Сура " очищение веры"
Эта сура ниспослана в Мекке.
Причина ниспослания и еѐ достоинства.
Приводится со слов Убайя ибн Кааба, что многобожники сказали Посланнику Аллаха:
" О Мухаммад! Дай нам родословную твоего Господа. И Аллах ниспослал: «Скажи: «Он Аллах Единый, Аллах
Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»
(Тирмизи, 3361; Ахмад, Табари). Хадис мурсаль.
Добавили Тирмизи и Ахмад: ُ
ااкоторый не родил и не был рожден. Так как каждый кто рождается умрет, а каждый кто умрет, оставляет наследство. А Всевышний Аллах не умрет и не останется после него наследства."
нет никого подобного Ему и нет равного Ему, и нет никого похожего на Него.
Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха отправил отряд под командованием одного человека, и он руководя намазом, всегда завершал чтение сурой.
Когда они вернулись рассказали об этом Посланнику Аллаха и он сказал: «Спросите у него почему он это делал?». Когда его спросили он сказал: Так как в ней (упоминаются) качества Милостивого и я люблю читать еѐ. И Посланник Аллаха сказал: «Сообщите ему, что Аллах любит его»
(Бухари, 7375; Муслим, Насаи)..
Передают со слов Анаса, что один человек из числа ансар руководил намазами в мечети Куба. И каждый раз он начинал с чтения суры , а затем читал другую суру, и совершал он это в каждом ракаате.
Сподвижники поговорили с ним и сказали: ты сначала читаешь эту суру, затем думая, что еѐ недостаточно читаешь еще одну суру. Ты читай или только эту суру или оставь еѐ и читай только другую. Он сказал: я не оставлю еѐ, если вы желаете чтобы я так читать я буду руководить намазами если не желаете я оставлю вас. Они считали его наилучшим из них, и не желали, Посланник Аллаха они сообщили ему об этом. И Посланник Аллаха сказал:
«О такой-то! Что мешает тебе делать так как говорят твои товарищи. Что заставило тебя придерживаться (чтения) этой суры в каждом ракаате?». Он сказал: я люблю еѐ.
Пророк сказал: «Твоя любовь к ней ввела тебя в рай»
(Бухари, 774, без иснада; Тирмизи, 2903).
«Очищение веры» اإل ْخالَص Сура
Сура «Ихлас» равна трети Корана.
Передают со слов Абу Саида, что один человек услышал как другой человек читал суру , повторяя еѐ много раз. И когда настало утро он пошел к Посланнику Аллаха и рассказал об этом. Этот человек считал эту суру незначительной. Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем в чьей длани моя душа она равна трети Корана"
(Бухари, 7374).
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Соберитесь, так так я прочитаю вам треть Корана». И собрались те, кто собрался, затем вышел Посланник Аллаха и прочитал суру, затем вошел в дом.
И мы сказали друг другу: Посланник Аллаха сказал: «Я прочитаю вам треть Корана», я считаю это сообщением пришедшим с неба. Затем Посланник Аллаха вышел и сказал: «Я сказал, что прочитаю вам треть Корана и эта сура равна трети Корана» (Тирмизи, 2902; Муслим).
Приводится со слов Абу Саида, что Посланник Аллаха сказал сподвижникам: «Сможет ли один из вас прочитать треть Корана за ночь?» Это показалось для них тяжелым и они сказали: разве в состоянии один из нас сделать это? Посланник Аллаха сказал: «Аллах единый самодостаточный и есть треть Корана»
(Бухари, 5015).
Передают со слов Убайя ибн Кааба, что Посланник Аллаха сказал: «Кто прочитал , то как будто прочитал треть Корана» (Ахмад, Насаи).
Передают со слов Абу Масуда, что Посланник Аллаха сказал: «Сура равна трети Корана»
(ибн Маджа, 3789; Ахмад, Насаи).
Передают со слов Абу Дарда, что Посланник Аллаха сказал: «Вы же не можете прочитать треть Корана за ночь?» Сподвижники сказали: да о Посланник Аллаха мы слабы для этого и не в состоянии сделать этого. Посланник Аллаха сказал: «Аллах разделил Коран на три части, и является третью Корана»
(Муслим, Насаи, Ахмад).
Передают со слов Убайда ибн Ханина, что Абу Хурайра сказал: я пошел с Посланником Аллаха и Он услышал как один человек читает суру и Он сказал: «Стал обязательным». Я спросил, что стало обязательным. Он сказал: «Рай»
(Малик, Тирмизи, 2899; Насаи).
Также уже упоминался хадис: «Твоя любовь к ней ввела тебя в рай».Ибн Касир привел хадис, где сказано читать эту суру три раза в течении ночи, и что это равно трети Корана. Но хадис слабый и об этом упомянул сам ибн Касир.
Передают со слов Абдулла ибн Хубайба, что он сказал: мы испытывали жажду и наступила темнота и мы ждали Посланника Аллаха, чтобы он руководил нами в намазе. Посланник Аллаха вышел и взяв меня за руку сказал: «Скажи». Я промолчал и он сказал: «Скажи». Я спросил, а что говорить? Он сказал: «Скажи и муаввизатейн («Фалак» и «Нас») вечером и утром по три раза. Тебе будет достаточно повторять их два раза в день» (Абу Дауд, 5082; Тирмизи, 3070, Насаи, Ахмад).
Дальше ибн Касир привел хадисы о чтении этой суры несколько раз.
1- Кто прочитает эту суру десять раз, тому Аллах построит дворец в раю (Ахмад).
2- Кто прочитает один раз, тому Аллах построит дворец в раю. Если прочитает 20 раз два дворца, если 30 раз – три дворца (Дарими, мурсаль).
3- Если прочитать 50 раз прощаются грехи 50 лет (Абу Ягъля, хадис слабый).
4- Если в течении дня прочитать эту суру 100 раз будет записано 1500 благих дел, если у него не было долга (Абу Ягъля, хадис слабый).
5- Если прочитать в течении дня 100 раз прощаются грехи 50 лет, только если нет долгов (Тирмизи, 2900).
6- Кто прочитает 100 будут прощены грехи 100 лет (Баззар).
7- Читать после каждого намаза 10 раз (Абу Ягъля, хадис слабый).
8- Чтение при входе в дом оберегает от бедности хозяев и соседей (Табарани, хадис слабый).
9- Смерть Муавия ибн Муавия Лейси. Из-за того, что он любил эту суру солнце взошло очень яркое и Пророк совершил ему джаназа будучи в Табуке и в джаназа было 2 ряда ангелов по 70000 в каждом (Абу Ягъля, хадис слабый).
Посланник Аллаха сказал Укба ибн Амиру, чтобы перед сном он читал три последние
суры Корана (Тирмизи, 2408; Ахмад).
Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха перед тем, как лечь спать каждую ночь, ставил друг к другу свои ладони, дул на них (поплевывая) и читал над ними суры «Ихлас» и муаввизатейни. А затем протирал руками все тело насколько это было возможно, начиная с головы и лица, затем переднюю часть тела . Он делал это три раза (Бухари, 5017; Абу Дауд
(5056); Тирмизи (3399); ибн Маджа (3875): Насаи).
َСкажи: «Он – Аллах Единый
Сказал Икрима: когда иудеи сказали, что мы поклоняемся Узейру сыну Аллаха, христиане сказали, что мы поклоняемся Христосу сына Аллаха, огнепоклонники (зороастрийцы) сказали мы поклоняемся солнцу и луне. Многобожники сказали: мы
поклоняемся идолам. Аллах ниспослал Посланнику Аллаха суру то есть Он Один Единственный и нет никого подобного Ему и нет у Него помощника и нет равных Ему. И слово используется в утвердительных предложениях только если это касается
Аллаха, так как Он совершенен во всех качествах и всех действиях.
Аллах Самодостаточный.
Сказал ибн Аббас: то есть все творения зависят от Него в своих нуждах и потребностях.
Также ибн Аббас сказал: Он Господин господство которого совершенно; Благородный, благородство Которого совершенно; Великий, величие Которого совершенно; Добродетельный, добродетельность, Которого совершенна; Знающий, знание Которого совершенно; Мудрейший, мудрость Которого совершенна. Он тот чьи все качества чести, почета и достоинства совершенны. И все это Всевышний Аллах и эти качества присущи только Ему. Нет ему равного и нет ничего подобного Ему, Преславен (далек от несовершенства) Аллах Единый и Могучий».
Сказал Зайд ибн Аслам: Господин.
Сказали Хасан Басри и Катада: Остающийся после своих созданий.
Также Хасан сказал: Живой, Вечный, которому нет конца.
Сказал Рабигъ ибн Анас: Он тот который не родил и не был рожден. Как будто он
следующий аят сделал толкованием этого аята. Это хороший тафсир.
Сказали Ибн Масуд, ибн Аббас, Саид ибн Мусайяб, Муджахид и другие: тот который не
имеет пустот.
Сказал Шааби: Он тот, который не ест пищу и не пьет напитки.
Сказал Абдулла ибн Бурейда: Свет который сверкает.
Хафиз Абу Касим Табарани после того как привел все эти мнения сказал: Все эти
толкования правильные и они являются качествами Всевышнего Аллаха. Он тот в котором
все нуждаются, Его господство совершенно, Он не ест не пьет и Он Вечный. Подобные слова привел Байхакый.
Очищение веры» اإل ْخالَص Сура
َОн не родил и не был рожден ,
и нет никого, равного Ему» .
То есть у него нет ребенка и нет отца а также нет спутницы. Сказал Муджахид: «и нет никого, равного Ему», то есть у него нет жены.
Это подобно словам Всевышнего: «Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем» (6. «Скот», 101).
В «Сахихе» Бухари (6099) приводится хадис «Нет никого более терпеливого к обиде чем Аллах, Который слышит в Свой адрес: ведь поистине они (люди) говорят, что у него есть сын, а Он дает им пропитание и проявляет к ним снисходительность».
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Сказал Всевышний Аллах: Сын Адама считает меня лжецом (отвергает меня) и не имеет на это право, и сын Адама оскорбляет меня и также не имеет на это право. Что касается его лжи это слова: Аллах не воскресит меня, как создал в первый раз. И создать первый раз не легче для меня чем повторное создание. А что касается оскорбления: это слова: У Аллаха есть ребѐнок. А я Один Самодостаточный, не родил и не был рожден и нет никого равного мне»
(Бухари, 4974).
Эту суру также называю «сура таухида».
Посланник Аллаха читал эту суру во втором ракаате сунны утреннего намаза, также в
сунне магриба, в намазе после тавафа, а также в третьем ракаате витра.