Казаки и их происхождение

Себер (сибирь - искаженное название региона). Все что связано с народами, проживающими в этом регионе

Модераторы: Altin, Hanifa-Sunnat

Казаки и их происхождение

Сообщение Admin » 26 окт 2013, 21:00

Казак егетләре. Казаки - джигиты.
Кому казаки обязаны своим происхождением?


Из тюркских языков и диалектов слово «казак» проникло во многие языки мира.
У дагестанских кумыков «казак» означало «оруженосец при феодале, князь, военный слуга, дружинник».
Автор Г. Ситнянский считает, что «начало запорожцам положили потомки крещеных кипчаков, терским и донским казакам – потомки крещеных тюрко-хазар…название «казак», имеющее тюркское происхождение», свидетельствует и о происхождении самих казаков. («Россия и мусульманский мир», №2(68), стр.43-44)
Родственность казаков с тюркоязычными народами подчеркивал даже Михаил Шелохов, сказавший на одной из встреч с уральцами: «…На Дону я казак, на Урале – казах. Два народа имеют одно имя…»
Казаки являют собой представителей казачества, которое в «Толковом словаре русского языка конца 20-го века» РАН (изд. «Фолио-пресс», СПб, 1998, стр 282) интерпретируется как «Исторически сложившаяся общность людей, населяющих бывшие окраины Русского государства (Кубанскую, Оренбургскую области, Дон и т. п.), со сложившимися самоуправлением, укладом, традициями».

В книге французского автора Ива Бреэре «Казаки» (М, «Военное издательство», стр. 5, перев. с фр. В. В. Каледина ) объясняется, что слово казак «в переводе с татарского означает: бродяга, или просто – свободный человек».
«Казачество – бесспорно татарского происхождения, как и само название КОЗАК, означающее по-татарски бродягу, вольного воина, наездника…..Василий Ивагнович, великий князь московский, жаловался турецкому падишаху, что азовские и белгородские татарские козаки беспокоят пределы Московского Государства, помогая Литве, которая тогда вела войну с Москвой…..великий князь литовский (Сигизмунд Август – прим А.Г.) сообщает, что перекопский царь писал к нему о двадцати четырех козаках белогородских, которые пожелали вступить в службу литовского государя. Приложенные при этой грамоте имена двадцати четырех козаков – все татарские». Эти факты изложены в книге Н. И. Костомарова «Богдан Хмельницкий» (М, «Чарли», 1994, стр. 9)

Николай, атаман Боковского района Ростовской области уверенно заявляет: «до девятнадцатого века … казаки свободно говорили на русском и татарском». («Парламентская газета», 26 июня 2002, интервью Геннадия Михеева).
Именно при помощи татарских всадников Богдан Хмельницкий одержал две победы над поляками – при Желтых Водах и у Корсуня.
По данным французского путешественника Ж. П. Форезьена (1582), турецкий султан содержал 15 тысяч будущих янычар, которых обучали «орудовать маленьким копьем и другим татарским упражнениям» («Энциклопедия преступлений и катастроф», «Литература», 1996, стр 148)
Довелось казакам-татарам во времена Петра1 и шведов громить, так, фельдмаршал Петра «Шереметев со своим войском, как грозовая туча, понесся к Везенбергу: его татары, калмыки…все истребляли направо и налево, все опустошали, жгли и рубили. Шведы бежали к Ревелю, разметывая за собою мосты, а русские разъезды татар и калмыков гнались за ними, как гончие собаки»(«История Петра Великого», составлена по Голикову, Устрялову и Соловьеву С. А. Чистяковой, М, «Современник», 1994, стр. 179).

…При преследовании войск Наполеона в 1813 году соединенные силы под общим командованием Платова достигли Альтенбурга. Здесь произошло ожесточенное сражение союзников с отрядом французского генерала Лефевра.
Как свидетельствуют документы, обе воюющие стороны стремились привлечь на свою сторону татар…«В своем рапорте Барклаю –де-Толли Платов отмечал ОСОБЕННО УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ГВАРДИИ, ПОЛЬСКИХ УЛАН, «А ОСОБЛИВО МАМЕЛЮКОВ и так называемых ГВАРДЕЙСКИХ ТАТАР» («Будет помнить вся Россия», М. П. Астапенко, В. Г. Левченко, М, «Мол. гвардия», 1986, стр. 126).
В корпусе под командованием атамана Матвея Ивановича Платова, отличившегося в 1812 году и в Бородинском сражении, служили и татары, и казаки донские, и калмыки.
Тептярский полк под командованием майора Темирова (Тимирова) воевал с момента вероломного вторжения Наполеона. 16 июня Тептярский полк сражался и сжег мост через реку Вильно, уничтожил Виленский арсенал, затем этот полк дрался под Миром, ходил в рейд на Бородинском поле. Тептярский полк был создан в 1790 году из тептярей «Уфимского и Вятского наместничеств».

Татарский уланский полк был сформирован в 1803 году, его уланы пленили много австрийцев и поляков, а в 1814 году полк был награжден Георгиевскими трубами с надписью «За отличие против неприятеля в сражении у Кульма 18 авг 1813 г».
При общей уланской форме полк имел малиновый приборный цвет и белый приборный металл, синий воротник с малиновой выпушкой и малиновые шапки.
Казанское конное и пехотное ополчение сражалось с французами близ Дрездена 1 октября 1813 года.
Казанское и Вятское ополчение участвовало в осаде Дрездена, Магдебурга, Гамбурга.
Подразделения конных крымских татар под командованием Абдуллаха Аги Мамайского и других полководцев служили в 1812-14 годах на границе с Германией.
Крымско-татарские подразделения и два башкирских полка участвовали и в русско-турецкой войне 1828-29 годов (Стамбульский журнал «ТАРИХ», 1995, сентябрь, №105).
…Часть татарского населения Приуралья составляли служилые мишари (мещеряки), …входившие в военно-казачье служилое сословие (башкиро-мещеряцкое войско)(кн. «Приуральские татары», АН СССР, Казанский научный центр ИЯЛИ им Г. Ибрагимова, Казань, 1990, стр 14). В составе «башкирских» конников воевали в 1812 году и марийцы («Советская Башкирия», 12 мая 1989г, ст. А. Дмитриева «Равные среди равных»).

П. Небольсин указывал, что тептяри, мишари, казахи (киргиз-кайсаки) и калмыки
«в смысле войскового сословия называются башкирцами»(«Историческая этнография башкирского народа», Р. Г. Кузеев, Уфа, 1978). В воинском рвении не отставали и самые северные тюрки России. Так, в газете «Северная почта» от 4 декабря 1812 года сообщалось: «Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сынами Отечества, как и прочие сограждане со всех пространств Российской империи».
Башкиры, мишари и казаки привлекались к участию в походах и экспедициях в Средней Азии с целью ее завоевания («История Башкортостана» 8-9 класса, Уфа, «Китап», 19996, стр.180). В 1919 году в защите Петрограда от войск Юденича принимала участие «башкирская конная дивизия», при которой, кстати, издавалась газета «Салават» на татарском языке, в организации печатания которой принимал участие Ильяс-Мурза Бараганский ( «Библиографический словарь отечественных тюркологов», АН СССР, М, «Н», 1989, стр 52).

На территории, населенной татарами-мишарями, чувашами и русскими в августе 1918 года началось формирование 1-го Алатырского конного полка 13-й армии, который 1 ноября 1919 года был переименован в 5-й Алатырский конный полк. В ночь 25 февраля 1920 года полк по льду Сивашского озера произвел в районе деревни Тюп-Джанкой набег в тыл белогвардейцам.
Во время Великой Отечественной войны рядом с боевыми подвигами казахских, башкирских, татарских и калмыцких всадников можно поставить и героические деяния кавалеристов Тувы, которые помогли изгнать на запад не наполеоновские, но гитлеровские войска. Причем новое время поставило новые условия: тувинские кавалеристы должны были владеть не только саблей, но и автоматическим оружием.

«Тувинцы-кавалеристы …в борьбе с врагами проявили отвагу и мужество…их называли «орлами саянских хребтов»…«Гвардии казак 4 эскадрона Серен-Дондук … из ручного пулемета уничтожил 12 фрицев, поднялся во весь рост, выдвинулся вперед и навел панику в рядах противника, сам был ранен, но продолжал вести огонь…»
«Противник, решив во что бы то ни стало уничтожить…взвод храбрецов, окружил их со всех сторон, стал вести по ним сильный огонь и забрасывать гранатами…но ни один не сдался в плен фрицам, все они, 19 человек вместе со своим ком. Взвода, погибли смертью героев, но их жизнь дорого обошлась фашистским мерзавцам: вокруг этих героев лежало более 150 немецких солдат и офицеров убитыми и гораздо больше было ранеными». («Ученые записки», выпуск 14, Тувинский НИИ языка, литературы и истории, г Кызыл, 1970, стр. 277, 292 и 287).
112-я Башкирская кавалерийская дивизия, которой в 1942-43 годах командовал татарин генерал-майор М. М. Шаймуратов, имеет среди своих дивизионных Героев Советского Союза представителей следующих национальностей: чеченцы Дачиев Хансултан и Мухамед-Мирзаев Хаваджи, казах Кежебаев Тюле, узбеки Аминов Халлак, Набиев Вали, Узаков Аблакул, татары Габдрашитов Фазулла, Гизатуллин Абдулла, Давлетов Бакир, Даутов ИскандерРаматуллин Шамиль, Якупов Николай, туркмены Азалов Клычнияз, Атаев Аннаклыч, Байрамов Кульки и другие («Гордость и слава 16-й кавдивизии», Уфа, 1990, сост. А. И. Захаров).

Дремавшие казачьи гены недавно проснулись у этнической группы шорских татар, шорцев, которые научились владеть шашкой, джигитовке. По сообщению газеты «Версты» (2 ноября 2002 г), более 80 шорцев, готовившихся несколько лет ко вступлению в ряды сибирского казачества, продемонстрировали недавно в поселке Мундыбаш свое умение местному люду и властям, объявили себя казаками. По древним законам, казаком мог стать любой желающий, который готов следовать традициям. Интернационализм казачьих традиций выразился и в том, что шорские джигиты избрали своим атаманом …немца Александра Миллера.

тюрколог Айрат ГАЛИМЗЯНОВ
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2611
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Вернуться в Сибирь и регионы России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron