Шутки в Исламе
Вопрос: Каковы условия для шутки, чтобы она считалась допустимой (разрешенной)?
Ответ: Хвала Аллаху
1. Шутка не должна высмеивать Ислам.
Это то, что выводит человека из Ислама. Аллах говорит:
ولئن سألتهم ليقولن إنما كنا نخوض ونلعب قل أبالله وآياته ورسوله كنتم تستهزئون – لا تعتذروا قد كفرتم بعد إيمانكم
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?
Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»
[Покаяние 9: 65-66]
Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Высмеивание Аллаха, Его Знамений и Его Посланника является куфром (неверием) и тот, кто сделал это, стал неверующим после того, как уверовал».
То же самое относится и к высмеиванию Сунны, что стало очень распространенным явлением, например, высмеивание бороды, хиджаба или укорачивания мужской одежды и т.п.
Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал в «аль-Маджму ас-Самин» 1/63: «Вопросы Единобожия, Пророчества, Откровения и религии являются священными и необходимо относится к ним с почтением и благоговением. Недопустимо выказывать свое неуважение к этим вопросам, насмехаясь над ними так, чтобы рассмешить других, или высмеивая их. Тот, кто поступает подобным образом – кяфир, потому что он показывает свое неуважение к Аллаху и Его Посланникам, Его Писаниям и Законам. Тот, кто совершил подобное, должен покаяться перед Аллахом за свой поступок, потому что это вид лицемерия. Поэтому он должен покаяться перед Аллахом, и просить Его прощения, и исправиться, и развивать в своем сердце страх перед Аллахом, почтение и любовь к Нему. И Аллах источник силы».
2. Шутки должны быть правдивыми
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тому, кто рассказывает и лжет, чтобы рассмешить». Передал Абу Дауд.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег нас от такого поведения, сказав: «Человек пошутит, чтобы рассмешить окружающих, и упадет в Геенну огненную на расстояние большее, чем до звезды Сураййя». Передал Ахмад.
3. Нельзя пугать людей
Такие пугающие шутки обычно используют активные и сильные люди, или те, у кого в руках есть оружие или кусок железа, или те, кто пользуется темнотой или слабостью людей. Передается, что Абу Лейла сказал: «Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) один из них уснул, и пока он спал, другой нашел веревку и связал его. Когда же он проснулся, то испугался. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запрещено мусульманину пугать мусульманина!». Передал Абу Дауд.
4. Нельзя высмеивать людей, подмигивая за их спинами или делая ехидные замечания
Люди различаются характерами и пониманием вещей. Некоторые слабые люди, те, кто любят насмехаться над другими, подмигивать за чужими спинами и делать ехидные замечания, могут сделать другого человека объектом своих шуток и мишенью для насмешек. Аллах запретил такое поведение, говоря в аяте:
يا أيها الذين آمنوا لا يسخر قوم من قوم عسى أن يكونوا خيراً منهم ولا نساء من نساء عسى أن يكن خيراً منهن ولا تلمزوا أنفسكم ولا تنابزوا بالألقاب بئس الاسم الفسوق بعد الإيمان
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» [Комнаты 49:11]
Ибн Касир сказал в своем «Тафсире»: «Имеется ввиду смотреть на других людей свысока, унижать их или насмехаться над ними. Это запрещено и считается качеством лицемеров».
Некоторые люди насмехаются над внешностью, походкой или транспортным средством другого человека. Но есть опасность, что Аллаха накажет насмехающегося. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не радуйся несчастью своего брата, ибо тогда Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя». Передал ат-Тирмизи.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег людей от высмеивания и оскорбления их чувств, потому что это ведет в ненависти и вражде. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один мусульманин – брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его презрением. Набожность находится прямо здесь (и Пророк указал на грудь три раза). Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину. Мусульманину запретен другой мусульманин, его кровь, имущество и его честь». Передал Муслим.
5. Шуток не должно быть слишком много
Некоторые шутят так много, что это становится их привычкой. Это противоречит серьезности, которая является чертой верующих. Шутка – это перерыв, передышка от постоянной серьезности и борьбы; небольшой отдых для нашей души. Умар ибн Абдуль-Азиз (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Остерегайтесь шуток, поистине, это глупость и это порождает обиды».
Имам ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Запрещены чрезмерные и постоянные шутки, потому что это ведет к излишнему смеху и жесткости сердец, отвлекает от поминания Аллаха, ранит чувства, вызывает ненависть, лишает людей чести и достоинства. Но тот, кто свободен от перечисленных недостатков, может поступать так, как это делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)».
6. Необходимо учитывать статус человека
Некоторые люди шутят со всеми без разбора, но у ученых и пожилых людей есть свои права, поэтому нужно знать личность тех, с кем вы имеете дело. Не следует шутить с невеждами, глупцами и незнакомыми людьми.
Умар ибн Абдуль-Азиз сказал относительно этого: «Остерегайтесь шуток, поистине, они лишают достоинства и мужества».
Са’ид ибн Аби Ваккас сказал: «Ограничивайтесь в своих шутках, поистине, чрезмерность лишает вас уважения и настраивает против вас глупцов».
7. Шуток должно быть не больше, чем соли в пище
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Не смейтесь много, поистине, частый смех убивает сердце». «Сахих аль-Джами», 7312.
Умар ибн аль- Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто смеется слишком много, теряет уважение. Человека узнают по делам, которые он привык делать».
8. Отсутствие в них сплетен
Это заразная болезнь. Некоторые думают, что могут рассказывать про других, и они говорят, что это просто такие шутки, но они подпадают под хадис Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Злословие – это говорить про вашего брата в религии то, что ему не понравится». Передал Муслим.
9. Выбор подходящего времени для шуток
Например, во время загородной прогулки, или вечеринки, или при встрече с другом, когда вы можете отдохнуть и обменяться приличными анекдотами, хорошими историями или легкими шутками, чтобы укрепить дружбу и порадоваться. Так же уместно пошутить при семейных проблемах, когда один из супругов сердится. Добрая шутка в этот момент поможет снять напряжение и поднять настроение.
О, мусульманин!
Один человек сказал Суфьяну ибн Уйайну (да смилостивится над ним Аллах): «Шутка – это порок, значит она неприемлема!» Он ответил: «Скорее она – Сунна, но только для тех, кто делает это правильно и в подходящее время».
На сегодняшний день, умма нуждается в увеличении любви между людьми и избавлении от скуки, но она зашла слишком далеко в непринужденности, смехе и шутках. Это стало привычкой, которая переполняет их собрания и тратит их время впустую, и их жизнь проходит зря. Пресса так же полна шуток и пустячных разговоров.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы меньше смеялись бы и больше плакали». Сказано в «Фатх аль-Бари»: «Под знанием здесь имеется в виду то, что касается могущества Аллаха и Его мести тем, кто Его ослушается, мучений в момент смерти, в могиле и в День Воскресения».
Мусульманин и мусульманка должны соперничать в выборе праведных и серьезных друзей, которые помогут им не терять время даром и использовать ее для приближения к Аллаху, которые помогут быть серьезными и стойкими; друзей, которые берут пример с лучших и праведников. Сказал Билал ибн Саад: «Я застал их (сахабов), как они шутливо состязались в повседневных делах и смеялись друг с другом, но когда наступала ночь, они целиком посвящали себя поклонению».
Спросили Ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Смеялись ли сахабы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)?». Он ответил: «Да, но вера в их сердцах была подобна горам».
И ты должен следовать примеру этих людей, которые днем были героями, а ночью отшельниками.
Да обезопасит Всевышний Аллах нас и наших родителей в День Неимоверного Ужаса (День Воскресения) и сделает теми, которым будет сказано в этот Великий День:
ادخلوا الجنة لا خوف عليكم ولا أنتم تحزنون
«Войдите в Рай! Вы не познаете страха и не будете опечалены». [Преграды 7:49]
Мир и благословения Аллаха нашему Пророку Мухаммаду и его семье и всем его сподвижникам.
Абд аль-Малик аль-Касим
— Не, мужики, мне пить вера не позволяет. . .
— Че, мусульманин, чтоль?
— Жену мою так зовут, 95 кг, шпалоукладчица.
__________________
Сын спросил у Муллы Насреддина:
- Папа, если мусульманин обратится в христианство, кем ты его назовешь?
- Он отступник! - сказал Мулла.
Сын подумал и спросил:
- А если христианин станет мусульманином, как ты его назовешь?
Мулла улыбнулся и сказал:
- Он - понимающий человек.
_________________________