Мусульманская Испания (Аль-Андалус)

О мусульманских странах, о политике и жизни в этих государствах. Где лучше отдохнуть и в какую страну съездить в отпуске

Модератор: Hanifa-Sunnat

Мусульманская Испания (Аль-Андалус)

Сообщение Admin » 14 окт 2013, 18:42

Мусульманская Испания (Аль-Андалус)

Пожалуй, одним из наиболее ярких моментов европейской истории и культуры считается эпоха Возрождения. Корни европейской культуры восходят к тому славному времени искусства, науки, архитектуры и торговли. Но известно ли вам, что еще задолго до Ренессанса исламская Испания была государством, где процветало искусство, наука, торговля, поэзия, творчество и царили терпимость и благополучие?

Мусульмане населяли Испанию около 700 лет. Мы увидим, что именно эта цивилизация озарила Европу и вывела ее из темного средневековья в эпоху Возрождения. Ее культурный отпечаток сохранился и по сей день.

Восьмой век – время, когда Европа утопала во мраке Средневековья. Но мрак – это не единственное, в чем утопали жители той эпохи. Как пишет историк Джеймс Берк в своей книге «День, когда изменилась Вселенная»:

«Жители выбрасывали все отходы в канаву посреди улицы. Зловоние стояло невыносимое, однако на него, в сущности, не обращали внимания. Смешанная с экскрементами и мочой, на земле лежала солома, которую люди клали под ноги, чтобы можно было ходить».

Это убогое общество жило согласно закону феодальной системы, которая не имела ничего общего с предпринимательской экономикой. Наряду с прочими запретами Католическая церковь порицала одалживание денег, что отнюдь не способствовало благополучию и развитию. «Антисемитизм – редкое прежде явление – стал распространяться. В отличие от католической церкви, иудейский закон позволял давать денег взаймы» (Берк, 1985 стр. 32). Иудеи старались заработать, хотя и были преследуемы за это. Безграмотность, суеверие, варварство и разврат – таковым было лицо средневековой Европы.

Именно тогда на юг Европы пришли мусульмане. Абд Аль-Рахман I – представитель династии халифов – достиг Испании в середине 700-х. Он стал первым халифом Аль-Андалус – мусульманской части Испании, которая заняла большую часть Пиренейского полуострова. Он также стал основателем династии правителей Андалусии, принадлежавших к царскому роду Омейядов и правивших в Андалусии более трехсот лет (Гролье, История Испании). Аль-Андалус означает «земля варваров», от этого происходит современное название Андалусия.

Вначале Аль-Андалус напоминала остальную запущенную и грязную Европу. Но в последующие двести лет мусульмане превратили ее в оплот культуры, искусства и торговли.

«Система орошения, заимствованная из Сирии и мусульманских стран, превратила сухие равнины в изумительно плодородную почву. Прежде там росли пшеница и оливы. Мусульмане стали выращивать еще и гранаты, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, тмин, кориандр, бананы, миндаль, хну, вайду, марену, шафран, сахарный тростник, хлопок, инжир, виноград, сливы, абрикосы и рис» (Берк, 1985, стр. 37).

К началу девятого века мусульманская Испания стала жемчужиной Европы со столицей Кордова. С образованием «великого халифата Кордова» Абд Аль-Рахманом III настало золотое время Аль-Андалус. Кордова на юге Испании стала интеллектуальным центром Европы.

«…В то время как Лондон был только крошечной деревней, которая «не могла похвастаться и одним уличным фонарем» (Дайджест, 1973, стр. 622), в Кордове «было полмиллиона жителей, 113 000 домов, 700 мечетей, 300 общественных бань по всему городу и его окраинам. Вымощенные улицы освещались по ночам» (Берк, 1985, стр. 38). В домах были прохладные балконы для жаркого лета и трубы с горячим воздухом для зимы. Дворы украшались садами с искусственными фонтанами» (Дайджест, 1973, стр. 622). «Бумага, остававшаяся загадкой для запада, была повсюду. Здесь были книжные магазины и более 17 библиотек» (Бурк, 1985, стр. 38).

В своей книге «Испания в современном мире» Джеймc Кло говорит о значительности Кордовы в средневековой Европе:

«В ту эпоху во всей Европе не было ничего подобного ей. В конце первого тысячелетия Кордова была интеллектуальным источником, из которого пила вся Европа. Ученики из Франции и Англии приезжали, чтобы набраться знаний у мусульманских, христианских, иудейских ученых, изучить философию, науку, медицину (Дайджест, 1973, стр. 622). В главной библиотеке Кордовы насчитывалось около 600 000 рукописей. (Берк, 1978, стр. 70).

Терпимость по отношению к другим вероисповеданиям была отличительной чертой этого богатого и утонченного общества. Остальная Европа тогда не ведала о таком качестве как толерантность. Однако в мусульманской Испании «тысячи христиан и иудеев жили в мире и гармонии под правлением мусульман» (Берк,1985, стр. 38).

К сожалению, золотое время интеллектуального и экономического расцвета не длилось вечно.

«В 1013 большая библиотека Кордовы была уничтожена. Однако, оставаясь верными исламским традициям, новые правители позволили распределить книги и разослали ученых по главным городам небольших эмиратов» (Берк, 1985, стр. 40). Духовное творчество некогда великой Аль-Андалус было поделено между городами.

Христиане на западе делали прямо противоположное. В северной Испании христианские королевства объединялись, чтобы изгнать мусульман из Европы (Гролье, «История Испании»). Это и стало началом последнего выступления Средневековья.

В книге «Связи» Джеймс Берк рассказывает, как мусульмане вытащили Европу из мрачного средневековья. «Событием, которое стало важной причиной интеллектуального и научного возрождения Европы, было завоевание христианами Толедо в 1105 году». В огромных библиотеках Толедо вместе с книгами мусульманских философов и работами по математике, хранились еще и утерянные для Европы труды греков и римлян. «Испанские библиотеки со своим изобилием мусульманских и античных работ сразили христианскую Европу» (Бурк, 1978, стр. 123).

Прознав об интеллектуальных трофеях Толедо, ученые северной Европы слетелись туда как мотыльки на свет. Христиане развернули в Толедо масштабную кампанию по переводу. С помощью иудеев они перевели мусульманские книги на латынь. Среди них были «большинство основных книг греческой философии и науки, а также множество работ мусульманских ученых» (Дайджест, стр. 622).

«Образованное общество, с которым ученые северной Европы повстречались в Испании, настолько превосходило остальное европейское общество, что оставило отпечаток зависти к мусульманской культуре, сохранившийся в западных умах на века» (Берк , 1985, стр. 42).

«Обнаруженные в Толедо книги затрагивали такие предметы как медицина, астрология, астрономия, фармакология, психология, физиология, зоология, биология, ботаника, минералогия, оптика, химия, физика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, музыка, метеорология, география, механика, гидростатика, навигация, история» (Берк. 1985, стр. 42).

Но книги сами по себе не стали искрой, озарившей новую эпоху. Они дали Европе знания, однако люди приняли и оценили их, лишь подстроив под европейское мировоззрение.

«Как известно, средневековая Европа была крайне суеверной. Что вызвало перемену в сознании европейцев, так это философия, пришедшая с книгами» (Берк, 1985, стр. 42).

Христиане продолжали отвоевывать Испанию, оставляя после себя смерть и разрушения. Книги уцелели, но культура мусульман подверглась разрушениям, а их цивилизация распалась. По иронии судьбы, исламскую цивилизацию погубила не столько сила христиан, сколько разрозненность в мусульманских рядах. Подобно грекам и римлянам, мусульмане Аль-Андалус отступились от нравственных принципов (своей религии), некогда сделавших их великими.

Со взятием нового убежища мусульман, появлялась работа для переводчиков. В 1492 (год, когда Колумб открыл Новый Свет) был захвачен город Гранада – последний островок мусульман Испании. Похитители знаний не стали его хранителями. К несчастью, мусульмане и иудеи, не пожелавшие предать свою веру, были убиты или заточены. (Гролье, «История Испании»). Так наступил закат эпохи терпимости. О мусульманах теперь напоминали только их книги.

Поразительно, сколько знания Европа извлекла из мусульманских книг, и как долго просуществовало это знание. По причине этого обилия научных сведений стали появляться первые университеты (Берк, 1985, стр. 48). От мусульман Европа переняла цифры, которыми мы сегодня пользуемся. Даже понятие «зеро» (ноль) появилось из переводов (Кастиллио и Бонд, 1987, стр. 27). Справедливо отметить, что архитектурные концепции эпохи Возрождения взяли начало в мусульманских библиотеках. Первые адвокаты стали руководствоваться новыми знаниями, полученными у мусульман. Даже кухонные принадлежности, используемые сегодня, заимствованы из кухонь Кордовы! (Берк, 1985, стр. 44). Все эти примеры – лишь малая часть того, что Европа переняла у мусульман.
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мусульманская Испания (Аль-Андалус)

Сообщение Admin » 14 окт 2013, 18:57

МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

КОРДОВСКИЙ ЭМИРАТ

Во времена правления аббасидского халифа Абу Джа-фара аль-Мансура (137-158 гг. х.) из-под контроля Аббасидов вышла Андалусия. Там правил Абдуррахман I ад-Дахил, сын омейядского халифа Хишама, бежавшего в Испанию от репрессий Аббасидов. В первое время он формально признавал власть Аббасидов над Испанией, но халиф аль-Мансур не пожелал видеть у власти наследника своих врагов Омейядов и попытался свергнуть его. Для этого он усилил в Испании проаббасидскую пропаганду, лидером которой стал аль-Ала ибн Мугис, обосновавшийся в Бадже (на юге Португалии). Между ним и Абдуррах-маном ад-Дахилом в 147 г. х. произошли вооруженные столкновения, в результате которых аль-Ала был убит, и Аббасиды потеряли контроль над этими территориями. Омейяд Абдуррахман ад-Дахил запретил читать в мечетях Испании пятничные проповеди с именем Аббасидов.

Абдуррахман I, основавший династию омейядских монархов Испании, правил в 138-172 гг. х. Затем власть перешла к его сыну Хишаму ар-Риде, который правил в 172-180 гг. х. Между ним и его братом Сулайманом произошел конфликт, последний заручился поддержкой на­селения Толедо, но потерпел поражение и был сослан в Магриб.

После укрепления своей власти Хишам начал военные действия против христианских правителей на севере. Его войска предприняли поход на Септиманию во Франции.

После него к власти в эмирате пришел его сын аль-Хакам, который правил до 206 г. х. Против него восстали его дядья Сулайман и Абдулла, однако мятеж был подавлен. Сулайман был убит в 184 г. х., а Абдулла был помилован и поселился в Валенсии.

Еще одно восстание против аль-Хакама произошло в Толедо в 181 г. х., но наместник города Амрус ибн Йусуф, притворившись союзником восставших и противником эмира, пригласил к себе на трапезу лидеров всех мятежных групп; когда же они прибыли к нему, он перебил их и таким образом обезглавил восстание, которое после этого было подавлено.

Другое восстание было подавлено в столице государства Кордове, где произошел конфликт между войсками и населением городского района Ар-Рабад. Конфликт перерос в вооруженный мятеж, и восставшие окружили резиденцию аль-Хакама. В ответ аль-Хакам тайно подослал в Ар-Рабад диверсантов, которые устроили в районе большой пожар. Огонь охватил жилые дома, и мятежники были вынуждены снять осаду и поспешить на тушение пожара и спасение своего имущества. Пожар уничтожил весь район, и аль-Хакам приказал сровнять его с землей и посадить там деревья. Оставшись без крова, население Ар-Рабада покинуло Испанию и нашло убежище в Магрибе у Идрисидов, а также в Александрии.

В это время на севере страны активизировались христиане. Они напали на Арагон159, однако аль-Хакам вынудил их отступить. После этого эмир Барселоны, войдя в союз с франкским королем, поднял мятеж против власти, но потерпел поражение.

Аль-Хакам умер в 206 г. х., и его сменил его сын Аб-дуррахман II аль-Афсат. Это был могущественный правитель, который сумел обеспечить покой, безопасность и благополучие во всем государстве. В его время начали процветать наука и культура, многие христиане-испанцы приняли Ислам.

В 225 г. х. после поражения Византии от аббасидского халифа аль-Мутасима византийский император Теофил послал делегацию к Абдуррахману II с предложением заключить союз против аль-Мутасима. В своем послании император напомнил о репрессиях, которым Аббасиды подвергли Омейядов, и перечислил имена всех Омейядов, которые были перебиты Аббасидами. Абдуррахман согласился с Теофилом и даже послал своих представителей в Константинополь, однако реальный военный союз против Аббасидов так и не был создан.

Абдуррахман II аль-Афсат умер в 238 г. х., и власть перешла к его сыну Мухаммаду I. При нем произошли значительные волнения на севере Испании: в Толедо, Барселоне и других городах, но Мухаммаду удалось восстановить контроль над этими территориями. Он правил до 273 г. х. и предпринял много походов на христианских правителей севера, большинство из которых были успешными.

Затем на престол взошел его сын аль-Мунзир. Он был справедливым правителем и заслужил уважение народа, однако правил недолго. В 275 г. х. он умер, и его сменил его брат Абдулла, который правил до 300 г. х. Он был суровым человеком и не справился с управлением государством. Против него поднялись провинции, которые объявили о своей независимости, и в стране наметилась тенденция к распаду и хаосу. В этих условиях на севере резко активизировались христиане: некий Амр ибн Хафсун принял христианство и начал восстание против Абдуллы, возглавив горцев Карнаты (Гранады)160. Он даже сумел нанести поражение войскам государства.

После Абдуллы с 300 г. х. правителем мусульманской Испании стал сын Мухаммада I - Абдуррахман III ибн Мухаммад ибн Абдулла, который правил 50 лет. Он победил вероотступника Амра ибн Хафсуна и через 20 лет сумел установить контроль почти над всей Испанией и Португалией. Когда до него дошла весть об убийстве Му-нисом аль-Кадимом аббасидского халифа аль-Муктадира и давлении на халифов со стороны тюркских военачальников, он решил объявить себя халифом. Это произошло в 316 г. х., и с этого момента управлявшееся Омейядами мусульманское государство в Испании стало называться Кордовским халифатом.

Эмиры Кордовы из династии Омейядов:

1. Абдуррахман I (138/756-172/788)
2. Хишам I (172/788-180/796)
3. Аль-Хакам I (180/796-206/822)
4. Абдуррахман II (206/822-238/852)
5. Мухаммад I (238/852-273/886)
6. Аль-Мунзир (273/886-275/888)
7. Абдулла (275/888 - 300/912)
8. Абдуррахман III (300/912-316/929) (затем - халиф).

^ КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ (316/929-422/1031)

Абдуррахман III подчинил своей власти почти всех христианских правителей на севере Испании, но с юга ему угрожали Фатимиды. Для формирования регулярной армии он использовал рабов-славян, которых покупал у европейцев. Они воспитывались в исламском духе и со­ставляли основу войск государства.

В период правления Абдуррахмана III в Сарагосе восстал наместник Мухаммад ибн Хашим, но это восстание было подавлено. Затем кордовский халиф выступил против поддержавшего Мухаммада ибн Хашима христианского короля Наварры161 и разгромил его. Абдуррахман III приступил к строительству крупнейшего на то время военного флота, который насчитывал 200 кораблей. В 344 г. х. он основал город Альмерия, который стал базой для его средиземноморского флота. Тогда же произошло столкновение между ним и фатимидским халифом аль-Муиззом Лидиниллахом.

Военные успехи Абдуррахмана III настолько укрепили его положение, что даже французы, итальянцы и германцы направили к нему послов с выражением уважения и почтения.

Абдуррахман III умер в 350 г. х., и его место занял сын аль-Хакам II, правивший до 366 г. х. Это был справедливый, добрый и грамотный человек, который усердно занимался науками, прекрасно знал мусульманское право и историю, поддерживал ученых.

В правление аль-Хакама II мусульманская Испания процветала, развивались науки, больших успехов достигло просвещение. Аль-Хакам был справедливым и миролюбивым государем. Некоторые христианские правители севера расценили его миролюбие как признак слабости и вторглись в пределы мусульманского государства, но аль-Хакам II возглавил армию и, разгромив противника, сумел обеспечить надежную защиту своих границ.

Тогда же Испания подверглась нашествию норманнов - язычников с севера Европы. Некоторые историки называли их маджуситами (огнепоклонниками). Норманны вторглись во многие области Европы. Часть из них напала на Францию и поселилась в области, которая была названа Нормандией; другая их часть обосновалась на юге Италии. Церковь стремилась обратить этот народ в христианство и направить его воинственный пыл против мусульман. Позднее именно норманны отвоевали у мусульман Сицилию. Между 355 и 361 г. х. норманны атаковали Атлантическое побережье Испании. Особенно пострадали области вокруг Лиссабона. Между 354 и 360 г. х. они напа­дали на города, расположенные на средиземноморском побережье Испании.

Именно тогда мусульмане основали в Европе еще одно государство, которое называлось Джабал аль-Килад, Оно простиралось вдоль побережья Средиземного моря от Марселя до севера Италии и включало в себя часть территории современной Швейцарии. Это государство просуществовало с 277 по 365 г. х. Европейцы считали, что оно входило в состав мусульманской Испании и при необходи­мости посылали своих представителей в Кордову, но на самом деле кордовские Омейяды не контролировали эти территории.

После смерти аль-Хакама II в 366 г. х. его место занял его сын Хишам аль-Муаййид Биллах. В то время он был 10-летним ребенком, и в государстве поднялась смута. Народ восстал против него, и некоторое время он находился под арестом, но затем был освобожден и вновь занял трон халифов. Впоследствии Хишама сменил халиф Мухаммад.

В период правления Хишама от его имени страной правили знаменитый визирь аль-Мансур Абу Амир Мухаммад ибн Абу Амир аль-Маарифи (Альманзор) и его два сына аль-Музаффар и ан-Наср. Они правили справедливо и отличались благородными качествами, обеспечивали защиту и безопасность мусульманского государства.

Аль-Мансур воевал с христианскими правителями, сумел захватить Галисию162 и покорить Барселону. В свою армию аль-Мансур привлек североафриканских военачальников и даже христиан севера.

Визирь аль-Мансур родился в Кордовском халифате. В юности он приехал в Кордову на учебу в университет, где преподавал его отец. Аль-Мансур был одним из лучших студентов университета, проявил большое усердие в изучении наук. На этого умного и грамотного человека обратила внимание мать халифа Хишама королева Субх; она же пригласила его во дворец. Аль-Мансура полюбили народ, армия и ученые. Он правил вместе со своими сыновьями 26 лет. В 393 г. х. аль-Мансур погиб в сражении с христианами на севере.

После смерти аль-Мансура формальное правление халифа Хишама продолжилось, однако реальная власть была сосредоточена в руках сыновей аль-Мансура (Амиридов). Следующим хаджибом (регентом) халифа стал сын аль-Мансура Музаффар, но в 395 г. х. он внезапно скончался, и следующим регентом халифа стал его брат Абд ар-Рах-ман. Он был амбициозным человеком и вынудил халифа Хишама отречься от трона в свою пользу, отстранив династию Омейядов от власти. Горожане Кордовы, открыто выражавшие протест против произвола Амиридов, в 399 г. подняли восстание, которое возглавил представитель династии Омейядов Мухаммад аль-Махди. Мухаммад захватил дворец халифа Хишама и вынудил его отказаться от прежнего завещания в пользу Амиридов и передать власть ему; Амирид Абд ар-Рахман был убит.

После прихода к власти Мухаммад аль-Махди не справился с управлением государством и допустил целый ряд ошибок. В первую очередь он распустил значительную часть армии и этим шагом вызвал недовольство солдат; затем он стал подвергать репрессиям всех сторонников Амиридов, что вызвало их решительное противодействие власти. В то же время Мухаммад не сумел справиться с берберской гвардией, которая поддерживала Амиридов - берберы являлись значительной политической силой в государстве, но ими были недовольны кордовцы. Кроме этого, Мухаммад предавался утехам и развлечениям, что способствовало падению его авторитета. Все это привело к его свержению.

Недовольные берберы учинили в Кордове грабежи, но против них поднялось население города, возмущенное произволом африканцев. Затем они собрались с силами и провозгласили халифом родственника Мухаммада Сулай-мана. Берберы вошли в сговор с кастильцами и вместе с ними сразились с армией Мухаммада аль-Махди, которая выступила в союзе с каталонцами и выиграла битву. Однако эта победа была временной: второе сражение окончилось победой берберов, и из-за значительных потерь союзные Мухаммаду каталонцы покинули его.

В это время на политическую арену вышла еще одна сила - бывшие славянские рабы (мамлюки), которые закупались кордовскими халифами в Европе: из них, как и из берберов, комплектовалась армия. Мамлюки решили привести к власти низложенного халифа Хишама, который некоторое время содержался под домашним арестом, а затем бежал. Они восстали в Кордове и казнили Мухаммада аль-Махди. Мамлюки предложили берберам признать Хишама, но берберы, считавшие халифом Сулаймана, отвергли это предложение и двинулись на Кордову. В среде самих Омейядов также было много сторонников Сулаймана, но сторонники Хишама раскрыли заговор в городе. Затем им пришлось пойти на унизительное соглашение с кастильцами и отдать им большие территории, чтобы те поддержали их и не вступали в сговор с берберами. Такой дорогой ценой удалось отстоять Кордову от очередного берберского нашествия и грабежей.

Не сумев войти в Кордову, берберы подвергли грабежам ее окрестности, а затем пошли на другие провинции Испании. Целые города и селения были подвергнуты грабежам, насилию и разрушениям. Все эти потрясения привели к ухудшению экономического положения в стране; дошло до того, что в некогда процветавшей Кордове государственные чиновники были вынуждены распродать богатейшую и уникальную библиотеку халифов, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы. К 403 г. х. положение еще более ухудшилось, в городе начались эпидемии. В этой критической ситуации кордовцы выступили против берберов и нанесли им ряд поражений, но в конце концов проиграли войну. Кордова была захвачена берберами и подвергнута грабежам. Судьба в очередной раз свергнутого халифа Хишама неизвестна; по одним данным, он был убит, по другим - бежал в Азию.

Кордовский халифат фактически распался. Наместники многих провинций объявили о своей независимости, но некоторые основные города продолжали формально подчиняться Кордове.

Сулайман, которого привели к власти берберы, был слабовольным человеком и не имел реальной власти, но из-за многочисленных преступлений, совершенных берберами и их сторонниками, народ возненавидел его.

После взятия Кордовы берберами мамлюки, возглавляемые Хайраном, который еще во времена покойного аль-Мансура был наместником Альмерии, ушли из города. Они пошли на Альмерию и заняли ее. К ним присоединился и один из командиров Сулаймана Али ибн Хаммуд; он утверждал, что происходит из рода Пророка Мухаммада (т.е. был Алидом из ветви Хасана ибн Али), но поскольку он и его предки длительное время жили в Северной Африке, он плохо говорил по-арабски и фактически был бербером. Али Хаммуд был наместником Сеуты и Танжи, а его брат Касим - наместником Альхесираса. Али ибн Хаммуд, ссылаясь на свою принадлежность к лсемье Пророка Мухаммада, стал соперником Омейядов и претендентом на титул халифа. Его поддержали мамлюки, которым после Хишама был нужен новый формальный лидер. В 406 г. им снова удалось взять Кордову и убить Сулаймана. Али ибн Хаммуд попытался устранить последствия анархии и хаоса, в который была ввергнута страна на протяжении последних лет, и он действительно установил в своих владениях порядок и законность.

Но в это время испортились отношения Али ибн Хаммуда с Хайраном: тот попытался взять в свои руки власть и сделать Хаммудитов лишь формальными халифами - так, как это сделал в свое время аль-Мансур. Но Али на это согласиться не мог. Тогда Хайран решил сместить его и снова вернуть халифат Омейядам. Для осуществления этого замысла его выбор пал на Омейяда Абд ар-Рахмана, жившего в Валенсии. Это намерение было поддержано многими Омейядами, которые желали восстановления своей власти. Некоторые сторонники Омейядов, как, например, наместник Сарагосы, для осуществления своих планов вошли в сговор с графом Барселоны Раймондом и другими христианскими правителями.

Все это снова накалило обстановку в государстве. Али ибн Хаммуд был вынужден привлечь на свою сторону берберов, против которых еще недавно выступал, но был убит в результате заговора несколькими мамлюками, перешедшими на сторону Омейядов.

После гибели Али берберы и другие сторонники Хаммудитов провозгласили очередным халифом его брата Касима ибн Хаммуда, а Хайран и сторонники Омейядов провозгласили халифом Абд ар-Рахмана IV аль-Муртаду. Они выступили на Гранаду и потребовали у правителя города Зирида Зави признать власть нового халифа, но тот отказался. Тогда стороны сошлись в сражении. Хайран и другие командиры предали Абд ар-Рахмана, и он, потерпев поражение, пытался бежать, но был убит людьми Хайрана.

Касиму же удалось на некоторое время установить законность и порядок в Кордове, но затем его соперником стал родной племянник Йахйа, которого поддержали противники Касима, в числе которых был и переметнувшийся Хайран. Йахйа приехал в Малагу163 из Северной Африки и оттуда двинулся на Кордову. Не имея сил для сопротивления, его дядя Касим в 412 г. бежал в Севилью, но, несмотря на то, что Йахйа занял Кордову, его сторонники отвернулись от него и снова привели к власти Касима. Йахйа бежал в Малагу, но позднее вернулся и ненадолго вернул себе власть.

Придя к власти, Касим начал репрессии против Омей-ядов. Он опирался на берберов, против которых были настроены кордовцы. В ответ в 414 г. кордовцы подняли восстание и свергли Касима, который был схвачен сторонниками Йахйи и переправлен в Малагу. Он был заточен в темницу, а в 427 г. казнен.

Тем временем лидеры Кордовы решили избрать нового халифа. Их выбор нал на молодого Омейяда Абд ар-Рахмана V аль-Мустазхира. В период его недолгого правления его визирем был выдающийся мусульманский мыслитель и философ Ибн Хазм. Но и аль-Мустазхиру не удалось удержать власть из-за внутридворцовых интриг самих Омейядов, которые хотели свергнуть халифа и захватить власть. Родственники нового халифа спровоцировали очередное восстание в Кордове, в ходе которого горожане жестоким образом рассправлялись с берберами.

В ходе восстания Абд ар-Рахман был смещен и убит своим родственником Мухаммадом аль-Мустакфи, который стал следующим кордовским халифом, но и он не справился с ситуацией. В городе снова воцарились хаос и анархия. Тогда кордовские лидеры поехали в Малагу и попросили Хаммудита Йахйу, который также считался халифом, прибыть в Кордову и навести там порядок. Йахйа ответил им согласием и стал собираться в поход. Узнав об этом, халиф Мухаммад бежал из города и скрылся в селении, но был убит одним из своих военачальников.

После убийства Мухаммада Кордова на протяжении полугода оставалась без халифа и управлялась народным собранием. В конце концов, часть горожан предложила власть Хаммудиту Йахйе. Тот отправил своего представителя в Кордову, но вскоре горожане привели к власти Омейяда Хишама III Мутазза, который стал последним кордовским халифом. Он также не сумел справиться с управлением государством и стал жертвой очередных интриг своих родственников. После смещения Хишама III Кордовский халифат полностью прекратил свое сущест­вование и распался на десятки мелких княжеств.

^ Омейядская династия кордовских халифов (курсивом выделены халифы-Хаммудиды):

Абдуррахман III(316/929-350/961)
Аль-Хакам II (350/961-366/976)
Хишам II (366/976-399/1009)
Мухаммад II (399/1009)
Сулайман (400/1009)
Мухаммад II (400/1010)
Хишам II (400/1010-403/1013)
Сулайман (403/1013-406/1016)
^ Хаммудид Али ан-Насир (406/1016-408/1018)
Абдуррахман IV (408/1018-409/1019)
Хаммудид алъ-Касим (409/1019-412/1021)
Хаммудид Йахйа (412/1021-413/1022)
Хаммудид алъ-Касим (413/1022-414/1023)
Абдуррахман V(414/1023-415/1024)
Мухаммад III (415/1024-416/1025)
Хаммудид Йахйа (416/1025-417/1026)
Хишам III (417/1026-422/1031).

^ МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ ПОСЛЕ ОМЕЙЯДОВ (422/1031-478/1086)

После распада Кордовского халифата на его территории образовалось больше двух десятков небольших независимых княжеств-эмиратов. Эти княжества не обладали значительными силами и на протяжении нескольких десятилетий вели междоусобные войны, и набиравшей силу Реконкисте не составило большого труда начать их постепенную аннексию. Это обстоятельство вынудило некоторых князей обратиться за помощью к североафриканским Альморавидам, которые направили войска в Испанию. В результате войн Альморавидов с христианами многие из этих княжеств потеряли независимость; часть из них вошла в состав государства Альморавидов, а другая часть была захвачена христианами.

Период политической раздробленности мусульманской Испании сопровождался культурным расцветом. В эмиратах развивались различные науки, искусство, ремесла, торговля. Официальной религией всех княжеств был ортодоксальный суннитский Ислам маликитского толка.

Наиболее важными княжескими династиями Испании были следующие:

1. Хаммудиды. Представители этой династии утверждали, что являются Алидами и ведут свое происхождение от семьи Пророка Мухаммада, ходя многие критики опровергали это и приводили данные, что на самом деле они являются не арабами, а берберами. Вначале они носили титулы халифов, а затем - эмиров. Трое представителей Хаммудидов - Али, Касим и Йахйа - были конкурентами Омейядов и претендовали на Халифат. Период халифата Хаммудидов продолжался всего около 9 лет; Хаммудиды и Омейяды в 407-418 гг. х. вели ожесточенную борьбу за власть и попеременно объявляли себя халифами.

С 407/1016 по 449/1057 г. представители династии Хаммудидов правили в Малаге в качестве эмиров. Конец лравлению Хаммудидов в Малаге положили Альморави-|ды. Представители побочной ветви Хаммудидов правили также в Альхесирасе в 430/1039-450/1058 гг.; затем Альхесирас перешел под контроль Аббадидов.

2. Зириды. Берберская династия Зиридов отбила Гранаду у Омейядов и правила там на протяжении 75 лет (406/1015-483/1090). Они были представителями побочной ветви североафриканских Зиридов и Хаммадитов и вели происхождение от Зири ибн Мунада, наместника Фатимидов в Северной Африке. Конец правлению Зиридов в Гранаде положили Альморавиды.

3. Аббадиды. В период ослабления Омейядов они получили управление Севильей и правили там на протяжении 68 лет (414/1023-484/1091). Основатель династии Исмаил ибн Курейш ибн Аббад начал свою карьеру в Иш-билье (Севилье) в качестве кади (судьи). Позднее Абба-дидам удалось также овладеть Альхесирасом (450) и Мурсией164 (477), благодаря чему они получили доступ к портам Средиземного моря. В 463 г. х. Аббадиды установили контроль и над Кордовой. Севильские эмиры способствовали бурному культурному и научному прогрессу мусульманской Испании. Последним правителем Севильи был аль-Мутамид ибн Аббад, после которого княжество вошло в состав государства Альморавидов.

4. Джахвариды. Основатель династии Абу аль-Хазм Джахвар был визирем Омейядов. Он пришел к власти в Кордове сразу после падения Омейядов. Джахвар и его потомки правили там на протяжении 39 лет (422/1031-462/1070), затем власть в Кордове перешла к Аббадидам.

5. Сумадихиты. Основатель этой династии был наместником Омейядов в аль-Мерийе (Альмерии). В 436 г. он объявил себя независимым правителем. Он и его потомки правили в городе в 436/1044-484/1091 гг., затем Альмерией овладели Альморавиды. Сумадихиты были побочной ветвью Туджибидов.

6. Туджибиды. Представители этой арабской династии правили Саркустой (Сарагосой) в качестве наместников Омейядов в 286/898-410/1019 гг. В 410 г. Мунзир объявил себя независимым от Омейядов правителем. Его потомки правили городом до 430 г. х., когда город перешел под контроль Худидов.

7. Худиды правили в 430/1039-535/1141 гг. Им принадлежали города Лерида, Тудела, Калатаюда, в 430 г. х. они отбили у Туджибидов Сарагосу, затем их власть распространилась и на Тартушу (Тортосу165), а с 480 г. - на Дению. Основатель династии Абу Аййуб с 409 г. был наместником Омейядов в Лериде, затем стал независимым правителем. С 504 г. Худиды стали вассалами Альморави-дов. К 535 г. х. территория княжества была полность завоевана христианами.

8. Зуннуниды правили в Тулейтуле (Толедо) в 399/ 1009-477/1085 гг. В 457-467 гг. х. они владели также Валенсией. Основателем княжества был Йаиш ибн Мухам-мад, омейядский наместник Толедо. После распада Кор-довского халифата он стал независимым правителем. В 477 г. х. Толедо был захвачен христианами.

9. Амириды. Представители этой династии вышли на политическую сцену в качестве регентов омейядских правителей. Их называли хаджибами. Первым хаджибом был знаменитый аль-Мансур (Альманзор). В 412/1021 г. они захватили власть в Валенсии и стали независимыми правителями. Там они правили до 477/1085 г.; затем Валенсия была захвачена Зуннунидами и в том же году — христиа­нами, однако некоторое время спустя Альморавиды выбили их оттуда и установили контроль над городом.

10. Афтасиды. Это княжество было основано в Бадахосе (Батальйусе) в 413/1022 г. Правящая династия была берберской. Они владели значительной частью территории современной Португалии. В 477 г. х. им удалось взять Толедо. Княжество было присоединено к владениям Аль-моравидов в 487/1094 г.

^ ПРАВЛЕНИЕ АЛЬМОРАВИДОВ В ИСПАНИИ (178/1086-540/1147)

После распада Кордовского халифата в Испании образовалось множество мелких княжеств. Наиболее известным из мусульманских правителей того периода был эмир Севильи аль-Мутамид ибн Аббад. Он сумел победить правивших в Кордове Джафаритов и присоединил их земли к своим владениям.

В 478 г. х. испанские христиане, возглавляемые королем Леона и Кастилии166 Альфонсом VI, захватили Толедо и стали непосредственно угрожать владениям Ибн Аббада, вынуждая его платить им дань. Несмотря на это, христиане не остановились и захватили несколько его крепостей. Тогда Ибн Аббад, не имевший достаточно сил для противодействия христианам, решил обратиться за помощью к Альморавиду Йусуфу ибн Тафшину. Он лично отправился в Северную Африку, обрисовал угрозу уничтожения мусульман в Испании и попросил Йусуфа прийти на помощь единоверцам. Йусуф согласился начать войну с христианами и прибыл в Испанию с 7000 бойцами, сразу же выступив против врага на север страны. По пути к его армии стали примыкать добровольцы из числа испанских мусульман, и численность армии возросла до 20 000 бойцов.

Тем временем Альфонс VI, также собрав значительные силы, выступил против мусульман. В месяце раджаб 479 г. х. стороны встретились в решающем сражении на равнине Заллака возле города Батлаис (Бадахоса). На передовых позициях мусульман стояло ополчение Ибн Аббада; бойцы Ибн Тафшина заняли позицию за горой.

Король Альфонс VI послал своих представителей к мусульманам для определения времени начала сражения. Однако, не дождавшись окончания переговоров, он неожиданно начал наступление. Это произошло во время пятничного намаза: христиане рассчитывали застать мусульман врасплох, так как знали, что мусульмане соберутся на коллективную молитву, но Ибн Аббад предчувствовал подобное развитие событий и остался со своим ополчением на боевых позициях. Он принял бой и сумел сдержать первый натиск христиан, а тем временем, завершив пятничный намаз, к месту сражения подошли войска Альморавидов. Сражение завершилось разгромом христиан и почти полным уничтожением их армии. Альфонсу VI удалось бежать с поля битвы. Мусульмане овладели богатыми трофеями, которые Йусуф ибн Тафшин передал эмирам Испании.

После этой битвы христиане снова собрали армию и атаковали владения Ибн Аббада. Он опять был вынужден позвать на помощь Йусуфа ибн Тафшина. Тот снова прибыл в Испанию, однако на этот раз никто из мусульманских правителей, за исключением Ибн Аббада и правителя Мурсии Ибн Абдулазиза, не оказал ему поддержку, предоставив практически в одиночку совершить несколько походов на христиан. В этот момент ухудшились отношения между Ибн Абдулазизом и Ибн Аббадом, который пленил его. Став свидетелем междоусобицы, Йусуф ибн Тафшин отказался продолжать военные действия против христиан и уехал в Северную Африку. В 483 г. х. Йусуф ибн Тафшин в третий раз приехал в Испанию. Двинувшись на христиан, он осадил Толедо, но и на этот раз мусульманские правители Испании его не поддержали. Понеся большие потери, он был вынужден снять осаду Толедо и двинуться на эмира Гранады Абдуллу ибн Бадиса, поддерживавшего христиан. Он пощадил его и передал управление Гранадой и Малагой в руки своего наместника Сири ибн Абу Бакра из племени Ламтуна167, а затем вернулся в Северную Африку.

Йусуф ибн Тафшин приказал Сири ибн Абу Бакру подчинить власти Альморавидов все мелкие эмираты Испании. Ибн Аббад был против такого поворота событий и обратился за поддержкой к христианам, и король Альфонс пришел к нему на помощь во главе 20 000-ной армии. Сири ибн Абу Бакр выступил против них, и в решающем сражении христиане снова были разгромлены. После этой победы Альморавидов Ибн Аббад был вынужден сдаться. Его владения перешли под контроль наместника Йусуфа ибн Тафшина; Ибн Аббада пощадили, и он со своей семьей был перевезен в Северную Африку к Йусуфу ибн Тафшину, который распорядился поселить их в Акмате возле Марракеша. Все эти события произошли в 484 г. х.

В следующем году Альморавиды под командованием Йусуфа ибн Дауда подчинили своей власти Мурсию, Альмерию, Валенсию и другие города Испании.

Йусуф ибн Тафшин умер в 500 г. х. в возрасте 90 лет. Он правил Северной Африкой и мусульманской Испанией в течение 50 лет. Он был набожным и добродетельным человеком, поощрял развитие наук. Выдающийся мусульманский богослов и философ имам аль-Газали отправился к нему для выражения благодарности за просветительскую деятельность и поддержку ученых, но по прибытии в Александрию узнал о смерти Йусуфа.

После его смерти государство Альморавидов возглавил его сын Али ибн Йусуф ибн Тафшин, продолживший войну с христианами и пытавшийся сломить сопротивление короля Альфонса VI. Командующим мусульманскими войсками он назначил своего брата Тамима, и в 502 г. х. тому удалось разгромить христиан в битве при Уклесе. В этом сражении христиане потеряли около 10 000 бойцов, погибли сын Альфонса и несколько военачальников.

После этой победы Али ибн Йусуф приехал в Испанию и сам возглавил войну против христиан. Ему удалось захватить 28 крепостей около Мадрида. Затем он окружил Толедо, однако не сумел взять город. В 504 г. х. Али сумел подготовить удачное наступление против христиан на западе Испании. В районе Лиссабона ему удалось захватить несколько стратегически важных крепостей, богатые трофеи, а также пленить многих христианских бойцов.

Однако эти успехи носили временный характер. Уже в 513 г. х. христиане взяли Сарагосу и важнейшие опорные пункты вокруг нее. Потеря этих позиций отразилась на общей стабильности в стране и авторитете Альморавидов, которые после этого стали постепенно терять политическое влияние.

В 513 г. х. между Альморавидами и жителями Кордовы произошли столкновения, приведшие к бегству из города наместника Али ибн Йусуфа. Но затем Али лично приехал в Кордову и урегулировал положение.

^ ПРАВЛЕНИЕ АЛЬМОХАДОВ В ИСПАНИИ (540/1147-667/1269)

Христиане продолжали наступление на мусульманские княжества и в 540 г. х. захватили Сантарем, Маджу, Мериду и Лиссабон. Альморавиды ослабели и уже не могли сопротивляться натиску христиан. В то время в Северной Африке усилились Альмохады, которые положили конец существованию государства Альморавидов. Когда альмохадский правитель Абд аль-Мумин осадил Марракеш, к нему прибыла делегация испанских мусульман с просьбой защитить их владения от христианского нашествия. Абд аль-Мумин согласился помочь и послал им на помощь войска и военный флот. Эти войска подошли к Севилье и изгнали оттуда наместников Альморавидов.

Однако остановить наступление христиан было трудно, и они добивались все новых и новых успехов. В 542 г. х. они захватили Альмерию, в 544 - Тортосу и Лариду. Затем герцог Толедский окружил Кордову, но войскам Абд аль-Мумина удалось защитить город, и враг был вынужден отступить. К 552 г. х. Альмохадам удалось относительно укрепить свою власть в мусульманской Испании. Это позволило им провести несколько успешных походов против христиан, в результате которых удалось освободить Альмерию. Бывший альморавидский наместник Хаммуд ибн Гания сумел сохранить свою власть только на острове Мальорка.

В 565 г. х. пришедший к власти Йусуф ибн Абд аль-Мумин послал своего брата Абу Хафса в Испанию во главе 20 000-ной армии, и в результате успешного похода на Толедо тому удалось захватить много трофеев и пленных.

В 580 г. х. Йусуф ибн Абд аль-Мумин перешел в наступление на христиан Испании. Он дошел до Лиссабона, где в тяжелом сражении нанес им поражение. Однако вскоре он умер, и к власти пришел его сын Йакуб ибн Йусуф. В 585 г. х. он прибыл в Испанию и захватил Лиссабон, овладев богатыми трофеями. Он заключил предложенное королем Кастилии Альфонсом VIII перемирие сроком на 5 лет, но после угроз со стороны короля Альфонса выступил против него и подошел к крепости Аларкос. Йакуб разделил свои войска на две части, одной из которых командовал он сам, а другой - Абу Йахйа ибн Абу Хафс аль-Хинтани. В сражении христиане были разгромлены и понесли большие потери, а Альфонс VIII бежал.

Затем Альфонс снова собрал войска и пошел на Йаку-ба. Тот получил подкрепление из Магриба и в 592 г. х. снова разгромил короля Альфонса и захватил почти всю Кастилию. Затем он совершил поход на Толедо и вернулся в Севилью, а после заключения перемирия уехал в Магриб.

После смерти Йакуба в 595 г. х. к власти пришел его сын Мухаммад ан-Наср Лидиниллах. В это время король Альфонс нанес удары по стратегическим объектам мусульман. В 607 г. х. Мухаммад ан-Наср прибыл в Севилью; применив новую тактику, он разделил армию на пять частей и послал их в различные районы для нанесения ударов по силам кастильцев. Кастильцы решили, что мусульмане обладают значительными силами, и среди них началась паника, вынудившая некоторых христианских правителей заключить с Мухаммадом перемирие. Тогда он двинулся на крепость Салпатра, которую осаждал на протяжении многих месяцев, но захватить крепость ему так и не удалось. В ответ Альфонс атаковал крепость Аль-Укаб (Лас Навас де Толоса), которая находилась в руках мусульман, и захватил ее. В 609 г. х. враждующие стороны встретились у этой крепости, и мусульмане потерпели тяжелое поражение.

После этого поражения Альмохады стали отступать под натиском христиан. В 624 г. х. к власти пришел ар-Рашид. В период его правления король Леона и Кастилии Фердинанд III захватил Кордову. В 646 г. х., в период правления Альмохада Умара ибн Исхака, Фердинанд III захватил Севилью.

После разгрома при Аль-Укабе, потери Кордовы и Севильи мусульманское господство в Испании подошло к концу; власть мусульманских правителей сохранялась лишь в некоторых горных районах страны, а после падения последнего оплота мусульман - Гранады - мусуль­манская цивилизация Испании была почти полностью уничтожена.
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай


Вернуться в Исламские страны. Ислам в мире

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5