Admin » 28 сен 2013, 16:59
47 – Глава об омовении (набирая воды) из медной посуды.
98 – عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ أَنَّ عَائِشَةَ قَالَتْ كُنْتُ أَغْتَسِلُ أَنَا وَرَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فِى تَوْرٍ مِنْ شَبَهٍ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
98 – Передают со слов Хишама ибн ‘Урвы о том, что ‘Аиша сказала:
«Мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купались (набирая воды) из медной посуды»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад: Рассказал нам Муса ибн Исма’иль: сообщил нам Хаммад: сообщил мне мой товарищ от Хишама ибн ‘Урвы о том, что ‘Аиша сказала … Этот иснад является слабым из-за неизвестности сподвижника Хаммада и разрыва между Хишамом ибн ‘Урва и ‘Аишей, поскольку он не застал её. Но затем автор привел другой непрерывный риваят, однако в его цепочке также присутствует неназванный по имени передатчик. Также аль-Хаким передал шàхид для следующего за ним хадиса, но ни он, ни аз-Захаби не назвали его достоверным. Возможно это из-за неизвестности передатчика, о котором я разъяснил в другом пути передачи. Однако, этот хадис усиливается другим хадисом в иснаде которого есть передатчик по имени Хаусара ибн Ашрас. Его передали аль-Байхакъи 1/31 и ат-Табарани в «Му’джам ас-сагъир» (стр. 123). Хаусара является надёжным из-за чего иснад становится достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/166-167 (с небольшим изменением).
[1] Также этот хадис передали аль-Хаким 1/274, аль-Байхакъи 1/31, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 593.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 1/68.
99 - عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَائِشَةَ – رضى الله عنها – عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم- نَحْوَهُ.
99 – От Хишама ибн ‘Урвы, от его отца, со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается похожий хадис.
100 – عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدٍ قَالَ جَاءَنَا رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَأَخْرَجْنَا لَهُ مَاءً فِى تَوْرٍ مِنْ صُفْرٍ فَتَوَضَّأَ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
100 – Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зайд сказал:
«Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к нам, мы вынесли ему воду в медной посуде, и он совершил омовение».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Также его достоверным назвал аль-Хаким и с ним согласился аз-Захаби. Этот хадис в своём «Сахихе» передал аль-Бухари». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/167.
[1] Также этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434, Ибн Абу Шейба 402, аль-Байхакъи 1/30, аль-Хаким 1/274, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 28.
101 - عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – « لاَ صَلاَةَ لِمَنْ لاَ وُضُوءَ لَهُ وَلاَ وُضُوءَ لِمَنْ لَمْ يَذْكُرِ اسْمَ اللَّهِ تَعَالَى عَلَيْهِ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
101 – Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Не будет принята молитва того, кто не совершил омовение, а так же – и омовение того, кто не произносил имени Всевышнего Аллаха (перед) омовением”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Этот хадис является достоверным и его усилили аль-Мунзири и хафиз Ибн Хаджар, а Ибн ас-Саллях назвал его хорошим. Хафиз Ибн Касир сказал: «Этот хадис является либо хорошим, либо достоверным». Ибн Абу Шейба сказал: «Он является достоверным». Подробнее об этом хадисе, см. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/168-171.
_______________________________________________________________________________
Некоторые ученые поняли из этого хадиса, что омовение имеет силу только в том случае, если перед ним было упомянуто имя Аллаха. Это было мнение Исхакъа ибн Рахавайха, одно из двух мнений Ахмада, и взгляд многих ученых хадиса. Большинство ученых, включая Абу Ханифу, Малика и аш-Шафи’и, считали упоминание имени Аллаха перед совершением омовения – желательным актом сунны, и не рассматривали его как обязанность. Это также одно из мнений, переданных от Ахмада, и взгляд многих более поздних ученых, включая Ибн Таймиййу, а также мнение современных правоведов. См. Салман ибн Фахд аль Ауда: «Ловушки на пути поиска знания».
[1] Также этот хадис передали Ахмад 2/418, Ибн Маджах 398-400, аль-Байхакъи 1/41, ат-Табарани в «аль-Аусат» 8080, аль-Хаким 1/146, который сказал: «Его иснад достоверный», ад-Даракъутни 263.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 81, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7514.
102 - عَنِ الدَّرَاوَرْدِىِّ قَالَ وَذَكَرَ رَبِيعَةُ أَنَّ تَفْسِيرَ حَدِيثِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – « لاَ وُضُوءَ لِمَنْ لَمْ يَذْكُرِ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ ». أَنَّهُ الَّذِى يَتَوَضَّأُ وَيَغْتَسِلُ وَلاَ يَنْوِى وُضُوءًا لِلصَّلاَةِ وَلاَ غُسْلاً لِلْجَنَابَةِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح مقطوع
102 – Сообщается, что ад-Дараварди[1] сказал:
«И Раби’а[2] упомянул о том, что смысл хадиса пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Не будет принято омовение того, кто не произносил имени Аллаха (перед) омовением”,заключается в том, что (речь в нём идёт) о том, кто совершил омовение или искупался, но не имел намерения совершить омовение для молитвы и искупаться для очищения от осквернения /джанаба/»[3].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный прерванный хадис/сахих макъту’/[4]».
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/172.
[1] Его звали ‘Абдуль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн ‘Убайд, Абу Мухаммад – вольноотпущенник племени аль-Джухани, аль-Мадини ад-Дараварди. Говорят, что родом он из Дараварда – деревни в Хорасане. Сулейман ат-Табарани передал от Ахмада ибн Рушдина, от Ахмада ибн Салиха, который сказал: «Ад-Дараварди был из числа жителей Асбахана, но позже переехал в Медину».
Он передавал хадисы от Сафвана ибн Сулейма, Абу Тавалы ‘Абдуллаха и др. От него передавали хадисы Шу’ба, Суфьян ас-Саури, которые были старше него, Исхакъ ибн Рахавайх и многие другие. Скончался в Медине в 187 году по хиджре.
[2] Его звали Раби’а ибн Абу ‘Абду-р-Рахман аль-Мадини. Он слышал хадисы от Анаса ибн Малика, Саиба ибн Язида, Мухаммада ибн Яхйа ибн Хаббана, Са’ида ибн Мусаййиба и др. От него передавали хадисы Яхйа аль-Ансари и его брат ‘Абд Рабих, Малик ибн Анас, ас-Саури, Шу’ба, аль-Лейс ибн Са’д, аль-Ауза’и и др. Ахмад сказал: «Достойный доверия». Аль-Хумайди сказал: «Он был знатоком хадисов». Скончался в Медине в 136 году по хиджре. Смотри его биографию в «Тахзиб аль-камаль» (9/1881). См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/275.
[3] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 1/41.
[4] «Макъту’» (разорванный) – сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствуют сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на посланника Аллаха, или сообщение с неполной цепочкой рассказчиков или сообщение, в котором сподвижник пророка Мухаммада говорит, что они поступали таким-то образом.
Хадисы, относящиеся к категории «макъту’», не могут использоваться в качестве аргументов ни в каких установлениях шариата, даже если точно установлено, что некто действительно сказал это. Однако если имеются дополнительные данные, указывающие на возможность повышения степени данного сообщения, например, когда при упоминании имени последователя кто-нибудь из его передатчиков говорит: «Он возводит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», то об этом сообщении можно вынести такое же суждение, как и о хадисе, относящемся к категории “марфу’ мурсаль”. См. Д-р. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.
49 – باب فِى الرَّجُلِ يُدْخِلُ يَدَهُ فِى الإِنَاءِ قَبْلَ أَنْ يَغْسِلَهَا.
49 – Глава: О человеке, который опускает руку в сосуд, прежде чем помыть ее.
103 - عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – « إِذَا قَامَ أَحَدُكُمْ مِنَ اللَّيْلِ فَلاَ يَغْمِسْ يَدَهُ فِى الإِنَاءِ حَتَّى يَغْسِلَهَا ثَلاَثَ مَرَّاتٍ فَإِنَّهُ لاَ يَدْرِى أَيْنَ بَاتَتْ يَدُهُ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
103 – Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-то из вас просыпается ночью, пусть не опустит руку в сосуд, пока не помоет ее (руку) три раза, ибо, поистине, не ведает он, где ночевала его рука”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».[2]
[1] Также этот хадис передали Ахмад 2/241, аль-Бухари 162, Муслим 278, ат-Тирмизи 24, ан-Насаи 1/99, Ибн Маджах 393, ад-Дарими 766, Ибн Хузайма 99, Ибн Хиббан 1062, аль-Баззар 7637, аль-Байхакъи 1/45, ат-Табарани в «аль-Аусат» 949, ад-Даракъутни 130, Абу Я’ля 5961.
[2] См. «Ирвауль-гъалиль» 164, «Мишкат аль-масабих» 391, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 332.
104 - عَنْ أَبِى صَالِحٍ عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم- – يَعْنِى بِهَذَا الْحَدِيثِ – قَالَ مَرَّتَيْنِ أَوْ ثَلاَثًا وَلَمْ يَذْكُرْ أَبَا رَزِينٍ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
104 – Абу Салих передал этот же хадис со слов Абу Хурайры, сообщившего его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал «…два или три раза…», однако он не упомянул (среди передатчиков этого хадиса) Абу Разина[1].[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».
[1] Абу Разин – один из передатчиков предыдущего хадиса. Прим. пер.
[2] Также этот хадис передали Ахмад 2/253, аль-Байхакъи 1/45, ат-Табарани в «аль-Аусат» 949, ад-Даракъутни 130, Абу Я’ля 5961.
105 - عَنْ أَبِى مَرْيَمَ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ يَقُولُ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم – يَقُولُ « إِذَا اسْتَيْقَظَ أَحَدُكُمْ مِنْ نَوْمِهِ فَلاَ يُدْخِلْ يَدَهُ فِى الإِنَاءِ حَتَّى يَغْسِلَهَا ثَلاَثَ مَرَّاتٍ فَإِنَّ أَحَدَكُمْ لاَ يَدْرِى أَيْنَ بَاتَتْ يَدُهُ أَوْ أَيْنَ كَانَتْ تَطُوفُ يَدُهُ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
105 – Сообщается, что Абу Марьям сказал:
«Я слышал, как Абу Хурайра говорил: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Когда кто-то из вас просыпается ото сна, пусть не окунает свою руку в сосуд, пока не помоет ее три раза, ибо, поистине, не знает он, где ночевала его рука, или (же он сказал): где блуждала его рука”»[1].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Иснад этого хадиса является достоверным, все его передатчики являются заслуживающими доверия, передатчики Муслима, кроме Абу Марьяма аль-Ансари аш-Шами, который также является надёжным, как об этом сказано в «ат-Такъриб». Ад-Даракъутни назвал хадис хорошим, Ибн Хиббан – достоверным, а аль-Мунзири промолчал о нём. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/175-176.
[1] Также этот хадис передали Муслим 278, Ибн Маджах 394, Ибн Хиббан 1061, аль-Байхакъи 1/46, ад-Даракъутни 133.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 96.
50 – باب صِفَةِ وُضُوءِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم-.
50 – Глава: Описание омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
106 - عَنْ حُمْرَانَ بْنِ أَبَانَ مَوْلَى عُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ قَالَ رَأَيْتُ عُثْمَانَ بْنَ عَفَّانَ تَوَضَّأَ فَأَفْرَغَ عَلَى يَدَيْهِ ثَلاَثًا فَغَسَلَهُمَا ثُمَّ تَمَضْمَضَ وَاسْتَنْثَرَ ثُمَّ غَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا وَغَسَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى إِلَى الْمِرْفَقِ ثَلاَثًا ثُمَّ الْيُسْرَى مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ ثُمَّ غَسَلَ قَدَمَهُ الْيُمْنَى ثَلاَثًا ثُمَّ الْيُسْرَى مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ قَالَ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- تَوَضَّأَ مِثْلَ وُضُوئِى هَذَا ثُمَّ قَالَ « مَنْ تَوَضَّأَ مِثْلَ وُضُوئِى هَذَا ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ لاَ يُحَدِّثُ فِيهِمَا نَفْسَهُ غَفَرَ اللَّهُ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ ».
قال الشيخ الألباني: صحيح
106 - Сообщается, что Хумран ибн Абан[1], вольноотпущенник ‘Усмана ибн ‘Аффана сказал:
«Я видел как однажды ‘Усман ибн ‘Аффансовершал омовение. Онналил воду на руки три раза и помыл их, прополоснул рот и нос, высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку вместе с локтем и также помыл левую руку. Затем он обтер голову[2] и после этого трижды помыл правую ногу, а затем и левую точно также, а затем сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовениетак же, как это сделал я, а затем сказал: “Тому, кто совершит омовение подобное этому моему омовению, а затем совершит молитву из двух рак’атов, не отвлекаясь разговорами,[3] Аллах простит предыдущие грехи”».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/178.
[1] Хумран ибн Абан ибн Халид ибн ‘Амр аль-Къураши, вольноотпущенник ‘Усмана ибн ‘Аффана. Он слышал хадисы от ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Абдуллы ибн ‘Умара, Му’авийи ибн Абу Суфьяна. От него передавали ‘Урва ибн Зубайр, Муслим ибн Ясар, аль-Хасан аль-Басри, ‘Атаъ ибн Язид, вольноотпущенник Ибн ‘Умара – Нафи’, и многие другие. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/282-283.
Имам аз-Захаби писал: «Факъих, вольноотпущенник повелителя правоверных ‘Усмана. Попал в плен во время сражения ‘Айн ат-тамр и ‘Усман выкупил его у Мусаййиба ибн Наджабы. Он передавал хадисы от ‘Усмана и Му’авийи и передал мало хадисов. От него передавали хадисы ‘Атаъ ибн Язид аль-Лейси, ‘Урва, Зайд ибн Аслям, Баян ибн Бишр, Букайр ибн аль-Ашадж, Му’аз ибн ‘Абду-р-Рахман и др. Салих ибн Кайсан сказал: «Он был из числа тех, кого пленил Халид во время сражения ‘Айн ат-тамр». Мус’аб аз-Зубайри сказал: «Он Хумран ибн Абба».
Ибн Са’д сказал: «Он поселился в Басре». Къатада сказал: «Хумран совершал молитву за ‘Усманом, а когда тот ошибался, то подсказывал ему». Говорят, что он был писарем ‘Усмана и пользовался большим уважением при ‘Абдуль-Малике. Он прожил долгую жизнь и скончался после восьмидесятых годов по хиджре. См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 7/202.
[2] В хадисе сказано, что он обтер голову, не упоминая сколько раз он это сделал, как об этом сказано в других. Имам Малик, Абу Ханифа и Ахмад придерживались мнения, что голову следует обтереть один раз, как об этом сказано в этом хадисе. Хафиз Ибн Хаджар сказал, что это мнение большинства ученых. Аш-Шафи’и сказал, что желательно обтирать голову три раза, также как три раза обмываются части тела при омовении, как об этом сообщается в следующем хадисе. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[3] То есть, не отвлекаясь разговорами до того, как встать на молитву или не думая при этом ни о чём постороннем. Прим. пер.
[4] Также этот хадис передали Ахмад 1/59, 339, аль-Бухари 159, Муслим 226, Абу ‘Авана 1/239-240, ад-Дарими 693, ад-Даракъутни 278, ан-Насаи 1/64, Ибн Маджах 285, аль-Байхакъи 1/57-58.
[5] См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6175.
