Кто был автором Библии?
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО !
Хвала Аллаху, который сказал в Священном Коране: “Аллах, кроме которого нет иного божества, – вечно живой, вечно сущий. Он ниспослал тебе [, Мухаммад,] Коран – [писание] истинное – в подтверждение того, что было ниспослано до него. Прежде Он ниспослал Тору и Евангелие, как руководство для людей, и ныне ниспослал [этот Коран для] различения [истины от лжи]. Воистину, тем, которые не веруют в знамения Аллаха, уготованы страшные муки. Ведь Аллах – могучий, раздающий возмездие” (Св. Коран 3:2-4). Каждому мусульманину достаточно просто услышать эти аяты Корана, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что Тора и Евангелие были ниспосланы Богом для наставления человечества на прямой путь. Однако впоследствии Бог ниспослал и Священный Коран, который подтвердил истинность прежних писаний и открыл людям новый закон Господа Бога, благодаря которому люди смогут различать истину от лжи.
Что же послужило поводом для ниспослания Корана, тогда как человечество уже обладало небесным писанием? Ответом на этот вопрос служат следующие аяты Корана: “А за то, что они нарушили договор, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они (т.е. иудеи и христиане) искажают смысл писания, переставляя слова с места на место. И они предали забвению часть того, что им было напомнено” (Св. Коран 5:13); “Неужели вы надеетесь, что они (т.е. сыны Израилевы) уверуют? Среди них были такие, которые слышали слово Аллаха, а потом, после того как поняли его смысл, заведомо исказили его” (Св. Коран 2:75); “Скажи им: кто ниспослал для людей в качестве света и руководства к прямому пути писание, с которым пришел Моисей? Вы пишете писание на отдельных листах, читая людям отдельно выхваченные листы, а многое утаивая” (Св. Коран 6:91). Таким образом, Коран утверждает, что иудеи и христиане исказили священное писание. Конечно же, сами иудеи и христиане не согласны с этим. Они приводят многочисленные стихи Библии в подтверждение ее подлинности, например: “Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом” (Притчи 30:5-6). Безусловно, слово Господа чисто, и ни один правоверный не станет искажать его, опасаясь гнева Божьего. Однако нечестивцы покусились на него, продавая истину за дешевую цену, и изменили писание в собственных интересах, чтобы обрести положение и славу в этом мире.
Справедливости ради следует отметить, что и утверждения христиан, и свидетельства мусульман остаются всего лишь словами, пока они не подтверждены доказательствами. Поэтому давайте обратимся к аргументам обеих сторон, повинуясь повелению Господа: “Если вступаете в споры с обладателями писания (т.е. иудеями и христианами), то приводите им наилучшие доводы. И не спорьте с теми из них, которые бесчинствуют. Говорите: мы уверовали в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один и тот же, и ему мы предаемся” (Св. Коран 29:46).
Для того, чтобы проанализировать подлинность имеющейся у нас Библии, необходимо иметь объективный критерий ее достоверности. Священный Коран гласит: “Неужели же они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем уйму противоречий” (Св. Коран 4:82). И это справедливо. Писание от Бога не может содержать противоречий. Ошибаться – это удел человека. Господь Бог же всемогущ и всесведущ. Он не ошибается и не лжет, поэтому в подлинном писании нет и не может быть ошибок и двух противоположных сообщений. Это очень важный аспект, над которым я предлагаю задуматься каждому, кто любит и ищет истину.
Что представляет собой Тора?
Тора – это священное писание пророка Моисея, состоящее из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Однако эти пять книг не дошли до нас единым текстом. Американская академическая энциклопедия Гролиера сообщает: “Пятикнижие опирается на четыре основных манускрипта. Наиболее древний из них (J), возможно, написан в Иудее, южном царстве, около 950 лет до н.э. Между 900 и 750 годами в Израеле, северном царстве, была составлена Ефремовская версия писания Моисея (Е). В 7-ом веке до н.э. было закончено Второзаконие или его большая часть. Около 550 года до н.э. во время изгнания евреев Тора претерпела последнее изменение: к ней был прибавлен манускрипт священников (P), отдельные отрывки которого имеют очень древнее происхождение”.
Одной из отличительных особенностей этих исторических документов является то, что в манускрипте (J) Бога называют “Яхве” и “Йегова”, а в манускрипте (E) – “Элохим”.
Профессор Калифорнийского Угиверситета в Сан-Диего Ричард Эллиот Фрейдман является одним из немногих ученых, которые критически рассмотрели четыре манускрипта Пятикнижия. Он провел исследования по уточнению подлинных авторов писаний, даты их создания, преследуемых авторами мотивов и т.п.
В своей книге “Кто написал Библию?” профессор Фрейдман привел скандальные свидетельсва того, что авторы различных манускриптов при составлении писаний преследовали совершенно разные цели. В соответствии с его исследованиями, в каждом из этих манускриптов делается попытка прославить одну из ветвей иудейского рода и подчеркнуть ее право первородства и, соответственно, близость к Богу. Иногда даже это делается в ущерб другим потомкам. Например, манускрипт (J) был написан потомками Иуды, (Е) – потомками Израиля, (P) – священниками из рода Аарона. В манускрипте священников (P) подчеркивается важность обряда жертвоприношения и отмечается, что только священники имеют право на это. В этом документе нет ни одного текста о том, что Бог принял чье-либо иное жертвоприношение. Напротив, приводятся притчи о том, как Бог погубил тех, кто приносил жертву без участия священников из рода Аарона. С другой стороны, в (J) и (Е) делаются попытки подчеркнуть право первородства Иакова. Кроме того, в (Е) говорится, что Иосифа спас его брат Рувим (первенец Иакова). А в (J) сообщается, что это был Иуда.
Тексты (J) и (Е) показывают превосходство Моисея, но порицают Аарона. В них Аарон обвиняется в изготовлении золотого тельца и попрекании Моисея вместе со своей сестрой Мариам, за что Господь прогневался на них. Документ (P), написанный священниками из рода Аарона, носит иной характер. В нем отмечается, что Господь Яхве обращается одновременно к Моисею и Аарону. Моисеев посох, используемый для воспроизведения чудес, называется посохом Аарона. Кроме того, Аарон называется перворожденным братом Моисея. Как мы уже отметили, все жертвоприношения приписываются лишь Аарону и его сынам. И, наконец, в нем Моисей даже обвиняется в грехах, за которые страдает Аарон.
Профессор Фрейдман весьма красочно продемонстрировал тот факт, что авторами Пятикнижия являются разные люди. В то же время очевидно, что писание самого Моисея некогда существовало. Об этом свидетельствует и сама Библия: “И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу” (Исход 17:14); “[Моисей] взял книгу завета, и прочитал вслух народу” (Исход 24:7); “Моисей, по велению Господню, описал путешествие их по странам их” (Числа 33:2). Книга Второзакония (31:24) даже подчеркивает, что Моисей еще при жизни завершил составление небесного писания: “Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца…” Именно это ставит в тупик объективных христиан и иудеев, поскольку в Библии мы можем прочесть описание событий, свидетелем которых сам Моисей просто не мог быть. Это, например, смерть святого пророка: “И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фогора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня” (Второзаконие 34:5-6); “И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей…” (Второзаконие 34:10). Библеисты утверждают, что стиль языка, на котором написаны стихи, описывающие события, происшедшие как до смерти Моисея, так и после неё, идентичен.
В Книге Бытия приводятся имена царей Едомских: Бела, Иовав, Хушам, Гадад, Самла, Саул, Баал-Ханан, Гадар. О них сказано: “Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых” (См. Быт. 36:31-39). В 11-ом веке историки обнаружили, что все они правили спустя много лет после смерти Моисея.
Это полностью подтверждает мнение о том, что авторами имеющейся у нас Торы не является святой пророк Моисей. Следует отметить, что Библия не отрицает пагубного участия иудейских ученых и священников в составлении писания. В Книге пророка Иеремии сказано: “Как вы говорите: “мы мудры, и закон Господень у нас”? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь” (8:8); “…ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа, Бога нашего” (Иеремия 23:36). Более того, в Библии отмечены и мотивы, которые двигали книжниками в их злодеянии: “И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; я не посылал их, и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего” (Иеремия 14:14). Мы уже отметили то, как священники рода Ааронова претворяли в жизнь “мечты сердца своего”, превознося его над Моисеем, и как потомки Иуды и Израиля препирались за право первородства.
Образцовая Исправленная Версия Библии (Collin’s R.S.V., стр. 12-17) приводит список имен авторов отдельных книг Ветхого Завета:
Бытие – автором считается Моисей.
Исход – автором большей части считается Моисей.
Левит – автором большей части считается Моисей.
Числа – автором большей части считается Моисей.
Второзаконие – автором большей части считается Моисей.
Иисуса Навина – автором большей части считается Иисус Навин.
Судей – вероятно, Самуил.
Руфь – автор точно не известен, вероятно, Самуил.
1-ая Царств – автор неизвестен.
2-ая Царств – автор неизвестен.
3-ья Царств – автор неизвестен.
4-ая Царств – автор неизвестен.
1-ая Хроник – автор неизвестен, очевидно ее собрал и отредактировал Ездра.
2-ая Хроник – скорее всего, ее собрал и отредактировал Ездра.
Ездры – вероятно, Ездра.
Есфирь – автор неизвестен.
Иова – автор неизвестен.
Псалтырь – в основном, Давид, хотя есть и другие авторы.
Екклезиаста – считается, что Соломон, хотя это и сомнительно.
Исайи – автором большей части считается Исайа, но часть его, может быть, написана другими.
Ионы – автор неизвестен.
Аввакума – о месте и дате его рождения ничего не известно.
Таково мнение авторитетных библеистов, из чего следует, что иудеи и христиане сами не знают, чьи писания они считают словом Божьим.
Однако мы до сих пор так и не привели ни одного свидетельства, соответствующего выбранному нами критерию. Сейчас речь пойдет о некоторых противоречиях, объяснить которые не удается ни одному верующему в безупречность той книги, которую многие люди привыкли называть Библией.
Мухаммад Абдуллах
Баку – 1998