Азан для женщин
В этом вопросе среди ученых нет единого мнения.
Ибн 'Умар сказал: "Для женщин нет азана или икамы". (Об этом рассказал Аль-Байхаки с сахих цепью). Таким было мнение Анаса, Аль-Хассана, ибн Сирина, ан-Наха'и, Аль-Саури, Малика, Абу Саура и людей " юридического рассуждения". Аш - Шафи'и, Исхак и Ахмад сказали, что если они сделают икаму и азан, то в этом нет ничего плохого. Передают от 'Айши, что она делала азан и икаму и возглавляла женщин на молитве и стояла по середине ряда. (Об этом рассказал Аль-Байхаки).
Вопрос: Должны ли женщины говорить иķâма для молитвы и объявлять азâн, если они молятся дома одни или в собрании женщин?
Ответ: Это необязательно для них, и не предписано для них, согласно правильному академическому представлению, потому что это не требовалось от женщин во время Пророка салла Аллаху алейхи уа салям таким образом женщины не делали это ни в то время, ни во времена кхалиифов (да будет Аллâх доволен ими)...
Не предписано для женщин говорить иķâма для молитв, молятся ли они индивидуально, или одна женщина ведет других в молитве, так же, как не предписано для них говорить азâн.
Фатâуа аль-Ладжна аль-Даа'има, 6/84
Азан и икамат в женском джама'ате является сунной.
На это указывает хадис от А'ишы, да будет доволен ею Аллах, кот. приводит шейх Альбаний в "тамамуль-минна", где говориться, что она сказала азан и икамат и встала имамом для женщин.
Хадис следующий:"От А'ишы, что она говорила азан и икамат, потом вставала имаом для женщин, и вставала по середине (ряда)"Приводиться в "сунан аль-кубра" (1/408,3/131), так же в "аль-мустадрак" (1/203-204), абдуРразак, ибну аби
Шейба и др. Имам ан-Науауи назвал этот хадис сахих.
Но азан и икамат,так же чтение жнщиной Курана вслух в молитве, все это делается только в джамаате женщин, чтобы не было там посторонних мужчин, и чтобы их голоса не доходили до посторонних.
Постоянному Комитету по фетвам задали вопрос: Предписывает ли Шариат произнесение икамы женщиной, когда она руководит коллективной женской молитвой?
Они ответили: Женщине не предписано произносить икаму и азан. Это относится как к индивидуальной, так и коллективной молитве.
«Фатва аль-Ляжна ад-Даима’», 6/84.
Спросили шейха Ибн Бааза (да помилует его Аллах): Разрешено ли женщине произносить икаму и азан перед молитвой?
Шейх ответил: Женщине не предписано произносить икаму и азан для молитвы, это относится только к мужчинам. Ни икама, ни азан не предписаны для женщины и им следует молиться без них.
«Маджму Фатава ва Макалат Мутанави’а», 10/356.
А что касается имамов, то из них произнесение азана и икъама для женщин считали дозволенным имам аш-Шафи'и, который говорил об этом в своей книге "аль-Умм" 1/84, имам Ахмад, от которого это мнение передал Ибн Къудама в "аль-Мугъни" 1/422, и это мнение имама Ибн Хазма в "аль-Мухалля" 3/129, а также и других имамов.
******************************************************
Говорит имам Науауи в Минхадж ат-Талибин: «Желательно делать женщинам икомат».
Шарх Хатыба аш-Ширбини: «То, что одна из них сделает его».
Имам Науауи: «Но не азан (т.е.в его обычной форме, с повышением голоса) в более достоверном мнении (в Шафиитском мазхабе)».
Шарх: «Т.к. в давание азана женщиной боязнь повышение голоса, и этим происходит фитна (искушение). А от икомата встают присутствующие, и в нем нет повышение голоса как в азане.
Во втором мнении: Желательно давать одной из женщин как азан так же и камат.
В третьем мнении: Не делается ни азан ни икамат…
И если в первом мнение (где говорится что не даётся азан) то если даст кто-то из них про себя, не будет макрухом т.к. это зикр Аллаху, или будет слышно то чтобы слышали только те женщины которые рядом».
См. Мугни аль-Мухтадж 1210
И из выше приведённого становится понятным то, что можно дать азан женщине, с условием чтобы ее голос слышали лишь те женщины с которыми она совершает намаз.
А чтобы по этому поводу устраивать фитны, то это совсем даже неправильно так как в желательности азана для женщин есть разногласие, а не то чтобы ваджибом было.
1) Насчёт предания от Аишы, то в шейх Албани говорит что цепочка его неплохая или хорошая.
2) И так же приходит от Аишы то что она сказала : Мы читали намаз без икамата. И как сказал шейх Албани что хадис хороший.
И шейх передал слова имама аль-Байхакы:
«И если это достоверно (т.е. где говорится «без икамата читали намаз») вместе с первым, то нет противоречия в них из разрешения иногда делать, и в оставлении в другой раз с разъяснением того что делать можно.