Исламская энцеклопедия. Исламские термины

Пишем о Исламе, Веры, столпов Веры и о истории Ислама.

Модератор: Hanifa-Sunnat

Re: Исламская энцеклопедия. Исламские термины

Сообщение Admin » 05 июн 2011, 23:20

Что мы знаем об исламе?

Мухаммед v основатель исламской религии и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям v пророк Аллаха и Его посланник, через которого людям был передан Коран.
(Мухаммад, Мохаммед, уст. русск. Магомет; в зап. яз. - Muhammad, Mohammad, Mohammad, Mahomet), Ахмед б. Абдалла (ок. 570-632) из рода хашим родо-племенной группы курейш - основатель исламской религии и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям - пророк Аллаха и Его посланник, через которого людям был передан Коран.

Родился в Мекке в небогатой семье, близкой к мекканской знати, воспитывался в доме своего деда Абд аль-Мутталиба. С молодых лет участвовал в караванных торговых поездках. В возрасте 25 лет женился на богатой вдове Хадидже бинт Хувайлид, родившей ему нескольких сыновей (умерших в младенчестве) и четырех дочерей.

В возрасте около 40 лет Мухаммеду, знакомому с основами иудаизма и христианства, а также с учением аравийских монотеистов-ханифов, стали являться видения, а затем и речения извне. Позднее записанные последователями с его слов, они составили священную книгу мусульман - Коран. Первые откровения провозглашали величие единого Бога - Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о воскресении мертвых и Дне суда, о неизбежном наказании всех не верящих в Аллаха.

Гонения на Мухаммеда и его последователей со стороны мекканской верхушки вынудили его переселиться с группой сторонников из Мекки в оазис Ясриб, позднее получивший название Медины (полное название - Мединат расули-ллах, т. е. ''город Посланника Аллаха''). В Ясрибе, где жили языческие и принявшие иудаизм арабские племена, Мухаммед успешно выступил в качестве арбитра в междоусобицах, что помогло успеху его пророческой миссии и созданию первой мусульманской общины.

622 г. - год переселения (хиджры) Мухаммеда из Мекки в Ясриб стал началом мусульманского летосчисления.

После серии столкновений и перемирий с мекканцами Мухаммед со своим войском в 630 г. победоносно вошел в Мекку и очистил древний мекканский языческий храм Каабу от идолов.

Летом 632 г. в возрасте ок. 60-63 лет Мухаммед неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует также версия, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Масджид ан-Наби - Мечети Пророка).

Источники: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991, с. 178-180;
См. тж.: www.kcn.ru
www.members.tripod.com


Коран v главная священная книга мусульман, запись изречений, произнесенных пророком Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине.

Главная священная книга мусульман, запись изречений, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. (от араб. аль-куран - "чтение вслух, наизусть").

Согласно исламской традиции, Коран является Словом Аллаха и был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по предвечно существовавшему небесному оригиналу.

При жизни Пророка Коран существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе v Османе (644v656).

Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объема, кроме первой v Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

В "мекканских" частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мертвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорожденных девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Cтрашный суд. Суры "мекканских" откровений делятся на три группы. В сурах первой группысодержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырем годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает.

Суры "мединского" периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намеки на некрые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает "на пути Божьем", выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В "мединских" сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172).

Есть версия, что первоначально существовали записи лишь отдельных откровений, сделанных независимо от Мухаммеда, а в Медине, видимо, и по его указанию. Но наибольшей поддержкой в науке пользуется основанная на мусулманском предании гипотеза, согласно которой первые несколько отличных друг от друга записи полного текста Корана появились после смерти Мухаммеда (632 г) в кругу его ближайших сподвижников.

Между 650 и 656 гг. по приказу халифа Османа был подготовлен список Корана, который постепенно вытеснил другие записи. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII-VIII вв. В конце IX в. в текст Корана были введены диакритические знаки (огласовки), что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений, семь вариантов которых были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальным изданием Корана в Каире (1919, 1923 и 1928 гг.), которое следует одному из этих вариантов чтений.

Существующий текст Корана содержит 114 сур (глав) разной величины. По времени произнесения суры подразделяют на мекканские (610-622 гг, 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Последние в большинстве своем длиннее мекканских. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников ("дух", архангел Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками Пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям.

Своеобразие языка корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть Корана представляет собой рифмованную прозу. Своеобразие Корана как историко-кульурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Коран закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение уже существовавших, как правило, оседлых центров Внутренней Аравии, институтов и норм. Мировоззрение, отраженное Кораном, является новой ступенью в развитии общественного сознания общества Аравии, а не спонтанный творческий акт Пророка.

Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, а также его полемику с иудаизмом и христианством. В ходе этой полемики происходило насыщение проповедей Мухаммеда религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского содержания, а также некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило значительную эволюцию коранических представлений и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения.

В ходе социально-идеологических процессов, происходивших одновременно с арабо-мусульманской экспансией, Коран стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения. Сакрализация языка Корана сыграла важную роль в складывании на территории Халифата новой социально-коммуникативной системы.

По мере возникновения в мусульманском государстве культурного симбиоза, ознаменовавшегося широким усвоением мусульманской культурой достижений покоренных народов, усложнялось и теоретическое осмысление социально-религиозной системы, стержнем которой является Коран. Именно с этим процессом и связаны как развитие доктрины о "неподражаемости" Корана, так и возникновение дискуссии о его "сотворенности" или "несотворенности", которая в течение длительного времени являлась прямым отражением и во многом определяла характер социально-идеологической борьбы в Халифате.

Вскоре после смерти Мухаммеда стало очевидным, что Коран не может дать ответы на все возрастающее количество вопрсов, поставленных обществом, которое сложилось на покоренных мусульманами территориях. С одной стороны, это привело к появлению и росту значения других источников мусульманского права, особенно хадисов (преданий о деяниях и высказываниях Мухаммеда), с другой - к возникновению метафорических комментариев Корана, а в дальнейшем и появлению новых "писаний" (например, у бабитов).

Отражением широкой идейной борьбы, связанной с ролью светского и духовного начал в мусульманском государстве является и продолжающаяся поныне борьба вокруг места Корана в жизни мусульманского общества. Это выражается как в постепенном отказе от использования Корана в качестве даже символического источника государственности в ряде стран с прогрессивными режимами, так и в попытках возвращения к шариату и объявлении Корана "конституцией", определяющей всю систему государственного управления.

Сунна v пример жизни Пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
(Араб: "обычай", "пример"; полная форма - суннат расуль Аллах - сунна посланника Аллаха) - пример жизни Пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Является, наряду с Кораном, одним из источников шариата.

Сунна состоит из поступков Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками Мухаммеда и была зафиксирована в виде хадисов (у суннитов) и хабаров (у шиитов).

Сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Богу. Сунна объясняет и дополняет Коран. Традиционалисты считают следование сунне главным содержанием жизни мусульманина. Обучение сунне - важная составная часть мусульманского религиозного образования, а знание сунны - один из главных критериев для признания авторитености ученого-правоведа (факиха), его права быть имамом.

Противоположностью сунне считается бида (нововведение). В этом смысле сунниты как "люди сунны и общины" (ахль ас-сунна ва ль-джамаа) противопоставляют себя шиитам, якобы внесшим в ислам "недозволенные" новшества. В свою очередь, шииты считают, что именно они правильно следуют сунне.

Из суннитских мазхабов (правовых школ) наибольшее значение строгому следованию сунне придает ханбалитский мазхаб, что, в частности, нашло отражение в идеологии и практике ваххабизма.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991

Сунниты v последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.
(араб. ахль ас-сунна - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и др.

Сунниты делают особый акцент на следовании сунне (поступкам и высказываниям) Пророка , на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности правления первых четырех ("праведных") халифов - Абу Бекра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).

Суннизм как определенное течение оформился в X - XI вв. в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин "шиизм".

В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.

Шииты v последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
(араб. шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в "семье Пророка", считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.

После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в "семью Пророка", имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.

Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.

Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти "семье Пророка" находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды "назаконостью" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды - другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - "крайнее" и "умеренное". К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму - зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.

На протяжении всей истории ислама шииты вели вооруженную борьбу за возвращение власти Алидам. Наибольший успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях Халифата создавать свои государства - имаматы.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Умма v сообщество мусульман, мусульманская община в целом.

(араб.) v сообщество мусульман, мусульманская община в целом. Значение этого термина складывалось постепенно. В Коране им обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием (или отсутствием Писания).

История человечества в Коране v это последовательная смена одной религиозной общины (уммы) другой, все они составляли в прошлом единую умму людей, объединенных общей религией (умма Ибрахима).

В мединских сурах термин "умма" стал обозначать главным образом созданную Мухаммедом мединскую общину, состоявшую из мусульман и иудеев. Основой ее социальной организации были отношения зависимости/покровительства при общем "покровительстве" Аллаха. Покровителем членов уммы являлся и сам Мухаммед как Посланник Аллаха и передатчик Его воли.

К конце жизни Мухаммеда в умму было включено практически все население Аравии. После смерти Пророка и прекращения "непосредственного вмешательства" Аллаха в жизнь общины умма стала земным носителем верховного суверенитета.

Строго говоря, умма в современном значении этого термина обозначает всю совокупность мусульман. (В арабском языке произошла своеобразная "секуляризация" данного термина, которым обозначается не только религиозная общность, но и, например, "арабская нация"). Некоторые мусульманские деятели называют уммой мусульман, живущих на территории отдельного государства (говорят, например, о "российской мусульманской умме", что не соответствует точному смыслу этого понятия).

Ваххабизм v религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба.
Религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи (кади), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь своего учения.

Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида). Поэтому необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д. В области догматики Ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым Ибн Таймии и Ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане - "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии - аравийского язычества доисламского периода). Для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.

Проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII в. Ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.

В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991.

Джихад v "усердствование ради Аллаха", одна из главных обязанностей мусульманской общины. В наиболее распространенном значении v священная война за веру.
Джихад - (араб. усилие, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама) - одна из главных обязанностей мусульманской общины. Первоначально под джихадом подразумевались главным образом военные действия мусульманского государства. Это значение стало основным для немусульман и получило у них название Lсвященная война¦ (у многих мусульманских народов - газават).

Начиная с IX-X вв. понятие джихад наполняется новым содержанием: появились представления о высшей форме джихада - духовном джихаде, внутреннем самосовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырех типах джихада - джихаде меча, джихаде сердца, джихаде языка и джихаде руки.

В наши дни мусульманские авторы особенно подчеркивают оборонительный характер джихада и предпочтительность мирных средств для защиты и распространения ислама. В современных мусульманских декларациях джихад понимается как мобилизация сил мусульман для защиты ислама, в частности ради освобождения Иерусалима.

Муфтий v знаток шариата, дающий разъяснение по его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения v фетвы.
(Араб.: "дающий фетву") - знаток шариата, дающий разъяснение по его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах шариата и прецедентах.

Впервые муфтии как особые советники при правителях и кади были назначены халифом Омаром II (717-720) в Египте. По мере роста государства - Халифата - и совершенствования его организации правитель каждой большой области стал назначать или приглашать на службу муфтия, решения которого становились обязательными для населения этой области. В государстве или на какой-либо самоуправляемой территории могло быть несколько муфтиев, и тогда один из них становился главным и мог принимать апелляции на решения остальных.

В Османской империи в XV в. главный муфтий Стамбула стал Великим муфтием всей страны с титулом Шейх-уль-ислам и давал фетвы по запросам султана и чиновников, правивших от имени султана и по его повелению, утверждая (или отрицая) этим законность их действий с позиций шариата.

В настоящее время в каждом мусульманском государстве есть верховный муфтий, осуществляющий религиозный контроль над действиями правительства.

В России в настоящее время муфтиями являются главы Духовных Управлений мусульман.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991

Фетва v своего рода вердикт по какому-либо религиозно-правовому или культовому вопросу, выносимое муфтием или другим авторитетным религиозным деятелем в ответ на запрос кади (шариатского судьи) или другого лица.
В исламе - официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозно-правовому или культовому вопросу, выносимое муфтием или другим авторитетным религиозным деятелем в ответ на запрос кади (шариатского судьи) или другого лица.

Фетва выносится устно или оформляется в виде специального документа и может служить основанием для судебного решения кади или для выбора запрашивающими ее своих действий. Фетва должна основываться на принципах ислама, а также на прецедентах мусульманской юридической практики, сводимых обычно в сборники.

Часто фетвы являются формой реакции мусульманских лидеров различной ориентации на события общественно-политической и культурной жизни, вызывающей резонанс в мусульманском мире (пример - фетва аятоллы Хомейни от 1989 г. в отношении писателя Салмана Рушди, явившаяся фактически смертным приговором автору "Сатанинских стихов").

Шариат v комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения и религиозную совесть мусульман, выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
(Араб.: шариа, букв. - "прямой, правильный путь") - комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

Шариат нередко воспринимается в массовом сознании мусульман как исламский образ жизни в целом, совокупность религиозных, нравственных, юридических и бытовых норм, а также обычаев. В этом широком смысле шариат называют "религиозным законом" (в общесоциальном значении слова "закон"). Отсюда выражение "законы шариата".

Существуют различные взгляды на соотношение шариата и фикха (собственно мусульманского права). Некоторые мусульманские авторы рассматривают эти понятия как синонимы, другие считают шариат (как Богом данный закон) предметом фикха как правовой теории.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991.

Намазv мусульманская каноническая молитва, одно из пяти предписаний ислама.
(араб. - "салат", перс. - "намаз") - мусульманская каноническая молитва, одно из пяти предписаний ислама.

Первые мусульмане молились, совместно громко произнося формулы единобожия и возвеличения Аллаха. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрадатывалось в течение более чем 150 лет, пока все элементы не были сведены воедино и записаны Мухаммедом аш-Шайбани (ум. в 805 г.)

Основой намаза является ракат - цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, которые следуют друг за другом в строго определенном порядке. Намазу обязательно предшествует омовение.

Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: первая молитва на рассвете (аль фаджр или ас-субх) состоит из двух ракатов, в полдень (аз-зухр) - из четырех, предвечерняя (аль-аср) - также из четырех, на закате (аль-магриб) - из трех, с наступлением ночи (аль-иша) - из четырех. Дополнительная ночная молитва (витр) включает до тринадцати ракатов. При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, в момент восхода и захода солнца.

Сверх этих молитв может быть любое число добровольных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия. Возможно прямое обращение к Аллаху (дуа) на любом языке, омовение и ракаты при этом не нужны.

Намаз может совершаться индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденным намаз в пятницу рекомендуется совершать в мечети.

Мечто совершение намаза должно быть ритуально чистым, кроме того, молящийся расстилает специальный коврик. При коллективном молении верующие становятся рядами, а кто-то один (обычно это имам), стоя впереди спиной к остальным, руководит молением. Женщины молятся отдельно от мужчин, а если для этого нет возможности, то становятся сзади.

Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, плакать, совершать посторонние движения, откашливаться и т. п. Нельзя молиться в состоянии опьянения, бреда и т. п. Больные и инвалиды могут упрощать обряд намаза вплоть до ограничения мысленными движениями. В походных условиях можно молиться без омовения, в любом положении, даже лежа. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех мазхабов и общин, за исключением самых "крайних", отрицающих вяскую обрядность.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Улемыv собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама.
(араб. улама v знающие, ученые. Ед. ч. - алим) v собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.

Право называться улемами всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, правоведами-факихами и др. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания и т. д. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XVI в. улемы постепенно превращаются в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама в лице Османской империи шиитскому исламу, провозглашенному официальной формой исповедания ислама в Сефевидском Иране.

В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), которых в совокупности часто называли улемами.

В Османской империи была учреждена должность официального главы улемов, которым являлся муфтий Стамбула, носивший титул шейх-уль-ислам.

В условиях ослабления мусульманских государств в новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации социальной жизни и образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется неоднородность улемов как социальной силы.
В настоящее время среди улемов есть как сторонники модернизации общества, так и последователи консервативных, "фундаменталистских" течений.

confession.ru
Аватара пользователя
Admin
Site Admin
 
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00
Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Re: Исламская энцеклопедия. Исламские термины

Сообщение Hanifa-Sunnat » 24 окт 2013, 11:47

Исламские мораль и поведение

"А рабы Милосердного — те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: "Мир!" И те, которые проводят ночи пред своим Господом, поклоняясь и стоя. И те, которые говорят: "Господи наш, отврати от нас наказание геенны! Ведь наказание ею — бедствие! Поистине, она плоха как пребывание и место!" И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны. И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе, как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. ...И те, которые не свидетельствуют криво, а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством. И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним. И те, которые говорят: "Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!" Они будут вознаграждены горницей за то, что терпели, и встречены будут в ней приветом и миром, — вечно пребывая там. Прекрасно это как пребывание и место!" Коран, 25: 63-68, 72-76

Невозможно переусердствовать в постоянном напоминании, что Ислам — не просто система верований и не "религия" в привычном смысле этого слова. Скорее он является тем, что по-арабски называется дин — целостная система ценностей, образ жизни, вовлекающий всю сущность человека. Он не отделяет то, что относится к "религии", например, акты поклонения, от относящегося ко взаимоотношениям между людьми и мирской или "повседневной" жизни. Вследствие этого в личности мусульманина нет раздвоения, связанного с разделением жизни на различные составляющие и приложением к различным ее частям разных правил и критериев. Всеми аспектами жизни управляет одна и та же Божья воля, одни и те же данные Богом законы и нормы, и все действия человека, если они совершаются с искренним намерением угодить Богу путем соблюдения Его предписаний, расцениваются Исламом как поклонение в широком смысле этого слова.

Ислам не является также неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь простой просьбой к людям быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. Он ясен и однозначен в отношении всего, что является запретным (харам), равно как и всего, что является обязательным (фард). Разрешенные вещи (халяль) оцениваются, исходя из определенных критериев, таких как "похвальное", "порицаемое" и "нейтральное". Мусульманин в своем поведении руководствуется прежде всего Священным Кораном, а также примером и практикой Пророка — Сунной, в которой описано то, что он делал сам, рекомендовал или поощрял в других, и включающей Хадисы, содержащие его высказывания. Мусульманин поэтому точно знает, является то или иное поведение хорошим или плохим. Если оно плохо, оно однозначно запрещено Кораном или Хадисом; в противном же случае, если ни в первом, ни в последнем не содержится соответствующего запрета, то это не потому, что Бог забыл об этом. Это потому, что Он не пожелал его запрещать.

Хотя это весьма сложный вопрос следует все же упомянуть, что Коран и Сунна, являясь руководящими началами в поведении отдельного мусульманина, служат еще и источниками исламского законодательства, называемого Шариатом. Из этого обширного свода принципов выведена система исламского права, называемая Фикх, касающаяся всех аспектов жизни как индивидуальных, так и коллективных. Что же касается Мазхабов Ханафи, Ханбали, Малики, Шафи'и и Джа'фари, это лишь различные школы исламского права, а не отдельные секты внутри Ислама, как ошибочно думают многие( 1).
Принципы, управляющие моралью и поведением в Исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, разрешено все, кроме того, что Законодатель, Сам Бог, однозначно запретил либо в Коране, либо в Сунне Пророка, являющейся практической интерпретацией Корана. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит Одному лишь Богу. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и наоборот равносильна ширку, то есть приписыванию божественности чему-то, кроме Бога, поскольку власть и право узаконивать мораль и поведение принадлежат Одному лишь Богу.
Еще один принцип исламского права заключается в том, что все, ведущее к запретному, также запрещено. Кроме того, следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы однажды не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного. Игра с Божьими предписаниями и прибегание к трюкам и хитростям с целью придать запретному видимость разрешенного также очевидно запрещены. Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний и благоприятный исход не оправдывает в Исламе дурных средств. А то, что запрещено, запрещено для всех, безотносительно к полу, положению, богатству и всему прочему, поскольку в Исламе нет вещей, запрещенных простым гражданам, но разрешенных "особым" людям, или разрешенных мужчинам, но запрещенных женщинам; глава государства, самый выдающийся религиозный ученый, последний нищий, всякий мужчина, равно как и всякая женщина, являются субъектами одних и тех же законов. Наконец, незаконные вещи могут считаться законными на очень непродолжительный период, в случае острейшей необходимости, будучи ограничены весьма строгими правилами.
Законы, данные Богом человеку как руководящие начала на его жизненном пути, являются моральными и духовными принципами, столь же жизненными и обязательными и столь же неизбежно действующими, сколь и естественные законы, установленные им для физического мира. И Божьи законы, будь то предназначенные для человека или для остального мира, не являются произвольными или относительными, они есть результат Его бесконечного знания того, что является благом для Его творений. Поистине, Он запретил лишь то, что вредно или нежелательно для людей. Поэтому фундаментальный принцип, управляющий исламским правом, заключается в том, что все, что во благо, разрешено, а все, что приносит человеку вред, то есть либо ведет к его деградации, либо унижает его человеческое достоинство, причиняет ущерб его телу, разуму или душе или идет во вред его обществу, запрещено. Только лишь Всемогущий Бог может обладать столь всеобъемлющей мудростью, чтобы в абсолютном смысле знать, что благотворно, а что вредно для жизни отдельного человека и общества, в то время как люди, даже наиболее мудрые и лучшие среди них, ограничены в своем человеческом понимании и представлении. В любом случае, если что-либо запрещено, среди разрешенных вещей можно найти множество безвредных и благотворных альтернатив этому, что, в свою очередь, позволяет людям удовлетворять свои нужды и желания, не прибегая к нечистому, пагубному или вредному.
Каковы же в точности исламские учения о морали и поведении? Во многих отношениях они схожи с учениями Иудаизма и Христианства, чего вполне можно было ожидать, помня о том, что послания, принесенные Моисеем, Иисусом, Мухаммадом и всеми другими пророками (мир им всем), упомянутыми в Коране как муслимы, то есть покорные Богу, по сути дела представляли собой одно и то же — послания о подчинении Божьей воле и Его учению. Но исламские учения, как мы увидим, идут намного дальше, охватывая всю жизнь человека, как индивидуальную, так и коллективную, во всех ее аспектах — личных, общественных, политических, экономических и духовных — и равно служа нуждам его тела, разума и души. Они охватывают обязательства человека перед самим собой, перед Богом и перед другими людьми. Во многих отношениях исламские учения также намного более ясны и точны. Вместо простого установления общих принципов, таких как "будь добрым" или "будь честным", в Коране и Сунне Пророка ясно показано, что на практике означает быть добрым и честным, то есть приведена фактическая информация о действиях и поступках в самых разнообразных ситуациях, воплощающих добродетели, внушаемые Исламом мусульманину.
Ислам провозглашает, что учение, содержащееся в Коране, является окончательным, неизменным и обязательным для всех людей, где и когда бы они ни жили. Следовательно, безотносительно к тому, сколько прошло времени и насколько сильно изменились привычки и образ жизни людей, принципы Ислама — его нормы, ценности и предписания — неизменны, какими бы ни были преобладающие в обществе ценности или мнение большинства. В Исламе мнение большинства и людские желания ничуть не способны изменить Божественные принципы права, сделать правое неправым и наоборот, поскольку это есть прерогатива Одного лишь Бога. Это, конечно, ни в коем случае не означает, что Ислам против перемен и желает статичного общества, а лишь то, что его законы, управляющие человеческим поведением, являют собой вечные и неизменные духовные принципы, согласно которым человек обязан строить свою жизнь; будучи таковыми, они не привязаны к конкретному времени и не подлежат изменению. Таким образом, несмотря на то, что с течением времени стиль жизни и привычки людей могут, естественно, значительно изменяться, принципы и законы Ислама не могут быть изменены, "модернизированы", "реформированы" или каким-либо другим способом "подделаны" под людские желания, поскольку они исходят от Господа людей не для их удовольствия или удобства, а для их неизменного благополучия и высшего блага.
С целью более близкого ознакомления читателей с исламскими учениями, касающимися морали и поведения, мы приводим ниже перечень некоторых исламских предписаний и запретов. Исполнение предписаний считается добродетелью, совершение же запретного означает непокорность Богу и грех. Как мы увидим, те ценности, о которых говорилось в предыдущем разделе, а также мораль и ее воплощение в поведении в значительной мере совпадают. Взятые воедино, они позволяют нам ясно судить о том, какого рода личностью Ислам побуждает быть мусульманина, следования каким принципам жизни и поведения он от него ожидает.

Предписания
1. Осознание и страх перед Богом (такуа) должны управлять всем поведением мусульманина; средствами выражения этого являются акты поклонения.
2. Огромное значение в характере и поведении мусульманина имеют самодисциплина и самоконтроль
3. От мусульманина требуются правдивость, надежность и честность как в характере, так и в поведении, соблюдение обещаний и договоренностей.
4. Отдельному мусульманину следует быть справедливым и честным даже в ущерб себе или своей семье. От исламского общества также требуется строго придерживаться справедливости во всех делах
5. Всякая человеческая жизнь священна для мусульманина и отстаивание этого принципа - исламская обязанность.
6. Предписывается прощать других за нанесенные личные обиды. Если тот, кому нанесена обида, или его родственники примут решение не прощать обиду, они имеют право отомстить. Месть не должна быть более жестокой, чем нанесенная обида, и мстить имеет право только сам оскорбленный; оскорбленный и обидчик имеют право урегулировать конфликт посредством денежного возмещения.
7. Мусульманину следует сопротивляться несправедливости, тирании и угнетению, как по отношению к самому себе, так и к другим, всеми доступными ему средствами: своими руками, языком и сердцем
8. От мусульманина требуется уважение к собственности и имуществу других как к своему собственному. В обществе, где практикуется Закят и широко распространена добровольная благотворительность, воровство из-за бедности становится ненужным и преступным
9. От мусульманина требуются непорочность, скромность и благопристойность в поведении, внешнем виде, одежде и речи. Особо подчеркивается значение достоинства и чести женщин. Всячески поощряется брак, обеспечивающий дозволенное удовлетворение половых потребностей.
10. Особо подчеркивается значение ответственных и гармоничных отношений между мужем и женой, должной заботы о детях и их воспитании
11. Весьма важны покорность, уважение и доброе отношение к родителям и добрые, ответственные взаимоотношения с родственниками.
12. Предписываются добрососедство, отзывчивость и доброта во всех сферах жизни и ко всем людям
13. Требуются уважение к чести, репутации и личной жизни других людей.
14. Предписываются доброта к животным, уважение ко всякому Божьему творению. Если нужно умертвить животное, это должно быть сделано быстро и милосердно.
15. Владение собственностью, занятие торговлей и бизнесом разрешены и поощряются. Деньги должны находиться в обороте, будучи использованы для полезных вложений и трат. Поощряются всякого рода труд и созидательные усилия.
16. Разрешено в разумных пределах тратить деньги на себя и свою семью. Особо подчеркивается значение щедрости и гостеприимства. Мусульманину следует помнить о праве бедных и несчастных на получение части из его богатств.
17. Разрешено умеренное наслаждение полезными Божьими дарами - едой и питьем.
18. Обязанностями являются сотрудничество в добрых делах, поощрение правого и запрещение злого. Мусульманин, занимающий любое общественное положение и профессию, должен чувствовать ответственность за состояние своего общества и его дел.
Запреты
1. Мусульманину никогда не следует подвергать забвению или упускать из виду свою связь с Богом и ответственность перед Ним и действовать нарушая их.
2. Весьма порицаемые неконтролируемые желания, чрезмерность в физических удовольствиях и роскоши, неконтролируемые страсти, грубость и дурное поведение.
3. Строго запрещены ложь, обман, нарушение обещаний и договоренностей и всякое другое нечестное поведение.
4. Всячески порицается несправедливость и нечестность в любом виде. Исламскому обществу не разрешается допускать по отношению к людям какую-либо несправедливость.
5. Убийство, за исключением самозащиты и правой войны, является одним из величайших грехов. Государство может отнять жизнь только после соответствующего судебного процесса (за тягчайшие преступления).
6. Кровная месть запрещена и является тяжким грехом; справедливы лишь отпор или месть непосредственно обидчику или оскорбившему, в то время как кровная месть является сознательным нарушением справедливости и пренебрежением к закону.
7. Тирания и угнетение любых Божьих творений, в том числе правителем или правительством, строго запрещены и представляют собой весьма тяжкий грех.
8. Воровство запрещено и сурово наказуемо. Однако наказываться должно лишь сознательное воровство, а не связанное с голодом или нуждой.
9. Запрещены произвольные связи и всякого рода физические контакты между мужчиной и женщиной. Красота женщины и ее половые особенности не предназначены для всеобщего обозрения. Прелюбодеяние, супружеская невер-ность, проституция и гомосексуализм являются не только личными грехами, но и весьма тяжкими преступлениями, подрывающими устои общества и влекущими за собой чрезвычайно тяжкие наказания.
10. Весьма порицается безответственность, невнимательность, бездушность, жестокость и грубость одного из супругов по отношению к другому или детям.
11. Среди тягчайших грехов - непокорность, неуважение и причинение вреда родителям. Порицается разрыв связей с родственниками.
12. Осуждаются жестокосердие, злоба и дурное поведение по отношению к другим людям.
13. Запрещены злословие, клевета, вмешательство в чужие дела, подозрительность.
14. Запрещены жестокость по отношению к животным и бессмысленное причинение малейшего вреда природе.
15. Использование богатств для ростовщичества, подкупа и азартных игр запрещено. Общество должно процветать благодаря сотрудничеству и взаимопомощи, а не эксплуатации одних людей другими.Запрещена всякая экономическая деятельность, наносящая вред людям или обществу, в том числе занятие запрещенными видами торговли.
16. Запрещены чрезмерная тяга к богатству и собственности, мелочность, скопидомство, роскошествование и мотовство. Материальное не должно становиться целью жизни.
17. Порицаются обжорливость и излишество в еде и питье. Запрещено употребление алкоголя, наркотиков и свинины.
18. Запрещено объединяться с целью совершения зла; нежелание изменить то, что неправильно, или недостаточное участие в этом есть проявление безответственности.

Из приведенного выше становится ясным, насколько далеко идущие и всеобъемлющие исламские моральные предписания, практически одинаково затрагивающие социальные, правовые, административные и экономические аспекты мусульманского общества и отношения отдельного мусульманина с Богом, его семьей и друзьями. Ведь Ислам считает человеческую жизнь неделимым, единым целым, которое не может быть разбито на отдельные части. В Исламе нет института церкви, нет священников (поскольку исламские ученые, религиозные наставники, имамы и другие религиозные деятели — это только лишь люди, хорошо владеющие исламскими знаниями, а не священнослужители; они не считаются назначенными Богом и не имеют особого или посреднического статуса по отношению к Богу), как и нет положения, гласящего, что одна часть жизни — для Бога и грядущего, а другая — для этого мира, поскольку вся жизнь человека — для Бога и для Него Одного.
В чем исламские учения действительно преуспели, так это в том, чтобы сделать человека цельным, единым существом, придавая его жизни форму и направленность, которые пожелал для них Создатель. Коран говорит нам, что хотя человек и был сотворен наилучшим образом и по своему характеру он стоит даже выше ангелов, для реализации этого потенциала он должен следовать Божьему учению и прилагать все усилия. Цель исламских учений состоит, таким образом, в том, чтобы научить человека работать со сложной, многогранной человеческой натурой, со всеми ее составляющими, такими как тело, разум и душа, для того чтобы, если можно так выразиться, привести их под одну юрисдикцию. Вместо того, чтобы отвергать животную составляющую человека путем полного ее подавления или, наоборот, предоставления ей неограниченной свободы, Ислам направляет подобные потребности и желания в такое русло, чтобы они нашли свое выражение в конструктивной и благотворной, а не в случайной и бесконтрольной форме способной разрушить человека и общество. Например, Ислам не осуждает и не отвергает сексуальные нужды человека, но настаивает на том, что проявление человеческой сексуальности должно быть ограничено определенной целью и определенными условиями, то есть она должна проявляться только в браке, являющемся частью общей структуры отношений взаимных обязательств и ответственности. Опять-таки, он затрагивает еще один основной элемент человеческой природы — стремление к выгоде и материальным обретениям, ограничивая и направляя его таким образом, чтобы удержать мусульманина от жадности, мелочности, потери самоконтроля и чрезмерного увлечения материальными вещами. Короче говоря, Ислам настаивает на том, чтобы человек был действительно человеком, а не животным или дьяволом, забывшим обо всем в преследовании своих бесконтрольных и неопределенных целей и желаний.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Следует сказать несколько слов о значении терминов "сунниты" и "шииты". Они означают группировки внутри исламского сообщества, основанные на различиях не в основах веры, а скорее в концепциях наследования Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Сунниты считают, что Пророк не назначил никого в качестве преемника своей роли лидера и главы мусульманских уммы и государства после своей смерти, и, таким образом, четыре первых халифа были законно избраны среди людей. Шииты же придерживаются того мнения, что Пророк назначил своим наследником 'Али, своего двоюродного брата и зятя, и что лидер уммы должен быть потомком Пророка по линии 'Али и его жены Фатимы, дочери Пророка. Хотя о различиях во взглядах суннитов и шиитов говорится очень много, большинство шиитов считают, что они не затрагивают основных концепций, учений и практики, и по сути своей незначительны.
Аватара пользователя
Hanifa-Sunnat
 
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 20 июн 2011, 22:00


Вернуться в Ислам. Основы Веры. История Ислама. Мусульманские праздники.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron