Али ибн Абу Талиб (4-й Праведный халиф 1-й Шиитский имам)
Али ибн Абу Талиб ибн Абд-аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд-аль-Манаф (араб. علي بن أبي طالبي [ʕ; ок. 600 — 24 января 661) — двоюродный брат, зять и сахаба пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф (656—661) и первый имам в учении шиитов. Али стал первым ребёнком, принявшим Ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории Ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я город наук, то Али ключ к этому городу» — говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны — Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.
Сунниты рассматривают Али как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны. Имам Али родился в Мекке в 602 г.; по преданию — в Каабе. Жизнь его овеяна романтическими легендами. Отец Али, Абу Талиб и отец пророка Мухаммада, Абдаллах, были родными братьями. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. У пророка не было сыновей, и он всегда питал к Али отцовские чувства. Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил: О Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя, и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы аль-Лату и аль-Уззе.
Соратник пророка
Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.
Война с Меккой
В битве при Бадре Али был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой он сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его противника. За героизм его прозвали Асадулла — «Лев Аллаха». Пророк подарил ему меч с раздвоенным лезвием — «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд.
Раскол мусульманской общины
Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель Сирии и Палестины Муавийа отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.
Начало Гражданской войны в Халифате
Гражданская война (Фитна) в Халифате: регион под контролем Муавии I (красный), Амра ибн аль-Аса (синий) и имама Али (зелёный).
В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение.
Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин.
Возведенный в сан халифа после убийства Усмана в 656 г., он победил в 90 стычках против различных мятежников.
Гибель
Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить виновников раскола мусульманской общины — и Али, и Муавию. Заговорщики приняли решение убить Али, а также Муавию и Амра ибн аль-Аса в одно назначенное время. Фанатик-хариджит Ибн Мулджам любил девушку из племени Бени Тайм, которая в день Нахравана потеряла сразу отца, брата и несколько других родственников, и оттого жаждала мщения. Когда, Ибн Мулджан пришёл к возлюбленной, девушка сказала: Принеси мне голову Али в приданое; если тебе удастся бежать живым, ты возьмешь меня в качестве награды в сем мире; если же погибнешь, то получишь на небесах награду еще лучше.
Ещё за тридцать лет до своей смерти Али слышал от пророка, что он будет убит в ночь месяца рамазан. Кроме того, поведение и речи самого Али говорили о том, что он знал о своей смерти в этот месяц. Когда у его халифа спрашивали, почему во время разговения он ест мало, имам отвечал: Я хочу встретиться со своим Господом, употребив как можно меньше пищи.
Ночью 22 января трое заговорщиков во главе с Ибн Мулджаном спрятались в мечети Куфы. В ночь на 19-ое Рамазана Али не сомкнул глаз и много раз повторял: Клянусь Аллахом! Я не говорю лжи, и мне не сказали подобного… эта ночь обещанная.
Утром Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети, он разбудил спящих, в том числе и своего убийцу Ибн Мулджама. Во время намаза хариджиты бросились на него и нанесли несколько ран. Али воскликнул: Клянусь Господом Каабы, я стал счастливым!
Ибн Мулджаму удалось ранить халифа в голову и в бок. Его удалось схватить, а другой сообщник был зарублен, третий скрылся. Али был перенесен во дворец. Меч был отравленным, рана оказалась смертельной. Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Он говорил:
Я призываю вас к богобоязненности, приведите в порядок свои дела [перед смертью], и думайте всегда о примирении мусульман… Никогда не забывайте о сиротах и выполняйте права своих соседей… Сделайте Коран программой для реализации реальных дел… Молитва, молитва, поистине, она основа религии… На пути Аллаха делайте джихад, жертвуйте своим имуществом и душой… Будьте внимательны… Не пренебрегайте побуждать к добру и отстранять от недобрых дел, в противном случае, невежественные и низкие люди придут управлять вами, и тогда ваши обращения к Аллаху о помощи не будут приняты.
Вечером 23 января, в ночь на 21-ое Рамазана Али ибн Абу Талиб скончался. Его похоронили вблизи Куфы. Впоследствии ему там воздвигнут усыпальницу, к которой и теперь ходят на поклонение его почитатели, и которая послужила причиной основанию города Наджаф.
Поэзия Али
Али оставил немалое количество сочинений, стихов и прозу. Его произведения отличались глубоким философским смыслом. Часто Али обращался к Аллаху:
Иногда Милость Аллаха скрыта
И это не могут понять самые умные люди.
Иногда за бедами следует облегченье
И уничтожает в сердцах горечь и печаль.
Если у тебя не останется выхода из трудного положения,
Доверься Всевышнему Аллаху.
Когда сталкиваешься с большой проблемой,
будь терпелив,
Может, это Аллах проявляет к тебе
Свою тайную Милость.
Мудрость Али
Однажды к Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы, связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел должен быть неравномерным, а в соответствии с их договоренностью между собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9 часть третьему. В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Ознакомившись с ситуацией, Али попросил, чтобы ему привели ещё одного верблюда. Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий получил двух верблюдов. Первый рассчитывал получить не более восьми с половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5. Точно так же и двое остальных. И после того, как каждый получил свою долю, тот самый 18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и.
Однажды Али ибн Абу Талиб помог одному мужчине решить проблему материнства. По случайности обе его жены в один и тот же день родили мальчика и девочку. Но каждая из них твердила, что именно мальчик является её ребёнком, и обе отказывались от девочки. Отец новорожденных детей не знал, которой из жен поверить, и оказался в затруднительном положении. Для решения этой проблемы Али посоветовал взять у обеих жен в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика. Действительно, молоко грудной матери новорождённого мальчика чуть тяжелее молока матери новорождённой девочки (недоказуемо).
Личная жизнь
Современники так описывали имама Али: он был близкого к среднему невысокого роста, имел тёмно смуглый цвет кожи, большие черные глаза, широкую и частую бороду, красивое лицо и, когда улыбался, у него были видны зубы.
Наследство
В 624 году в Медине женился на дочери пророка Фатиме. К ней сватались многие известные люди (в том числе Умар и Усман)[источник не указан 633 дня], которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. От Фатимы у Али пятеро детей:
Хасан (р.624)
Хусейн (р.627)
Зейнаб
Умм-Кульсум
Мухсин.
11 имамов шиитов-двунадесятников являются его прямыми потомками. Старший сын Хасан Муджтаба второй имам, младший сын Хусейн Сеййидишшухада третий имам. Остальные девять имамов являются потомками Хусейна.
Голубая мечеть в Мазари-Шарифе, предполагаемое место погребения Али
Потомки его и Фатимы, (Алиды или Фатимиды (вероятные потомки), неоднократно преследуемые Омейядами, царствовали затем в Египте, Испании, Западной Африке и Сирии.