Торговля в Исламе и по Шариату

Шариат, Нравственность мусульманина. Правила поведения

Модератор: Hanifa-Sunnat

Торговля в Исламе и по Шариату

Сообщение RinatPiterski » 26 сен 2013, 20:15

Торговля в Исламе.

Законность торговли:
Сказал Всевышний Аллах: «Аллах разрешил торговлю и запретил риба» (аль-Бакара 275).

Этикет торговли:
Продавцу и покупателю нужно воспитать в себе шариатский этикет и исламский нрав, из числа этих нравов:

1. Искреннее намерение

Нужно иметь правильные намерения в требовании пропитания, как обеспечение себя, трата на тех, на кого ты обязан тратить имущество, возвышение степени мусульман по причине увеличения их имущества и подобное этому из того, за что награждается раб, то есть его забота не должна быть в том, что он зарабатывает деньги для заносчивости и гордыни, а также простого увеличения имущества.

2. Совершение причин

Хорошее изучение того дела, которым хочешь заняться, как изучение положительных и отрицательных сторон, совещание с осведомленными в этом деле людьми, следование лучшим путям, которые может совершить человек для достижения наилучшего результата, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее перед Аллахом, чем слабый верующий, но во всех благо, занимайся тем, что приносит тебе пользу, прибегай к Аллаху и не слабей, если тебя постигнет что-то, то не говори: «Если бы я сделал так-то и так-то, то было бы так-то и так-то», но говори: «Это предопределил Аллах и Он сделал то, что пожелал», поистине «Если» открывает дела шайтана» (Муслим 2664)

3. Упование на Аллаха

Уже предшествовал хадис со словами «Прибегай к Аллаху», тому, кто совершил причины не нужно опираться на эти причины, а нужно уповать на Аллаха, просить Его о помощи и связать свое сердце со своим Господом для получения пропитания: «Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно» (ат-Таляк 3)

4. Не отвлекаться от подчинения

Наоборот, человек должен постоянно бояться Аллаха, что является самой большой причиной достижения пропитания, как об этом сказал Всевышний: «Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход и даст ему пропитание от туда, от куда он не рассчитывает» (ат-Таляк 2, 3). Аллах похвалил верующих, сказав: «Мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (ан-Нур 37), и порицал других, сказав: «Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах – Наилучший из дарующих удел» (аль-Джумуа 11)

Сказал Сулейман аль-Фариси: «Если сможешь не будь первым, кто вошел на рынок и последним, кто вышел из него, поистине это (поле) битвы шайтана, а этим выставляется его знамя» (Муслим 2451).

5. Требование дозволенного пропитания,

Так как Всевышний сказал: «Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)». Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, – быть может, вы преуспеете»«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто» (аль-Бакара 168), также пришло в хадисе то, что пророк сказал: «Поистине Джибрииль внушил мне то, что не умрет душа пока не заполниться ее пропитание и удел, бойтесь Аллаха и улучшайте требование». (Достоверный, Ибн Маджа 2144).

6. Сторониться сомнительного.

Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце”».

А также порицается тот, кто не задумывается о том, где он заработал деньги, из запретного или дозволенного, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Настанет для людей (такое) время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то (богатство), которое он станет приобретать».

7. Изучение положений купли-продажи.

Это является обязательным, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Требование знаний является обязанностью каждого мусульманина» (Достоверный, передано много подобных и свидетельствующих этому тексту хадисов). Нужно обязательно отличать достоверную сделку от недостоверной для того, чтобы не впасть в сомнительное или запретное, передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, то, что он ходил по рынку и бил некоторых продавцов плеткой, говоря: «Не торгует на наших рынках кто не изучил фикх, а если не изучал, то он ест риба, желает он этого или нет».

8. Великодушие в торговле.

Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». (аль-Бухари 2076).

Сказал аль-Хафиз, да смилуется над ним Аллах: «В этом побуждение на великодушие в отношениях, побуждение на использования высокого нрава, побуждение к оставлению притеснения людей в своих требованиях и на то, что нужно относиться милостиво к ним»

9. Сторониться криков на рынках.

Тот, кто поднимает свой голос в отношениях, указывает на отсутствие у него достоинства, сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: (Однажды) я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): «Расскажи мне о качествах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (упомянутых) в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране (, где сказано): "О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…”, и защитника для неграмотных. Ты — Мой раб и Мой Посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину, чтобы (люди) говорили: "Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца». (аль-Бухари 2125)

10. Проявление снисходительности к богатому и прощение бедному.

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится»

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Некогда) ангелы приняли дух человека из числа живших до вас и спросили (его): "Совершил ли ты что-нибудь благое?” Он ответил: "Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку несостоятельному и проявлял снисходительность к обеспеченному”, и Аллах простил его». (аль-Бухари 2077)

Сказал аль-Хафиз, да смилуется над ним Аллах: «Если должнику тяжело отдать долг, то обязательно нужно отсрочить ему, и ни в коем случае нельзя прибегать к битью и заключению в тюрьму» (Фатх аль-Бари 4/309)

Примечание: Ученые разногласят в границах сложного и легкого положений, но более правильное мнение в том, что это возвращается к положению каждой местности в отдельности, положение того, подобное которому считается здесь легким, является легким, и наоборот, этого мнения придерживался аль-Хафиз в «Фатх аль-Бари» и подобное передается от аш-Шафии, который сказал: «Человек может иметь один дирхам и быть богатым, а другой иметь тот же дирхам, но быть в недостатки по причине слабости и большого количества потомства».(аль-Бакара 280).

11. Правдивость и аманат.

Продавец должен быть правдивым вверенным, должен опасаться вранья и обмана по отношению к тем, с кем он работает из числа партнеров и работников. Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». (аль-Бухари 2079)

Также передается от Абу Хурайры то, что пророк проходил мимо кучи еды и ввел туда свою руку и нащупали его пальцы влагу, тогда он сказал: «Что это, о хозяин еды?», на что тот ответил: «Ее постиг дождь, о Посланник Аллаха», Посланник Аллаха сказал: «Почему ты не поставил это сверху, чтобы люди видели это? Кто обманывает, тот не из моего числа» (Муслим 102) Сказал Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах: «Не разрешается человеку продавать товар, если он знает, что в нем болезнь, кроме как он должен сообщить об этом».

12. Запрещается ложная клятва для продажы товара.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Клятва способствует сбыту товара, но уничтожает благодать /барака/”».«С тремя Аллах не будет разговаривать в судный день, не очистит их и им мучительное наказание», и повторил это три раза, сказал Абу Зарр: «Потерпели неудачу и убыток, кто они о Посланник Аллаха?», он сказал: «Тот, кто опускает свою одежду ниже щиколоток, «аль-маннан» (тот, кто потакает своими услугами) и кто продает свой товар ложной клятвой» (Муслим 106).

13. Увеличение садака:

Это для того, чтобы очистить имущество, так как с ним может перемешаться что-то из греха.

Передается от Кайса ибн Абу Гарза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пришел к нам Посланник Аллаха, а мы называли себя «аль-мусамира» (прим. перевод: маклеры), Посланник проходил мимо нас и назвал нас более лучшим именем, сказав: «О торговцы, поистине шайтан и грех входят в торговлю, так смешайте же свою торговлю с садака». (Абу Дауд 3326, ат-Тирмизи 1208, текст его, сказал: Хороший достоверный).

Условия договора:

Сказал ас-Сан`ани, да смилуется над ним Аллах: «(Ученые) сделали условия договора видами, из них есть, которые связаны с договорником, а это то, чтобы он был разумным различающим (к примеру: не должен быть ребенком, который ничего не понимает в этом деле), а также есть те условия, которые касаются формы договора, а это то чтобы были использованы слова прошедшего времени, а также есть те условия, которые касаются товара, а это то чтобы это было имущество, которое шариат считает имуществом (то есть чтобы не было наджасом, запретным или бесполезным), а так же чтобы человек мог отдать этот товар (как например нельзя продавать сбежавшего раба и т.п.» (Субуль ас-Салям 3/788).

Далее мы упомянем эти условия с дозволения Аллаха в следующем порядке:

1. То, что обуславливается в форме договора.

