О Диле и ее хиджабе. «Хочу быть хорошей мусульманкой»
Так или иначе, но случилось однажды следующее. Мархаб Табарова со своими дочерьми Дилей и Нигорой встретили на одной из центральных улиц Петрозаводска знакомую женщину, которая тоже приехала в Карелию издалека. В разговоре зашла речь о том, как им, Табаровым, найти мусульманскую общину, есть ли в городе мечеть.
- Не только мечеть есть, но и газета мусульманская выходит, - откликнулась собеседница. – У меня с собой газета «Прямой путь», тут все есть – телефоны, адрес, как зовут нашего имама. Вот, держите!
В такой обыденной, бытовой ситуации и случилась, что Диля Табарова узнала дорогу к молитвенному дому, который через некоторое время стал для нее местом радостных встреч, первого намаза, учебы в мактабе.
Когда я узнала об этой ситуации, в которой переплетены обыденность и символичность, сразу подумалось: замечательный зачин для статьи. Но начала рассказ о молодой петрозаводской мусульманке Диле Табаровой и ее семье именно с этого кадра все же по иным соображениям.
Господь дает нам в жизни тысячи встреч. О чем мы говорим со старыми и новыми знакомыми, родственниками, друзьями? Какие вопросы задаем? Я к тому, что нужно и можно газеты хорошие выпускать, строить и благоустраивать мечети, но еще важнее, чтоб сердце самого человека нуждалось в Истине, рвалось к познанию веры. Великое благо, если эту жажду ощутишь в юности.
Самый счастливый школьный год
- Я стала регулярно ходить в мечеть, посещать занятия в мактабе, когда училась в девятом класса, - вспоминает Диля. – У меня не было сомнений, что для девушки-мусульманки великая радость – носить хиджаб. С покрытой головой ходят моя мама и моя старшая сестра. И я знала, что буду его носить. Но меня никто не торопил, не толкал в спину.
На очередных школьных каникулах Диля получила приглашение в летний мусульманский лагерь, который был организован при Петрозаводской мечети. Группа девушек была небольшой. Для знакомства и установления дружеской атмосферы потребовалось несколько дней. Потом были усиленные занятия, лекции, игры, совместный прием пищи. Диля ощутила себя в своем, желанном мире.
- Благодаря занятиям в ту смену я почувствовала, как мне нужен Ислам. Если человек может ощущать, как крепнет его иман (вера), то, думаю, это со мной и происходило, - делится девушка своим незабываемым наблюдением, или скорее – открытием самой себя.
- Ты покрыла голову, когда училась в школе?
- Да, это произошло в начале одиннадцатого класса. Я пришла в школу в хиджабе, прошла в класс. Села за парту. Это был особый день. Примерно всю следующую неделю на меня смотрели все ученики школы. Ребята искренне, не скрывая любопытства, спрашивали: «Ты что, в самом деле?... Ты всегда и везде так будешь ходить? А если кто-нибудь обидное скажет?...»
- Как ты отвечала?
-Отвечала просто: что хиджаб для меня и других людей означает только одно – что я мусульманка, что мусульманским девушкам и женщинам рекомендовано покрывать голову.
- Как повели самые близкие подруги в школе?
- Я бы сначала сказала в целом о нашем классе. Примерно через неделю все начали привыкать, что я ношу хиджаб. С девочками у меня всегда были хорошие отношения. А вот мальчишки наши точно ко мне стали относиться уважительнее. Последний год в школе стал для меня лучшим из всей школьной жизни! Мы, с одной стороны, повзрослели, с другой, стали внимательней относиться друг к другу.
От себя замечу: заканчивала Диля одну из обычных общеобразовательных школ Петрозаводска. Хорошо известно, что именно в таких учебных центрах собирается самый разный ученический народ, бывают конфликты, ожесточенные отношения детей между собой. А у Дили все сложилось иначе. Она убеждена, что причиной приветливости и дружественности в отношении к ней был не как таковой факт, что она в хиджабе.
«Если сам человек не искренен, не открыт, то внешние атрибут, одежда не введут людей в заблуждение, - рассуждает миниатюрная девушка с глазами лани. – Я очень благодарна своим одноклассникам и преподавателям за то, как интересно мы учились, за их отзывчивость и понимание».
Начало поры студенческой
Осенью 2009 года Диля стала студенткой Петрозаводского колледжа технологии и предпринимательства. Ее давняя мечта – овладеть искусством создания костюмов, стать профессионалом-дизайнером.
Неожиданные, в прямом смысле трагические обстоятельства способствовали этой осенью тому, что Диля сделала для себя новое… доброе открытие – в ее группе подобрались девушки, с которыми интересно и надежно.
Случилось ведь так, что студентка Диля Табарова, все ее семья в одну ночь потеряли кров и практически все вещи, в том числе одежду.
Дальше, после пожара, в котором сгорел деревянный дом Табаровых, произошло самое нормальное для нормального общества. В течение нескольких дней Диля узнала, что ее однокурсницы умеют тактично предложить вещи, любую нужную помощь. А одна из девушек сшила (первую в своей дизайнерской практике) юбку, соответствующую по покрою и длине для девушки-мусульманки.
Жить Дилю пригласила в свою квартиру одна из сестер-мусульманок. Чтоб подруга могла отдохнуть после учебы, чтоб спокойно готовилась к занятиям. Когда я вижу их с Сумайей, наблюдаю, как они общаются, сомнений нет – они действительно как сестры.
«Что я успела вынести? Мамины вещи, свой хиджаб…»
Что же случилось темной осенней ночью практически в центре столицы Карелии? Стыдно и горько признавать: для того, чтоб овладеть земельным участком в центре города злоумышленники идут на подкуп, предложения о «сделках» и, когда не удается «договариваться», попросту жгут несговорчивых владельцев недвижимости. Не раз начинали гореть и сгорали не только частные деревянные строения, но и исторические постройки.
Отцу Дили, Рустаму Табарову ранее поступали предложения о продаже дома. Глава семьи отказался. Что можно будет приобрести на вырученную сумму? В лучшем случае, однокомнатную квартирку. Лучше им в свое домике, размещается в нем вся семья – родители, две дочери и два сына. Кроме того, свой участок рядом с домом, выращивают зелень и овощи в теплице. Зачем срываться?
Примерно год назад случился первый поджог. Тогда удалось его быстро погасить. Второй поджог злодеи подготовили тщательнее.
- Пожар начался с крыши. Мы все крепко спали. Посреди ночи, в четвертом часу почему-то начал сильно плакать трехмесячный сынишка моей сестры Нигоры, - вспоминает Диля. – Ребенок почувствовал запах дыма первым. Его плач и разбудил всех. Огонь распространялся быстро. Мы стали выскакивать из дома. Отец успел выкатить газовый баллон. Я все-таки успела один раз забежать в дом, взяла документы, чемодан с мамиными вещами, свои вещи уже собирать не могла. Накинула на голову хиджаб и выбежала из дома, который начал полыхать.
Смотрю на ее хорошенькую головку. Поверх хиджаба – яркий шарфик. Оптимистичное и женственное получается сочетание.
- Ты этот хиджаб спасла в ту ночь?
- Да, в нем и хожу.
«Вооруженный человек – не значит мирный»
О пожаре, гибели всего имущества Диля рассуждает по-мусульмански:
- Случившееся с нами подтверждает мысль, что любое имущество – временно, в один миг мы его можем лишиться. В воле Аллаха наградить нас, и в Его же воле подвергнуть испытаниям. У нашей семьи период испытаний, надо нести их достойно.
- Ты не прервала занятий в колледже? Ведь семье как-то надо снова устраивать быт, нужны деньги..
- Папа построил пока небольшую времянку. Многие мусульмане нам помогли, особенно в первые недели после пожара. Мама работает в торговле. Старшая сестра с малышом на время уехала к родственникам. Младший брат учится в школе, я тоже не прерываю занятий. Не хочу отставать. Нам постоянно новые задания теоретические и практические дают, надо осваивать теорию кроя, готовить материалы. Много дел…
- Помогают друзья, подруги. Что еще?- Мне хорошо, когда молюсь. Когда погружаюсь в молитву, обращаюсь к Аллаху, прошу Его милости, мирно на душе в эти минуты, спокойно. Молитва помогает.
- Может, ты и сама по складу человек не конфликтный? Есть горячие, даже отчаянные натуры, а ты, мне думается, иного типа человек.
- Этому и Ислам учит: жить надо в мире с людьми, сначала постараться понять других. В прошлом году я ездила в Санкт-Петербург на молодежный семинар, на котором обсуждались причины межэтнических конфликтов. На нем один питерский парень защищал идеи о пользе свободного приобретения огнестрельного оружия. Мол, люди будут знать, что любой другой может достойно осадить хулигана или насильника и тогда все будут чувствовать себя защищеннее. Я одна категорично возражала ему. Оружие, как таковое, не способствует безопасности, соблюдению права на безопасную жизнь. Если человек не научен вести себя в конфликтных ситуациях, не уважает прав других людей, то оружие ему не только не поможет. Такой человек будет вдвойне опаснее для общества.
- Юноша услышал твои аргументы?
- Он старательно отстаивал свою точку зрения. Я – свою. Мы так спорили! Когда семинар кончился, парень попросил разрешения проводить нашу делегацию. Мне показалось, что для него было неожиданным, что девушка-мусульманка оказалась такой настойчивой. Но ведь я говорила о том, чему учит религия! Как можно человека считать мирным, если он устанавливает мир таким способом - при помощи оружия?
- О чем ты мечтаешь? Чего больше всего хочешь?
- Укреплять веру. Очень этого хочу. Чтоб молодежь больше узнавала об Исламе, его красоте, мудрости. Хочу быть хорошей мусульманкой.
Будем благодарны за испытания
…Однажды мы оказались с Дилей в одной маршрутке, которая идет в район, где расположена петрозаводская мечеть. Была пятница. Я сразу узнала в салоне других мусульман, которые тоже спешили на джума-намаз. Диля не видела, а я, признаюсь, заметила, как приветливо смотрели на нее братья. Машина притормозила на нужной остановке. При выходе один из молодых мужчин первым протянул деньги водителю: «Сдачи не надо, тут и за девушек в хиджабах». Мужчина выразил свое уважение к сестрам по вере.
Недавно мы договорились встретить с ней в городе. В ноябре в нашем городе шестой час вечера уже окрашен сумерками, горят фонари. Моя знакомая уже ждала в условленном месте. На ее голове был тот самый спасенный из огня хиджаб и красный веселый платок поверх. Этот платок светил как веселый фонарик, дополнительно подчеркивал от природы выразительные глаза девушки.
Я верю, что Диля и ее семья достойно пройдут испытания, они, испытания, нам ко благу. Это нам сказано в Писании, что самая густая темнота ночи – перед рассветом.
Людмила Мишина
И-ру