Исламские святыни. Мечети.

Пишем о Исламе, Веры, столпов Веры и о истории Ислама.

Модератор: Hanifa-Sunnat

Исламские святыни. Мечети.

Сообщение Admin » 28 окт 2013, 19:46

Мечеть Аль-Акса

Мечеть аль-Акса, Масджид аль-Акса (араб. المسجد الأقصى — отдалённая мечеть) — мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.

Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).
"Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдалённейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он - всеслышащий, всевидящий!".
Аль-Исра 17:1 (Крачковский).

Когда крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, они использовали мечеть как дворец и церковь, но её функция мечети была восстановлена после её возвращения Салах ад-Дином. Во времена крестоносцев именно тут была штаб-квартира ордена Тамплиеров.

Мечеть была первоначально маленьким молитвенным домом, построенным халифом Умаром, затем, по приказу халифа Абдул-Маликом ибн Мерваном начались работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. После землетрясения в 746 году, мечеть была полностью разрушена и восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром в 754 году, и снова восстановлена его преемником аль-Махди в 780 году. Другое землетрясение 1033 года разрушило большую часть аль-Аксы, но два года спустя Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день. Во время периодических предпринимавшихся реконструкций различные правящие династии арабского халифата построили дополнения к мечети и к её прилегающей территории, сделали ей купол, фасад, минбар, минареты и изменили внутреннюю структуру. Реконструкции и ремонты были предприняты и в более поздних столетиях Айюбидами, мамлюками, Высшим мусульманским Советом и Иорданией.

Часто в поверхностных туристических публикациях огромный золотой купол мечети Купол скалы (Куббат ас-Сахра), путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол куполом мечети Аль-Акса. Но именно Аль-Акса является третьей святыней ислама, а не мечеть Купол скалы, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Дополнительная информация:

Местоположение: Иерусалим, Старый город, Храмовая гора.
Вход для туристов на Храмовую гору только через Магрибские ворота.
Часы посещения: зимой с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30, летом с 8:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
В пятницу и в мусульманские праздники - вход на Храмовую гору только для мусульман.
Одежда должна быть скромной, запрещается курить, внутри мечетей нельзя фотографировать, входя внутрь, необходимо снимать обувь, мужчинам и женщинам запрещено касаться друг друга, даже если они являются супругами.

Инициатор строительства: Умар ибн аль-Хаттаб
Вложения
Al-masjid al-aqsa.jpg
Аль-Акса мечеть
Al-masjid al-aqsa.jpg (80.01 КБ) Просмотров: 10330
kubbat-as-sahra-1.jpg
Купол скалы
kubbat-as-sahra-1.jpg (50.96 КБ) Просмотров: 10330
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Мечеть Пророка (с.а.с.) в Медине

Сообщение Admin » 28 окт 2013, 19:56

Мечеть Пророка (с.а.с.) в Медине

Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг. под патронажем нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление.

Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов с множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола – вторжение современной строительной технологии, – лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал.

Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка (мир ему и благословение) выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка (мир ему и благословение), уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.

Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) не была задумана Мухаммадом (мир ему и благословение) как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка (мир ему и благословение).

Согласно традиции, Пророк (мир ему и благословение) въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), в окружении племени бану Наджар. Верблюд Пророка (мир ему и благословение) остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари. в квартале бану Наджар. Пророк (мир ему и благословение) делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли напротив и построить здесь дом.

Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад (мир ему и благословение) купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка (мир ему и благословение) было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны – их стволы и ветви использовали как строительный материал.

Строительство дома для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его семьи традиция приписывает самому Пророку (мир ему и благословение) и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жен Пророка (мир ему и благословение). Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: «Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой».

Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка (мир ему и благословение), произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка (мир ему и благословение) в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало (смысл): «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:139).

В устройстве двора дома Пророка (мир ему и благословение), ставшего местом коллективных молений, перемена киблы ска-залась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, – под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка (мир ему и благословение); на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство – зулла. Здесь Пророк (мир ему и благословение) проповедовал, опершись о пальмовый ствол.

По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка (мир ему и благословение) и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка (мир ему и благословение), – один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное – это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка (мир ему и благословение).

Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк (мир ему и благословение), вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка (мир ему и благословение) был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб (да будет доволен им Аллах) и Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах); с юга проживал Умар (да будет доволен им Аллах), к западу – дядя Пророка (мир ему и благословение) Аббас (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), к северу – Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах). В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк (мир ему и благословение) оставался в комнате Айши (да будет доволен им Аллах) и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), через десять лет – Умара (да будет доволен им Аллах); тела их погребены там же.

Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка (мир ему и благословение), при халифах Умаре (да будет доволен им Аллах) и Усмане (да будет доволен им Аллах), было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка (мир ему и благословение) была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) при расширении Мечети Пророка (мир ему и благословение) руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка (мир ему и благословение), прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады – реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса (да будет доволен им Аллах). В трех стенах было устроено по два входа, – люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре (да будет доволен им Аллах) были использованы те же материалы, что и во времена Пророка (мир ему и благословение). Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара (мир ему и благословение), который будто сказал: «Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного». Через 12 лет халиф Усман (да будет доволен им Аллах) расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана (да будет доволен им Аллах).

Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида I (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой.

Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в 93/712 г., даже заметил: «Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей». Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.

Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши (да будет доволен им Аллах), получившей название худжры Пророка (мир ему и благословение). Жилища жен Пророка (мир ему и благословение) сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша (да будет доволен им Аллах) всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка (мир ему и благословение). Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, названным ар-Рауда – «Сад», была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка (мир ему и благословение) устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: «Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) и Отдаленнейшую Мечеть»; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.

В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испытания. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку,– почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка (мир ему и благословение) не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид драгоценности.

Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара («Благословенный Сад») – так называлась площадка между худжрой Пророка (мир ему и благословение) его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад (мир ему и благословение). Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в вершину главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка (мир ему и благословение) – михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка (мир ему и благословение) был воздвигнут обширный купол. Примечательно, что в мечети была сохранена память о прежней, времен Пророка (мир ему и благословение), стене киблы, в виде ограды примерно в метр высотой, в которой было устроено несколько проходов. Возле ограды находился минбар, между ним и худжрой Пророка (мир ему и благословение) был возведен михраб Пророка (мир ему и благословение); посреди значительно увеличившегося зала была построена мраморная площадка-возвышение для муэдзинов.

Позднейший период истории мединской мечети – самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.), их почитание и возвеличение! пишет: «Для обеих почитаемых святынь – да умножит Господь – они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа». В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османскому дому.

Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка (мир ему и благословение), по сведениям того же Бидлиси, возвел «В Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание». Пожертвования в Мечеть Пророка (мир ему и благословение) вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили «Сюрре алайы» – сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому поводу. От ХV–ХVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка (мир ему и благословение), причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим II украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка (мир ему и благословение), а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, оплата расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.

Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка (мир ему и благословение) Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка (мир ему и благословение), ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка (мир ему и благословение), фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка (мир ему и благословение) были отремонтированы и сохранены.

Северная и западная стены, за исключением участка у минарета Меджидийя, не были обрушены. Михраб Усмана (да будет доволен им Аллах), как прочный и красивый, был сохранен. Старые опоры реваков были заменены новыми монолитными, за исключением колонн в ар-Рауда аль-Мутаххара, украшенных белым и красным мрамором с росписью и возвращенных на прежнее место. Окна были защищены медными решетками, а разноцветные витражи, привычный атрибут османских мечетей, окрасили свет, проникавший в интерьер. Все внутренние галереи были расширены; теперь Мечеть Пророка (мир ему и благословение) занимала площадь 10303 кв. м. В результате этого расширения между главным минаретом и восточной стеной образовалось обширное крытое пространство. Западные ворота главного минарета были облицованы красным резным камнем. У наружной стены мечети, между воротами Баб ус-Саид и воротами для женщин (Баб ун-Ниса), было устроено место для омовения в виде ряда кранов с водой.

В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, а свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка (мир ему и благословение) купола и стены мечети, – их можно видеть там и сегодня.
Вложения
mechet'-proroka-v-medine-1.jpg
Мечеть Пророка (с.а.с.)
mechet'-proroka-v-medine-1.jpg (35.64 КБ) Просмотров: 10329
medina.jpg
Медина
medina.jpg (43.17 КБ) Просмотров: 10329
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Мечеть Пророка (с.а.с.)

Сообщение Admin » 28 окт 2013, 20:00

Приемущество Мечети Пророка (с.г.в.)

Пророк (с.г.в.) сказал: «Одна молитва в моей мечети лучше, чем одна тысяча молитв в любой другой мечети, кроме Мечети Харам» (Бухари, 1190).

Необходимо соблюдать правила посещения мечетей, т.е. при входе заходить с правой ноги и читать следующее:
Бисмилляхи уас саляту уас саляму 'аля расулилляхи, Аллаа-хумма фтах лии абуааба рахматика.

«С именем Аллаха да пребывает благословение и приветствие к посланнику Аллаха. О Аллах, открой мне двери милости Твоей».

Затем надо прочесть два раката тахиятуль масджид в Рауде или другом доступном месте. Потом пройти для приветствия к Пророку (с.г.в.) и его двум сподвижникам. После этого можно читать дуа.

Этапы расширения мечети пророка (с.г.в.)

Эта мечеть была воздвигнута после хиджры Пророка (с.г.в.) из Мекки. В истории она много раз подвергалась расширению. Приведём здесь наиболее значительные из них.
Расширение по инициативе Пророка (с.г.в.) в 7 г.х. После него площадь мечети стала 50 м х 50 м и высота её составила 3,5 м.
При Гумаре (р.) в 17 г.х. Он расширил пространство мечети на юг на 5 м, на запад на 10 м и на север 15 м. Он добавил две двери в мечети: баб Салям и баб Ниса. Высота была поднята до 5,5 м.
При Гусмане (р.) в 29 г.х. Он расширил её на восток на 5 м и столько же на запад и север. Он лично участвовал в работах.
При Омейядах в 91 г.х. на 10 м расширение на запад, на 15 м на восток и немного на север. Был добавлен михраб и 4 минарета. У мечети стало 20 дверей.
При Аббасидах в 165 г.х. расширение было в северном направлении.
При Кайтабае в 888 г.х. Он расширил на 1,21 м на восток от священной комнаты, поднял кровлю до 11 м и установил два купола над священной комнатой и установил решетки вокруг комнаты.
При турецком правлении в 1288 г.х. Расширили на восток на 2,62 м от священной комнаты.
Расширение при короле Габдулгазизе на восток, запад и север. Площадь пристройки составила 6024 м2. Потолок в новой части составил 12,55 м высоты. Общая площадь стала 16326 м2 на 28 тысяч молящихся.
Расширение при короле Фахде. Площадь увеличена на 82000 м2 на 167000 человек. Добавлена молельная площадь на кровле — 67000 м2 на 90 тыс. человек.

Площадь и вместимость мечети Пророка(с.г.в.)

Общая молельная площадь Мечети — 165326 м2. Площадь двора — 135000 м2 на 250 тыс. молящихся. Таким образом, в Мечети может молиться одновременно 535000 человек.

Минареты Мечети Пророка (с.г.в.)

Первым, кто установил минареты на мечети, был халиф Гумар бин Габдулгазиз в 93 г.х. Он установил четыре минарета на мечеть, на каждый из углов. Высота каждого минарета была приблизительно 27,5 м. Кайтабаи построил пятый минарет на Баб Рахмат. Эти минареты оставались в неизменности до саудидов, которые разрушили три из пяти, построив два, каждый по 72 м. Потом было добавлено ещё 6, высотой 104 м. Полумесяц каждого в 6 м высотой и весом в 6,5 тонн. Сейчас на мечети 10 минаретов. Старый минарет имеет высоту 44,53 м, а минарет на Баб Салям - 38,85 м в высоту.

Автопарковки, туалеты и тахаратханы.

Они расположены под двором мечети в южном, северном и западном направлениях. Всего 22 автопарковки на двух подземных этажах общей площадью 290 тыс. м2, рассчитанные на 4444 машины.

Также под этими дворовыми площадями находится 14 туалетно-омывальных комплексов. Каждый комплекс состоит из 4 подземных уровней, всего 6 тысяч мест для омовения и 2 тысячи туалетных кабин.

Некоторые данные о Мечети

- количество передвижных куполов - 27;
- золото, использованное на украшение куполов - 68 кг;
- колонны наземного этажа - 2174;
- бронза, использованная на украшение колонн, - 1600 т;
- колонны в подвальном помещении - 2554;
- площадь подвального помещения - 79 тыс. м2;
- колонны на крыше - 550;
- эскалаторы - 4 комплекта;
- лестницы - 18 комплектов;
- вес деревянных дверей - 2,5 т каждая;
- количество комнат безопасности - 543;
- площадь дворового пространства - 235000 м2;
- площадь двора, покрытого гранитом, - 45000 м2;
- площадь двора, покрытого белым мрамором, - 190000 м2;
- глубина фундамента - 5,4 м;
- площадь южного холла - 100 м х 5 м.

Рауда

Место между комнатой Пророка (с.г.в.) и минбаром известно как Раудатуль Джанна, т.е. Сад рая. Абу Хурайра (р.) сообщает, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Между моим домом и моим минбаром лежит сад из садов Рая и мой минбар над моим прудом (Каусар)» (Бухари, хадис 1888). Это пространство отличается другим цветом постеленных ковров, обычно они зелёного цвета, в то время как в других частях мечети красного, цвет ковров важен, т.к. между раудой и другим пространством мечети нет стены или другого ограждения.

Минбар

Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, мой минбар находится над рекой из рек рая», а также: «Поистине, следы моего минбара будут следами рая в будущем» (Насаи).

Пророк (с.г.в.) сказал: «У того, кто ложно поклянётся моим минбаром, даже на незрелый мисвак, потом место пребывание будет в огне» (Ибн Маджа, 2325).

Колонна Мухаллака

Эта колонна примыкает к Михрабу. Она была построена на месте плакавшего пня. До того как был сделан минбар для Пророка (с.г.в.), он использовал его, стоя на нём при произнесении проповеди. Один из сподвижников сказал: «Если ты захочешь, мы сделаем кафедру для тебя, чтобы ты мог стоять на ней и произносить твою проповедь так, чтобы люди могли видеть и слышать тебя». Пророк (с.г.в.) ответил утвердительно и минбар из трёх ступенек был сделан и установлен на месте, где минбар стоит и сегодня. Когда Пророк (с.г.в.) проходил к минбару, он прошёл мимо дерева. Оно начало плакать, пока не раскололось. Пророк (с.г.в.) подошёл к нему и положил руки на него, пока оно не успокоилось, потом вернулся на минбар. Однако Пророк (с.г.в.) часто делал намаз около этого дерева. У Бухари приводится: «...когда Пророк встал на минбар мы слышали как от ствола дерева исходил звук, подобный тому, что издает беременная верблюдица...» (Бухари, 3585; Ибн Маджа, 1414).

Хасан аль-Басри, объясняя этот плач, сказал следующее: «О верующие в Аллаха, даже дерево тоскует по Пророку (с.г.в.), вы должны более тосковать по встрече с Пророком (с.г.в.)».

Колонна Аиши (р.)

Она была названа так после того, как Аиша (р.) сообщила сподвижникам её месторасположение. Аиша (р.) сообщает, что Пророк (с.г.в.) сказал: «В мечети есть место, до этой колонны, если бы люди знали, какое преимущество оно вмещает, то они боролись бы за право молиться здесь, бросая жребий». Группа детей, которые слышали этот хадис от Аиши (р.), спросили у неё: «О мать правоверных, где же это место?» Она промолчала. Потом все дети ушли, кроме Габдуллы бин Зубайра. Дети сказали: «Она скажет ему, поэтому будем бдительны и посмотрим, где он совершит на­маз». Действительно, через некоторое время Габдулла вышел и молился вблизи этой колонны. Люди поняли, что это и есть та добродетельная колонна.

Колонна Абу Лубабы (р.)

Эта колонна была названа так после того, как Абу Лубаба привязал себя к ней после произошедшего случая открытия секрета бану Курайза. Когда Пророк (с.г.в.) объявил осаду бану Курайза, они попросили, чтобы Абу Лубаба был послан к ним, чтобы они могли посоветоваться относительно их судьбы. Они спросили его: что будет, если мы примем решение Пророка (с.г.в.)? Он ответил ут­вердительно, но указал на их горло указательным пальцем и сделал жест поперёк, намекая, что они будут убиты. Вскоре он осознал, что он совершил предательство, выдав секрет Аллаха и Его Пророка (с.г.в.). Не набравшись смелости пойти к Пророку (с.г.в.), он поспешил в мечеть Пророка (с.г.в.) и привязал себя к колонне и поклялся ничего не есть и не уходить отсюда, пока не наступит смерть или Аллах не простит его. Он оставался в таком положении девять дней, часто теряя сознание. Затем Аллах довел весть о его прощении до Пророка (с.г.в.), который был в доме Умм Саламы (р.). Она увидела его улыбающимся и сказала: «О Пророк Аллаха, пусть Аллах сделает тебя всегда улыбающимся, что стало причиной твоей улыбки?» Он сказал: «Покаяние Абу Лубабы было при­нято». Она сказала: «Могу ли я сказать другим об этом хорошем известии?» Он ответил: «Да, если хочешь». Когда она сказала, сахабы бросились к нему, чтобы освободить его. Абу Лубаба (р.) отказался, т.к. хотел получить освобождение только от рук Пророка (с.г.в.). Пророк (с.г.в.) пришёл и освободил его своими благословенными руками. Абу Лубаба сказал: «О Пророк Аллаха, я поклялся раздать всё своё имущество в садаку». Пророк (с.г.в.) сказал: «Трети будет достаточно».

Священная комната (худжра)

Пророк (с.г.в.) был похоронен в комнате Аиши (р.) вместе с двумя своими сподвижниками Абу Бакром (р.) и Гумаром (р.). Там есть комната для четвёртой могилы, которая была зарезервирована для Исы (г-м).

Аиша (р.) передаёт: «Я видела во сне три луны, опустившихся на мой подол, и я рассказала Абу Бакру (р.) об этом». Далее она сказала: «Когда святой Пророк (с.г.в.) покинул нас и был похоронен в моей комнате, Абу Бакр (р.) сказал ей: «Это одна из лун, и она самая прекрасная из трёх».

Малик сообщает, что Пророк (с.г.в.) упокоился в понедельник и был похоронен во вторник. Некоторые сказали: похороним его у минбара, другие: похороним в Баки. Потом Абу Бакр (р.) пришёл и сказал: я слышал, что Пророк (с.) говорил: «Пророков никогда не хоронили в других местах, кроме тех, где они умерли». Могила была вырыта в комнате» (Муватта Малик).

Когда упокоился Абу Бакр (р.), он был похоронен позади Пророка (с.г.в.). Он просил похоронить его позади него.
Когда Гумар бин Хаттаб (р.) был ранен, он сказал своему сыну

Габдулле: «Сходи к матери правоверных Аише (р.) и скажи:' «Гу- мар бин Хаттаб шлёт своё приветствие тебе», и попроси её позволить мне быть похороненным с моими товарищами. Она сказала: «Я хотела сохранить это место для себя, но сегодня я даю преимущество ему над собой». Когда он вернулся, то сказал: она разрешила тебе (быть похороненным там). На это Гумар сказал: «Ничего так не было важным для меня, чем быть похороненным в этом священном месте».

Правила зиярата к Пророку (с.г.в.)

О том, как правильно совершать посещение Мечети Пророка (с.г.в.), написано многими учёными Ислама. К сожалению, ваххабиты в последнее время извращают эту практику. В этой связи приведём здесь отрывок из книги Шейх-уль-Ислама Мухйиддина ан- Навави аш-Шафии «Ал-идах фи манасик ал-хадж», дающий ясную рецептуру религиозного поведения в Медине и проведения там богопоклонения.

«Глава 6: О зиярате к могиле нашего господина, Посланника Аллаха, мир ему. В этой главе обсуждаются рекомендуемые и неодобряемые действия тех, кто совершает хадж.

Первый вопрос касается тех, кто совершает хадж и умру. Когда они покидают Мекку, им следует отправиться в город Посланника Аллаха, чтобы навестить его тюрба, или место упокоения. Это одно из самых важных деяний среди тех, что ведут к Аллаху, и важнейшее усердие (усилие). Ал-Баззар и ад-Даракутни передали на основании авторитета Ибн Гумара, что Посланник Аллаха сказал: «Кто навещает мою могилу, тому гарантируется мое заступничество» (хадис хасан).

Второй пункт касается предпочтительных или рекомендуемых действий, которые посетитель должен намереваться сделать, когда навещает Посланника Аллаха. Его намерением должно быть приближение к Аллаху посредством путешествия к его (т.е. Пророка) Мечети и молитвы в ней.

Третье, рекомендуется также, чтобы посетитель во время прохождения (проезда), усилил (увеличил) свое чтение приветствий и благословений Пророку, и когда он увидит деревья Медины, ее благословенное Святилище (Мечеть) или любой значимый объект в Медине, он усилил (увеличил) бы свое чтение приветствий и благословений; ему следует просить, чтобы Аллах принял его посещение и даровал ему пользу от зиярата.

Рекомендуется паломнику сделать гусль перед прибытием в Медину и надеть самые чистые одежды. В сердце надо представить величие (почет) Медины, самого лучшего места в мире после Мекки, по мнению некоторых ученых, другие же считают Медину самым лучшим местом в мире без исключения. А то, что делает ее столь благородной, — это присутствие Пророка Аллаха, лучшего из всех созданий.

Пятое. Паломник должен настроиться на ощущение величия Посланника Аллаха; его сердце должно исполниться его присутствия, как будто он видит его.

Шестое: когда он подходит к двери его мечети, пусть произнесет то, что произносит, когда прибывает в Мекку. Он должен войти с правой ноги, а выйти — с левой, как положено при входе в любую мечеть и выходе из нее.

Когда он приближается к Святой Рауда, то есть месту между могилой Пророка и его кафедрой, то выполняет молитву тахият ал-масджид около минбара, на месте стояния Посланника Аллаха. Расстояние между минбаром и Макамом, или местом стояния, где он молился до наступления смерти, - четырнадцать расстояний вытянутой руки и одна пядь, а расстояние между минбаром и могилой - пятьдесят три вытянутой руки и пядь, и Аллах знает лучше всех.

Седьмое. После того как он совершит тахият в Рауда (или где-то в другом месте Мечети), в благодарность Аллаху за этот щедрый подарок, прося Его о завершении миссии и о принятии его посещения, он должен обратиться лицом к стене Святой могилы, так чтобы кибла была позади него, глядя на нижнюю часть стены могилы, потупив свой взор в состоянии благоговения и по­чтительности, опустошив сердце от мирских забот и сосредоточившись на благоговейном характере ситуации и статусе того, в чьем присутствии он пребывает. Затем он обращается с приветствием вслух — не слишком громко и не слишком тихо, но со скромностью он произносит следующее:

ас-Саламу 'алейка йа Расул-Аллах
ас-Саламу 'алейка йа Наби-Аллах
ас-Саламу 'алейка йа Хиярат-Аллах
ас-Саламу 'алейка йа Хайр-Аллах
ас-Саламу 'алейка йа Хабиб-Аллах
ас-Саламу 'алейка йа Назир
ас-Саламу 'алейка йа Башир
ас-Саламу 'алейка йа Тухр
ас-Саламу 'алейка йа Тахир ас-Саламу 'алейка йа Наби ар-рахма
ас-Саламу 'алейка йа Наби ал-умма
ас-Саламу 'алейка йа Абу Касим ас-Саламу 'алейка йа Расуль Рабб ал-'аламин
ас-Саламу 'алейка йа Сайид ал-мурсалин ва йа хатам ан-на- бийин
ас-Саламу 'алейка йа Хайр ал-халаики аджма'ин
ас-Саламу 'алейка йа Ка'ид ал-гурри ал-мухаджжалин
ас-Саламу 'алейка ва 'ала алика ва ахли байтика ва азваджи- ка ва зурриятика ва асхабика аджма'ин
ас-Саламу 'алейка ва 'ала Сайр ал-анбийаи ва джами'и 'ибад Аллах ас-салихин Джазак-Аллаху йа Расулаллахи 'анна афдала ма джаза набиййан ва расулан 'ан умматихи

Ва саллаллаху 'алейка ва саллама кулла ма закарака закирун ва гафала 'ан зикрика гафил у н
Афдала ва акмала ва атйаба ма салла ва саллама 'ала ахадин мин ал-халки аджма'ин
Ашхаду ал-ля илаха иллаллаху вахдаху ла шарика лах Ва ашхаду аннака 'абдуху ва расулуху ва хияратуху мин халкихи
Ва ашхаду аннака кад баллагта ар-рисала ва аддайта ал-амана ва насахта ал-умма ва джахад га филлахи хакка джихадих
Аллахумма атихи ал-василата ва ал-фадылата ва иб'асху макаман махмудан ал-лази ва 'адтах
Ва атихи нихайата ма йанбаги ан йас'алуху ас-са'илун Аллахумма салли 'ала сайидина Мухаммадин 'абдика ва ра- сулика ан-набийи ал-умми ва 'ала али сайидина Мухаммадин ва азваджихи ва зурриййатих
Кама саллайта 'ала сайидина Ибрахима ва 'ала али сайидина Ибрахима
Ва барик 'ала сайидина Мухаммадин ан-набийи ал-умми ва 'ала али сайидина Мухаммадин ва азваджихи ва зурриййатих
Кама баракта 'ала сайидина Ибрахима ва 'ала али сайидина Ибрахима фи ал-'аламина иннака Хамидун Маджид.

Перевод:

Мир тебе, о Посланник Аллаха.
Мир тебе, о Пророк Аллаха.
Мир тебе, о Избранник Аллаха.
Мир тебе, о Благо (Добро) Аллаха.
Мир тебе, о Любимец Аллаха.
Мир тебе, о Увещеватель.
Мир тебе, о Благовеститель.
Мир тебе, о Чистота.
Мир тебе, о Чистый.
Мир тебе, о Пророк милости.
Мир тебе, о Пророк общины.
Мир тебе, о отец Касима.
Мир тебе, о Посланник Господа миров.
Мир тебе, о Господин посланников и Печать пророков.
Мир тебе, о Лучший из всех творений.
Мир тебе, о Предводитель ясноликих.
Мир тебе и твоей семье, людям твоего дома, твоим женам, твоим детям и всем твоим сподвижникам.
Мир тебе и всем пророкам и благочестивым рабам Аллаха.

Да вознаградит Аллах тебя, о Посланник Аллаха, самой лучшей наградой, какую только получал пророк или посланник за свою общину.
Благословения и мир Аллаха тебе всякий раз, когда поминают тебя, и всякий раз, когда тебя забыли помянуть.
С наилучшими, самыми совершенными и самыми отборными благословениями и миром, когда-либо дарованными кому бы то ни было среди сотворенных.
Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха единственного, не имеющего сотоварища.
И я свидетельствую, что Ты - Его раб, Его Посланник, Его Избранник среди всех творений.
И я свидетельствую, что Ты передал послание и исполнил долг и наставлял общину и усердствовал ради Аллаха правдивейшим усердием.

О Аллах! Даруй Ему Средство и Превосходный дар и вознеси Его на Величественную стоянку, которую Ты обещал Ему.
И даруй Ему цель, о которой умоляющие Тебя молят за него.
О Аллах! Благослови нашего господина Мухаммада, Твоего Раба и Посланника, неграмотного Пророка, и семью нашего господина Мухаммада, Его жен и Его детей.
Как благословил Ты нашего господина Ибрахима и семью нашего господина Ибрахима.

И ниспошли благословения нашему господину Мухаммаду, Твоему Рабу и Посланнику, неграмотному Пророку, и семье нашего господина Мухаммада, Его женам и детям.
Как Ты ниспослал благословения нашему господину Ибра- химу и семье нашего господина Ибрахима в мирах, ибо Ты поистине достоин хвалы, величав.

Что касается того, кто не может запомнить всего этого или не имеет времени, чтобы прочитать все это, то достаточно будет прочитать часть этого, самое меньшее — слова «Ас-Саламу 'алейка йа Расуль-Аллах».

Затем, если кто-то просил этого человека передать саламы Посланнику Аллаха, пусть он скажет: ас-Саламу 'алейка йа Расуль Аллах мин фулан ибн фулан (Привет тебе, о Посланник Аллаха, от такого-то, сына такого-то), или какие-то подобные приветствия, после чего он делает шаг на расстояние руки вправо и посылает саламы Абу Бакру, потому что он стоит у плеча Посланника Аллаха; затем говорит: ас-саламу 'алейка йа Аба Бакрин сафиййа расулиллахи ва санийаху фи ал-гари, джазакаллаху 'ан уммат ан-набийи хайран (Привет тебе, о Абу Бакр, близкий друг Посланника Аллаха и второй с ним в пещере! Пусть Аллах дарует тебе наилучшую награду за общину Пророка). Потом он встает перед 'Умаром, говоря: ас-саламу 'алейка йа 'Умара а'азз Аллаху бика ал-ислам, джазак-Аллаху 'ан уммати мухаммадин хайран (Привет тебе, о 'Умар, Аллах усилил тобой Ислам, да воздаст Аллах тебе благом за народ Мухаммада).

Далее паломник должен пройти к изголовью могилы и встать между могилой и столбом (колонной), который там находится, обратившись лицом к кибле (не поворачиваясь спиной к могиле). Пусть он восхвалит и восславит Аллаха и обратится к Нему с просьбой за себя о том, что заботит его и что любит он, за своих родителей и за кого пожелает среди своих родственников, любимых учителей, братьев и в целом за мусульман; потом он идет к Рауда и возносит свои мольбы и молитву. В двух Сахихах в рассказе Абу Хурайры утверждается, что Пророк сказал: «Между моей могилой и моим минбаром расположен один из райских садов, и мой минбар выходит (или возвышается) на мой Пруд (хауд)». Пусть паломник встанет у минбара, чтобы обратиться с просьбой.

Пока человек остается в Медине, он должен совершать все свои молитвы в Мечети Пророка, а также должен сформировать намерение совершить в ней и'тикаф.

Желательно, чтобы он ежедневно ходил на кладбище Баки', особенно в пятницу; в первую очередь он должен сказать саламы Пророку. Когда он придет на Баки', то скажет: ас-саламу 'алейкум дара каумин му'минина ва инна инша-Аллаху бикум лахикун, Аллахумма игфир ли ахли баки' ал-гаркад, Аллахумма игфир лана ва лахум. Затем он идет навестить могилы, которые видны там, такие как могилы Ибрахима, 'Усмана, ал-'Аббаса, ал-Хасана - сына 'Али, 'Али — сына ал-Хусейна, Мухаммада ибн 'Али, Джа'- фара ибн Мухаммада и др. Последняя остановка будет у могилы Сафии, тети Посланника Аллаха; сказано в многочисленных достоверных хадисах, что в могилах Баки' и зиярате к ним есть заслуга: [«Салафиты» — ваххабиты уничтожили все эти могилы, чтобы невозможно было установить места, куда хотел бы прийти человек в соответствии с предписаниями Сунны по определению имама Навави, так что теперь Баки' являет собой пустыню, где никакая могила без подготовки не может быть опознана. Во времена Пророка тех, кто похоронен там, было немного и опознать, где они лежат, было легко. Однако в дальнейшем, когда на кладбище хоронили все больше и больше мусульман, важность различительных знаков на могилах сахаба стала еще больше, чем в прошлом, так же как важным является сохранение отметки места могилы Пророка. Вот почему мусульмане хранили эти знаки, защищая их от превратностей времени и изменений, пока на сцене не появились ваххабиты и «салафиты». Тем не менее очень важно поддерживать эти знаки - сейчас еще важнее, чем в прошлом, по тем причинам, о которых упомянул имам Навави].

Рекомендуется навестить могилы мучеников Ухуда, лучший день для этого - четверг; начать надо с могилы Хамзы. Отправиться нужно рано, после утренней молитвы в Мечети Пророка, так чтобы осталось время для возвращения в Мечеть до полуденной молитвы.

Безусловно рекомендуется отправиться в мечеть Куба, предпочтительнее - в субботу, с намерением приблизиться к Аллаху благодаря ее посещению и молитве в ней, по достоверному хадису в книге Тирмизи и других от Усайба ибн Хузайра о том, что молитва в мечети Куба подобна 'умре; и в двух Сахихах передано, что Ибн 'Умар сказал, что Посланник Аллаха ходил в мечеть Куба и верхом и пешком, чтобы помолиться в ней, совершив два ракаата, и, согласно достоверному хадису, он ходил в нее каждую субботу.

Рекомендуется сделать зиярат к колодцу Арис, который расположен у мечети Куба, попить его воды и сделать ей омовение.

Желательно, чтобы человек посетил все значимые места Ислама. Таких мест приблизительно тридцать, и они известны обитателям Медины. Паломник должен посетить как можно больше. Он должен также пойти и попить из колодцев, где Посланник Аллаха совершал омовение и мылся. Существует семь таких колодцев.

Паломник должен сохранять почтение к этому городу на протяжении всего своего пребывания в нем, держа в сердце мысль о том, что это место, избранное в качестве места переселения и проживания Посланника Аллаха, это место, где он похоронен; он должен представить приход и шествие Пророка в городе и то, как он ходил по его улицам.

Если он хочет выйти в путь из Медины и вернуться в свою страну или другую страну, желательно попрощаться с Мечетью, совершив два ракаата и помолившись о любой вещи, которая его заботит; он должен пойти к могиле и произнести нечто похожее на обращения, упомянутые в начале, и сказать: «О Аллах, сделай так, чтобы это был не последний раз, как я прихожу в Харам Твоего Посланника; облегчи мое возвращение к Двум Святыням и ниспошли мне прощение и безопасность в этой жизни и в следующей и даруй нам безопасное возвращение по Твоей Щедрости». Он уходит, отвернувшись от могилы.

Важные вещи касающиеся Мечети Пророка. Передано в Сахих Бухари от Ибн 'Умара, что он сказал: «Во время Посланника Аллаха мечеть была построена из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, ее крыша была сделана из пальмовых ветвей, столбы были из пальмовых деревьев. Абу Бакр не добавил к ней ничего, Умар сделал добавления и построил так, как было при Пророке, из кирпичей, пальмовых ветвей и пальмовых стволов.

Усман, в свою очередь, изменил ее, сделав значительные добавления, он закладывал ее стены гравированным камнем и разновидностью песчаника, установил колонны из гравированного камня и крышу из тика (индийского дуба)».

Молиться (совершать намаз) надлежит в (той) Мечети, которая существовала при Посланнике Аллаха. Ибо ранее упомянутый достоверный хадис «Молитва в этой моей мечети лучше, чем тысяча молитв в любой другой мечети» применим только по отношению к тому, что было в его время».
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай


Вернуться в Ислам. Основы Веры. История Ислама. Мусульманские праздники.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron