Мусульманин за столом. Культура еды

Шариат, Нравственность мусульманина. Правила поведения

Модератор: Hanifa-Sunnat

Мусульманин за столом. Культура еды

Сообщение Admin » 01 июн 2011, 21:43

Культуры еды в Исламе

Изображение
Однажды, придя в гости к одной из своих подруг, она, как обычно, предложила мне угощение. Но в этот раз перед едой она спросила меня «А какие ты знаешь адабы к еде по сунне нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха?» Этот вопрос вначале меня как-то смутил, потому что мня показалось, что вроде ничего и не знаю, кроме, конечно, того, что приступать к еде надо с именем Аллаха «Бисмилля!». Но, постепенно вспоминая, мы начали напоминать друг другу различные адабы на основе хадисов, и оказалось, что не так уж мало мы и знаем. Это, конечно же, привело нас к радости! Оказалось, что ей тоже в гостях одна подруга задала этот вопрос и хвала Аллаху, что у нас есть такие напоминающие!

В исламе все имеет значение и смысл, и все регулируется для нашего же блага Всевышним Аллахом, и даже за малое одобряемое дело можно получить великое вознаграждение.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«(Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть саадака (милостыня)" (Аль-Бухари). Другими словами, награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за милостыню.

Следуя же примеру своих друзей, мне бы тоже хотелось привести полезное напоминание о правилах приема пищи согласно сунне нашего благородного посланника, мир ему и благословение Аллаха, в силу моих знаний.

1. Самое главное, конечно, то, что еда должна быть дозволенной (халяль). Еда должна быть заработана дозволенным путем, она не должна быть украденной, не должна быть отобранной у сирот и бедняков; продукты должны быть разрешенными по шариату. К этому обязывает нас Сам Всевышний Аллах в Священном Коране: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (Коран. 23:51).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Аллах – Добрый и принимает только добро. И то, что Он требует от посланников, Он требует и от верующих» (Аль-Куртуби).

2. Приступать к приготовлению еды надо с именем Всевышнего Аллаха и просить Его, чтобы Он благословил ее для вас. Многие, наверно, помнят историю, произошедшую в первые годы пророчества, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники испытывали самые тяжелые испытания и порой они ели листья, от которых у них на губах появлялись язвы. И в один из таких дней, когда от голода они привязывали камни к животу, один сподвижник пригласил пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы угостить его тем, что у него оставалось из еды. Но пророк же пригласил с собой всех мусульман, которые были с ним. Тогда он призвал Всевышнего благословить это тесто для хлеба и мясо до того как их приготовили. После приготовления все стали есть, но количество еды не уменьшалось, так, что все насытились, и еще много осталось для хозяев. Так наделяющий пропитанием Аллах благословил эту еду для верующих.

3. Приступать к еде надо именем Всевышнего Аллаха, ибо пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: “С именем Аллаха в начале и конце её!» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).

4. Брать еду надо правой рукой. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой – при посещении отхожего места и тому подобных случаях. С медицинской точки зрения это также является правилом гигиены.

5. Многие сподвижники приводят хадисы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал есть и пить стоя, но некоторые говорят о том, что он считал это предпочтительным, и есть случаи, в которых это разрешено.

6. Желательно начинать еду с употребления фруктов. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, любил начинать еду со свежих фиников, потому что это был наиболее доступный фрукт на земле арабов и в тоже время полезный. Современная медицина тоже утверждает, что употребление фруктов вначале еды приводит к лучшему усвоению пищи.

7. Нельзя приступать к еде или питью, если оно еще горячее, также как и нельзя дуть на нее. Необходимо подождать пока она остынет до нормальной температуры. Если же опять обратиться к мнению медиков, то они утверждают, что употребление горячей еды может привести не только к ожогам внутренних органов, но и к их раковым заболеваниям.

8. Нежелательно и некрасиво тянуться к еде, которая находится не перед тобой. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал однажды одному человеку «… бери то, что находится рядом с тобой» (Аль-Бухари; Муслим)

9. Не следует жаловаться на еду, даже если она вам не по вкусу, ибо наш благородный посланник, мир ему и благословение Аллаха, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её.

10. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал пить из золотой и серебряной посуды и сказал: «В животе у того, кто станет пить из золотого или серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада» (Муслим)

11. Желательно поделиться своей едой с соседом, гостем или нуждающимся человеком, ибо это укрепляет хорошие отношения между людьми, и, конечно же, будет вознаграждено Всевышним в обоих мирах, иншалла. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Собирайтесь (друг с другом) для еды и поминайте имя Аллаха, (благодаря чему) еда станет благословенной для вас» (Абу Дауд)

12. Одним из адабов принятия пищи является облизывание пальцев после еды и не оставлять в тарелке ничего. Посланник Аллаха говорил: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать» (Муслим)

13. Необходимо знать умеренность в еде и питье. Чрезмерная же страсть к еде приводить, во-первых, к отягощенности и лени, что мешает достойному поклонению своему Творцу, а во-вторых, вредит здоровью человека. По этому поводу пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево. Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а ещё треть – для (лёгкости) дыхания» (ат-Тирмизи).

14. Следует также проявлять умеренность и в расходах на еду. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему» (Муслим)

Порой мы излишне расходуем на приобретение всяких заморских яств, пренебрегая доступными продуктами, которые более полезны и дешевле. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, например, предпочитал баранье мясо, хлеб, молоко, злаки, финики, мед, хотя уверяю вас, что и эти продукты он никогда не ел досыта. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба» (Аль-Бухари)

15. В конце еды необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что он наделил нас этим пропитанием. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш!» (Аль-Бухари)

Конечно, можно привести еще много хадисов о правилах приема пищи, и неудивительно, что многие из них соответствуют рекомендациям современной медицины, ибо это слова лучшего человека и посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Но разница лишь в том, что верующие, следуя этим правилам, получают благословение Всевышнего в этом мире и вечное блаженство в Раю, иншалла.

Аллах Всевышний сказал:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Коран. 59:7)

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день…» (Коран. 33:21)

Хадиджа

http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=190
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Мусульманин за столом. Культура еды

Сообщение Admin » 01 июн 2011, 21:44

Кто наделяет пропитанием

Человек не будет верующим пока не станет убежден, что пропитание приходит только лишь от Аллаха Всевышнего и Всемогущего, ни от кого и ни от чего другого.
Одна из главных причин страха и душевного переживания, одна из основных причин недоверия, скандалов и преступлений – это, без сомнения, боязнь остаться голодным. Опасение потерять материальные средства становится сегодня, главным побудительным мотивом в жизни. Деятельность, вызванная страхом бедности – неконтролируемая, безрассудная, не признающая никакие рамки и ограничения, такая деятельность может привести к тяжелейшим последствиям.
Вспомните из практики вашей жизни, из-за чего чаще всего ссорятся люди, почему совершаются подлые поступки и тяжкие преступления. Вы без сомнения придете к выводу, что причиной всему – боязнь бедности, желание получить побольше материальных средств, запастись на все случаи жизни. Человеку с самого детства внушают, что прожить в этом мире необычайно сложно, что нужно приложить неимоверные усилия, чтобы заработать на кусок хлеба, совершить для этого «вынужденные» нарушения кодекса чести и совести. Этот страх поселяется в человеке с самого детства и сопровождает его до самой смерти, заставляя чинить несправедливость к себе и окружающим: вспомните эпизоды в многочисленных фильмах, когда вынужденная прокормить детей женщина идет на панель или когда в поисках куска хлеба глава семейства грабит магазин…. Все это последствия душевного беспокойства вызванного страхом нищеты и голода.
Теперь посмотрим, что говорит Ислам обо всем этом. Ислам подходит к решению данной проблемы с нескольких сторон. Приведем один аят и один хадис: «Разве не видят они, что Аллах распределяет пропитание кому пожелает и соразмеряет его. Поистине в этом знамение для людей верующих». (Сура Римляне, аят 37)
Имам Бухари, приводит хадис в котором говорится: пророк, мир ему, сказал: «Поистине Всевышний Аллах посылает в утробу матери ангела, который говорит: «… о Господь, мужчиной будет или женщиной, будет счастливым или несчастным, каков будет его удел (ризкъ) и каков будет его срок жизни, затем записывает все это в утробе матери».
Из этих аята и хадиса мы извлекаем следующее:
Во-первых, что пропитание исходит только от Аллаха Всевышнего. Ничто не является источником нашего удела: ни работа, ни связи, ни феноменальные способности ни что-либо другое. Только Аллах наделяет пропитанием и лишает его.
Среди качеств присущих только Всемогущему Аллаху есть качество Ар-Разикъ, то есть тот, кто наделяет уделом.
Почему мы делаем такой акцент на этом аспекте, потому что среди людей есть те, кто получив что-либо в удел заявляют, что это лишь по их заслугам, по их знаниям и способностям. «Я заработал это своим потом и кровью…» - знакомое выражение, не правда ли. Человек превозносится над другими, считая других слабее и хуже него, в то же время, он забывает благодарить Аллаха, не признает, что лишь Аллах по своей милости наделил его.
Одним из таких людей был Карун, богатейший человек своего времени, описанный в Коране. Когда народ сказал ему:«Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Тем, что даровал тебе Аллах, ищи будущего мира; но не забывай своей участи и в этой жизни, благотвори (другим), как Аллах благотворит тебе, и не распространяй порчу на земле, поистине, Аллах не любит сеющих порчу». Коран, 28:76,77
На что Карун надменно ответил, что его богатства – плоды его собственного труда и ума, и он за них никому ничем не обязан.
С другой стороны, мы видим верующего пророка Юсуфа, мир ему, который в таких возвышенных словах излил свою благодарность Аллаху, получив власть и богатства после долгих лет терпения и усилий. Он не видит в этом своей заслуги, а все приписывает Создателю:
«Господь мой, Ты представил мне часть власти и научил меня толкованию событий и снов. Творец небес и земли, Ты – покровитель мой на этом свете и в будущей жизни. Дай мне умереть покорным тебе (т.е. мусульманином), и помести меня в число благочестивых». Коран, 12:101
А когда Сулейман, мир ему, увидел свое сверкающее величие, с его благочестивых уст невольно слетело:
«Господи! Внуши мне быть благодарным за благодеяние, которым Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и делать благо, которое угодно тебе, и введи меня милостью Твоей в число Твоих праведников». Коран, 27:19
Мусульманин должен быть убежден, что пропитание, приходящее к нему, исходит только от Аллаха. Мусульманин не старается сделать более своих усилий, а работает, сохраняя здоровую трудоспособность, не унижаясь ради куска хлеба и не идя на преступление совести. Он убежден, что заботливый Творец не оставит его без поддержки.
Из приведенного аята и хадиса истекает также, что человек не может заполучить пропитания больше, чем ему было предписано на какие бы старания он ни пошел, какие бы ухищрения и преступления он не совершал. В то же время, человек не может получить и меньше того, что ему предопределено, что бы ни случилось к нему придет тот удел, который был предписан каждому человеку с рождения.
После осознания этого, сердце мусульманина переполняется спокойствием и уверенностью. Он убежден что Аллах позаботится о нем и не оставит его без поддержки.
Данный аят повествует о страшном преступлении, которое совершали арабы до ислама, не ведая, что каждому человеку предписано его пропитание. Боясь, что не смогут прокормить неспособных наравне с мужчинами работать девочек, арабы закапывали их живьем в землю и так избавлялись от дополнительных затрат в семье. Однако Аллах взывает к ним, напоминая, что кормит и дает пропитание Он, а не они: «Скажи, идите я прочту вам то, что запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали ему сотоварищей, проявляли благочестие к родителям и не убивали ваших детей, боясь бедности, мы прокормим вас и их…» Аль-Анъам 151
Хотелось бы отметить что речь не идет в данной теме о том, чтобы отказаться от работы надеясь что пропитание придет само по себе, нет это запрещено. Разговор идет о том, чтобы избавиться от постоянного страха и переживания, полагаясь на Всевышнего Творца работать во благо себе и своей семьи.
На последок еще один хадис о пропитании, который приводит в своем сборнике Ибн Маджа: «Тому чьим (сердечным) переживанием станет этот мир усложнит Аллах его дела и сделает бедность преследующей его и не придет к нему ничто, кроме предписанного ему, а тот, чей настрой будет на будущую жизнь (ахират), облегчит тому Аллах его дела и сделает богатство в его сердце и придет к нему этот мир (дунья), даже если оно будет противиться». (Сунан Ибн Маджа)

Идрис Магомедов, студент Аль-Азхара
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай


Вернуться в Шариат – законы мусульман. Этикет мусульманина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron