Нравственность, терпимость и этика мусульманина

Шариат, Нравственность мусульманина. Правила поведения

Модератор: Hanifa-Sunnat

Этикет в исламе

Сообщение Altin » 16 май 2016, 13:05

Этикет в исламе

Помимо законов и предписаний Аллаха, ниспосланнных нам в качестве руководства, вКоране также существует свод правил и норм поведения, которых Аллах советует нам придерживаться при взаимодействии дру с другом.

Воистину, Коран ведет [людей] наиболее прямым путем и возвещает верующим, которые вершат добрые деяния, весть о том, что им уготована великая награда” (17:9)

Список, приведенный ниже, не является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ к исполнению, однако рекомендуется следовать данным установкам, которые помогут нам преуспеть.

Всегда отвечай на приветствие:

“Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь” (4:86)

“О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий» …” (4:94)

Всегда говори только хорошее:

“Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание.” (14:24-25)

Ступай размеренно и говори спокойно:

“Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла.” (31:19)

Призывай к Господу с мудростью и добрым увещеванием:

“Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем” (16:125)

” По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих” (3:159)

Будь добр к своим родителям:

“Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».” (17:23-24)

Сдерживай гнев и прощай людей:

” которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро” (3:134)

Отталкивай зло добром:

“Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник” (41:34)

“Они проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована лучшая обитель” (13:22)

Не злословь:

“А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности.” (14:26)

Не будь высокомерным и горделивым:

“Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.” (31:18)

Не вступай в полемику с невеждами:

“Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: “Мир!”;” (25:63)

Не оскорбляй идолопоклонников:

“Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали” (6:108)

Не насмехайся над людьми и не обзывай их:

“О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками” (49:11)

Не будь подозрительным, Не следи за другими людьми и Не злословь:

“О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном” (49:6)

“О те, которые уверовали! Избегайте многих подозрений, ибо некоторые подозрения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный” (49:12)

Не будь расистом:

“О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — знающий, сведущий” (49:13)
http://dum-spb.ru/etiket-v-islame
Аватара пользователя
Altin
 
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 04:30

o-rukopozhatii-v-islame

Сообщение Altin » 01 авг 2016, 21:48

О рукопожатиях между мусульманами после намаза

الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

В последнее время среди мусульман начала прослеживаться особая тенденция в отношении вопроса рукопожатия после совершения намаза.

Приходилось слышать о том, что люди, не одобряющие этого, с одной стороны, сильно порицали данное действие, а другие ругали того, кто отказывался от подобной практики.

С позволения Всевышнего Аллаха, мы постарались подробно разобрать данную ситуацию в ниже приведенном материале.

В книге «Ад-Дурруль Мухтар», в главе «Аль Хадр валь Ибаха» имам Хаскафи сказал:

(كَالْمُصَافَحَةِ) أَيْ كَمَا تَجُوزُ الْمُصَافَحَةُ لِأَنَّهَا سُنَّةٌ قَدِيمَةٌ مُتَوَاتِرَةٌ لِقَوْلِهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - «مَنْ صَافَحَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ وَحَرَّكَ يَدَهُ تَنَاثَرَتْ ذُنُوبُهُ» وَإِطْلَاقُ الْمُصَنِّفِ تَبَعًا لِلدُّرَرِ وَالْكَنْزِ وَالْوِقَايَةِ وَالنُّقَايَةِ وَالْمَجْمَعِ وَالْمُلْتَقَى وَغَيْرِهِ يُفِيدُ جَوَازَهَا مُطْلَقًا وَلَوْ بَعْدَ الْعَصْرِ وَقَوْلُهُمْ إنَّهُ بِدْعَةٌ أَيْ مُبَاحَةٌ حَسَنَةٌ كَمَا أَفَادَهُ النَّوَوِيُّ فِي أَذْكَارِهِ وَغَيْرُهُ فِي غَيْرِهِ وَعَلَيْهِ يُحْمَلُ مَا نَقَلَهُ عَنْهُ شَارِحُ الْمَجْمَعِ مِنْ أَنَّهَا بَعْدَ الْفَجْرِ وَالْعَصْرِ لَيْسَ بِشَيْءٍ تَوْفِيقًا فَتَأَمَّلْهُ. وَفِي الْقُنْيَةِ: السُّنَّةُ فِي الْمُصَافَحَةِ بِكِلْتَا يَدَيْهِ.

Мусафаха (рукопожатие) разрешено, потому что оно является давней сунной мутаватира, поскольку Пророк (с.а.в.) сказал:

«Кто пожмет руку своему брату мусульманину и покачает (потрясет) его руку, с него осыпаются грехи».

Обобщение автора, следуя книге «Ад-Дурар», «Аль-Канз», «Аль-Викая», «Ан-Нукая», «Аль-Маджма», «Аль-Мультака» и др., разъясняет о том, что мусафахат в общем является разрешенным, и даже после намаза Аср.

А под мнением ученых, которые сказали, что это бид’а, имеется ввиду, что это «бид’а мубаха хасана».

Как разъяснили это имам Навави в книге «Аль-Азкар» и другие ученые в своих книгах.

Передал шарих (толкователь) книги «Аль-Маджма’» от имама Навави о том, что он сказал о мусафаха после Фаджр и Аср намаза, что в этом нет ничего плохого и его определение «бид’а мубаха хасана», (это сделано) с целью согласования данных определений.

В «Раддуль-Мухтар» Ибн Абидин при разъяснении слов имама Навави в книге «Аль-Азкар» говорит:

حَيْثُ قَالَ اعْلَمْ أَنَّ الْمُصَافَحَةَ مُسْتَحَبَّةٌ عِنْدَ كُلِّ لِقَاءٍ، وَأَمَّا مَا اعْتَادَهُ النَّاسُ مِنْ الْمُصَافَحَةِ بَعْدَ صَلَاةِ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ، فَلَا أَصْلَ لَهُ فِي الشَّرْعِ عَلَى هَذَا الْوَجْهِ وَلَكِنْ لَا بَأْسَ بِهِ فَإِنَّ أَصْلَ الْمُصَافَحَةِ سُنَّةٌ وَكَوْنُهُمْ حَافَظُوا عَلَيْهَا فِي بَعْضِ الْأَحْوَالِ، وَفَرَّطُوا فِي كَثِيرٍ مِنْ الْأَحْوَالِ أَوْ أَكْثَرِهَا لَا يُخْرِجُ ذَلِكَ الْبَعْضَ عَنْ كَوْنِهِ مِنْ الْمُصَافَحَةِ الَّتِي وَرَدَ الشَّرْعُ بِأَصْلِهَا

Имам Навави в этой книге сказал:

«Знай, что «мусафаха» - это мустахаб, при каждой встрече, но то, что люди привыкли делать «мусафаха» после намазов Фаджр и Аср, у этого действия в Шариате в таком виде нет основы, но в этом нет ничего плохого, потому что основа «мусафаха» - это сунна, и то, что люди усердствовали в этом в некоторых состояниях (положениях), и упускали («мусафаха») в многих (других) состояниях, и даже в большинстве их (состояний), то это не выводит «некоторые состояния» в которых усердствовали из разряда сунны».

Ибн Абидин продолжает:

«Шейх Абуль Хасан аль-Бикри сказал:

وَتَقْيِيدُهُ بِمَا بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ عَلَى عَادَةٍ كَانَتْ فِي زَمَنِهِ، وَإِلَّا فَعَقِبَ الصَّلَوَاتِ كُلِّهَا كَذَلِكَ كَذَا فِي رِسَالَةِ الشُّرُنْبُلَالِيُّ فِي الْمُصَافَحَةِ، وَنُقِلَ مِثْلُهُ عَنْ الشَّمْسِ الْحَانُوتِيِّ

«То, что он (имам Навави) отмечал, что после Фаджра и Асра делалась «мусафаха», то это был обычай их времени, аналогично (происходит в наше время) после каждого намаза, также говориться в послании имама Аш-Шурунбуляли в части «мусафаха», также передается схожее сообщение от имама Аш-Шамс аль-Ханути».

Имам Ат-Тахтави, в своем «Хашия» на «Маракиль-Фалях» сказал:

فهي سنةعقب الصلاة كلها و عند كل لقي

«И это (мусафаха) сунна после каждого намаза и при встрече».

Шейх Абдуль-Гани Ан-Наблюси в отношении «мусафаха» после намаза сказал:

إنها داخلة تحت عموم سنة المصافحة مطلقا

«Это (мусафаха) входит в общее правило сунны рукопожатия».

Далее мы приведем хадис, который служит доказательством правомерности совершения мусафаха после намаза:

عَنْ أَبِي جُحَيْفَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَال: خَرَجَ رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالْهَاجِرَةِ إِلَى الْبَطْحَاءِ، فَتَوَضَّأَ ثُمَّ صَلَّى الظُّهْرَ رَكْعَتَيْنِ وَالْعَصْرَ رَكْعَتَيْنِ وَبَيْنَ يَدَيْهِ عَنَزَةٌ تَمُرُّ مِنْ وَرَائِهَا الْمَرْأَةُ وَقَامَ النَّاسُ فَجَعَلُوا يَأْخُذُونَ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُونَ بِهَا وُجُوهَهُمْ، قَال أَبُو جُحَيْفَةَ: فَأَخَذْتُ بِيَدِهِ، فَوَضَعْتُهَا عَلَى وَجْهِي، فَإِذَا هِيَ أَبْرَدُ مِنَ الثَّلْجِ وَأَطْيَبُ رَائِحَةً مِنَ الْمِسْكِ. أخرجه البخاري (فتح الباري 6 / 565)

«От Аби Джухайфа (رضي الله عنه) передается, что он сказал:

«Посланник Аллаха (с.а.в.) в полдень вышел в местность «Батха» и совершил там омовение (аль-вуду’), затем совершил намаз Зухр в два ракаата и Аср в два рааката, и перед ним стояло копье (как сутра), и спереди него прошла женщина, и (после намаза) встали люди и начали брать обе руки Пророка (с.а.в.) и об его руки обтирали свои лица, и Абу Джухайфа сказал:

«Я тоже взял его (с.а.в.) руки и положил их на свое лицо, и вдруг его руки оказались холоднее, чем лед, и ароматнее, чем запах миска» (Имам Бухари «Фатхуль-Бари» 6/565).

От Язид ибн Асвад (رضي الله عنه), передается, что он прочитал утренний намаз с Пророком (с.а.в.) и сказал:

عن يزيد بن الأسود رضي الله عنه : أنه صلي الصبح مع النبي صلي الله عليه و سلم و قال: ثم ثار الناس يأخذون بيده يمسحون بها وجوههم، فأخذت بيده فمسحت بها وجهي فوجدتها أبرد من الثلج و أطيب ريحا من المسك

«Потом после намаза поднялись люди, и взяв его руки стали обтирать ими свое лицо, и я тоже взял его руки и обтер ими свое лицо, найдя его руки холоднее льда и ароматнее запаха миска».

В отношении того, как нужно делать «мусафаха» (рукопожатие), то в «Ад-Дурруль Мухтар» приводится:

وَفِي الْقُنْيَةِ: السُّنَّةُ فِي الْمُصَافَحَةِ بِكِلْتَا يَدَيْهِ.

В книге «Аль-Кунья» сказано:

«Сунна в «мусафаха» делать ее обеими руками».

А в «Раддуль-Мухтар» говорится:

وَهِيَ إلْصَاقُ صَفْحَةِ الْكَفِّ بِالْكَفِّ وَإِقْبَالُ الْوَجْهِ بِالْوَجْهِ فَأَخْذُ الْأَصَابِعِ لَيْسَ بِمُصَافَحَةٍ خِلَافًا لِلرَّوَافِضِ، وَالسُّنَّةُ أَنْ تَكُونَ بِكِلْتَا يَدَيْهِ، وَبِغَيْرِ حَائِلٍ مِنْ ثَوْبٍ أَوْ غَيْرِهِ وَعِنْدَ اللِّقَاءِ بَعْدَ السَّلَامِ وَأَنْ يَأْخُذَ الْإِبْهَامَ، فَإِنَّ فِيهِ عِرْقًا يُنْبِتُ الْمَحَبَّةَ كَذَا جَاءَ فِي الْحَدِيثِ ذَكَرَهُ الْقُهُسْتَانِيُّ وَغَيْرُهُ اهـ

«Мусафаха – это прикосновение внутренней части ладони (одного человека) с внутренней частью ладони (другого) и взгляд друг на друга, прикосновения только пальцами это не мусафаха, сунна в мусафаха (это совершение ее) обеими руками, без преграды из ткани (перчатки) и др. и при встречи после произнесение "саляма", дотрагиваясь большим пальцем до большего пальца (другого человека), потому что в большом пальцем (есть) вена, из которой произрастает (увеличивается) любовь, также это пришло в хадисе, об этом упомянул Кухистани и другие».

http://dumrt.ru/ru/news/news_14307.html
Аватара пользователя
Altin
 
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 04:30

Вспомните Сунну – навестите больных

Сообщение Altin » 19 сен 2017, 11:07

Вспомните Сунну – навестите больных

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) часто повторял: «В Судный День Всемогущий Аллах спросит каждого из вас: «О, сын Адама, Я был болен, а ты не пришел навестить Меня!» Тогда раб ответит: «О, Всевышний, как я могу прийти к Тебе, если Ты – Владыка всего сущего?» После чего Аллах скажет: «Разве ты не знал, что Мой раб заболел, однако не пришел навестить его? Разве ты не знал, что возле его постели ты найдешь Меня?» (Муслим).

Мусульманская умма подобна единому организму. Посещать друг друга в дни радости и благоденствия очень важно для укрепления братства. Однако гораздо важнее навещать своих единоверцев в трудные минуты лишения и болезней. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал: «Взаимная любовь и милосердие верующих похоже на чувства, которые испытывает наше тело: если один орган болен, то весь организм страдает от бессонницы и лихорадки» (Муслим).

Поэтому мусульманин должен проявлять сочувствие, если кто-то болен. Посещение больных – это наиболее сильное проявление любви и сострадания. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал: «Существует шесть прав мусульманина по отношению к другому. Когда ты встречаешь единоверца, то должен приветствовать его салямом, отвечать на приглашения, давать искренний совет, когда тебя спрашивают о нем, если брат по вере читает дуа, то нужно просить Аллаха помиловать его, навещать в болезни, а когда мусульманин скончается, проводить его в последний путь» (Бухари).

Из этого хадиса становится очевидны все обязательства верующих, с момента появления на свет до похорон. Посещение больных – это отражение милосердия, которое присуще Аллаху. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мусульманин, который навестил заболевшего брата по вере, будет получать саваб до тех пор, пока не вернется домой» (Муслим).

Посещение заболевших немусульман может послужить прекрасным призывом к Исламу. Подобный пример показал нам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который навестил больного еврейского мальчика, а затем этот ребенок стал мусульманином. Он также присутствовал при кончине своего дяди, Абу Талиба, умоляя принять Ислам. Подобные визиты помогают созданию позитивного имиджа мусульман и нашей религии в глазах немусульман и размягчают их сердца.

Существуют также четкие правила посещения больных: не сидите у них слишком долго, чтобы не утомлять, постоянные визиты допустимы, если они доставляют удовольствие заболевшему, выберите удобное время для посещения и, конечно же, читайте дуа за выздоровление человека, как это делал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).

Однажды Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто прочитает у постели не смертельно заболевшего человека дуа «асалю Аллаха рабб аль-Арш иль-Азим ан яшфияка» (прошу Аллаха, Владыку высокого трона, даровать тебе исцеление), поможет ему поправиться» (Абу Давуд, «Сахих», 3106).

Посещая заболевшего человека, постарайтесь успокоить его, поднять ему настроение и дух, а также напомните ему о бесконечной милости и могуществе Аллаха.

Автор: Марьям Исламова
Аватара пользователя
Altin
 
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 04:30

Отношение мусульман к соседям

Сообщение Admin » 14 июл 2019, 00:14

Отношение мусульман к соседям

Мы несем ответственность за тех, кто живет рядом с нами. Мы обращаемся к ним за помощью, делим беды и радости. Коран призывает поддерживать хорошие отношения с соседями.

Также Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если сосед заболеет, навещай его; если умрет — похорони его; если обеднеет — дай взаймы; если испытывает нужду — помоги ему; если получит благие вести – поздравь его; если постигнет беда — утешь» (Табари).

В хадисе сказано: «Обладает слабой верой тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден» (Хайсами, «Маджмауз-Заваид», VIII, 167).

Праведники наставляли: «Если покупаете фрукты, то угостите соседей, а если не хотите угощать, то не показывайте их соседу и препятствуйте тому, чтобы соседские дети увидели ваших детей, кушающих эти фрукты на улице» (Ибн Хаджар, «Фатхуль Бари», X, 460; «Адаб», 31; «Джамуль-Фаваид», 1464).

Благочестивый Умар (радыяллаху анху) рассказывал, что одному сахабу дали в качестве садака голову барана. Он передал ее семье своего соседа, решив, что та больше нуждается в пище. Второй сосед передал третьему. Третий сосед подумал о четвертом. Так садака, обойдя все дворы, вновь вернулось в первый дом (Хаким, 2, 526).

Обязанности перед соседями

Соблюдать права, не обижая словом или действием.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ангел Джабраиль дал мне столько наставлений по отношению к живущим поблизости людям, что я предположил, что сосед будет включен в число моих наследников» (Бухари,«Адаб», 28; Муслим, «Бирр», 140-141; Ибн Маджа, «Адаб», 4).

Приветствовать друг друга при встрече.

Не рассказывать другим об его недостатках и прощать ошибки.

Не подглядывать.

Приветливо разговаривать с соседями и их детьми, разделять с ними радости и печали.

Стараться оградить от бед, помогать в нужде, дарить подарки.

Делать ненавязчивые наставления в бытовых и религиозных вопросах.

Не беспокоить сильным шумом, а при строительстве не закрывать соседу света и воздуха.

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный День, не причиняет неудобств своим соседям» (Бухари, «Никях», 80, «Адаб», 31, 85).

Дать соседу в долг, если он попросил.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Того, кто избавил соседа от нужды, наделит пропитанием Аллах» (Тирмизи, «Худуд», 3; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 9).

В случае продажи дома сначала предложить соседу.

Навещать больных соседей, выражать соболезнование родственникам умерших, участвовать в похоронах.

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Лучший перед Аллахом тот, кто справедливо относится к соседу» (Тирмизи, «Бирр», «Сыла», 28; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 168).

Необходимо желать соседу того, что желаем себе, и не делать того, чего бы не хотели для себя. В наши обязанности перед живущими рядом людьми входит доброе отношение к ним вне зависимости от вероисповедания. Так было на протяжении всей истории Ислама. Однажды Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) попросил слугу зарезать овцу и раздать мясо соседям, причем начать с немусульман (Алийуль-Кари, «Шарху Айнул-Ильм», том I, стр. 291).

Мусульманам нужно поддерживать добрососедские отношения. Однако в современном обществе не всегда соблюдаются прекрасные принципы Ислама. Порой живущие бок о бок не знают друг друга, не здороваются, о взаимопомощи и говорить не приходится. Шаг за шагом мы мусульмане должны изменить эту ситуацию, подавая пример дружбы, взаимовыручки, порядочности.
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Пред.

Вернуться в Шариат – законы мусульман. Этикет мусульманина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron