Похороны по мусульманским обычаям, согласно Корану и Сунне
Джаназа
«Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной»
Предисловие
Хвала Аллаху – Господу миров, Который создал смерть и жизнь для испытания, чтобы увидеть, чьи деяния окажутся лучше! Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!
Поистине, похоронные обряды в Исламе являются наилучшими из всех существующих обрядов похорон. Эти обряды превосходят обряды заблудших общин, ведь они включают в себя хорошее отношение к умершим и в наилучшем образе представляют их к Аллаху. Что же касается наших дней, то мы видим, что Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по приготовлению умерших и обрядов похорон уже близка к исчезновению во многих местах, где проживают мусульмане. Это и побудило нас к составлению брошюры, в которой коротко, но подробно описывались бы обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной.
В данной брошюре мы старались использовать только достоверные предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и праведных предшественников, избегая при этом слабые и сомнительные предания. Ведь наша религия и так полна хорошими и достоверными хадисами.
Мы надеемся, что этот труд будет весьма полезен для каждого мусульманина, поскольку, как нам известно, по данному вопросу нет подобающей литературы на русском языке.
Напоминание о смерти
Аллах Всевышний упоминает о смерти в Къуране 164 раз, что придаёт этому вопросу огромную значимость. Так, Всевышний Аллах говорит: «Где бы ни были вы, смерть настигнет вас, даже если бы укрылись вы в башнях, высоко вознесённых». (Женщины,78).
Всевышний Аллах в трёх сурах Священного Къурана также сказал: «Всякая душа вкусит смерть…» (Семейство Имрана,185; Женщины, 35; Паук, 57). Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Этим аятом выражено соболезнование всему человечеству, ибо нет на земле ни одного из людей, кого бы ни постигла смерть". См. “Тафсир Ибн Касир” 2/107.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений - смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему лёгким». аль-Баззар. 682. Хадис хороший.
Однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек из числа ансаров, и поприветствовав его, сказал: "О посланник Аллаха, кто из верующих является наилучшим?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Наилучшие из них нравом». Тот спросил: "А кто из верующих является самым умным?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Те, которые чаще других вспоминают о смерти и кто лучше всех готовится к тому, что будет после неё. Они и есть умные!» Ибн Маджа 4259, хадис хороший.
О пользе частого поминания смерти наши праведные предшественники говорили следующее: "Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделён тремя благами: Быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: Оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением". См. «'Азабуль-Къабри уа на'имуху» 20, А. ‘Ашур.
Приготовление к смерти
Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истиной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами». (Семейство Имрана 3: 102).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, в момент своей смерти окажется верующим в Аллаха и в Последний день». Муслим 1844.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас, умирая, не ожидает от Всемогущего и Великого Аллаха ничего, кроме хорошего». Муслим 2877.
Умирающему следует надеяться на милость Аллаха и бояться Его наказания. Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одному умирающему юноше и спросил: «Как ты?» Тот сказал: "Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я надеюсь на милость Аллаха и переживаю за свои грехи". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в подобном состоянии в сердце раба соберутся эти два чувства, то Аллах обязательно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится». ат-Тирмизи 983, Ибн Маджа 4261. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, чьи последние слова были "Нет божества, кроме Аллаха" (Ля иляха илля-Ллах) войдёт в Рай». Абу Дауд 8/385. Хадис достоверный.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто умер, не выплатив свой долг, динар или дирхам, то это будет выплачено его благими деяниями, поскольку не будет уже ни динаров, ни дирхамов». Ибн Маджа 2114. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Поведение тех, кто присутствует возле умирающего
Возле умирающего следует находиться тому, кто лучше всех знает его, ибо, если, умирающий не сможет нормально изъясняться, он лучше других сможет понять, что ему нужно. Находящимся возле него не следует причитать и кричать, а следует напоминать ему о словах: Ля иляха илля-Ллах.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: "Нет божества, кроме Аллаха", ибо тот, чьи последние слова были "нет божества кроме Аллаха" рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 719. Иснад хадиса хороший.
Сообщается от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, Ангелы говорят Амин после ваших слов». Муслим 919.
После того, как человек умер можно его поцеловать в лоб. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал умершего ‘Усмана ибн Маз’уна, и я видела, как из глаз его текли слёзы”. Ахмад 6/4355, Абу Дауд 3163. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Близким умершего следует выплатить за него долги, прежде чем делить его наследство. Сообщается со слов 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Долг следует выплатить прежде распределения завещания». аль-Байхакъи, хадис хороший. См. «Сахихуль-Джами’» 3419.
О важности принятии участия в похоронных обрядах и достоинствах этого
От аль-Бара ибн 'Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посещайте больных и сопровождайте джаназа, ибо это напоминает вам о жизни будущей». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 518, Ибн Абу Шайба 4/73, ат-Таялиси 1/224, аль-Багъауи 1/166. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросил: «Кто из вас этим утром соблюдает пост?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:«Кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Барк сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто из вас сегодня присутствовал на похоронах?» Абу Бакр сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:«Кто сегодня накормил нуждающегося?» Абу Бакр сказал: "Я". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в человеке собрались в один день эти деяния, то он обязательно войдет в Рай».
Муслим 3/92.
Му’аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил одно из пяти деяний, находится под покровительством Аллаха Всевышнего и Всемогущего: навестивший больного; или сопроводивший джаназа; или вышедший в военный поход (на пути Аллаха); или зашедший к имаму-правителю, с целью укрепить его (в истине) и оказать ему почет; или пребывавший в своём доме, уберегая людей от себя и себя от людей». Ахмад 5/241, Ибн Абу ‘Асым 1021. Хадис достоверный.
Об извещении о смерти
Сообщать о смерти близкого родственникам или друзьям дозволено, поскольку так поступал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но об этом не следует объявлять в многолюдных местах или как это делают в наши дни, использовать для этого рупора, радио или средства массовой информации. Сообщается, что когда у Хузайфы (да будет доволен им Аллах) умирал близкий человек, он говорил: "Не сообщайте об этом, ибо я боюсь, что это будет возвещением о смерти, так как я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал возвещать о смерти". Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 986, Ибн Маджа 1476. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) объясняя это, пишет: "Возвещать о смерти запрещено в той форме, которую использовали во времена джахилии, возвещая о смерти кого-либо на базарах или в многолюдных местах.Что же касается извещения родственников умершего, то это разрешено, поскольку есть достоверные хадисы, указывающие на дозволенность этого". См. “Фатхуль-Бари” 3/93.
Соболезнование
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждого правоверного мусульманина, выразившего соболезнование своему брату (в Исламе) в его несчастии, Аллах, Свят Он и Велик, обязательно оденет в одеяния благочестия в День воскрешения». Ибн Маджа 1601, аль-Байхакъи 4/59. Хадис хороший. Подобный хадис от Анаса также приводят аль-Хатыб 7/397, Ибн 'Асакир 1/41.
Соболезнование является Сунной, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал это. Къурра ибн аль-Мазани рассказывал, что "когда умер малолетний ребёнок одного из сподвижников, пророк (да благословит его Аллах и приветствует), встретив его, выразил ему своё соболезнование". Ахмад 5/35, аль-Хаким 1/384, хадис достоверный.
Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенёс то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха. Однако соболезнование рукопожатием или объятием не является Сунной. Наилучшее же соболезнование это соболезнование пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал своей дочери, когда умер у неё ребёнок:«...Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». аль-Бухари 1284, Муслим 923.
إِنَّ لِلَّهِ مَا أَخَذَ، وَ لَهُ مَا أَعْطَى وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى...فَلْتَصْبِرْ وَالْتَحْتَسِبْ
/Иннали-Лляхимаахъаза, уаляхумаа'тауакуллюшейин 'индахубиаджалинмусамма.Фаль-тасбируаль-тахтасиб/.
Для принесения соболезнования нет определенного срока, и бытующее мнение большинства людей, что соболезнование ограничивается первыми тремя днями - слабое. Выражать соболезнование следует в то время, когда это будет наиболее уместно.
Имам ан-Науауи писал, что имам аш-Шафи'и, аш-Ширази и другие учёные (да смилуется над ними Всевышний) считали нежелательным сидения родственников в доме, для того, чтобы люди приходили и выражали им соболезнования. Наоборот им следует заниматься своими делами, а если кто-либо их встретит, то он выразит им своё соболезнование. И нет разницы между сиденьями мужчин и женщин в нежелательности этого. См. «аль-Маджму'» 5/306.
` Нельзя выражать соболезнования мусульманину, у которого умер неверный родственник!
О строгом запрещении причитания
Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если женщина, громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскрешения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев». Муслим 934.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах проклял женщин, которые царапают себе лица, рвут на себе одежду, и призывают беду и погибель». Ибн Маджа, см. “Сахихуль-Джами” 5092.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два дела, совершаемые людьми, являются признаком их неверия: поношение происхождения других и громкие причитания по покойному». Муслим 67.
Со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не относятся к нам бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи (невежества)». аль-Бухари 1297, Муслим 103.
Передаётся со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Покойный подвергается мучениям в своей могиле из-за того, что по нему причитают». аль-Бухари 1292.
О дозволенности плача над умершим, но без громких рыданий и причитания
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к своему сыну Ибрахиму, когда он был уже при смерти, и из глаз посланника Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) полились слезы, а ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф сказал: “И ты плачешь, о посланник Аллаха?” На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» аль-Бухари 1303, Муслим 2315.
От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!», - и пророк указал на свой язык.аль-Бухари1304, Муслим 924.
Примечание: По истечении трёх со дня смерти человека, плакать по нему уже нельзя. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Джа’фара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) через три дня после смерти Джа’фара пришел к его семье, и сказал: «Не плачьте над моим братом после этого дня». Ахмад 1750, Абу Дауд 2/194. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным.
О том, что следует спешить с захоронением умершего
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Несите носилки покойного побыстрей» аль-Бухари 1315, Муслим 944.
Этот хадис указывает на то, что все обряды похорон, такие как обмывание умершего, заворачивание в саван, быстрое перемещение носилок и быстрое захоронение, необходимо совершать быстро. Можно не торопиться лишь в том случае, когда задержка принесёт больше пользы. Например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти, чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился сознания в результате какого-либо приступа. Можно также повременить для того, чтобы собрались родственники и побольше мусульман, для совершения обрядов похорон. Если веления пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было спешить с подготовкой покойного к погребению, то ещё большую поспешность следует проявлять в выплате за него долгов, ибо покойный нуждается в этом больше. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Душа правоверного привязана к его долгу, пока он не будет выплачен». Ибн Маджа 2413. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
О том, кто выполняет обряды похорон по умершему
Если умерший не завещал, чтобы обряды его похорон после смерти совершил кто-то определённый, то желательно чтобы их совершили его близкие родственники - мусульмане. От 'Амира сообщается, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти искупали 'Али, Фадль и Усама ибн Зайд (да будет доволен ими Аллах), и они же спустили его в могилу, и вместе с ними также спустился 'Абдур-Рахман ибн 'Ауф. Когда 'Али закончил, он сказал: "Поистине, за дела человека (после его смерти), берутся члены его семьи". Абу Дауд 3209, аль-Байхакъи 4/53, достоверное предание.
Обмывание умершего
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нём, Аллах простит сорок раз». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395, от Абу Рафи'а. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Тот, кто искупал умершего мусульманина, получит великую награду от Аллаха, но при наличии двух условий:
1. Он должен стремиться тем самым к довольству Аллаха, не желая благодарности от людей, или ради какой-либо платы, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не принимает никаких деяний, кроме тех, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Насаий 3140, от Абу Умамы аль-Бахили. Хадис достоверный.
2. Он должен утаить всё, что узнает о мёртвом во время купания. Если же на умершем были хорошие признаки, то об этом можно рассказывать.
О том, что и муж, и жена могут искупать друг друга
'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Если бы ты умерла раньше меня, то я искупал бы тебя, завернул бы тебя, совершил бы молитву над тобой и похоронил бы тебя». Ахмад 6/228, Ибн Маджа 1465, Абу Я'ля 4579. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
В этом хадисе также содержится указание на последовательность обрядов.
Асма бинт 'Умайс (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Поистине, Фатима (дочь пророка (да благословит его Аллах и приветствует) завещала, чтобы её после смерти искупал 'Али". ад-Даракутни 2/79, аль-Хаким 3/163. Иснад хороший, как сказал это хафиз Ибн Хаджар.
Сообщается, от ‘Абдуллаха ибн Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими), что когда скончался Абу Бакр, его искупала его жена Асма бинт ‘Умайс, после чего она вышла и спросила у присутствующих мухаджиров: "Я сегодня соблюдаю пост, и сегодня холодно, так обязательно ли мне искупаться?" Они ответили: "Нет". Малик в “Мууатта” 1/194.
О том, как следует обмывать умершего
Сообщается, что Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Когда умерла дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он зашел к нам и сказал: «Обмойте её трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, водой и сидром (ююбой), а когда будете делать это в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите». Закончив омывать её тело, мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар (накидку, покрывающую нижнюю часть тела) и сказал: «Заверните её в это». Умм ‘Атыййа также рассказывала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Начинайте обмывать тело с правой стороны и с тех частей, которые необходимо обмыть при омовении». Кроме того, Умм ‘Атыййа также рассказывала: "И мы расчесали ей волосы, заплетя их в три косы".
аль-Бухари 1254-1255, Муслим 2/648-649.
Этот хадис является самым главным в главе об обмывании умершего.
# Умершего следует положить на удобное место, чтобы было удобно его купать.
# Нежелательно чтобы при купании присутствовало людей больше, чем необходимо.
# Следует покрыть 'аурат умершего (т. е. те части тела, которые следует прикрывать от посторонних глаз). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть мужчина не смотрит на 'аурат мужчины и пусть женщина не смотрит на 'аурат женщины». Муслим 338.
‘Ауарат мужчины от пупка до колен, а 'аурат женщины, между женщинами – это всё тело, кроме головы, шеи, рук и ног до середины голеней. См. “аль-Хидая шархуль-бидая” 4/85.
# Одежду с умершего следует снять после покрытия его 'аурата.
# Что касается тех, кто младше 7 лет, то их 'аурат покрывать не следует, и мужчина может искупать маленькую девочку, и женщина может искупать маленького мальчика. Мужчины не могут купать женщин, а женщины мужчин, кроме как мужья своих жён и жёны своих мужей.
Купающему умершего следует:
# Надеть на себя что-либо вроде сарафана, перчатки, и надеть что-нибудь на ноги, чтобы защитить их от стекающей воды.
# Купающему следует произнести слова "бисми-Ллях" и начинать обмывать тело с правой стороны и тех частей тела, которые обмываются при омовении, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
# Купая умершего следует использовать какое-либо очистительное средство (мыло, шампунь)
# В жаркую погоду купать мёртвого лучше тёплой водой, а в холодную погоду - холодной.
# Обмывая тело, следует почистить голову и лицо, потом следует повернуть мёртвого на левый бок и аккуратно почистить его правую сторону. Затем наоборот, повернув на правый бок, почистить его левую сторону. Поворачивая тело нужно следить, чтобы покрывало, покрывающее 'аурат, не спадало (покрывало следует поддерживать помощникам).
# Места 'аурата следует мыть левой рукой, просунув её под покрывало.
# Обмывать тело умершего следует нечётное количество раз, как сказал об этом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тем, кто купал его дочь.
# Подстригать ногти или удалять волосы на лобке и подмышками не следует. Можно подстричь ножницами усы, если они длинные.
# После завершения купания следует вытереть тело насухо.
# Купание, как мужчин, так и женщин происходит одинаково, разве что женщине следует заплести волосы в три косы (или три хвостика), как об этом сказала Умм 'Атыйя.
# Нет никаких проблем в том, чтобы женщина, у которой месячные купала как женщин, так и своего мужа.
# Если нет воды, то покойному следует сделать таямум (ударив один раз о землю руками, протереть ему лицо и кисти рук).
# Также следует сделать таямум тому, кого невозможно искупать, например сгоревшему.
# Имам Малик сказал: "Учёные говорили, что если умерла женщина, и нет женщин, которые омыли бы её, или нет её близких родственников, то ей должны сделать таямум". См. "Мууатта" 1/195.
# Имамы аш-Шафи'и и Ахмад (да смилуется над ними Аллах) считали, что если сохранилась даже незначительная часть тела, то её необходимо обмыть и совершить джаназа.
# Не следует купать шахида, умершего в бою на пути Аллаха. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "шахидов, павших в битве при Ухуде не омывали, не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву". Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Хадис хороший.
Шахида не следует купать, даже если он был в состоянии осквернения (без гъусуля). Сообщается, что когда в битве при Ухуде был убит Ханзаля ибн Абу 'Амир, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, вашего друга искупали ангелы. Спросите его жену об этом». Его жена сказала, что он вышел без полного омовения, когда услышал призыв. И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поэтому его искупали ангелы». аль-Хаким 3/204, аль-Байхакъи 4/15. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
# Выкидыша, которому нет 4 месяцев - не купают, не заворачивают в саван и не совершают над ним молитву, его просто хоронят. Ну а если выкидышу больше 4 месяцев, то это уже человек, в котором есть душа, и с ним поступают так, как и с ребенком, не достигшим семи лет. Ему также следует дать имя.
После купания умершего, Сунной является совершить полное омовение.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нёс носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный.
Однако это повеление пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его". ад-Даракъутни 191, Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Заворачивание в саван
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в Райские, шелковые одеяния из атласа и парчи». аль-Хаким 1/354, аль-Байхакъи 3/395. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
* Из денег умершего, прежде чем раздать долги и распределить имущество среди семьи, необходимо купить саван. Если же у него не было денег, то эта обязанность переходит на близких родственников. Если у него нет родственников, или же у них нет денег, то купить саван должны живущие в данной местности мусульмане.
* Джабир ибн 'Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передал слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата (в саван), то пусть делает это хорошо». Муслим “Джаназа” 49.
* Саван должен быть чистым, плотным и покрывать всё тело.
* Желательно заворачивать тело умершего в три куска материи, как это сделали с пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что "тело посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы". аль-Бухари 1264, Муслим 2/649.
* Желательно завернуть тело в белую материю. От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Надевайте белую одежду, ибо она лучшая из ваших одежд, и заворачивайте в неё ваших умерших». Ахмад 1/247, Абу Дауд 3878, ат-Тирмизи 994. Хадис достоверный.
* Материал следует подбирать по размеру и росту умершего.
Способ заворачивания: следует положить три ткани, одну на другую, затем положить на них покрытого умершего. Потом следует взять верхний саван с левой стороны и натянуть на правую сторону, затем правую сторону на левую. Также следует поступать со вторым и третьим саваном. Можно также разрезав первую ткань, сделав что-то вроде рубахи, продеть её через голову покойного. Следует сделать так, чтобы у головы оставалось больше ткани, чем у ног. Затем следует завернуть ткань у головы и у ног, и завязать её маленькими поясами из ткани, чтобы саван не развернулся по дороге на кладбище или при опускании в могилу.
* Заворачивать следует начинать с головы, и если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим, например, травой или сеном, как об этом говорится в хадисе. Хаббаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Когда Мус’аб был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника". аль-Бухари 1276, Муслим 2/649.
* После купания умершего или во время заворачивания следует умастить его благовониями, поскольку на это есть указания в Сунне. От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делаёте это трижды». аль-Байхакъи, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 278.
Однако, если умер человек в ихраме (т. е. совершающий хадж или умру), то его не следует умащать благовониями.
* Того, кто умер в состоянии ихрама, заворачивают в его ихрам,1 не покрывают голову и не умащают благовониями, как сказано об этом в хадисе. Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Один человек, находившийся вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время стояния на горе ‘Арафа (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обмойте его водой с сидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День воскрешения он будет воскрешён произносящим тальбийю2»". аль-Бухари 1265, Муслим 2/865.
1 Ихрам - два куска материи, в которые одет паломник, совершающий Хадж или ‘Умру.
2 Фраза, с которой начинается Хадж, и которую произносит паломник.
* Что же касается хадиса, в котором сказано, что дочь пророка (да благословит его Аллах и приветствует) завернули в пять одежд, иснад его не достоверный и искажённый, о чём сказал шейх аль-Альбани в “Ахкамуль-Джанаиз” 85. Но тем не менее женщин заворачивать в пять одежд можно, и это мнение большинства учёных, и оно считается сильным. См. «аль-Мугъни» 2/172.
* Шахидов следует хоронить в той одежде, в которой они были убиты, и нельзя её с них снимать, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Похороните их в их одеждах». Ахмад 5/431.
Молитва "Джаназа"
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня». аль-Бухари 631.
Достоинство молитвы джаназа
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения - в два карата». Люди спросили: "А что это за два карата?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они подобны двум огромным горам». аль-Бухари 1325, Муслим 945.
О пользе, которую приносит умершему молитва "джаназа"
Передают со слов 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». Муслим 947.
Сообщается, что Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято». Муслим 435.
Для того, чтобы их заступничество принялось должно быть соблюдено два условия:
1. Все люди совершающие молитву джаназа должны быть единобожниками.
2. Их мольба за умершего должна быть искренней. К большому сожалению много мусульман, совершающих молитву джаназа, не знают мольбу, которую следует произносить за умершего.
Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда». Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Об обязательности совершения молитвы джаназа
Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом».
Малик в "аль-Мууатта" 2/14, Абу Дауд 2693, Ибн Маджа 2/950, ан-Насаий 4/64. Хадис достоверный.
Имам ан-Науауи сказал: "Слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Встаньте и совершите молитву над вашим другом», - указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фардуль-кифайя по единогласному решению всех учёных (иджма')". См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.
Правило совершение молитвы джаназа
Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.
1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья.Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сыфату-Ссаля” 88. Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы.
См. этот вопрос подробней в книге “Ируауль-Гъалиль” 353.
Подымать руки в молитве джаназа следует только при первом такбире. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал". ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Иснад достоверный. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую". ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму'» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма'» сказал: “Все единодушны в том, что в первом такбире руки подымаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились”. Предание, в котором сообщается, что Ибн 'Умар во время молитвы джаназа подымал руки в каждом такбире является слабым, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 3/237. Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.
После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая). Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать ещё какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн 'Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн 'Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и ещё какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн 'Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.
Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.
2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие”.
аш-Шафи'и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное.
3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.
Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы:
Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного".Муслим 2/663.
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ
/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.
«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!»Ахмад 2/368, Ибн Маджа 1/480. Хадис достоверный.
اللَّهُمَّ اعْفِرْلِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِوَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُوَلاَ تُضِلَّنَابَعْدَهُ
/Аллахумма-гъфир ли-хайи-на, уа майити-на, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа манн тауаффайта-ху мин-на, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху/
_____________________________________
«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мучений Огня, ведь Ты исполняющий обещание и проявляющий справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты, - Прощающий, Милосердный!» Абу Дауд 3/211, Ибн Маджа, достоверный хадис.
اللَّهُمَّ إنَّ فُلاَنَ بْنَ فُلاَنٍ فِي ذِمَّتِكَ، وَ حَبْلِ جِوَارِكَ، فَقِهِ مِنْ فِتْنَةِ الْقَبْرِ وَ عَذَابِ النَّارِ، وَأَنْتَ أَهْلُ الْوَفَاءِ وَالْحَقِّ. فَاغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ.
/Аллахумма, инна фулян ибн фулян (…) фи зиммати-ка уа хабли джиуари-ка, фа-кы-хи мин фит-нати-ль-кабри уа ‘азаби-н-нари, уа анта ахлю-ль-уа-фа’и уа-ль-хаккы! Фа-гъфир ляху уархамху, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-рахиму/.
____________________________________________________
«О Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоем милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!»
اللَّهُمَّ عَبْدُكَ وَابْنُ أَمْتِكَ احْتَاجَ إِلَى رَحْمَتِكَ، وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ, إِنْ كَانَ مُحْسِناً فَزِدْ فِي حَسَنَاتِهِِ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجَاوَزْ عَنْهُ
/Аллахумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-хи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатихи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-ху/.
Окончания мольб следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший мужчина, то следует говорить "ляху" (его), а если женщина, то "ляха" (её). В скобках в место "такого-то" следует упомянуть имя умершего.
4-й Такбир:
Продолжение следует