Admin » 07 янв 2014, 18:58
33 аят суры аль-Ахзаб был ниспослан о женах посланника Аллаха.
Джелалетдин Ас Суюти сказал: «О обитатели дома!», то есть о жены пророка . «Аллах желает лишь избавить вас от скверны», Он хочет лишь избавить вас от греха, «и очистить вас полностью» и очистить вас от грехов полностью»[500].
Абуль Фида ибн Касир в толкование этого аята сказал: «О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью». Этот аят является доказательством того, что жены пророка входят в состав его семейства (ахле-байта). Потому, что именно они являются причиной ниспослания этого аята»[501].
Вахб Зухайли сказал: «О обитатели дома!», о жены пророка. «Аллах желает лишь избавить вас от скверны» избавить вас от прегрешений, и всего того, что может бросить тень. Он хочет, избавит вас от проступков. Бейзави говорил: «Шииты считают ахле-байтом лишь семейство Али (р.а), и единодушны в том, что они являются «худжатом». Это очень слабая точка зрения. Ограничение «людей дома» лишь ими, противоречит предшествующим и последующим аятам. То, что пророк (с.а.с) собрал семейство Али (р.а) под накидкой, говорит, что и они из «людей дома», но это не ограничивает «ахле-байт» лишь ими»[502].
Далее Зухайли дает четкое определение «людей-дома»: «Ахле-байт это жены и близкие родственники пророка »[503].
Маудуди в комментарии пишет: «Те кто основываясь на хадисах, не считают жен пророка из «ахле-байта» совершают ошибку. Потому, что ясное повествование Корана не может быть опровергнуто сообщением. Помимо этого эти хадисы не приводят нас к такому выводу. То, что посланник Аллаха собрав 4 людей под своей накидкой, отказал в этом Умм Саламе или Аише (да будет доволем ими Аллах), вовсе не означает то, что жены не входят в число людей его дома.
Жены посланника Аллаха, считались людьми его дома, потому что Коран обратился к ним с таким образом. Пророк видя такое ясное обращение, пожелал, чтобы не возникло каких-либо недоразумений, и было ясно, что они (семейство Али) также является его «ахле-байтом».
Этот аят уже был ниспослан о женах пророка и не было нужды, отдельно за них просить.
Он не посчитал нужным, поступить также со своими женами, потому что Коран уже ясно дал понять, что они также из «людей дома»»[504].
Имам Фахратдин Ар Рази сказал: «Ахле-байт: Так как в это число входят как мужчины, так и женщины, Аллах, оставив обращение женского рода, сменив его на «анкум», обращение мужского рода. По поводу того, что кто является «ахле-байтом» мнения разделились. Самое лучшее это: дети и жены пророка . Также Хасан , Хусайн и Али »[505]
Во вторых хадиса аль-Киса является доводом, что 33 аят суры аль-Ахзаб не был ниспослан о семействе Али, да будет доволен ими Аллах.
Согласно логике шиитов, Аллах ниспослал этот аят о Али, Фатиме, Хасане и Хусайне, а потом посланник Аллаха собрал их под накидкой, и сказал «О Аллах вот мое семейство». Это к чему? Напоминал Богу, о ком ниспослан аят? Или, да простит меня Аллах, объяснял Всевышнему, кого надо понимать под его семейством?
Далее хадис, который Алмат приводит со слов Абдуллах ибн Джафара, что якобы аят был ниспослан после того как пророк собрал семейство Али, слабый.
Вот арабский текст из «Мустадрака»
حدثني أبو الحسن إسماعيل بن محمد الفضل بن محمد الشعراني ثنا جدي ثنا أبو بكر بن أبي شيبة الحزامي ثنا محمد بن إسماعيل بن أبي فديك حدثني عبد الرحمن بن أبي بكر المليكي عن إسماعيل بن عبد الله بن جعفر بن أبي طالب عن أبيه قال لما نظر رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى رحمة هابطة قال ادعوا لي ادعوا لي فقالت صفية من يا رسول الله قال أهل بيتي عليا وفاطمة والحسن والحسين فجيء بهم فألقى عليهم النبي صلى الله عليه وسلم كساءه ثم رفع يديه ثم قال اللهم هؤلاء آلي فصل على محمد وعلى آل محمد وأنزل الله عز وجل إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت ويطهركم تطهيرا
Рассказчик Абдуррахман ибн Абу Бакр ибн Убейдуллах ибн Абу Мулайка аль-Кураши. Ибн Муин сказал, что он был слабым, Насаи сказал, что он был не честен. Абу Хатим также отмечал его слабость в хадисах[506].
Наиболее ясный хадис, указывающий на то, что жёны пророка не входят в состав семейства пророка — хадис Суюти в «Дур аль Мансур» от Умм Салимы. Умм Салима говорит: «Аят: «Поистине Аллах хочет удалить скверну только от вас семьи его дома и очистить вас полным очищением» был ниспослан в моём доме. В доме было семеро: Джибраил, Микаил, Посланник Аллаха, Фатима, Али, Хасан, Хусейн. Я спросила о, посланник Аллаха разве я не из Ахл аль Байта? Посланник Аллаха сказал: «Ты будь на своём месте, и ты, одна из жён пророка».
В хадисе, приведённом Хакимом Умм Салима спросила: «О, посланник Аллаха или я не из твоей семьи?» Посланник Аллаха ответил: «Ты в добре, но они моё семейство и более достойны».
В хадисе, приведенном Ахмадом, мы читаем со слов Умм Салимы: «Я подняла Киса (покрывало), чтобы быть рядом с Ахл аль Байт, но посланник Аллаха сказал: «Ты в добре, но они мое семейство».
Первое и последнее предание не может служить доводом, для того, чтобы не считать жен в числе семейства пророка.
Что касается второго предания, то перевод данный Алматом не точен.
حدثنا أبو العباس محمد بن يعقوب حدثنا العباس بن محمد الدوري حدثنا عثمان بن عمر حدثنا عبد الرحمن بن عبد الله بن دينار حدثنا شريك بن أبي نمر عن عطاء بن يسار عن أم سلمة رضى الله تعالى عنها أنها قالت في بيتي نزلت هذه الآية { إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت } قالت فأرسل رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى علي وفاطمة والحسن والحسين رضوان الله عليهم أجمعين فقال اللهم هؤلاء أهل بيتي قالت أم سلمة يا رسول الله ما أنا من أهل البيت قال إنك أهلي خير وهؤلاء أهل بيتي اللهم أهلي أحق
Концовка должна быть такова: «Ты из моего семейства, (в) добре, и эти мое семейство, о Аллах мое семейство более достойно».
Во вторых рассказчик этого хадиса Абдуррахман ибн Абдуллах ибн Динар слабый, как отмечал ибн Муин[507]. Абу Хатим говорил, что на него не следует опираться[508].
Далее Имам Табари передал подобный хадис, где пророк отвечает Умм Саламе (да будет доволен ею Аллах): «Ты из моего семейства»[509].
На этом основании ясно, что Ахл аль Байт это не только близкие родственники, но в данном случае самые близкие. Именно поэтому, когда у Зайда ибн Аркама, в хадисе приведёном Муслимом, спросили: «Жены пророка тоже из Ахл аль Байт?» Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, женщина может какой-то срок жить, а потом если мужчина даст ей развод, она возвращается в дом отца. Поэтому род это самые близкие, милостыня которым запрещена».
Кроме того, из истории мы видим, что ни одна из жён пророка не предъявляла права на то, чтобы быть пророческим родом. Ни сам пророк никогда не говорил, что они (его жёны) являются его родом.
Эти слова Алмата очередная ложь.
В «Сахих» имама Бухари указано, что посланник Аллаха обратился к Аише, да будет доволен ею Аллах, со словами: «Мир вам и милосердие о ахле-байт». И Аиша ответила ему: «Мир и милосердие Аллаха тебе также»[510].
Так, что предание от Зайда не может быть противовесом аяту Корана, и хадису посланника Аллаха.
Стоит отметить, что от Зайда пришло и предание, где он говорит: «Жены пророка их его семейства»[511].
Мнение ибн Кассира, что аят «Татхир» указывает на то, что и жены пророка тоже входят в Ахл аль Байт, не имеет ценности, ведь помимо большого числа хадисов к комментарию данного аята существует и указание самого Корана.
Давайте сперва обратимся к Корану.
Аллах сказал: «28. О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво.
29. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».
30. О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для Аллаха легко.
31. А ту из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет поступать праведно, Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приготовили для нее щедрый удел.
32. О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом.
33. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью.
34. И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий».
Начиная с 28, кончая 34 аятом обращение идет к женам пророка . Это ясно как день. И не станет отрицать это никто кроме невежи.
Стоит также отметить, что некоторые именитые шиитские ученые, видя всю тщетность попыток рассмотреть 33 аят, а точнее часть его в отрыве от других, обвинили сподвижников в том, что те исказили последовательность аятов в этой суре.
Шиитский ученый Мусави Лари в своей книге «Имамат и руководство», процитировал другого шиитского светоча, Шарафутдина, который сказал: «Поэтому вполне возможно, что аят «очищения» ахле-байта, был ниспослан отдельно, и потом, когда Коран собирали (в одну книгу) его по ошибке или намеренно, поместили в середину аятов, касающихся жен пророка»[512].
Если допустить, что этот аят относится к женщинам, то он должен был бы звучать намного иначе, т.е.окончание должно быть женского рода а не мужского, тем более, что до этого при обращении к женщинам везде идёт окончание женского рода. Но окончание мужского рода ясное свидетельство того, что здесь не имеются в виду жены пророка.
Во первых, в этом случае идет обращение мужского рода потому, что посланник Аллаха входит в число тех к кому обращаются.
Во вторых, в аятах где ангелы ясно обращаются к жене пророка Ибрахима (мир ему), также используется обращение мужского рода.
В самом Коране есть доказательство того, что жены пророков являются «людьми дома».
Аллах сказал: «71. А жена его стояла за завесой и рассмеялась. Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке (Исааке), а вслед за Исхаком (Исааком) – о Йакубе (Иакове).
72. Она сказала: «Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я – старуха, и мой муж – старик. Воистину, это – нечто удивительное!»
73. Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он – Достохвальный, Славный»[513].
Ангелы обращаясь отвечая на вопрос жены Ибрахима (мир ему) сказали: «Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он – Достохвальный, Славный».
Транслитерация такова: Qālū ‘Ata`jabīna Min ‘Amri Allāhi Raĥmatu Allāhi Wa Barakātuhu `Alaykum ‘Ahla Al-Bayti ‘Innahu Ĥamīdun Majīdun.
Ангелы также использовали обращением мужского рода. Может шииты обвинят анелов в ошибке? Или Аллаха?
Да и в повседневной жизни, когда мы говорим кому то «мир твоей семье». Или «да пребудет мир с твоей семьей». Мы не исключаем самого человека из понятия «его семьи».
Далее стоить также отметить, вот этот аят: «7. Вот Муса (Моисей) сказал своей семье: «Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться»[514].
Муса (мир ему) сказал своей семье (ахль). Разве можно сказать сказать, что жены входят в «ахль» но не входят в «ахле-байт»?
И главный вопрос, зачем нам надо изворачиваться, хитрить, проводить морфологическо-лингвистическо-синтаксический анализ этого обращения в Коране? Нам мусульманам это надо? Нет, это надо лишь шиитам, ведь на этом аяте Корана они строят практически всю свою религию. И учитывая их вековую ненависть к Аише, да будет доволен ею Аллах, они просто не могут позволить, чтобы /хукм/ этого аята распространялся и на нее.
Никто, кроме Акрамы не считал, что этот аят относится к жёнам пророка. Так Акрама говорит: «Я готов вести диспут со всяким, кто посчитает, что данный аят (Татхир) не относится к жёнам пророка! Это не так, как вы думаете, он, несомненно, относится и к жёнам пророка» (стр 163).
Абсаликов вновь солгал!
Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал: Аят «Поистине Аллах хочет удалить скверну от вас семьи его дома и очистить вас полным очищением» был ниспослан конкретно о женам пророка»[515].
Помимо этого Акрама известен как лжец и сочинитель хадисов, направленных против Ибн Аббаса. Ибн Мусайиб говорил своему слуге: «Не говори лжи на меня подобно тому, как Акрама говорил на Ибн Аббаса». В книге «Мизан аль И’тидаль» приводится, что подобное же сказал Ибн Умар своему слуге Наф’е.
Али ибн Абдалла ибн Аббас пытался остановить Акраму от поклёпа на Ибн Аббаса, однако это было безуспешно. Даже привязывал Акраму, чтобы тот прекратил говорить ложь. Так Абдалла ибн Аби Харис говорит: «Я посетил Абдаллу ибн Аббаса, и увидел привязанного Акраму. Я сказал: «Так ты поступаешь с ним?!» Тот сказал: «Он говорит ложь на моего отца»
Ну кто является истиным лжецом, мы уже все поняли. Приводя критику Икримы, да помилует его Аллах, даджаль Алмат забыл привести хоть какое-то доказательство того, что эта критика правдива.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани в «Тагриб» сказал о Икриме: «Честный, стойкий /сигат-сабит/, обладающий познаниями в комментарии Корана, не доказано, что он лгал (рассказывая) от имени ибн Умара, и нет доказательств того, что он был приверженцем нововведений».
Имам Бухари в «Тарих аль кабир»[516] сказал: «Нет ни одного из наших друзей, кто бы не опирался на Икриму».
Ибн Хаджар аль-Аскалани в предисловие к «Фатх аль бари» привел: «От Мухаммада ибн Фудайла, от Усмана ибн Хакима: «Мы сидели около Абу Умамы Сахля ибн Ханифа, когда к нам подошел Икрима. Он сказал: «О Абу Умама! Я напоминаю тебе об Аллахе! Скажи, слышал ли ты как ибн Аббас сказал: «Потверждайте то, что Икрима расскажет вам от меня, воистину он не лжет от моего имени?» Абу Умама ответил: «Да».
Приведя эту историю, ибн Хаджар сказал: «Цепочка передатчиков достоверна»[517].
Катада сказал: «Икрима самый знающий человек в тафсире»[518].
Что касается того, что якобы сын ибн Аббаса, привязывал Икриму за ложь, то это предание слабое. Вот арабский текст из «Мизануль итидаль»:
جرير، عن يزيد بن أبي زياد، عن عبدالله بن الحارث، قال: دخلت على على ابن عبدالله فإذا عكرمة في وثاق عند باب الحش، فقلت له: ألا تتقى الله ! فقال: إن هذا الخبيث يكذب على أبى.
Йазид ибн Абу Зияд крайне слабый передатчик. Он обладал слабой памятью, Йахъя ибн Муин сказал, что он не сильный и на него не опираются[519]. Ахмад ибн Ади отметил его слабость, и сказал, что он был из шиитов Куфы[520].
Хадис 1 – После Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) будут двенадцать халифов.
В книге «Сахих аль-Бухари», в разделе «Аль-Ахкам» том 9, стр. 81 на последней строке приведен хадис с передатчиками, восходящими к Джабиру ибн Самаре, что он сказал: «Я слышал от Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!), что он изволил сказать: «Будут двенадцать эмиров (правителей)». Продолжение этого предания я не расслышал и вынужден был спросить у отца. Оно было таковым: «И все они из Курайшитов».
Во первых как я отмечал высше, нет доказательств, что 12-ый имам шиитов вообще появился на свет.
Во вторых, даже если он и появился, из этих 12-ти имамов, лишь двое были халифами. Али и его сын Хасан, да будет доволен ими Аллах.
В третьих, то что шииты избрали себе 12 имамов, вовсе не дает им право приписывать этот хадис своей вере.
В «Сахих» Муслиме[521] есть хадис, что в этой умме будут 12 лицимеров! Да упасет нас Аллах, может припишем этот хадис к имамам?
В четвертых лишь после смерти 11 имама, когда группа его стороников возомнила, что у него был сын, имамитов можно было назвать двенадцатиричниками.
В книге «Мустадрак ас-Сахихайн» /т. 4, стр. 501/ содержится предание с передатчиками, восходящими к Масруку, что тот сказал: «Однажды ночью на собрание у Абдаллы, где он читал нам Коран, один из присутствующих обратился к хозяину с вопросом: «О, Абд ар-Рахман, не интересовался ли ты у Пророка Ислама сколько халифов будут править уммой?». Абдалла ответил: «С тех пор, как я в Ираке еще никто не задавал мне подобного вопроса. Да, мы обращались с таким вопросом к Пророку, на что он ответил: «Их двенадцать, подобно предводителям сынов Исраиля»».
Этот хадис также привели следующие суннитские ученые: Ахмад ибн Ханбал, он привел этот хадис с двумя путями передатчиков /т. 1, стр. 389, 406/, Хейсами в книге «Маджма» /т. 5, стр. 190/
Это предание слабое. Аль-Хаким и имам Ахмад передали его через цепочку, в которой есть рассказчик Муджалад ибн Саид аль-Куфи.
Ссылаясь на Хейсами, каззаб Алмат, по своему обыкновению пропускает мнение самого имама, а ведь он сказал: «Передали Ахмад, Абу Йала, Баззар, в цепочке Муджалид ибн Саид. Его считал честным Насаи, и слабым большинство. Остальные передатчики заслуживают доверия»[522].
Слабость этого передатчика отмечали Насаи, Даракутни,Йахъя ибн Саид аль-Каттан, Ахмад[523].
Исламские предписания пребудут в моей нации до тех пор, пока не придут двенадцать халифов. И все они из Курайшитов.
У Аби Дауда имеется продолжение этого хадиса, где говорится, что по возвращению Пророка домой, группа Курайшитов пришли к нему с вопросом: «Что будет после этого (двенадцати халифов)?» Посланник Аллаха ответил: «После этого будет Судный день» (стр 178-179).
Добавка, которую передал Абу Дауд, слабая. Ее слабость отмечал шейх Албани[524] и Арнаут[525].
Со слов Джабира ибн Самуры, эту добавку передавал Асвад ибн Саид аль-Хамадани аль-Куфи. Я не нашел о нем никакой хвалебной или критической информации[526].
В книге «Канз аль Уммал» /том 6, стр. 44/ приводится следующий хадис: «Посланник Аллаха изволил сказать: «Каким ты будешь, о Ауф (Ибн Малик), в то время, когда умма распадется на семьдесят три группы, одна из которых получит спасение, а остальных ждет ад… после нагрянет страшная смута, подобная черной ночи, а после одна смута будет за другой, до тех пор, пока не придет мужчина из моего семейства, которого будут звать Махди, и если ты окажешься его современником, то следуй за ним, и тогда ты будешь из наставленных на праведный путь».
Во первых этот хадис не является доводом в пользу шиитов. Рождение и воцарение Махди признают все мусульмане.
Во вторых, как я говорил, книга «Канзаль уммал» это книга Фихрист. То есть приводится текст хадиса, с указанием, что его можно найти в такой-то книге. Цепочки передатчиков в «Канзаль уммал» отсутствуют.
В третьих я не нашел подобного хадиса в «Канзаль уммал»[527].
В книге «Канз аль Уммал» /том 7, стр. 186/ приводится следующий хадис: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «Махди из моего потомства и его лик подобен сияющей звезде».
Хадис передал Абу Нуайм:
قال أبو نعيم: حدثنا سليمان بن أحمد، حدثنا محمد بن إبراهيم بن كثير، حدثنا رواد، حدثنا سفيان، عن منصور، عن ربعى، عن حذيفة، قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: المهدى رجل من ولدى وجهه كالكوكب الدرى
Это предание не достоверно. Рассказчик Мухаммад ибн Ибрахим ибн Касир из /гулату шиа/. Это предание он передал от Раввади ибн аль-Джарраха, от которого он не слышал хадисов[528].
В книге «Сахих» /стр. 12/ Ибн Маджа приводит хадис с передатчиками, восходящими к ибн Сабиту, а он говорит со слов Са’да ибн Ваккаса: «Когда Са’д вошел к Муавие, который расхаживал в своих покоях, и упомянул имя Али, Муавие стал посылать ругань в адрес Али (мир ему!). Услышав это, Са’д разозлился и сказал: «Ты проявляешь ненависть в адрес такого человека? Я слышал от пророка, как он сказал: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель». А также я слышал такие его слова: «Ты по отношению ко мне, подобен Харуну по отношению к Мусе, с той лишь разницей, что после меня нет пророка». И еще его светлость говорил: «Воистину, я вручу военное знамя тому, кого любит Аллах и Его посланник».
Даджаль Алмат вновь солгал!
Во первых нет книги имама ибн Маджи с названием «Сахих». Каззаб Абсаликов называет ее так, чтобы мусульмане поверили, что приводимые из нее хадисы достоверны!
Во вторых, нет в этом хадисе слов, что Муавия ругал Али! В хадисе сказано /фа нала минху/. Это можно перевести как «говорил против него», «высказывался против него».
Синди в комментарии к этому хадису сказал: «Так как мы думаем хорошо о всех сподвижниках, мы считаем, что том собрание Муавия лишь указывал на какие-то ошибки Али. Как (некоторые) считают, мы не принимаем, что в этих словах содержались оскорбления и издевательства»[529].
В третьих, это предание слабое. Со слов Сада хадис передавал Абдуррахман ибн Сабит, и он не слышал предания от Сада ибн Абу Ваккаса[530].
Несомненно, что этот хадис, сказанный его светлостью, предводителем всех посланников Аллаха (да благословит Аллах его и его непорочное семейство!): «Али по отношению ко мне, подобен Харуну по отношению к Мусе, с той лишь разницей, что после меня больше никто не придет с пророческой миссией» для каждого разумного человека является достаточным, ведь положение Харуна по отношению к Мусе яснее дня. И в Священном Коране ясно указывается на этот факт, даже иудеи и христиане, а также все мыслители знают, что здесь подразумевается именно то, что Харун был преемником и заместителем Мусы (да будет мир с ним!), причем был его прямым и непосредственным наследником. Это предание приведено, как в достоверных шести книгах «Сихах», так и во многих других достоверных источниках (стр 185) .
Этот хадис свидетельствует о превосходстве Али, но не является доводом в пользу того, что он якобы должен был быть преемником.
Когда Муса (мир ему) взошел на гору, он действительно оставил вместо себя Харуна (мир ему).
Аллах сказал: «Мы определили Мусе (Моисею) тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей. Муса (Моисей) сказал своему брату Харуну (Аарону): «Оставайся вместо меня среди моего народа, поступай праведно и не следуй путем распространяющих нечестие»[531].
Если бы посланник Аллаха не оставлял никого кроме Али, вместо себя в Медине, то тогда этот довод в пользу руководства и наследия имел бы хоть какую-то логическую основу. Но пророк не раз назначал наместиками Медины других сподвижников. Он оставлял вместо себя Сада ибн Муаза, во время похода Буват[532], Абу Саламу, во время похода зуль-ашара[533], Абу Лубабу, во время похода бану кайнука[534], и во время похода ас-савик[535], Усмана ибн Аффана, во время похода гатафан[536], и во время похода затур-рика[537], Сиба ибн Урфу, во время похода думатуль-джандаль[538], ибн Умм Мактума, во время худайбии[539] и так далее.
Когда посланник Аллаха оставил Али в Медине, в городе не оставался никто кроме детей, женщин, стариков и лицимеров.
Повелитель правоверных Али, не воспринял свое оставание как почет, или указание к руководству. Именно поэтому он со слезами на глазах, спросил пророка: ««Неужели ты (хочешь) оставить меня среди женщин и детей?»[540]
Далее стоит отметить, что Харун (мир ему), не был преемником Мусы (мир ему), так как умер раньше его[541]. Наследником Мусы (мир ему) был Иуша ибн Нун (мир ему)[542].
Посланник Аллаха сказал: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?»
Он не сказал: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Иуша ибн Нун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет».
Если Иуша (мир ему) был преемником Мусы (мир ему), кем же для Мусы (мир ему) был Харун (мир ему)? Обратимся к Корану.
Муса вознес молитву к Аллаху: «29. Назначь мне помощника из моей семьи 30. брата моего Харуна (Аарона). 31. Умножь благодаря ему силу мою 32. и позволь ему разделить со мной мою миссию, 33. чтобы мы славили Тебя многократно 34. и поминали Тебя многократно. 35. Воистину, Ты видишь нас»[543].
Повелитель правоверных Али был незаменимым помощником посланника Аллаха. Подобно другим сподвижникам, он был опорой пророка, и его силой.
В книге «Сахих» /том 2, стр. 319/ Тирмизи привел хадис от Ибн Бурайда, а он говорит со слов отца: «Самой дорогой и святой женщиной для посланника Аллаха была Фатима, а самым дорогим и любимым мужчиной был Али ».
Цепочка передатчиков этого предания слабая. Вот арабский текст из «Суннан» имама Тирмизи:
حدثنا إبراهيم بن سعيد الجوهري حدثنا الأسود بن عامر عن جعفر الأحمر عن عبد الله بن عطاء عن بن بريدة عن أبيه قال كان أحب النساء إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فاطمة ومن الرجال علي
Абдуллах ибн Ата слабый, как отмечал имам Насаи[544]. Ибн Хаджар сказал о нем: «Садук, ошибался и занимался /тадлисом/». Это предание ибн Ата передал в /от/ форме, не указав, слышал ли он его сам от ибн Бурайды.
Даже если бы это предание достоверно, то оно бы было лишь мнением сподвижника, которым нельзя отвергнуть мнение самого посланника .
Имам Насаи в «Суннан аль Кубра»[545] передал от Амр ибн Аса : «Я спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей наиболее любимый для тебя?». Он ответил: «Аиша». Я сказал: «Я не имею ввиду среди женщин». На что он ответил: «(Тогда) ее отец».
Вообще это не благодарное дело выяснять, кого человек любил больше, дочь от первой жены, или свою молодую жену.
В книге «Мустадрак» /том 3, стр. 154/ имеется предание от Джами ибн Амира, который сказал: «Как-то мы с матерью пришли к Айше. После я услышал, как за занавесью моя мать задала вопрос Айше об Али (да будет мир с ним!). Айша ответила: «Ты у меня спрашиваешь о мужчине… Клянусь Аллахом! Я не знаю мужчину, которого бы посланник Аллаха считал ближе и любимей, чем Али. Не найдется на свете женщины, которую бы Пророк любил больше, чем Фатима (дочь пророка и супруга Али)» (стр 194).
Хадис сфабрикован. Передатчик Джами ибн Амир (или Умейр) был рафидитом, который выдумывал предания. Сказал ибн Хиббан: «Рафидит». Сказал ибн Умейр: «из лживых людей»[546]. Захаби также отмечал, что это передатчика объвиняли во лжи[547].
Предположим, что этот хадис достоверен. Почему тогда рафидиты ненавидят Аишу (да будет доволен ею Аллах), и считают что она была врагом Али и его семейства (да будет доволен ими Аллах)? Или, что она якобы не терпела когда кто-то хорошо отзывался об Али?
Где логика этих выпускников Кумской академии?
В книге «Сахих» /том 2, стр. 300/ Тирмизи привел хадис с передатчиками, восходящими к Джабиру, который сказал: «В день сражения «Таиф», посланник Аллаха позвал Али и в тайне беседовал с ним, после чего люди сказали: «Тайная беседа пророка с его двоюродным братом затянулась». Тогда пророк сказал: «Не я беседовал с ним в тайне, а Сам Аллах беседовал с ним в тайне» (стр 198).
Хадис слабый, как отметил шейх Албани.
حدثنا علي بن المنذر الكوفي حدثنا محمد بن فضيل عن الأجلح عن أبي الزبير عن جابر قال دعا رسول الله صلى الله عليه وسلم عليا يوم الطائف فانتجاه فقال الناس لقد طال نجواه مع ابن عمه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم ما انتجيته ولكن الله انتجاه
Рассказчик Абу Зубайр Мухаммад ибн Муслим. Абу Хатим и Абу Зура отмечали, что на него не опираются (لا يحتج به). Ибн Муин и Насаи считали его достойным доверия[548].
Аджлах Кинди. Абу Хатим отметил, что этот передатчик не сильный. Насаи назвал его слабым. Иджли и ибн Муин считали его достойным доверия[549].
С его слов передает Мухаммад ибн Фудайл, достойный доверия передатчик, но шиит.
В книге «Сахих» на стр. 14 Ибн Маджа привел хадис с двумя путями передатчиков, восходящими к Анас ибн Малику, что тот сказал: «Поистине, посланник Аллаха изволил сказать: «Лучшим судьей среди вас является Али» (стр 199).
Ибн Маджа передал эти слова как часть большого предания: «Самым милостивым к моей умме является Абу Бакр, самым жестким в исполнение законов Аллаха является Умар, самым искренне стыдливым Усман, лучшим судьей Али ибн Аби Талиб, лучше всех читает Коран Убай ибн Кааб, лучше всех знает, что дозволено и что запрещено Муаз ибн Джабаль, лучше всех в вопросах наследства разбирается Зайд ибн Сабит. Внимание! В каждой общине есть тот, кто заслуживает доверия /амин/, что же касается заслуживающего доверия этой общины, то это Абу Убейда ибн аль-Джаррах»[550].
Хадис достоверный, как отметил шейх Албани. И как нам назвать поступок Алмата, который привел лишь ту часть хадиса, которая ему выгодна? Или он верит лишь в ту часть хадиса, в которой говорится об Али?
Сказал Аллах: «Неужели вы станете веровать в одну часть писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете»[551].
В книге «Мустадрак ас-Сахихайн» /том 3, стр. 128/ приведен хадис с передатчиками, восходящими к Зейд ибн Аркаму, следующего содержания: Посланник Аллаха изволил сказать: «Желающий жить жизнью, подобно моей (т.е. при жизни быть правоверным) и умереть смертью, подобно моей (т.е. умереть правоверным) и попасть в вечный рай, обещанный мне Господом, должен любить Али ибн Абу Талиба. Поистине, он не собьет вас с истинного пути и никогда не введет вас в заблуждение» (стр 200-201).
Это предание сфабриковано.
حدثنا بكر بن محمد الصيرفي بمرو ثنا إسحاق ثنا القاسم بن أبي شيبة ثنا يحيى بن يعلى الأسلمي ثنا عمار بن زريق عن أبي إسحاق عن زياد بن مطرف عن زيد بن أرقم رضى الله تعالى عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم من يريد أن يحيى حياتي ويموت موتي ويسكن جنة الخلد التي وعدني ربي فليتول علي بن أبي طالب فإنه لن يخرجكم من هدى ولن يدخلكم في ضلالة
(Цепочка передатчиков): пророк сказал: «Кто хочет жить моей жизнью и умереть моей смертью и пребывать в садах бессмертия, которые пообещал (нам) Аллах, тот должен принять покровительство Али ибн Абу Талиба, он никогда не выведет вас из повиновения (Аллаху) и не введет вас в заблуждение».
Этот хадис также передавался Табарани.Сказал хафиз Аль Хейсами: «Передал Табарани в (цепочке есть) Йахъя ибн Йали Аслами и он слабый»[552].
Передатчики:
1) Йахъя ибн Йали Аслами. Сказал Абу Хатим: «Слабый»[553]. Сказал ибн Маин: «Ничто»[554] Сказал ибн Хаджар: «Слабый шиит»[555].
Шейх Албани привел это предание в «Силсила ад даифа», и отметил, что оно выдуманное[556]. Захаби в «Талхисе» сказал, что это предание ближе к вымышленному.
В книге «Мустадрак» /том 3, стр. 135/ приведен хадис с повествователями, восходящими к Аммару Ясиру, который сказал: «Я слышал от посланника Аллаха, что он, обращаясь к Али, сказал: «О, Али! Счастлив тот, кто будет тебя любить и будет правдив по отношению к тебе, и горе тому, кто будет враждовать с тобой и будет лжецом по отношению к тебе». Хаким утверждает, что этот хадис также является достоверным и имеет хороших и достоверных передатчиков.
Предание сфабриковано. Захаби[557] и Шейх Албани сказали, что это предание ложное[558], ибн Касир в «Бидая ва нихая»[559] также отмечал лживость подобных преданий.
Рассмотрим те ссылки, в которых приводятся цепочки передатчиков.
Хаким в «Мустадрак»:
أخبرنا أحمد بن جعفر القطيعي ثنا عبد الله بن أحمد بن حنبل حدثني أبي ثنا سعيد بن محمد الوراق عن علي بن الحزور قال : سمعت أبا مريم الثقفي يقول : سمعت عمار بن ياسر رضي الله عنه يقول : سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول لعلي : يا علي طوبى لمن أحبك و صدق فيك و ويل لمن أبغضك و كذب فيك
Передатчики Саид ибн Мухаммад аль-Варрак и Али ибн Хазаввар крайне слабые. Захаби в «Талхис» отметил, что они оставленные передатчики. /матрукан/.
Ибн Муин сказал, что Саид ничто. Ибн Сад назвал его слабым. Насаи отметил, что он не был честным. Даракутни сказал, что он /матрук/[560].
О ибн Хазавваре, Йахъя сказал: «Не дозволено кому-либо передавать от него хадисы». Абу Хатим сказал: «Его предания крайне неприемлимы». Насаи сказал: «Матрук». Даракутни сказал: «Слабый». Некоторые передатчики для того чтобы скрыть истиную суть вещей, порой при передачи преданий от ибн Хазаввара, называли его Али ибн Абу Фатима[561].
Оба этих передатчика присутствуют в цепочке такого хадиса, который передавали ибн Асакир[562], Абу Йала[563], Хатиб аль-Багдади.
Даджаль Алмат среди ссылок указывает «Маджмау заваид», но как всегда, он пропускает мнение имама Хейсами, которое идет там же, сразу после хадиса. Хейсами сказал: «Передал Табарани, в цепочке передатчиков Али ибн Хазаввар, и он /матрук/»[564].
В книге «Сахих» /том 1, стр. 58/ Тирмизи привел хадис, передатчики которого восходят к Али, что он сказал: «Посланник Аллаха обратился ко мне со словами: «О, Али! Я желаю тебе всего того, чего желаю себе и не желаю для тебя всего того, чего не желаю себе».
От автора: Этот хадис привели Абу Дауд Тияласи в книге «Муснад» /том 1, стр. 25/, Ахмад ибн Ханбал в книге «Муснад» /том 1, стр. 136/, Даркатни в книге «Сунан» /стр. 44/, Муттаки Хинди в книге «Канз аль Уммал» /том 4, стр. 229, том 8, стр. 58, 185, 195/.(стр 202-203).
Во первых Алмат вновь срезал хадис. А ведь в «Суннан» Тирмизи есть продолжение, где посланник Аллаха делает замечание Али по поводу того как следует сидеть во время молитвы.
حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن أخبرنا عبيد الله بن موسى حدثنا إسرائيل عن أبى إسحاق عن الحارث عن على قال قال لى رسول الله -صلى الله عليه وسلم- « يا على أحب لك ما أحب لنفسى وأكره لك ما أكره لنفسى لا تقع بين السجدتين ». قال أبو عيسى هذا حديث لا نعرفه من حديث على إلا من حديث أبى إسحاق عن الحارث عن على. وقد ضعف بعض أهل العلم الحارث الأعور.
Во вторых, как отметил сам имам Тирмизи, некоторые ученые критиковали Хариса, передатчика этого хадиса. Харис ибн Абдуллах Аль-Авар. Имамы Абу Хайсам[565], Али ибн Мадини и Шаби считали его лжецом, Даракутни сказал, что он слабый[566]. Абу Зура и Абу Хатим отмечали, что на него нельзя опираться[567]. Через Хариса это предание передавал Абу Дауд Тайласи, Ахмад[568], Бейхаки[569]
Так, что это предание слабое, как отметил шейх Албани в «Мишкат валь масабих»[570].
Хадис также передал Даракутни в «Суннан»:
نا إسماعيل بن محمد الصفار نا العباس بن محمد ثنا أبو نعيم النخعي عبد الرحمن بن هانيء نا أبو مالك النخعي عن عبد الملك بن حسين حدثني أبو إسحاق السبيعي عن الحارث عن علي قال أبو مالك وأخبرني عاصم بن كليب الجرمي عن أبي بردة عن أبي موسى قال أبو نعيم وأخبرني موسى الأنصاري عن عاصم بن كليب عن أبي بردة عن أبي موسى كلاهما قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم : يا علي إني أرضى لك ما أرضى لنفسي وأكره لك ما أكره لنفسي لا تقرأ القرآن وأنت جنب ولا أنت راكع ولا أنت ساجد ولا تصل وأنت عاقص شعرك ولا تدبح تدبيح الحمار
Как отметил ибн Хаджар в «Талхис аль хабир»[571]: «В (цепочке передатчиков) Абу Нуайм Нахаи и он лжец».
Во третьих как передавалось, посланник Аллаха обращался со словами «Я желаю тебе всего того, чего желаю себе» не только к Али, но и к Абу Зару[572].
Если кто-то скажет, что посланник Аллаха не желал каждому мусульманину того же, что он желал себе, этот человек оскорбит пророка.
В книге «Сахих» /том 3, стр. 185/ на десятой строке Бухари привел хадис следующего содержания: «Посланник Аллаха, обращаясь к Али изволил сказать: «Ты от меня, а я от тебя» (стр 203).
Комментируя этот хадиса, Ибн Таймия сказал[573]: «Что касается слов пророка «Ты от меня, и я от тебя», с этими словами он обращался не только к Али . Он обращался с подобными словами к Салману Аль-Фариси .
Аллах в Коране говорит: «Они клянутся Аллахом, что принадлежат к вам. Однако они не принадлежат к вам. Напротив, они – боязливые люди»[574]. Посланник Аллаха по этому поводу сказал: «Тот, кто обманывает нас, не из нас, тот, кто поднимет на нас оружие, не из нас»[575]. Из этого можно сделать вывод, что те, кто не делают этих грехов, являются так сказать «из нас». Короче говоря, каждый полноценный мумин от пророка , и пророк от него. Пророк , обращаясь к дочери Хамзы ,сказал: «Ты от нас, а мы от тебя». Посланник Аллаха сказал Зейду : «Ты освобожден нами и являешься нам братом»[576].
В книге «Мустадрак ас-Сахихайн» /том 3, стр. 141/ приведен хадис от Имран ибн Хасина, что тот сказал: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «Смотреть на Али есть богослужение». (стр 205-206)
Этот хадис ложь, клевета на посланника Аллаха!
Табарани передал это предание со слов ибн Масуда, в /марфу/ форме. В цепочке передатчиков Йахъя ибн Иса Рамли[577], и он ничто. Аль-Хатиб передал это со слов Абу Хурайры, в /марфу/ форме. В цепочке его передатчиков Мухаммад ибн Айуб ибн Дурайс, который (прославился) рассказыванием вымышленных хадисов. Захаби в «Мизан» отметил, что Мухаммад ибн Исмаил ар-Рази[578] (другой рассказчик этой цепи) выдумал это предание. Это предание также передавалось ибн Насиром, со слов ибн Аббаса, в /марфу/ форме. В цепочке его передатчиков есть аль-Хаммани. Ахмад (ибн Ханбаль) и другие (ученые) считали его лжецом. (Также) в цепочке есть Йазид ибн Абу Зиад. Насаи сказал, что этот передатчик /матрук/. Даракутни передал это предание со слов Джабира, в /марфу/ форме, а ибн Ади передал со слов Анаса, в /марфу/ форме. Обе цепочки идут через аль-Адави, его хадисы не могут служить доводом. Ибн Ади также передал этот хадис через другую цепочку передатчиков, в которой проходит Мухаммад ибнуль Касим аль-Асади. Было сказано, что он лжец. Ибн Ади передал это предание также от Савбана, в /марфу/ форме. В цепочке передатчиков Йахъя ибн Саламах ибн Кухайл[579]. Этот рассказчик /матрук/ его предания не принимаются. Ибн Мардавейх передал этот хадис со слов Абу Саида в /марфу/ форме. В цепочке передатчиков Мухаммад ибн Юсуф аль-Кудайми, который выдумывал предания. Табарани передал это предание со слов Имрана ибн Хусайна в /марфу/ форме, а Абу Нуайм со слов Аиши[580], да будет доволен ею Аллах. В цепочке передатчиков Аббад ибн Сухайб[581]. Рассказчик хадисы которого не принимаются[582].
Касательно этого предания имам Захаби сказал: «Это ложь»[583]. Сказал шейх Албани: «(Хадис) выдуманный»[584].
Имам Хаким передал это предание через несколько цепочек передатчиков:
[ 4683 ] حدثنا أبو بكر محمد بن أحمد بن يحيى القاري ثنا المسيب بن زهير الضبي ثنا عاصم بن علي ثنا المسعودي عن عمرو بن مرة عن إبراهيم عن علقمة عن عبد الله بن مسعود رضى الله تعالى عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم النظر إلى وجه علي عبادة
Передатчики:
1) Абдуррахман ибн Абдуллах Масуди. Передатчик путался.
2) Асим ибн Али. Он из передатчиков Бухари, но подвергался критике. Его считали слабым ибн Муин, Насаи и другие.
3) Мусайб ибн Захир. Об этом передатчике нет хвалебных или критических мнений[585].
Имам Хаким в «Мустадраке» со слов Имрана ибн Хусайна:
[ 4681 ] حدثنا دعلج بن أحمد السجزي ثنا علي بن عبد العزيز بن معاوية ثنا إبراهيم بن إسحاق الجعفي ثنا عبد الله بن عبد ربه العجلي ثنا شعبة عن قتادة عن حميد بن عبد الرحمن عن أبي سعيد الخدري عن عمران بن حصين قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم النظر إلى علي عبادة هذا حديث صحيح الإسناد وشواهده عن عبد الله بن مسعود صحيحة
Хаким сказал: «Цепочка достоверна, хадис подтверждается хадисом от ибн Масуда».
Шейх Албани писал: «Не это (предание) ни то (предание от ибн Масуда) не являются достоверными. Нет упоминания Абдуллаха ибн Абдуррабих Аджли. Подобен ему (в неизвестности) Ибрахим ибн Исхак Джуфи»[586]. Захаби в «Талхисе» отметил, что предание вымышленное.
Шейх Албани подробно разобрал все пути передачи этого сообщения в своей книге «Сильсиля ахадис ад даифа»[587], желающие могут обратиться к ней.
Аллама ибн Джаузи привел некоторые из этих путей в своей книге, и прокоментировал их. Давайте рассмотрим эти пути передачи[588].
Хадис со слов Абу Бакра ас-Сиддика. Путь №1:
حدثنى محمد بن ناصر الحافظ وحدي قال حدثنى محمد بن على النرسى وحدي قال حدثنى أبو عبد الله محمد بن الحسنى وحدي قال حدثنى القاضى محمد بن عبدالله الجعفي وحدي قال حدثنى أبو الحسين محمد بن أحمد بن مخزوم وحدي قال حدثنى محمد بن الحسن الرقى وحدي قال حدثنى مؤمل بن إهاب وحدي قال حدثنى عبد الرزاق وحدي قال حدثنى معمر وحدي قال حدثنى الزهري وحدي عن عروة عن عائشة عن أبى بكر قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » النظر إلى على بن أبى طالب عبادة «.
Один из куфийцев из гулат украл это предание (у кого-то) и рассказал его, один Аллах знает, был ли это Джуфи или его шейх[589].
Путь №2
أنبأنا محمد بن عبدالملك قال أنبأنا الحسن بن على عن الجوهرى عن الدارقطني عن أبى حاتم البستى قال: رأيت الحسن بن على بن زكريا العدوى قد حدث عن أبى الربيع الزهراني ومحمد بن عبد الاعلى الصنعانى قالا حدثنا عبد الرزاق قال أنبأنا معمر عن الزهري عن عروة عن عائشة عن أبى بكر الصديق رضى الله عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » النظر إلى وجه على عبادة «
Передатчик Хасан ибн Али ибн Закария, лжец[590].
Хадис со слов Усмана ибн Аффана.
أنبأنا يحيى بن الحسن بن البنا أنبأنا أبو الحسين بن الابنوسي قال أنبأنا أبو نصر محمد بن أحمد المدابغى قال حدثنا محمد بن الحسن بن على الجرجاني حدثنا محمد بن أبى سعيد الحافظ أنبأنا أبو العباس أحمد بن هاشم الطرائفي قال حدثنى جعفر بن الحسين بن عمر الزيات حدثنا محمد بن غسان الانصاري عن يونس مولى الرشيد قال: كنت واقفا على رأس المأمون وعنده يحيى بن أكثم القاضى فذكروا عليا وفضله، فقال المأمون سمعت الرشيد يقول سمعت المهدى يقول سمعت أبى يقول سمعت جدى يقول سمعت ابن عباس يقول: رجع عثمان إلى على رضى الله عنهما فسأل المصير إليه فصار إليه فجعل يحد النظر إليه، فقال له على: يا عثمان مالك تحد النظر إلى، فقال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: » النظر إلى على عبادة «.
Цепочка передатчиков неизвестна[591].
Хадис со слов ибн Масуда.
فأنبأنا محمد بن عبد الباقي بن أحمد قال أنبأنا أحمد ابن أحمد قال أنبأنا أبو نعيم أحمد بن عبدالله الحافظ قال حدثنا أبو الهيثم أحمد بن أحمد الهمداني قال حدثنا الحسن بن خباش قال حدثنا هارون بن حاتم قال حدثنا يحيى بن عيسى الرملي عن الاعمش عن إبراهيم عن علقمة عن عبدالله عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: » النظر إلى وجه على عبادة»
Йахъя ибн Иса Рамли. Ибн Муин сказал, что он ничто, его предания не записываются[592].
Хадис со слов Муаза.
أنبأنا أبو منصور القزاز قال أنبأنا أبو بكر أحمد بن على بن ثابت قال أنبأنا على بن أحمد الوزان قال أنبأنا محمد بن إسماعيل الرازي قال حدثنا محمد بن أيوب قال حدثنا هوذة بن خليفة قال أنبأنا ابن جريج عن أبى صالح عن أبى هريرة قال: رأيت معاذ بن جبل يديم النظر إلى على بن أبى طالب عليه السلام، فقلت. ما لك تديم النظر إلى على كأنك لم تره ؟ فقال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: » النظر إلى وجه على عبادة «.
Передатчик Мухаммад ибн Айуб. Сказал ибн Хиббан: «Рассказывал вымышленные истории, на него нельзя полагаться». Неизвестно, слышал ли он хадисы от Хавзат[593], и рассказывал ли от него[594].
Хадис со слов ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
أنبأنا محمد بن ناصر بن على بن ميمون قال أنبأنا على بن المحسن التنوخى قال أنبأنا عبدالله بن إبراهيم بن جعفر الزينبي قال حدثنا محمد بن سفيان الحنائى قال حدثنا عثمان بن يعقوب العطار قال حدثنا محمد بن محمد البصري عن الحمانى عن ابن فضيل عن يزيد بن أبى زياد عن مجاهد عن ابن عباس أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: » النظر إلى على عبادة «.
Передатчик Хамани лжец, как отмечали ибн Нумайр и имам Ахмад[595].