Русский мусульманин из Филадельфии: Ислам увеличивает своё присутствие в Америке "сказочными темпами"Филадельфия - гавный город североамериканского штата Пенсильвания, была первой столицей США. Именно в этом городе в 1776 году приняли Декларацию независимости Соединённых Штатов.
Филадельфия первой из городов Севера США открыла ворота для беглых, а затем освобождённых негров-рабов с юга. Сейчас афро-американцы составляют почти 2/3 населения этого города, численность которого с пригородами составляет 5,7 млн. человек.
В течение столетий в Филадельфию прибывали многочисленные иммигранты со всех уголков мира. В последние три десятилетия в городе сложилась значительная русскоязычная община, состоящая из выходцев со всего бывшего СССР. Русскоговорящих в Филадельфии насчитывается сегодня около 120 тысяч человек.
Даниил Апокорин, уроженец Винницы, живёт в США с 1980 года. Он является одним из активистов Русской общины Филадельфии. Одновременно Даниил (или Даниэль на американский лад), принявший ислам в середине 1990-х годов, известен как один из лидеров мусульманской общины города. Более того, Даниил, носящий также исламское имя Рафик, занимается проповеднической деятельностью, в том числе среди заключенных в местных тюрьмах.
"Когда я приехал в Филадельфию, в 1980 году, в городе было 4 мечети, которые в основном были открыты на джума-намазы (пятничные богослужения), - вспоминает в беседе с ИА IslamNews Даниил. - Сейчас здесь официально зарегистрировано 53 мечети, а неофициально их гораздо больше".
Состав исламской общины Филадельфии весьма пёстрый. Значительное число её составляют иммигранты из мусульманских стран, часть из которых стала уже гражданами США. Особенно много арабов из Палестины и Египта, также немало мусульман индо-пакистанского происхождения. В основном все диаспоры селятся в отдельных кварталах. Там же они строят свои мечети. Кстати, в этих кварталах звучание азана (призыва к молитве) почти не ограничивается.
Помимо них, немалую часть мусульман составляют афро-американцы, среди которых также много тех, кто тщательно исполняет все религиозные обязанности. Хотя отчасти принятие ислама "черными" носит протестный характер. Некоторые "черные", принимающие ислам, по утверждению Даниила, "по-прежнему достаточно воинственно настроены в отношении белого населения и видят в исламе некий способ отомстить им за 400-летнее рабство".
Тем не менее, говорит гость из Филадельфии, большая часть мусульман разного происхождения "исповедует традиционный ислам, основанный на своих источниках - Коране и Сунне".
По словам американского мусульманина, "ислам увеличивает своё присутствие и своих приверженцев в Пенсильвании сказочными темпами".
Как заявляет Даниил Апокорин, за последние 10 лет число мусульман в ставшей для него родной Филадельфии "увеличилось на 350%!"
Среди новых мусульман сейчас много и белых американцев, которые, размышляя над смыслом существования, вполне осознанно принимают мировоззрение Ислама.
Мечети в Филадельфии растут как грибы, каждый год строится по 3-4 мечети, порой даже не зарегистрированные. Полиция знает о них, городские власти тоже, но они, как правило, не противодействуют. В основном ислам исповедуется спокойно. Практикующие мусульмане личным примером способствуют положительному имиджу ислама среди американцев.
Однако муниципалитет совершенно не помогает в устройстве молельных мест мусульман. Из 53 мечетей Филадельфии нет ни одной, которая была бы сооружена на деньги американского правительства. Большая часть мечетей расположена в перестроенных за счет самих мусульман зданиях.
Как рассказывает Апокорин, "обычно происходит так: имеется дом под снос, люди обращаются в мэрию города с просьбой сделать символическое пожертвование в 1 доллар. Затем сама община восстанавливает здание и пользуется им как местом для поклонения, выплачивая городу налог на недвижимость от 300 до 700 долларов в год".
Часто при молельнях также устраиваются классы для обучения религии. На сегодня в Филадельфии имеется 4 больших исламских образовательных центра.
Выделяется среди них культурно-образовательный центр "Аль-Акса", основанный палестинскими мусульманами. В медресе этого центра обучаются свыше 2000 детей. Это на самом деле полноценная общеобразовательная школа. Наряду с исламскими дисциплинами (Коран, хадис, фикх), в ней преподаются предметы, соответствующие требованиям американской программы среднего образования.
Другой известный центр исламской общины Филадельфии - Джамия - также включает в себя мечеть и учебные заведения для детей и взрослых. Располагается он в переоборудованном здании бывшего кинотеатра.
Кроме того, в одном из богатейших пригородов Филадельфии Вилланове (Villanova) находится спонсируемая саудовцами Академия исламских исследований (Academy for Honor Studies), возглавляемая выдающимся ученым-анатомом, профессором Мустафой Ахмедом. Стены Академии стали центром призыва в ислам американских интеллектуалов. Сам профессор Ахмед принял ислам в результате глубокого мыслительного поиска. Нынче же к нему для общения приезжают и представители СМИ, и делегации христиан и иудеев, и учёные. Многие люди приходят, чтобы просто самим понять ислам.
При Академии также действует средняя общеобразовательная школа с преподаванием исламских предметов. В ней обучаются более 400 детей разного расового и социального происхождения.
Между прочим, как поведал Даниил, территория, на которой размещается Академия имеет интересную историю. Когда-то она принадлежала одному владельцу фешенебельных магазинов. У него не было детей. По завещанию после его смерти дом с поместьем в 4-5 га перешёл в дар местной церкви.
Но у церкви не было средств и сил на поддержание огромного хозяйства, оплату воды, электричества и т.д. В конце концов, поместье каким-то образом приобрели меценаты из Саудовской Аравии.
Вначале в нём был филиал Открытого американского университета, одного из самых популярных заведений заочного образования. А с 2002 года здесь находится Академия исламских исследований.
Говоря о положении ислама и мусульман в США, Даниил Апокорин заметил, что, в целом, обычные американцы достаточно уважительно относятся к исламу, несмотря на всю исламофобскую пропаганду, развернутую после 11 сентября 2001г. Американцам импонируют люди, живущие в соответствии с принципами своей религии. "В Америке любят правило: делай сам то, что утверждаешь на словах. В мусульманах им нравится то, что те опрятны, не употребляют алкоголь и наркотики, не сквернословят, не гоняются за проститутками и так далее", - констатирует русско-американский мусульманин.
"Иное дело - американские СМИ. Там исламофобия на все 100% с плюсом!" - говорит он.
"Пресса и телевидение всё валят на мусульман. Как говорили в СССР, "если в речке нет воды, значит выпили ж...". Ну а в США во всем виноваты мусульмане", - подчеркнул Апокорин.
Во властных структурах Соединённых Штатов также выискивают порой малейшие промахи мусульман.
"Я читаю хутбы (проповеди) в тюрьмах. Предварительно, перед чтением, я должен одобрить текст у штатного исламского капеллана исправительного учреждения. И я вынужден это делать ради самосохранения, а то власти могут потом обвинить меня в том, что я призвал кого-то к совершению теракта", - отметил русский мусульманин из Америки.
Невзирая на любые сложности, уверен Даниил, Ислам, хвала Аллаху, помогает людям разобраться в этой жизни, понять, для чего они созданы, и обрести смысл в своей жизни.

Исламская академия в Вилланове

Даниил возле одного из исламских центров Филадельфии