Какие лодочные моторы лучше

Рыбалка, пикники, шашлыки, купание, круизы, активный отдых, охота

Модератор: Hanifa-Sunnat

Какие лодочные моторы лучше

Сообщение RinatPiterski » 20 авг 2014, 12:19

Какие лодочные моторы лучше и надежнее

Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

Попросту говоря, мы платим за современный автомобиль полмиллиона не для того, чтобы ремонтировать его каждые выходные, мы хотим пользоваться им, как средством передвижения, а не как раньше, когда каждые выходные проводили в гараже, настраивая карбюратор или «искали искру». Таким образом, можно подходить и к выбору подвесного мотора - он должен приводить лодку в движение и не ломаться.

Да, 2-х тактный мотор проще по устройству, но это не значит что он надёжнее. Как я уже упоминал, моторесурс 4-х тактного двигателя в пять раз больше двухтактного. Естественно, мы сравниваем карбюраторные модели таких моторов. Откуда же берётся такая разница?

Не буду вам рисовать картинки из учебников и объяснять, что такое два или четыре такта. Мы знаем следующее: в двухтактные лодочные моторы заливается топливо, состоящее из смеси бензина и масла, а в четырёхтактные — просто бензин.

Значит, двигатели чем-то отличаются? Совершенно верно! В цилиндре 2-х тактного двигателя горит смесь бензина с маслом и воздуха. Горит хуже, чем смесь бензина и воздуха, т.к. масло в топливной смеси снижает выделяемую энергию и смесь эта нестабильна по плотности - то густо, то пусто. И это несмотря на то, что современные масла в большинстве случаев самосмешивающиеся, т.е. танцев с потряхиванием бубна (бака) устраивать не надо.

Вернёмся к 4-х тактному двигателю лодочного мотора. Даже школьник знает, как проверить уровень масла в автомобиле и знает, что оно там должно быть! Вот здесь-то «собака и зарыта». В отличие от двухтактного двигателя, в котором смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра осуществляется благодаря добавлению масла в топливо, коленвал четырехтактного двигателя находится в масляной ванне — картере. То есть механизмы такого типа двигателя смазываются непрерывно и не испытывают таких «рваных» нагрузок как двухтактный. Причём, чем больше оборотов мы даем двигателю, (т.е. чем больше скорость движения), тем больше подаётся масла к трущимся деталям. Ведь в 4-х тактных лодочных моторах есть масляный насос. А вот в двухтактном двигателе с увеличением оборотов масла может и не хватить - начнется износ «на сухую». Вот отсюда и получается такая колоссальная разница в моторерсурсе.

Малые четырехтактные лодочные моторы до 5 «лошадок» масляного насоса не имеют, и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом, но и у них нагрузки меньше.

Разрушаем мифы о четырехтактном лодочном моторе

Самое время вспомнить миф о перевозке 2-х тактного двигателя на «любом боку и в любом положении», и о том, что 4-х тактный лодочный мотор можно возить только на определённом боку, чтобы не вытекало масло.

Да, четырёхтактный мотор перевозится на одном боку, который указан в инструкции к мотору. Да, в нём постоянно есть масло. Кстати, масло перетечёт не туда куда надо только часа за три. Если вы добираетесь до водоёма один час, то ничего страшного не произойдёт.

Вы часто возите лодочный мотор винтом вверх? Так вот, в моторе есть ручка переключения хода вперёд-нейтраль-назад и во время моей работы было пару случаев поломок 2-х тактных лодочных моторов прямо в магазине, когда моторы клали на ручку переключения передач и всё - кранты ручечке... К примеру, для пятисильного лодочного мотора такая ручечка стоит 4 000 рубликов минимум. Вывод: придётся возить моторы обоих типов на одной и той же стороне, где нет этой ручечки. Миф о трудностях перевозки 4-ех тактного лодочного мотора по сравнению с 2-х тактным разрушен.

Второе «преимущество 2-х тактников» - они быстрее выводят лодку на глиссер. Да, двухтактные моторы обладают лучшей разгонной динамикой и быстрее выводят лодку на глиссер - на целых 5 секунд - мы на рыбалку приехали, чтобы гонки устраивать или мы куда-то торопимся?

Поговорим о прекрасном – то есть о рыбалке

Что есть такое лодочный мотор на рыбалке - это дорожка и ловля в заброс.

Ни один раз сам наблюдал такую картину, на моей любимой «точке» пытаются ловить окуня с лодки, не глуша лодочного мотора! Заброс, ещё, ещё - результат один окушок. Уходят дальше со своим 2-х тактным мотором 13 кг весом. Подхожу через пять минут на 4-х тактном моторе тоже 13 кг - десяток окуней! Объясняется это просто - на малых оборотах 2-х тактный лодочный мотор в два раза шумнее четырёхтактного. И это окунь, который, в общем-то, не боится шума, а даже выходит на него.

В выходные, когда на водоёме много лодок с большими моторами - клюёт хуже. У лодочного мотора выхлоп в воду, что для нас, как для рулевых, хорошо, а для нас, как рыболовов, очень плохо. Двухтактные лодочные моторы из-за особенностей своей работы и конструкции на порядок шумнее четырёхтактных.

Дорожка при попутном ветре - это особый аттракцион. Выхлоп от мотора направлен в воду, но газы-то пойдут на поверхность и к нам в лёгкие... Четырёхтактные моторы выдают намного чище выхлоп, так как в цилиндрах горит смесь только двух компонентов - бензина и воздуха - и её сгоранием управлять проще, чем смесью бензина, воздуха и масла. В двухтактном лодочном моторе несгоревшее масло попадает в воду, не дает бензину полностью сгореть, ухудшает качество выхлопа и - вы дышите при ловле на дорожку гадостью.

Самое же интересное начинается, когда в 12-ти литровом баке остаётся литра два бензина или полтора, на глаз не разобрать. Но бак-то надо дозаправить, а вчера отметили поимку щуки или праздновали день взятия Бастилии… Начинаем вспоминать пропорции. Сколько двухтактных лодочных моторов сгубили по пьянке ...и не сосчитаешь. А чистого бензина долил на заправке и всё - одной заморочкой меньше.

С учётом всего вышеперечисленного мы можем уверенно сказать, что именно 4-х тактные лодочные моторы наиболее подходят для рыбалки, и к тому же они надёжнее 2-х тактных и будут требовать меньше средств на своё техническое обслуживание.

Как я уже не раз намекал в своих статьях о лодочных моторах мощностью до 5 л.с – покупать надо четырёхтактные моторы. Их разница в весе и цене минимальна.

Маломощные лодочные мотора более 5л.с.

Сразу обратим внимание на подвесной лодочный мотор мощность. 20 л.с. Почему? Всё дело в том, что с таким мотором идеально сочетается 4-х метровая лодка. Предел мобильной разборной лодки. В Ладогу на надувной лодке меньше 4-х метров и соваться не стоит. А раз лодка 4 метра, то и мотор 15-20 «лошадок». В такую надувную лодку всё-таки можно загрузить вещи для похода на три дня, если не брать удобный надувной матрас...

Самая лёгкая 4-х тактная «пятнашка» весит 43 кг, а 2-х тактная 36 кг. Одному и 36 кг немало, а вдвоём и 43 кг немного.
Среди «десяток» весовое преимущество пока на стороне 2-х тактных.
Цена лодочного мотора или на чем не стоит экономить

Да, двухтактные моторы дешевле, но четырёхтактные удобнее в эксплуатации и надёжнее в работе, за счёт чего позволяют нам сэкономить массу времени, которое можно потратить на рыбалку. А время - это самая дорогая штука на свете.

Влад Багров
vselp.ru
Вложения
lodochnyi-motor.jpg
lodochnyi-motor.jpg (46.72 КБ) Просмотров: 85780
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Какой бензин залить в лодочные моторы

Сообщение RinatPiterski » 20 авг 2014, 12:22

Все о бензине для лодочных моторов

Мир подвесных моторов быстро меняется, и сегодня в первых рядах мы видим три различных типа двигателей: четырехтактные, двухтактные с впрыском топлива и карбюраторные двухтактные.

И все разговоры о лодочных моторах обязательно заканчиваются спорами, слухами и домыслами о лучшем бензине, который поможет сберечь мотор и сможет заставить его работать во всю мощь.

Сегодня мы попытаемся разобраться с парой вопросов про бензин, и в этом поможет нам верный читатель, которого мы назовем Прилежным Лодочником или просто ПриЛ.

У ПриЛа двухтактный подвесной мотор на 225 л.с., который, скажем, работает на бензине с октановым числом 87 (американская система измерения октанового числа Pump Rating = среднее арифметическое между моторным и исследовательским октановыми числами бензина). На его же лодочной станции продается только бензин с октановым числом 93, и ему непонятно, зачем нужно торговать бензином с большим октановым числом, когда большинство подвесных моторов работают именно на бензине-87?

Более того, ему кажется, что бензин-93 не полностью сгорает в его моторе, так что несгоревшая его часть выбрасывается с выхлопными газами в воду.

Это действительно так?

Ответим сначала на этот вопрос — «нет». Более качественный бензин не проходит частично несгоревшим через мотор, созданный для работы на менее качественном бензине.

Он сгорает полностью, как это будет и с бензином среднего и низкого качества. Просто проку от бензина-93 будет столько же, как и от менее качественного бензина, а потому на бензин-93 в данном случае просто не следует зря тратить деньги.

Единственное, что пострадает от использования бензина-93 на моторе, способном работать на низкооктановом бензине, — это Ваш кошелек. Это как если залить синтетическое масло в автомобиль и менять его через каждые 2000 км. Деньги на ветер!

Вернемся на лодочную станцию ПриЛа. Далеко не все станции продают один только бензин-93. Ведь они гораздо больше продадут того, что нужно всем покупателям. Из-за ограниченности места, многие лодочные станции предлагают для заправки только 1-2 сорта топлива.

Опросы лодочных станций в Южной Флориде показали, что отдыхающие рыбаки для своих лодок и покупают в основном бензин-89. Лодочные станции с большими океанскими яхтами и скоростными катерами предлагают только бензин-93, и всего несколько «всеядных» станций имели оба типа бензина.

Возможно, что ПриЛу на самом деле очень нравится его лодочная станция, так что ему нравится сюда приходить и потратить несколько лишних долларов за лучшее топливо — не самое главное. А может быть, ему на самом деле просто нужно поискать другое место для заправки.

Однако пока остается без ответа вопрос: почему люди с лодочной станции продают бензин-89 (кроме ПриЛа, которому они продают бензин-93), вместо бензина-87, который рекомендован изготовителями для большинства моторов?

Как говорит Дейв Гринвуд, отвечающий в компании «Сузуки» за качество и технологическое тестирование, все дело в одном лишь чувстве повышенной надежности, которое получает покупатель более высокооктанового бензина, и которое основывается на мифе о том, что «чем больше октана, тем лучше бензин и тем больше от него мощности.

Человек, приобретающий бензин со средним октановым числом, получает вместе с покупкой ощущение, что он делает подарок своему мотору, хотя и не такой дорогой, как это могло бы быть с бензином высшего октанового числа», — терпеливо разъясняет Гринвуд. — «Увеличение октанового числа на самом деле не дает прироста мощности, несмотря на всеобщую в том уверенность. Более качественный продукт стоит дороже, и бензин с более высоким октановым числом имеет цену выше, чем у бензинов с меньшим октановым числом. На деле же здесь нет никакой связи между ценой и качеством. Просто так спокойнее думать».

В общем, в поисках ответов на вопросы ПриЛа мы нахватали еще несколько новых вопросов. Чтобы не запутаться, мы решили выделить вопросы по их сложности: итак, по требованиям к бензину — есть ли различия в требованиях к бензину для двухтактных и для четырехтактных моторов?

И вновь, ответ для большинства моторов прост — «никакой разницы нет». Однако всегда есть исключения, и некоторые из самых больших и наиболее мощных моторов работают на самом деле лучше на высокооктановом бензине.

В документации к таким моторам прямо сказано, что для предотвращения детонации следует использовать высокооктановый бензин. С другой стороны, все опрошенные авторами этой статьи производители моторов заявили, что их моторы создавались именно для работы на бензине-87.

Октановое число против Способности очищать

Если бензин-87 — минимально допустимый для работы мотора, то почему бы не сделать ему доброе дело (и получить в результате немножко дополнительной мощности) и не купить топливо с повышенным октановым числом?

По мнению Стива Бефела, директора по разработке новой продукции компании «Меркюри Марин», этого не нужно делать: «Людям часто кажется, что повышенное октановое число бензина дает какие-то преимущества, вроде способности очищать мотор. Это неправда. Все бензины обладают определенной способностью очищать камеру сгорания. С повышением октанового числа покупатель приобретает топливо с повышенной стойкостью к детонации, но к качеству топлива это не имеет отношения».

Принципиальные отличия между бензинами, имеющими различные значения октанового числа, не имеют ничего общего с качеством этих бензинов или с наличием определенных добавок. Фактически, речь не может идти ни о чем ином, кроме как о влиянии на температуру воспламенения топлива.

Точка воспламенения бензина с повышенным октановым числом может быть определена более точно, что позволяет обеспечить более высокую степень сжатия в камерах сгорания высокопроизводительных моторов.

Использование низкооктанового бензина на подобных моторах, разработанных в расчете на бензин с высокими октановыми числами, может стать причиной детонации. Надеемся, что Вы так поступать не будете. Предлагая высокооктановый бензин подвесному мотору, рассчитанному на обычный бензин, Вы ничем ему нее поможете, а лишь облегчите свой кошелек. Больше мощности Вы никак не получите.

Однако когда у Вас появится мощный мотор, перейти на высокооктановый бензин будет просто необходимо, и вот тогда-то и встанет вопрос о качестве приобретаемого топлива. Частные розничные или «нефирменные» АЗС могут предложить бензин с качеством не хуже «фирменной» АЗС, но уверенности в этом у Вас не будет никогда.

Дейв Гринвуд из «Сузуки», к примеру, утверждает, что совсем нередки случаи, когда владельцы личных небольших АЗС разбавляют бензин спиртом: «Более того, иногда и оптовики добавляют этанол в бензин, а потом владелец бензоколонки может проделать тот же фокус. Отсюда и возникает существенная разница между тем, за что Вы платите деньги, и тем, что на самом деле попадает в камеру сгорания Вашего мотора.

Мы установили, притом неоднократно, что из пистолета бензоколонки колонки в Ваш бензобак может попадать до 20% спирта от общего объема топлива. Если Вы приобретаете бензин с гарантированным качеством, то лучше всего на самом деле покупать бензин с повышенным октановым числом. А ведь даже высшие сорта бензина могут быть разбавлены, поэтому разбавленный спиртом бензин-93 будет, скорее всего, соответствовать требуемому бензину-87.

Если бензин разбавляют, то, приобретая бензин с завышенным октановым числом, Вы сможете получить на самом деле именно то, что нужно вашему мотору».

Присадки нужны

Если отойти от вопроса об октановом числе, то все единодушны в важности приобретения качественного топлива.

«Для любого мотора лучшее, что можно сделать, — так это приобретать только проверенный и качественный бензин», — говорит менеджер по производству компании «Ямаха» Дэвид Григсби. — «Мы рекомендуем и для двухтактных и для четырехтактных моторов приобретать бензин-87. При этом нами подразумевается, вне сомнений, что это проверенный и качественный бензин».

Более того, Григсби, со ссылкой на «Ямаху», рекомендует регулярное использование присадок к топливу, прежде всего кондиционера, стабилизатора, очистителя камеры сгорания и антифриза для топливной магистрали.

Большинство изготовителей моторов продвигают свои собственные марки подобных присадок. Товары эти, возможно, имеют между собой небольшие различия, однако производят их лишь несколько патентованных изготовителей присадок, так что в конечном продукте не может быть никаких «секретных» разработок. Мы указываем на это лишь для того, чтобы Вы знали: ошибиться с родственными присадками невозможно, если использовать их правильно.

Кондиционер топлива в основном содержит ускоритель растворения, который удаляет смолистые отложения внутри двигателя. У двухтактных моторов — это нагар на поршневых кольцах. У четырехтактных моторов в очистке, прежде всего, нуждаются впускные клапаны и камера сгорания. Кондиционер топлива следует применять сообразно интенсивности и длительности использования мотора, то есть регулярно, или спорадически. Гораздо важнее для принятия решения о необходимости использования кондиционера топлива — качество используемого бензина и масла.

Поскольку эта присадка обладает высокими растворяющими свойствами, она может удалить все отложения, которые накапливаются в моторе в результате использования низкокачественного бензина. Качество масла также весьма различно, особенно это проявляется у двухтактных моторов.

Масло, продаваемое под маркой производителя подвесного мотора, скорее всего, по цене выше, чем у простого масла, — и обычно имеет достаточно присадок и очистителей, чтобы сделать не принципиальным наличие тех же самых присадок в бензине.

Если же использовать дешевое рядовое масло, то, скорее всего, Вам потребуется испытать эффективность кондиционера бензина.

Стабилизатор топлива защищает мотор от продуктов окисления — газов, которые образуются в процессе окисления топлива, длительное время находящегося в моторе. Если ставите лодку на хранение на зимний период, то через всю топливную систему следует пропустить стабилизатор топлива. Даже если лодка будет храниться без движения не в Певеке, а в Ялте, и всего-то только месяц, то все равно стабилизатор следует влить в топливный бак.

Антифриз для топливной магистрали также имеет двойное назначение. Эта добавка не дает замерзнуть конденсатной воде в топливе. В северных районах эта вода превратится зимой в лед и наделает бед внутри мотора.

В южных и теплых регионах вода в топливном баке скапливается при высоких температуре и влажности атмосферного воздуха. Эту воду следует либо отфильтровать или связать химически с бензином, чтобы она прошла через мотор, и эту функцию выполняет данная присадка.

В то же время антифриз следует использовать осмотрительно. Гринвуд из «Сузуки» поясняет: «Антифриз удаляет влагу из бензина, однако излишек антифриза также будет смывать масло со стенок цилиндра, особенно в двухтактных моторах. Один раз перебор не страшен, однако не следует делать это регулярно.

Если в баке скопилась влага, то лучше всего слить ее вместе с топливом. Пластиковые бензобаки устраняют большинство проблем с конденсацией, потому что они не собирают влагу в таких количествах, как это происходит с металлическими бензобаками. Однако, следует знать, что лучшую защиту предоставляют водоотделительные фильтры и качественный бензин».

В общем, никаких больших секретов во всем этом нет. Хотя подвесные моторы выглядят насыщенными самой современной технологией, но на самом деле процедуры ухода за оборудованием остались весьма просты и понятны каждому. Вполне достаточно просто выполнять все указания изготовителя оборудования и следить за его работой.

И остался еще один миф о бензине, который мы не смогли развеять: «Лучшее, что владелец может сделать для своего мотора — это использовать его как можно чаще». Похоже, что это — чистая правда!..

Зачем нужен октан?

Октановое число — это просто цифра для сравнения способности топлива сопротивляться детонации. Большая часть лодочных моторов проектируется в расчете на бензин с октановым числом 87.

Высокопроизводительные подвесные моторы извлекают из бензина больше мощности путем создания большей степени сжатия в цилиндрах мотора во время процесса сжигания топлива.

Если низкооктановый бензин запустить в такой высокопроизводительный мотор, то повышенное сжатие в цилиндрах заставит топливо воспламениться слишком рано, когда поршень еще не достиг верхней точки.

Такой опережающий удар по конструкции мотора называется «детонацией». Увеличение октанового числа, которое создается на стадии производства бензина с помощью различных добавок, предотвращает преждевременное возгорание топлива.

Несколько последовательных детонационных ударов не только снизят мощность мотора и его к.п.д., но и могут повредить его узлы.

Перевод одноименной статьи американского эксперта Глена Лоу (Glen Law)
на сайте saltwatersportsman.com, выполнен Павлом Дмитриевым
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Какой лодочный мотор выбрать?

Сообщение RinatPiterski » 20 авг 2014, 12:24

Лодочные моторы, или как определиться с выбором.

Наверное, большинство рыболовов, которые решили приобрести лодочный мотор, встают перед выбором: какой взять, бензиновый или электрический? Когда-то я тоже задумывался над этим вопросом и взвешивал все за и против. В итоге до взвешивался, и решил, пока повременить с моторами, пока буду грёбать веслами. Но для тех, кто все же настоятельно решил покончить с веслами раз и навсегда, я поделюсь той информацией, которую успел насобирать. Хочу предупредить, что вся информация в этой статье будет рассмотрена на примере покупки лодочного мотора для лодок длинной не более 3 -3.3м.

Бензиновый лодочный мотор???

Для начала рассмотрим все положительные и отрицательные стороны бензиновых моторов. Основным плюсом бензинового лодочного мотора является сам процесс эксплуатации, то есть вы приехали на рыбалку, накачали лодку, установили мотор, залили бензин и вперед. Следующим плюсом будет скорость передвижения. То есть при использовании бензинового мотора, правильной мощности, вы спокойно можете выводить лодку на глиссер и преодолевать большие расстояния за короткое время, чего не сделаешь при использовании электромотора. Теперь о минусах. Основным не приятным моментом в приобретении бензинового лодочного мотора является его цена, она существенно превышает цену на электромоторы.

Следующим минусом можно назвать, громкость работы двигателя. То есть в отличие от электромоторов бензиновые моторы, работаю на много громче, а на рыбалке лишний шум не нужен. Для того что бы избавить себя от лишней громкости работы двигателя, лучше выбирать четырехтактные моторы, от них и шума по меньше и прием больше. Но за это придется немного доплатить, так как стоят четырехтактные движки, немного дороже. Стоит учитывать расходы на бензин. Ну и плюс ко всему, плавсредство оснащенное мотором должно быть обязательно зарегистрировано в специальной инстанции, что тоже тянет за собой дополнительные расходы.

Лодочный электромотор???

Теперь об электрических лодочных моторах. В отличие от бензиновых моторов электромоторы не загрязняют окружающую среду и полностью безвредны для экологии. Поэтому во многих цевилезованых странах большинство рыболовов отдают предпочтение именно электромоторам. Одним из плюсов эксплуатации такого мотор является бесшумная работа электродвигателя, это значит, что можно без всякой доли опасения заплывать и облавливать, самые мелководные участки водоемов. Следующим положительным моментом может показаться цена на сам мотор, но только показаться. Да действительно она намного ниже от цены на бензиновый, но это ведь только мотор, а еще нужен аккумулятор и зарядное устройство. Цена на хороший специальный аккумулятор может составлять примерно туже стоимость, что и мотор. Хорошее зарядное устройство, тоже стоит примерно как сам мотор. В итоге мы получаем цену не на много ниже от цены на бензиновый мотор. Дальше начинаются минусы. Самым не приятным, в эксплуатации электромотора является неизвестность ресурса, то есть вы никогда не сможете точно рассчитать, насколько может хватить заряда электробатареи, а возить с собой в лодке два аккумулятора, согласитесь, не совсем удобно. Вследствие этого отплывать на дальние расстояния не получится.

Еще одним не благоприятным факторам, который существенно может повлиять на лишние затраты энергоресурса, является погода, это встречный ветер волна. Ну и нельзя не упомянуть об условиях содержания. Если с самим электромотором проблем нет, то с аккумулятором не все так просто. Здесь важно заранее понимать, что перед каждой рыбалкой, аккумулятор, не обходимо заряжать, а вы представать ситуацию, если вдруг у вас выгорает случайная рыбалка, а аккумулятор не заряжен. Обидно.

В заключение хотелось бы заметить, что в обеих рассмотренных вариантах есть, немало как положительных, так и отрицательных сторон. На каком варианте остановиться, каждый решит для себя сам, а лишь указал те причины, над которыми стоит задуматься при выборе.
Вложения
электромотор-minkota.jpg
электромотор-minkota.jpg (21.07 КБ) Просмотров: 85779
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Выбор лодочного мотора

Сообщение RinatPiterski » 20 авг 2014, 12:38

ВЫБОР ЛОДОЧНОГО МОТОРА - ЧАСТЬ 1

МОТОРЫ, ЛОДКИ... (Российское) ПРАВО, ПРАКТИКА... Покупка первого лодочного (подвесного) мотора - весьма ответственный шаг в жизни любого рыбака. Как правило, этому предшествуют многочисленные консультации с коллегами в Интернете, изучение литературы, хождение по специализированным магазинам и: согласование семейного бюджета. Когда все этапы уже пройдены, казалось бы, простое дело - пойти и купить, но: не все так просто. Есть несколько "подводных камней", с которыми придется "столкнуться" счастливому моторовладельцу уже с первых шагов эксплуатации своего "подвесного помощника". Готов ли начинающий водномоторник к этому морально, физически и материально? Итак, все по порядку:Еще до покупки мотора необходимо определиться с водоемами, на которых планируется его эксплуатация. В соответствии с существующими в каждом регионе Правилами спортивного рыболовства, могут быть акватории, где эксплуатация двигателей внутреннего сгорания запрещена. Не попадают ли в их число избранные вами?
Подвесной лодочный мотор, как таковой, не подлежит регистрации в ГИМСе. Он вписывается в судовой билет, выдаваемый как регистрационный документ на плавсредство. А это значит, что при эксплуатации мотора без своей личной лодки, вам необходимо возить с собой документы, выданные при его покупке (кассовый и товарный чеки, как свидетельства его легального приобретения).
Когда вы завели мотор, подвешенный на транце лодки, и взялись за румпель, то стали лицом, управляющим транспортным средством. Законодатель не делает различий между двигателем внутреннего сгорания и лодочным электромотором. У вас должны быть права, установленного образца, выдаваемые ГИМСом.

Для получения этого документа, как правило, необходимо закончить курсы судоводителей (в некоторых регионах возможна сдача экстерном, но при условии окончания ранее мореходных, военно-морских или кораблестроительных учебных заведений, где по программе обучения читались и сдавались соответствующие курсы).

Если вы, успешно сдав экзамен, по окончании курсов (или экстерном) получили ПРАВА на управление одним из плавсредств: аквабайком (гидроциклом); парусным судном с парусом, площадью до 12 квадратных метров; мотолодкой с подвесным мотором без ограничения мощности; катером со стационарным двигателем, мощностью до 75 лошадиных сил - в разрешенных для плавания районах МП и ВВП, то все, что излагается ниже, вам уже известно.

Для тех же, кто еще только готовится к курсам, некоторые аспекты будут новыми.

Предположим, что вы решили поехать на рыбалку, взяв лодку напрокат:

В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на какую предельно допустимую мощность рассчитан данный корпус; какое состояние корпуса, транца лодки, в особенности в местах прилегания транца к бортам и днищу; соответствует ли высота транца выбранной лодки, установочным параметрам вашего мотора; имеются ли блоки безопасности.
Особо необходимо отметить следующее. Превышение предельно допустимой мощности чревато серьезными последствиями, как с позиций собственной безопасности, так и с позиций контролирующих безопасность на воде правоохранительных структур.

В путевку, выдаваемую егерем на базе, должно быть вписано, что гребная лодка, а именно так регистрируются лодки типа "Пеллы", "Пеллы - Фиорда", "Кефали", "Лагуны" и т.д., используется, как моторная, с мотором таким-то. При использовании взятого на базе корпуса моторного судна, типа "Казанки" или "Прогресса", оформление документов такое же.

Если вы берете плавсредство у частного лица, например, у вашего приятеля, проживающий на берегу, то обратите внимание на следующие моменты: корпус должен нести бортовой номер; у судовладельца должен быть в наличии судовой билет с отметками о прохождении ежегодного техосмотра; судовладелец должен выписать на имя рулевого доверенность на право управления на соответствующий срок.

Доверенность выписывается от руки с указанием паспортных данных судовладельца и рулевого. И, естественно, что у вас при себе на воде должны бы документы на мотор и права водномоторника.

Примечание: законодательство требует нотариально заверенной доверенности на плавсредство только при решении финансовых вопросов от имени судовладельца. Любое нарушение закона, отсутствие вышеуказанных документов чревато сильно испорченной рыбалкой. По закону это может быть наказание от устного замечания и переводу лодки в режим весельной гребли, до изъятия лодки с помещением ее на штрафстоянку (со всеми вытекающими).

Покатавшись на прокатных лодках, многие начинают задумываться о переходе в режим СУДОВЛАДЕНИЯ.

Несколько слов по возможным вариантам лодок до 5 метров длиной. Но сначала необходимо реально оценить свои финансовые возможности и определиться с водоемом (водоемами).

Итак, на выбор: Надувная лодка (резина или ПВХ); Жесткий корпус (металл или пластик, открытый или каютный, глиссирующий или водоизмещающий, отечественный или импортный, и, наконец, новый или б/у); РИБ (пластиковый или металлический, жесткий корпус).

НАДУВНЫЕ СУДА

ПЕРЕЧИСЛИМ ДОСТОИНСТВА. Самое компактное (как в перевозке, так и в эксплуатации), легкое и мобильное плавсредство. Позволяет "дотянуться" практически до любого водоема. При холодной голове достаточно мореходное и безопасное. Не требует существенных доделок - тюнинга для рыболовных целей. При подборе соответствующего мотора и винта позволяет рыбацкой компании из 2 - 3 человек покрывать достаточно большие расстояния и передвигаться со скоростями, порядка 30 - 40 км/час. Надлежащий уход и отношение оставляет работоспособным до 10 лет. В водоизмещающем режиме можно использовать с моторами от 2-х лошадиных сил.

К НЕДОСТАТКАМ ОТНЕСЕМ: большую парусность и плохую ходкость под веслами; малую килеватость корпуса, которая делает ощутимой для пассажира даже небольшую волну; нарушение скоростного режима движения, особенно против волны и ветра, что чревато и серьезными травмами пассажира (компрессионное повреждение позвоночника), и возможностью переворота; невысокий надводный борт, вызывающий забрызгивание на ходу или заливание на крутой волне; малый объем внутреннего пространства (частично <съедаемый> баллонами), в сравнении с жесткими корпусами этих же размеров (для специалистов - размерений), который делает надувную лодку - лодкой однодневной рыбалки (необходим базовый лагерь на берегу); необходимость следить за давлением в баллонах при изменении температуры воздуха и появлении солнца (недокач - потеря формы, как следствие, скорости и управляемости, а перекач - вероятность взрыва баллона); необходимость контроля состояния клапанов, клеевых соединений и ПВХ; потребность в тщательной уборке песка из кокпита для избежания абразивного истирания в местах прилегания пайол к баллону; меньшая скорость при равных весовых параметрах в сравнении с жестким глиссирующим корпусом.

ГЛАВНОЕ! При использовании на больших открытых акваториях, а в Ленинградской области к таким относятся Ладога, Онега и Финский залив, применение корпусов длиной, менее 3,5 - 3,6 м может быть НЕБЕЗОПАСНЫМ.

В заключение отметим, что сборка и разборка ПВХ лодки, длиной более 4-х метров, затруднительна. Для такого корпуса целесообразно применение лодочного трейлера, что сводит практически к нулю все преимущества мобильности.

ГЛАВНОЕ! При использовании на больших открытых акваториях, а в Ленинградской области к таким относятся Ладога, Онега и Финский залив, применение корпусов длиной, менее 3,5 - 3,6 м может быть НЕБЕЗОПАСНЫМ.

В заключение отметим, что сборка и разборка ПВХ лодки, длиной более 4-х метров, затруднительна. Для такого корпуса целесообразно применение лодочного трейлера, что сводит практически к нулю все преимущества мобильности.

ЖЕСТКИЕ КОРПУСА ВОДОИЗМЕЩАЮЩИЕ

ДОСТОИНСТВА: "бюджетная" цена; хорошая управляемость и ходкость под веслами; достаточные внутренние размеры для размещения снаряжения (есть тент - нет необходимости в базовом лагере на берегу); долговечность и ремонтопригодность; мобильность и компактность (при весе лодки до 60 кг - возможна перевозка на багажнике, спуск на воду и подъем - вручную); низкий налог на транспортное средство; пригодность для ремонта своими силами; отдельные модели лодок ("Романтика", "Лагуна", "Кефаль" и т. д.) можно вывести на режим, близкий к глиссированию под мотором в 5-6 л.с. (при условии суммарного веса рыбаков до 130 кг).

ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ: невысокая мореходность; небольшой радиус действия из-за небольших скоростей; конструктивно не решен вопрос безопасности (мал запас встроенных блоков плавучести); для транспортировки необходим прицеп (при весе более 60 кг), либо трейлер; лодка больше предназначена для постоянного хранения в одном месте.

ЖЕСТКИЕ КОРПУСА ГЛИССИРУЮЩИЕ

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА: высокая скорость перемещения и большой радиус действия; автономность плавания с экипажем 2-3 человека; мореходность; долговечность при надлежащей эксплуатации; возможность установки резервного мотора; большой объем внутреннего пространства; наличие , как правило , бортовой электросети, что дает возможность установки помимо штатного, еще и вспомогательного оборудования для повышения безопасности плавания (электропомпа, навигационная техника, светотехника, приборы контроля работы двигателя).

ЕСТЬ, КАК ВСЕГДА, И НЕДОСТАТКИ: высокая цена; солидный вес; необходимость транспортировки на трейлере (ежегодный ТО трейлера и ОСАГО); необходимость в соответствующем тягаче (АВТО 4Х4); ограниченное количество мест спуска на воду плавсредств (причал); потребность в основном двигателе, мощностью более 10 лс; очень затруднительное перемещение на веслах; высокая стоимость эксплуатации; немалый ежегодный налог на транспортное средство.

При сравнении металлических и пластиковых корпусов можно сказать, что при одинаковых размерах металлические заметно легче. Следовательно, для достижения одинаковых скоростей им необходим мотор меньшей мощности. Но, с другой стороны, пластик позволяет создавать сложные обводы, которые оказываются более мореходными и скоростными, чем металлические. К тому же пластик намного легче поддается ремонту.

Каютный вариант еще более утяжеляет конструкцию. Вариант, когда в каюте можно полноценно разместить на ночлег 3-х человек средней упитанности требует длину корпуса уже за 5 метров. РИБы

Всё то же самое, что и у глиссирующих жестких корпусов. Только В ДОСТОИНСТВА МОЖНО ДОБАВИТЬ, что это самые мореходные суда из рассматриваемого перечня, самые скоростные. А В НЕДОСТАТКАХ - что их внутренний объем несколько уступает при равных размерах жестким корпусам (баллон "съедает" часть пространства).

По закону ВСЕ транспортные средства подлежат ежегодному техническому осмотру. Это относится к гребным лодкам, моторным лодкам и парусным судам.

Некоторые из них даже подпадают под налогообложение с лошадиной силы. Правда, в различных регионах нашей необъятной установлены разные ставки налога.

Регистрация маломерного судна может быть осуществлена либо по месту прописки (регистрации) судовладельца, либо по месту постоянного нахождения судна (приписки), к которым могут относиться дача (своя или близких родственников), лодочная стоянка или база (охота, рыболовство). Конечный выбор за судовладельцем, но прежде, чем что-либо предпринять, нужно созвониться с соответствующей Инспекцией по маломерным судам, и все для себя прояснить.

Перед походом в ГИМС вы уже четко должны представлять, где ЭТО ВСЕ будет лежать, храниться между рыбалками и в межсезонье?

Если и этот вопрос вами успешно РЕШЕН, похоже, новый водномоторник уже "созрел", и в наших рядах наметилось пополнение, тогда идем покупать новый мотор.

ВЫБОР ЛОДОЧНОГО МОТОРА. Часть 2

Пусть это будет ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ МОТОР.
НАШ - не НАШ. О надежности и моторесурсе. 2 или 4 такта, т.е. об экологии и экономии.

Какая фирма лучше?

Нашему одноцилиндровому "Салюту" в этом сегменте рынка противостоят такие торговые марки, как "МЕРКУРИ - МАРИНЕР", "ДЖОНСОН - ЭВИНРУД", "ХОНДА", "ЯМАХА", "СУЗУКИ", "ТОХАЦУ - НИССАН", "СЕЛВА". В таком именитом окружении "САЛЮТ" привлекает только ценой. Надежность всего изделия и его комплектующих, к сожалению, пока оставляет желать значительно лучшего. Может быть, это и не патриотично, но когда на карту поставлена жизнь человека, то необходимо быть объективным. Но, если вы чувствуете, что где-то в глубине вашего сознания затаился въедливый моторист, - можете рискнуть.

Какой же из представленных брендов достоин занять почетное место на транце вашего судна? Ответ достаточно банален. Тот, чей сервис имеется в вашем населенном пункте и наиболее доступен по цене. А также какой цвет "колпака" вам больше по душе. Все перечисленные торговые марки зарекомендовали себя, как достаточно надежные. Выпускаемые под ними моторы (со слов производителей), при сходе с конвейера проходят четырех -десятичасовую наработку в режиме обкатки и, как правило, дефекты сборки, если они есть, выявляются уже на этом этапе. Поэтому, мы на прилавках видим моторы уже протестированные. А гарантия, которую дают дилеры - это дополнительная защита потребителя. В итоге, долговечность и надежность мотора будет определяться тем, как он обкатывался, транспортировался, эксплуатировался, хранился и обслуживался.
Автору этих строк доводилось использовать двухтактный мотор с документально подтвержденной наработкой более 2000 часов коммерческой эксплуатации. Если эту цифру перевести на 4 десятичасовые рыбалки в месяц с мая по октябрь, то получится около 8 лет работы без капремонта. И это еще далеко не предел надежности. Поэтому при правильной и бережной эксплуатации мотора хватает надолго.

Следующий вопрос - двум или четырем тактам отдать предпочтение. Повторяю, пока говорим о маломощных одноцилиндровых моторах.

2 такта - это простота в обслуживании, надежность и неприхотливость.

Устойчивая работа в диапазоне температур от -15 до +35 С. Минимальные вложения по обслуживанию, весьма неприхотливое отношение к нашему 92-ому бензину. Перевозка почти в любом положении, но НЕ НА РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ И ТАК, ЧТОБЫ РЕДУКТОР - ДЕЙДВУД БЫЛИ НИЖЕ УРОВНЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ.

Правильно настроенный перед сезоном карбюратор не потребует к себе внимания всю навигацию, если в бензопровод врезан фильтр тонкой очистки. Единственная функция рулевого - следить за наличием струи воды из контрольного отверстия контура охлаждения.

4 такта - это уже более сложное инженерное творение. Более тяжелое и дорогое. Прежде всего, ГРМ (газораспределительный механизм), который требует к себе постоянного внимания (состояние ремня, настройка клапанов, распредвал, уровень масла в картере и т.п.). Любое вмешательство во внутренности мотора должен осуществлять специалист, услуги которого стоят немалых денег. Кроме этого, из-за своих конструкционных особенностей, мотор может перевозиться либо стоя, либо на одном боку. Мотор, оставленный на транце лодки в "поднятом" положении на сильном волнении, может "порадовать" заливом свечи. Более сложное и, как следствие, более дорогое после или предсезонное обслуживание.

Плюсы четырехтактных моторов в эксплуатации их на чистом (без добавления масла) бензине, в чуть меньшем потреблении этого бензина, в меньшей вредности выхлопа. На низких оборотах они имеют небольшой (в среднем, порядка 10 Db) шум от работы, который по мере подъема оборотов практически сравнивается с двухтактными. Расход топлива для двухтактных моторов около 0,38 - 0,44 л/лс в час, для четырехтактных - 0,33 - 0,35 л/лс в час. То есть, 5-ти сильный мотор при полностью открытой дроссельной заслонке ( в <полную тапку>), если он двухтактный, съест за 1 час 1,9 - 2,1 литра, а четырехтактный - 1,65 литра. Эти данные взяты из тестов, проводимых независимыми специалистами на Западе, причем разброс значений укладывается в 0,1 - 0,2 л/час. Другие значения расхода на лошадиную силу, превышающие 0,2 л/час говорят о плохо отрегулированном карбюраторе, а если расход топлива меньше обозначенного выше, то мотор недодает заявленную мощность.

По мнению автора, солидарного с многочисленными высказываниями в Интернет - "общалках" водномоторной тематики, целесообразность 4-х тактов начинается с 40- сильной "Ямахи" и 50 -ти сильной "Хонды", используемых в качестве основных моторов. Все, что слабее, практичнее использовать двухтактным. Есть одно небольшое исключение - вспомогательные двигатели, установленные на транце, рядом с основными, подключенные к дистанционному рулевому и к бензопроводу. Применение здесь 4-х тактников - оправдано.

Итак, идем покупать новый, импортный, 2-х тактный, одноцилиндровый мотор.

Что есть на рынке категории PORT ABLE? Объем цилиндра этих моторов находится в пределах 43- 130 куб. см. Вес этой категории моторов позволяет без труда взрослому человеку среднего телосложения осуществлять установку мотора на транец судна и переносить к транспортному средству.

Винты маломощных моторов (2 - 3,5 лс), как правило, изготавливаются из пластика. Их фиксация на гребном валу мотора осуществляется при помощи штифта (на жаргоне водномоторников - ШПОНКИ), которая предохраняет винт от повреждения при наезде на препятствие. Как правило, штатный винт является оптимальным по параметрам (диаметр 7 - 7,25 дюйма, шаг - 6 дюймов), и винты с иными диаметрами и шагами не предусмотрены. Моторы этой категории оснащены встроенным баком. Мотор заводится на нейтрали, передний ход включается специальным рычагом. Реверс осуществляется поворотом мотора на 180 градусов (отметим, что в этот момент вода из контрольного отверстия начинает литься в лодку).

Моторы этой категории, как правило, не имеют положения "мелководного привода".
Винты на моторы 4 - 6 лс выполнены из сплавов алюминия. Их фиксация на валу может быть разной. Одни производители ставят шпонку, другие размещают в ступице торсионы (демпферы). Для этих моторов некоторые фирмы применяют выхлоп отработанных газов через ступицу гребного винта. Производители предусмотрели возможность замены штатного винта винтами с другими параметрами, которые будут оптимальны на разных корпусах. Так на <Меркури - Маринер> предусмотрены винты, диаметром 8 дюймов и шагом, последовательно, 6, 7, 8 дюймов.

Моторы оснащаются и встроенным, и выносным баком.

Рычаг переключения передач имеет 3 положения (нейтраль, вперед, назад). Некоторые фирмы делают мотор, поворачивающимся в струбцине на 360 градусов.
Предусмотрено разное количество уровней мелководного привода.

Веса моторов, имеющих одинаковую мощность, тоже могут отличаться.

Вес моторов взят с сайтов производителей и официальных дилеров (см. таблицу). Данные на некоторых сайтах могут быть уже устаревшие, какие-то модели в прайс-листах 2005 года могут отсутствовать, однако, принципиальных конструкционных отличий в этой категории моторов нет, может отличаться эргономика.

Чего можно ожидать от покупки? Или чего не ожидать? Больших скоростей. Моторы мощностью до 3,5 лс сообщат вашему судну, если оно имеет водоизмещение до 500 кг, (в зависимости от обводов) скорость в пределах 7-10 км/час по гладкой воде в безветрие. Судно с водоизмещающими обводами побежит на 1-2 км/ час быстрее, чем с глиссирующими. Нагрузка лодки (1, 2 или 3 человека) практически на скорость не влияет. При движении лодки против волны и ветра (особенно это ощутимо на больших открытых водоемах), если корпус имеет большую парусность, то мотор может и не справиться - НЕ ВЫГРЕСТИ.

Моторы мощностью 4 - 6 сил, естественно, более тяговитые. При установке его на глиссирующий корпус (ПВХ 3,0 - 4,0 метра или жесткий корпус до 60 кг) с минимальной нагрузкой, подбором оптимального винта и весом рулевого до 100 кг, можно ожидать скоростей 22 -28 км/час (т.е. движение будет в переходном или даже глиссирующем режиме). Но стоит только добавить 50 - 70 кг нагрузки (пассажир), и скорость судна упадет до 12 - 13 км/ час. Дальнейшее увеличение нагрузки на скорость лодки почти не влияет или происходит незначительное снижение скорости на 1 - 2 км/час.

Использование мотора 4 - 6 сил на глиссирующих корпусах водоизмещением до 1500 - 1800 кг ( в качестве резервного) разгоняет судно до 8 - 11 км/час по гладкой воде.
Все изложенное выше, надеюсь, внесло некоторую ясность в представление возможностей маломощных лодочных моторов.

Теперь непосредственно к процессу покупки. Свой первый в жизни мотор целесообразно покупать у официальных дилеров!!!!!

Цены дилера могут быть несколько выше общего уровня цен в регионе, но защита на гарантийный срок стоит этих денег. Более того, лучше тут же, у дилера, купить и рекомендуемое масло TC-3W для двухтактной смеси и запасную свечу. В большинстве случаев производитель рекомендует ставить свечи "NGK БОШ" и "Чемпион", имеются аналоги, но они несколько уступают.

При продаже мотора, как правило, осуществляется его запуск и проверка работы на нейтрали и на передаче (реверсе), даются общие рекомендации по его транспортировке, обкатке, эксплуатации. Желательно самому лично убедиться в наличии и уровне масла в редукторе, для этого попросить продавца отвернуть верхний контрольный винт.

Итак, деньги перекочевали из вашего кармана в кассу... Мотор ваш...

Документы на мотор получены, среди них:
кассовый чек;
товарный чек с атрибутами торговой организации;
инструкция на родном для вас языке;


К мотору прилагается небольшой ЗиП:
запасная свеча;
свечной ключ + вороток;
отвертка;
пассатижи;
запасные шпонки (не на все моторы).


ТРАНСПОРТИРОВКУ мотора лучше всего осуществлять в вертикальном положении. Его также [url]можно перевозить на любом боку, за исключением того места, где расположен рычаг включения передач. Не следует мотор располагать так, чтобы дейдвуд (редуктор) находился выше блока цилиндров.[/url]На сленге это звучит: <Нога должна быть ниже головы>. Для перевозки желательно приобрести или поручить прекрасной половине сшить чехол. Он позволит сохранить салон или багажник вашего авто в чистоте, с одной стороны, а с другой,- будет являться своеобразной контролькой. Появление следов масла в нижней части чехла, прилегающей к редуктору, - сигнал о повреждении сальника.

ОБКАТКА

Подробности этого периода жизни мотора в ваших руках вам живопишут при продаже, они подробно изложены в описании. Аналогия простая - это как фундамент дома: при некачественном изготовлении все простоит недолго.

Помимо фиксации мотора на транце лодки штатными струбцинами, привяжите его страховочным шнуром к корпусу судна. Убедитесь, что глубина под транцем лодки достаточная, и мотор не стоит на песчаном дне или в иле.
Заводя мотор, не забудьте вставить клипсу на страховочном шнуре, замыкающую систему зажигания.
Откройте подачу бензина или подкачайте грушу на шланге внешнего бака.
Сделайте одну медленную протяжку пусковым устройством.
Вытащите подсос (открыть заслонку).
Запустите мотор энергичным движением, убедившись, что сзади никто не стоит.
Заведенному мотору дайте поработать несколько секунд и уберите подсос (закройте заслонку). Пусть 2 - 3 минуты он поработает на холостом ходу на минимальных оборотах. Включение передачи осуществляется только на минимальных оборотах, рукоятка включения передач перемещается уверенным, достаточно быстрым движением до упора. Не добавляя газа, убедитесь, что плавсредство вас слушается.

Масло надо употреблять в пропорции 25-35:1. Бензин 92 лучше брать с тех же заправок, что и в свою машину (карбюратор или инжектор). При заливке во встроенный бак бензин надо фильтровать через мелкую сетку. Если бак выносной, то лучше врезать на хомутах автофильтр тонкой очистки.

Время обкатки мотора - 8 - 10 часов, при постоянной "игре" газом. Минимальные и в "полную тапку" несколько секунд, основное время - средние обороты.

При подходе к берегу (если планируется ночлег или окончание рыбалки), необходимо перекрывать подачу бензина и вырабатывать полностью смесь, находящуюся в поплавковой камере. Это позволит оставить свечу на следующую рыбалку сухой, и при транспортировке мотора двухтактная смесь из него не потечет в салон или багажник авто. В дальнейшей эксплуатации взять это за правило.

После наработки первых 10 часов, по окончании обкатки, необходимо произвести внешний осмотр всех узлов. В случае каких-то видимых нарушений, обращайтесь к дилеру, а не пытайтесь устранить сами. На этом этапе следует заменить масло в редукторе, но первый раз это лучше делать в родном сервисе и залить рекомендованное масло. В дальнейшем, при самостоятельной замене, можно применять трансмиссионное масло с обозначением SAE 80W-90 API GL 4. Упаковка подобных масел имеет, как правило, штуцер, необходимый для этой процедуры.

После завершения обкатки рекомендуется также поменять свечу, но не выбрасывать, а почистить и положить в ЗиП.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Общие принципы изложены в инструкции. На что хотелось обратить внимание. Главное. Ваша моторная лодка - это транспортное средство, но в отличие от автомобиля, остановившегося из-за неисправности на обочине в ожидании помощи эвакуатора или отзывчивого коллеги (на галстуке в город), при выходе на открытую акваторию, вы, как рулевой, должны адекватно оценивать ситуацию и помнить, что помощников может рядом не оказаться. Рассчитывайте, прежде всего, на собственные силы.

Перед выходом на воду проверьте наличие запасных шпонок (заготовьте).
Положите пару свечей в ЗиП, проверьте наличие инструмента.

Двухтактную смесь разводить в зависимости от целей поездки в разных пропорциях. Если задача - максимально быстро добежать до места лова, то 1: 50. Если совсем неспешное передвижение на минимальной скорости, то 1: 100. Если же в рыбалке будут присутствовать различные режимы передвижения, то компромисс 1:65-70.

Проверьте работу карбюратора. При оптимальной настройке карбюратора холодный двигатель должен заводиться на подсосе, после кратковременного прогрева и закрытия заслонки должен уверенно держать минимальные обороты холостого хода примерно 500 об/мин.

После включения передачи на высшие обороты выходите плавно. Если ваша лодка (водоизмещающая или перегруженная глиссирующая) идет со скоростью до 15 км/ час, не <гоняйте> двигатель на максимальных оборотах. Установите уровень газа на 2/3 или 3/4, скорость упадет на 1-2 км/ час, но потребление бензина уменьшится раза в 1,5 - 2. Если ваша лодка достаточно легкая и выходит на глиссирование со скоростью 27 - 30 км /час, то после выхода на режим целесообразно немного сбросить газ, удерживая лодку в режиме скольжения. Это также уменьшит потребление топлива и снизит нагрузку на двигатель.

Постоянно контролируйте наличие струи из контрольного отверстия системы охлаждения.

При эксплуатации мотора в минусовые температуры давайте мотору подольше прогреться на холостом ходу, не вынимайте дейдвуд из воды при остановках и стоянках. Конструкция системы подогрева карбюратора надежно работает только при закрытом защитном колпаке.

После снятия с транца нужно осмотреть дейдвуд и протереть мотор ветошью перед зачехлением.

ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ

Не надо экспериментировать с пропорцией топливной смеси, бензином и маслом. Самое большое количество обращений в сервис происходит из-за нарушений в работе топливной системы.
Не надо ездить на полном газу по каменистому мелководью, по заросшим травой и тростником акваториям. Частое по "травматизму" моторов событие - удары по редуктору и повреждение гребного вала.
Не надо пытаться превратить мотор, имеющий мелководный привод, в болотоход "Go-Devil". Попадание в систему охлаждения большого количества песка и ила чревато, ну:, очень дорогим ремонтом.
Не надо ставить рекорд продолжительности работы свечи. Производитель гарантирует определенное количество искрообразований, которое в пересчете на часы равно, примерно, 120 - 150 часам работы на максимальных оборотах. Поэтому, каждый новый сезон лучше начинать с новой свечой.
Не надо в качестве шпонок употреблять очень тонкую, очень мягкую или очень "cталистую" проволоку. Замерив один раз диаметр и длину шпонки из ЗиПа, сделать или заказать аналогичную. Материалом может быть соответствующая сталь или бронза (латунь).

Хранить между рыбалками мотор лучше в вертикальном положении, подвешенным за струбцины и расчехленным. Под редуктор можно положить лист бумаги в качестве контрольки (сохранность сальников, плотность пробок).

На зимний период следует мотор законсервировать вне зависимости от места хранения (в тепле или при уличной температуре). Первую консервацию лучше выполнить в сервисе по гарантии, в дальнейшем, никакого труда не составит сделать все самому.
Вылить смесь из встроенного бака, отсоединив шланг бензопровода.
Заменить масло в редукторе (необходимо запастись мощной отверткой)
Залить консервант для двигателей в цилиндр, вывернув свечу. Затем ввернуть свечу на место и сделать 2 - 3 медленные протяжки пусковым устройством с разомкнутой электрической цепью.
Наложить смазку на трущиеся поверхности (элементы румпеля, струбцины и т.д.).

Выполнение этих несложных рекомендаций позволит мотору служить долго, радуя вас ровным урчанием, и вы не будете никогда волновать ваших близких непредвиденными задержками.

Соколов Владимир, СПб.
Статья была опубликована в журнале "Рыбацкое подворье" №4 2005
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Лодочный бензомотор Suzuki DF 2.5

Сообщение RinatPiterski » 30 авг 2014, 10:57

Suzuki DF 2.5

Новый переносной Suzuki DF2,5 - самый маленький четырехтактный двигатель Suzuki и самый легкий четырехтактный двигатель Suzuki, построенный когда-либо. Скорость мотора регулируется при помощи поворотной рукоятки, расположенной на румпеле. При весе всего 13 кг и рабочем объеме 68 см3, в DF2.5 есть встроенный бак для бензина, емкостью 1 литр, которого хватает более чем на час работы на полном ходу.

Популярность четырехтактных моторов стремительно выросла за последние несколько лет. Хорошая тяга, экономичность, экологичность - это те преимущества четырехтактных моторов, благодаря которым они быстро вытеснили двухтактных собратьев с западных рынков. Suzuki Motor Co, являясь одним из передовых производителей подвесных лодочных моторов, постоянно совершенствует свои технологии разрабатывая все новые модели. Компактность, большой объем блока цилиндров, превосходная приемистость, хороший вращающий момент и конечно безупречное японское качество - это лишь часть достоинств моторов Suzuki, позволивших им считаться одними из самых современных и технологически безупречных.

Двигатель Suzuki DF 2,5 - маленький по размеру, но большой по характеристикам! При весе всего 13 кг это самый легкий одноцилиндровый четырехтактный двигатель, когда-либо произведенный компанией Suzuki , и самый легкий из существующих двигателей с водяным охлаждением. Такой двигатель имеет больше преимуществ, когда дело доходит до транспортировки подвесного двигателя. Обладая объемом в 68 см 3, двигатель OHV DF 2,5 предоставляет достаточную мощность для небольших посыльных судов и надувных лодок. Он отличается системой облегчения запуска и системой бесконтактного электронного зажигания Suzuki, обеспечивающей точную синхронизацию зажигания.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДЛАГАЕТ УДОБНОЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЕ

Подвесной двигатель Suzuki 2.5, разработанный с дружественными к пользователю характеристиками, - это двигатель, позволяющий Вам дольше наслаждаться временем, проведенным на воде. Вот почему двигатель DF 2,5 оснащен рычагом управления с поворотным захватом, облегчающим управление в различных сидячих позициях, и рулевое управление с полным поворотом на 360°, что является преимуществом при маневрировании на узких участках и обеспечивает превосходный упор при движении задним ходом. Работа тихая и мягкая, в двигателе используется водяное охлаждение, что увеличивает его долговечность и надежность. А встроенный топливный бак вмещает один литр топлива, что обеспечивает расчетное время работы около одного часа при максимальной нагрузке. Другие новшества включают в себя удобно расположенную ручку управления, которая располагается, как раз там, где Вы ожидаете её найти, переключение передней/нейтральной передачи, и индикатор уровня масла, удобно расположенный на левой стороне для облегчения его проверки.

БОЛЬШЕ ХАРАКТЕРИСТИК, ПОВЫШАЮЩИХ УДОБСТВО

В транспортном состоянии двигатель Сузуки DF2,5 уравновешен, легок и прост в обращении благодаря большой и удобной ручке для переноски. Встроенная ручка расположена на задней стенке капота двигателя, при таком расположении она очень удобна для опрокидывания двигателя. Также существует возможность установки двигателя под четырьмя различными углами, чтобы подстроиться под конкретное судно и конкретные условия работы.

БЕЗОПАСНАЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОНОМИЧНАЯ РАБОТА

Четырехтактная технология Suzuki выжимает из каждого бака топлива больше, чем двухтактный подвесной двигатель с сопоставимыми характеристиками. Технология четырехтактного двигателя также обеспечивает чистую работу, позволяющую модели DF 2,5 соответствовать строгим нормам Управления по охране окружающей среды 2006г. (ЕРА), и получить Сертификат Калифорнийского Управления по атмосферным ресурсам (California Air Resources Board) CARB 3 звезды за крайне низкие выбросы.

Тип двигателя четырехтактный ОHV
Мощность, кВт / л.с. 1.8 (при 5500 об/мин) / 2.5
Вес, кг 13
Рекомендуемая высота транца, мм 381
Число цилиндров 1
Рабочий объем, см3 68
Макс. число об/мин 5250-5750
Диаметр/ход поршня 48,0 х 38,0
Зажигание электронное бесконтактное (P.E.I.)
Запуск ручной
Передаточное отношение 2,15:1
Положения переключателя передач передняя, нейтраль
Тип топливной системы карбюратор
Подсос автоматический
Система охлаждения водяное
Система управления румпель
Система генератора нет
Система регулировки дифферента -
Возможность движения по мелководью есть
Топливный бак встроенный на 1 л
Требования для топлива бензин 95
Объём масла в картере 0.3 л
Рекомендуемый тип масла 10W-30 10W-40
Система выхлопа над винтом
Крепление мотора тип с муфтой
Выбор винтов 7 3/8 * 5 3/8
Гребной винт в комплекте есть, трехлопастной
Цена мотора 25.000 руб.



Вложения
Suzuki DF 2.5.jpg
Suzuki DF 2.5.jpg (12.47 КБ) Просмотров: 85774
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Тележка для перевозки мотора

Сообщение Admin » 14 дек 2014, 01:02

Тележка для мотора

Некоторые рыбаки мучаются вопросом: как сделать тележку, для переноски мотора лодочного, от авто до реки? Не нужно делать, так как китайцы все для вас уже сделали. В магазинах "Леруа Мермел", продается тележка... всего за 1 100 рублей. В других магазинах, подобная телега стоит уже от 4 500 рублей!!!
Вот характеристика:
Вес, кг: 10
Страна-производитель: Китай
Ширина, мм: 550
Высота, мм: 1310
Длина, мм: 460
Грузоподъемность, кг: 200
Вложения
telejka-1.jpg
telejka-1.jpg (583.8 КБ) Просмотров: 85608
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ TOHATSU

Сообщение Imam » 27 авг 2015, 15:41

TOHATSU M 9.8 76 000 рублей

Tohatsu (Тохатсу) - является одним из лидеров в производстве моторов средней мощности! Все моторы среднего класса имеют лучшее соотношение вес-мощность, а мотор 9.8 весит всего 26 кг. Эти моторы можно использовать на различных лодках, ведь они гарантируют легкую транспортировку и высокую надежность в эксплуатации. Среди особенностей этого мотора: Loop Charged Induction, CD система зажигания, корпус водяного наноса из нержавеющей стали, термостатически управляемая система охлаждения, защита от непреднамеренного старта.Параметр

M-9.8-S

Тип двигателя 2 цилиндра, 2х тактный
Рекомендуемая высота транца, мм 381
Мощность, кВт / л.с. - / 9.8
Вес, кг 26
Число цилиндров 2
Рабочий объем, см куб. 169
Макс. число об/мин 5.000-6.000
Диаметр/ход поршня 50 х 43
Запуск ручной
Система зажигания CD
Передаточное отношение 2,08:1
Положения переключателя передач вперед-нейтраль-назад
Система управления румпель
Система выхлопа над винтом
Смазка двигателя премикс (50:1)
Тип масла TWC3
Топливный бак внешний на 12 л
Выбор винтов 6.5"-9.5"
Размеры упаковки 1100x680x370

Расшифровка структуры номера модели лодочного мотора TOHATSU

Число - мощность (л.с.)
S - стандартная нога - 381 мм
L - удлиненная нога - 508 мм
UL - cверхдлинная нога - 635 мм
EF - электростарт, ручное управление
E - электрический запуск двигателя
P - дистанционное управление
О - система автоматического смешения топлива и масла
T - привод подъема и наклона.
phpBB [youtube]
Imam
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 09:58

Tohatsu 9.8 или Yamaha 9.9. Что выбрать?

Сообщение Imam » 27 авг 2015, 15:57

Tohatsu 9.8 или Yamaha 9.9. Что выбрать?

В связи с недавними изменениями в законодательстве очень актуальными стали моторы 9,8 л.с., 9,9 л.с. и 10 л.с. Лидерами среди этой категории являются Tohatsu 9,8 и Yamaha 9,9.

Оба мотора отличаются высоким качеством и надежностью. Tohatsu более неприхотлив, чем Ямаха. Вес у него 26 кг, у Ямахи 34. Это немаловажный фактор, который надо учитывать. Более легкий мотор легче переносить. Это самый легкий двигатель в своем классе.

Yamaha 9,9 это «задушенная» Yamaha 15. Легким движением руки(снимается ограничитель оборотов) Yamaha из 9,9 л.с. становиться 13,5 л.с., а при помощи рук специалиста становиться полноценным мотором в 15 л.с. При этом, по документам и внешне оставаясь 9,9. Еще одним немаловажным плюсом является доступность сервисов для моторов Yamaha.

Tohatsu имеет 2-х цилиндровый двигатель объемом 169 см.куб. Yamaha имеет 2-х цилиндровый двигатель объемом 246 см.куб., что серьезно повышает его мощность по сравнению с Tohatsu.

Tohatsu считается одним из самых тихих и ровно работающих моторов, что для рыбалки (дорожка и троллинг) очень важно.

Следовательно, можно сделать вывод, что в рамках класса, Yamaha и Tohatsu равны, имея свои плюсы и минусы. Плюсы Tohatsu -это вес, стабильность работы, малая шумность, плюсы Yamaha — она мощнее. Если же выходить за рамки, то сделать это может только Yamaha.
Imam
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 09:58

Обкатка двухтактных карбюраторных лодочных моторов

Сообщение Imam » 29 авг 2015, 11:10

Обкатка двухтактных карбюраторных лодочных моторов

Все карбюраторные двухтактные подвесные лодочные моторы должны во время обкатки работать с обогащенной маслом топливной смесью.

Обычная топливная смесь подвесного лодочного мотора содержит горючее и масло в пропорции 50:1, то есть 100 мл масла на каждые
5 л бензина. Во время обкатки содержание масла в топливной смеси следует увеличить до соотношения 25:1, то есть 200 мл на каждые
5 л бензина. Но если Ваш лодочный мотор оснащен опцией «впрыска масла» (автоматическим смешиванием бензина и масла), то во время обкатки Вы должны приготовить топливную смесь в соотношении 50:1 в топливном баке. Дополнительную информацию приготовлению топливных смесей можно найти в инструкциях по эксплуатации к моторам.

Для двухтактных лодочных моторов нужно использовать специальное моторное масло TCW3 для 2-хтактных моторов.

Не следует применять автомобильные моторные масла или другие типы минеральных масел при приготовлении
топливных смесей к 2-хтактным лодочным моторам.

Кроме этого, при приготовлении топливной смеси не рекомендуется смешивать масла от различных производителей
или даже различные марки масел одного и того же производителя. Смешивание различных масел может привести к
их разложению и засорению топливного фильтра с последующим повреждением подвесного лодочного мотора в
результате его недостаточной смазки.

Работа лодочного мотора с обогащенной топливной смесью будет сопровождаться повышенным выделением
отработанных газов, что является нормальным явлением. Также, во время обкатки лодочного мотора можно заметить
выделение масла вокруг винта или/и через выхлопное отверстие в верхней части ноги. Это также нормальное явление,
и выделения масла прекратятся, когда после периода обкатки лодочного мотора он будет получать обыкновенную топливную
смесь в соотношении бензина и масла 50:1.

После завершения обкатки лодочного мотора, в его редукторе необходимо сменить масло согласно инструкции,
прилагаемой к мотору.

Каково время обкатки для двухтактного лодочного мотора?

Для новых лодочных моторов необходим период обкатки, во время которого соприкасающиеся поверхности подвижных
деталей прирабатываются друг к другу. Правильный режим обкатки для каждой модели лодочного мотора указан
в руководстве пользователя. Период обкатки двухтактных лодочных моторов составляет 10 часов,
но он может различаться для разных моделей, поэтому рекомендуем Вам ознакомиться с разделом «Обкатка»
Вашего руководства пользователя.
Вложения
Обкатка.jpg
Обкатка.jpg (56.61 КБ) Просмотров: 78828
Imam
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 09:58

Меняем масло в редукторе лодочного мотора

Сообщение Imam » 07 апр 2016, 22:42

Меняем масло в редукторе

Будут нужны следующие инструменты, шлицевая (плоская) отвертка и ёмкость, куда можно будет слить отработанное масло. Весь процесс займет минут 10-20. Мы рекомендуем Вам менять масло в редукторе, как минимум раз в год, но так же это определяется условиями эксплуатации двигателя. Для редуктора подойдет любое масло, отвечающее спецификации API GL-5 (ТМ-5) SAE 80 или 90. Вы можете найти такое масло у вашего дилера или купить в автомагазине.

Примечание: В конце этой статьи есть табличка, в которой указаны объемы масла для редукторов моторов Тохатсу.

Изображение
Прежде всего, убедитесь, что мотор расположен строго вертикально. Найдите верхний и нижний сливные и заливные винты. Расположите емкость, куда будет сливаться масло под мотором.
Изображение
Сначала выкрутите НИЖНИЙ сливной винт. Масло начнет вытекать небольшой струйкой, убедитесь, что емкость для приема масла расположена правильно.
Изображение
Теперь выкрутите ВЕРХНИЙ сливной винт. Это даст возможность вытекать маслу быстрее.
Изображение
Теперь нужно дать маслу полностью стечь (это может занять от 5 до 10 минут)
Изображение
Как только старое масло полностью вытекло, можно начинать заливать свежее. Для залива масла существуют различные приспособления, например, специальные бутылки или бутылки с насадкой в виде трубки с насосом. Вы можете использовать любое масло, отвечающее требованиям API GL5 SAE 80 или 90. Не смешивайте масла разных производителей, а так же разных классов вязкости. Для залива масла в редуктор, вставьте бутылку/трубку в нижнее сливное отверстие. Затем медленно надавите на бутылку, для того, что бы масло начало поступать в редуктор.
Изображение
Заливайте масло в редуктор до тех пор, пока оно не потечет из верхнего сливного отверстия и в нем не будет пузырьков воздуха.
Изображение
Удерживая бутылку/трубку в нижнем сливном отверстии (так же можно заткнуть его пальцем), установите на место ВЕРХНИЙ сливной винт. Это создаст небольшой вакуум и поможет сократить потерю масла пока вы будете устанавливать на место нижний сливной винт.
Изображение
Теперь, быстро убираем бутылку (или палец) от нижнего сливного отверстия и устанавливаем на место нижний сливной винт. Это важно проделать настолько быстро, на сколько это возможно для минимизации вытекания масла из редуктора. Возможно, вы все равно прольете, какое то количество масла. (Не стоит беспокоиться если это количество невелико, но если вы прольете большое количество, то нужно будет добавить.) Плотно затяните оба сливных винта и вытрите пролившееся масло с редуктора мотора.


Внимание: Использование мотора с низким уровнем масла в редукторе может стать причиной серьезной поломки

Внимание: Для проверки уровня масла в редукторе, выкрутите верхний сливной винт, затем вставьте в отверстие небольшой щуп на 2-3 см (можно изготовить из кусочка проволоки) затем вытащите щуп из отверстия. Если на проволоке есть следы масла, значит уровень нормальный, если следов масла нет, нужно долить.

Для того, что бы добавить масло в редуктор установите на место верхний сливной винт, выкрутите нижний сливной винт и вставьте в отверстие носик бутылки/трубки. Выкрутите верхний сливной винт и добавьте необходимое количество масла в редуктор. После того, как требуемое количество добавлено, установите на место верхний сливной винт, а затем нижний сливной винт. Проверьте уровень масла, способом, который был описан выше.
Заправочные объемы редукторов лодочных моторов Тохатсу.
Модель
Объем
2.5A & 3.5A 3.0 fl oz/89 ml
3.5B 6.0 fl oz/177 ml
4 (4-stroke) 6.6 fl oz/195 ml
5 (2-stroke) 6.6 fl oz/195 ml
5 (4-stroke) 6.6 fl oz/195 ml
6 (4-stroke) 6.6 fl oz/195 ml
8 10.8 fl oz/319 ml
9.8 10.8 fl oz/319 ml
9.9 (2-stroke) 12.5 fl oz/370 ml
9.9A (4-stroke) 6.8 fl oz/201 ml
9.9B (4-stroke) 12.5 fl oz/370 ml
15A (4-stroke) 6.8 fl oz/201 ml
15B (4-stroke) 12.5 fl oz/370 ml
18 (2-stroke) 12.5 fl oz/370 ml
18 (4-stroke) 12.5 fl oz/370 ml
25 14.5 fl oz/429 ml
30 14.5 fl oz/429 ml
40D (3 cyl) 16.9 fl oz/500 ml
50D (3 cyl) 16.9 fl oz/500 ml
MD50A (TLDI) 16.9 fl oz/500 ml
70C (3 cyl) 30.4 fl oz/900 ml
90A 30.4 fl oz/900 ml
MD90A (TLDI) 30.4 fl oz/900 ml
115A 30.4 fl oz/900 ml
120A 30.4 fl oz/900 ml
140A 30.4 fl oz/900 ml
http://tohatsu.by/article/menyaem-maslo-v-reduktore
Imam
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 09:58

След.

Вернуться в РЫБАЛКА и ОТДЫХ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron