Ислам о попрощайничестве

Шариат, Нравственность мусульманина. Правила поведения

Модератор: Hanifa-Sunnat

Ислам о попрощайничестве

Сообщение RinatPiterski » 26 сен 2013, 20:40

Попрощайничество, взятки и т.д.

Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату запрещено - Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто ее дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты ученому, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, - то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершенных ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых ученых, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, - это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять-таки, берущему – Харам! Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если же они не ставили никаких предварительных условий, а после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему за это деньги, и дающему. друга, обменивайтесь подарками",приведен в книге "Кунуз-уд-декаик".[i] В книге "Мактубат-ы Ма’сумиййа"[ii] приводится следующий случай. "Как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха), послал подарок Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Всевышний Аллах. Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чем причина, Умар ответил: "Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать". Тут Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: "Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждете, - это для вас дар Аллаха. Принимайте такой подарок". После этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

О попрошайничестве

Передается от Анаса б. Малика (да будет доволен им Аллах): - Как-то один из бедных мединских мусульман придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха),стал просить помощи. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) спросил его: - Нет ли у тебя дома чего-нибудь? Человек ответил: - Есть покрывало, половину которого мы стелем под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему: - Иди и принеси их мне. Тот пошел и принес. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)обратился к сахабам: - Кто из вас купит эти вещи? Один из присутствующих сказал: - Я их куплю за один дирхем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха): - Кто может дать больше? Другой мусульманин сказал: - Я дам за эти вещи два дирхема.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)отдал вещи второму и обратился к нищему: - На один из этих дирхемов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда. Когда тот все исполнил, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: - Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!

Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 10 дирхемов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черной отметиной на лице». [Абу Дауд, Тирмизи, Ибни Маджа].

Хадисы о попрошайничестве. Побираться без нужды – грех!

«Тот, кто не работая, ввергает себя в состояние попрошайничества, будет нуждаться в 70 вещах».[Тирмизи]. «Тот, кто побирается без нужды, подобен тому, кто глотает горящие угли. [Байхаки]. «Если бы попрошайка узнал, какие тяжкие последствия его за это ожидают, то тут же прекратил бы побираться». [Табарани]. «Тот, кто просит милостыню с целью накопительства, просит себе горящие угли». [Муслим].

«Действительно нуждается тот, кто ничего не имеет, в чем нуждается, не получает милостыню из-за того, что забыт, и сам не идет побираться». [Бухари].

«Кто даст мне слово ничего не просить у людей, тому я гарантирую, что он войдет в Рай».[Насаи].

О соревнованиях

Различные спортивные соревнования, разгадывания загадок считаются дозволенным занятием, когда не мешают выполнять обязательные поклонения. Если то же самое делать за деньги, то действия будут причислены к азартным играм, что является - Харам. При соревнованиях в беге, скачках, с использованием оружия и других видах, могущих быть полезными при ведении военных действий, дозволяется одной из сторон установить приз победителю. Приз не должен быть установлен обеими сторонами, а только одной. К примеру, один из соревнующихся может сказать другому: "Если победишь ты, то получишь от меня такой-то приз, если же победителем буду я, то ты мне ничего не будешь должен". Дозволяется так же установить приз кем-либо из присутствующих зрителей. Непременным условием таких соревнований с призом должно быть намерение подготовки к предстоящим или возможным военным действиям. Любые соревнования, проводимые с целью игры или с целью демонстрации своего превосходства над другими, являются нежелательными (Макрух). Если эти игры к тому же мешают исполнять Обязательные Предписания шариата, то становятся и вовсе запретными - Харам.

О рыночных ценах

Государство не должно определять рыночные цены. По шариату, никто не имеет права ограничивать свободу торговли, и стоимость товара регулируется спросом рынка. Хазрат Ибни Абидин пишет: "Анас бин Малик (ум. в 91 г. хиджры), да будет доволен им Аллах, передает, что когда в Пресветлой Медине резко поднялись цены, к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратились с просьбой установить ограничения. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Цены устанавливает Всевышний Аллах. Увеличивает наш достаток, уменьшает его и ниспосылает нам хлеб наш насущный только Он. Я могу лишь просить Его обратить на нас Свою щедрость".

В книге "Дурр-уль-мухтар"[i] приведен другой хадис о ценах: "Не ограничивайте цены! Цены устанавливает лишь Всевышний Аллах!" Однако, при толковании этих и им подобных хадисов, ученые Ислама пришли к согласованному мнению, что если цены на все товары первой необходимости выросли непомерно (более чем вдвое от себестоимости) и это легло тяжким бременем на население, то государству дозволено регулировать цены, заключив предварительные соглашения с предпринимателями. (Несогласные с такой государственной политикой, должны подчиниться подобным указам. Подчиняться надо не только регулированию цен, но и любым другим указам государства, которые направлены на соблюдение прав и свобод населения в рамках шариата. Более того, необходимо быть защитником таких устремлений государства и не уклоняться от законных налогов).

Шариат не разрешает давать в долг владельцу магазина или лавки, а затем покупать его товары в счет долга до полного расчета. Такие взаимоотношения покупателя и продавца - Харам. Так как взимание долга с извлечением из этого процесса личной выгоды, является видом ростовщичества. Разрешается (Халяль) дать владельцу лавки некую сумму на сохранение, и постепенно пользоваться этими деньгами при покупке его товара. Однако если деньги пропадут не по вине взявшего их на сохранение, то он не будет нести за них ответственность.

[i]"Кунуз-уд-декаик" – Книга имама Абдуррауфа аль-Мунави (ум. в 1031/1621).
[ii] "Мактубат-ы Ма’сумиййа" – Книга посланий имама Мухаммада Ма'сума аль-Фаруки (ум. в 1079/1668).
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Вернуться в Шариат – законы мусульман. Этикет мусульманина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1