Откуда пришли армяне?
Часто возникают споры в интернете о армянах и их "исторической родине". Так откуда же они пришли на Кавказ?
Армяне в Индии живут издавна и несколько последних столетий происходят взаимные экономические и культурные отношения.
Самые ранние документальные ссылки на взаимоотношения армян и индийцев можно найти в Киропедии Ксенофонта (430 до н. э. — 355 до н. э.).
Армяне имели торговые отношения с несколькими частями Индии. В VII веке несколько армянских поселений появились в Керале, территории на Малабарском побережье. Армяне контролировали большую часть международной торговли области, особенно с драгоценными камнями и тканями.
В 1794—1796 годах в Мадрасе вышло в свет первое в мире армянское периодическое издание «Аздарар», редактором которого был протоиерей Арутюн Шмавонян.
В 1772 году в типографии Шаамира Шаамиряна был издан первый печатный труд арцахского иерея Мовсеса Баграмяна «Новая книга, называемая увещеванием».
В 1773 году в той же типографии члены «Мадрасского кружка» Овсеп Эмин, Тер Мовсес, Григор Ходжаджанян и Шаамиряны выпустили первую конституцию для будущего армянского государства под названием «Западня честолюбия».
В Thacker’s Indian Directory (1864—1960) перечислены многие армянские имена в бизнесе и правительстве.
Армяне в Индии могут справедливо гордиться славным прошлым, но их настоящее и будущее не так ярко. Они значительно уменьшились в числе. Сейчас в Индии около 100 армян, в основном в Калькутте, где до сих пор функционирует Армянский колледж .
Сейчас они массово проживают на Кавказе, в Ливане и других частях света.
Присутствие в Индии армян, называвшихся как «Торговые князья Индии», в течение нескольких веков привело к появлению ряда больших и малых армянских поселений в различных местах Индии, в том числе в Агре Сурате, Мумбаи, Чинсуре, Чандернагоре, Калькутте, Сайдабаде, Ченнаи, Гвалиоре, Лакхнау, и некоторых других местах современной Индии. Армянские поселения были основаны также в Лахоре и Дакке — в настоящее время, соответственно, в Пакистане и Бангладеш.
Самым ранним обнаруженным армянским памятником на территории Индии, является хачкар 1611 года, сохранившийся на армянском кладбище в Агре.
Большинство армян в Республике Армения принадлежат Армянской Апостольской Церкви, находящейся под юрисдикцией Святого Престола Эчмиадзина. Так же немало среди них и мусульман.
Некоторые источники говорят, что армяне в Индию пришли с Балкан, а из Индии уже в другие страны и земли, в том числе и на Кавказ.
«У армян, потерявших государственность при разделении со стороны Сасанидов и Византийцев в 387 году, усилилась склонность к миграции на Южный Кавказ. Пользуясь поддержкой арабского халифата, в 704 году Армянская Григорианская церковь подчинила себе агванскую церковь». (Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852, с.483)
«Настоящая родина армян…Малая Азия, т.е. за пределами России и за исключением нескольких чисто армянских провинций в Закавказье (в первую очередь в Иреванской губернии) армяне расселились в различных частях Кавказа только в течении последних столетий». (В.Ишханян. Народности Кавказа.СПб, 1916, с.18).
А по поводу армянского населения Карабаха русский историк И.Петрушевский писал: «Карабах никогда не принадлежал армянским культурным центрам». Он писал, что армянская церковь в Албании «была инструментом для арменизации страны». (И.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Б., 1930, с.8).
Таким образом, армяне предстают взору непредвзятого читателя, во-первых, как неоднородный этнос, который не мог быть автохтоном в Азербайджане и в Грузии, вообще на Кавказе. Во-вторых, на Кавказ, армяне заселялись из разных стран и в различное время. Их «рандеву» в этом регионе свидетельствовало, что они не подозревали о существовании друг друга, да и говорили на наречиях, непонятных, мигрантам, прибывшим из разных весей. В-третьих, таким образом, речь должна вестись об этносе-аллохтоне на Кавказе, прародина которого находится далеко на Западе.
Армянский ученый К.Э.Григорян описывает следующие субэтнические группы современных армян:
1. Хемшилы – самоназвание хемшин, хемшил, хемшинли, хемшильцы, турки; они представляют собой исламизированную и ассимилированную османами часть амшенских армян Черноморья. Этноним происходит от топонима Хемшин, Малая Азия. Исламизация способствовала переориентации этих армян на османо-мусульманскую культуру, вследствие чего произошла полная перемена их этнокультурного облика, вплоть до утраты этнического самосознания.
На Северном Кавказе и сегодня известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона, османского вилайета в Малой Азии; это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. Они были зафиксированы там еще в начале ХХ века как хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом являлись христианами, а в начале ХХ века, когда их описали, уже стали мусульманами и говорили по-турецки.
В связи с армянами-хемшинами, которые первоначально обитали только в Османской империи, Г.А.Шпажников отмечает, что они стали переходить в ислам на рубеже XVII-XVIII веков: «Хемшины – интересная религиозная община армян, исповедующих ислам…
В Турции их называют хемшенлы. Проживают они преимущественно в двух районах. Первые, так называемые хопе-хемшины, живут около г.Хопа и в долине р.Чорох (вилайет Артвин), вторые – в долинах рек Карадере и Фыртына и г.Хумургян (вилайет Трабзон). Эта группа известна под названием баш-хемшины». Он же отметил, что в современной Турции «небольшие общины армяно-мусульман проживают в районах городов Токата, Сиваса и Малатьи. Все хемшины – приверженцы ислама суннитского направления ханифитского мазхаба».
2. Цыгане-армяне, или боша, самоназвание лом, – приверженцы армяно-григорианства, но есть среди них и мусульмане; говорят по-армянски.
3. Тумбульцы – или армяне-дервиши, получили известность по топониму Тумбул, Малая Азия; говорят по-армянски. Живут подаянием: под личиной дервишей обходят священные для мусульман города Мекку, Медину, Кербелу, где, переодевшись в «правоверных странников», просят милостыню и молятся Пророку Мухаммаду. Следующим пунктом их путешествия является Иерусалим, где тумбульцы переодеваются в «православных монахов» и также просят подаяние.
4. Донские армяне – они переселились в XVIII веке из Крыма в область Великого войска Донского (ныне Ростовская область); сохранили язык, веру и самосознание.
5. Амшенские армяне - до сего дня они, вследствие исторических причин, проживают в Малой Азии, в изоляции от материнского этноса. Для них характерен амшенский диалект родного языка, который наиболее отклонился от литературной нормы.
6. Эдессийцы – так прозваны по селу Эдессия, Курского района Ставропольского края, где армяне появились в XVIII веке, скорее всего из Малой Азии, из района города Эдесса (ныне Шанлыурха, Турция); самоназвание бизимдже (на тюркском значит: «говорящие по-нашему»), они – григориане и им присущ так называемый тюркский этнолект.
7. Армяне-католики – говорят на западно-армянском варианте родного языка, но в Грузии пользуются в обиходе грузинским и тюркским. Влияние католицизма на армян этой зоны возросло на рубеже XIX-XX веков, тогда в Тифлисе имелось 35 армяно-католических храмов. До сего дня районом их компактного проживания остаётся грузинская губерния Самцхе-Джавахети. До сего дня с Иране, кроме прихожан армянской церкви, есть армяно-католики.
8.Армяне-греки – приверженцы православия греко-халкидонитского толка, то есть они являются диофизитами, в отличие от монофизитского армяно-григорианского христианства. Говорят на родном и грузинском языках.
