Касыйм татарлары
Можно ли Касимовских татар считать татарами, так как они предали в свое время татар и на стороне врага, воевали против татарских Ханств. Давайте обсудим это на форуие.
____________________________
Татары Среднего Урала и Приуралья подразделяются на казанцев, мишарей (далее здесь : мишяри, хотя уважаемый мною И.Д.Биккинин настоятельно рекомендовал останавливаться на "мишарах") и на некоторые другие этнические группы. Одну из них — самую западную — составляют касимовские татары. Они живут в г. Касимове и в 17 селах этого региона (тут автор, кажется, несколько сужает ареал). Недалеко от этих мест, к юго-востоку, есть села и татар-мишяр.
По сведениям переписи 1979 г., касимовских татар немного — около 1040 чел. (позволим себе не согласиться — всё-таки несколько больше). Некоторая их часть живет также в гг. Ленинграде (1990 г.), Москве, Рязани и Ташкенте. Ранее касимовских татар было много больше. В конце XVIII века их было 5999 чел., в конце XIX века — 4764 чел.
Несмотря на то, что по языку касимовские татары представляют один из говоров среднего диалекта татарского языка, историческая судьба заметно развела их от других групп татарского народа. Начало формирования касимовских татар относится к середине XV века, ко времени возникновения на территории Московского государства, на мещерской земле татарского ханства с центром в г. Касимове. Ранее называвшийся Городец (или Городок Мешерский), этот город был переименован по имени ханского сына Касима (Касим был одним из 3-х сыновей первого казанского хана Улу-Мухамеда, который в свою очередь был сыном последнего золотоордынского хана Джеляль-уддина, т.е. внуком знаменитого Тохтамыша). Касиму это город передал московский князь Василий Темный (это длинная, отдельная история, см. здесь и тут). После похода русских войск на Казань в 1487 г. москвитяне начинают использовать касимовских феодалов в своей хитроумной политике как послушное средство. Русское государство старается их руками подобным же образом подчинить Москве и Казань.
Касимовское ханство живет более двухсот лет до последней четверти XVII века. Его земли простирались на 200 км от города Касимова до городов Краснослободск, Темников и охватывали Касимовский, Елатомский, Шацкий, Темниковский уезды. У ханства административные границы были достаточно условны; они, возможно, были связаны с владениями служилых татар. Служилые активно участвовали во внешней политике и внутренних делах Русского государства. Даже месторасположение Касимовского царства было очень удобным для использования касимовских татар для охраны границ Русского государства вдоль реки Ока. Татарские князья и казаки служили преградой он нападений с востока.
Служилые татары объединялись в отряды, из отрядов в полки, иногда и большие войска; они участвовали во многих русских военных походах. Например, они были в составе русских войск во время похода на Литву в 1534 г. Шли в военные операции в 1487, 1505, 1551-1552 гг. против Казани, в 1555 г. на шведов, в 1557 г. против Ливонии. Кроме того, русское государство использовало татар в качестве переводчиков, дипломатических представителей. Их отправляли вместе с идущими в Орду послами, иногда отпускали их одних с грамотами, для ведения переговоров. В качестве награды за труды им давались владения, частенько эти земли передавались от поколения к поколению. Землями татары владели или коллективно или частно. Владеющий законно (в оригинале : очередной владелец) землей служилый татарин должен был жить с семьей за счет имеющегося владения, быть готовым выдвинуться в поход, имея лошадь, оружие.
Касимовское государство представляло из себя вассальное княжество типа удела и права ханов были сильно ограничены.
Экономика ханства развивалась, росла, тесно переплетаясь с экономикой русского государства. Основу хозяйственной деятельности составляло земледелие, одновременно существовало и животноводство. Татары много прибыли имели от сбора меда диких пчел, занимались охотой. По причине большого количества рек-озер значительную роль играло и рыболовство.
Известно, что в народе было распространено различное ремесленничество. Касимовские мастера знали тайны ремесел, связанных с обработкой кожи, шерсти, металла и камня. В настоящее время в Оружейной палате Государственного исторического музея можно увидеть царские одежды и оружие, сделанные ими в XV-XVI веках. Строились сараи, мечети, мавзолеи из белого камня; некоторые из них сохранились до наших дней.
Касимовские татары прославились как предприимчивые торговцы. Пользовались и некоторыми преимуществами, например, им было дано право заниматься торгово-предпринимательской деятельностью в любом регионе России.
Позднее касимовские татары начинают терять эти льготы. После завоевания Казанского ханства роль Касимовского ханства как буферного государства уменьшается. В 1681 г. после смерти регентши Фатимы-Султан (Фатыйма-Солтан) Касимовское ханство ликвидируется, а татарами начинают управлять напрямую из Москвы.
В первой половине XVIII века русское правительство издает несколько указов, направленных на отмену землевладения нерусскими служилыми людьми. В указах 1713, 1715 гг. дается приказ (?) крестить мусульман, имеющих владения, вотчины. Одна часть служилых татар (Кастровы, Ширинские, Тургеневы и др.) были вынуждены перейти в христианство. Позже они влились в состав русской буржуазии.
Особенности политической и социально-экономической истории касимовских татар наложили отпечаток и на их этническое развитие. Во многих исследованиях значительное место занимают вопросы их происхождения. Рассмотрение связанных с этой темой вопросов, тесно увязывая их с этногенезом татар-мишяр, приняло форму дискуссии. Большая часть ученых (в основном ученые, жившие до революции и в двадцатых годах XIX столетия) — В.В.Вельяминов-Зернов, Г.Н.Ахмяров, В.Н.Гордлевский, Б.А.Куфтин, С.П.Толстов — включают касимовских татар в состав мишяр и (кроме Г.Н.Ахмярова) защищают гипотезу об их финно-угорском происхождении. Некоторые ученые (40-80-е годы XX века) — антрополог Т.А.Трофимова, историки А.Х.Халиков и Д.М.Исхаков выделяют касимовских татар в отдельную группу. Языковед Л.Т.Махмутова, этнограф Н.И.Воробьев ставят их близко к казанским татарам. Почти все исследователи этой проблемы на стороне тюркского происхождения касимовских татар, в тоже время не отрицая возможность наличия финно-угорского компонента.
На землях, где располагалось Касимовское ханство, жили финские, славянские и тюркские племена. Осевшие раньше других — финские племена. На Волге и между Верхней Волгой и Окой от них остались городки, называвшиеся Дьяков и Городец. Мордовский народ является преемником племен, оставивших культуру Городца. Мордва издавна проживала на землях возле городка Мещера. До настоящего времени сохранились курган, следы захоронений около сел Темгенево, Мунтово, Собакино.
В XVI веке часть мордвы, освоив у касимовских татар, исповедовали ислам и, должно быть, смешались с татарами. Некоторые названия (этнонимы?), близкие по звучанию к мордве, указывают на то, что таковые жили в Касимовском уезде. Среди касимовских татар до сих пор встречается фамилия Ирзин. Рода Сапаровых, Минеевых исходят от мордвы. Так же чувствуются и следы марийцев (черемисов). Должно быть, в состав касимовских татар вошли и представители племен «мещера» (моджары, мочары — это всего лишь возможные варианты произношения одного и того же), точнее, исповедовавшие из них ислам.
Наконец, жившие на Рязанской земле издавна держали связь с жителями южных степей. Известно о проникновении кипчаков сюда аж в XI веке. Р.Г.Мухамметова высказывает мысль о том, что древние предки «цокащих» мишяр жили в Кадомском уезде до организации Касимовского ханства и, что они в конце XIII века — в начале XIV века были завлечены в поток народов Золотой Орды в районе городища Золотарев (на юге Пензенской губернии).
Участвовавшие в этногенезе мишяр эти тюркские компоненты, видимо, играли некоторую роль в формировании касимовских татар. Если же вернуться к самим мишярам, то они не растворились до конца среди касимовских татар.
Этнический состав дружины, пришедшей с ханом Касимом, неизвестен, но, возможно, что это были выходцы из тюркоязычных племен Золотой Орды. По мнению языковеда Л.Ш.Арсланова, одно племя вышло из Кавказа или же испытывало влияние иберийско-кавказских языков. Оно попало в дружину Касима, когда хан побывал на «черкесских землях», в XV веке на тех землях имела место северо-кавказская этническая компонента. По основным признакам язык этого племени близок к ногайскому, частично к кумыкскому языкам.
Известны и многочисленные случаи переселения казанцев в Касимовское ханство. Вместе с трижды сидевшим на казанском троне Шах-Али (Шигалей) в первой половине XVI века в Касимов из Казани прибывали его сторонники. Возможно, что их часть переселилась после завоевания Казани в 1552 г. Русское правительство сослало в Касимовское ханство часть татарской аристократии, считавшуюся неблагонадежной. Судя по сохранившимся до настоящего времени родословным, предки Акчуриных, Максутовых, Бурнашевых, Костровых и др. происходят из Казанского ханства.
В последнюю четверть XV века, в начале XVI века в мещерской стороне появляются крымчаки вместе с крымскими вельможами Нурдавлетом, Сатылганом, Джанаем. Крымские татары обосновывались в здешних краях и ранее — в XIII веке. Происхождение фамилий Ширинских и Гиреевых связано с ними.
В формировании касимовской этнической группы поволжских татар участвовали и ногайцы. Они попадали в Мещеру разными путями. Некоторые проходили по ногайским тропам, ибо система защиты Русского государства от нападений этому не препятствовала. Другие приходили с войсками, призванными ханами и вельможами на службу. Одна группа переселилась в Мещеру из Ярославской губернии. До сих пор среди татар сел Алишево, Шегашан, Томтиново хранятся предания о ногайских предках. Сведения, накопленные языковедами, так же говорят о наличии ногайского компонента в касимовских татарах. Антропологические исследования, проведенные Т.А.Трофимовой, показали, что по сравнению с другими татарами у касимовских татар сильнее проявляются монголоидные признаки. Это сближает их с группами, жившими в улусе Джучи Кипчакской степи, с ногайцами, карагашами, казахами.
Причиной постепенного угасания ханства во второй половине XVI века стали указы русского правительства, направленные на ликвидацию сословия служивых людей. Коренные изменения в жизни татар в конце XVII века и в XVIII веке повлияли и на этническое развитие татар. Они начинают переселяться на восток, за Волгу и к Уралу. На новых местах они, перемешавшись с пришлыми мишярами и другими группами (в том числе и с местными), потеряли свои культурно-бытовые особенности. В то же время другая часть касимовских татар перебралась в Петербург, Москву (в Татарскую слободу в Замоскворечье). Большинство касимовских татар знают русский язык и письмо. Это касается и сельского населения. В их говоре, особенно в хозяйственно-бытовом лексиконе, много русских заимствований.
В XIX — в начале XX века основу хозяйственной деятельности составляет зерновое земледелие. Как правило, применяется трехпольный севооборот с паровыми землями. Если в хозяйстве татар по-прежнему и преобладают животноводство, пчеловодство, то рыболовство и охотоводство теряют значение.
Значительно расширяется ремесленничество. Если в конце XIX века ремесленничеством занималось 23 % крестьянских хозяйств, то в начале XX века эта цифра достигает 37,1 %. Распространятся обработка кожи, шерсти; в начале XX века 4,7 % ремесленников занимается именно этим. Много отъезжающих на заработки в разные города России. В 80-е гг. XIX века более половины трудоспособных мужчин (58,3 %) работают в отъезде. Одна их часть (9,3 % в начале XX века) держат трактиры, буфеты и др., другие (4,7 %) работают официантами, лакеями, в качестве «барабасыз», дворниками. Большая группа (10,7 % в конце XIX века) занимается торговлей, главным образом промышляет кожей, мехами.
В середине XIX века в Татарской слободе Касимова жило 15,2 % всех татар, а к концу века — 23,6 %. В XV веке в Старом Посаде была широкая Ханская площадь (лучше звучит калька с татарского «майдан»), вымощенная местами белым камнем. Вдоль майдана располагались усадьбы Касим-хана и его близких — мурз, беков. Напротив Сарая стояла мечеть из белого камня с минаретом. По преданиям, ее построили в 1467 г. во времена правления Касима.
Недалеко от мечети располагалась многоярусная караульная башня — каланча (в оригинале — «манара»). Развалины Касимовской башни сохранялись до XVII-XVIII вв. На гравюрах Олеария и Витсена они отчетливо видны. Рядом с Сараем был каменный мавзолей Касимовского хана Шах-Али (Шигалея), там сохранились надгробья, разные узоры, надгробные камни с вырезанной арабской вязью. Мавзолей Шах-Али и минарет мечети являются самыми яркими, красивыми памятными объектами татарской архитектуры XV-XVII вв.
Поодаль от этих сооружений, на старом татарском кладбище есть мавзолей султана Афганмухамета, построенный в 1616 г. Существует легенда о том, что в одном из покоев (?) таких уже разрушенных мавзолеев похоронена Сююмбике (последняя из казанских цариц, воспетая в казанско-татарских легендах…).
В XIX века почти все жилые дома Татарской слободы были из дерева, ничем не отличались от обычных домов мещан.
В середине XIX века на селе проживало 4638 человек, это составляло 84,8 % всех татар уезда, а к концу XIX века их осталось 76,4 %. В середине XIX века было 63 татарских села, а к концу века — 38 сел. Часть сел входило в так называемый «Белый аймак», другая — в «Черный аймак», остальные назывались «черный зипун» ( "зыбын" ). Разделение на черные и белые стороны или на две большие части было традиционным для тюркских народов.
Села Белого и черного аймаков, как и г.Касимов, находятся на левобережье Оки. В расположенном северо-восточнее Белом аймаке числилось 5 жилых пунктов : Подлипки, Торбай, Болотце, Царицыно, Тебеньково. Все они были зарегистрированы за татарской волостью Касимовского уезда (кроме с.Тебеньково, остальные носили общее название — «четыре села» — «дюрт сала’»). Расположенные юго-восточнее г.Касимова Черный аймак объединял около 50 деревень (сел) поменьше. Они входили в Татарскую и Подгорную волости Касимовского уезда, в Малокусморскую волость Елатомского уезда Тамбовской губернии.
В состав «черных зипун» входили 8 сел на правобережье Оки. Некоторые из них расплагались в 8 12 верстах от г.Касимова, на границах Бетинской волости Касимовского уезда. Остальные (сс.Сеитово, Ананьино, Рудаково, Экса, Толстиково) — в 40 верстах от Касимова, несколько ниже по реке. Часть этих сел входила в Высокополенскую волость Елатомского уезда.
Коренные изменения, охватившие социально-экономическую жизнь касимовских татар в капиталистическую пору (начала XX века) оказали сильное влияние на этнические процессы. Переселения из этих мест усилились. К началу XX века ощущается значительное уменьшение численности татар в Касимовском районе. Чтобы добыть деньги для жизни, очень многие из них были вынуждены отправляться в различные регионы страны. Часть (около 15 %) обосновывается в городах. Например, зафиксировано прибытие значительного количества касимовских татар в Петербург. Известно о том, что небольшие группы (видимо, ремесленники и торговцы) обосновывались в селах Средней Волги и Приуралья. Это происходило в Нижегородской, Симбирской, Казанской, Оренбургской губерниях. Широкое участие касимовцев в формировании общероссийской экономической жизни приводит к дальнейшему росту различных отраслей татарской промышленности, углублению общественного разделения труда, установлению постоянных тесных экономических связей между отдельными районами государства. В конце XIX века формируется общенациональный литературный язык, это дает толчок к расширению и упрочению культурных связей. Обучение в школах и медресэ ведется на родном языке. Учителя в основном приезжали в основном из Казани. Касимовские татары хорошо знают татарских просветителей и литераторов. Выписывают и их книги из Казани. В Касимове издаются газеты «Анг» («ум», «сознание»), «Чалгы («коса»).
После победы Октябрьской революции в Касимове работают школы на татарском литературном языке, выписывается из Казани печатная литература, открываются татарские библиотеки, организуются театры.
В последние же десятилетия активизировался процесс сближения касимовских татар с русским народом (статья написана в 1990 г., однако это более чем справедливо и сейчас). Совместное проживание (татары и русские учатся в одних и тех же школах, учебных заведениях), совместная работа ведет к установлению тесных связей в культуре и быту. Один из центральных вопросов, поднятых во время дискуссии, посвященной касимовским татарам, был связан с их происхождением. Вопрос так и остался нерешенным, не был дан ответ на вопрос «Кто они касимовские татары — финно-угры или тюрки, мишяры или казанские татары?». Различные источники, анализ традиционной материальной культуры касимовских татар середины XIX века — начала XX века дает возможность автору этих строк предполагать, что нельзя этот вопрос решить однозначно. Касимовские татары составляют одну из групп татар Поволжья; место их формирования — социально-территориальное образование — Касимовское ханство; они возникли в условиях взаимного сплетения местных и пришлых этнических общностей. На мещерской стороне еще до построения Касимовского ханства жили финно-угорские племена — мордва, черемисы, мешера. Здесь жили и тюрко-язычные племена, они, возможно, были предками мишяр. Среди пришлого люда было население Золотой Орды,Казани, Крыма, Астрахани, Сибири. То, что с этнической стороны касимовские татары состоят из множества компонентов, нашло отражение и в формировании материальной культуры. Анализ этнографических сведений показывает большое сходство с материальной культурой казанских татар, это отмечают также и этнографы. Это объясняется активным участием казанских татар в этнической истории касимовских татар, наличием тесных культурно-экономических связей между Казанью и Касимовым. Однако материальная культура касимовцев не есть перенос казанской, в ней отчетливо прослеживаются черты, характерные для татар Поволжья, Приуралья и других народов.
С антропологической точки зрения касимовские татары составляют самостоятельную группу. Сами себя они называли как «хан кирмэн», «касимовские татары». Несмотря на признание родства, касимовские татары никогда не считали себя ни казанскими татарами, ни мишярами. Те, в свою очередь, их выделяли как «касимовский народ» («касимовцы»?), «кэчимы». Русские в XVI веке их называли мещеряками, городецкими или касимовскими татарами.
(В 1990 г.) касимовские татары еще сохраняли особенности своей материальной культуры, свой родной язык, национальное самосознание, оставаясь компактной группой татар Волги и Урала
Статья Фариды Шарифуллиной
«Касимовские татары» / перевод с татарского Н.Гарипова, примечания — его же /
Источник : журнал «Казан утлары» (г.Казан),
№ 5, 1990 г., с. 172-175.