107 - حَدَّثَنِى حُمْرَانُ قَالَ رَأَيْتُ عُثْمَانَ بْنَ عَفَّانَ تَوَضَّأَ. فَذَكَرَ نَحْوَهُ وَلَمْ يَذْكُرِ الْمَضْمَضَةَ وَالاِسْتِنْشَاقَ وَقَالَ فِيهِ وَمَسَحَ رَأْسَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ ثَلاَثًا ثُمَّ قَالَ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- تَوَضَّأَ هَكَذَا وَقَالَ « مَنْ تَوَضَّأَ دُونَ هَذَا كَفَاهُ ». وَلَمْ يَذْكُرْ أَمْرَ الصَّلاَةِ.
قال الشيخ الألباني: حسن صحيح
107 - Нам рассказал Хумран, который сказал:
«Я видел, как ‘Усман ибн ‘Аффан совершал омовение», и далее он привел то же самое, что было сказано в предыдущем хадисе, и не упомянул о прополаскивании рта/мадмада/ и очищении носа водой/истиншакъ/. Он также сказал в этом хадисе: «Он обтер свою голову три раза, затем помыл ноги три раза, после чего сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение таким образом и сказал: “Тому, кто совершит омовение меньше этого, ему этого будет достаточно”[1]». И он[2] не упомянул о велении совершить молитву[3].
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/».
Его иснад является хорошим достоверным. Ибн аль-Джаузи склонился к его достоверности, а Ибн ас-Саллях сказал: «Этот хадис хороший». Ан-Навави в «аль-Маджму’» 1/434 сказал: «Его иснад является хорошим, но возможно, что он доходит от хорошего до степени достоверного с шàхидами и большим количеством своих путей». Ибн Хузайма назвал его достоверным, а хафиз Ибн Хаджар усилил его». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/179.
[1] То есть, если он помоет части тела и по одному или два раза, то его омовение будет полноценным. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] То есть Абу Саляма – один из передатчиков этого хадиса.
[3] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 1/62, ад-Даракъутни 34, аль-Баззар 418, аз-Зайля’и в «Насбу-р-роя»
108 - عَنْ عُثْمَانَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ التَّيْمِىِّ قَالَ سُئِلَ ابْنُ أَبِى مُلَيْكَةَ عَنِ الْوُضُوءِ فَقَالَ رَأَيْتُ عُثْمَانَ بْنَ عَفَّانَ سُئِلَ عَنِ الْوُضُوءِ فَدَعَا بِمَاءٍ فَأُتِىَ بِمِيضَأَةٍ فَأَصْغَى عَلَى يَدِهِ الْيُمْنَى ثُمَّ أَدْخَلَهَا فِى الْمَاءِ فَتَمَضْمَضَ ثَلاَثًا وَاسْتَنْثَرَ ثَلاَثًا وَغَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى ثَلاَثًا وَغَسَلَ يَدَهُ الْيُسْرَى ثَلاَثًا ثُمَّ أَدْخَلَ يَدَهُ فَأَخَذَ مَاءً فَمَسَحَ بِرَأْسِهِ وَأُذُنَيْهِ فَغَسَلَ بُطُونَهُمَا وَظُهُورَهُمَا مَرَّةً وَاحِدَةً ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ ثُمَّ قَالَ أَيْنَ السَّائِلُونَ عَنِ الْوُضُوءِ هَكَذَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – يَتَوَضَّأُ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ أَحَادِيثُ عُثْمَانَ – رضى الله عنه – الصِّحَاحُ كُلُّهَا تَدُلُّ عَلَى مَسْحِ الرَّأْسِ أَنَّهُ مَرَّةٌ فَإِنَّهُمْ ذَكَرُوا الْوُضُوءَ ثَلاَثًا وَقَالُوا فِيهَا وَمَسَحَ رَأْسَهُ. وَلَمْ يَذْكُرُوا عَدَدًا كَمَا ذَكَرُوا فِى غَيْرِهِ.
قال الشيخ الألباني: حسن صحيح
108 – Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Абду-р-Рахман ат-Тайми[1] сказал:
«Однажды Ибн Абу Мулейку[2] спросили об омовении и он сказал:
“Я видел, как однажды ‘Усмана ибн ‘Аффана спросили об омовении, и он попросил воды. И когда ему принесли посуду с водой для омовения,он налил её на свою правую руку. Затем он опустил её (руку в сосуд) с водой и прополоснул рот три раза и три раза высморкался. (Затем) он помыл свое лицо три раза, затем помыл правую руку (с локтем) три раза, и три раза помыл левую руку (с локтем). После этого он опустил руку (в сосуд) и набрав воды обтер голову и уши, промыв их как снутри, так и снаружи один раз, и затем помыв ноги сказал:“Где те, которые спрашивали об омовении? Я видел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение таким образом”»[3].
Абу Дауд сказал: «Все хадисы от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, являются достоверными, и указывают на то, что голова обтирается один раз. И они[4] упомянули о том, что при омовении (части тела омываются) по три раза и сказали при этом, что он обтер свою голову и не упомянули сколько раз (обтирается голова), как упомянули (сколько раз омываются) другие органы».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/»[5].
Этот иснад является хорошим, передатчики его известные, как заслуживающие доверия, кроме Са’ида ибн Зайда аль-Муаззина, которого назвал надёжным лишь Ибн Хиббан, однако от него передавали хадисы множество передатчиков, заслуживающие доверия. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/181.
[1] ‘Усман ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Усман ибн Убайдуллах ат-Тайми аль-Къураши аль-Хиджази, брат Му’аза. Он передавал хадисы со слов своего отца и брата. Слышал хадисы от Анаса ибн Малика и Раби’а ибн ‘Абдуллах. Ибн Абу Хатим сказал: «Надежный». Его хадисы приводили аль-Бухари, Абу Дауд и ат-Тирмизи. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/290.
[2] Ибн Абу Мулейка ‘Абдуллах ибн ‘Убайдуллах – имам, довод, знаток хадисов, судья и муаззин. Родился во времена правления ‘Али или до этого. Он передавал хадисы от матери правоверных ‘Аиши и ее сестры Асмаъ, Абу Махзуры, Ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллы ибн ‘Амра ас-Сахмий, Ибн ‘Умара, Ибн Зубайра, ‘Укъбы ибн Хариса, Мисвара ибн Махрамы, Умм Салямы, ‘Абдуллы ибн Джа’фара, а от ‘Усмана ибн ‘Аффана – отосланные хадисы. Он был ученым/‘алим/, муфтием, приверженцем хадисов и был точным в них. Во времена правления Ибн Зубайра являлся къадием и муаззином. Абу Зур’а и Абу Хатим считали его достойным доверия. Аль-Бухари и другие сказали, что он скончался в 117-м году по хиджре. Я (аз-Захаби) говорю: «Ему было восемьдесят лет». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 9/98-99.
[3] Также этот хадис передал аль-Байхакъи 1/49.
[4] То есть те, которые передавали хадисы об омовении ‘Усмана. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[5] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 99.
109 - عَنْ أَبِى عَلْقَمَةَ أَنَّ عُثْمَانَ دَعَا بِمَاءٍ فَتَوَضَّأَ فَأَفْرَغَ بِيَدِهِ الْيُمْنَى عَلَى الْيُسْرَى ثُمَّ غَسَلَهُمَا إِلَى الْكُوعَيْنِ – قَالَ – ثُمَّ مَضْمَضَ وَاسْتَنْشَقَ ثَلاَثًا وَذَكَرَ الْوُضُوءَ ثَلاَثًا – قَالَ – وَمَسَحَ بِرَأْسِهِ ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ وَقَالَ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- تَوَضَّأَ مِثْلَ مَا رَأَيْتُمُونِى تَوَضَّأْتُ. ثُمَّ سَاقَ نَحْوَ حَدِيثِ الزُّهْرِىِّ وَأَتَمَّ.
قال الشيخ الألباني: حسن صحيح
109 – Передают со слов Абу ‘Алькъамы[1] о том, что однажды ‘Усман попросил принести воды и совершая омовение налил (воду) правой рукой на левую и затем помыл их вместе с суставами запястий.
(Абу ‘Алькъама) сказал: «Затем он прополоснул рот и нос по три раза». И он[2] упомянул об обмывании (остальных частей тела) по три раза.
(Абу ‘Алькъама) сказал: «И он обтер свою голову, затем помыв ноги, сказал: “Я видел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение точно также, как вы видели омовение, которое совершил я”». Затем он до конца привел хадис подобный тому, который передал аз-Зухри.
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/»[3].
[1] Абу ‘Алькъама аль-Масри, вольноотпущенник бани Хашим. Его имя не известно. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/185.
[2] То есть Абу ‘Алькъама – передатчик этого хадиса. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 97.
110 - عَنْ شَقِيقِ بْنِ سَلَمَةَ قَالَ رَأَيْتُ عُثْمَانَ بْنَ عَفَّانَ غَسَلَ ذِرَاعَيْهِ ثَلاَثًا ثَلاَثًا وَمَسَحَ رَأْسَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ قَالَ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فَعَلَ هَذَا.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ رَوَاهُ وَكِيعٌ عَنْ إِسْرَائِيلَ قَالَ تَوَضَّأَ ثَلاَثًا فَقَطْ.
قال الشيخ الألباني: حسن صحيح
110 – Сообщается, что Шакъикъ ибн Саляма[1] сказал:
«Я видел, как ‘Усман ибн ‘Аффан помыл свои руки вместе с локтями по три раза каждую и обтер свою голову три раза. Затем он сказал: “Я видел, какпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал так”»[2].
Абу Дауд сказал: «Этот хадис от Исраиля передал Вакъи’, который сказал: “Совершил омовение (помыв части тела) только по три раза”[3]».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/».
Его иснад является хорошим достоверным. Аль-Бухари назвал его хорошим, а ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и ад-Дыяъ в «аль-Мухтара» – достоверным. Все его передатчики являются заслуживающими доверия, от которых передавал хадисы имам Муслим, кроме ‘Амира ибн Шакъикъа ибн Джамры, относительно которого были разногласия, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис» (1410). Ибн Ма’ин сказал, что он слабый в хадисах, Абу Хатим назвал его не сильным, а ан-Насаи сказал, что в нём нет проблем. Ибн Хиббан упомянул о нём в «Сикъат». Я (шейх аль-Албани. Прим.пер.) говорю: Но его надёжным назвали те, кто считал его хадисы достоверными, о чём будет сказано позже. Самое низкое положение его хадисов это то, что они являются хорошими, если в нём не обнаружен явный недостаток, а в данном хадисе не передаётся то, что является неприемлемым…. Также тот, кто назвал его слабым не объяснил причину этого, и достаточно аль-Бухари в качестве довода для того, чтобы назвать его заслуживающим доверия, а его хадисы признать хорошими. ВаЛлаху а’лям! Подробнее см. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/185-188.
[1] Шакъикъ ибн Саляма Абу Ваиль аль-Асади аль-Куфи – великий имам, шейх Куфы. Поэт (конца доисламской эпохи и начала эпохи ислама), который застал пророка, да благословит его Аллах и приветствует,но не видел его. Он передавал хадисы от ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, ‘Аммара, Му’аза, Ибн Мас’уда, Абу ад-Дарды, Абу Мусы, Хузайфы, ‘Аиши, Хаббаба, Усамы ибн Зайда, и др. Также он передавал хадисы от своих современников, таких как Масрукъ, Алькъама и Хумран ибн Абан. Он был из числа имамов этой религии. Также говорят, что он передавал хадисы и от Абу Бакра ас-Сиддикъа. Аз-Зибрикъан ас-Сирадж передал, что Абу Ваиль сказал: «Я помню, как во времена джахилиййи, будучи в десятилетнем возрасте, я пас овец (или он сказал: верблюдов) для своей семьи, когда был послан пророк, да благословит его Аллах и приветствует».
‘Асым ибн Бухдаля передал, что Абу Ваиль сказал: «Я застал семь лет из времен джахилиййи».
Ваки’ передал от Ибн ‘Анбасы: «Я сказал Абу Ваилю: “Застал ли ты пророка, да благословит его Аллах и приветствует?” Он ответил: “Да, когда я был безбородым юношей, но не видел его”».
‘Амр ибн Мурра сказал: «Кто из числа жителей Куфы лучше всех знает хадисы Ибн Мас’уда? Он сказал: «Абу Ваиль». Аль-А’маш сказал: «Ибрахим ан-Наха’и сказал мне: “Тебе следует придерживаться Шакъикъа! Поистине, я встретил многих людей, которые перечисляли его среди наилучших из них”». ‘Асым ибн Абу Наджвад сказал: «Я никогда не слышал, чтобы Абу Ваиль поносил человека или животное». Ас-Саури сказал, что его отец слышал, как Абу Ваиля спросили: «Кто старше из вас: ты или Раби’а ибн Хусайм?» Он ответил: «Я старше него годами, а он старше меня умом». ‘Асым сказал: «Когда ‘Абдуллах видел Абу Ваиля, он говорил: “Кающийся”». Исхакъ ибн Мансур передал, что Ибн Ма’ин сказал: «Абу Ваиль заслуживающий доверия и о подобных ему не спрашивают». Ибн Са’д сказал: «Надежный, передал много хадисов». Сообщается, что аз-Зибрикъан сказал: «(Однажды), когда я находился рядом с Абу Ваилем, я начал поносить Хаджаджа и говорить о его недостатках (или плохих поступках), и он сказал мне: “Не поноси его! Откуда ты знаешь, возможно, что он сказал: О Аллах, прости меня, и Он простил его?”». ‘Асым ибн Бухдаля сказал: «Абу Ваиль говорил своей служанке: “Если Яхйа – имея ввиду своего сына – принесет что-нибудь, то не принимай это от него, если что-то принесет кто-нибудь из моих друзей, то бери”». Его сын Яхйа был судьей в аль-Кунасе*. Он также сказал: «У Абу Ваиля, да помилует его Аллах, была хижина из тросника, в которой жил он и его лошадь. Когда он отправлялся в военный поход, он сносил его и раздавал людям, а когда возвращался, то возводил его заново». Я (аз-Захаби) говорю: «Он был господином и главой в знании и делах». Мухаммад ибн ‘Усман ибн Абу Шейба сказал: «Он скончаля во времена Хаджаджа после (битвы) Джамаджим». Халифа сказал: «Он скончался после (битвы) Джамаджим в 82-м году». Что касается слов аль-Вакъиди, что он умер во времена правления ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, то это ошибка. См. См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 7/177-181.
* Аль-Кунаса – название места возле Куфы. См. «Лисануль-‘араб».
[2] Также этот хадис передали Ибн Хузайма 152-153, ад-Даракъутни 295, аль-Байхакъи 1/63, ат-Тахави 1/19, аль-Хаким 1/49 и ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 325-326 (с тахкъикъом шейха аль-Албани).
[3] Имеется в виду, что он протер по три раза и голову и уши.
111 - عَنْ عَبْدِ خَيْرٍ قَالَ أَتَانَا عَلِىٌّ – رضى الله عنه – وَقَدْ صَلَّى فَدَعَا بِطَهُورٍ فَقُلْنَا مَا يَصْنَعُ بِالطَّهُورِ وَقَدْ صَلَّى مَا يُرِيدُ إِلاَّ أَنْ يُعَلِّمَنَا فَأُتِىَ بِإِنَاءٍ فِيهِ مَاءٌ وَطَسْتٍ فَأَفْرَغَ مِنَ الإِنَاءِ عَلَى يَمِينِهِ فَغَسَلَ يَدَيْهِ ثَلاَثًا ثُمَّ تَمَضْمَضَ وَاسْتَنْثَرَ ثَلاَثًا فَمَضْمَضَ وَنَثَرَ مِنَ الْكَفِّ الَّذِى يَأْخُذُ فِيهِ ثُمَّ غَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى ثَلاَثًا وَغَسَلَ يَدَهُ الشِّمَالَ ثَلاَثًا ثُمَّ جَعَلَ يَدَهُ فِى الإِنَاءِ فَمَسَحَ بِرَأْسِهِ مَرَّةً وَاحِدَةً ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَهُ الْيُمْنَى ثَلاَثًا وَرِجْلَهُ الشِّمَالَ ثَلاَثًا ثُمَّ قَالَ مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَعْلَمَ وُضُوءَ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فَهُوَ هَذَا.
قال الشيخ الألباني: صحيح
111 – Сообщается, что ‘Абду Хайр сказал:
«Однажды к нам пришел ‘Али, да будет доволен им Аллах, уже совершив молитву, и он попросил воды для омовения. Мы сказали: “Зачем ему вода для омовения, ведь он уже совершил молитву?” Но он всего лишь хотел обучить нас, и когда ему подали воду в посуде и тазик, он вылил воду на свою правую руку и помыл руки три раза. Затем он прополоснул рот и нос по три раза, и сделал это рукой, которой набрал воды. После этого, он помыл лицо три раза, затем помыл правую руку (с локтем включительно) три раза и три раза помыл левую руку, после чего опустил руку в сосуд и (намочив ее или набрав ею воды) обтер голову один раз. Затем он вымыл правую ногу три раза, три раза вымыл левую ногу, а затем сказал: “Кто будет рад узнать (о том, как совершал) омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тогда вот оно”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Его иснад является достоверным, передатчики – от которых передавал хадисы аль-Бухари, кроме Халида ибн ‘Алькъамы[3] и ‘Абду Хайра, которые являются заслуживающими доверия по единогласному мнению. Ан-Навави (1/347 и 352) сказал: «Его иснад достоверный». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/189.
Также этот хадис назвали достоверным ‘Али ибн аль-Мадини, аль-Джаурикъани и Ахмад Шакир. См. «Аухамуль-джам’ ва-т-тафрикъ» 2/77, «аль-Абатиль валь-манакир» 1/517, «Муснад Ахмад» 2/284.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 1/141, 154, ат-Тирмизи 48, ан-Насаи 1/68 и в «Сунан аль-Кубра» 77, аль-Байхакъи 1/50, 68. По другому пути его передали Ахмад и Ибн Маджах 404. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/189-190.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 102.
[3] Халид ибн ‘Алькъама, Абу Хаййа аль-Хамдани аль-Вади’и. Он передавал хадисы от ‘Абду Хайра, а от него ас-Саури, Заида. Ибн Ма’ин считал его заслуживающим доверия. См. Шарх «Сунан ан-Насаи» шейха аль-Атьюби 2/456.
112 - عَنْ عَبْدِ خَيْرٍ قَالَ صَلَّى عَلِىُّ رضى الله عنه الْغَدَاةَ ثُمَّ دَخَلَ الرَّحْبَةَ فَدَعَا بِمَاءٍ فَأَتَاهُ الْغُلاَمُ بِإِنَاءٍ فِيهِ مَاءٌ وَطَسْتٍ – قَالَ – فَأَخَذَ الإِنَاءَ بِيَدِهِ الْيُمْنَى فَأَفْرَغَ عَلَى يَدِهِ الْيُسْرَى وَغَسَلَ كَفَّيْهِ ثَلاَثًا ثُمَّ أَدْخَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى فِى الإِنَاءِ فَتَمَضْمَضَ ثَلاَثًا وَاسْتَنْشَقَ ثَلاَثًا. ثُمَّ سَاقَ قَرِيبًا مِنْ حَدِيثِ أَبِى عَوَانَةَ قَالَ ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ مُقَدَّمَهُ وَمُؤَخَّرَهُ مَرَّةً. ثُمَّ سَاقَ الْحَدِيثَ نَحْوَهُ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
112 -Сообщается, что ‘Абду Хайр[1] сказал:
«Однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, совершил утреннюю молитву и затем прибыл в Рахбу[2], где попросил воды. Один мальчик принес для него сосуд с водой и тазик».
(Передатчик этого хадиса) сказал: «Он взял этот сосуд правой рукой и вылив из него (воду) на левую руку, помыл свои руки три раза. Затем погрузив правую руку в сосуд (и набрав воды) он прополоснул рот три раза и также три раза высморкался (прочищая нос)». Затем он[3]привел (хадис) близкий (по смыслу) к хадису Абу ‘Аваны сказав: «Затем он обтер свою голову спереди и сзади один раз». Затем он до конца привел похожий хадис.[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Этот иснад является достоверным, передатчики – от которых передавали хадисы оба шейха (аль-Бухари и Муслим) и оба они являются заслуживающими доверия, как об этом сказано ранее. Ад-Даракъутни и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/190.
[1] ‘Абду Хайр – ‘Абду-р-Рахман ибн Язид. Он передавал хадисы от Абу Бакра ас-Сиддикъа, Ибн Мас’уда, ‘Аиши, ‘Али, Зайда ибн Аркъама. Ибн Ма’ин, ан-Насаи и аль-‘Иджли называли его надежным, а Ибн Хиббан упомянул о нем в «ас-Сикъат». Он принял Ислам при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не передавал от него хадисы и не правильно говорить, что он являлся сподвижником. Он был одним из старых сторонников ‘Али и прожил более 120-ти лет. См. «Шарх Сунан ан-Насаи» шейха аль-Атьюби 2/457.
[2] Рахба – название места в Куфе. Так об этом сказано в толковом словаре. См. «‘Аун аль-Ма’буд», «Ма’аллиму-с-Сунан».
[3] То есть Заида ибн Къудама – один из передатчиков этого хадиса. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[4] Также этот хадис передали Ахмад 1/135, Ибн Хиббан 1056, ад-Даракъутни 307, аль-Байхакъи 1/48, ан-Насаи 1/68, ад-Дарими 1/178, ат-Тахави 1/17 и 21.
[5] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 101.
Также этот хадис назвали достоверным Шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут. См. «ас-Сахих аль-Муснад» 986, «Тахкъикъ Сахих Ибн Хиббан» 3/337.
113 - حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى حَدَّثَنِى مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ حَدَّثَنِى شُعْبَةُ قَالَ سَمِعْتُ مَالِكَ بْنَ عُرْفُطَةَ سَمِعْتُ عَبْدَ خَيْرٍ قَالَ رَأَيْتُ عَلِيًّا – رضى الله عنه – أُتِىَ بِكُرْسِىٍّ فَقَعَدَ عَلَيْهِ ثُمَّ أُتِىَ بِكُوزٍ مِنْ مَاءٍ فَغَسَلَ يَدَيْهِ ثَلاَثًا ثُمَّ تَمَضْمَضَ مَعَ الاِسْتِنْشَاقِ بِمَاءٍ وَاحِدٍ. وَذَكَرَ الْحَدِيثَ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
113 – Нам рассказал Мухаммад ибн Мусанна: сообщил мне Мухаммад ибн Джа’фар: сообщил мне Шу’ба, который сказал: «Я слышал, как Малик ибн ‘Урфа сказал: “Я слышал, как‘Абду Хайр сказал: “Я видел, как для ‘Али, да будет доволен им Аллах, подали стул, и он сел. Затем ему принесли кувшин с водой, и он помыл свои руки три раза, затем прополоснул рот и промыл нос водой один раз”». И (далее) он[1] привел этот хадис.[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Этот иснад является достоверным, как и предыдущий. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/192.
[1] То есть Шу’ба – один из передатчиков этого хадиса. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
[2] Также этот хадис передали Ахмад 989 и 1178, ан-Насаи 1/68, ат-Таялиси 49, аль-Байхакъи 1/50-51.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 102.
114 - عَنْ زِرِّ بْنِ حُبَيْشٍ أَنَّهُ سَمِعَ عَلِيًّا رضى الله عنه وَسُئِلَ عَنْ وُضُوءِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم – فَذَكَرَ الْحَدِيثَ وَقَالَ وَمَسَحَ عَلَى رَأْسِهِ حَتَّى لَمَّا يَقْطُرْ وَغَسَلَ رِجْلَيْهِ ثَلاَثًا ثَلاَثًا ثُمَّ قَالَ هَكَذَا كَانَ وُضُوءُ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم-.
قال الشيخ الألباني: صحيح
114 – Передают со слов Зирра ибн Хубайша[1] о том, что он однажды слышал, как у ‘Али, да будет доволен им Аллах, спросили об омовении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И далее он привел этот хадис и сказал:
«И он обтер свою голову (влажными руками) так, что вода с него не нисходила, и помыл ноги по три раза, после чего сказал: “Таким было омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”»[2].
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Этот иснад является достоверным, передатчики – все являются заслуживающими доверия, от которых передавал хадисы аль-Бухари, исключая Раби’у аль-Кинани, которого звали Ибн ‘Утба, говорят также: Ибн ‘Убайд и он является заслуживающим доверия по единому мнению. Ибн аль-Къаййим сказал в «ат-Тахзиб»: «Я не знаю о недостатке этого хадиса». Этот хадис передал также ад-Дыяъ в своём «аль-Мухтара». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/194.
[1] Зирр ибн Хубайш ибн Хубаша ибн Аус аль-Асади – имам, довод, чтец Корана Куфы, Абу Марьям аль-Асади аль-Куфий, которого также называли по кунье Абу Мутарриф, застал времена невежества/джахилиййа/. Он передавал хадисы от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Убаййи ибн Ка’ба, ‘Усмана, ‘Али, ‘Абдуллы, ‘Аммара, аль-‘Аббаса, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, Хузайфы ибн аль-Ямана и Сафвана ибн ‘Ассаля. Учился чтению Корана у Ибн Мас’уда и ‘Али. Ибн Са’д сказал: «Он был надежным и передавал множество хадисов». ‘Асым сказал: «Я не видел никого, кто читал бы Коран лучше, чем Зирр. Исхакъ аль-Каусадж передал, что Яхйа ибн Ма’ин сказал: «Зирр заслуживающий доверия». Ибн ‘Уейна передал от Исма’иля: «(Однажды) я спросил Зирра: “Сколько тебе лет?” Он ответил: “Мне сто двадцать лет”». Хушейм сказал: «Зирр прожил 122 года».
Абу ‘Убайда сказал: «Зирр скончался в 81-м году хиджры». Халифа и аль-Фалляс сказали: «Он скончался в 82-м году». Подробнее о его биографии см. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 7/182-185.
[2] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 1/74 и Ахмад 2/873.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 103.
115 - عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِى لَيْلَى قَالَ رَأَيْتُ عَلِيًّا – رضى الله عنه – تَوَضَّأَ فَغَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا وَغَسَلَ ذِرَاعَيْهِ ثَلاَثًا وَمَسَحَ بِرَأْسِهِ وَاحِدَةً ثُمَّ قَالَ هَكَذَا تَوَضَّأَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم-.
قال الشيخ الألباني: صحيح
115 – Сообщается, что ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля[1] сказал:
«Я видел, как ‘Али, да будет доволен им Аллах, совершал омовение. Он помыл свое лицо три раза, и три раза помыл руки (включая локти), обтер голову один раз, после чего сказал: “Так совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Этот иснад является достоверным и достоверность его иснада подтвердил хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис» (1/452). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/195.
[1] ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля аль-Ансари аль-Куфий. Имам, ученый/‘алляма/, хафиз, Абу ‘Иса аль-Ансари, аль-Куфий, факъих. Также говорят: Абу Мухаммад из потомков ансаров. Он родился во времена правления правдивейшего (Абу Бакра ас-Сиддикъа) или до этого. Он передавал хадисы от ‘Умара, ‘Али, Абу Зарра, Ибн Мас’уда, Биляла, Убаййи ибн Ка’ба, Сухайба, Къайса ибн Са’да, аль-Микъдада, Абу Аййуба, от своего отца, Му’аза ибн Джабаля, о его встречи с которым нет сомнений. Говорят также, что он родился в середине правления ‘Умара, и что он видел, как он совершал омовение и обтирал кожаные носки/хуффы/.
Мухаммад ибн Сирин сказал: «Я сидел рядом с ‘Абду-р-Рахманом ибн Абу Лейля и его товарищи уважали его так, как будто он амир». ‘Атаъ ибн Саиб передал, что ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Лейля сказал: «Я застал сто двадцать сподвижников из числа ансаров, и когда им задавали вопрос, каждый из них желал, чтобы на него ответил его брат». Передается от Абуль-Хусайна о том, что Хаджадж назначил его судьей, а потом отстранил его. Затем он побил его, чтобы он поносил Абу Тураба (‘Али ибн Абу Талиба), да будет доволен им Аллах, так как он принимал участие в битве при Нахраване на стороне ‘Али».
Абу Ну’айм аль-Муляий сказал: «Ибн Абу Лейля погиб во время битвы аль-Джамаджим в 82-м году хиджры». Говорят также, что это произошло в 83-м. году. Подробнее его биографию см. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 7/293-297.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 104.
116 - عَنْ أَبِى حَيَّةَ قَالَ رَأَيْتُ عَلِيًّا – رضى الله عنه – تَوَضَّأَ فَذَكَرَ وُضُوءَهُ كُلَّهُ ثَلاَثًا ثَلاَثًا – قَالَ – ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ثُمَّ قَالَ إِنَّمَا أَحْبَبْتُ أَنْ أُرِيَكُمْ طُهُورَ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم-.
قال الشيخ الألباني: صحيح
116 – Сообщается, что Абу Хаййа сказал:
«Я видел, как ‘Али, да будет доволен им Аллах, совершал омовение», и он рассказал о его омовении, где говорилось о том, что он все делал по три раза. Он сказал: «Затем он обтер свою голову, и помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: “Поистине, я хотел, чтобы вы увидели омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”».[1]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[2].
Все передатчики этого иснада являются заслуживающими доверия, от которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим, кроме Абу Хаййа, которого звали Ибн Къайс аль-Вади’и. Аз-Захаби сказал: «Он неизвестен. От него передавал хадисы только один Абу Исхакъ». Ахмад сказал: «Шейх». Ибн аль-Мадини и Абуль-Валид аль-Фарди сказали: «Неизвестен». Ибн аль-Къаттан сказал: «Некоторые называли его заслуживающим доверия». Ибн ас-Сакан и другие считали его хадисы достоверными. Ибн аль-Джаруд в своей книге «аль-Куна» сказал: «Ибн Нумайр назвал его заслуживающим доверия». В «ат-Такъриб» сказано: «Приемлемый». То есть, если у него есть то, что его подтверждает из переданного надежными передатчиками, а у него есть много подтверждающих хадисов переданных надёжными передатчиками и поэтому его хадисы являются достоверными. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/195.
[1] Также этот хадис передали ат-Тирмизи 48, ан-Насаи 1/79, аль-Байхакъи 1/75, ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в «Заваид аль-Муснад» №1046 и 1351. По другому пути его передали ан-Насаи, Ахмад и Ибн Маджах. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/196.
[2] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 107.
117 – عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ الْخَوْلاَنِىِّ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ دَخَلَ عَلَىَّ عَلِىٌّ – يَعْنِى ابْنَ أَبِى طَالِبٍ – وَقَدْ أَهْرَاقَ الْمَاءَ فَدَعَا بِوَضُوءٍ فَأَتَيْنَاهُ بِتَوْرٍ فِيهِ مَاءٌ حَتَّى وَضَعْنَاهُ بَيْنَ يَدَيْهِ فَقَالَ يَا ابْنَ عَبَّاسٍ أَلاَ أُرِيكَ كَيْفَ كَانَ يَتَوَضَّأُ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قُلْتُ بَلَى. قَالَ فَأَصْغَى الإِنَاءَ عَلَى يَدِهِ فَغَسَلَهَا ثُمَّ أَدْخَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى فَأَفْرَغَ بِهَا عَلَى الأُخْرَى ثُمَّ غَسَلَ كَفَّيْهِ ثُمَّ تَمَضْمَضَ وَاسْتَنْثَرَ ثُمَّ أَدْخَلَ يَدَيْهِ فِى الإِنَاءِ جَمِيعًا فَأَخَذَ بِهِمَا حَفْنَةً مِنْ مَاءٍ فَضَرَبَ بِهَا عَلَى وَجْهِهِ ثُمَّ أَلْقَمَ إِبْهَامَيْهِ مَا أَقْبَلَ مِنْ أُذُنَيْهِ ثُمَّ الثَّانِيَةَ ثُمَّ الثَّالِثَةَ مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ أَخَذَ بِكَفِّهِ الْيُمْنَى قَبْضَةً مِنْ مَاءٍ فَصَبَّهَا عَلَى نَاصِيَتِهِ فَتَرَكَهَا تَسْتَنُّ عَلَى وَجْهِهِ ثُمَّ غَسَلَ ذِرَاعَيْهِ إِلَى الْمِرْفَقَيْنِ ثَلاَثًا ثَلاَثًا ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ وَظُهُورَ أُذُنَيْهِ ثُمَّ أَدْخَلَ يَدَيْهِ جَمِيعًا فَأَخَذَ حَفْنَةً مِنْ مَاءٍ فَضَرَبَ بِهَا عَلَى رِجْلِهِ وَفِيهَا النَّعْلُ فَفَتَلَهَا بِهَا ثُمَّ الأُخْرَى مِثْلَ ذَلِكَ. قَالَ قُلْتُ وَفِى النَّعْلَيْنِ قَالَ وَفِى النَّعْلَيْنِ. قَالَ قُلْتُ وَفِى النَّعْلَيْنِ قَالَ وَفِى النَّعْلَيْنِ. قَالَ قُلْتُ وَفِى النَّعْلَيْنِ قَالَ وَفِى النَّعْلَيْنِ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَحَدِيثُ ابْنِ جُرَيْجٍ عَنْ شَيْبَةَ يُشْبِهُ حَدِيثَ عَلِىٍّ لأَنَّهُ قَالَ فِيهِ حَجَّاجُ بْنُ مُحَمَّدٍ عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ وَمَسَحَ بِرَأْسِهِ مَرَّةً وَاحِدَةً. وَقَالَ ابْنُ وَهْبٍ فِيهِ عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ وَمَسَحَ بِرَأْسِهِ ثَلاَثًا.
قال الشيخ الألباني: حسن
117 – Передают со слов ‘Убайдуллы ибн аль-Хауляни о том, что Ибн ‘Аббас сказал:
«Однажды ко мне зашел ‘Али (ибн Абу Талиб) уже справив малую нужду, и попросил (принести воды) для омовения. Ему принесли воды в медном сосуде, который отдали ему в руки и он сказал: “О Ибн ‘Аббас, не показать ли мне тебе как совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Я сказал: “Конечно”.
(Ибн ‘Аббас) сказал: “И он наклонил сосуд к руке и помыл ее. Затем он окунул правую руку (в сосуд) и зачерпнув ею воды, налил на другую и помыл свои руки. Затем он прополоснул рот, втянул воду в нос и высморкался. Затем он погрузил обе руки в сосуд и набрав ими пригоршню воды, выплеснул себе в лицо, после чего провел своими большими пальцами по всей протяженности ушей, и затем сделал тоже самое во второй и третий раз. Потом он набрал горсть воды правой рукой и вылил ее на свой чуб и оставил ее стекать по своему лицу. Затем он помыл свои руки включая локти, каждую по три раза, после чего обтер голову и тыльную часть ушей. Затем он опустил обе руки (в сосуд) и набрав пригоршню воды выплеснул ее на свою ногу обутую в сандалию и обмыл ею, и затем также (поступил) с другой”.
(‘Убайдуллах ибн аль-Хауляни) сказал: «Я спросил: “(Он был) в сандалиях?” Он ответил: “В сандалиях!” Он сказал: “Я спросил (у Ибн ‘Аббаса): “В сандалиях?” Он ответил: “В сандалиях!” Он сказал: «Я (еще раз) спросил: “В сандалиях?”» Он ответил: “В сандалиях!”»[1]
Абу Дауд сказал: «Хадис Ибн Джурейджа от Шейбы, схож с хадисом ‘Али, поскольку Хаджадж ибн Мухаммад от Ибн Джурейджа сказал: “Он обтер голову один раз”[2]. А Ибн Вахб от Ибн Джурейджа сказал: “И он обтер голову три раза”»[3].
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/»[4].
Его иснад является хорошим и вкратце его передал Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (1080). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/198.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 1/82, ат-Тахави 1/19-21 аль-Байхакъи 1/53 и 74.
[2] Этот хадис с непрерывным достоверным иснадом передал ан-Насаи 1/69. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/200.
[3] Этот хадис с непрерывным достоверным иснадом передал аль-Байхакъи и сказал, что с таким текстом он является отклонённым/шазз/ и правильными являются слова Хаджаджа, которые приводятся в том хадисе, что приведён перед ним…. Однако в хадисе ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, установлено, что голова обтирается три раза, как об этом было сказано ранее в хадисе под № 98 (Сахих Сунан Абу Дауд). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/201.
[4] См. «Ирвауль-гъалиль» 91.
118 - عَنْ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى الْمَازِنِىِّ عَنْ أَبِيهِ أَنَّهُ قَالَ لِعَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدِ بْنِ عَاصِمٍ – وَهُوَ جَدُّ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى الْمَازِنِىِّ هَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُرِيَنِى كَيْفَ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – يَتَوَضَّأُ فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ زَيْدٍ نَعَمْ. فَدَعَا بِوَضُوءٍ فَأَفْرَغَ عَلَى يَدَيْهِ فَغَسَلَ يَدَيْهِ ثُمَّ تَمَضْمَضَ وَاسْتَنْثَرَ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ يَدَيْهِ مَرَّتَيْنِ مَرَّتَيْنِ إِلَى الْمِرْفَقَيْنِ ثُمَّ مَسَحَ رَأْسَهُ بِيَدَيْهِ فَأَقْبَلَ بِهِمَا وَأَدْبَرَ بَدَأَ بِمُقَدَّمِ رَأْسِهِ ثُمَّ ذَهَبَ بِهِمَا إِلَى قَفَاهُ ثُمَّ رَدَّهُمَا حَتَّى رَجَعَ إِلَى الْمَكَانِ الَّذِى بَدَأَ مِنْهُ ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
118 – Передают, что ‘Амр ибн Яхйа аль-Мазини[1] сообщил, что его отец[2] сказал ‘Абдулле ибн Зайд ибн ‘Асыму[3], который являлся дедом ‘Амра ибн Яхйи аль-Мазини:
«Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» ‘Абдуллах ибн Зайд сказал: «Да». И он попросил принести воды для омовения, налил ее на свои руки и помыл их. Затем он прополоснул рот и нос по три раза, затем помыл три раза лицо, затем по два раза помыл руки с локтями включительно, после чего обтёр голову руками, начав с передней части (головы) пока не достиг затылка. Затем он провел ими в обратном направлении, пока не достиг того места, откуда начал, после чего помыл свои ноги».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Они передали его в своих «Сахихах» а также Абу ‘Авана. Ат-Тирмизи сказал, что это самое достоверное и лучшее, что приводится в этой главе, то есть в главе об обтирании головы. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/202.
[1] ‘Амр ибн Яхйа ибн ‘Умара ибн Абуль-Хасан аль-Ансари аль-Мазини аль-Мадини. Он передавал хадисы от своего отца, ‘Аббада ибн Тамима, Мухаммада ибн Яхйи ибн Хаббана и др. От него передавали Аййуб ас-Сахтияни, Яхйа ибн Абу Касир, Ибн Джурейдж, Шу’ба, ас-Саури, Ибн ‘Уейна и др. Абу Хатим сказал: «Заслуживающий доверия». См. «Б. аль-Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/270. См. «Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/270.
‘Абдуллах ибн Зайд ибн ‘Асым ибн Ка’б ибн ‘Амр ибн ‘Ауф аль-Мазини аль-Ансари аль-Мадини. От него передается восемь хадисов. От него передавали хадисы Са’ид аль-Мусаййиб, его племянник ‘Аббад ибн Тамим, Яхйа ибн ‘Умара и Васи’ ибн Хаббан. Он погиб в день Харры в 63-м году хиджры в возрасте 70-ти лет. См. «Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/270.
[3] ‘Абдуллах ибн Зайд ибн ‘Асым ибн Ка’б аль-Мазини ан-Наджари – передатчик хадиса об омовении и из числа достойных сподвижников. Он тот, кто мечом убил (лжепророка) Мусайлиму вместе с ударом копья Вахши. Он был дядей ‘Аббада ибн Тамима. Говорят, что он погиб в день Харры в 63-м году хиджры. См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 3/333.
[4] Также этот хадис передали Малик 32, Ахмад 4/38, аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу ‘Авана, ат-Тирмизи 47, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434, Ибн Хузайма 157, аль-Байхакъи.
[5] См. «Мишкат аль-масабих» 393.
119 - عَنْ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى الْمَازِنِىِّ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدِ بْنِ عَاصِمٍ بِهَذَا الْحَدِيثِ قَالَ فَمَضْمَضَ وَاسْتَنْشَقَ مِنْ كَفٍّ وَاحِدَةٍ يَفْعَلُ ذَلِكَ ثَلاَثًا. ثُمَّ ذَكَرَ نَحْوَهُ.
قال الشيخ الألباني: صحيح
119 – ‘Амр ибн Яхйа аль-Мазини передал со слов своего отца, который передал от ‘Абдуллы ибн Зайда ибн ‘Асыма тот же хадис, в котором он сказал:
«И он прополоснул рот и нос из одной пригоршни и сделал это три раза»[1]. Затем он привел хадис похожий (на хадис, который передал Малик[2]).
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари, который передал его в своём «Сахихе» (1/237-238) с этим иснадом. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/204.
[1] Также этот хадис передали Ахмад 4/39 и 42, аль-Бухари 1/237-238, Муслим, Абу ‘Авана в своём «Сахихе» 1/242, аль-Байхакъи 1/50, ад-Дарими 1/177, аль-Хаким 1/182, который назвал его достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима и с ним согласился аз-Захаби.
[2] См. хадис № 118. Прим. пер.
[3] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 110.
120 - عَنْ عَمْرِو بْنِ الْحَارِثِ أَنَّ حَبَّانَ بْنَ وَاسِعٍ حَدَّثَهُ أَنَّ أَبَاهُ حَدَّثَهُ أَنَّهُ سَمِعَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ زَيْدِ بْنِ عَاصِمٍ الْمَازِنِىَّ يَذْكُرُ أَنَّهُ رَأَى رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فَذَكَرَ وُضُوءَهُ وَقَالَ وَمَسَحَ رَأْسَهُ بِمَاءٍ غَيْرِ فَضْلِ يَدَيْهِ وَغَسَلَ رِجْلَيْهِ حَتَّى أَنْقَاهُمَا.
قال الشيخ الألباني: صحيح
120 – Передают со слов ‘Амра ибн Хариса[1] о том, что Хаббан ибн Васи’[2] со слов своего отца рассказывал ему, что тот слышал как ‘Абдуллах ибн Зайд ибн ‘Асым аль-Мазини рассказывал о том, что он видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказывая о его омовении, он сказал: «И он обтер свою голову не той водой, что оставалась на его руках[3], и затем он дочиста помыл ноги».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима, который передал его в своём «Сахихе» (1/146) с этим иснадом. Также в своём «Сахихе» его передал Абу ‘Авана, а аль-Байхакъи сказал: «Его иснад является достоверным». Также достоверным назвал его ан-Навави (1/414). См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/205.
[1] ‘Амр ибн Хариса ибн Я’къуб ибн ‘Абдуллах ибн аль-Ашадж Абу Умаййа аль-Ансари аль-Мисри, вольноотпущенник Къайса ибн Са’да ибн ‘Убады. Он слышал хадисы сос лов своего отца, Зайда ибн Асляма, ‘Амра ибн Динара, Хаббана ибн Васи’а, аз-Зухри и др. От него передавали Салих ибн Кайсан, Усама ибн Зайд, ‘Абдуллах ибн Вахб и др. Абу Зур’а сказал: «В его время не было ему равных в запоминании». Ан-Насаи сказал: «Мисриец, заслуживающий доверия».
Он родился в 64-м году и скончался в Египте в 147, или 148 или 149 году. См. «Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/301.
[2] Хаббан ибн Васи’ ибн Хаббан ибн Мункъиз аль-Ансари аль-Мазини иль-Мадини, дед которого являлся сподвижником. Он передавал хадисы от своего отца и ‘Абдуллы ибн Зайда. От него передвали ‘Амр ибн аль-Харис и ‘Абдуллах ибн Лахи’а. Его хадисы приводили Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи. См. «Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/301.
[3] Имеется в виду, что он заново смочил руки. Прим. пер.
[4] Также этот хадис передали Ахмад 4/41, Муслим 236, Абу ‘Авана 1/249, и ат-Тирмизи 35.
[5] См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 111.
121 - حَدَّثَنَا حَرِيزٌ حَدَّثَنِى عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَيْسَرَةَ الْحَضْرَمِىُّ سَمِعْتُ الْمِقْدَامَ بْنَ مَعْدِيكَرِبَ الْكِنْدِىَّ قَالَ أُتِىَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- بِوَضُوءٍ فَتَوَضَّأَ فَغَسَلَ كَفَّيْهِ ثَلاَثًا ثُمَّ تَمَضْمَضَ وَاسْتَنْشَقَ ثَلاَثًا وَغَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا ثُمَّ غَسَلَ ذِرَاعَيْهِ ثَلاَثًا ثَلاَثًا ثُمَّ مَسَحَ بِرَأْسِهِ وَأُذُنَيْهِ ظَاهِرِهِمَا وَبَاطِنِهِمَا.
قال الشيخ الألباني: صحيح
121 – Рассказал нам Хариз[1]: сообщил мне‘Абду-р-Рахман ибн Майсара аль-Хадрами[2]: «Я слышал, как аль-Микъдам ибн Ma’дикариб аль-Кинди[3] сказал: “(Однажды) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли воды для омовения и он совершил омовение (начав) мыть кисти рук (и сделал это) три раза, затем прополоснул рот и нос по три раза, помыл лицо три раза, после чего помыл руки с локтями включительно – каждую по три раза. Затем он обтер свою голову и уши, (а уши протер) снаружи и снутри”».[4]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[5].
Его иснад является достоверным, все передатчики заслуживающие доверия, от которых передавал хадисы аль-Бухари, кроме ‘Абду-р-Рахмана ибн Майсары, который также является надёжным. Ан-Навави (1/411) и аль-Аскъаляни (1/427) назвали его иснад хорошим, а аш-Шаукани (1/125) сказал: «Его иснад является благим/салих/, и также его передал ад-Дыяъ в «аль-Мухтара». Этот хадис приводится в «аль-Муснаде» Ахмада (4/132) с этим же иснадом и текстом и с добавкой в конце: «… и помыл ноги по три раза». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/206-207.
[1] Хариз ибн ‘Усман ибн Джабр аш-Шами Абу ‘Аун. Он слышал хадисы от сподвижника ‘Абдуллы ибн Бусра, а также от Рашида ибн Са’да, ‘Абду-р-Рахмана ибн Майсара, Са’ида ибн Марсада и др. Ибн Ма’ин назвал его заслуживающим доверия, а Абу Хатим сказал: «Надежный, богобоязненный». Скончался в 163-м году хиджры. См. «Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/302.