Правила приличия в еде у мусульман

Рецепты. Делимся советами. О вкусной еде

Модераторы: Altin, Hanifa-Sunnat

Правила приличия в еде у мусульман

Сообщение RinatPiterski » 25 сен 2013, 23:07

Правила приличия при еде и питье

Когда вы пожелаете принять в своем доме гостей, то должны пригласить не только своих обеспеченных знакомых, но, вместе с ними, и малоимущих. К этому обязывают правила гостеприимства, и сам пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив, также, нуждающихся".
Приглашая к себе отца, вы должны пригласить и его сына, а если во время приглашения в доме приглашаемого будут находиться его близкие родственники, то надо позвать их всех -было бы невежливо обойти их приглашением. Принимая гостей, встречайте их у входа в дом, как можно радушнее угощайте их и оказывайте им возможно больше уважения и почтения. Предупредительность и исключительная заботливость по отношению к гостям обязательны для хозяев в течение трех дней; начиная с четвертого - можно уже несколько меньше заботиться о гостях.

По приходе гостя подавайте угощение как можно скорее, не заставляйте его долго ждать; не следует подавать лишней еды сверх того, что гость в состоянии съесть. Хлеба (лепешек) на столе должно быть в нечетном количестве, ровно столько, сколько нужно по числу гостей; и, если один хлеб разломан для угощения, не следует ломать другой, пока не съеден первый - это была бы непроизводительная трата (исраф).

Когда кушанье подано, хозяин приглашает гостя начать есть, однако правила приличия требуют, чтобы именно хозяин первым протянул руку к блюду. Наоборот, вытирать руки после еды хозяин должен, выждав, когда это сделает гость. Не следует особенно назойливо угощать гостя, достаточно повторить приглашение три раза.

За столом хозяин должен составлять компанию гостю сообразно со вкусами и аппетитом гостя. Закончил гость трапезу, и хозяину следует перестать есть. Во время угощенья гостя хозяину дозволяется держать пост (ураза-нафил), если он начал соблюдать такой пост до прихода гостя. Самые вкусные и изысканные блюда следует предложить гостю, хозяин же ест то, что похуже и попроще.

Если еды приготовлено мало, и видно, что гость обладает хорошим аппетитом, то хозяину следует есть как можно меньше, чтобы побольше досталось на долю гостя. Если гость пожелает удалиться по окончании угощенья, не надо слишком настаивать на том, чтобы он остался. Последуйте за ним, проводите до выхода и, перед его уходом, выразите ему признательность за посещение, сказав: "Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст Вам за это Всевышний своею милостью".

Не следует допускать особенной роскоши в угощении, чтобы не создалось впечатления, что вы хвастаетесь своим гостеприимством или пытаетесь затмить других. А как подобает вести себя при получении приглашения на угощение? Принять приглашение нужно обязательно, даже если вам известно, что приглашающий вас в состоянии купить, к примеру, только одну баранью ногу. Будь то значительный человек или бедняк - никого нельзя обижать отказом, а следует принять приглашение и пойти туда, куда вас зовут.

Неприлично прийти на угощение, не получив на то приглашения. Если два человека одновременно приглашают вас к себе, то нужно идти к тому из них, кто ближе живет; если же оба живут одинаково близко, то вам следует отдать предпочтение тому из них, с кем вы ближе знакомы или дружите. Неприлично, будучи приглашенным в гости, привести с собой того, кто не получил приглашения.

Если же какой-нибудь человек, не будучи приглашенным, по своему почину последует в гости за тем, кто был приглашен, то последний у входа в дом должен сказать хозяину: "Этот человек пришёл по своей воле, без моего приглашения. Если Вам угодно, пусть войдет, если же Вы этого не желаете, то пусть удалится". Этим снимается нравственная ответственность с гостя за то, что с ним пришел не приглашенный. Отправляясь в гости, следует несколько утолить свой голод дома, чтобы в собрании не выделяться из среды прочих гостей торопливостью в еде.

Придя в собрание, займите место, которое будет указано вам хозяином. Следует принимать все, что предложит хозяин, неприлично озираться по сторонам и рассматривать находящиеся в помещении вещи. Также не следует давать указания хозяину относительно приготовления пищи и всего другого. Свое мнение можете высказать только в том случае, если между вами и хозяином давно существуют дружеские отношения. Неприлично гостям передавать друг другу пищу руками, взяв кушанье с блюда. Общее правило обязывает не подавать руками пищу ни бедняку, ни собаке, ни кошке.

По окончании угощения не следует без разрешения хозяина уносить домой что-нибудь из того, что еще осталось на столе. Пища подается на стол для того, чтобы ее съели тут же, а не уносили домой. Когда хозяин, по окончании трапезы, станет свертывать разостланную скатерть, на которой угощались гости, следует помолиться о благополучии хозяина так: "О Боже! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему".

После молитвы обязательно попросите у хозяина разрешения удалиться и после этого уже не ведите продолжительных бесед, т.к. известно из предания, что Мухаммад, мир ему, говаривал: "После принятия пищи расходитесь поскорей".

При еде и питье следует руководствоваться следующими правилами:

нужно приступать к еде только тогда, когда хорошо проголодался, а лучше есть не досыта, умеренно;

вообще следует остерегаться есть пищу, о которой нельзя с уверенностью сказать, что она, несомненно, чистая. Такой сомнительной пищи (шубха), ешьте как можно меньше - даже когда заставляет голод - с чувством стыда и раскаяния в душе;

так же поступайте и в том случае, если нет оснований считать пищу недозволенной, но предлагается она человеком жестоким или не соблюдающим всех законов Ислама;

не следует есть постоянно мясное без перерыва, но и не следует также обходиться совсем без мяса сорок дней подряд;

остерегайтесь есть или пить одни за другими некоторые продукты, т.к. это может повредить здоровью, например: после рыбы не следует пить тотчас же молоко и наоборот;

вареное мясо не следует смешивать с жареным, а сушеное или вяленое - со свежим;

не следует есть и пить одно за другим два горячих или возбуждающих, или два холодных или холодящих, два мягких и нежных или два твердых и грубых кушанья;

не ешьте подряд два блюда, действующих закрепляюще или два блюда послабляющих, или одно закрепляющее, а другое послабляющее - лучше ограничьтесь одним блюдом (фрукты, конечно, в счет не идут);

если пища готова и вы достаточно проголодались, принимайте пищу раньше обязательной повседневной молитвы, так, чтобы ко времени намаза закончить еду и идти молиться;

приступающие к еде должны выждать, чтобы старший из присутствующих протянул руку к пище, и тогда только сами могут тоже начать есть, однако и старшему не следует медлить - он скорее должен начинать есть, не заставляя ждать других, чтобы кушанье не остыло;

прежде, чем приступить к еде, необходимо прочесть установленную для того молитву или хотя бы произнести вслух: "Во имя Бога, милостивого, милосердного";

начинать и заканчивать трапезу надо, непременно, солью - таков обычай;

приступая к еде, возьмите щепотку соли, и вновь произнесите: "Во имя Бога, милостивого, милосердного"; если кто-нибудь, по забывчивости, перед началом еды не произнесет положенной молитвенной фразы "Во имя Бога, милостивого, милосердного", и вспомнит об этом за едой, ему следует исправить свою ошибку, произнеся: "Во имя Бога и начало, и конец еды";
еду и питье надо брать непременно правой рукой;

брать пищу с блюда следует прямо перед собой, не выбирая лакомых кусочков, лежащих на другой стороне блюда, так дозволяется брать только понравившиеся фрукты;

следует относиться с особенным вниманием к хлебу и крошкам - мусульмане признают хлеб продуктом священным и принимают все меры к тому, чтобы хлеб не падал со стола на пол;

хлеб, прежде чем начать его есть, полагается разломать на куски - будь это лепешка или весовой хлеб - непременно обеими руками, не торопясь, и честь преломить хлеб для гостей принадлежит хозяину угощения;

ножом хлеб не режут, от целой лепешки зубами не откусывают - все это считается неприличным;

не следует хлебом обтирать жир с рук после мясной пищи;

следует подобрать и съесть случайно выпавшие изо рта во время еды крошки - это приносит много счастья;

выбросить крошки - значит обнаружить свою гордость и самонадеянность; рекомендуется есть медленно, не торопясь, т.к. торопливость в еде вредит пищеварению, не класть в рот слишком большие куски и стараться прожевать все как можно лучше;

не следует дуть на слишком горячую пищу, нужно есть, когда она остынет сама;

рот следует открывать лишь настолько, чтобы поместился взятый кусок. неприлично протягивать руку к блюду за следующим куском, пока не пережеван и не проглочен предыдущий, откусив от своего куска, не следует класть вновь на блюдо оставшуюся его часть, или стряхивать приставшую к руке пищу в посуду, из которой берут еду остальные присутствующие;

не следует выколачивать находящийся в костях жир о хлеб, о край блюда или о скатерть;

считается грехом дремать во время еды, подобно животным, также не следует возвышать голос, говорить неприятные присутствующим вещи или критиковать предложенное угощение;

по-возможности, не следует есть одному, потому что чем больше рук протянется к пище, тем больше Бог посылает ее на пользу людям, и благосостояние хозяина дома увеличивается;

до самого конца собрания следует всеми силами поддерживать мир, согласие и веселое расположение духа у собравшихся, а вставать следует не раньше, чем хозяин свернет скатерть, на которой подавалось угощение -
встать раньше дозволяется только ввиду какой-нибудь уважительной причины;

вежливость требует, чтобы каждый, берущий еду из общей посуды, старался лучшие куски предоставлять другим, и не протягивал руку за лучшими кусками для себя;

не следует до краев наполнять ложку - это показывает увлечение пищей, а также и брать на ложку слишком мало - это часто обнаруживает гордость;

лучше всего наполнять ложку наполовину; надо стараться, чтобы с ложки не капало на скатерть или одежду;

еду, оставшуюся в ложке, недопустимо класть обратно в посуду, из которой едят другие;

не стоит приближать рот к самой чашке, подобно животным, засовывать ложку далеко в рот и издавать неприятные звуки, прихлебывая с ложки;
не следует стучать ложкой, кладя ее на блюдо;

и класть ложку следует наружной стороной вниз, чтобы оставшаяся на ложке пища не капала на скатерть;

очищая фрукты, не следует класть снятую кожицу, зерна и косточки на то же блюдо, где лежали плоды, а сложить все это в посуду, предложенную хозяином специально для этих целей;

перед принятием пищи и после еды всем гостям необходимо совершить омовение рук с соблюдением всех формальностей, которые, в общем, довольно точно исполняются во всех мусульманских домах;

после омовения рук, перед угощением и после его окончания, произносятся особо установленные молитвы, в которых благодарят Бога за посланную пищу и просят прощения грехов хозяину дома, всем присутствующим, всем мусульманам;

молитву произносит кто-нибудь из старших по возрасту гостей про себя, подняв перед собой руки ладонями вверх, а закончив, проводит ладонями рук по лицу и подбородку, и этот жест молча повторяют за ним все присутствующие;

Для питья воды существуют свои правила:

воду, по возможности, следует пить сидя;

имеются два исключения из этого правила: стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа, и воду, оставшуюся после омовения, если человеку захочется напиться, а в его кувшине будет вода;

на воду не следует дуть;

неприлично пить воду из чашки залпом, без перерыва, а следует делать это в три приема, каждый раз отрываясь от края посуды - в первый прием делают только один глоток, во второй - три, в третий - пять,
придерживаясь нечетного числа глотков;

перед первым глотком следует произнести: "Во имя Бога, милостивого, милосердного", а по окончании питья: "Слава Богу, Господу миров".

Мухаммад Садык Кашгари (Махмуд Кашгарский)
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

ПИЩЕВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ

Сообщение Admin » 31 июл 2015, 23:44

ПИЩЕВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ

В исламе немало пищевых предписаний, что накладывает свой отпечаток на питание мусульман. Своеобразие исламских предписаний заключается в следующем. Во-первых, имеются продукты, употребление в пищу которых одобряется. Во-вторых, часть продуктов подпадает под категоричный и абсолютный для мусульман всего мира запрет. В-третьих, некоторые пищевые продукты можно отнести к категории условно-запретных или условно-допустимых (порицаемые или не одобряемые продукты).-Такие продукты чаще всего используются мусульманами тех стран, где условия и образ жизни, а отсюда и национальные традиции в питании существенно отличаются от таковых у арабов Аравии — основателей классического ислама.

Пищевые запреты в исламе включены в понятие «харам» (араб. — запретное). В харам входят: греховные, порочные, запретные поступки; семейно-брачные отношения с близкими родственниками, причем молочное родство, то есть питание некровных младенцев грудным молоком одной женщины, приравнено к кровному; азартные игры; особые запреты, налагаемые на паломников во время хаджжа — паломничества в Мекку; перечень запретных пищевых продуктов и напитков.

Пищевые предписания несколько различаются в зависимости от мазхаба (араб. — путь) — богословско-правовой школы, или толка, ислама.

Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата — без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец. В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку.

Нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например, крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.), в одних мазхабак считают запрещенной в питании, в других — только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля — можно. Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины или мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Так же поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIII — IX вв. и отошли от обычаев питания предков.

Запрещены напитки и пища с опьяняющими и одурманивающими свойствами, но некоторыми мазхабами употребление их дозволено в количествах, не вызывающих нежелательных последствий, или как лекарств.

Следует отметить, что грехом и правонарушением в исламе считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенной пищи и питья. Если же кто-либо был принужден к этому силой или голодом и жаждой, не имея возможности удовлетворить их иначе, то этот грех мусульманину прощается. Гибкость такого подхода проявляется и в понятии «макрух» (араб. — недостойное) — категории поступков и действий, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций. В питании к макруху относится употребление некоторых видов пищи и напитков, которые в принципе должны быть запре­щены: блюда из внутренностей животных, кумыс, пиво, в особых случаях — вино и т. п.

Категория «макрух» занимает важное место в исламской этике, создавая переходную зону между запрещенными (харам) и разрешенными действиями. Однако переходную зону нельзя рассматривать как вседозволенность, так как существует понятие «джанаба» (араб. — осквернение) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний, перечень которых весьма обширен. К оскверняющим предметам и веществам относятся, в частности, свинина и мясо хищных животных и птиц, трупы павших животных, вино и другие опьяняющие и одурманивающие вещества, если они употребляются не для медицинских целей, все, что имеет вид и запах скверны, например, гнилые продукты и протухшая пиша.

Осквернение предметов обихода может происходить, если в посуду правоверного мусульманина положили свинину или изделия из нее (колбаса, сало и т. п.) или налили вино. Если осквернение последовало в результате обстоятельств, которые не связаны с прегрешением (работа мясника и т. п.), то очищение производится простым ритуальным омовением. Если же имело место недозволенное и умышленное действие, например злоупотребление вином до состояния опьянения, то, кроме омовения, должно быть принесено специальное покаяние и совершены искупительные действия — денежные пожертвования на благочестивые цели, раздача пищи неимущим и т. д. Оскверненные предметы обихода и помещения тщательно чистятся, промываются и проветриваются. При этом произносят специальную молитву, подтверждающую намерение очиститься от осквернения.

Однако и в отношении самой «пищевой джанабы» мусульманские подходы достаточно гибкие: представления об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных продуктов и напитков отличаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий жизни. Поэтому разнообразие мира ислама — мусульманских стран и народов — вносит свои коррективы в пищевые предписания и, следовательно, в питание. Приведем несколько примеров.

Как отмечено выше, к пищевым запретам ислама относится мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением. Однако в Тунисе мусульмане готовят особый продукт «кадид» — сухую баранину. Кадид приготовляют из правой лопатки барана, в том числе жертвенного, которого режут во время праздника разговенья. Кусок баранины солят, сдабривают специями и подвешивают для просушки. Сухое мясо используют только через три недели в день Нового года, который отмечается не как религиозный, а как народный праздник.

В связи с отсутствием единого мнения об употреблении в пищу мяса некоторых животных практическое решение этого вопроса зависело от особенностей питания того или иного народа. Характерным примером является использование конины. Для мусульман казахов и киргизов конина была и остается национальным видом мяса, употребляют конину и исповедующие ислам татары и башкиры России. Роль конины в питании казахов такова, что названия большинства мясных блюд связаны не с составом сырья или способом приготовления, а с наименованием частей, на которые в соответствии с традициями разделывается конская туша. И зна­менитые казахские и киргизские бешбармаки делают из конины и баранины. Это положение относится и к внутренностям животных, не рекомендуемых мусульманам. Для казахской кухни типично сочетанное использование конины или баранины с внутренними органами этих животных, например, куырдан — жаркое из бараньего мяса, печени, легких и сердца. Узбеки и таджики — мусульманские соседи казахов и киргизов — конину в пищу не употребляют Общим в питании всех четырех указанных народов Центральной Азии является абсолютное исключение свинины., что соответствует категоричному предписанию ислама.

Даже у арабов Аравии, где сформировался ислам и прочны его устои, встречаются отдельные отступления от религиозных пищевых предписаний. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. Более того, бараньи почки считаются наиболее вкусными частями и ими в первую очередь угощают гостей. Бедуины так искусно умеют перерезать горло скотине, что в несколько минут выпускают всю кровь, чтобы она в соответствии с запретом не попала в пищу. Однако некоторые племена используют кровь в питании. Имеются сведения, что еще в недавние времена бедные слои кочевников ели ящериц, змей, лисиц и других хищных зверей.

В средневековой мусульманской литературе есть немало сочинений, ще в современно звучащие рациональные правила питания вплетены пищевые предписания ислама. В сочинении Мухаммеда Садык-и-Кашгари «Адаб-ул-салихан» («Кодекс приличий на Востоке») сказано, что ийщу следует вкушать умеренно, не допускать пресыщения и лучше не есть досыта, не следует также есть мясное постоянно, но и нельзя оставаться без мяса 40 дней подряд. Так как пророк Мухаммед не ел внутренние органы (почки, легкие, кишки, желудок и т. д.) коров и других дозволенных в пищу животных. то не должно есть эти продукты. В сочинении определен порядок употребления некоторых видов пищи, а также то» какая пища вредит здоровью. Например, после физической работы не следует пить молока, вареное мясо не надо мешать с жареным, сушеное или вяленое — со свежим. Не надо есть одно за другим два горячительных, возбуждающих кушаний равно как и два прохладительных, холодящих, два мягких и нежных кушанья, два твердых и грубых, два блюда, которые действуют закрепляюще, и два — послабляюще. Нельзя есть продукты испорченные, издающие дурной запах, а также мясо павших животных. Не рекомендуются сырой лук и чеснок, потому что пророк Мухаммед не ел этих ово­щей, Отметим, что лук и чеснок не вошли в число пищевых запретов ислама.

Запрет на употребление свинины относится к непререкаемым предписаниям ислама и более древней религии — иудаизма. Любопытно, как современные мусульманские богословы трактуют этот и другие пищевые запреты.

В 1994 г. имам-хатыб (глава мусульманской общины, читающий пят­ничную проповедь в мечети) Московской соборной мечети X. Фахретдин сказал следующее: «Аллах запрещает употреблять в пищу только то, что противопоказано человеку, вредит его здоровью. Что дурно, вредно и является харамом (грехом). Свинина — тоже харам. Известно, что в мясе свиньи порой содержатся бактерии, которые отрицательно влияют на организм человека и приводят к болезням». Не касаясь религиозной сущности мусульманского понятия «харам», отметим, что возможная обсемененность болезнетворными микробами у свиней не выше, чем у коровы. Другое дело — это возможное наличие в свинине возбудителей гл.1стных заболеваний, прежде всего трихинеллеза. Нельзя согласиться с имамом-хатыбом, что все пищевые предписания ислама имеют медицинское и профилактическое значение. Впрочем, это положение относится и к пищевым запретам других религий.

По отношению к вину и другим спиртным напиткам ислам резко отличается от иудейской и христианской религий.

Известно, что производство и потребление виноградного вина в древности было традиционным для арабов Передней Азии. Немало поэтических строк о вине мы находим в доисламской и средневековой арабской литературе, в которой жанр винной поэзии — хамрият — занимал особое место.

Коран запрещает употребление вина. Отметим — вина, а не спиртного вообще. В Коране трижды прямо или косвенно говорится об этом запрете в четырех айатах (стихах).

В одном стихе запрещено быть в нетрезвом состоянии во время молитвы: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны...» Фактически это уже запрет на алкоголь, так как мусульманам предписано совершать молитву пять раз в день, а опьянение не может исчезнуть полностью за несколько часов. В другом месте резко критикуется само употребление вина: «Вино — мерзость из деяния сатаны...», «Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы». В третьем месте вино объявляется греховным продуктом: «Они спрашивают тебя о вине... Скажи: «В нем — великий грех и некая польза, но грех его — больше пользы».

Таким образом, Коран не исключает некоторые полезные свойства вина. Но главное, на что обращается внимание, это состояние опьянения и общее неблагоприятное влияние алкоголя на организм, то есть его наркотическое и токсическое действие. На это указывает тот факт, что одновременно с осуждением употребления вина в земной жизни Коран говорит и об особом вине. Это вино получат правоверные мусульмане после смерти — в потустороннем мире: «Там реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих». И это не земное вино, от которого после изнемогают отведавшие ею: «От него не страдают болью и ослаблением». Следовательно, земное воздержание праведников вознаграждается в раю вином, которое не имеет для пьющих алкогольных последствий.

Образование в VII в. арабского государства щло путем объединения арабских племен и в этом процессе ведущую роль сыграл йслам. Сам процесс требовал искоренения некоторых старых обычаев, препятствующих объединению (идолопоклонство, многобожие и т. д.). Некоторые востоковеды полагают, что в число искореняемых обычаев вошло и пьянство. Известно, что пророк Мухаммед вина не пил, а во времена Мухаммеда в Аравии стали наказывать за пьянство сорока ударами палкой. Нельзя исключить и еще одну причину запрета: желание внести в йенам отграничения от иудаизма и христианства, у которых пьянство осуждалось, но вино не было запрещено, а даже являлось частью религиозных ритуалов, особенно у иудеев.

Запрет Корана не прекратил полностью тайного и подчас открытого употребления алкогольных напитков среди мусульман, Этому помогало произвольное толкование айатов Корана, так как в них говорится о вине и ничего не сказано о других источниках алкоголя, например, пиве или крепких спиртных напитках. Правда, последние и не могли быть упомянуты в Коране, так как в доисламские времена оседлые арабы Аравии возделывали виноград, из которого получали вино, но не производили из него (или иного сырья) крепких спиртных напитков.

Например: «Виноградное вино запрещено из-за его опьяняющих Свойств. Пальмовое вино (ракия, арака, виски, коньяк и т. п.) обла­дает опьяняющими свойствами. Следовательно, оно запрещено».

Кияс принят всеми богословско-правовыми школами ислама, но трактовка суждения по аналогии может быть различна в разных странах и разных ветвях ислама.

Это относится и к вопросам питания. Так, в кисломолочном напитке из кобыльего молока — кумысе — объемное содержание этилового спирта достигает 2—3 % и более, как в некрепком пиве. Возможно и опьянение от выпитого в больших количествах кумыса. Однако этот национальный для многих народов {казахов, татар, башкиров и т. д.) напиток разумно не попал под запрет, хотя опьянение кумысом является греховным поступком.

Отметим, что в настоящее время в ряде стран с преобладанием мусульманского населения производят различные спиртные напитки и свободно торгуют ими. Это относится не только к Турции или Албании, но и к некоторым арабскимстранам. Так, в Сирии в магазинах, кафе и ресторанах всегда имеется национальное пиво «Аш-Шарк» и бутылки с местным араком — анисовой водкой. Готовят ее на небольших винокуренных заводах, каждый из которых имеет свой рецепт. Пьют анисовую водку обычно после разбавления ее водой, после чего напиток выглядит как молочная сыворотка. И в большинстве лавок Египта продают пиво, вино и другие алкогольные напитки. Египтяне — народ «золотой середины» — объясняют это тем, что нужно привлекать иностранных туристов, которые хотят повеселиться, к тому же есть собственные потребители алкоголя — христиане коптской церкви, для которых вино не грех.

Можно утверждать, что запрет Корана на вино и крайне отрицательное отношение ислама к спиртным напиткам, а тем более — к опьянению, положительно сказалось на пищевых традициях и здоровье мусульман. В странах, где большинство населения исповедует ислам, пьянство, не говоря уже об алкогольной болезни, явление редкое.

Как и другие религии, ислам состоит из ряда направлений, сект и толков, которые сформировались за почти 1400 лет существования ислама и имеют свои догматы, культ и обряды, в том числе пищевые предписания.

К одной из шиитских сект относятся друзы. Секта возникла в X в. Друзские общины находятся в Ливане, Сирии и Израиле. На друзов не распространяются мусульманские пищевые запреты.

В Турции и Сирии проживают члены секты нусайритов (алавитов), основанной в X в. Вероучение нусайритов основано на исламе, но включает христианские и домусульманс- кие культы и верования. Так, они обожествляют Иисуса

Христа, почитают христианских апостолов и некоторых святых, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху) и одновременно поклоняются солнцу, луне и звездам (культы). Нусайриты отвергают некоторые предписания ислама, например, при обрядах используют вино, но в питании соблюдают характерные для ислама, а также и для иудаизма запреты на мясо животных (свинина, зайчатина и др.), птиц и некоторых рыб.

В ХУШ в. сложился ваххабизм — религиозно-политическое течение, проповедующее возвращение к чистоте раннего ислама. В настоящее время ваххабитское учение является официально признанным пониманием ислама в Саудовской Аравии. Ваххабиты ужесточили пищевые предписания ислама: запретили кофе и полностью исключили из употребления любые спиртные напитки. Отметим, что о кофе ничего не говорится в Коране, так как во времена Мухаммеда его не употребляли.

ПРАЗДНИКИ ИСЛАМА

В религиозном календаре ислама праздников не очень много. Отмечаются они по мусульманскому лунному календарю и поэтому их даты каждый год смещаются. В исламе названия праздников даются по-арабски — на языке Корана. Однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, азербайджанцы, турки и т. д.

К главным праздникам ислама относятся праздники жер­твоприношения — Ид ал-адха (Курбан-байрам) и разговенья

— Ид ал-фитр (Ураза-байрам). Есть еще праздники ЛаЙлат ал-кадр, Ид ал-мирадж (Раджаб-байрам) и Маулид ан-Наби Особняком стоит праздничный день в пятницу — Джума.

Ид ал-адха (Курбан-байрам)

Ид ал-адха (араб.), или Курбан-байрам (тюрк.) — праздник жертвоприношения — один из главных и наиболее почитаемых праздников мусульман. Он отмечается 10-го числа месяца зу-л-хиджжа через 70 дней после окончания поста месяца рамадан и продолжается 3—4 дня.

С одной стороны, этот праздник является наследником языческих обрядов доисламской Аравии и перешел в ислам от древних арабов — скотоводов-кочевников, которые приносили жертвы своим богам и духам пустыни, чтобы они не причинили вреда людям и скоту. С другой стороны, ислам связывает этот праздник с библейским преданием о пророке Аврааме, который хотел принести в жертву Боту своего сына Исаака (в исламе — соответственно Ибрахим и Исмаил). В последнюю минуту Бог послал ангела с барашком и спас Аврааму (Ибрахиму) сына. В память об этом событии каждый мусульманин должен принести жертву (тюрк, — курбан): зарезать при произнесении специальной молитвы и просьбы к Аллаху и принять в жертву барана, овцу, быка, корову или верблюда. Животные должны быть без пороков и установленного возраста — однолетки. В подтверждение этой обязанности мусульман в Коране сказано: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите».

Среди мусульман существует поверье, что на спине животного, принесенного в жертву, правоверный сможет последовать в рай, минуя мост Сират, —«тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», — перекинутый над адом. Если же мусульманин уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.

В праздник мусульманин, имеющий средства на покупку животного, приносит в жертву: один человек — барана, овцу или козу, до 10 человек вместе (то есть вскладчину) — одну голову крупного рогатого скота или верблюда. По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык — за семерых, а верблюд — за десятерых. Если жертва приносится по обету (например, о рождении сына) или в знак покаяния за греховные действия, то все мясо жертвенного животного раздается неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или пря­мую раздачу кусков сырого мяса беднякам, или их кормление за своим столом блюдами из жертвенного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Ритуальное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено. При закалывании животное надо повалить на землю головой в сторону Мекки. Кровь и печень животного собирают в черную тряпку, чтобы они не увидели света.

За 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать торжественных угощений, надевать новые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.

Сам праздник и приготовления к нему обставляются торжественно: совершается особое богослужение в мечетях, в домах готовят обильные яства, обновляют одежду и надевают самое красивое и лучшее, наносят визиты с подарками близким и друзьям. В дни праздника принято посещать могилы предков и раздавать милостыню. Можно утверждать, что Ид ал-адха (Курбан-байрам) является не только религиозным, но и народным праздником.

Праздничный стол включает разнообразные блюда из всех видов пищевых продуктов, но прежде всего из мяса. Поэтому эти праздничные дни можно назвать мясным пиршеством. Однако единых ритуальных блюд данного праздника для мусульман разных стран и национальностей не существует. Можно говорить только об общей направленности питания в праздник жертвоприношения.

Ид ал-фитр (Ураза-байрам)

Ид ал-фитр (араб.), или Ураза-байрам (тюрк.) — праздник разговенья в честь завершения поста в месяц рамадан. Праздник начинается в 1-й день месяца пхаввала (10-го месяца мусульманского лунного календаря) и длится три дня. Это второй по значению праздник ислама, который называют иногда малым. Однако он, знаменуя окончание трудного периода — тридцатидневного поста, является более радостным и значительным, по народным представлениям, чем большой праздник — Ид ал-адха (Курбан-байрам).

Из аратского названия праздника следует, что правоверный обязан внести представителю мусульманской общины «фитр» — подношение, состоящее из денег или пищевых продуктов, а подчас и того и другого. Все это должно идти в пользу малоимущих людей. По установкам ислама, верующий должен также отчитаться за прошедший пост и начать отбывать наказание за его нарушения.

Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза, затягивающаяся на много часов. В эти дни посещают родственников и друзей, обмениваются подарками. Празднично одетые семьи выходят на прогулку. Обязательна раздача милостыни беднякам.

Традиционно считается необходимым посетить могилы прямых предков и родственников. Люди, в основном женщины, много времени проводят на кладбищах. В арабских странах на кладбище нищим раздают главным образом хлеб, зеленые и черные оливки. Исток этой традиции следует искать в глубокой древности. Хлеб — это дар божий, его так и называют — «наамат рабби». А оливки — дар неба. Это скромная и, заметим, полезная и сытная еда — хлеб и оливки — всегда была символом благочестия, мира и счастья. При­нявшие подаяние обычно произносят.* «Пусть падет на него милость Аллаха», имея в виду похороненного на кладбище. Принесенные зерна пшеницы, ячменя или проса насыпают на могилы, предназначая их для голубей и других птиц. Ведь то же самое делают и на наших кладбищах. Птицы считаются посланцами рая, они доставляют радость покойнику и скрашивают его одиночество. Некоторые семьи заполняют водой небольшое углубление в могильной плите, на которой иногда оставляют сухие финики, инжир, изюм, фисташки, миндаль. Сходные по направленности ритуалы, но с другим набором пищевых продуктов, характерны, во всяком случае — в прошлом, для христиан, посещавших могилы родственников.

Лайлат ал-кадр

Мусульмане особенно торжественно отмечают три последние ночи поста в месяц рамадан. Наиболее почитаемая — это ночь на 27-е число рамадана — Лайлат ал-кадр (араб. — ночь предопределения), святость которой заключается в том, что этой ночью Аллах начал ниспослание первых откровений Корана пророку Мухаммеду. Ежегодно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая и его желания, высказанные в молитве. Эта ночь, по Корану, «лучше тысячи месяцев». Эта и две другие ночи, предшествующие празднику разговенья (Ид ал-фитр, или раза- байрам) после окончания поста, называют ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Аллаху с просьбой о милости. Согласно преданиям, в Лайлат ал-кадр могут происходить всевозможные чудеса и знамения.

Своеобразие этого праздника заключается в том, что он отмечается на фоне воздержания от еды и питья в течение всего светового дня поста рамадан. Следовательно, это ночные праздники с разнообразными и вкусными кушаньями после дневного поста с томительным ожиданием вечера,

Лайлат ал-кадр в большинстве мусульманских стран празднует весь народ. Веселые и нарядные толпы людей до утра гуляют по улицам и площадям, особенно около почитаемых мечетей. Поперек улиц и на фасадах домов развешивают гирлянды цветных лампочек, все ночи открыты рестораны, харчевни и кафе, идет бойкая торговля разными сластями, фруктами, безалкогольными напитками.

Ид ал-мирадж (Раджаб-байрам)

Праздник Ид ал-мирадж (араб — восхождение), или Раджаб-байрам (тюрк.), отмечается 27-го числа месяца раджаб — 7-го месяца мусульманского лунного календаря. Этот праздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, крылатом скакуне из Мекки в Иерусалим, а оттуда к небесному престолу Аллаха, который удостоил пророка беседы. Вопрос о характере вознесения Мухаммеда (телесном и духовном) остается предметом давних споров между богословами. По мусуль­манским преданиям, вознесение на небо и возвращение на землю произошло столь мгновенно, что, вернувшись к своему ложу, Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это предание, как и сам праздник, весьма популярно среди многих мусульман, но в разных мусульманских странах праздник имеет свои ритуалы его проведения: с постом в течений дня и праздничной вечерней трапезой или без воздержания от еды и питья днем.
Маулид ан-Наби

Праздник Маулид ан-Наби (араб. — время рождения) установлен в честь рождения пророка Мухаммеда и отмечается 12-го числа мусульманского лунного месяца раби ал- авваля. Считается, что этот праздник возник в исламе в XIII в. под влиянием христианского праздника Рождества Христова. В частности, на это указывают торжественные процессии с зажженными фонарями и изображением Амины — матери Мухаммеда, В связи с быстрым ростом популярности в народе Маулид ан-Наби был объявлен в XVII в. официальным праздником Османской империи. Однако некоторые богословы, радетели чистоты ислама, выступали против этого праздника в связи с тем, что сущность его противоречит духу и букве ислама. Современные приверженцы строгого, традиционного ислама также отвергают этот праздник как нововведение.

В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Сирии, Алжире, Тунисе» Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. Праздник сопровождается молитвами и проповедями в мечетях, чтением вслух стихов, восхваляющих Мухаммеда, обязательной раздачей милостыни неимущим и, разумеется, щтдничными угощениями. В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми. Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются раз­нообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке.

Джума

Джума (араб. — день собрания) — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман» Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота.

В ряде стран, где ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.), запрещается как употребление вина и других спиртных напитков, так и торговля ими. Как же преодолевается возможность буквального прочтения Корана, где под запрет попало только виноградное вино? Для решения спорных вопросов правового характера и практической деятельности в исламе широко применяется кияс — суждение по аналогии.

В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье.

В Джуму совершеннолетние и здоровые мусульмане должны собираться в мечети для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди. По мусульманским преданиям, пятницу чтил пророк Мухаммед, совершив в этот день публичную молитву, в пятницу родился сам Мухаммед и «свет ислама» начал распространяться именно в этот день, в пятницу, в день страшного суда, произойдет воскресение из мертвых.

Сравнительно с преданиями научный подход к Джуме приземляет историю возникновения этого праздничного дня. Исламоведы полагают, что появление особого дня собрания мусульман относится к периоду жизни Мухаммеда в Медине. В этом городе, в VII в. частично населенном иудеями, пятница — канун праздничного дня иудеев (субботы) — была традиционно базарным днем. Проведение молитвенных собраний в пятницу позволяло большинству мусульман быть на них, сочетая религиозные интересы с торговыми. Кроме того, это расширяло число слушателей, к которым обращался Мухаммед с проповедью ислама.

Вне зависимости от подлинных причин возникновения Джумы в этот день по всему мусульманскому миру верующие облачаются в праздничную одежду, готовят более вкусную и обильную еду и ходят в гости. После посещения мечети праздничная трапеза не имеет обязательных ритуальных блюд. Все зависит от народных традиций в питании верующих той или иной страны.

Официальные праздники ислама включают праздничную трапезу без указаний на рекомендуемые для мусульманского мира ритуальные блюда.

* * *
Следует различать праздники ислама и древние народные праздники, которые не вошли в мусульманский лунный календарь, но отмечаются мусульманами. Каждый народ мусульманских стран как бы добавил в ислам праздники, заимствованные из своей истории. Само собой разумеется, что между официальным и народным исламом нет непреодолимой преграды, хотя порой религия пыталась очистить себя от «неблагочестивых», не соответствующих исламу, праздников. Применительно к питанию интересно то, что в трапезах народных праздников мусульмане сохранили исторический пищевой ритуал с символикой продуктов и блюд. Однако сами народные праздники с их пищевым ритуалом не являются единым для всех мусульман, а только для жителей той или иной страны или группы стран,

Приведем три примера, иллюстрирующие пищевые особенности народных праздников мусульман.

Одним из самых больших праздников, который отмечают традиционно торжественно как праздник весеннего обновления природы, что имеет огромное значение в мусульманском (шииты) земледельческом календаре, является новогодний праздник Ноуруз. Древний доисламский пищевой ритуал Ноуруза дошел до наших дней.

Ко дню Ноуруза проращивают пшеницу или чечевицу. В ночь перед праздником освещают весь чисто убранный дом, надевают новую одежду и готовят стол, который по- персидски называют «хафт-син». На стол ставят зеркало, по обе стороны от него — светильники с горящими свечами, число которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть: Коран, большой хлеб, чашки с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, сосуд с розо­вой водой, молоко, простокваша, сыр, крашеные в зеленый цвет яйца, блюда из петуха и рыбы, фрукты, орехи, миндаль, На подносе подают семь продуктов, название которых начинается с персидской буквы «син» (отсюда и название «хафт-син» (араб. — священный, запретный, заповедный): пророщенное зерно, зерна или косточки плодов черного цвета, шпинат, чеснок, маслины, яблоки и уксус. Все члены семьи в ночь перед праздником должны находиться за столом хафт-син, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Свечи, зажженные на столе, должны догореть, и на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь какого-либо из членов семьи. Так встречают весной Ноуруз мусульмане-шииты в Иране, Ираке, Ливане и ряде других стран.

В Новый год по мусульманскому лунному календарю — 1-е муххарама — в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. — отправной точке мусульманского лунного календаря. 1-е муххарама не включено в число праздников ислама и соответственно в мусульманских странах Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. Естественно, что правоверные мусульмане не празднуют и Новый год по христианскому календарю. Однако в странах, которые в большей степени, чем другие мусульманские страны, приобщились к европейской цивилизации, 1-е муххарама отмечается в народе довольно широко. Так, в Тунисе празднуют мусульманский Новый год и по традиции трапеза включает про­дукты и блюда, имеющие ритуально-символическое значение. Готовят блюдо из риса, сухих бобов, сухой просоленной баранины, пряных овощей и пряностей. Сухое мясо и сухие бобы символизируют окончание прошлогодних запасов. Начало Нового года символизирует «млюхия» — приправа зеленоватого цвета из сорго (особый вид проса), а также вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет, — цвет плодородия и начала новой жизни. Основы этих пищевых символов заложены в доисламский период, но зеленый цвет одновременно и символ ислама. Поэтому национальные флаги мусульманских стран обычно полностью зеленого цвета или включают в себя полосы зеленого цвета.

К любимым и характерным для Египта праздникам относится народный праздник шамм ан-насим (араб. — дуновение ветерка), корни которого уходят в доисламские и до- арабские времена фараонов. Этот весенний праздник справляют все — мусульмане и христиане. Заметим, что египтяне времен фараонов и современные египтяне — понятия разные. Арабы Аравии пришли в Египет в VII в. н. э. Смешение двух этнических групп — коренных египтян и арабов — облегчалось их этнической близостью, тем, что они были как бы двоюродными» или по крайней мере «троюродными братьями». Постепенно древние египтяне в арабско-исламской цивилизации забыли свой язык, письменность, религию и многие обычаи. Этнически они остались теми же древними египтянами, но в смысле цивилизации полностью переродились в новом качестве — стали египетскими арабами. Однако некоторые доарабские обычаи, хотя и видоизмененные, у египтян сохранились. Это относится и к таким консервативным традициям, как питание.

В праздник шамм ан-насим матери будят своих детей до восхода солнца и дают им понюхать разрезанную луковицу. Считается, что если в этот день рассвет застанет человека в постели, а он не понюхал лук, то целый год он будет чувствовать себя вялым, расслабленным. В древнем Египте новорожденному тоже давали нюхать лук: полагали, что острый луковый запах помогает младенцу прийти в себя. Этот обычай сохранился у части современных египтян. В праздник в зеленый цвет красят куриные яйца; кроме того, принято есть хаас — зеленый салат — латук и зеленый горошек. Зеленый цвет свидетельствует о вечности жизненных сил. В древнем Египте хаас был одним из атрибутов бога плодородия Мина. Наконец, главная традиционная еда в этот праздник — фасих — рыба, которую солят, зарывают в песок и извлекают оттуда уже сильно разложившейся. Ритуальное поедание фасиха означает: мертвое превращается в живое.

В связи с употреблением фасиха следует напомнить, что прогнившие продукты входят в исламе в понятие «джанаба»— оскверняющих предметов и веществ, вызывающих ритуальную нечистоту. Такой подход вполне оправдан и с современных позиций гигиены питания. Действительно, еги- пегские врачи регулярно призывают отказаться от употребления фасиха, поскольку отмечено немало случаев серьезных отравлений разложившейся рыбой. Таким образом, опасный для здоровья народный ритуал праздничной трапезы вошел в противоречие с логичным мусульманским предписанием — предостережением.

Посты

Ас-саум (от араб, сама — поститься; перс. — рузе; тюрк,— ураза) — пост, одно из основных обязательных предписаний ислама.

Ас-саум заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых сношений и т. п., то есть всего, что отвлекает от благочестия. С наступление^ темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию. Пост начинается с момента, когда «белую нить можно отличить от черной». Но это выражение нельзя понимать буквально, подразумевается когда белую полоску на горизонте можно отличить от черной, то есть за некоторое время до восхода солнца.

От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо временным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь и др.), кто не может отвечать за свои поступки (психически больные), а также престарелые люди по их желанию, маленькие дети, беременные и кормящие грудью женщины и все те, кому пост может принести вред. Таким образом, ас-саум учитывает и медицинские показания к абсолютному голоданию.

К посту не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты — преступники, не отбывшие наказание, осквернившиеся, не прошедшие очищения, и т. д. Следовательно, возможность соблюдения поста — это честь для мусульманина. Занятно, что не допускаются к посту и женщины во время менструаций.

Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его потом в удобное время. Нарушившие пост случайно должны возместить потерянные дни, а умышленно нарушившие должны, кроме возмещения этих дней, принести покаяние и совершить искупительные действия.

Кроме общих для мусульман постов, есть индивидуальные посты, выдерживаемые по какому-либо обету, ради искупления или просто из благочестия. Обычно для таких неофициальных постов избираются понедельник и четверг. Рекомендуются посты во время стихийных бедствий, военной опасности, эпидемий. Естественно, что в таких случаях пост имеет религиозно-магическое значение.

Следить за соблюдением обязательных постов должны представители мусульманского государства и все мусульмане, но такой контроль никогда не мог быть эффективным. Поэтому соблюдение поста является делом личного благочестия. Однако пренебрежение и демонстративное нарушение поста расценивается окружающими как кощунство и предумышленное правонарушение и наказывается в соответствии с законами отдельных мусульманских стран.

Обязателен для всех мусульман пост в течение месяца рамадан. Существуют дни, во время которых пост в одних мусульманских странах обязателен, в других — желателен: в дни месяца шаабан и в день ашура.

Шаабан — 8-й месяц мусульманского лунного календаря, а в доисламский период — один из священных месяцев, так как на него приходилось летнее солнцестояние. У древних арабов дни с 13 по 15 шаабан воспринимались как завершение годового цикла и начало нового — время поминовения усопших у многих народов. В эти дни практиковались искупительные ритуалы и пост, который заимствовал ислам. В ряде мусульманских стран в период с 13 по 15 шаабан соблюдают пост, возносят молитвы за умерших и во искуп­ление грехов, совершают благочестивые дела.

Пост в день ашура (10-й день месяца муххарам) был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину и связан с иудейским постом. Позже, ковда был установлен обязательный пост в рамадан, пост в день ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов. У му- сульман-шиитов этот пост обязателен, так как день ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря

— днем поминовения убитого в 680 г. имама ал-Хусайна
— внука пророка Мухаммеда. В Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии день ашура является традиционным народным праздником, пост необязателен.

По-разному относятся к постам в мусульманских сектах. Так, последователи шиитской секты Ахл-и-хакк (Люди истины) в рамадан постятся не 30 дней, а только 3 дня. Эта секта, возникшая в XV в., распространена в Иране, Ираке, Турции, Афганистане. Не настаивает на соблюдении постов основанная в VIII в. и активная в современном мире секта исмаилитов. Отказалась от постов, как и от других пищевых предписаний ислама, возникшая в XIX в. секта бехаистов. Правда, мусульманские богословы считают бехаизм не ча­стью ислама, а другой религией.

Рамадан

Рамадан (араб.), или рамазан (тюрк.) — 9-й месяц мусульманского лунного календаря — месяц тридцатидневного поста. Пост в рамадан является одной из главных обязанностей мусульманина и считается в исламе важнейшим способом искупления грехов. Значение поста объясняется тем, что в этот месяц Аллах впервые передал пророку Мухаммеду откровения Корана,

Каково происхождение этого своеобразного поста, когда в течение месяца запрещено есть и пить целый день?

В доисламские времена рамадан (от араб, рамад — знойное время) был одним из священных месяцев арабов Аравии и приходился первоначально на лето. Полагают, что мусульманский пост в рамадан восходит к обрядовым установкам древней Аравии, где лето, особенно к концу его, было тяжелым временем: запасы продовольствия у арабов-кочев- ников истощались, а палящее солнце выжигало подножный корм для скота. Этот период вынуждал, во-первых, к ограничению питания в целях экономии пищи. Во-вторых, часть хозяйственных дел и сама трапеза переносились на более прохладное время — вечер и ночь. Отметим, что и в современной жизни в очень жаркое лето мы поступаем подобным образом. В-третьих, полагают, что в первую часть ночи древние арабы молились своим богам о ниспослании дождя,и, ожидая его, устанавливали обет воздержания от еды и питья в течение дня.

У арабов-земледельцев исчисление времени было по дням, а у кочевников — по ночам. Это видно и из арабского языка, выражающего расстояние между отдельными местностями числом ночей, необходимых для прохождения дистанции между ними, а также из наставления арабов-кочев- ников: «Совершай свой путь при луне». Приоритет ночей был характерен и для древних евреев периода их кочевой жизни, что оставило свой след на последующих веках. Это подтверждается тем, что иудейские праздники начинаются не утром, а вечером.

Сходные обрядные установки были у живших в то время в Аравии религиозных общин манихеев и харранейцев. Несколько слов об этих полузабытых религиозных течениях со своеобразными пищевыми предписаниями. Манихейство возникло в III в. и. э. и быстро распространилось в Азии и Европе, от Китая до Италии. В манихействе сочетались основы христианства и древнеперсидской религии зороастризма. Христианская церковь рассматривала манихейство как ересь и жестоко боролась с ней. В сложном культе манихеев большое значение придавалось аскетическому «умерщвлению плоти» за счет постов и запретов на потребление всех животных продуктов и вина. Тридцатидневный пост манихеев прерывался при каждом заходе солнца, то есть употреблять пищу можно было только вечером. И в секте харранейцев во время постов разрешалось есть и пить лишь вечером, что было связано у них с культом Луны.

Таким образом, пищевые предписания мусульманского поста в рамадан в основном повторяли доисламские обычаи древних арабов, обусловленные особенностями их жизни. Определенное влияние могла оказать и пищевая обрядность приверженцев других религий, которые жили в Аравии.

Дневное время в рамадан должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям. По радио и телевидению идут специальные передачи, транслируются религиозные песнопения, читаются отрывки из Корана. Все это усиливает религиозный настрой.

В мусульманских государствах в рамадан значительно снижается деловая и производственная активность. Во многих странах в период рамадана рабочий день начинается позже обычного. Сокращается программа занятий в школах.

В связи с мусульманским лунным календарем рамадан каждый год смещается. Тяжелее всего месячный пост переносится в летнюю жару, когда повышается потребность организма в жидкости и люди страдают от жажды. Но и зимой в рамадан снижается работоспособность и производительность труда. Для ряда профессий, требующих высоких физических нагрузок, особенно в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением, например для летчиков, пост может быть непереносим. Известно, что в начале 60-х годов в рамадан патрульные полеты египетской истребительной авиации были нарушены. Египет в то время находился в состоянии войны с Израилем, хотя активные боевые действия не велись. Одна­ко ведущие улемы (араб, улама — ученые-богословы) разрешили летчикам не поститься, приняв специальную фетву — официальное суждение по культовому вопросу, выносимое религиозными авторитетами. Фетва об отмене поста в военной авиации сохранила свою силу и после подписания мира между Египтом и Израилем.

Не стоит преувеличивать набожность всех мусульман. Некоторые нарушают пост, но тайно. Откровенное его нарушение без дозволенных причин — дело исключительное. Это вызов обществу. Более того, христиане и лица других религий — местные жители той или иной мусульманской страны — стараются не есть и не пить на людях в дни рамадана, чтобы не вызывать раздражения у своих соотечественников. Атмосферу рамадана нарушают преимущественно приезжие, особенно туристы.

С одной стороны, за открытое нарушение священного обычая поста в рамадан следуют наказания — в разное время и в разных мусульманских странах они существенно отличались: от морального осуждения до телесного наказания, а в прошлом — даже тюремного заключения. В средневековых мусульманских государствах была должность мухта- сиба (араб. — проверять), который наблюдал за соблюдением норм морали ислама.

С другой стороны, часть мусульман скептически относится к соблюдению поста. Впрочем, это явление характерно и для христиан, причем в большей степени, чем для последователей ислама. Иронический взгляд на пост в рамадан проявлялся даже в эпоху Средневековья. Так, в X в. великий персидский поэт Омар Хайям написал такие стихи:

«Неправда, будто пост нарушил я затем,
Что рамадан презрел, забыв о нем совсем,
О нет, от мук поста я света дня не взвидел,
Подумал: ночь еще, я ранний завтрак ем».

(Перевод О, Румера)

Жизнь без еды и питья в течение месяца — нелегкое испытание, которое отражается на работоспособности, а подчас — и на здоровье человека. Возможный обильный вечерний прием пищи после дневного голодания вреден для организма и не проходит бесследно для всех людей. Помимо перегрузки органов пищеварения, такое питание может нарушать обмен веществ и провоцировать обострение некоторых хронических заболеваний, особенно пищеварительного тракта и сердечно-сосудистой системы.

В 70-х годах в Таджикистане были проведены специальные исследования в период рамадана. У соблюдавших пост выявлены нарушения липидного (жирового) обмена с повышением содержания в крови холестерина, что является фактором риска развития атеросклероза и ишемической болезни сердца. Однако не следует преувеличивать значение этих данных, так как нарушения липидного обмена обнаружены только у части обследованных: во-первых, преимущественно у лиц умственного, а не физического труда, во-вторых, при избыточном потреблении пищи в вечерне-ночное время. Таким образом, важна разумная умеренность в приеме пищи после дневного голодания, к чему призывает верующих и мусульманское духовенство.

В вечерние часы рамадана нет ритуальных блюд. Выбор кушаний зависит от национальных традиций в питании и семейного достатка. Однако в некоторых странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. К примеру, в Марокко в рамадан принято готовить хариру — суп из чечевицы с бараниной, помидорами, луком, петрушкой, шафраном и перцем. Хариру едят с финиками или медовым пирогом. Такое сочетание кажется странным, но особенностью марокканской кухни является непривычное для нас смешение сладкого и соленого в сочетании с разными пряностями. Так, традиционное марокканское блюдо — кускус — делают из вареной крупно дробленной пшеницы. На слой кускуса кладут тушеное с пряными овощами и пряностями мясо, которое покрывают оставшейся частью кускуса. Все это посыпают корицей и подают на стол вместе с сахарной пудрой и некипяченым молоком. Завершает еду сладкий зеленый чай с мятой. Такая вечерняя трапеза в рамадан характерна для состоятельных марокканцев. А у состоятельных мусульман Индонезии после дневного поста в рамадан самым популярным блюдом является наси горенг (жареный рис): рис отва­ривают и смешивают с предварительно прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком, чесноком и все вместе жарят на кокосовом масле с добавлением красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса.

Подобно другим религиям, в исламе разработаны собственные нормы в области соблюдения правил и ритуалов самого процесса приема пищи, в частности при приходе гостей и праздничных угощениях. В этих предписаниях нашли свое отражение выверенные веками народные традиции культуры питания, включая и гигиену питания.

Перед началом трапезы все произносят «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» или же «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада». Закончив еду, мусульмане благодарят Бога, говоря: «Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами».

До и после еды надо обязательно мыть руки. Причем в отличие от Запада на мусульманском Востоке гости обычно не удаляются в специальное помещение для мытья рук, а моют их, не вставая с места, над тазиком водой из кувшина. Как правило, подают воду и поливают на руки гостям дети хозяина, а иногда, в знак особого уважения, и сам хозяин.

Хозяин первым начинает трапезу и заканчивает ее последним. Есть полагается правой рукой. Брать пищу можно ложкой, вилкой или руками, тремя или больше пальцами, но не двумя. Если несколько человек едят из одной тарелки, еду нельзя выбирать со всего блюда, а каждый должен брать пищу с ближайшей стороны. Но если подано блюдо со сладостями или фруктами, гости могут выбирать любые из них. Порицается ждать что-либо после того, как подали хлеб. Как только хлеб (лепешки, лаваш и т. д.) появился на столе, его начинают не спеша есть, не дожидаясь другой еды. Это объясняется тем, что хлеб считается священным и во время еды его подают в первую очередь. Хлеб разламывают руками, резать его ножом не рекомендуется, так как на Востоке бытует поверье, что у того, кто режет ножом, Аллах урежет пищу. В связи со священностью хлеба его нельзя класть под тарелку, а если кусок хлеба упал на землю, необходимо поднять его и положить в такое место, где он стал бы пищей для птиц и животных.

Во время трапезы можно беседовать, но разговор должен быть сдержанным, надо избегать острых и неприятных тем. Нельзя говорить с полным ртом. Не рекомендуется употреблять одновременно горячую и холодную пищу. Осуждается обжорство, но на тарелках нельзя оставлять остатки пищи, то есть ее надо заранее брать в разумных пределах. После еды нельзя сразу же ложиться спать, рекомендуется полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

В отношении питья также установлены определенные правила. Перед началом питья следует сказать «Во имя Аллаха», а по окончании «Слава Аллаху». Сосуд для питья держат правой рукой Рекомендуется пить воду мелкими глотками, аккуратно всасывая ее. Не следует пить из горлышка бутылки или кувшина. Не положено всасывать воду ртом из реки, ручья или другого водоема, лежа на животе. Воду для питья в этих случаях надо зачерпнуть ладонями. Не рекомендуется пить воду стоя и после жирной пищи. В последнем случае пьют чай, что соответствует гигиеническим требованиям. На очень горячий чай не принято дуть, следует подождать, пока он остынет. Чтобы чай быстрее остывал, стаканы или пиалы обычно не наполняют доверху.

magickey.com.ua
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай


Вернуться в Мусульманская кухня. Кулинария. Рецепты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron