Admin » 28 сен 2013, 17:20
86 – Глава: О человеке, который находится в состоянии большого осквернения/джунуб/ и (намеревающегося) повторить (половой акт).
218 - عَنْ أَنَسٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – طَافَ ذَاتَ يَوْمٍ عَلَى نِسَائِهِ فِى غُسْلٍ وَاحِدٍ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَهَكَذَا رَوَاهُ هِشَامُ بْنُ زَيْدٍ عَنْ أَنَسٍ وَمَعْمَرٌ عَنْ قَتَادَةَ عَنْ أَنَسٍ وَصَالِحُ بْنُ أَبِى الأَخْضَرِ عَنِ الزُّهْرِىِّ كُلُّهُمْ عَنْ أَنَسٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم-.
قال الشيخ الألباني: صحيح
218 - Передают со слов Анаса:
«Однажды днём, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обошёл всех своих жен[1], при этом искупавшись лишь один раз[2]».[3]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, а Абу ‘Авана передал его в своём «Сахихе». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/393.
Абу Дауд сказал: «В таком виде этот хадис передал Хишам ибн Зайд от Анаса, Ма’мар от Къатады со слов Анаса, а Салих ибн Абу-ль-Ахдар от аз-Зухри. Все эти версии переданы со слов Анаса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: (Хадис Хишама от Анаса) как ты видишь приведён без иснада, но с непрерывным иснадом привёл его Муслим в своём “Сахихе” с текстом: “Он (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) обходил своих жён с одним купанием”. А также в своём “Сахихе” его передал Абу ‘Авана, аль-Байхакъи и Ахмад (3/225). Также его передал ат-Тахави». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/394-395.
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: (Хадис Ма’мара от Къатады со слов Анаса) с непрерывным иснадом передал Ахмад с текстом: “Обычно он (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) обходил своих жён с одним купанием”. Иснад его является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Он приводится в “Сахихе” аль-Бухари и его текст таков: “Он (посланник Аллаха) обходил своих жён одной ночью, и на тот день у него было девять жён”. Об иснаде Ма’мара ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Также этот хадис с непрерывным иснадом передали ат-Тирмизи 1/259, Ибн Маджах 1/206, также ан-Насаи. Аль-Бухари (1/311, 9/259) передал его с текстом приведённым выше. Также его передал Ахмад (3/166) без слов: “и на тот день у него было девять жён”. Однако, он (3/291) и аль-Бухари (5/301) передали его по пути передачи Му’аза ибн Хишама, который сказал: “Рассказал мне мой отец со слов Къатады от Анаса ибн Малика о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходил своих жён в течение часа днём или ночью и было их одиннадцать”. (Къатада) сказал: “Я спросил у Анаса: “Неужели такое было ему под силу?” (Анас) сказал: “Мы часто говорили (друг другу), что он был наделён силой тридцати (мужчин)”. Но версия (этого хадиса) от Саида является предпочтительным, так как у него, да благословит его Аллах и приветствует, не было за один раз более девяти жён, как это разъяснил хафиз Ибн Хаджар в “Фатхуль-Бари”». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/395-396.
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: (Хадис Салиха ибн Абу-ль-Ахдара от аз-Зухри) с непрерывным иснадом передал ат-Тахави, а также Ибн Маджах с текстом: “Я поставил воду для купания посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) и он искупался от всех своих жён с которыми (он провёл) ночь”». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/396.
[1] То есть, посетил каждую из них, совершая с нею половой акт. В риваяте этого хадиса переданного ан-Насаи сообщается, что это происходило ночью. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] То есть он купался после того, как закончил свой обход.
[3] Также этот хадис передали Ахмад 3/161, 189, аль-Бухари 268 (часть хадиса), Муслим 309, ат-Тирмизи 140, ан-Насаи 1/143-144 и в «Сунан аль-Кубра» 259, Ибн Маджах 588, ад-Дарими 753, Ибн Хузайма 231, аль-Байхакъи 1/204, ат-Табарани в «аль-Аусат» 487, Абу Я’ля 2942, ‘Абду-р-Раззакъ 1061, ат-Тахави 1/77.
[4] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 212, «Мишкат аль-масабих» 455.
87 – باب الْوُضُوءِ لِمَنْ أَرَادَ أَنْ يَعُودَ. (86)
87 – Глава: Совершение омовения тем, кто хочет повторить половой акт.
219 - عَنْ أَبِى رَافِعٍ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – طَافَ ذَاتَ يَوْمٍ عَلَى نِسَائِهِ يَغْتَسِلُ عِنْدَ هَذِهِ وَعِنْدَ هَذِهِ. قَالَ فَقُلْتُ لَهُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلاَ تَجْعَلُهُ غُسْلاً وَاحِدًا قَالَ « هَذَا أَزْكَى وَأَطْيَبُ وَأَطْهَرُ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَحَدِيثُ أَنَسٍ أَصَحُّ مِنْ هَذَا.
قال الشيخ الألباني: حسن
219 - Передают со слов Абу Рафи’а:
«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обошел всех своих жен, купаясь у каждой из них.
(Абу Рафи’) сказал: «Я сказал ему: “О посланник Аллаха, почему бы тебе не искупаться один раз?” Он ответил: “Это лучше, прекрасней и чище”».[1]
Абу Дауд сказал: «Но хадис Анаса лучше, чем этот».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/.[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Это так, как он (Абу Дауд) сказал, а этот его иснад является хорошим». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/397.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/8, 9-10, ьИбн Маджах 590, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 9035, аль-Байхакъи 1/204, ат-Табарани 973, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/129. Ибн Хаджар назвал этот хадис сильным.
[2] См. «Мишкат аль-масабих» 470.
220 - عَنْ أَبِى سَعِيدٍ الْخُدْرِىِّ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – قَالَ « إِذَا أَتَى أَحَدُكُمْ أَهْلَهُ ثُمَّ بَدَا لَهُ أَنْ يُعَاوِدَ فَلْيَتَوَضَّأْ بَيْنَهُمَا وُضُوءًا ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
220 - Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если один из вас совокупится со своей женой, а затем захочет повторить, пусть совершит омовение/вудуъ/ между ними».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Его передали Муслим, Абу ‘Авана, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким в своих «Сахихах». Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», а аз-Захаби усилил его. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/399.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 3/7, 21, 28, Муслим 308, Абу ‘Авана 1/280, ат-Тирмизи 141, ан-Насаи 1/142 и в «Сунан аль-Кубра» 9039, Ибн Маджах 587, Ибн Хузайма 221, Ибн Хиббан 1211, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/128, Ибн Абу Шейба 874, Абу Ну’айм в «ат-Тыбб» 2/12/1, а аль-Байхакъи 1/203 и аль-Хаким 542 с добавкой: «Поскольку это придаст ему сил для повторения (полового акта)». Эта же добавка приводится у Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана, как об этом сказано в «ат-Тальхис» 2/158. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/400.
[2] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 263, «Мишкат аль-масабих» 454.
88 – باب فِى الْجُنُبِ يَنَامُ. (87)
88 – Глава: О том, кто ложится спать в состоянии большого осквернения /джунуб/.
221 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ دِينَارٍ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ أَنَّهُ قَالَ ذَكَرَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ لِرَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – أَنَّهُ تُصِيبُهُ الْجَنَابَةُ مِنَ اللَّيْلِ فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « تَوَضَّأْ وَاغْسِلْ ذَكَرَكَ ثُمَّ نَمْ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
221 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн Динара о том, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал:
«Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ночью его постигло осквернение/джанаба/, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Соверши омовение/вудуъ/, помой свой половой орган, а затем ложись спать”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/400.
‘Абдуллах ибн Динар аль-‘Адави аль-‘Умари – имам, мухаддис, довод, Абу ‘Абду-р-Рахман аль-‘Адави аль-Мадини. Он слышал хадисы от Ибн ‘Умара, Анаса ибн Малика, Сулеймана ибн Ясара и других. От него передавали Шу’ба, Малик, ас-Саури и многие другие. Скончался в 127-м году хиджры. См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 9/300.
[1] Также этот хадис передали Малик 107, Ахмад 2/64, аль-Бухари 290, Муслим 306, ан-Насаи 1/139 и в «Сунан аль-Кубра» 9056, Ибн Маджах 1/205, Ибн Хиббан 1213, аль-Байхакъи 1/199, ат-Тахави 1/76, ат-Таялиси 17 и 1878 и Абу ‘Авана в своём «Сахихе» 1/278.
[2] См. «Мишкат аль-масабих» 452.
89 – باب الْجُنُبِ يَأْكُلُ. (88)
89 – Глава: О том, кто принимает пищу в состоянии большого осквернения/джунуб/.
222 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – كَانَ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَنَامَ وَهُوَ جُنُبٌ تَوَضَّأَ وُضُوءَهُ لِلصَّلاَةِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
222 - Передают со слов ‘Аиши:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел лечь спать в состоянии большого осквернения, он совершал такое же омовение, которое совершается для молитвы».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Его передали Муслим, Ибн Хиббан и Абу ‘Авана в своих «Сахихах». Достоверным его назвал также ад-Даракъутни , а аль-Бухари передал его (хадиса) суть. У этого хадиса много других путей передач от ‘Аиши, которые передаются в обоих «Сахихах», у Абу ‘Аваны, ан-Насаи, ад-Дарими (1/193) ат-Тахави, аль-Байхакъи и Ахмада (6/91, 120, 224, 235, 260, 273). В одном из них, который передаётся со слов Абу Салямы сказано: «Я сказал ‘Аише: “О мать (правоверных)! Ложился ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спать будучи в осквернении/джунуб/?” Он ответила: “Да! (Однако) он не засыпал, пока не обмывал свои половые органы и не совершал омовение для молитвы”». Этот хадис передали ат-Тахави и Ахмад (6/216 и 237) а его иснад является хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/401-402.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/36, Муслим 305, ан-Насаи 1/138, Ибн Маджах 584, Ибн Хузайма 214, Ибн Хиббан 1217, аль-Байхакъи 1/200, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/126, Абу Я’ля 4522, Ибн Абу Шейба 662.
[2] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4660.
223 - عَنِ الزُّهْرِىِّ بِإِسْنَادِهِ وَمَعْنَاهُ زَادَ « وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَأْكُلَ وَهُوَ جُنُبٌ غَسَلَ يَدَيْهِ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَاهُ ابْنُ وَهْبٍ عَنْ يُونُسَ فَجَعَلَ قِصَّةَ الأَكْلِ قَوْلَ عَائِشَةَ مَقْصُورًا وَرَوَاهُ صَالِحُ بْنُ أَبِى الأَخْضَرِ عَنِ الزُّهْرِىِّ كَمَا قَالَ ابْنُ الْمُبَارَكِ إِلاَّ أَنَّهُ قَالَ عَنْ عُرْوَةَ أَوْ أَبِى سَلَمَةَ وَرَوَاهُ الأَوْزَاعِىُّ عَنْ يُونُسَ عَنِ الزُّهْرِىِّ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – كَمَا قَالَ ابْنُ الْمُبَارَكِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
223 - Со слов аз-Зухри передается хадис с таким же иснадом и смыслом (что и у предыдущего) с дополнением:
«А если он хотел поесть будучи в состоянии большого осквернения, он мыл свои руки»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Ад-Даракъутни и аль-Багъави сказали: “Достоверный (хадис)”. Этот хадис передали ан-Насаи, ад-Даракъутни , Ахмад и аль-Багъави по пути передачи ‘Абдуллы ибн аль-Мубарака, но в нём он сказал: “А когда он хотел поесть или попить…”. У ад-Даракъутни отсутствует слово “попить”, но у него сказано: “Он мыл свои руки, прополаскивал рот, а затем кушал”». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/402-403.
Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал Ибн Вахб со слов Юнуса, в котором он ограничился рассказом ‘Аиши о приеме пищи[3]. Также этот хадис передал Салих ибн Абу-ль-Ахдар со слов аз-Зухри, как об этом сказал Ибн аль-Мубарак, не считая того, что он сказал: “От ‘Урвы или Абу Салямы”. Также его передал аль-Ауза’и со слов Юнуса, от аз-Зухри, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказал Ибн аль-Мубарак».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Этот риваят аль-Ауза’и и риваят Ибн Вахба приведённый перед ним я не нашёл того, кто их привёл. Что касается риваята Салиха ибн Абу-ль-Ахдара, то его передал Ахмад (6/192). В нём сообщается от ‘Аиши о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел поесть в состоянии большого осквернения/джунуб/, он мыл свои руки. По моему мнению этот риваят является достоверным. Его же передал ад-Даракъутни и назвал его достоверным». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/403-404.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 6/118, 119, 192, 279, ан-Насаи 1/50 и в «Сунан аль-Кубра» 6737, Ибн Хиббан 1218, аль-Байхакъи 1/203, ад-Даракъутни 464, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/126, Абу Я’ля 4595, ‘Абду-р-Раззакъ 1085, Ибн Абу Шейба 663.
[2] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4659, «Мишкат аль-масабих» 453.
[3] То есть Ибн Вахб в своем риваяте не упоминал про сон. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
90 – باب مَنْ قَالَ يَتَوَضَّأُ الْجُنُبُ. (89)
90 – Глава: О том, кто сказал: «Тому, кто находится в состоянии большого осквернения, (следует) совершить омовение/вудуъ/)».[1]
224 - عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم- كَانَ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَأْكُلَ أَوْ يَنَامَ تَوَضَّأَ. تَعْنِى وَهُوَ جُنُبٌ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
224 - Передают со слов ‘Аиши:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел поесть или лечь спать, он совершал омовение. (‘Аиша) имела ввиду, (что так он поступал) будучи в состоянии большого осквернения/джунуб/».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, а Муслим и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/404.
[1] А затем он может кушать, пить или ложиться спать. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/191-192, Муслим 305, ан-Насаи 1/139 и в «Сунан аль-Кубра» 6738, Ибн Маджах 591, Ибн Хузайма 216.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 221.
225 - عَنْ عَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – رَخَّصَ لِلْجُنُبِ إِذَا أَكَلَ أَوْ شَرِبَ أَوْ نَامَ أَنْ يَتَوَضَّأَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ بَيْنَ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ وَعَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ فِى هَذَا الْحَدِيثِ رَجُلٌ وَقَالَ عَلِىُّ بْنُ أَبِى طَالِبٍ وَابْنُ عُمَرَ وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَمْرٍو الْجُنُبُ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَأْكُلَ تَوَضَّأَ.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
225 - Передают со слов ‘Аммара ибн Ясира:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешал человеку в состоянии большого осквернения есть, пить или ложиться спать, если он перед этим совершит омовение».[1]
Абу Дауд сказал: «Среди передатчиков этого хадиса, между Яхйа ибн Я’маром и ‘Аммаром ибн Ясиром есть один человек[2]».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/»[3].
Все передатчики этого иснада заслуживающие доверия, от которых передавал хадисы Муслим, и внешне это указывает на его достоверность, а те, кто назвал его достоверным, были введены этим в заблуждение. Но он имеет недостаток, как это пояснил автор (Абу Дауд). Ад-Даракъутни относительно Яхйи ибн Я’мара сказал: «Он не встречался с ‘Аммаром, хотя его хадисы от тех, с кем он встречался являются достоверными». Поэтому этот хадис является прерванным или с непрерывным иснадом, но по пути через неизвестного передатчика. Относительно ‘Атъ аль-Хурасани (который передал этот хадис от Яхйи ибн Я’мара) высказывались (учёные). Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Правдивый, но много ошибался». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/75.
Абу Дауд сказал: «‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказали, что когда тот, кто в состоянии большого осквернения/джунуб/ хочет поесть, то ему следует совершить (малое) омовение/вудуъ/».
Шейх аль-Албани сказал: «Эти предания без иснада/му’аллакъ/[4] и я не нашёл тех, кто их передавал, кроме предания от Ибн ‘Умара, который передал Ахмад (2/36) вслед за хадисом в своей книге (“Муснад” №218). Но он передан через Нафи’а, который сказал: “И обычно, когда Ибн ‘Умар хотел сделать что-то из этого числа, он совершал омовение для молитвы, но не мыл свои ноги”. Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Также его передал Малик (1/68), а по его пути аль-Байхакъи (1/200) со слов Нафи’а о том, что обычно, когда Ибн ‘Умар хотел лечь спать или поесть будучи в состоянии большого осквернения/джунуб/, он мыл своё лицо и руки с локтями, обтирал голову, а затем кушал или ложился спать. Также его передал ат-Тахави, но как слова Ибн ‘Умара а не как его поступок, и сказал в конце этого сообщения: “Он мыл свои половые органы и не мыл ноги”. Его иснад является достоверным. Однако, ему также противоречила ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Если кто-то из вас вступит в половую связь с женщиной, а затем захочет лечь спать до того, как искупается, пусть не ложится спать, пока не совершит (такое же) омовение (которое совершается) для молитвы”. Это сообщение передал Малик (108), а от него ат-Тахави (1/75), и его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/406-407.
[1] Также этот хадис передали ат-Тирмизи 613, Ибн Абу Шейба 683.
[2] Имеется в виду, что Яхъя ибн Я’мар не слышал этот хадис со слов ‘Аммара ибн Ясира и между ним и ‘Аммаром есть передатчик, имя которого неизвестно, поэтому хадис является прерванным/мункъати’/. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[3] См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 29, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 91.
[4] «Му’аллакъ» – подвешенный. В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков. См. М. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.
91 – باب فِى الْجُنُبِ يُؤَخِّرُ الْغُسْلَ. (90)
91 – Глава: О том, кто находясь в состоянии большого осквернения откладывает купание /гъусль/.
226 - عَنْ غُضَيْفِ بْنِ الْحَارِثِ قَالَ قُلْتُ لِعَائِشَةَ أَرَأَيْتِ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – كَانَ يَغْتَسِلُ مِنَ الْجَنَابَةِ فِى أَوَّلِ اللَّيْلِ أَوْ فِى آخِرِهِ قَالَتْ رُبَّمَا اغْتَسَلَ فِى أَوَّلِ اللَّيْلِ وَرُبَّمَا اغْتَسَلَ فِى آخِرِهِ. قُلْتُ اللَّهُ أَكْبَرُ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ فِى الأَمْرِ سَعَةً. قُلْتُ أَرَأَيْتِ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – كَانَ يُوتِرُ أَوَّلَ اللَّيْلِ أَمْ فِى آخِرِهِ قَالَتْ رُبَّمَا أَوْتَرَ فِى أَوَّلِ اللَّيْلِ وَرُبَّمَا أَوْتَرَ فِى آخِرِهِ.
قُلْتُ اللَّهُ أَكْبَرُ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ فِى الأَمْرِ سَعَةً. قُلْتُ أَرَأَيْتِ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- كَانَ يَجْهَرُ بِالْقُرْآنِ أَمْ يَخْفِتُ بِهِ قَالَتْ رُبَّمَا جَهَرَ بِهِ وَرُبَّمَا خَفَتَ. قُلْتُ اللَّهُ أَكْبَرُ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ فِى الأَمْرِ سَعَةً.
قال الشيخ الألباني: صحيح
226 - Сообщается, что Гъудайфа ибн аль-Харис[1] сказал:
«Однажды я сказал ‘Аише: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от большого осквернения – в начале ночи или в конце?” Она ответила: “Иногда он купался в начале ночи, а иногда купался в конце ее”. Я сказал: “Аллах Велик!/Аллаху акбар/ Хвала Аллаху/Альхамдулиллах/, который сделал (дела поклонения) легкими”. (Потом) я сказал: “А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр – в начале ночи или в конце?” Она сказала: “Иногда он совершал витр вначале ночи, а иногда совершал ее в конце”. Я сказал: “Аллах Велик! Хвала Аллаху, который сделал (дела поклонения) легкими”. (Затем) я сказал: “А как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран – громко или тихо?” Она сказала: “Иногда он читал его громко, а иногда тихо”. Я сказал: “Аллах Велик! Хвала Аллаху, который сделал (дела поклонения) легкими”».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Его иснад является достоверным, все передатчики, заслуживающие доверия, а Муслим и Абу ‘Авана передали первую его часть в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/408.
[1] Гъудайф ибн аль-Харис ас-Сакуни аль-Химси застал времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Относительно его сподвижничества есть разногласия. Он слышал хадисы от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Биляла, Абу Зарра, Абу ад-Дарды и ‘Аиши. От него передавали хадисы его сын ‘Абду-р-Рахман, Макхуль и др. Ибн Са’д сказал: «Он был заслуживающим доверия. Скончался во времена правления Марвана ибн аль-Хакама». См. «Шар Сунан Абу Дауд» аль-‘Айни 1/501.
Аз-Захаби пишет: «Абу Асмаъ ас-Сакуни аль-Кинди аш-Шами. Его причисляют к младшим сподвижникам. ‘Иса ибн Абу Разин ас-Сумали рассказывал о том, что он слышал Гъудайф ибн аль-Харис сказал: “Будучи мальчиком, я бросал (камни) в пальмы ансаров, и когда меня привели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он погладил меня по голове и сказал: “Ешь то, что упало и не обстреливай их пальмы”. Также Гъудайф рассказывал о том, он видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который ставил правую руку на левую во время совершения молитвы. ‘Убада ибн Нусай рассказывал со слов Гъудайфа о том, что (однажды) он проходил мимо ‘Умара и тот сказал: “Гъудайф – хороший мальчик”, и когда я после этого встретил Абу Зарра, он сказал мне: “О брат, попроси для меня прощения”. Я сказал: “Ты сподвижник посланника Аллала и более достоин того, чтобы просил прощения для меня”. (Абу Зарр) сказал: “Поистине, я слышал, как ‘Умар говорил: “Гъудайф – хороший мальчик”, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах вложил истину на язык и в сердце ‘Умара”.
Ибн Абу Хатим сказал: “Он (Гъудайф) был сподвижником. Мой отец (Абу Хатим) и Абу Зур’а говорили: “Правильным является то, что (его звали) Гъудайф ибн аль-Харис и он был сподвижником”. Скончался он в восмидесятых годах хиджры». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 5/451-452.
[2] Также этот хадис передали Ахмад 6/47, Муслим 1/171, Абу ‘Авана 1/278, ан-Насаи 1/125 и 1/199, Ибн Маджах 1354, Ибн Хиббан 2447, Ибн Абу Шейба 684, аль-Хаким 1/153, аль-Байхакъи 1/199. См. также хадис № 1437 настоящего сборника. Прим. Пер.
[3] См. «Мишкат аль-масабих» 1263.
227 - عَنْ عَلِىِّ بْنِ أَبِى طَالِبٍ – رضى الله عنه – عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ « لاَ تَدْخُلُ الْمَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ صُورَةٌ وَلاَ كَلْبٌ وَلاَ جُنُبٌ ».
قال الشيخ الألباني: ضعيف
227 - Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение (живого существа), собака, или человек, в состоянии большого осквернения».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/»[2].
Его иснад является слабым из-за присутствия в нём путаницы и незвестности.
Аль-Мунзири в своём «Мухтасаре» сказал: «Аль-Бухари сказал: “(Когда) ‘Абдуллах ибн Нуджай аль-Хадрамий (передаёт хадисы) от своего отца от ‘Али – в нём есть слабость”». Тоже самое сказал и Ибн ‘Ади, а ад-Даракъутни назвал его слабым. Аш-Шафи’и сказал: «Неизвестен». Ан-Насаи назвал его заслуживающим доверия, а Ибн Хиббан упомянул о нём в «Сикъат». Что касается отца Нуджайа, то Ибн Хиббан также упомянул о нём в «Сикъат», но сказал: «Я не люблю опираться на его сообщение, когда передаёт его только он один». Что касается аль-‘Иджли, то он сказал: «Он являлся последователем (сподвижников)/таби’и/ и был надёжным». Но вместе с тем, они не упомянули о том, что от него не передавал хадисы никто, кроме его сына и поэтому аз-Захаби в «аль-Мизан сказал: «Неизвестно, кто он такой!» Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Приемлемый». То есть, хадис является слабым, когда его передаёт только он один, как он указывает на это во вступлении. Ан-Навави в «аль-Маджму’» (2/157) сказал: «Его иснад хороший». Однако хорошим он не является!
Хафиз Вали ад-Дин аль-‘Иракъи указал на то, что этот хадис является слабым, и его слова цитирует ас-Суюти в своём «Хашия ‘аля Сунан ан-Насаи» (1/51). Этот хадис приводится в обоих «Сахихах» и других (сборниках хадисов) из хадиса Абу Тальхи аль-Ансари без слов: «… или человек, в состоянии большого осквернения/джунуб/». Поэтому эта добавка является отвергаемой/мункар/. Подробнее см. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/76-79.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 1/83, ан-Насаи 1/141 и в «Сунан аль-Кубра» 257, Ибн Маджах 3650, ад-Дарими 2663, аль-Байхакъи 1/201, ат-Таялиси 110, Абу Я’ля 313, аль-Баззар 880, аль-Хаким 1/278, который назвале его достоверным и с ним согласился аз-Захаби. См. также хадис № 4152 настоящего сборника. Прим. пер.
[2] См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6203, «Мишкат аль-масабих» 463.
228 - عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- يَنَامُ وَهُوَ جُنُبٌ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَمَسَّ مَاءً.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِىٍّ الْوَاسِطِىُّ قَالَ سَمِعْتُ يَزِيدَ بْنَ هَارُونَ يَقُولُ هَذَا الْحَدِيثُ وَهَمٌ. يَعْنِى حَدِيثَ أَبِى إِسْحَاقَ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
228 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:
«(Иногда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засыпал в состоянии большого осквернения, не прикасаясь к воде».[1]
Абу Дауд сказал: «Нам рассказал аль-Хасан ибн ‘Али аль-Васиты, который сказал: “Я слышал, как Язид ибн Харун говорил: “Этот хадис ошибочный”, имея в виду хадис Абу Исхакъа”».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[3]
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Достоверным его назвали Абуль-‘Аббас ибн Шурайх, аль-Хаким и аль-Байхакъи. Муслим (2/167) передал его в своём «Сахихе» без слов: «… до того, как прикоснуться к воде». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/409-410.
________________________________________________________________________________
‘Афиф ад-Дин Абу аль-Ма’али в своем сочинении «Ситтун хадисан» (№ 6) приводит этот хадис в следующем изложении: «Если он просыпался в конце ночи, и у него возникала потребность в совокуплении с женами, то он шёл к ним, а затем купался». В цепочке рассказчиков этого хадиса фигурирует имя Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах.
Ибн Абу Шейба передал с хорошей цепочкой рассказчиков слова Ибн ‘Аббаса: «Если мужчина совершил половой акт, а затем хочет повторить его, то не будет бедой, если он отложит купание на потом». Са’ид ибн аль-Мусаййаб сказал: «Если человек, находящийся в состоянии полового осквернения, пожелает, он может лечь спать до того, как совершит омовение». Цепочка рассказчиков этого предания достоверна.
Мнение о том, что омовение перед сном для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, не является обязательным, разделяло большинство ученых. В другой версии этого хадиса, переданного со слов ‘Аиши, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ночевал в состоянии полового осквернения. Когда приходил Биляль и сообщал ему о наступлении времени молитвы, он вставал и купался, и я смотрела, как вода стекала у него с головы. Затем он выходил из дома, и я слышала его голос, когда он читал Коран во время рассветной молитвы. После этого он соблюдал пост». Мутарриф добавил: «Я спросил у ‘Амира: “Это было в рамадане?” Он ответил: “Да. И в рамадане, и в любом другом месяце”». Ибн Абу Шейба 2/173 передал этот хадис со слов аш-Ша’би, передавшего его со слов Масрукъа, который, в свою очередь, рассказал его со слов ‘Аиши. Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна. Его также передали Ахмад 6/101 и 254 и Абу Йа’ля в своем труде «аль-Муснад» 1/224. Я также обнаружил еще один путь, по которому передавался этот хадис. См. «Адабу аз-зифаф». Пер. Д. Хайруддин.
[1] Также этот хадис передали ат-Тирмизи 118-119, Ибн Маджах 581, 582, 583.
[2] То есть предыдущий хадис от ‘Аиши. Прим. пер.
[3] Также этот хадис передали Ибн Абу Шейба 1/45, ат-Таялиси 1397, ат-Тирмизи, ан-Насаи в «аль-Ишра» 79‑80, Ибн Маджах 1/205, ат-Тахави, Ахмад 6/43, 171, аль-Багъави в «Хадис ‘Али ибн аль-Джа’д» 9/85/1 и 11/114/2) Абу Я’ля в своем «аль-Муснаде» 2/224, аль-Байхакъи 1/201, Ибн Хазм 1/87, и аль-Хаким. Аль-Байхакъи и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным.
92 – باب فِى الْجُنُبِ يَقْرَأُ الْقُرْآنَ. (91)
92 – Глава: Чтение Корана тем, кто находится в состоянии большого осквернения.
229 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ سَلِمَةَ قَالَ دَخَلْتُ عَلَى عَلِىٍّ – رضى الله عنه – أَنَا وَرَجُلاَنِ رَجُلٌ مِنَّا وَرَجُلٌ مِنْ بَنِى أَسَدٍ – أَحْسِبُ فَبَعَثَهُمَا عَلِىٌّ – رضى الله عنه – وَجْهًا وَقَالَ إِنَّكُمَا عِلْجَانِ فَعَالِجَا عَنْ دِينِكُمَا. ثُمَّ قَامَ فَدَخَلَ الْمَخْرَجَ ثُمَّ خَرَجَ فَدَعَا بِمَاءٍ فَأَخَذَ مِنْهُ حَفْنَةً فَتَمَسَّحَ بِهَا ثُمَّ جَعَلَ يَقْرَأُ الْقُرْآنَ فَأَنْكَرُوا ذَلِكَ فَقَالَ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- كَانَ يَخْرُجُ مِنَ الْخَلاَءِ فَيُقْرِئُنَا الْقُرْآنَ وَيَأْكُلُ مَعَنَا اللَّحْمَ وَلَمْ يَكُنْ يَحْجُبُهُ – أَوْ قَالَ يَحْجُزُهُ – عَنِ الْقُرْآنِ شَىْءٌ لَيْسَ الْجَنَابَةَ.
قال الشيخ الألباني: ضعيف
229 - Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Саляма сказал:
«Однажды я зашел к ‘Али, да будет доволен им Аллах, вместе с двумя мужчинами, которых вызвали, и один из которых я думаю был из числа наших, а другой из (племени) Бану Асад. Отправляя их (в какое-то место) он сказал им: “Поистине, вы сильные люди, так покажите свою силу в деле религии”. Затем он встал и отправился в охожее место. Потом он вышел оттуда и попросил принести воды и набрал из неё пригоршню. Он помыл свои руки и затем начал читать Коран. Им это не понравилось, а (‘Али) сказал: “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил с отхожего места и читал нам Коран, кушал с нами мясо, и ничто не мешало ему” – или он сказал: “не удерживало его от (чтения) Корана ничто, кроме большого осквернения”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/».[2]
Его иснад является слабым и его назвали слабым учёные-хадисоведы исследователи, как об этом сказал ан-Навави («аль-Маджму’» 2/159). Из числа тех, кто назвал его слабым, это имам Ахмад, аль-Бухари и аш-Шафи’и, который сказал: «Приверженцы хадисов не подтверждают его». Аль-Байхакъи сказал: «Аш-Шафи’и не стал подтверждать этот хадис из-за ‘Абдуллы ибн Салимы аль-Куфи. После того, как он состарился в его хадисах и разуме появились некоторые отвергаемые вещи, которые были отвергнуты, а этот хадис он передал после того, как постарел, о чём сказал Шу’ба».
Все передатчики данного хадиса являются заслуживающими доверия, кроме ‘Абдуллы ибн Салима, о котором есть разногласия. Аль-‘Иджли сказал: «Куфиец, последователь, надёжный». Я’къуб ибн Шейба сказал: «Заслуживающий доверия, относится к первому поколению учёных-факъихов Куфы, жиыших после сподвижников». Аль-Бухари сказал: «За его хадисами не следуют». Ибн ‘Ади сказал: «Я надеюсь, что в нём нет проблем». Ибн Хиббан сказал: «Ошибался». Аль-Хаким Абу Ахмад сказал: «Его хадисы не правильные».
Это всё, что сказано об этом человеке, из чего видно, что сам он заслуживающий доверия. Однако, у него была плохая память и он ошибался, когда он еще не достиг старости. Поэтому хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Правдивый, но у него испортилась память». Затем, ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший достоверный». Аль-Хаким сказал: «Достоверный» и с ним согласился аз-Захаби. Также достоверным его назвали Ибн ас-Сакан, ‘Абдуль-Хакъ, аль-Багъави и другие, как об этом сказано в «ат-Тальхис» (2/142-143). Однако истина на стороне тех, которые назвали его слабым, ибо они лучше этих знали о неостатке этого хадиса и его передатчиков. Подробнее см. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/80-85.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 1/107, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594, аль-Байхакъи 1/89, аль-Хаким 1/152, ат-Таялиси 101, ат-Тахави 1/52.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 485, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 22, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 129, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 9, «Мишкат аль-масабих» 460.
93 – باب فِى الْجُنُبِ يُصَافِحُ. (92)
93 – Глава: О том, кто в состоянии большого осквернения здоровается за руку.[1]
230 - عَنْ حُذَيْفَةَ أَنَّ النَّبِىَّ – صلى الله عليه وسلم – لَقِيَهُ فَأَهْوَى إِلَيْهِ فَقَالَ إِنِّى جُنُبٌ. فَقَالَ « إِنَّ الْمُسْلِمَ لاَ يَنْجُسُ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
230 – Передают со слов Хузайфы о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил его и протянул ему (руку) но (Хузайфа) сказал:
«Я нахожусь в состоянии большого осквернения». И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, мусульманин (никогда) не бывает нечистым[2]».[3]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[4].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, а Муслим и Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/414.
[1] То есть: Можно ли так поступать? См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] См. «Покаяние», 9:28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения /“хадас” или “джанаба”/, когда нельзя совершать молитву, но нечистым /наджис/ он быть не может. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №195, пер. А. Нирша.
[3] Также этот хадис передали Ахмад 5/384, Муслим 371, Абу ‘Авана 1/275, ан-Насаи 1/145 и в «Сунан аль-Кубра» 264, Ибн Маджах 535, Ибн Хиббан 1369, Ибн Абу Шейба 1836, ‘Абду-р-Раззакъ 456, аль-Байхакъи 1/189, аль-Баззар 2896, 2955.
[4] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1933, «Ирвауль-гъалиль» 1/193.
231 - عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ لَقِيَنِى رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فِى طَرِيقٍ مِنْ طُرُقِ الْمَدِينَةِ وَأَنَا جُنُبٌ فَاخْتَنَسْتُ فَذَهَبْتُ فَاغْتَسَلْتُ ثُمَّ جِئْتُ فَقَالَ « أَيْنَ كُنْتَ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ ». قَالَ قُلْتُ إِنِّى كُنْتُ جُنُبًا فَكَرِهْتُ أَنْ أُجَالِسَكَ عَلَى غَيْرِ طَهَارَةٍ.
فَقَالَ « سُبْحَانَ اللَّهِ إِنَّ الْمُسْلِمَ لاَ يَنْجُسُ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
231 – Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Однажды я встретил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на одной из улиц Медины, будучи в состоянии большого осквернения. И я спрятался (от него) и ушел (домой), а затем искупавшись, вернулся а он сказал: “Ты где был о Абу Хурайра?”
(Абу Хурайра) сказал: “Я сказал: “Я был в состоянии большого осоквернения и не захотел находиться рядом с тобой без очищения”. И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Свят Аллах!/Субханаллах/ Поистине, мусульманин (никогда) не бывает нечистым”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, и он, Муслим, а также Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/415.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 2/235, 471, аль-Бухари 283, Муслим 371, Абу ‘Авана 1/275, ат-Тирмизи 121, ан-Насаи 1/145 и в «Сунан аль-Кубра» 263, Ибн Маджах 534, Ибн Хиббан 1259, Ибн Абу Шейба 1835, аль-Байхакъи 1/189, ат-Тахави 1/13.
[2] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1933, «Мишкат аль-масабих» 451,»аль-Ирвауль-гъалиль» 174.
231 - عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ لَقِيَنِى رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فِى طَرِيقٍ مِنْ طُرُقِ الْمَدِينَةِ وَأَنَا جُنُبٌ فَاخْتَنَسْتُ فَذَهَبْتُ فَاغْتَسَلْتُ ثُمَّ جِئْتُ فَقَالَ « أَيْنَ كُنْتَ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ ». قَالَ قُلْتُ إِنِّى كُنْتُ جُنُبًا فَكَرِهْتُ أَنْ أُجَالِسَكَ عَلَى غَيْرِ طَهَارَةٍ.
فَقَالَ « سُبْحَانَ اللَّهِ إِنَّ الْمُسْلِمَ لاَ يَنْجُسُ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
231 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Однажды я встретил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на одной из улиц Медины, будучи в состоянии большого осквернения. И я спрятался (от него) и ушел (домой), а затем искупавшись, вернулся а он сказал: “Ты где был о Абу Хурайра?”
(Абу Хурайра) сказал: “Я сказал: “Я был в состоянии большого осоквернения и не захотел находиться рядом с тобой будучи нечистым”. И (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Свят Аллах!/Субханаллах/ Поистине, мусульманин (никогда) не оскверняется”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, и он, Муслим, а также Абу ‘Авана передали его в своих «Сахихах». Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/415.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 2/235, 471, аль-Бухари 283, Муслим 371, Абу ‘Авана 1/275, ат-Тирмизи 121, ан-Насаи 1/145 и в «Сунан аль-Кубра» 263, Ибн Маджах 534, Ибн Хиббан 1259, Ибн Абу Шейба 1835, аль-Байхакъи 1/189, ат-Тахави 1/13.
[2] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1933, «Мишкат аль-масабих» 451,»аль-Ирвауль-гъалиль» 174.
94 – باب فِى الْجُنُبِ يَدْخُلُ الْمَسْجِدَ. (93)
94 – Глава: О том, (может ли) человек в состоянии большого осквернения[1] заходить в мечеть?
232 - عَنْ جَسْرَةُ بِنْتُ دِجَاجَةَ قَالَتْ سَمِعْتُ عَائِشَةَ رضى الله عنها تَقُولُ جَاءَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – وَوُجُوهُ بُيُوتِ أَصْحَابِهِ شَارِعَةٌ فِى الْمَسْجِدِ فَقَالَ « وَجِّهُوا هَذِهِ الْبُيُوتَ عَنِ الْمَسْجِدِ ». ثُمَّ دَخَلَ النَّبِىُّ – صلى الله عليه وسلم – وَلَمْ يَصْنَعِ الْقَوْمُ شَيْئًا رَجَاءَ أَنْ تَنْزِلَ فِيهِمْ رُخْصَةٌ فَخَرَجَ إِلَيْهِمْ بَعْدُ فَقَالَ « وَجِّهُوا هَذِهِ الْبُيُوتَ عَنِ الْمَسْجِدِ فَإِنِّى لاَ أُحِلُّ الْمَسْجِدَ لِحَائِضٍ وَلاَ جُنُبٍ ».
قال الشيخ الألباني: ضعيف
232 - Сообщается, что Джасра бинт Диджаджа сказала:
«Я слышала, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: “Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл и увидел, что двери домов своих сподвижников направлены (в сторону) мечети[2], он сказал: “Отверните (двери) этих домов от мечети”. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл, но они не сделали ничего, в надежде на то, что Аллах ниспошлёт откровение разрещающее это. После этого он вышел к ним и сказал: “Отверните (двери) этих домов от мечети, поистине, я не разрешаю находиться в мечети женщинам с менструацией и людям в состоянии большого осквернения”»[3].
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис/да’иф/».[4]
Его иснад является слабым из-за Джасры бинт Диджаджа, о которой аль-Бухари сказал: «Она передаёт странные вещи». Этот хадис назвала слабым группа (учёных), как об этом сказал аль-Хаттаби. Среди них аль-Байхакъи и Ибн Хазм, который сказал: «Этот (хадис) ложный/батыль/», а также Абу Мухаммад ‘Абдуль-Хакъ, который сказал: «Не подтверждён!». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/86.
____________________________________________________________________________
Сторонники мнения о том, что женщинам с менструациями и людям в состоянии большого осквернения не разрешено находиться в мечети сказали, что иснад данного хадиса хороший, поскольку усилили его несколькими похожими версиями, и среди имамов, сказавших, что иснад этого хадиса хороший, это хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз аз-Зайля’и, имам аш-Шаукани. Однако большинство ранних и поздних мухаддисов не были согласны с такой оценкой данного хадиса, и даже те, которые запрещали пребывать в мечети без полного омовения и в период месячных.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Хадис ‘Аиши не является достоверным, поскольку в его цепи передатчик по имени Афлят, который является неизвестным. Не дозволено использовать этот хадис в качестве довода!» См. «аль-Аусат» 2/110.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Имамы посчитали этот хадис слабым и сказали: “Афлят неизвестный передатчик”». См. «Ма’алиму-с-Сунан» 1/159.
Имам Ибн Хазм сказал: «Афлят неизвестный передатчик, и неизвестен своей надежностью. И этот его хадис отвергаемый!» См. «аль-Мухалля» 2/186.
Что же касается передатчика Афлята ибн Халифы, то в действительности он не неизвестный передатчик, так как имам ад-Даракъутни говорил о нем, что он правдивый. См. «Тахзиб аль-камаль» 3/320.
Однако передатчик Афлят не единственная проблема в этом хадисе. Еще большая проблема этого хадиса – это передатчица по имена Джасра бинт Даджаджа, которую никто из ранних имамов науки «аль-Джарх ва-т-Та’диль» не посчитал надежной, кроме имамов аль-‘Иджли и Ибн Хиббана. См. «ас-Сикъат» 4/121. Однако известно, что аль-‘Иджли и Ибн Хиббан были из числа имамов, имевших послабление в отношении требований, выдвигаемых к передатчикам хадисов.
Имам аль-Бухари не считал Джасру надежной передатчицей и говорил о ней: «Она передает странные вещи!» См. «ат-Тарих аль-кабир» 2/76. И имам аль-Байхакъи сказал о ней: «В ней проблемы».
По этой причине правильным является то, что если Джасра была единственной, кто передавала какое-то сообщение, то оно является слабым. А в данном случае никто помимо неё этот хадис не передавал.
Что касается версии этого хадиса, что привел Ибн Маджах от Умм Салямы, то в ней помимо Афлята и Джасры есть еще две проблемы, а это передатчики: Абуль-Хаттаб аль-Хаджари и Махдудж аз-Зухали.
Хафиз аль-Бусайри сказал: «Иснад этого хадиса слабый. Махдуджа никто не считал надёжным, а Абуль-Хаттаб является неизвестным». См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/212. По этой причине данный хадис всё же является слабым.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что он сказал: “Я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному”. Абу Дауд передает этот хадис от ‘Аиши, а Ибн Маджах от Умм Салямы, и в иснаде обоих хадисов есть слабость». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 1/321.
Также этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам аль-Байхакъи, имам аль-Багъави, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Навави, и др. См. «Шарху-с-Сунна» 2/46, «ас-Сунан аль-кубра» 7/65, «аль-Ахкам аль-уста» 1/207, «Хулясатуль-ахкам» 1/206, «Тальхыс аль-хабир» 1/140, «Тамамуль-минна» 119.
А имам Ибн Рушд сказал: «Знатоки хадисов считают этот хадис слабым». См. «Бидаятуль-муджтахид» 2/31. См. «ан-Насбу-р-Рая» 1/194, «аль-Хидая» 2/31.
[1] Это же относится и к женщине в период менструаций. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] То есть, через эти двери они заходили в мечеть. Прим. пер.
[3] Также этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-кабир» и аль-Байхакъи 2/442-443.
[4] См. «Ирвауль-гъалиль» 193, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6117.
95 – باب فِى الْجُنُبِ يُصَلِّى بِالْقَوْمِ وَهُوَ نَاسٍ. (94)
95 – Глава: О том, кто в состоянии большого осквернения молится с людьми (будучи у них имамом) и (внезапно) вспоминает, что он находится в состоянии осквернения [1].
233 - عَنْ أَبِى بَكْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – دَخَلَ فِى صَلاَةِ الْفَجْرِ فَأَوْمَأَ بِيَدِهِ أَنْ مَكَانَكُمْ ثُمَّ جَاءَ وَرَأْسُهُ يَقْطُرُ فَصَلَّى بِهِمْ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
233 - Передают со слов Абу Бакры:
«Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал утреннюю молитву, но затем сделал знак рукой: “Оставайтесь на своих местах”, (и зашел в свой дом). Затем он вернулся, а с его головы капали капли воды, и он совершил с ними молитву»[2].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Хадис достоверный, все его передатчики заслуживающие доверия, от которых передаются хадисы в «Сахихе». Поэтому, ан-Навави в «аль-Маджму’» (4/261) и аль-‘Иракъи в «Тахридж аль-Ихйаъ» (1/157) сказали: «Его иснад является достоверным». Также достоверным его назвали аль-Байхакъи и Ибн Хиббан, в риваяте которого сказано: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнёс такбир к утренней молитве, а затем сделал им знак рукой …». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/416-417.
[1] Имеется в виду: как ему поступить в таком случае? См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] Также этот хадис передали Ахмад 5/41, 45, аль-Байхакъи 2/397, Ибн Хиббан 2235.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 227.
234 - عَنْ يَزِيدُ بْنُ هَارُونَ أَخْبَرَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ بِإِسْنَادِهِ وَمَعْنَاهُ قَالَ فِى أَوَّلِهِ فَكَبَّرَ. وَقَالَ فِى آخِرِهِ فَلَمَّا قَضَى الصَّلاَةَ قَالَ « إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ وَإِنِّى كُنْتُ جُنُبًا ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ رَوَاهُ الزُّهْرِىُّ عَنْ أَبِى سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ فَلَمَّا قَامَ فِى مُصَلاَّهُ وَانْتَظَرْنَا أَنْ يُكَبِّرَ انْصَرَفَ ثُمَّ قَالَ « كَمَا أَنْتُمْ ».
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَرَوَاهُ أَيُّوبُ وَابْنُ عَوْنٍ وَهِشَامٌ عَنْ مُحَمَّدٍ مُرْسَلاً عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم- قَالَ فَكَبَّرَ ثُمَّ أَوْمَأَ بِيَدِهِ إِلَى الْقَوْمِ أَنِ اجْلِسُوا فَذَهَبَ فَاغْتَسَلَ. وَكَذَلِكَ رَوَاهُ مَالِكٌ عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ أَبِى حَكِيمٍ عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَسَارٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – كَبَّرَ فِى صَلاَةٍ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَكَذَلِكَ حَدَّثَنَاهُ مُسْلِمُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ حَدَّثَنَا أَبَانُ عَنْ يَحْيَى عَنِ الرَّبِيعِ بْنِ مُحَمَّدٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – أَنَّهُ كَبَّرَ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
234 - Сообщается, что Язид ибн Харун со слов Хаммада ибн Салямы передал хадис с таким же иснадом[1] и смыслом (что и у предыдущего хадиса) и (Язид ибн Харун) сказал в первом (хадисе): «Он произнес «такбир»[2]. Во втором (хадисе) он (Язид ибн Харун ) сказал: «После окончания (молитвы) он сказал: “Поистине, я (тоже) человек и я был в состоянии большого осквернения”[3].[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Хадис достоверный, и его достоверность подтвердили Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. Все его передатчики заслуживающие доверия, от которых передаются хадисы в «Сахихе», как и у предыдущего. Хафиз Ибн Хаджар в “ат-Тальхис” (2/324) сказал: “Ибн Хиббан и аль-Байхакъи назвали его достоверным, но есть разногласия относительно его отосланности и непрерывости”. Я говорю: Как отосланнный, этот хадис перредаётся по другому пути, и нет в этом разногласий. Но эти пути усиливают и подтверждают его, как на это указал аль-Байхакъи». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/418-419.
Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал аз-Зухри от Абу Салямы ибн ‘Абду-р-Рахмана, (в котором сообщается), что Абу Хурайра сказал: “Когда он встал на место молитвы, мы ждали пока он произнесет “такбир”, но он не стал этого делать и затем сказал: “Стойте, как стоите”[5].
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: С непрерывным иснадом этот хадис передали аль-Бухари в своём “Сахихе” (2/96), а также Абу ‘Авана (2/29) и Ахмад (2/238-239), исключая то, что они (в своих риваятах) сказали: “Оставайтесь на своих местах”». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/422.
Абу Дауд сказал: «Также этот хадис в форме “мурсаль” передали Аййуб, Ибн ‘Аун и Хишам со слов Мухаммада, передавшего от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится: “И он произнес «такбир», но затем сделал знак рукой людям, чтобы они сели, а сам он отправился и искупался”[6].
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Мухаммад – это Ибн Сирин, и этот хадис является отосланным/мурсаль/, как это пояснил автор (Абу Дауд) в некоторых копиях этой книги. Но с непрерывным иснадом его привели ат-Табарани в “Му’джам ас-сагъир” и аль-Байхакъи в своём “Сунане” от Абу Хурайры, исключая то, что аль-Байхакъи сказал: “Он является достоверным как отосланный и всё это свидетельствует в пользу хадиса Абу Бакры”. Я говорю: Однако Ахмад и другие передали его по другому пути от Абу Хурайры и его иснад является хорошим в соответствии с условиями Муслима». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/422.
Также этот хадис передал Малик[7] со слов Исма’иля ибн Абу Хакима, (а тот) со слов ‘Аты ибн Ясара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес “такбир” в молитве».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Этот хадис приводится в “Муваттаъ” имама Малика (1/69). Он также является отсланным с достоверным иснадом. Таким же его передал автор». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/424.
Абу Дауд сказал: «Также рассказал нам его Муслим ибн Ибрахим, сообщил нам Абан со слов Йахъйи от Раби’а ибн Мухаммада от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он произнес “такбир”».
Шейх аль-Албани сказал: «Я говорю: Этот хадис является отосланным. Все его передатчики от которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим, кроме этого Раби’а. Он являся последователем сподвижников, но не известен, как об этом сказано в “ат-Такъриб”. Однако, этот его хадис является непрерывным». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/424.
[1] То есть от Зияда до Абу Бакры, который являлся сподвижником. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] То есть начал утреннюю молитву, произнося слова «Аллах велик» /Аллаху акбар/. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[3] То есть: «Я забыл искупаться», как об этом пришло в риваятах от Дара Къутни и аль-Байхакъи. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[4] Также этот хадис передали Ахмад 5/41 и Ибн Хузайма.
[5] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 229.
[6] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 230.
[7] То есть Малик ибн Анас в своем сборнике хадисов «Муваттаъ». См. «‘Аун аль-Ма’буд».
235 - عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ أُقِيمَتِ الصَّلاَةُ وَصَفَّ النَّاسُ صُفُوفَهُمْ فَخَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم – حَتَّى إِذَا قَامَ فِى مَقَامِهِ ذَكَرَ أَنَّهُ لَمْ يَغْتَسِلْ فَقَالَ لِلنَّاسِ « مَكَانَكُمْ ». ثُمَّ رَجَعَ إِلَى بَيْتِهِ فَخَرَجَ عَلَيْنَا يَنْطُفُ رَأْسُهُ وَقَدِ اغْتَسَلَ وَنَحْنُ صُفُوفٌ. وَهَذَا لَفْظُ ابْنِ حَرْبٍ وَقَالَ عَيَّاشٌ فِى حَدِيثِهِ فَلَمْ نَزَلْ قِيَامًا نَنْتَظِرُهُ حَتَّى خَرَجَ عَلَيْنَا وَقَدِ اغْتَسَلَ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
235 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Однажды, объявили второй призыв на молитву/икъама/ и люди выстроились в ряды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел и встал на свое место (имама), как вдруг вспомнил, что не искупался и сказал людям: “Оставайтесь на своих местах”. Затем он вернулся к себе домой, (после чего) вернулся к нам, а с его головы капала вода, поскольку он искупался, а мы (все еще) стояли в рядах».
Этот текст принадлежит Ибн Харбу. В риваяте этого хадиса, переданного со слов ‘Аййаша говорится: «И мы не садились, ожидая его, пока он не вышел к нам уже искупавшись».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Иснады обоих этих хадисов являются достоверными. Аль-Бухари, Муслим и Абу ‘Авана передали нечто подобное первому риваяту в своих «Сахихах», а у Муслима приводится также и другой риваят. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/425.
[1] Также этот хадис передали аль-Бухари 275, Муслим 605, ан-Насаи 2/88 и 523, Ибн Хузайма 1539.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 233-234.