Исламские стили ушу
В VII веке на противоположных концах Азии произошли важные для мировой истории события. В Аравии Мухаммад создал новое религиозное течение — ислам. В течении всего столетия ислам распространялся на восток и запад. В это же время Китай восстал из хаоса, продолжавшегося четыре столетия, и вошел в один из величайших периодов своей истории. Возрождение началось при непродолжительном правлении династии Суй (581–618). Сменившая ее династия Тан (618–907) сделала Китай самой большой, самой влиятельной, самой процветающей и, возможно, самой культурной нацией в мире в этот период.
В 716 году арабы вторглись в Закаспийский регион, и завоевали земли между Оксом (Амударьей) и Каспийским морем. После этого исламские армии форсировали Окс и двинулись в Центральную Азию, начав воевать с проживавшими здесь тюрками.
Тем временем в Китае взошел на престол второй император династии Тан — Ли Шиминь, вошедший в историю под династийным именем Тай-цзун. Растущая мощь Тюркского каганата угрожала северным и северо-западным границам. Основываясь на своих военных знаниях и опыте борьбы с тюрками, новый император решил пересмотреть китайскую военную политику и доктрину. Он усмотрел единственную возможность избавления от вторжений кочевников в уничтожении их на их собственных землях. Подготовившись, Тай-цзун начал серию карательных операций против восточных тюрок. Он уничтожил их в результате десятилетних систематических кампаний. Одновременно его дипломаты отговорили уйгурских тюрок от союза с Западным Тюркским каганатом. С помощью уйгуров он покорил затем западных тюрок, аннексировав весь современный китайский Туркестан и большую часть земель между Алтаем, Памиром и Аральским морем; цари Кашмира были его вассалами.
Время наивысшего подъема династии Тан пришлось на правление императора Сюань-цзуна (713–756). При помощи силы и дипломатии он восстановил китайский контроль в долинах рек Окс и Яксарт. В 730 году арабы были разбиты под Самаркандом, в 736 — под Кашгаром. Однако оправившись от поражений, руководимые Наср ибн-Сейяром арабы в 737 году разбили тюрок у Балха. Для совместной борьбы с Китаем арабы заключили союз со старыми врагами китайцев — тибетцами. Однако китайский полководец Гао Сяньчжи (потомок корейцев — вот как смешались нации в этом регионе) в 747 году внезапно напал и разгромил обоих союзников, затем провел изумительный марш через Памир и Гиндукуш. Однако Гао оказался вовлеченным в предательскую интригу: принц Ташкента позвал на помощь арабов, которые разгромили Гао у реки Талас в 751 году. Так прекратилсяя китайский контроль в западных районах Памира и Тянь-Шаня.
В результате наступила «стабилизация зон влияния» Китая и арабов в Центральной Азии, начали налаживаться культурные и торговые связи между двумя цивилизациями. Торговля с Китаем осуществлялась как по суше — по Великому Шелковому Пути, так и по морю — вокруг Индокитая. В последующие столетия в крупнейших портовых городах Срединной Империи — Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу — и других местах сосредоточения международной торговли возникли многолюдные мусульманские общины, состоявшие главным образом из персидских и арабских купцов. Кроме того в Китай прибывали и иммигранты — астрономы, математики, врачи, проповедники и т.д. и т.п.
В 1219 году, когда Чингис-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов с покоренных территорий. Таких людей называли «сэму» — «цветноглазые». На территории Китая монголы основали династию Юань. В юаньской империи формально различались четыре категории подданных. Наибольшими привилегиями обладали, естественно, монголы. На втором месте находились «сэму». Третью ступеньку занимали ханьцы, т.е. китайцы-северяне, а также ассимилированные ими кидани, чжурчжэни и корейцы. Низший разряд свободного населения составляли «южане» — жители Южного Китая. Если «сэму» пользовались доверием со стороны монгольских правителей, им охотно поручали руководство государственными финансами, то китайцы допускались на службу лишь в качестве секретарей и помощников. Китайцам запрещалось передвигаться по ночам, устраивать какие бы то ни было собрания, изучать иностранные языки, обучаться военному искусству.
На 10-й год правления династии Юань (1279–1368) в соответствии с указом основателя династии «всюду вступать в общины жителей приграничья» прибывшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы из солдат стали крестьянами. С конца XIII века мусульмане составляли значительную часть населения на северо-западной окраине Китая. Крупные общины появились на равнине Хуанхэ, в провинции Юньнань (долгое время находившейся под управлением чиновников-мусульман) и в других районах. В документах времен династии Юань мусульмане именовались «хуэйхуэй», от этого слова и произошел современный китайский термин «хуэйцзу» — «мусульманская нация».
XIV век ознаменовался многочисленными антимонгольскими восстаниями. В конце-концов восстание «красных повязок» сбросило монголов, а руководитель восстания Чжу Юаньчжан основал новую династию — Мин (1368–1644). Под его знаменами сражалось немало мусульман, в том числе генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай. Минские власти продолжали проводившуюся монголами политику терпимости по отношению к мусульманам. В период правления династии Мин из среды мусульман вышел ряд известных государственных деятелей, в том числе знаменитый мореплаватель и дипломат Чжэн Хэ, несколько видных полководцев, чиновников, поэтов. Китайский двор охотно пользовался услугами своих подданных-мусульман, если те выказывали преданность режиму. В этот период продолжился численный рост и географическое распространение мусульманской общины в Китае. Сложился традиционный для китайских мусульман тип расселения, характеризовавшийся преобладанием небольших изолированных общин, более или менее равномерно разбросанных по всей территории страны.
В целом отношения между мусульманами и китайцами могли носить как мирный, так и откровенно враждебный характер. С конца XVI века в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах Китая регулярно происходили восстания мусульманского населения. Мусульмане приняли деятельное участие в народных восстаниях, приведших к гибели династии Мин. Китай был завоеван маньчжурами, которые провозгласили воцарение династии Цин (1644–1911).
В середине XVII века также имели место крупные мусульманские волнения. Как следствие, цинские власти приняли ряд мер, стеснявших свободу вероисповедания мусульман в Китае. Последующее столетие отмечено серией крупных мусульманских восстаний, подавленных с необычайной жестокостью. Цинские власти постоянно преследовали «хуэй фэй» — «мусульманских разбойников». В результате в это время в жизненном укладе китайских последователей ислама появились конспиративные черты: религиозные службы в их кругу подчас отправлялись тайно, многие мусульмане пользовались в общении между собой системой шифров, тайно путешествовали, находя приют у единоверцев, и т.д.
В результате 700 лет насыщенной боевыми действиями жизни среди китайских мусульман сложились свои стили боевых искусств. Религиозная обособленность привела к тому, что мусульманские стили ушу оставались закрытыми для посторонних, их стали преподавать немусульманам в основном лишь в XX веке. Некоторые из них теперь широко известны, про другие и сейчас мы не знаем ничего. Ниже представлены некоторые из мусульманских стилей ушу
1.Чацюань (кулак Ча-мира)
Согласно легенде, когда в середине XVI века для борьбы с набегами японских пиратов полководец Ци Цзигуан призвал добровольцев со всей страны, с северо-запада Китая вышел отряд. В его составе был мусульманин, чье имя записывалось по-китайски как «Ча Ми Эр». Не вынеся тягот пути он заболел, и в уезде Гуань провинции Шаньдун товарищи оставили его на попечение крестьян в местной мусульманской общине. В благодарность за лечение, Ча-мир («мир» — уважительная приставка к имени, заимствованная из арабского или персидского языка) обучил крестьян тому боевому искусству, которым владел сам. С тех пор чацюань широко распространился среди мусульман северо-восточной части Китая, а благодаря деятельности таких мастеров как Чжан Цзивэй и Ян Хунсю в конце XIX — начале XX веков, Чан Чжэньфан, Ма Цзиньбяо и Ван Цзыпин в первой половине XX века, Чжан Вэньгуан во второй половине XX века стиль распространился по всему Китаю.
Чацюань считается одним из типичных стилей, предпочитающих ведение боя на дальней дистанции. Недаром, когда в середине XX века формировался такой широко известный ныне стиль спортивного ушу как «длинный кулак», то многие движения были взяты именно из чацюань. Боевая техника чацюань основана на большом количестве ударов ногами и бросков. Основным ударом ногой является «таньтуй» — хлесткий удар в пах тыльной стороной стопы.
Основой базовой тренировки чацюань являются «10 дорожек таньтуй» — десять коротких связок, в которых прорабатываются базовые движения и связность движений рук и ног. Основной стиля являются 10 комплексов чацюань. 4-й комплекс чацюань ныне хорошо известен, так как именно он был отобран в качестве нормативного комплекса чацюань для соревнований в разделе «комплексы традиционного ушу». Помимо этих комплексов в стиле имеются их парные варианты, а также методы боя с мечом-цзянь, мечом-дао, шестом, копьем, крюками.
Хорошо заметной внешней особенностью комплексов стиля являются ритмичность, а также чередование подниманий и опусканий. Комплексы составлены из движений разной амплитуды, позиций разной высоты. В любом комплексе чжацюань можно встретить, скажем, форму «крюк и нажимание в сюйбу», за которой обычно следует подъем колена со вспарыванием ладонью и перемещение с хлопком по стопе; можно встретить «рубящую и опирающуюся ладони», где в динбу идет рубка вниз, а потом в гунбу руки разводятся вперед и назад. В этих связках первая позиция мала, центр тяжести опущен, нужно плотно собраться, а вторая позиция велика, центр тяжести высок, конечности вытянуты. При такой компоновке комплекса образуется отчетливый ритм подниманий и опусканий, сочетаемость большого и малого, чередуемость высокого и низкого, отчетливо проявляется развернутость на большой площади, когда большая позиция словно упирается в небо, а когда сжимаешься в малость — то низок словно приклеился к земле.
2.Таньтуй
Существует два основных варианта — из 10 комплексов-«дорожек», и из 12 «дорожек». Их названия записываются с разными первыми иероглифами, которые имеют одинаковое чтение — «тань». Тот вариант стиля, который состоит из 12 дорожек, записывается с иероглифом «пруд» и по легенде был создан монахами монастыря Лунтаньсы — Храм Драконового Пруда (есть, правда, чуть-чуть другой вариант записи иероглифа, когда он уже означает фамилию Тань; эту версию обычно пишут, когда считают, что стиль происходит на самом деле из деревни Таньцзягоу — «Овраг семьи Тань» — расположенной в провинции Хэнань) что был в провинции Шаньдун. В начале XX века этот стиль стал базовым предметом в начавшей функционировать в Шанхае Ассоциации Цзинъу, и под названием «цзинъу таньтуй» широко распространился по всему Китаю. Основным ударом ногой в этом стиле является удар «таньтуй» выполняемый на уровень колена.
Вариант из 10 «дорожек» еще называют «цзяомэнь таньтуй» — «исламский таьтуй». От варианта из 12 «дорожек» его отличает то, что здесь базовый удар ногой исполняется не на уровень колена, а на уровень промежности. Для записи этого названия используется иероглиф «тань», который раньше обозначал стрельбу из лука, а в современном китайском языке имеет значение «упругий, хлесткий»; это название было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что удары ногами должны по скорости быть подобны выпускаемым из лука стрелам. Согласно легенде, первоначально в стиле было 28 «дорожек», соответствовавших 28 буквам арабского алфавита, но впоследствии для начального обучения оставили лишь 10, а из более сложных составили два комплекса «туйцюань» («кулак ног»).
Не совсем понятно, можно ли считать таньтуй (в любом из вариантов) самостоятельным стилем ушу. «Цзинъу таньтуй» использовался в Ассоциации Цзинъу для начального обучения учеников. В XX веке под влиянием цзинъу таньтуй похожие наборы простых связок были введены в программу базовой подготовки ряда других стилей ушу — тунбэйцюань, люхэцюань и т.д. «Цзяомэнь таньтуй» ряд специалистов полагает просто разделом начальной подготовки чацюань, в то время как другие выделяют его (вместе с 6 «дорожками» дуаньцюань («короткого кулака»)) в отдельный стиль «таньтуй». В любом случае наборы упражнений «таньтуй» распространены в среде компактного проживания мусульман настолько широко, что появилась поговорка: «От Нанкина до Пекина где ислам — там и таньтуй».
3. Али гунь («шест Али»)
Среди мусульман, проживавших на северо-западе Китая, искусство боя на шестах распространено настолько широко, что с древних времен бытует поговорка, характеризующая региональные различия боевых искусств: «на юге кулаки — на севере ноги, на востоке копье — на западе шест».
4.Хуэйхуэй шиба чжоу («18 мусульманских локтей»)
Приемы боя на короткой дистанции, состоявшие в основном из ударов локтями. Этот стиль упоминался в различных средневековых трактатах по ушу, но в наше время считался утеряным, пока одна из экспедиций по изучению ушу неожиданно не обнаружила носителя традиции — учителя Цзюй Куя, мусульманина из уезда Тун провинции Хэбэй. Он родился в 1896 году, и «хуэйхуэй шиба чжоу» изучил у муллы Ян Ваньлу в 1930-х годах.
Стиль состоит из трех разделов. 1-й раздел — это 18 отдельных связок движенийю 2-й раздел — это 18 не связанных друг с другом комплексов, каждый комплекс содержит от 14 до 41 «формы», каждая форма может содержать от 1 до 3–5 движений; всего в 18 комплексов входит 387 «форм». 3-й раздел — это парный комплекс.
5.Циши («7 форм»)
Еще одно название стиля — «танпинцюань» («кулак сосуда для омовения»). Это семь больших «форм», каждая из воторых может практиковаться как отдельный комплекс, либо разделяться на семь малых «форм». Начальная и завершающая формы — это «формы сосуда для омовения» (отсюда и второе название стиля). Так как стиль считался секретным, то сегодня им владеют немногие.
6.Тунбэй пигуацюань
Название «пигуацюань» означает «кулак рубок и подвешиваний» и отражает основные приемы стиля: «рубка» — это рубящее движение прямой рукой сверху вниз, а «подвешивание» — это обратное ему движение прямой рукой снизу вверх. Термин «тунбэй» объяснить сложнее. Во-первых, существует несколько очень популярных стилей ушу, которые называются «тунбэйцюань», но чьи названия записываются разными иероглифами, что порождает огромную путаницу не только в литературе на европейских языках, но и среди самих китайцев. Во-вторых, термин «тунбэй», который используется в названии «тунбэй пигуацюань», связан с религиозной философией, и для объяснения всего его смысла пришлось бы писать целый трактат. Поэтому просто скажем, что иероглифы «тунбэй» означают «сквозная подготовка» и расскажем вкратце об истории стиля.
При династии Цин примерно на стыке правлений под девизами «Даогуан» и «Сяньфэн», т.е. в середине XIX века, в уезде Цан провинции Хэбэй жил толкователь эдиктов Пань Вэньсюэ. Он последовал учению жившего в конце XVII века Янь Сичжая, рекомендовавшего параллельно осваивать и военное и гражданское, и наряду с изучением классических «гражданских» наук также занимался и боевыми искусствами. Свои теоретические изыскания он обобщил в четверостищии:
Тун шэнь да хуа,
Бэй вань гуань и;
Ли сян хуэй тун,
Ти юн цзюй бэй.
(«Сквозь дух достигать метаморфозы, иметь в запасе десять тысяч пронизаных Единым; законы и форма могут пронизывать, тело и применение — готовы.»). Как видим, первая и вторая строчки начинаются на «ТунБэй», а третья и четвертая — на «ТунБэй» заканчиваются. Он обучал своим наукам небольшую группу учеников, но при этом считал свое учение секретным, и — вот он, исток великой путаниы в документах! — требовал, чтобы на вопросы о названии изучаемого боевого искусства ученики отвечали «тунбэй», но записывали это слово совсем другими иероглифами, обозначающими совсем другой стиль. Истинное написание стиля было рассекречено лишь в 1911 году.
Уезд Цан провинции Хэбэй является одни из самых «боевых» мест Китая, недаром по его адресу в китайском языке бытует устойчивое выражение, именующее его «родиной ушу», «тем местом, откуда родом ушу». Там всегда можно было встретить людей, занимающихся боевыми искусствами, причем самыми разными стилями. Многие пробовали себя в разных стилях, «перенимая достоинства и отбрасывая недостатки». Было быстро обнаружено, что техника боя на длинной дистанции из пигуацюань очень удачно сочетается с техникой боя на короткой дистанции из другого мусульманского стиля — бацзицюань (о нем будет рассказано ниже). Знаменитый мастер ушу Ли Шувэнь говорил: «если к бацзи добавить пигуа — то испугаются и духи и нечисть». Поэтому со временем под «кулаком сквозной подготовки» стали понимать именно стиль, сочетающий в себе пигуацюань и бацзицюань. Окончательно это оформилось в начале XX века, когда этот стиль изучили братья Ма — Ма Фэнту и Ма Инту, которые у дяди по матери изучили бацзицюань (их мать происходила из семьи основателя бацзицюань).
В 1920-х годах братья Ма переехали в Маньчжурию, где жили довольно долгое время, преподавая тунбэйцюань и изучая у местных мастеров фаньцзыцюань и чуоцзяо, добавив приемы этих стилей в тунбэйцюань. Впоследствии в эпоху раздиравших Китай междуусобиц гражданской войны они вступили в армию генерала Фэн Юйсяна. Выбор оказался удачным — генерал воевал неплохо, и после установления власти партии Гоминьдан его войска оказались как бы правительственными. Во время пребывания в армии братья Ма разработали новый комплекс тунбэйцюань, предназначавшийся именно для обучения солдат. После окончания активных боевых действий пути братьев разошлись. Младший — Инту — отправился в Нанкин и преподавал бацзицюань в знаменитом Центральном институте гошу, благодаря его деятельности этот стиль широко распространился по Китаю. Фэнту ушел с армией Фэн Юйсяна на северо-запад и осел в провинции Ганьсу. Его деятельность привела к широкому распространению тунбэйцюань в тех местах, и этот стиль стали называть «северо-западным тунбэйцюань» (чтобы отличать от одноименного стиля, записывающегося другими иероглифами, и распространенного на северо-востоке страны; этот стиль стали соответственно называть «северо-восточным тунбэйцюань») или «боевым искусством семьи Ма». В годы Второй мировой войны Ма Фэнту тренировал бойцов партизанских отрядов, параллельно обогатив технику тунбэйцюань приемами боя с короткой палкой, распространенными в тех местах.
Основой техники тунбэйцюань являются широкоамплитудные проносные круговые удары прямыми руками, выполняемые в различных плоскостях — как вертикальной, так и горизонтальной. Удары наносятся в быстрой последовательности, непрерывно, один за другим. В бою бойцы стиля обычно не шагают, а бегают, что в сочетании с раздаваемыми во все стороны ударами дает возможность вести бой одновременно с большим количеством противников. Помимо рукопашной техники в стиле также имеется техника боя с различными видами оружия.
7.Бацзицюань («кулак восьми пределов»)
Данный стиль происходит из деревни Мэнцунь уезда Цан провинции Хэбэй (на территории нынешнего Мэнцуньского мусульманского самоуправляемого уезда). В «Хрониках уезда Цан» сказано: «У Чжун является зачинателем северного кулачного искусства восьми врат (пределов), его прозвание — Хуншэн, родом он из деревни Мэнцунь». У Чжун родился на 51-й год правления под девизом «Канси», умер на 7-й год правления под девизом «Цзяцин» (т.е.1712–1802гг.). Его предки были приписаны к уезду Мэйфэн провинции Шаньдун и уезду Цинъюнь провинции Хэбэй, по одной версии были мусульманами, по другой — китайцами.
Согласно легенде, У Чжун изучил свое искусство у бродячего даосского монаха по прозвищу Лай. Помимо рукопашного боя он изучил также искусство боя на копьях, чем широко прославился. Рассказывают, что будучи в Пекине У Чжун согласился померяться силами в поединке на копьях с мастером Ван Юньши. Вместо копий они взяли бамбуковые пики, вымазанные на концах мелом. В ходе схватки У Чжун сумел замазать мелом брови противнику, а тот ничего и не почуствовал. После этого У Чжун получил прозвище «Волшебное копье».
У Чжун обучил своему искусству дочь У Жун, приемного сына У Юна и родного брата У Юна — У Чжунъюя. Те стали преподавать дальше, помимо односельчан из Мэнцунь у них также обучались соседи из деревни Лотун. В настоящее время бацзицюань широко распространен в Китае, выделяют пять подстилей: семьи У (идет от У Сюфэна (1908–1976)), семьи Цян (идет от Цян Жуйцина (1861–1947)), семьи Ли (идет от Ли Шувэня (1864–1934)), семьи Хо (идет от Хо Дяньгэ (1886–1942)) и семьи Ма (идет от Ма Фэнту (1888–1973)).
«Восемь пределов» означает предельные точки восьми сторон света. Смысл этого в том, что в бацзицюань при ударе усилие может достигнуть самых предельных точек мироздания.
Основой бацзицюань являются «шесть больший раскрываний» и «восемь больших приемов». Все остальные приемы, комплексы, работа в парах строятся на их базе. Движения простые и короткие, но очень мощные, имеют особую манеру выполнения. Увидев бацзицюань хотя бы один раз трудно перепутать этот стиль с каким-либо другим.
8.Синьилюхэцюань («кулак сердца, мысли и шести координаций»)
Согласно легенде, этот стиль передается от жившего при династии Цин мусульманского мастера ушу Ма Сюэли. В современной литературе этот стиль иногда называют «хэнаньской ветвью синъицюань», однако тот факт, что в течении примерно двух веков он передавался только внутри мусульманских общин дает основание рассматривать его как отдельный мусульманский стиль ушу.
Синьилюхэцюань сложился из двух стилей — мусульманского стиля люхэцюань (название стиля происходит от шестиугольной шапочки, которую носят мусульмане в Китае) и разработанного Цзи Лунфэном синъицюань. Техника стиля и поныне разделяется на две части — «10 больших знаменитых кулаков» (происходящая из люхэцюань) и «10 форм животных» (происходящая из синъицюань).
Ма Сюэли (1714–1790) обучил всего лишь нескольких человек, и мы знаем про троих: Ма Сина, Ма Саньюаня и Чжан Чжичэна.
Ма Син был племянником Ма Сюэли, от него идет Лоянская ветвь, или стиль Ма. Ма Син переработал исходный комплекс Ма Сюэли и обучил своего сына Ма Мэйху (1805–1928). Это направление передавалось в основном среди родственников Ма и мусульман Лояна, и о его существовании стало известно лишь в 1980-х.
Ма Саньюань разработал знаменитый комплекс «сы ба» («4 захвата»). Считается, что он не оставил учеников, однако в отдаленных деревнях центральной части провинции Хэнань и сегодня есть последователи его учения.
Чжан Чжичэн передал свое искусство лишь своему племяннику Ли Чжэну из уезда Лушань, это направление известно как Лушаньская ветвь. В официальной истории синъицюань считается, что Ли Чжэн обучил Дай Лунбана и его сына, однако не ясно, был ли это именно этот Ли Чжэн, или какой-нибудь его тезка. Основным мусульманским последователем Ли Чжэна считается Чжан Цзюй. У Чжан Цзюя было два ученика: сын Чжан Гэнь и племянник Май Чжуанту (1829–1892). Благодаря Май Чжуанту мусульманская община деревни Чжоукоу в провинции Хэнань стала основным центром распространения стиля.
С.Л. Березнюк