Сибирские татары
Добавлено:
26 окт 2013, 20:49
Admin
Вклад сибирских татар в развитие культуры региона.
История образования и просвещения сибирских татар представляет большой научный и практический интерес. Большую роль в распространении грамотности и просвещения среди татар играли представители самого сибирско-татарского народа: духовенство, меценаты, интеллигенция.
Текст воспроизводится в сокращении по изданию: Кутумова Р.С. Просветители сибирских татар //Образование и культура Тюменского края в XVIII-XX вв. Материалы VII Тюменской областной н-пр. конф., посвящ. Памяти П.П.Чукомина. Тобольск, 1998. С 67-70.
Глубокий след не только в истории и культуре тюркских мусульманских народов России, но и многих других народов мира, оставил Абдерашит Гумерович Ибрагимов (родился в г. Таре в 1857 г.). Родители его, образованные люди, отец Гумер Ибрагимович хорошо знал арабский, иранский и русский языки. Мать Гафифа-Банат, получив домашнее образование, в течение сорока лет обучала девочек-татарок и бухарцев г. Тары и Тарского уезда. Начальное образование Абдерашит получил дома. Годы учебы в медресе были для него годами тяжелых испытаний. Осиротев в четырнадцать лет, пришлось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь. В 1878- 1879 гг. А. Ибрагимов служил учителем в семьях-богатых казахов в Кокчетавском и Атбасарском уездах Казахстана. В 1879 - 1884 гг. А. Ибрагимов находился в Медине, где совершенствовал свои знания по истории, теории ислама, большое внимание уделял изучению арабского языка и литературы. Изучив классический ислам в Медине, он проявил себя как крупный ученый-исламовед. В 1885 году по приглашению своих земляков А. Ибрагимов стал указным муллой соборной мечети и мударрисом тарского медресе. Однако он не мирился с исполнением стесненной этикетом должности. Абдерашит очень любил путешествовать. Так, в 18971901 г. Абдерашит Ибрагимов совершил путешествие по маршруту Стамбул-Египет-ПалестинаИранФранцияИталия-Австрия-Сербия-Болгария-Южная Россия-Кавказ-Бухара-Туркестан-Урал-Сибирь. С первых лет XX века и в годы первой русской революции А. Ибрагимов в своей собственной типографии выпускает издание Миръат (Зеркало), газету Ольфэт (Дружба), еженедельник Тильмиз (Шакирд) на арабск м языке. Много внимания он уделял делу реформирования народного образования. В частности, отстаивал идею перехода от старого метода обучения в мусульманских школах, к новому. Абдерашит Ибрагимов придавал важнейшее значение изучению учащимися в медресе русского языка и литературы, чтению произведений Ломоносова, Пушкина, Толстого и других русских писателей.
А. Ибрагимов был хорошо знаком с трудами таких ученых-сибироведов, как Г. Миллер, И. Фишер, И. Георги, В. Радлов, Г. Потанин, Н. Ядринцев и др. В 19081909 гг. он устанавливал личные контакты с профессорами Томского университета Н. Соболевым, И. Малиновским, А. Андреевым и др. Во время встреч А. Ибрагимова с ними поднимались вопросы о путях экономического, культурного развития, о перспективе организации школьного образования инородцев Сибири, в том числе сибирских татар. Результатом его последующих путешествий стали историко-этнографические исследования о тюркских племенах, из которых формировались сибирские татары, о роли бухарцев в Сибири, о хозяйственной деятельности, о народном образовании и культуре сибирских татар. Умер он 31 августа 1944 года в Японии.
Огромную популярность обрел житель г. Тобольска Айтмухаметов Тухтасынхаджи Сафаралеевич. Он известен как ревнитель просвещения среди мусульманского населения, гласный думы, член учетного комитета в государственном банке, казначей общества мусульман-прогрессистов. Его избирали представителем татарского населения на торжества коронации Николая II и 300-летнего юбилея Дома Романовых, он же был одним из учредителей общества мусульман-прогрессистов, на свои средства открыл школу и содержал ее. Его стараниями была построена в Тобольске каменная ныне действующая мечеть в подгорной части города на улице Большой Пиляцкой (теперь ул. Пушкина). Средства на постройку были собраны среди мусульман Тобольской губернии. По его же настоянию деревянное здание старой мечети было перестроено в помещение татарской школы, которая содержалась на средства мусульманского общества. Другую мечеть он построил в Нижних Аремзянах (Тобольский район), при этой мечети работала начальная татарская школа. Умер Тухтасынхаджи в 1915 году и похоронен в юртах Будолинских. Народ посвятил ему байты.
Татары в Сибири
Добавлено:
26 окт 2013, 20:51
Admin
Сибирские татары
В настоящее время в Сибири проживает более 500 тысяч татар. Изучение этнического состава татар Западной Сибири показало, что здесь сибирских татар насчитывается около 200 тысяч человек. Остальные же татары Сибири являются выходцами из районов Повол-жья и Приуралья, которые переселились в Сибирь в основном в середине XIX - начале XX в. Это, прежде всего, казанские татары, мишари, кряшены и другие группы европейских татар. В наше время большая часть поволжско-приуральских татар в Сибири тоже стали называть себя сибиртатарлар, т.е. сибирские татары. Одни из них называют себя так потому, что давно живут в одних селениях и городах совместно с сибирскими татарами, сблизились с ними и в значительной степени смешались, т.е. вошли в состав коренных сибирских татар. Другие давно живут в Сибири и считают себя сибиряками, поэтому и зовутся сибирскими татарами.
Сибирские татары - три разрозненные этнические группы: томские, барабинские и тоболо - иртышские. В свою очередь, они делятся на менее крупные группы. Томские татары состоят из калмаков, чатов и эуштинцев; барабинские - из барабинско - туражской, любейско - тунусской и теренино - чойской групп; тоболо - иртышские - из тюменско - туринской, тобольской, ясколбинской, курдакско - саргатской и тарской групп.
Сибирские татары расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея (Карта 1). Это очень красивые ландшафты из лесов, грив, степей и более сухие по климату места огромной Западно - Сибирской равнины. Селения татар разбросаны. Значительные группы сибирских татар живут в городах - Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др.
Этнические компоненты в составе этнических, субэтнических и этнографических групп сибирских татар достаточно различны. В то же время, данные разных наук говорят о том, что основное ядро всех групп сибирских татар составили тюркские племена. Тюрки проникали в Западную Сибирь в основном двумя путями: с востока из Минусинской котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально территорию заселения сибирских татар заняли древние тюрки (V-VIII вв.). Определенное влияние на формирование сибирских татар оказал и кыпчакский компонент. Позднее в состав сибирских татар вливались желтые уйгуры, бухарцы - узбеки, телеуты, казанские татары, мишари, башкиры, казахи. В XIV в. сложилось наиболее раннее государственное образование сибирских татар - Тюменское ханство с центром в г. Чимге - Тура. В конце XV века столицей ханства стало поселение Сибирь. От него пошло название Сибирского ханства. В 1563 г. власть в Сибирском ханстве взял Кучум. Централизация власти в ханстве была слабой. Тем не менее, развитие феодальных отношений, усиление хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В XIV-XVI веках сложились основные группы сибирских татар. В конце XVI века началось оккупация Сибири Русским государством. Этническая история сибирских татар в рамках Русского государства была непростой. Это обусловливалось расселением их в Западной Сибири на огромной территории, а значит, определенной разобщенностью, контактами со многими народами, разношерстным социальным составом и многими другими факторами. Постепенно этническая территория сибирских татар стабилизировалась, хотя в конце XVI - XIX веках наблюдались отдельные их перемещения. Несмотря на то, что в отдельных случаях сибирские татары были территориально разобщены в составе Русского государства, существовала все же довольно высокая степень взаимосвязанности тоболо - иртышских, барабинских и томских татар, что создавало возможность для консолидации этих групп.
1. Рождение.
Цикл обрядов сибирских татар, связанных с рождением и смертью, до настоящего времени сохранил древние черты. До начала, а кое-где и до середины 20 в. татарские женщины рожали дома, обычно на нарах или на полу. Принимала роды опытная пожилая женщина или повивальная бабка (кентек инэ), которая перерезала пуповину ребёнка. По обычаю сибирских татар пуповину перерезали положив её на серебряную монету. Этот обычай, по представлению сибиряков, обеспечивал новорождённому крепкое, как металл, здоровье и богатство. Пуповину вместе с последом обычно заворачивали в чистую тряпку и закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых местах существовал обычай сохранять пуповину новорождённого. Пуповину заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками потолка. По такому поверью пуповина оберегала жизнь и здоровье ребёнка.
До 40 дней ребёнок лежал на подушке рядом с матерью, а после 40 дней его помещали в КОЛЫБЕЛЬ (ценкельцек). Наиболее распространённая форма колыбели - лёгкая деревянная рама, на которую натягивался холст, по четырём углам рамы закреплялись ремни, верхние их концы сходились вместе (иногда переплетались) вокруг железного кольца. За это кольцо колыбель подвешивалась к крепкому железному крюку, вбитому в матицу.
Праздничный цикл, связанный с рождением ребёнка и с теми или иными явлениями в его жизни, включает следующие обряды: приглашение повитухи, совершение священного омовения, обмазывание губ ребёнка пищей из смеси мёда и масла (пала авыслантыру), набрасывание на него рубашки отца, праздник помещения в колыбель (бала туе), первое сбривание волос (карын цац), наречение именем, обрезание.
Рождение ребёнка обычно рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
2. Смерть.
К смерти сибирские татары относятся как неизбежному событию, завершающему жизненный путь человека, распространено так же мнение, что смерть человека - кара за его грехи при жизни. В 16-17 вв. сибирские татары до прихода сюда казанских татар и бухарцев хоронили покойников в берестяных чехлах или долблёных стволах деревьев. Были распространены так же наземные погребения типа курганов, погребения в своеобразных склепах - бревенчатых срубах с крышами, есть данные, что в некоторых группах сибирских татар бытовали способы погребения умерших прямо на земле или в естественной яме.
В 19-20 вв. для захоронения сибирские татары отводили места недалеко от своих поселения. Особенностью грунтовых могил татар - мусульман была боковая ниша (лякот, ляхэт), куда и укладывали тело умершего. Над покойником сооружали наклонный навес из досок, жердей, небольших брёвен, нижние концы которых упирались в дно могилы, а верхние - в противоположную стенку.
Иногда обмытого покойника без одежды сразу заворачивали в кусок холста или коленкора, но чаще шили специальную одежду, которая состояла из нескольких слоёв. На покойного надевали так же сшитые из белой ткани штаны, тапки, голову подвязывали платком, иногда обматывали её ещё куском ткани, надевали колпаки. Сверху тело оборачивали белой тканью (саван-кафэн): мужчину в три, а женщину - в пять слоёв. В могилу тело на верёвках опускали обычно 4-6 человек, клали его на дно могилы в нишу. Дно могилы в большинстве случаев ничем не покрывали, но в различных местах собраны сведения и о том, что дно могилы могли устилать стружками, соломой, берёзовыми ветками или досками.
В прошлом веке и ранее у всех групп сибирских татар был распространён обычай оставлять покойнику еду и разные предметы (утварь, украшения, орудия труда). После похорон родственники раздавали присутствующим деньги (хаир), а иногда и одежду покойного. На могильных холмах сажали деревья, ставили берёзовые колья. Характерной особенностью надмогильных сооружений томских и барабинских татар были стелы из камня и дерева, некоторые их них оформлялись в виде ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЫ или украшались НАДПИСЯМИ на арабском языке. Для групп курдакско - саргатских, тобольских, заболотных татар характерной деталью надмогильных сооружений являются высокие деревянные столбы (баган), орнаментированые насечками в виде ЛЕСТНИЦЫ, навершиями в виде КОПЬЯ (сонга), ГРЕБНЯ (торак), ШАРА.
В настоящее время у сибирских татар бытует три основных вида надмогильных сооружений из дерева и металла: деревянные срубы и ограды - штакетники и металлические ограды. В современном сибиреведении общепринята точка зрения, что наиболее древней и традиционной формой таких сооружений являются деревянные срубы. Они могут иметь форму УСЕЧЁННОЙ ПРИЗМЫ С ПРЯМЫМИ ТОРЦАМИ БРЁВЕН, С ЗАТЕСАННЫМИ ТОРЦАМИ, такие срубы могут быть орнаментированы СТОЛБИКАМИ С НАДПИСЯМИ. Интересна и ещё одна деталь таких сооружений - они перекрыты матицами, число которых варьируется от ОДНОЙ до ДВУХ, ТРЁХ. Встречаются так же срубы форме ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ. Детские надмогильные сооружения этого типа отличаются РАЗМЕРАМИ. В некоторых случаях до настоящего времени дожил обычай оставлять на могиле различные ПРЕДМЕТЫ, которыми пользовался умерший.
У сибирских татар встречаются срубные оградки ИЗ ДОСОК, имитирующие форму срубов или прямоугольные срубы ИЗ БРУСА, очень похожие на жилища.
Деревянные оградки - штакетники очень разнообразны по форме, среди них выделяется группа АНТРОПОМОРФНЫХ и ЗООМОРФНЫХ.
К наиболее современному типу надмогильных сооружений относятся МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОГРАДЫ.
С влиянием мусульманства связывается появление на надмогильных сооружениях сибирских татар ПОЛУМЕСЯЦЕВ.
Кроме описанных сооружений на кладбищах сибирских татар обычно находятся САРАИ для хранения инвентаря, ЯЩИКИ (табут) для переноски умерших, вышедшие из употребления.
Поминки по умершему сибирские татары устраивали на 3, 7, 40, 100-й день и через год. В некоторых группах сибирских татар поминки устраивали, кроме того, на 14-й, 52-й день, полгода. У всех сибирских татар в 19-начале 20 вв. в поминальных обрядах отмечались черты, несовместимые с мусульманскими догмами. Нередко поминки проводились в день похорон, на них употреблялось спиртное, приносили в жертву петухов, в дни поминовения посещали могилу и устраивали там угощение с выпивкой. Барабинские татары сразу после похорон резали на кладбище барана или быка ( в 17 в. - лошадь); поминки продолжались у них несколько дней.
И сейчас погребальный обряд сибирских татар во многом сохраняет черты, сложившиеся в 17-18 в. на основе синтеза местных домусульманских и привнесённых через бухарцев и поволжских татар, связанных с влиянием ислама, похоронных элементов.
3. Праздники.
Из цикла семейных обрядов наряду с обрядами, связанными с рождением и смертью, по-прежнему очень стойко сохраняются элементы свадебной обрядности. В прошлом формами заключения браков у сибирских татар были браки через сватовство, через добровольный уход и насильственное умыкание невесты. Основными этапами первой формы брака были сватовство (кыс сурату), сговор, совет ( кингаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом родителей (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по экономическому положению. Существовали ограничения на браки с родственниками: такие браки считались возможными только в третьем поколении.
Другой формой бракосочетания был уход девушки тайно от родителей в дом своего возлюбленного, Случалось этот тогда, когда родители не были согласны на брак.
Значительно чаще случалось бракосочетание через похищение невесты. Причины для этого могли быть разные. Чаще всего они были связаны с имущественным различием семей. Обычно невозможность платить калым за невесту вызывала её похищение, которое производилось как с согласия невесты, так и насильственным путём. Иногда родители жениха и невесты договаривались инсценировать похищение, чтобы не платить калым, не готовить большого приданого и заменить дорогостоящую свадьбу небольшой вечеринкой для близких родственников. Нередко в таких случаях за невестой отряжали специально УКРАШЕННУЮ ЛОШАДЬ.
Из праздников относимых к календарной обрядности отмечаются сибирскими татарами праздники религиозного содержания (курбан байрам, ураза байрам, маулет и т.д.), а так же такие праздники сельских тружеников, как день первой борозды, день животноводства, праздник урожая. Значительное распространение имеет проведение татарского народного праздника сабантуя. Наряду с традиционными видами состязаний и увеселений таких как БОРЬБА, ЛАЗАНИЕ по гладкому столбу за призом, БОИ НА БРЕВНЕ с туго набитыми мешками соломы, ПЕРЕТЯГИВАНИЕ друг друга за палку, появились и новые спортивные игры и аттракционы (мото- и велогонки, метание гранат, поднятие гирь, волейбол, футбол и др.) В быту для досуга наряду с такими интернациональными инструментами как гармонь, у отдельных групп сибирских татар бытовали и самобытные музыкальные инструменты, такие как КУБЫЗ. ИГРА на кубызе требовала определённого искусства.
4. Верования.
Религиозные верования сибирских татар характеризуются сочетанием исламских и домусульманских (языческих) явлений. По современному вероисповеданию сибирские татары мусульмане - сунниты ханафитского мазхаба, принятие ислама происходило с 14 – по середину 18 в (в отдельных группах барабинских татар). Практически в каждом более или менее крупном населённом пункте татар была устроена МЕЧЕТЬ. Правоверный мусульманин обязан совершать ежедневную молитву (намаз) на специальном КОВРИКЕ, обращаясь при этом лицом к святыням ислама.
В быту до настоящего времени исламские каноны жизни сосуществуют с верой в необходимость оберегаться от различных злых сил. У большинства групп сибирских татар зафиксировано поверье, что от различных невзгод жилише оберегает прибитая у входа ПОДКОВА, внутри жилище предохраняют веточки МОЖЖЕВЕЛЬНИКА , острый красный ПЕРЕЦ, хозяйственные постройки и огороды в некоторых группах сибирских татар охраняет специфический оберег – тушка убитой СОРОКИ (саескан).
Доисламские пережитки в религиозном мировоззрении татар некоторых районов Сибири находят своё выражение в поверьях о магической силе различных предметов – деревьев, камней и т.д. До настоящего времени у самых различных групп сибирских татар существуют почитаемые ДЕРЕВЬЯ, обычно берёза или сосна, имеющие, как правило бросающиеся в глаза особенности. То же можно сказать и о священных КАМНЯХ. Возле таких деревьев и камней татары устраивали моления. Существовало поверье, что вокруг этих мест обитают добрые духи, содействующие удачной охоте, избавлению от болезней и т.д. На ветвях таких священных деревьев татары оставляли кусочки разноцветных тканей, монеты, иногда даже драгоценности.