Довольство покупателя и продавца, в независимости от того, какие слова были произнесены или это были определенные действия или письмо, указывающие на довольство, основа в этом слова Аллаха: «Путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса 29), а также слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не дозволено имущество человека мусульманина кроме как с благой душой» (Ахмад 5/72).

Когда наступит довольство, в какой бы форме это не было, то будет достигнуто желаемое, это мнение выбрал шейх аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, во всех договорах, а также к этому склонился шейх ибн Усаймин. А также на это указывают слова ибн Кудамы, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Поистине Аллах дозволил торговлю и не определил ее форму, поэтому нужно возвращаться к «урф» (к тому, как принято это совершать в этом народе или местности), не было передано ни от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, формы «Отдал и принял», вместе с тем, что торговля была распространена среди них…» (аль-Мугни -3/60-62).

Примечания:

Действителен договор путем давания, указывающее на довольство (пример: если человек хочет купить хлеб и цена его известна, то он просто берет хлеб и отдает известную цену).

Можно ли заключать договора через современные средства связи?

Ответ: «Собрание ученых по фикху» считает, что сделки, которые заключаются по телефонам, факсам, компьютерам и т.п., с условием если подтверждение одной стороны достигло другой и ответ той стороны обратной...

2. То, что обуславливается в товаре.

То, чтобы продаваемая вещь была дозволенная, приносящая общую пользу, но не для некоторых нужд. Так, например, нельзя продавать алкоголь, так как его использование является запретным, а также нельзя продавать те вещи, в которых нет пользы, как например насекомые (примечание: если есть польза от этих насекомых, то разрешено торговать ими, как например ящерица и ежик, их мясо дозволено к употреблению в пище, поэтому разрешено продавать их, а также шелкопряд и пчелы, первый производит шелк, а второй мед, поэтому разрешена торговля ими). Также то, что не несет в самой себе пользу, а используется только для некоторых нужд, как охотничья собака, которая приносит пользу только в охоте, но не приносит пользу в общем, поэтому нельзя торговать ею, а также опираясь на общие запреты, один из них от Джабира ибн АбдуЛлах, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ставить цену собаке и кошке» (Муслим 1569).

Чтобы человек владел тем имуществом, которое он продает или заменял владельца товара, нельзя распоряжаться чужим имуществом, так как Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса 29), а также сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Хакиму ибн Хазаму, да будет доволен им Аллах: «Не продавай того, что не является твоим» (Достоверный на основе свидетельств других хадисов, передает Абу Дауд 3503).

Под заменой владельца товара имеется в виду тот человек, которому вверен товар.

Чтобы он обеспечивал безопасность товара (пример: нельзя продавать убежавшего раба), так как передает Абу Хурайра то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал опасную торговлю»

Чтобы товар был известен продавцу и покупателю путем показа или описания (то есть нужно, чтобы товар был виден или описан, как например, если на витрине стоит оригинал и есть точно такой же товар в коробках и продавец говорит: «В коробке то же самое, что и на витрине»)

3. То, что обуславливается в заключающих договор.

Чтобы они оба были собрали четыре описания: «Свобода, совершеннолетие, разумный и сознательный (примечание: совершеннолетие в Исламе наступает при первой поллюции).

Является условием довольство с обоих сторон, не является действительной торговля от принужденного без права. То есть не должен быть принужден никто на торговлю тем, что он имеет, а то что касается принужденный по праву, как тот, кто признан банкротом и не хочет продавать имущество, то он принуждается к продажи для того, чтобы отдать долги. Как например, у человека много долгов и он обанкротился, то те, кому он должен имеют права обратиться к шариатскому судье для того, чтобы обязал этого человека продать свое имущество для того, чтобы погасить долги, это называется принуждением в торговли по праву.
Вложения
torgovlua-po-shariatu--.png
torgovlua-po-shariatu--.png (135.82 КБ) Просмотров: 11277
Аватара пользователя
RinatPiterski
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 12:33
Откуда: Санкыт-Татарпытырбурыг

Вернуться в Шариат – законы мусульман. Этикет мусульманина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4