казан Нуры" мэчете

Возведена по проекту заслуженного архитектора РТ Билялова Р. В. (соавтор-архитектор Султанов М.М.) , разработанному в 1999 году. Располагается на открытом участке среди современной застройки на пересечении проспекта Амирхана и улицы Чистопольской. Тип деревянной, одноэтажной с цокольным и мансардным этажами, двухзальной мечети с минаретом над входом. Мечеть включает анфиладно связанные два молельных зала и вестибюль. Вход в мечеть с северной стороны акцентирован крыльцом с массивной пятигранной ломаной крышей на четырех резных колоннах.

В вестибюле справа от тамбура расположена трехмаршевая лестница, а слева - служебное помещение. Вестибюль и залы анфиладно связаны тремя дверными проемами. В основной зал открыта прямоугольная ниша михраба. Выступ михраба на южном фасаде покрыт трехскатной ломаной крышей и увенчан шатром с полумесяцем. В кирпичный цокольный этаж можно спуститься по лестнице из вестибюля или по наружной лестнице на западном фасаде. В планировке цокольный этаж практически повторяет основной.
Вход в минарет - из холла мансардного этажа. Винтовая лестница в стволе минарета ведет на световой фонарь азанчи и круговой балкон с резным ограждением. Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным объемно-планировочным решением, дополненным помещениями в мансардном этаже, в фольклорном стиле.
Расположена по адресу: Г. Казан, пр. Амирхана - ул. Чистопольская

"Мэдинэ" мэчете

Деревянное здание построено в 1996-1997 годах по проекту архитектора Р. В. Билялова, инженер М.Х.Шаймарданов. Мечеть расположена в центре сквера. Относится к типу одноэтажной с цокольным этажом, с поэтажным размещением мужского и женского залов мечети с минаретом на крыше. Вход в мечеть с северной стороны. `Т`-образный сруб мечети включяет мужской зал, вестибюль с вспомогательными помещениями. В левом выступе вестибюля расположена лестница в цокольный этаж, в котором расположены женский зал, вспомогательные помещения и блок санузлов.
В центре скатной крыши, опираясь на поперечную стену, возвышается четырехъярусный восьмигранный минарет, на который ведет узкая лестница в правом крыле вестибюля. Особенность минарета - в наличии двух восьмигранных круговых балконов на втором и четвертом ярусах. Выпуски бревен срубных стен зашиты досками. Фасады здания украшены полихромно раскрашенными резными деталями с преобладанием белого цвета.
Современное мусульманское культовое сооружение в традициях деревянного народного зодчества татар. Подбор композиции здания, его размеры и материал осуществлялся на основе контраста с окружающей многоэтажной жилой застройкой.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Курчатова

"Нур Ислам" мэчете

Построена в 1988 голу по инициативе группы прихожан и первого имам-хатыба мечети Вафа хазрета Гилязова (Гыйлажи улы, 1924 - 1990), имя которого увековечено на мемориальной доске после его смерти в день открытия мечети. Мечеть расположена на угловом участке при пересечении улиц. Относится к типу двухзальной мечети с отдельно стоящим минаретом с северной стороны. Композиция мечети формируется угловым примыканием одноэтажного зального и двухэтажного служебно-вспомогательного корпуса и вертикальной доминантой минарета. Зальный объем, включающий мужской и женский залы, ориентирован михрабом на улицу. К его северо-восточному углу перпендикулярно примыкает двухэтажный объем с вестибюльной группой помещений на первом и служебными помещениями на втором этажах. Вход в мечеть - с южного фасада двухэтажного корпуса. Вход для женщин - с западной стороны. Шестиярусный шестигранный минарет расположен отдельно позади зального объема. Особенность минарета -в устройстве трех круговых балконов на трех ярусах. Перекрытие зального объема - плоское по поперечным балкам. В интерьере залы на половину высоты обшиты досками. Окна обрамлены стрельчатыми арками и декорированы медальонами с выдержками из Корана. Современное мусульманское культовое сооружение, формируемое разновременными постройками. В оформлении фасадов псевдобарочные мотивы сочетаются с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства.
Расположена по адресу: Казан, ул. 2-я Армавирская

"Нурулла" мэчете

Другие названия: `Сенная`, `Юнусовская`, `Седьмая соборная`.
Построена в 1845-49 годах по проекту архитектора А. К. Ломана коммерции советниками братьями Ибрагимом (1806-1886) и Исхаком (1810-1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым (1776- 1849).
В 1890-1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты `Азат` Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 16 ноября 1929 года, а минарет разобран. В 1990 возвращена государством общине верующих и получила современное название. В 1990-95 гг. мечеть реставрирована и реконструирована с восстановлением минарета по проекту архитектора Р. В. Билялова.

Расположена по диагонали квартала и минаретом выходит на угол пересечения нынешних улиц Кирова и Парижской коммуны. Угол квартала застроен по периметру одноэтажными зданиями бывших торговых лавок Сенного базара, а ныне используемых как служебные помещения мечети `Нурулла`. В основу архитектурно-планировочного решения Сенной мечети положен образцовый проект мечети 1844 года. Тип зальной купольной мечети с примыкающим с северной стороны наземным минаретом. Двухэтажное здание в форме вытянутого восьмигранника в плане имеет объемное каскадно-ярусное построение. Первый этаж имеет служебно-хозяйственное назначение. Овальное внутреннее пространство основного этажа разделено арками на молельные залы. Снаружи симметричный объем с выступающей по высоте центральной частью перекрыт килевидным куполом с луковичной главкой. Купол на невысоком цилиндрическом основании в интерьере центрального зала раскрывается полусферой. Михрабный выступ на южном фасаде отсутствует. Романтический образ мечети сложился в большей степени из-за формы минарета, живо напоминающей булгарские минареты. Впервые после многовекового перерыва в монументальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную связь времен и традиций. На шестигранном тамбуре с конусовидным покрытием установлен утончающийся кверху цилиндрический ствол минарета. Он завершен невысоким ярусом с небольшими прямоугольными проемами, ассоциирующимися с зубцами средневековых башен. По винтовой лестнице практически глухого ствола можно подняться на круговой балкон азанчи. Интерьеры реконструированы по проекту Р. В. Билялова. Полукруглый купол бирюзового цвета парит над залом. Витражи круглых окон отбрасывают на пол и стены зала цветные пятна света. Комната для омовений на первом этаже облицована мрамором и украшена декоративным фонтаном с резной чашей. Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.
Расположена по адресу: Казан, ул. Кирова, 74/15

"Рамазан" мэчете

Построена в 1994 году по проекту архитектора С.С.Айдарова. Мечеть расположена в глубине застройки на огороженном участке. Относится к типу двухэтажной мечети с раздельными молельными залами и входами для мужчин и женщин и минаретом в центре крыши. Кирпичное здание с развитым первым этажом. Женский молельный зал расположен в южной части первого этажа. По сторонам от него расположены женский и мужской входы в мечеть. Они ведут в раздельные вестибюли, вокруг которых группируются гардероб, комнаты для омовений и служебные помещения. В северной части мечети размещена трехмаршевая лестница на второй этаж, где расположены анфиладно связанные мужские залы. Главный зал с консольным михрибам на южной стене перекрыт сводом. В центре крыши возвышается квадратный в плане, двухъярусный минарет. Вход на минарет - через узкую лестницу со второго этажа. По проекту в оформлении фасадов терракотовые по цвету стены сочетаются с белыми криволинейными консолями и декоративными вставками со стилизованным татарским народным орнаментом. К сожалению оформление фасадов не закончено. Современное мусульманское культовое сооружение, в котором традиционное объемно-планировочное решение дополнено женским залом и отдельным входом с соответствующей группой помещений. Формы его минарета перекликаются с минаретом мечети `Барудия`, возведенной в 1805 году в Пороховой слободе недалеко от места расположения мечети `Рамазан` и снесенной в 1973 году.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Окольная

"Хузайфа ибн Аль-Ямани" мэчете

Построена в 1996-1997 годах по проекту архитектора В.Е.Белицкого. Инженер А.Г. Хайрутдинов. Название получила по имени одного из сподвижников пророка Мухаммада. Расположена на узком, неправильной формы участке, окруженном многоэтажной жилой застройкой.

Двухэтажная с цокольным освещенным этажом, с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин, купольная мечеть с осевым расположением минарета с северной стороны. Вход в мечеть для мужчин расположен с северного торца. По оси входа размещен ствол минарета, вокруг которого устроена лестница на второй этаж. Вход для женщин на восточном фасаде. Вокруг женского и мужского вестибюлей группируются гардеробы, комнаты для омовений и служебные помещения. Женский зал расположен в южной половине 1-го этажа. В северной половине цокольного этажа расположены учебные комнаты, небольшой зал и служебно-технические помещения. На второй этаж с мужским молельным залом ведет трехмаршевая лестница из мужского вестибюля и двухмаршевая лестница в юго-восточном углу зала из женской части. Полукруглый михраб, фланкированный выступами стен, покрыт односкатной крышей. В центре зала четыре квадратного сечения колонны несут большой восьмигранный стрельчатый купол на освещенном барабане.

С северной стороны к объему зала примыкает четырехъярусный минарет. Ступенчато-ярусной композиции минарет завершен небольшим световым фонарем азанчи и шатром. Сложно расчлененный объем мечети на северной стороне дополнен одноэтажным пристроем аван-вестибюля с угловым скошенным навесом над входом.
Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным планировочным решением и ступенчато-ярусными, сильно расчлененными формами с мотивами восточной архитектуры. Оформление фасадов выдержано в строгой современной манере без декора.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Фучика, 52

Тубэн мэчет

Другое название - "Низенькая Бухарская`, `Розовая`, `Мечеть у Татарского кладбища`, `Зеленая`. Первоначально, по сведениям Ш. Марджани, на этом месте стояла мечеть `Низенькая`, построенная в 1808 году потомственным почетным гражданином, купцом первой гильдии Мусой Исмагиловичем Апанаевым (1761-1820). По исследованиям Н.Х. Халитова, на планах Казани прошлого века эта мечеть не отмечена. В 1905-1906 годах купец первой гильдии Мухаметсадык Мохамметсафович Галикеев (1847-1919) построил ныне существующее здание мечети. Архитектор неизвестен. Храм был закрыт постановлением ЦИК Татреспублики от 22 июля 1931 года.

Мечеть относится к типу зальной с наземным минаретом, пристроенным к северному фасаду. Двусветное кирпичное прямоугольное здание мечети под четырехскатной крышей. Вход расположен в основании минарета с северной стороны. Двусветный антресольный зал со сводчатым перекрытием освещался двумя рядами окон. Квадратный четверик основания минарета включает вестибюль. С западной и восточной стороны к нему примыкают два объема, из которых в правом размещалась лестница на антресоли и винтовая лестница минарета, в левом - служебное помещение. Усеченная пирамидальная форма с треугольными скосами в верхней части и круглыми проемами в основании служит переходом от четверика к восьмигранному ярусу, на котором располагался более узкий цилиндр с круговым балконом. Последний ярус был увенчан пышным сталактитовым карнизом и высоким ребристым шатром на невысоком восьмерике. В 1930-е голы верхний цилиндр и шатер были разрушены и в настоящее время сохранился только нижний восьмерик с балконом, имеющим ажурное кованое ограждение.
Оформление фасадов выдержано в стиле эклектики национально- романтического направления с преобладанием `восточных` мотивов. В советское время здесь разместили профилакторий. Двусветный зал был разделен перекрытием на два этажа с переделкой арочных окон на большие прямоугольные.
Расположена по адресу: г.Казан, ул. Гафури, 67

Кол Шэриф мэчете

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Маржани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат.
Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кол Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кол Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после оккупации Казани войсками Ивана Грозного в 1552г.
Воссоздание мечети Кол Шариф началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект" в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Г.Саттаров, С.П.Шакуров.

Комплекс мечети представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама

Мэржэни мэчете

Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 г. официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан. Ш.Маржани называет их количество - 62 человека, который собрали для строительства 5000 рублей. Одним из инициаторов строительства мечети, ее первым муллой являлся Абубакир Ибрагимов - авторитетный для своего времени религиозный деятель. Он был в числе первых казыев (заседателей) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, неоднократно переизбирался на эту должность. После смерти А.Ибрагимова, в 1793 г. имам-хатибом 1-й соборной мечети стал Ибрагим Хузяш (ум. 1825) - видный ученый богослов. Его перу принадлежит ряд книг теософского характера. С 1825 по 1848 гг. на должности имам-хатиба мечети находились муллы - Мустафа Хафиз и Сагит Хамидов.

После них духовным наставником прихода 6 марта 1850 г. стал выдающийся просветитель и ученый Шихабетдин Марджани. Им написано множество научных трудов, в том числе и знаменитая книга "Мустафад ал-Ахбар:". После смерти Ш.Марджани в 1889 г., главой прихода был избран его сын Мухаметбурганутдин Марджани (1856-1916). К сожалению, из-за долгой болезни, он практически не участвовал в делах своей махалли, пустил их на самотек. Поэтому в конце XIX века ею практически руководил муэдзин мечети Хайретдин Исхаков, отличавшийся тяжелым характером и совершенно не обращавший внимания на нужды приходского медресе. Прихожане, крайне обеспокоенные такой ситуацией, выбрала 22 июня 1899 г. в помощники М.Б.Марджани молодого, энергичного ахуна Сафиуллу Абдуллина. Последним священнослужителем, избранным на должность имам-хатиба 1-й соборной мечети в дореволюционный период, стал 6 июля 1917 г. Ш.Б.Маржани - Абдулхамид Мохамметбурганутдинович Маржани (р. 1886).
Мечеть расположена по адресу: г. Казан, ул. Насыйри, 17

Солтан мэчете

Другие названия: `Мечеть Зиганши`, `Усмановская`, `Восьмая соборная`, `Красная`.
Построена в 1867 году казанским первой гильдии купцом Зиганшой Бикмухаметовичем Усмановым (1817-1872). Первый намаз в мечети прочитал Ш. Марджани. Он же при строительстве здания установил `кыйблу` - направление на Мекку. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 11 ноября 1931 года. В 1994 году возвращена государством общине верующих.
Расположена на углу пересечения улиц по диагонали квартала. Относилась к типу однозальной антресольной мечети с наземным минаретом. Вход в мечеть расположен на углу пересечения улиц в основании минарета, связанного небольшим переходом с двусветным объемом мечети, покрытым четырехскатной крышей. Поперечной стеной он делился на вестибюльную часть и молельный зал с пятигранным михрабным выступом на южном фасаде и антресолями вдоль боковых стен. Минарет, утраченный в 1930-с годы, восстановлен в 1990 году по проекту архитектора Н. Х. Халитова. В советское время единый объем зала был разделен на этажи, пробиты дополнительные проемы. В настоящее время идет реконструкция мечети с восстановлением первоначального облика.
Памятник татарской культовой архитектуры второй половины XIX в. в стиле эклектики национально-романтического направления с мотивами булгарской архитектуры в решении минарета.
Расположена по адресу: г. Казан, ул. Тукая, 14/19
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 20:28

Фото мечетей

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 20:29

ИМАМА РАВИЛЯ МЕЧЕТЬ
141100, Щелково, Советская ул., 10
(49656) 7-14-06

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕЧЕТЬ
115184, Москва, Татарская Б. ул., 28
м. "Новокузнецкая"
(495) 951-84-48

МЕМОРИАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
121096, Москва, Минская ул., 2Б
м. "Филевский Парк"
(495) 449-81-13

МОСКОВСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
129090, Москва, Выползов пер., 7
м. "Проспект Мира"
(495) 681-49-04

ЯРДЯМ МЕЧЕТЬ
127562, Москва, Хачатуряна ул., 8
м. "Владыкино"
(495) 903-60-88
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 20:45

Польшадагы мәчетләр!

Изображение

Kruszyniany, meczet koło Białegostoku*.

Изображение

Meczet w Gdańsku.

Изображение

Warszawa, meczet w Wilanowie.

Изображение

Gdańsk, wejście do meczetu.

Изображение

Widok meczetu w Gdańsku.

Изображение

Meczet i cmentarz na Liwie*.

Изображение

Minaret, meczet w Gdańsku.

Изображение

Kruszyniany*

Изображение

Warszawa, Meczet w Wilanowie.

Изображение

Bohoniki, meczet niedaleko Białegostoku.

Изображение

Warszawa, tablica przy wejœciu na cmentarz.

Изображение

Warszawa, grób na cmentarzu muzułmańskim.

Изображение

Warszawa, mimbar w Wilanowie.

http://www.planetaislam.com/media/index.html#
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мечети в мире.

Сообщение Admin » 31 май 2011, 20:46

Изображение
Meczet w Gdańsku*.
Изображение
Bohoniki.
Изображение
Bohoniki, wejście do meczetu.
Изображение
Warszawa, grób na cmentarzu Tatarskim.
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай


Вернуться в Мусульмане и мусульманки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron