Что мы знаем об исламе?
Мухаммед v основатель исламской религии и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям v пророк Аллаха и Его посланник, через которого людям был передан Коран.
(Мухаммад, Мохаммед, уст. русск. Магомет; в зап. яз. - Muhammad, Mohammad, Mohammad, Mahomet), Ахмед б. Абдалла (ок. 570-632) из рода хашим родо-племенной группы курейш - основатель исламской религии и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям - пророк Аллаха и Его посланник, через которого людям был передан Коран.
Родился в Мекке в небогатой семье, близкой к мекканской знати, воспитывался в доме своего деда Абд аль-Мутталиба. С молодых лет участвовал в караванных торговых поездках. В возрасте 25 лет женился на богатой вдове Хадидже бинт Хувайлид, родившей ему нескольких сыновей (умерших в младенчестве) и четырех дочерей.
В возрасте около 40 лет Мухаммеду, знакомому с основами иудаизма и христианства, а также с учением аравийских монотеистов-ханифов, стали являться видения, а затем и речения извне. Позднее записанные последователями с его слов, они составили священную книгу мусульман - Коран. Первые откровения провозглашали величие единого Бога - Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о воскресении мертвых и Дне суда, о неизбежном наказании всех не верящих в Аллаха.
Гонения на Мухаммеда и его последователей со стороны мекканской верхушки вынудили его переселиться с группой сторонников из Мекки в оазис Ясриб, позднее получивший название Медины (полное название - Мединат расули-ллах, т. е. ''город Посланника Аллаха''). В Ясрибе, где жили языческие и принявшие иудаизм арабские племена, Мухаммед успешно выступил в качестве арбитра в междоусобицах, что помогло успеху его пророческой миссии и созданию первой мусульманской общины.
622 г. - год переселения (хиджры) Мухаммеда из Мекки в Ясриб стал началом мусульманского летосчисления.
После серии столкновений и перемирий с мекканцами Мухаммед со своим войском в 630 г. победоносно вошел в Мекку и очистил древний мекканский языческий храм Каабу от идолов.
Летом 632 г. в возрасте ок. 60-63 лет Мухаммед неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует также версия, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Масджид ан-Наби - Мечети Пророка).
Источники: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991, с. 178-180;
См. тж.: www.kcn.ru
www.members.tripod.com
Коран v главная священная книга мусульман, запись изречений, произнесенных пророком Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине.
Главная священная книга мусульман, запись изречений, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. (от араб. аль-куран - "чтение вслух, наизусть").
Согласно исламской традиции, Коран является Словом Аллаха и был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по предвечно существовавшему небесному оригиналу.
При жизни Пророка Коран существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе v Османе (644v656).
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объема, кроме первой v Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.
В "мекканских" частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мертвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорожденных девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Cтрашный суд. Суры "мекканских" откровений делятся на три группы. В сурах первой группысодержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырем годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает.
Суры "мединского" периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намеки на некрые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает "на пути Божьем", выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В "мединских" сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172).
Есть версия, что первоначально существовали записи лишь отдельных откровений, сделанных независимо от Мухаммеда, а в Медине, видимо, и по его указанию. Но наибольшей поддержкой в науке пользуется основанная на мусулманском предании гипотеза, согласно которой первые несколько отличных друг от друга записи полного текста Корана появились после смерти Мухаммеда (632 г) в кругу его ближайших сподвижников.
Между 650 и 656 гг. по приказу халифа Османа был подготовлен список Корана, который постепенно вытеснил другие записи. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII-VIII вв. В конце IX в. в текст Корана были введены диакритические знаки (огласовки), что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений, семь вариантов которых были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальным изданием Корана в Каире (1919, 1923 и 1928 гг.), которое следует одному из этих вариантов чтений.
Существующий текст Корана содержит 114 сур (глав) разной величины. По времени произнесения суры подразделяют на мекканские (610-622 гг, 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Последние в большинстве своем длиннее мекканских. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников ("дух", архангел Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками Пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям.
Своеобразие языка корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть Корана представляет собой рифмованную прозу. Своеобразие Корана как историко-кульурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Коран закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение уже существовавших, как правило, оседлых центров Внутренней Аравии, институтов и норм. Мировоззрение, отраженное Кораном, является новой ступенью в развитии общественного сознания общества Аравии, а не спонтанный творческий акт Пророка.
Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, а также его полемику с иудаизмом и христианством. В ходе этой полемики происходило насыщение проповедей Мухаммеда религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского содержания, а также некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило значительную эволюцию коранических представлений и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения.
В ходе социально-идеологических процессов, происходивших одновременно с арабо-мусульманской экспансией, Коран стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения. Сакрализация языка Корана сыграла важную роль в складывании на территории Халифата новой социально-коммуникативной системы.
По мере возникновения в мусульманском государстве культурного симбиоза, ознаменовавшегося широким усвоением мусульманской культурой достижений покоренных народов, усложнялось и теоретическое осмысление социально-религиозной системы, стержнем которой является Коран. Именно с этим процессом и связаны как развитие доктрины о "неподражаемости" Корана, так и возникновение дискуссии о его "сотворенности" или "несотворенности", которая в течение длительного времени являлась прямым отражением и во многом определяла характер социально-идеологической борьбы в Халифате.
Вскоре после смерти Мухаммеда стало очевидным, что Коран не может дать ответы на все возрастающее количество вопрсов, поставленных обществом, которое сложилось на покоренных мусульманами территориях. С одной стороны, это привело к появлению и росту значения других источников мусульманского права, особенно хадисов (преданий о деяниях и высказываниях Мухаммеда), с другой - к возникновению метафорических комментариев Корана, а в дальнейшем и появлению новых "писаний" (например, у бабитов).
Отражением широкой идейной борьбы, связанной с ролью светского и духовного начал в мусульманском государстве является и продолжающаяся поныне борьба вокруг места Корана в жизни мусульманского общества. Это выражается как в постепенном отказе от использования Корана в качестве даже символического источника государственности в ряде стран с прогрессивными режимами, так и в попытках возвращения к шариату и объявлении Корана "конституцией", определяющей всю систему государственного управления.
Сунна v пример жизни Пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
(Араб: "обычай", "пример"; полная форма - суннат расуль Аллах - сунна посланника Аллаха) - пример жизни Пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Является, наряду с Кораном, одним из источников шариата.
Сунна состоит из поступков Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками Мухаммеда и была зафиксирована в виде хадисов (у суннитов) и хабаров (у шиитов).
Сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Богу. Сунна объясняет и дополняет Коран. Традиционалисты считают следование сунне главным содержанием жизни мусульманина. Обучение сунне - важная составная часть мусульманского религиозного образования, а знание сунны - один из главных критериев для признания авторитености ученого-правоведа (факиха), его права быть имамом.
Противоположностью сунне считается бида (нововведение). В этом смысле сунниты как "люди сунны и общины" (ахль ас-сунна ва ль-джамаа) противопоставляют себя шиитам, якобы внесшим в ислам "недозволенные" новшества. В свою очередь, шииты считают, что именно они правильно следуют сунне.
Из суннитских мазхабов (правовых школ) наибольшее значение строгому следованию сунне придает ханбалитский мазхаб, что, в частности, нашло отражение в идеологии и практике ваххабизма.
Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991
Сунниты v последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.
(араб. ахль ас-сунна - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и др.
Сунниты делают особый акцент на следовании сунне (поступкам и высказываниям) Пророка , на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.
Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности правления первых четырех ("праведных") халифов - Абу Бекра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).
Суннизм как определенное течение оформился в X - XI вв. в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин "шиизм".
В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.
Шииты v последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
(араб. шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в "семье Пророка", считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в "семью Пророка", имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти "семье Пророка" находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды "назаконостью" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды - другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - "крайнее" и "умеренное". К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму - зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
На протяжении всей истории ислама шииты вели вооруженную борьбу за возвращение власти Алидам. Наибольший успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях Халифата создавать свои государства - имаматы.
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.
Умма v сообщество мусульман, мусульманская община в целом.
(араб.) v сообщество мусульман, мусульманская община в целом. Значение этого термина складывалось постепенно. В Коране им обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием (или отсутствием Писания).
История человечества в Коране v это последовательная смена одной религиозной общины (уммы) другой, все они составляли в прошлом единую умму людей, объединенных общей религией (умма Ибрахима).
В мединских сурах термин "умма" стал обозначать главным образом созданную Мухаммедом мединскую общину, состоявшую из мусульман и иудеев. Основой ее социальной организации были отношения зависимости/покровительства при общем "покровительстве" Аллаха. Покровителем членов уммы являлся и сам Мухаммед как Посланник Аллаха и передатчик Его воли.
К конце жизни Мухаммеда в умму было включено практически все население Аравии. После смерти Пророка и прекращения "непосредственного вмешательства" Аллаха в жизнь общины умма стала земным носителем верховного суверенитета.
Строго говоря, умма в современном значении этого термина обозначает всю совокупность мусульман. (В арабском языке произошла своеобразная "секуляризация" данного термина, которым обозначается не только религиозная общность, но и, например, "арабская нация"). Некоторые мусульманские деятели называют уммой мусульман, живущих на территории отдельного государства (говорят, например, о "российской мусульманской умме", что не соответствует точному смыслу этого понятия).
Ваххабизм v религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба.
Религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи (кади), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь своего учения.
Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида). Поэтому необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д. В области догматики Ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым Ибн Таймии и Ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).
В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане - "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии - аравийского язычества доисламского периода). Для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.
Проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII в. Ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.
В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.
Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991.
Джихад v "усердствование ради Аллаха", одна из главных обязанностей мусульманской общины. В наиболее распространенном значении v священная война за веру.
Джихад - (араб. усилие, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама) - одна из главных обязанностей мусульманской общины. Первоначально под джихадом подразумевались главным образом военные действия мусульманского государства. Это значение стало основным для немусульман и получило у них название Lсвященная война¦ (у многих мусульманских народов - газават).
Начиная с IX-X вв. понятие джихад наполняется новым содержанием: появились представления о высшей форме джихада - духовном джихаде, внутреннем самосовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырех типах джихада - джихаде меча, джихаде сердца, джихаде языка и джихаде руки.
В наши дни мусульманские авторы особенно подчеркивают оборонительный характер джихада и предпочтительность мирных средств для защиты и распространения ислама. В современных мусульманских декларациях джихад понимается как мобилизация сил мусульман для защиты ислама, в частности ради освобождения Иерусалима.
Муфтий v знаток шариата, дающий разъяснение по его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения v фетвы.
(Араб.: "дающий фетву") - знаток шариата, дающий разъяснение по его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах шариата и прецедентах.
Впервые муфтии как особые советники при правителях и кади были назначены халифом Омаром II (717-720) в Египте. По мере роста государства - Халифата - и совершенствования его организации правитель каждой большой области стал назначать или приглашать на службу муфтия, решения которого становились обязательными для населения этой области. В государстве или на какой-либо самоуправляемой территории могло быть несколько муфтиев, и тогда один из них становился главным и мог принимать апелляции на решения остальных.
В Османской империи в XV в. главный муфтий Стамбула стал Великим муфтием всей страны с титулом Шейх-уль-ислам и давал фетвы по запросам султана и чиновников, правивших от имени султана и по его повелению, утверждая (или отрицая) этим законность их действий с позиций шариата.
В настоящее время в каждом мусульманском государстве есть верховный муфтий, осуществляющий религиозный контроль над действиями правительства.
В России в настоящее время муфтиями являются главы Духовных Управлений мусульман.
Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991
Фетва v своего рода вердикт по какому-либо религиозно-правовому или культовому вопросу, выносимое муфтием или другим авторитетным религиозным деятелем в ответ на запрос кади (шариатского судьи) или другого лица.
В исламе - официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозно-правовому или культовому вопросу, выносимое муфтием или другим авторитетным религиозным деятелем в ответ на запрос кади (шариатского судьи) или другого лица.
Фетва выносится устно или оформляется в виде специального документа и может служить основанием для судебного решения кади или для выбора запрашивающими ее своих действий. Фетва должна основываться на принципах ислама, а также на прецедентах мусульманской юридической практики, сводимых обычно в сборники.
Часто фетвы являются формой реакции мусульманских лидеров различной ориентации на события общественно-политической и культурной жизни, вызывающей резонанс в мусульманском мире (пример - фетва аятоллы Хомейни от 1989 г. в отношении писателя Салмана Рушди, явившаяся фактически смертным приговором автору "Сатанинских стихов").
Шариат v комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения и религиозную совесть мусульман, выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
(Араб.: шариа, букв. - "прямой, правильный путь") - комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Шариат нередко воспринимается в массовом сознании мусульман как исламский образ жизни в целом, совокупность религиозных, нравственных, юридических и бытовых норм, а также обычаев. В этом широком смысле шариат называют "религиозным законом" (в общесоциальном значении слова "закон"). Отсюда выражение "законы шариата".
Существуют различные взгляды на соотношение шариата и фикха (собственно мусульманского права). Некоторые мусульманские авторы рассматривают эти понятия как синонимы, другие считают шариат (как Богом данный закон) предметом фикха как правовой теории.
Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991.
Намазv мусульманская каноническая молитва, одно из пяти предписаний ислама.
(араб. - "салат", перс. - "намаз") - мусульманская каноническая молитва, одно из пяти предписаний ислама.
Первые мусульмане молились, совместно громко произнося формулы единобожия и возвеличения Аллаха. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрадатывалось в течение более чем 150 лет, пока все элементы не были сведены воедино и записаны Мухаммедом аш-Шайбани (ум. в 805 г.)
Основой намаза является ракат - цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, которые следуют друг за другом в строго определенном порядке. Намазу обязательно предшествует омовение.
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: первая молитва на рассвете (аль фаджр или ас-субх) состоит из двух ракатов, в полдень (аз-зухр) - из четырех, предвечерняя (аль-аср) - также из четырех, на закате (аль-магриб) - из трех, с наступлением ночи (аль-иша) - из четырех. Дополнительная ночная молитва (витр) включает до тринадцати ракатов. При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, в момент восхода и захода солнца.
Сверх этих молитв может быть любое число добровольных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия. Возможно прямое обращение к Аллаху (дуа) на любом языке, омовение и ракаты при этом не нужны.
Намаз может совершаться индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденным намаз в пятницу рекомендуется совершать в мечети.
Мечто совершение намаза должно быть ритуально чистым, кроме того, молящийся расстилает специальный коврик. При коллективном молении верующие становятся рядами, а кто-то один (обычно это имам), стоя впереди спиной к остальным, руководит молением. Женщины молятся отдельно от мужчин, а если для этого нет возможности, то становятся сзади.
Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, плакать, совершать посторонние движения, откашливаться и т. п. Нельзя молиться в состоянии опьянения, бреда и т. п. Больные и инвалиды могут упрощать обряд намаза вплоть до ограничения мысленными движениями. В походных условиях можно молиться без омовения, в любом положении, даже лежа. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех мазхабов и общин, за исключением самых "крайних", отрицающих вяскую обрядность.
Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
Улемыv собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама.
(араб. улама v знающие, ученые. Ед. ч. - алим) v собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Право называться улемами всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, правоведами-факихами и др. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания и т. д. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XVI в. улемы постепенно превращаются в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама в лице Османской империи шиитскому исламу, провозглашенному официальной формой исповедания ислама в Сефевидском Иране.
В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), которых в совокупности часто называли улемами.
В Османской империи была учреждена должность официального главы улемов, которым являлся муфтий Стамбула, носивший титул шейх-уль-ислам.
В условиях ослабления мусульманских государств в новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации социальной жизни и образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется неоднородность улемов как социальной силы.
В настоящее время среди улемов есть как сторонники модернизации общества, так и последователи консервативных, "фундаменталистских" течений.
confession.ru