Манкуртушки сибирские
Татаризм в крови
С чего может начаться эссе-раздумье о татарской молодёжи в 2020 году!? Думается…
Не знаю…Будет ли кому-то интересно мое мнение, мысли…Толи уровень «татаризма» в крови падает, толи повышается…В последнее время, ряд каких-то впечатлений и воспоминаний накладываются друг на друга и информация…всякая – «правая», «левая», и еще мы сами (своей татарской организацией) – «татаризм в массы, мы должны поднять национальное самосознание и т.п.»…а потом – СТОП! А что вокруг происходит? А татары наши… «региональные», «городские» это вообще кто? Мне русская (еще студенческая) подружка говорит – «Ну и чем вы от русских отличаетесь? У вас у большинства уже и имена русские и внешне…», а сестра – «Ты вообще в татаризм ударилась только из-за Рината…Ну и зря. Все равно он на тебе не женится» и тому подобное…
«Нет, нет…ты что? Главное – идея! Идея!» – говорю, а сама думаю…а что собственно меня делает татаркой? Ну что? Кроме ФИО? Языка не знаю… Внешне – не похожа…В каноны не вписываюсь… национальные блюда готовить пока не умею…Когда слышу песню «Су буйлап» – не плачу (хотя сейчас уже плачу)… Класс! Мои дети «спасибо», наверное, скажут…за такое «наследие».
Хотя…Что вообще делает человека представителем той или иной национальности? Как вообще стать достойной говорить о себе «Я – татарка»…Без «надутых» стереотипов, футболок с надписями и другого «пафоса»…???
Шадринское «гетто»…
С чего все начиналось для меня. Конечно, с детства….
Самое любимое занятие у меня и некоторых моих друзей было – играть на развалинах Шадринских бараков, разыскивая «сокровища предков»…Находили, правда, поломанные ложки, носики от чайников и какие-нибудь гнилые тряпки, но эти развалины…эти бараки…
Так уж сложилось, что родилась и выросла я в городе Черемхово Иркутской области, точнее – в поселке Шадринка. В 30 годы – это место ссылки репрессированных крестьян, в большинстве своем из Татарии и Башкирии. Семьи моих бабушек и дедушек, и их самих еще детьми, как «кулаков» и «врагов народа» в грузовых вагонах отправили в Сибирь вместе с тысячами таких же «врагов»… Бабушка говорила, что русского языка никто из репрессированных из их деревни не знал, за что и куда везут, тоже не понимали.
В Черемхово прибыло пять эшелонов с «врагами» – крестьянами-татарами и башкирами: людей «высадили», приказали строить бараки, землянки – там и жить. Мужчины потом в большинстве своем на шахте работали…на добыче угля, женщины – в колхозах…
В детстве бабушка (по маме) иногда рассказывала нам про свою «молодость». Говорила, совершенно спокойно как-то, что когда их привезли, была зима и ее семья, пока строили барак, поселилась в конюшне. Спали на теплом конском навозе… (им очень повезло!!!). Потом были битком набитые людьми бараки, нары, комендатура, где каждый раз нужно было отмечаться. Каждый день в этих бараках умирали люди… «Враги народа» же…
Жили закрыто…среди «своих», хотя вскоре к ним «прибавились» еще «враги» из Украины, Белоруссии и других регионов СССР…
Если просто какими-то моими детскими и уже мутными воспоминаниями от рассказов бабушки и дедушки (позор мне – эби и бабая, конечно) то весь быт тогда – это шахты, где по колено в воде всегда, холодные бараки и землянки, мерзлая картошка на плите, закрытая для лучшей готовки старой продырявленной алюминиевой чашкой…
В детстве я спрашивала их: «А чем Вы мечтали? Спастись? Сбежать обратно, домой?».
Бабушка никогда не отвечала…Мне казалось, что она и не понимала значение слова «мечтать»…А дедушка ответил однажды, что никогда он после их ссылки и даже после реабилитации в 1953 году, когда многие возвращались, не желал вернуться на Родину в Башкирию… «Нас свои же предали…батраки…. выгнали из домов, отобрали хозяйство,…а сейчас что? Все как прежде? Они в наших домах живут. А нас в Сибирь умирать отправили… А теперь банкой мёда и носками вязанными прощения просят?»…И не вернулись…
Удивительно, но когда я была маленькая никто из наших многочисленных соседей – татар и башкир никогда не жаловался на судьбу…И немногие уехали обратно.
В Казани, и вообще среди татарских «деятелей» принято считать, что только благодаря Исламу, вообще сформировалась татарская нация…И после 1552 года смогли выжить также благодаря вере! Анализируя сейчас прошлое – судьбу своих предков здесь, я могу сказать то же самое.
Тогда в 30-е годы среди сосланных в Черемхово татар и башкир было много мулл. Тайно проводили пятничные богослужения «по домам», читали никах, хоронили…Потом и мечеть появилась (хотя скорее молельный дом)…Всегда вместе держались! Только благодаря вере держались, выживали. Еще я застала то прекрасное время, когда наши татарские старики (соседи по улице) каждую пятницу шли в мечеть, надевая лучшую свою одежду: бабушки – нарядные платья и платки, дедушки – наверное, один единственный праздничный костюм…Почему же они своих детей и внуков-то не водили??? Почему теперь их внуки – Вани Петровы и Даши Ивановы, крещенные «по вере православной»? Из 5-6 татарских семей (наших соседей) больше нет татар! Даже в именах внуков? Не говоря уже о религии, традициях и культуре? У некоторых фамилии остались…да…класс…нечего сказать…Сулейманов Игорь Петрович…
О наследии…
Сразу оправдаюсь и отмечу – все мои суждения-мнения, это только то, что видится мне здесь…на нашей «местности». Это, наверное, наша болезнь – самое плохое…но именно это – наша татарская реальность…Итак, по основным «моментам»:
1) «Сабантуй – как большая пьянка»…Звучит больно, стыдно, обидно, и как тема диссертации, но…нынешний Сабантуй (как мне кажется, и как не прискорбно) это «звание» заслужил…Хотите напишу рецепт? Итак, Сабантуй по-Байкальски: пол часа приветствия министров и начальников, два часа выступления артистов из Казани (причем таких артистов, которых в Татарстане и знать никто не знает), потом добавим выступления фольклорных коллективов области (бабушек, чаще всего непопадающих в ноты), плюс к ним добавим чуток молодёжи, которая наверняка споет Гузель Уразову (или что-нибудь подобное) со страшным акцентом, и не понимая даже общий смысл песни. Затем по вкусу на заднем фоне «концерта» пара эстафет с самодельным реквизитом, и типа курэш, с элементами дзюдо и боев без правил. Потом все перемешаем сумбурностью, спешкой и непунктуальностью одновременно и по стаканчику другому «горькой» в автобусах делегатов или где-нибудь под столом. Для остроты вкуса – прилавок у входа на стадион с религиозной литературой, платками, миском и мусульманскими календарями по 30 рублей, которые, скажем, разойдутся среди «сабантуйщиков» за пол часа и обязательно будут повешены потом на кухне как картинка с «национальным колоритом»…
Что тут скажешь? Есть ли наша вина – молодёжи, что все так? Есть! Пора брать все в свои руки…Еще один такой «Сабантуй» (еще пару лет назад он бы «проканал», но сейчас…) и татарам уже не расхлябаться от стыда и позора…Тут и русские недовольны – «что за национальный бардак?» И татары – «ой, какая деревенская у нас культура…и такую люблю ее. А дети мои уже русские…» или от «татар-салафитов» – «это все ширк и т.п. Все! Татары вымерли – станем арабами!» и вот так…все! Приехали…
Хотя, нет, посмотрите – водку же не открыто пьют – под столом разливают в чашки для чая! Календари мусульманские покупают!
Нам говорят – еще не все потеряно…А мне кажется – нет! Гнием изнутри! А сверху – «так, ничего, нормально»…Гнием и не лечимся! Лучше пусть прорвет! Давайте посмотрим на себя истинных – вот таких! И, наконец, лечиться начнем…Пора уже, дуслар…
А вот религиозные обряды:
2) Никах и похороны…
Первое у татарской молодёжи характеризуется – «это все так…для бабушки – увАжить», а также наспех завязанным платком, который сорвется с головы сразу же при выходе из мечети и юбкой чуть ниже колена – «самое длинное, что есть…». У парней – ничего такого внешне, но где-нибудь в контакте обязательно будет пояснения на страничке: «Религиозное мировоззрение – ВЕРЮ в СЕБЯ»…Ну-ну…
Второе – хоронят стариков, обмывают при мечети…Дети (женщины лет за 40, 50) или мужчины заходят за ворота, брезгливо оборачиваясь, например, на эмигрантов из Таджикистана. В саму мечеть заскочат, может быть на 3 секунды сбросив саадака в ящик – бегом на улицу…Внуки и вовсе стоят возле машин за воротами, что-то обсуждая и смеясь…Татары…Хм…А таджики на намаз пошли…
Татарский «муж»
М-да…Опоздала я как-то на последнюю электричку до дома…Решила ехать на проходящем поезде ночью. Села…от Иркутска до Черемхово часа два – думала посплю…Но …Уже прислонившись к прохладному окну, уже закрыв глаза – уже приснилось мне «счастливое татарское будущее» – ))), как вдруг – голос соседок по купе – двух женщин: «Я вся в болячках по жизни. Вот все у меня плохо - и работа, и семья, и дети такие-то такие…а во всем виноват мой муж-татарин! Скотина!»…
Проснулась мгновенно, и в голове промелькнула рожица одного из героев комиксов ВКонтакте – «ВЫЗОВ ПРИНЯТ»…Но сразу встревать не стала – прислушалась. Оказалось, что моя соседка по купе (женщина уже немолодая), когда-то давно вышла замуж за татарина, по ее определению типичного - хитрого, глупого, наглого, и который ей всю жизнь испортил, и что дети все в него – такие же «нерусские скоты». Тогда, я включилась – спокойно спросив, а зачем же вы тогда за татарина выходили замуж? На что она ответила – «А что? Когда мы женились, я поставила условие – он должен стать русским. Детям нашим я свою фамилию дала, а вскоре и он имя и фамилию сменил. Мою фамилию взял, и в церковь я его отвела, крестила. А он пить начал. Хуже наших пьет. И вообще я уверена, что все татары такие сволочи. У меня полно примеров»…
Мне было, скажем, конечно, дико все это слышать, но…что сказать? «Извините, но вы сделали его таким. Он стал таким же, как вы? Так чего жалуетесь?»… Хотя нет…он стал хуже. Самыми худшими становятся именно те, кто предает… Ведь своим он не становится для тех, к кому стремится, но становится чужим для тех, от кого ушел. Это называется манкурты?
Мы очень долго разговаривали потом с этой женщиной обо всем…о жизни, о вере…Так странно осознавать, что и эти люди потерянные…Сходить сначала в церковь, оттуда к гадалке, а затем съездить к шаману и в дацан, чтобы узнать, почему муж-татарин жизнь испортил – просто сверх моего сознания…В общем поделилась с ней своим мнением обо всем… Я, конечно, «закатала» лекцию (зачем?) о национальном самосознании, вере и пр. Она почти не спорила…
Когда я уже выходила на своей станции она спросила – а тебя как зовут-то?
- Гульнара…Гиниатулина Гульнара Монировна…
И ее искренний, но напуганный вопрос – «Татарка что ли?» – последнее, что я слышала…
Когда я вышла из вагона, она еще долго удивленно смотрела мне вслед…
О правилах татарского…
Так о чем это я? О нас…о манкуртушках…Как сказал, один знакомый «борец за нацию»: «хочешь сделать из татарина(ки) русского – добавляй суффиксы УШК, ЮШК» к имени…Вот так, когда и хотим друг друга «обидеть» теперь просто обращаемся, например, « – Гульнарушка!» « – Что, Табризушка?»…
Нам сейчас уже надо понять, что все…надеяться нужно на молодёжь, выбирая у старшего поколения действительно настоящее…И самое главное – возрождение нации возможно только через Ислам! Этот опыт! Не ассимилировались и не «исчезли» здесь у нас только те татары, в семьях которых держали и держат Иман!
Многие из наших взрослых «татар» нам говорят – не ударяйтесь в религию…Ансамбль создавайте! Но неужели татары – это песни, танцы, костюмы, чак-чак …О чем вы? Нужно основу строить, а потом уже смотреть и выбирать истинную культуру татар…конечно многообразную и живую!
Татарская молодёжь в 2020 году…она будет…если мы постараемся с основой…
Gulnara Giniatulla
Татарский общественный деятель из Иркутска.