9. Армяне-черкесогаи – самоназвание эрмелы. В этнографической литературе известны как черкесогаи, или горские армяне. Проживают на Северном Кавказе среди мусульманского населения, потому утратили свою традиционную культуру и родной язык, полностью заимствовали местные обычаи и языковые диалекты адыгов, но знают и русский. Черкесогаи остались григорианами. Тем не менее, они не всегда однозначно могут определить свою этническую идентичность: одни считают себя черкесогаями, другие – черкесами, третьи – армянами. Возможно, по этим причинам соседи именуют их по-разному: черкесогаи, армяне, черкесы, черкесские армяне. В начале ХХ века на Северном Кавказе были отмечены не только армяне-черкесогаи, но и армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Ещё в конце XIX века в этом же субрегионе, конкретно в Армавире, были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи).
10. Армяне-зоки – по традиционной культуре принадлежат к общеармянскому культурному массиву, тем не менее, их считают армянами еврейского происхождения (скорее – иудейского, то есть по вере, так как евреем можно быть только по рождению от матери-еврейки.- Р.Г.), что дает основание выделить зоков в отдельную группу.
11. Ираноязычные армяне неверно считаются частью татов, говорящих на одном из языков иранской семьи. Дисперсно проживают в Исламской Республике Иран, говорят на родном и персидском языках.
Дополнительно о том, что армяне – разные народы, свидетельствует и армянская ономастика согласно, которой наиболее распространенные фамилии армян, а их примерно 450 с лишним, происходят от мусульманского корня: тюркского, арабского, персидского.
Постоянное переселение армян в разные регионы Малой Азии, а затем и Кавказа привело к тому, что ныне существует 27 «армений», что дает широкие возможности для армянских исторических фальсификаций. То есть, попав и на Кавказ, армяне по старой привычке занялись тем, чтобы создать здесь очередную «армению».
В последней четверти XIX века русский генерал и кавказовед Р.А.Фадеев по этому поводу писал: «…число богатых армян постоянно растёт, захватывает выгодные дела и влияет своими деньгами на администрацию…армяне считают себя многочисленным народом, а некоторым из них это даёт даже повод к мечтаниям о политической самобытности. Я видел карту будущего армянского царства, напечатанную в Константинополе на фуляровых платках, включавшую в себя Астрахань и Крым. Понятно, что эти армянские мечтания, даже в самом скромном размере, не что иное, как бред; нет местности в свете, где армянское население составляло бы более трети и могло бы, при своей невоинственности, повелевать 2/3 мусульман иначе, как опираясь на русские штыки». (Фадеев Р.А. Кавказская война. Москва, 2003, с.296-297.).
По мнению современного российского политолога С.В.Лурье: «Наиболее характерная особенность политического сознания армян состоит в отличающем армян от других народов постоянном анализе всех внешних факторов своего существования и создания на их основе словно бы своей географической карты. Современная политическая мифология вписала в себя исторический опыт Армении последнего столетия, то есть периода постоянных для этого региона геополитических катаклизмов, выливавшихся для армян в колоссальные исторические трагедии.
Поэтому армянский способ политологического мышления весь максимально геополитичен. Каждый опыт внешних контактов рефлексировался, интерпретировался и включался в общую мифологему. Поэтому политическое мировоззрение армян – это своеобразная геополитическая картина мира». (Лурье С.В. Армянская политическая мифология и ее влияние на формирование внешней политики Армении и Нагорного Карабаха).
Подведя итоги открытой нами темы об этнической, религиозной пестроте и маршрутах кочевания армянского народа, хочется отметить, что мы имели целью показать процесс становления этого народа, давно потерявшего свою государственность и обретшего ее только в 20 веке на Кавказе за счет азербайджанских и грузинских земель.
Однако длительное отсутствие у армян навыков построения государства, дурная привычка воровать культуру, историю и земли соседних народов в итоге оборачивалась бедствиями для самого же армянского народа, который прошел за века огромный маршрут от Балкан, Средиземноморья, Малой Азии и до Кавказа.
Неумение или нежелание строить нормальные отношения с соседними народами или же вероломное предательство их и является основной причиной бедствий и постоянного кочевого образа жизни армянского этноса.
maxpark.com/community/3823/content/1763843